_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 338
З.Т. Вахитова
старший преподаватель ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, РФ
ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Аннотация
В статье представлена оценка опыта государственной поддержки направленной на развитие сельского хозяйства в отдельных развитых зарубежных стран (Соединенные Штаты Америки, Германия)
Ключевые слова
Сельское хозяйство, фермерские хозяйства, государственная поддержка, субсидия
Оценивая мировой опыт развития малых форм хозяйствования в АПК следует отметить, что фермерские хозяйства занимают большую часть сельскохозяйственных земель в мире и вносят весомый вклад в мировое производство агропродукции.
В Соединенных Штатах основой сельскохозяйственного производства являются семейные фермерские хозяйства, в которых сосредоточены более 95 % сельскохозяйственных угодий страны. Под семейными фермами в США законодательно признаются те производители сельскохозяйственной продукции, в которых средства производства являются собственностью членов одной семьи и в которых управление производством, включая функции контроля, осуществляется семьей без наемных менеджеров.
Семейный характер американского фермерства подчеркивает соотношение труда членов фермерских семей и наемных рабочих. Если в середине 20 века оно было 3:1, то в начале 21 века 2:1. Это средний показатель, при этом дифференциация фермерских хозяйств глубока. Увеличивается доля крупных хозяйств, в которых занято от 10 до 20 наемных рабочих. Но управление и контроль чаще возлагается на семью, а не на нанятого управленца. Государственные органы тщательно контролируют этот показатель, и при использовании труда наемных менеджеров исключают такие фермы из категории семейных. Несемейные (капиталистические, многосемейные, корпоративные) сельскохозяйственные предприятия в США обрабатывают только 10 процентов сельхозугодий.
Сельское хозяйство Германии фактически полностью представлено фермерскими семейными хозяйствами. Средний размер земельной площади немецких фермеров составляет 49 га. На животноводческих фермах содержится в среднем 40 голов крупного рогатого скота и 2000 голов свиней на свиноводческих фермах.
Немецкие эксперты-аграрники считают, что главным критерием эффективности производства является не размер земельных угодий находящихся в собственности, а затраты труда на производство продукции. По их оценке для обработки 1000 га необходимо 20 человек, а 80 га может обработать один работник. Следовательно, эффективность производства у семейных фермерских хозяйств выше.
Продовольственное изобилие, социальная стабильность, бытовое благополучие во многом обусловлено вкладом фермерских хозяйств. Рывок в продовольственном обеспечении, который произошел в Германии за последние полвека, обеспечили фермеры. Но возможным это стало благодаря целенаправленной и системной государственной политике, направленной на поддержку интересов фермерских хозяйств.
Специальное регулирование в сельском хозяйстве (комплекс защитных, регулирующих и выравнивающих мер) немецкие политики сочли оправданным, т.к. слабая приспособляемость сельскохозяйственного производства и естественная ограниченность спроса на агропродукцию ослабляют позиции сельского хозяйства по отношению к другим отраслям экономики.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
И вторым основополагающим моментом в аграрной политике Германии является то, что предпочтение было отдано фермерскому укладу, так как во внимание были приняты не только экономические мотивы, но и мотивация, связанная с экологией, ландшафтной эстетикой, сохранением сельских поселений. А основой села является семейная ферма.
Германия, как член Евросоюза осуществляет свою аграрную политику в соответствии с общей сельскохозяйственной политикой, разрабатываемой Евросоюзом. Сельское хозяйство Германии получает прямое субсидирование из расчета на каждый гектар сельскохозяйственных угодий (от 150 евро для растениеводческих хозяйств и до 500 евро для животноводческих).
За фермерами закреплено первоочередное право на покупку земельных участков. Оборот сельскохозяйственных земель находится под контролем государства. При продаже земли более одного гектара, продавец обязан доложить в специальное ведомство, и тогда в процедуре продажи право на покупку первоочередным будет у фермера, нежели не фермера.
Осуществляется содействие развитию кооперации фермеров. Система кооперации рассматривается как ключевой фактор развития сельского хозяйства, роста устойчивости фермерских хозяйств и конкурентоспособности производимой ими агропродукции.
Введен режим наибольшего благоприятствования фермерам в сфере кредитования. Немецким фермерам предоставляют кредиты под 2-3,8% ссудной ставки. Кредиты, как правило выдаются под залог того объекта, на строительство которого берутся деньги. Низкая процентная ставка является мощным инструментом стимулирования развития сельскохозяйственного производства.
Таким образом, в развитых странах ключевым моментом в развитии фермерских хозяйств является государственная политика, направленная на поддержку сельскохозяйственного производства.
Список использованной литературы:
1. Башмачников В.Ф. Роль семейных фермерских хозяйств в развитии отрасли сельского хозяйства в США// АПК: регионы России. - 2012.- С. 12-16.
2. Вахитова З.Т. Социально-экономические проблемы развития малого бизнеса аграрного сектора экономики Тюменской области//Научное обозрение.- 2015. -№ 7. - С. 270-273.
3. Вахитова З.Т. Вопросы государственной поддержки АПК// Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 26 частях.-2013. С. 30-32.
4. Семин А.Н., Милоенко Е.В. Качество населения и социально-инженерная инфраструктура в сельских территориях Тюменской области// Агропродовольственная политика России.2015. - №5.-С.35-38
5. Милоенко Е.В. Концепция и основные индикаторы устойчивого развития сельских поселений Тюменской области// Наука и бизнес: пути развития.2014. - №6(36). - С. 56-59
6. Милоенко Е.В. Прогноз самообеспеченности продуктами питания населения Тюменской области за счет собственных источников производства//Научное обозрение.- 2015. -№ 6. - С. 194-197.
7. Милоенко Е.В. Методика комплексной оценки качества жизни населения Тюменской области// Экономика и предпринимательство. 2015. № 3(56). С. 222-229
8. Милоенко Е.В. Концепция и основные индикаторы устойчивого развития сельских поселений Тюменской области// Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 6 (36). С. 56-59
9. Михайлюк О.Н., Вахитова З.Т. Экономический механизм государственной поддержки форм малого бизнеса аграрного сектора экономики// Научное обозрение. Издательство: Издательский дом «Наука образования» (Москва).- 2015. - № 19. - С. 222-225.- п.л.
10.Новикова Н.Ю., Вахитова З.Т. Государственная поддержка малого бизнеса на селе// Научные труды Вольного экономического общества России. -2013. -Т. 179. - С. 517 - 521
© Вахитова З.Т., 2016