Научная статья на тему 'Тенденции развития кредитования корпоративных клиентов российскими коммерческими банками'

Тенденции развития кредитования корпоративных клиентов российскими коммерческими банками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТОВАНИЕ / РОССИЙСКИЕ БАНКИ / АНАЛИЗ / ДИНАМИКА / ТЕНДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашба Азамат Мухамедович

В статье автор раскрывает сущность корпоративного клиента на основе понятийного аппарата, примеров из практики в России и США. В данной статье приводятся примеры корпораций в России и в США, определяется их основная характеристика и разновидности по разным критериям, также выделяются основные различия между корпорациями в российской практике и корпорациями в США. Автор проводит анализ на основе агрегированных данных по объемам кредитования корпоративных клиентов в общей доле ссуд юридическим лицам, а также объем кредитования корпоративных клиентов в разбивке по отраслям в абсолютных величинах. С использованием данных, автор определяет доли кредитования корпоративных клиентов по отраслям, динамику изменений долей за последние 5 лет. Также в статье поясняются причины изменения отраслевой структуры кредитования корпоративных клиентов в течении последних 5 лет. На основе статистических данных, определяются темпы прироста объемов кредитования корпоративных клиентов. Для определения причин снижения или увеличения темпов прироста приводятся данные, показывающие спрэд между рентабельностью и средними процентными ставками за последние 5 лет. Касательно разбивки кредитного портфеля корпоративных клиентов по отраслям, автор приводит данные на основании которых определяет тенденции развития кредитных взаимоотношений банка с корпоративными клиентами. В статье производится деление отраслей на сезонные и несезонные. Благодаря такой дифференциации, автор отмечает особенности кредитования сезонных или несезонных отраслей через рентабельность и доступность кредитов корпоративным клиентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития кредитования корпоративных клиентов российскими коммерческими банками»

Тенденции развития кредитования корпоративных клиентов российскими коммерческими банками

со

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

Ашба Азамат Мухамедович

аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье автор раскрывает сущность корпоративного клиента на основе понятийного аппарата, примеров из практики в России и США. В данной статье приводятся примеры корпораций в России и в США, определяется их основная характеристика и разновидности по разным критериям, также выделяются основные различия между корпорациями в российской практике и корпорациями в США. Автор проводит анализ на основе агрегированных данных по объемам кредитования корпоративных клиентов в общей доле ссуд юридическим лицам, а также объем кредитования корпоративных клиентов в разбивке по отраслям в абсолютных величинах. С использованием данных, автор определяет доли кредитования корпоративных клиентов по отраслям, динамику изменений долей за последние 5 лет. Также в статье поясняются причины изменения отраслевой структуры кредитования корпоративных клиентов в течении последних 5 лет. На основе статистических данных, определяются темпы прироста объемов кредитования корпоративных клиентов. Для определения причин снижения или увеличения темпов прироста приводятся данные, показывающие спрэд между рентабельностью и средними процентными ставками за последние 5 лет. Касательно разбивки кредитного портфеля корпоративных клиентов по отраслям, автор приводит данные на основании которых определяет тенденции развития кредитных взаимоотношений банка с корпоративными клиентами. В статье производится деление отраслей на сезонные и несезонные. Благодаря такой дифференциации, автор отмечает особенности кредитования сезонных или несезонных отраслей через рентабельность и доступность кредитов корпоративным клиентам. Ключевые слова: кредитование, корпоративные клиенты, российские банки, анализ, динамика, тенденция.

Банковский сектор является одним из важнейших сегментов экономики страны, который обеспечивает движение финансовых ресурсов и, соответственно, ее дальнейшее развитие. С другой стороны, кредитование корпоративных клиентов формирует значительную часть прибыли коммерческого банка, которое сопряжено с кредитным риском вследствие финансовых потерь от невозврата выданных кредитов. В кризисный период для поддержания должного качества кредитного портфеля банки используют индикаторы, которые сигнализируют о необходимости принятия мер, по минимизации кредитного риска и повышению эффективности деятельности банка в кризисный период. Эти меры должны быть дифференцированы по группам заемщиков в зависимости от их отраслевой принадлежности, характера риска и банковского продукта.

В полной мере, это относится и к взаимоотношениям банка с корпоративными клиентами кредитного характера. К сожалению, в экономической литературе и в банковской практике нет единого подхода к трактовке понятия «корпоративный клиент», определению специфики организаций взаимоотношений банка с группами корпоративных клиентов.

Сущность термина «корпорация» раскрывается через разные трактовки (табл. 1).

Существует несколько критериев классификации корпораций, которые применимы в рамках мировой практики:

1. Правовой статус. Корпорация, называющаяся «де-юре» образована в соответствии с положениями устава корпорации. Корпорации, относящиеся к категории «де-факто» образованы при отсутствии полного соответствия всем материальным обязательным положениям устава корпорации.

2. Форма собственности. Корпорации разделяют на государственные и частные. Государственные корпорации могут быть акционерными или некоммерческими. Как известно, коммерческие акционерные общества ведут свою деятельность в целях извлечения прибыли, в то время как некоммерческие обычно представляют собой организации, не нацеленные на получение прибыли.

3. Типы корпораций. Корпорации могут находиться в собственности государства («Государственные корпорации»), могут быть зарегистрированы в определенном регионе и там же осуществлять свою деятельность («Национальные корпорации»). Также выделяют тип корпораций, действующие по всему миру, независимо от места регистрации и от формы собственности («Транснациональные корпорации»).

Корпорация в международной практике - «детище» устава. Устав корпорации есть контракт, который не может быть нарушен. Поэтому она не может подлежать непроизвольному и дискриминационному регулированию.

Таким образом, современная корпорация представляет собой юридическое лицо, выступающее в виде отдельной крупной организации (в разных правовых статусах) которое функционирует как в форме акционерного общества, так и в форме объединения нескольких акционерных обществ (преимущественно, в США).

На практике, корпорации в России представляют собой объединение организаций различных отраслей и сфер деятельности: производственной, научно-технической, маркетинговой, коммерческой и т. д.

Таким образом, специфика корпорации связана со следующими характеристиками: крупный субъект финансового рынка, устав которого обеспечивает его длительное существование, имеет разные формы собственности и является юридическим лицом.

Клиент - лицо, прибегающее от своего имени за свой счет к профессиональным услугам другого лица, например банка для открытия и обслуживания счета и проведения операций; участника организационных или неорганизованных рынков для покупки или продажи базового актива и/или производного финансового инструмента. 1 Кли-

Таблица 1

Трактовки понятия «корпорация» из разных источников.

Автор Источник Трактовка термин;! «корпорация»

Ответственная за раздел А Г Грязноеа Ои 11 аи сово- креди тн ы й и 1 циклоп едический словарь. Под общей редакцией А. Г. ГрЯЗНОВОЙ. - М : Финансы и статистика, 2004- с. 435 Корпорация экономическое и юридическое понятие, обозначающее различные организации, созданные для защиты Привилегий их участников.

Чарльз Дж. Вулфел, ПереНОД с англ. под руководством Красавиной Л. Н. Энциклопедия банковского дела и финансов / Чарльз Дж. Вулфел. перевод с англ. 11од рук. Красавиной Л. Н. - Корпорация «Федоров», 2000 ] ., с. 676-677. Корпорация - юридическое лицо, самостоятельное существование которого не зависит от собственников, кредиторов и агентов.

Б. Е. Ланин. Российская банковская энциклопедия. Гл. редактор - О. И. Лаврушин - М.: Энциклопедическая Творческая Ассоциация. 1995. - с. 212 Корпорация - экономическое и юридическое понятие, обозначающее различные организации, созданные для защиты привилегий их участников.

Гражданский кодекс РФ Статья 65 .1. «Корпоративные и унитарные юридические лица» Гражданского кодекса РФ Юридические лица, учредители(участники) которых обладают нравом участия(членства)в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями)

Таблица 2 Примеры корпораций в США

Наименование корпорации Отрасль Основная характеристика

Exxon Mobil Нефть и саз, энергетика Крупнейшая частная нефтяная компания в мире по рыночной капитализации, включающая в себя разведку, добычу и продажу нефти, природного газа и нефтепродуктов

AT&T Телекоммуникации Один из Крупнейших медиа конгломератов в мире. Является крупнейшим поставщиком местной и дальней телефонной связи в США и является одним из крупнейших провайдеров беспроводных услуг в США.

Рто cte r&Gam be 1 Потребител ь с к ие товары Один из Лидеров мирового рынка потребительских товаров. В настоящее время, компании Принадлежи] 43 основных бренда производимой продукции.

Wal-Mart Stores Розничная торговля Крупнейшая в мире розничная сеть, куда ВХОДИТ более 10 гыс. магазинов в 25 странах

ентами могут быть как юридические лица, так и физические лица.

В соответствии с содержанием терминов «корпорация» и «клиент» можно

определить понятие корпоративного клиента следующим образом: корпоративные клиенты банка - это юридические лица, относящиеся к группе нефинансо-

вых организаций, которые функционируют в реальном секторе экономики, прибегающие от своего имени и за свой счет к профессиональным услугам банка.

Характер кредитных взаимоотношений банка с корпоративными клиентами раскрывается через долю ссуд корпоративным клиентам в общем размере ссуд юридическим лицам, а также через отраслевую структуру кредитных вложений.

За последний пятилетний период, доля кредитов, предоставленных банками корпоративным клиентам в общем объеме выданных ссуд довольно значительна: на начало и на конец периода -84% (см. Рис. 1). Однако, эта доля колебалась: в 2010 - 2013 гг. было резкое падение доли на 7 п. п., что объяснимо развитием кризисной ситуации, связанной с внутренними и внешними факторами:

1. Ужесточение банковского надзора со стороны ЦБ РФ;

2. Замещение иностранным капиталом ссуд, выданных российскими банками после восстановления западных финансовых рынков от мирового финансового кризиса;

3. Увеличение объема просроченных кредитов, что вызывает банкротство корпоративных клиентов банка.

С 2014 г. начался рост доли корпоративных клиентов в общем объеме ссуд которая достигла на начало 2016 г. 84%, т. е. вышла на уровень начала 2010 г. Это связано с государственной поддержкой, оказываемой банкам и развитием импортозамещающих производств, что в целом стимулирует спрос на кредитование со стороны корпоративных клиентов.

Характер кредитных взаимоотношений банков и корпоративных клиентов раскрывается также через динамику темпов прироста кредитных вложений (см. Рис. 2).

На Рисунке 2 показана кривая темпов прироста объемов кредитования с 2011 - 2016 гг. Снижение темпов кредитования корпоративных клиентов с начала 2014 г. объясняется общим ухудшением кризисной ситуации в экономике: колебания курса валют, повышение процентных ставок (с 11 до 15%), увеличение объемов просроченных кредитов, что способствует снижению объемов кредитования корпоративных клиентов.

Данные в Таблице 3 свидетельствуют, что рост процентных ставок происходит на фоне снижения рентабельности бизнеса. Все это влияет на недоступность кредитных услуг для корпоративных клиентов и снижает размер выданных ссуд.

О À

es

S

w

2 e

œ

со

сэ

сч

£

а

2 о

Отраслевая структура кредитных вложений банков в сектор корпоративных клиентов позволяет определить степень дифференциации кредитных отношений. В настоящее время дифференциация основывается на сроке и обеспечении кредита и на риске заемщика - уровень его кредитоспособности, соответствие заемщика стандартам банка, категории клиента. В условиях плановой экономики, активно использовалась отраслевая дифференциация.

Специфика кредитных взаимоотношений банка и корпоративных клиентов определяется структурой этой группы заемщиков банка (отраслевая структура, структура по размеру деятельности, по форме собственности и т. д.).

Поскольку доля кредитов, представленных корпоративным клиентам, превалирует в общей сумме кредитного портфеля юридических лиц, то можно его отраслевую структуру распространить и на кредитный портфель корпоративных клиентов (Табл. 4, Рис. 3).

Из данных в Таблице 4 видно, что наибольшая доля кредитного портфеля корпоративных клиентов в период с 2010 - 2016 гг. приходится на отрасли оптовой и розничной торговли (23,76%) и обрабатывающих производств (17,54%). Минимальную долю в ссудах занимает сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (2,10%), за ним следует добыча полезных ископаемых (3,20%).

За 5 лет наблюдался прирост в кредитном портфеле корпоративных клиентов доли кредитования обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговле и операций с недвижимостью (Рисунок 3).

Отрасли реального сектора экономики делятся на две группы: сезонные и несезонные отрасли. Специфика кредитования клиентов, относящихся к названным группам, определяется следующими факторами:

- степенью равномерности кругооборота фондов;

- скоростью кругооборота;

- капитальной базой;

- характером потребности в кредитовании (объекты, срок, период спроса на кредит);

- уровнем рентабельности.

К сезонным отраслям стоит отнести: сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, строительство.

Доля сезонных отраслей в общем объеме ссуд колеблется от 5,95 до 8,68%. Из исходных данных видно, что доля сезонных отраслей резко снижается, начи-

Таблица 3

Примеры корпораций в Российской Федерации.

Рис. 1. Доля кредитования корпоративных клиентов в общем объеме кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Рис. 2. Темпы прироста объемов кредитования корпоративных клиентов

ная с 2014 г. Важно отметить, что динамика показывает снижение доступности кредита сезонных отраслей экономики.

Она связана с особенностями кредитования корпоративных клиентов сезонных отраслей.

Таблица 3

Показатель снижения спроса на кредитование корпоративных клиентов.

Ha Рентабельность Средняя процентная Спрзд между

начало: продаж ставка по рублевым рентабельностью

корпоративных корпоративным кредитам н процентными

клиенток, % и а срок с н м me 1 года, % ставками, и. п.

2010 10.8 15,4 -4.6

2011 10,0 12,0 -2.0

2012 9,6 10,4 -0.8

2013 8,6 11,2 -2,6

2014 7,0 11,5 -4,5

2015 7,3 11,7 -4,4

2016 8 J 15,0 -6,'J 1

1 Официальный сайт Ассоциации Российских банков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://arb.ru/banks/analitycs/

Таблица 4

Отраслевая структура кредитных вложений в сектор корпоративных клиентов,

Отрасли На начало года Средня я доля за 5 лет Изменен не доли за 5 лет, п. п.

2OI0 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Добыча полезн ых ископаемых 3,92 2,83 2,31 2,92 3,12 3,78 3,52 3.20 -0,4

Обрабатывающи с производства 17,41 16,88 15,35 13,85 16,12 17,88 25,29 17,54 7.88

Сельское хозяйство, охота и леснос хозяйство 2,52 2,52 2,23 2,09 1,87 1.56 1,93 2.10 -0,59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Строительство 5,24 6,05 5,75 6.29 6.82 5,30 4,02 5,64 -1,22

Транспорт и связь 4,85 4,09 4,90 5,95 3,82 3,58 3,78 4,42 -1,07

Оптовая и розничная торговля 22,66 22,89 21.07 23,34 27.39 26,08 22,89 23,76 0,23

Операции с недвижимым имуществом, аре I!да и предоставление услуг 5,64 5,59 6,28 6,38 7,03 6,09 6,28 6,18 0,64

Прочие виды деятельности 20,11 18,82 20,90 16,16 12,01 15,28 14,24 16,79 -5,87

На завершение расчетов 14,27 16,57 17,94 20.62 18,78 18,06 15,79 17,43 1.52

В целом за последние 5 лет сложились следующие тенденции развития кредитных взаимоотношений банка с корпоративными клиентами:

- Высокая доля банковских ссуд, предоставленных корпоративным клиентам в общем объеме кредитования юридических лиц (около 80%);

- Падение темпов прироста кредитных вложений;

- Недоступность банковских кредитов для многих корпоративных клиентов

(рост отрицательного спрэда между рентабельностью и средней процентной ставкой;

- Изменение отраслевой структуры кредитного портфеля за счет роста кредитования обрабатывающих производств (7,88 п. п.), оптовой и розничной торговли (0,23 п. п.), операций с недвижимостью (0,64 п. п.) и сокращения кредитования сельского хозяйства (0,59 п. п.), строительства (1,22 п. п.), транспорта и связи (1,07 п. п.), добычи полезных ископаемых (0,4 п. п.).

Литература

1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общей редакцией А. Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2004 - с. 435;

2. Энциклопедия банковского дела и финансов / Чарльз Дж. Вулфел, перевод с англ. Под рук. Красавиной Л. Н. - Корпорация «Федоров», 2000 г., с. 676-677.;

3. Хотинская Г. И. Корпоративный рост: методология измерения и управленческий инструментарий. М.: Научные технологии, 2013 г., 315 с.;

4. Банковское дело. Учебник //Под ред. Лаврушина О.И., 6-ое издание, -М., ЗАО «КноРус», 2008 г. - с. 156-168;

5. Валенцева В.И. Кредитный механизм и его составные элементы / В.И. Валенцева. М.: МФИ, 2007. - 456 с.

6. Завальнюк Ю.В. Современные проблемы кредитования МСП в России. // Инновации и инвестиции. 2016. №2. с.155-159

7. Управление финансовыми рисками / Хоминич И.П., Пещанская И.В., Сит-никова Н.Ю., Трифонов Б.И., Финогено-ва Ю.Ю., Перепелица Д.Г., Архипов А.П., Качалова Е.Ш., Южакова О.А., Саввина О.В. : Учебник и практикум / Москва, 2016. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (1-е изд.)

8. Старостин С.Ю. Маркетинговая концепция управления инвестиционной деятельностью коммерческого банка : дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 1999

Ссылки:

1 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общей редакцией А. Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2004 - с. 403.

2 Статистическая погрешность суммы кредитов всех отраслей составляет 2-3 %.

3 Статистическая погрешность суммы кредитов всех отраслей составляет 3-4 %.

Tendencies of development of crediting of enterprise customers by the Russian commercial banks Ashba A.M.

Financial University under the Government of the Russian Federation In this article the author reveals the concept of corporate customer using the concept of a Corporation by different authors and concepts of the client. This article gives examples of corporations in Russia and in the United States, defines their main characteristics and varieties according to different criteria, also highlighted key differences between the corporations in the Russian practice

О À

es

S

w

2 e

œ

Рис. 3. Разделение общего объема кредитования корпоративных клиентов по отраслям в

CS

сэ

сч

£

Б

ей

2 о

and corporations in the United States. The author conducts the analysis based on aggregated data on the volume of lending to corporate customers in the total share of loans to legal entities and lending to corporate customers by sectors in absolute terms. Using the data, the author determines the share of lending to corporate clients across industries, the dynamics of changes in the shares over the last 5 years. The article also explains the causes of changes in the sectoral structure of corporate lending in the last 5 years. On the basis of statistical data, determined the rate of growth in lending to corporate clients. To determine the causes reducing or increasing the rate of growth provides data showing the spread between a margin and the average interest rate over the last 5 years. Regarding the breakdown of the credit portfolio of corporate clients across industries, the author gives data on the basis of which determines trends in the development of the credit relations of Bank with corporate clients. The article divides industries into seasonal and non-seasonal. Due to this differentiation, the author describes the features of lending to seasonal or non-seasonal sectors through the profitability and availability of credit to corporate customers.

Key words: lending, corporate clients, Russian banks, analysis, dynamics, trend.

Таблица 5

Структура кредитных вложений, предоставленных корпоративным клиентам сезонных и несезонных отраслей,%.3

На начало: Доля кредитов корпоративным клиентам

Неселш il my отраслей Сезонных от раслей

2010 88.85 7,76

2011 87,66 8,58

2012 88,73 7,98

2013 89,22 8,38

2014 88,27 8.68

2015 90.75 6.86

2016 91.78 5.95

References

1. Financial and credit encyclopedic dictionary / Under the general editorship of AG Gryaznova. -Moscow: Finance and Statistics, 2004 - p. 435;

2. Encyclopedia of Banking and Finance

/ Charles J. Woolfel, translation from English. Under the hands. Krasavina LN - Corporation «Fedorov», 2000, with. 676-677;

3. Khotinskaya GI Corporate growth:

measurement methodology and management tools. Moscow: Scientific Technologies, 2013, 315 pp .;

4. Banking. Textbook / Ed. Lavrushina

OI, 6th edition, M., KnoRus, 2008 -p. 156-168;

5. Valentseva V.I. Credit mechanism and

its constituent elements / V.I. Valenteva Moscow: MFI, 2007. - 456 P.

6. Zavalnyuk Yu.V. Modern problems of

SME lending in Russia. // Innovations and investments. 2016. №2. p.155-159

7. Financial Risk Management / Khominich IP, Peshchanskaya IV, Sitnikova NY, Trifonov BI, Finogenova Yu.Yu., Perepelitsa DG, Arkhipov AP, Kachalova E Sh., Yuzhakova OA Savvina O.V. : A Textbook and a Workshop / Moscow, 2016. Ser. 61 Bachelor and Master. Academic course (1st ed.)

8. Starostin S.Yu. The marketing concept

of managing the investment activity of a commercial bank: diss. ... cand. econ. sciences. Moscow, 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.