ЕГЭ, не понимают, что значит вывести формулу и т. д.
В этой тревожной ситуации вопрос об эффективных образовательных технологиях в информационную эпоху особенно актуален [15]. У визуального и у вербального компонентов есть защитники. Имеет место эйфория по поводу лекции-презентации, но есть замечательные работы, защищающие классическую лекцию [18]. По нашему мнению, симбиоз двух ветвей культуры и трех степеней свободы неминуем. Современный этап можно считать переходным моментом в развитии культуры, флуктуацией, после которой все три компоненты (слово, текст, изображение) обретут единство, заняв свое подобающее место в обновленной культуре.
Литература
1. Андерсен Бент, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен Бент, К. ван ден Бринк. - М., 2007.
2. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М., 2007.
3. Болтер, Дж. Д. Степени свободы / Дж. Д. Болтер // Университетская площадь. - URL: http://pus.vsu.ru/pdf/ 2010/2010-01-22.pdf (дата обращения 11.10.2015).
4. Вершинин, С. Е. Приключения разума в постсоветском обществе, или Смотрение против чтения / С. Е. Вершинин // Дискурс-Пи : Науч.-практ. альм. - Екатеринбург, 2002. - Вып. 2. - С. 8-12.
5. Вирильо, П. Машина зрения / Поль Вирильо. -СПб., 2004.
6. Ворошилова, М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. Екатеринбург. - 2006. - Вып. 20. - С. 180-189.
7. Ильин, Ю. Маятник внимания / Ю. Ильин // КомпьютерраОиНш. 12.12.2005. - URL: http://old. computerra.ru/ features/243301/ (дата обращения 11.10.2015)
8. Как часто на лекциях Вы используете презентации?
- URL: http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread. php?t=7381.
9. Каптерев, А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен / А. И. Каптерев. - М., 2002.
10. Кинелев, В. Г. Образование для информационного общества / В. Г. Кинелев // Открытое образование. - 2007.
- № 5. - С. 46-57.
11. Коменский, Я. А. Мир чувственных вещей в картинках, или изображение и наименование всех важнейших
предметов в мире и действий в жизни / Ян Амос Коменский. - М., 1957.
12. Круткин, В. Л. Кит Мокси: о визуальных исследованиях и иконическом повороте / В. Л. Круткин // Вестник удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2011. - Вып. 2. - С. 30-36.
13. Михайлишина, Г. Ф. Мультимедийное представление учебного материала по физике в вузе. / Г. Ф. Михай-лишина, Е. Ю. Бахтина. - URL : http://www.ido.rudn.ru/ vestnik/2012/2012_1/23.pdf (дата обращения 11.10.2015).
14. Манько, Н. Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности / Н. Н. Манько // Известия алтайского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2009. -№ 2. - С. 22-28.
15. Назаров А. И. Физическое образование в вузах в условиях информатизации: качество и эффективность / А. И. Назаров, С. Д. Ханин // Физическое образование в вузах. - 2006. - Т. 12. - №4. - С. 3-11.
16. Окушова, Г. А. Смена педагогических парадигм как методологический резонанс изменения типов философского мышления / Г. А. Окушова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2005. - №2. - С. 7-10.
17. Ритцер, Дж. Макдональдизация общества / Дж. Ритцер. - М., 2011.
18. Роботова, А. С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее / А. С. Роботова // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 127-133.
19. Сазонова, З. С. Информационно образовательное пространство новой педагогики / З. С. Сазонова, Е. В. Матвеева // Высшее образование в России. - 2011. - №2. -С. 103-108.
20. Сарна, А. Я. Образ и медиум. Визуальный текст в массовой коммуникации / А. Я. Сарна. - М., 2011.
21. Стародубцев, В. А. Создание и применение электронного конспекта лекции: Учебное пособие / В. А. Стародубцев. - Томск, 2010.
22. Трухачева, В. А. Роль визуального и вербального компонентов в современных образовательных технологиях / В. А. Трухачева, В. И. Бородин // Материалы XII Международной научной конференции «Физика в системе современного образования». - Петрозаводск, 2013. - Т. 1 -С. 266-269.
23. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - СПб., 2000.
24. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У. Эко. - СПб., 2007.
УДК 004.85:378.09.147:81'243
Н. Ю. Фоминых
Севастопольский государственный университет
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
В статье представлены результаты БШОТ-анализа компьютерно ориентированной среды (КОС) иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники, определены сильные и слабые стороны КОС, на основании чего выявлены возможности и угрозы. Также авторы анализируют соответствие спроектированной КОС тенденциям развития мировой системы образования.
Компьютерно-ориентированная среда (КОС), иноязычная профессиональная подготовка (ИПП), рефлексивный подход, БШОТ-анализ.
The results of SWOT-analysis of computer orientated language learning environment (COLLE) of prospective IT-specialists are presented in the article, strengths (advantages), weaknesses (disadvantages), threads and opportunities of COLLE are defined and described in the paper. The authors analyze the designed COLLE according to the trends in the world educational system.
Computer orientated language learning environment (COLE), foreign language professional training, reflective approach, SWOT-analysis.
Введение. Продолжение таблицы 1
Необходимость самооценивания проектировщиком полученных в процессе проектирования результатов, а именно: компьютерно ориентированной среды (КОС) иноязычной профессиональной подготовки (ИПП) будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники, обусловила определение рефлексивного подхода в качестве методологической основы исследования. Сторонники данного подхода к образованию - Ю. В. Громыко [2], Г. И. Давыдова [3], Н. В. Инова [4], М. А. Петренко [5] - понимают под рефлексией свойство активного практического мышления личности, необходимое для осуществления оценки и самооценки, основанное на умениях оценивать, анализировать, соотносить полученный результат с идеалом и поставленными целями.
Основная часть.
Преследуя цель рефлексии проделанной проектировщиком работы, рационально провести SWOT-анализ процесса проектирования и полученных результатов. SWOT-анализ является методом стратегического планирования на основе комплексного изучения факторов, которые влияют на развитие системы (угрозы и возможности) и внутренние факторы, которыми система может управлять (сильные и слабые стороны). Использование данного метода, первоначально сугубо экономического, в педагогических исследованиях объясняется тенденцией междисциплинарной интеграции научного знания.
Итак, целью SWOT-анализа считаем позиционирование потенциальных возможностей и угроз КОС с последующим выстраиванием стратегии и тактики использования и тенденций развития сильных сторон для реализации выявленных возможностей и предотвращения угроз. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты SWOT-анализа КОС ИПП
Сильные стороны:_
- реализация демократических основ общественного устройства государства: право выбора содержания образования, лингвообразовательной траектории, обеспечение гибкости и доступности образовательных услуг;
- полилогичность и полисубъектность КОС, обеспечивающие всесторонний охват сопровождения обучения, воспитания, социализации, развития лучших качеств личности;
- обеспечение доступности иноязычных образовательных ресурсов для всех участников компьютерно ориентированной среды;
- наличие реальных условий для иноязычной коммуникации, профессиональной мобильности, сотрудничества и социализации педагогов и обучающихся;
- расширение сферы коммуникации и социализации, и, как следствие, сплочение мирового образовательного сообщества;
- появление новых векторов профессионального развития учителей и преподавателей иностранного языка;
- студентоцентризм, направленность на удовлетворение всевозможных образовательных потребностей обучающегося;
- обеспечение подлинной индивидуализации и дифференциации ИПП;
- обмен опытом, быстрое распространение передовых педагогических практик, мгновенное усовершенствование, дополнение и изменение образовательного контента;
- разработка содержания иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов на основе анализа международного рынка труда и требований работодателей_
Слабые стороны:_
- неготовность значительной части молодых преподавателей к преподаванию иностранных языков в неязыковом высшем учебном заведении;
- недостаточный уровень развития информационной компетенции учителей, преподавателей и студентов;
- низкий «стартовый» уровень владения иностранным языком выпускников общеобразовательных школ;
- сложность осуществления контроля качества реализации многообразия учебных модулей иноязычной профессиональной подготовки и лингвообразовательных траекторий студентов в едином временном формате;
- «размытые» границы профессиональной ответственности преподавателя, осуществляющего координацию обучения, развития, социализации личности студента;
- низкое материально-техническое обеспечение ВУЗов для полномасштабной реализации возможностей использования ИКТ, компьютерных классов, специального лингофонного оборудования в процессе ИПП будущих специалистов;
- недостаточная гибкость учебных планов и программ отдельных ВУЗов для предоставления студентам права выбора в процессе ИПП_
Возможности:_
- повышение доступности высшего образования;
- расширение международных контактов в сфере образования и производства;
- изменение образовательной ситуации в целом по стране и в регионе, в частности;
- совершенствование системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы;
- расширение возможностей: для учащихся школ -профориентации, для студентов - трудоустройства, для педагогов - профессионального развития, для работающих инженеров - конкурентоспособности и выхода на мировой рынок труда;
- позиционирование родительской общественности и работающих 1Т-профессионалов как равноправных участников учебно-воспитательного процесса;_
Продолжение таблицы 1
- привлечение инициативных квалифицированных педагогов к разработке образовательного контента КОС;
- улучшение имиджа и реклама ВУЗа посредством организации и проведения массовых онлайн курсов в КОС_
Угрозы:_
- коммуникативно-социальная комфортность компьютерно ориентированной среды может способствовать уменьшению доли реальной коммуникации участников;
- нарушения психофизического состояния пользователей (Интернет-зависимость, игромания, информационная избыточность и перенасыщение, нарушение зрения и двигательного аппарата), спровоцированные нерациональным использованием информационно-коммуникационных технологий;
- проблемы социально-этического характера (компьютерная преступность; качество, количество и ва-лидность образовательного контента; социально-информационные манипуляции; дезинформация; плагиат; информационная безопасность), обусловленные неготовностью молодежи к виртуальному социально-информационному взаимодействию;
- отток талантливой производительной и интеллектуальной рабочей силы за рубеж_
Следует отметить, что выявленные сильные и слабые стороны КОС определяют внутренние характеристики среды, детерминирующие ее развитие. В тоже время возможности и потенциальные угрозы характеризуют взаимодействие среды с внешними факторами, которые необходимо учесть при определении тенденций развития компьютерно ориентированной среды, как с точки зрения укрепления ее внутреннего состояния, так и с позиций поиска путей снижения или нивелирования внешних негативных проявлений и рисков.
Проведенный анализ делает возможным определение тенденций развития компьютероно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники. В этой связи представляет интерес исследование С. В. Сапожникова, которым выделены тенденции развития системы высшего образования: глобализация, демократизация, интеграция высшего образования в мировой образовательный простор, иституализация и диверсификация высшего образования, создание рынка образовательных ресурсов, универсализация высшего образования и научно-педагогического обеспечения учебного процесса, индивидуализация и дифференциация обучения студентов, интернационализация, ориентация на опережение и непрерывность, трансформация традиционных форм учебного процесса, внедрение дистанционных форм обучения, переход от фронтальных и групповых форм работы к индивидуально-групповым занятиям, инновационная направленность содержания и образовательных технологий [6, с. 389]. Анализ сильных сторон и возможностей КОС позволил определить степень соответствия функционирования разработанной среды
тенденциям развития высшего образования в целом (см. табл. 2).
Как видно из табл. 2, разработанная компьютерно ориентированная среда функционирует в одном ключе с общими тенденциями развития системы высшего образования. Такие результаты проведенного анализа очередной раз засвидетельствовали своевременность, актуальность, необходимость, важность проведенного исследования. Однако, будучи явлением многогранным, разноплановым и полифункциональным, компьютерно ориентированная среда имеет свои характерные особенности, обусловившие дополнительные специфические тенденции развития КОС иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники, среди них:
- быстрая смена информации, необходимость постоянного оперативного обновления образовательного контента;
- устаревание информационно-коммуникационных технологий и технических платформ;
- значительное повышение интереса к владению иностранными языками на уровне свободного общения;
- перманентное пребывание индивида в разнообразных средах (профессиональная, информационная, социальная, экономическая, политическая, образовательная);
- опосредованная виртуальная коммуникация.
Охарактеризуем подробнее каждую из выявленных специфических тенденций КОС. Так, быстрая смена информации обусловлена стремительным развитием научно-технического прогресса, что наиболее характерно для специалистов именно в области информатики и вычислительной техники. Это, в свою очередь, влечет за собой необходимость постоянного оперативного обновления образовательного контента компьютерно ориентированной среды; предоставления доступа пользователям не только к учебной иноязычной информации, но и аутентичной; создание условий непрерывного образования и развития личности; изменение параметров учебного контента со смещением объема различных образовательных влияний в пользу взаимо- и самообучения. Вторая тенденция - устаревание информационно-коммуникационных технологий и технических платформ - также обусловлена стремительными изменениями, происходящими в мире науки и техники, непрекращающейся эволюцией ИКТ в сторону усложнения и повышения качества. Данная тенденция определяет необходимость соблюдения определенных требований к компьютерно ориентированным средствам обучения на трех уровнях: медиаподачи образовательного материала, требуемой автоматизации контроля и управления учебным процессом, методов и технологий обучения.
Интернациональный характер профессиональной деятельности 1Т-специалистов, глобализация экономических и социальных процессов обусловили третью тенденцию компьютерно ориентированной среды - значительное повышение интереса к владению
Таблица 2
Соответствие КОС общим тенденциям развития высшего образования
Тенденции развития высшего образования Характеристика КОС
Глобализация Неограниченность процесса ИПП временем и местонахождением студента или высшего учебного заведение, открытость процесса обучения, возможность присоединения новых пользователь в любой момент времени
Демократизация Радикальная демократизация и децентрализация авторитетов и власти в сетевых сообществах, обучение в партнерстве, в диалоге, в сотрудничестве, со-проектирование среды
Интеграция высшего образования в мировой образовательный простор, интернационализация Возможность для студентов, преподавателей, учителей, выпускников школ обучаться в массовых открытых он-лайн курсах на площадках зарубежных высших учебных заведений, присоединение зарубежных студентов к учебным курсам КОС, коммуникация в сетях, международных социальных группах, участие в интернациональных проектах
Иституализация и диверсификация высшего образования Комплементарность ИПП будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники, социальный характер и профессиональная направленность ИПП
Создание рынка образовательных ресурсов Открытое распространение образовательного контента в сети Интернет, широкий банк компьютерно ориентированных средств обучения
Универсализация высшего образования и научно-педагогического обеспечения учебного процесса Универсальность иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники
Индивидуализация и дифференциация обучения студентов Возможность выбора лингвообразовательной траектории в КОС, обучение на основе анализа потребностей студента, определение входного уровня владения английским языком, широкий спектр разноуровневых заданий, мгновенная обратная связь, консультирование
Ориентация на опережение и непрерывность Развитие и совершенствование банка образовательных ресурсов в соответствии с достижениями мировой цивилизации и научно-технического прогресса, непрерывность иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов, ориентация на самообразование, саморазвитие, обучение на протяжении всей жизни
Трансформация традиционных форм учебного процесса Видеолекции, видеоконференции, вебинары, обучение в сетевых сообществах, массовых открытых он-лайн курсах, он-лайн дискуссии (устные и письменные, в реальном и отложенном времени), социализация в социальных группах, профессиональных сообществах, проектная деятельность, Webquests, интерактивные формы
Переход от фронтальных и групповых форм работы к индивидуально-групповым занятиям Обучения, участие в конференциях он-лайн, автоматизация процедур контроля, создание собственных средств обучения на основе сервисов Web-2.0
Инновационная направленность содержания и образовательных технологий
иностранным языком на уровне свободного общения. Удовлетворение данной тенденции требует организации подлинного иноязычного коммуникативного пространства в процессе иноязычной профессиональной подготовки, расширения содержания обучения за счет изучения различных стилей и сфер общения, социокультурной направленности учебного процесса, увеличения доли самостоятельной работы, организации поликультурного взаимодействия участников, подготовки студентов к эффективному устному и письменному иноязычному общению, как на бытовом, так и профессиональном уровнях.
Тенденция развития КОС - перманентное пребывание индивида в разнообразных средах (профессиональной, информационной, социальной, экономической, политической, образовательной) - определена философией информационного общества, где наивысшей ценностью является информация, а любая среда - информационной; взаимосвязью, взаимопроникновением и взаимообусловленностью данных
сред. Эта тенденция обусловила необходимость проектирования разнообразных учебных предметных сред, интегрирующихся, с одной стороны - в глобальное информационное пространство, с другой - в личное пространство индивида, обеспечивая тем самым проникновение процесса обучения и познания во все сферы жизнедеятельности человека.
Характерной чертой технократической культуры является широкое использование аппаратных и программных средств информационно-коммуникационных технологий для решения разнообразных бытовых и профессиональных задач, соответственно тенденция - опосредованная виртуальная коммуникация - является признаком современного мира, в котором общение человека происходит посредством электронной почты, телефонной и видеосвязи, в чатах и форумах, социальных сетях и сообществах. В этой связи можно утверждать о появлении нового вида речевой деятельности - виртуальной речи, представляющей собой синтез устной и письменной. Вирту-
альная речь характеризуется возможностью личностного общения в реальном времени с множеством партнеров одновременно, с мгновенной или отложенной реакцией; избирательностью коммуникации, редуцированием и упрощением языковых средств. Следовательно, вдобавок к коммуникативному иноязычному барьеру у пользователей КОС присутствуют определенные трудности письменного и устного общения, опосредованного компьютером и телекоммуникационными каналами связи.
Таким образом, в процессе иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в компьютерно ориентированной среде предусмотрены специальные мероприятия, направленные на изучение особенностей Интернет-дискурса, правил электронной переписки, языковых и речевых правил компьютерных текстов, особых способов оформления иноязычных видео- и аудиосообщений.
С целью обеспечения дальнейшей жизнедеятельности и совершенствования компьютерно ориентированной среды считаем необходимым конкретизировать выявленные тенденции в стратегии и тактике развития КОС. Так, к приоритетным стратегическим векторам развития среды относим:
- приумножение сильных (достоинств) и устранение слабых (недостатков) сторон КОС;
- реализацию открывшихся возможностей и компенсацию выявленных угроз;
- оптимизацию влияния среды на обучение и развитие социально значимых качеств личности студента и преподавателя;
- нивелирование негативных воздействий и влияний среды;
- повышение уровня информационно-личност-ностной безопасности участников среды;
- трансформацию и наращивание ресурсов и условий среды в соотствии с изменяющимися образовательными потребностями личности, общества, государства.
Обозначенные стратегические векторы развития КОС должны реализовываться в следующих тактических шагах:
- организация специальной, совместной со специалистами-психологами работы по снижению степени выраженности манипулятивного отношения участников в компьютерно ориентированной среде;
- выработка личностных и групповых навыков пользователей безопасного поведения в КОС, развитие умений противостояния негативным информационным воздействиям и влияниям путем психологических и коммуникативных треннингов, специальных семинаров;
- расширение широты охвата компьютерно ориентированной среды за счет привлечения будущих учителей иностранных языков к участию вКОС, как на уровне обучающихся студентов, так и сопроекти-ровщиков среды;
- заинтересованность общества в подготовке студентов-филологов к преподаванию иностранного языка для специальных целей и делового общения;
- увеличение доли проектных заданий, участниками которых могут выступить родители и школьники более младшего возраста;
- повышение транслируемости и тиражирования отдельных компонентов компьютерно ориентированной среды путем предоставления ссылок на различных сайтах, в блогах, Интернет-изданиях;
- развитие сотрудничества с представителями отечественной 1Т-индустрии, профессиональными ассоциациями, центрами занятости населения;
- грантовая поддержка образовательных инициатив по информатизации и продвижению новых методик иноязычной профессиональной подготовки студентов технических высших учебных заведений;
- привлечение структур 1Т-бизнеса в качестве ресурсной поддержки информатизации образования целиком и ИПП в частности;
- организация и проведение комплексных исследований:
1) частно-методических по изучению возможностей среды для формирования отдельных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции студентов;
2) психолого-педагогических по снижению негативных рисков информатизации образования;
3) технических по проектированию новых образовательных сервисов и платформ;
- расширение сферы использования компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки для специалистов других областей, а также изучения отличных от английского языков (немецкий, испанский, итальянский);
- создание долгосрочных программ развития кадрового потенциала: учителя и преподаватели - повышение квалификации в области использования ИКТ, работающие специалисты в области информатики и вычислительной техники - изучение иностранного языка; студенты - эффективная иноязычная профессиональная подготовка, регулярные стажировки на реальных рабочих местах (региональных и зарубежных);
- развитие международных связей ВУЗа через организацию постоянно действующей системы студенческих и преподавательских обменов, сетевых программ, участие в международных проектах.
Выводы.
Таким образом, проведенный анализ позволил установить стратегические векторы и тактические шаги, продвижение по которым имеет потенциал обеспечить желаемый рост эффективности компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов, а также четко охарактеризовать детерминанты и тенденции развития КОС, еще раз подчеркнуть актуальность и своевременность изучаемого вопроса для системы высшего профессионального образования.
Литература
1. Горбунова, Н. В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заве-
дения / Н. В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сб. статей: - Ялта, 2015. - Вып. 46. - Ч. 1. - С. 223-229.
2. Громыко, Ю. В. Проектирование и программирование развития образования / Ю. В. Громыко. - М., 1996.
3. Давыдова, Г. И. Рефлексивный диалог в образовательном процессе ВУЗа: дис. ... д-ра пед. наук / Г. И. Давыдова. - М., 2009.
4. Ионова, Н. В. Развитие рефлексивной компетентности у студентов в процессе преподавания психолого-педагогических практикумов / Н. В. Ионова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. -№ 2 (63). - С. 117-120.
5. Петренко, А. М. Теория педагогической интеракции: дисс. ... д-ра пед. наук / М. А. Петренко. - Ростов н/Д., 2010.
6. Сапожников, С. В. Вищапедагопчнаосвгга в крашах Чорноморського регюну: iсторiя i сучасшсть: монографiя / С. В. Сапожников. - Дшпропетровськ, 2013.
7. Фоминых, Н. Ю. Модернизация иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов на основе мобильного обучения / Н. Ю. Фоминых // Гуманитарные науки. - 2014. - № 1 (27). - С. 69-76.
8. Fominykh, N. What We are Learning from Online Education? / N. Fominykh // English Online (EOL): Methodological newspaper for English instructors. - 2015. - № 5. - С. 1020.
УДК 37.013.77
В. А. Худик, Ю. А. Фесенко
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
ДИДАКТОГЕНИЯ КАК ОШИБКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В представленной статье описываются возрастные стадии развития, которые обусловливают динамику успешной адаптации или дезадаптации личности подрастающего человека в процессе общения и деятельности. Рассматривается проблема риска формирования неврозов в аспекте возрастной периодизации. Раскрывается роль привычек в формировании поведенческих реакций. Дается оценка конфликтным ситуациям в условиях профессионально-педагогической среды. Обсуждается понятие дидактогении как результат ошибок со стороны участников образовательного процесса.
Дидактогения, возрастная периодизация, привычки, биологические и социально-психологические факторы, профилактика.
The article describes the stages of development that determine the dynamics of successful adaptation or disadaptation of the personality of the young man in the process of communication and activity. The authors consider the problem of formation of neuroses in the aspect of age periodization. The role of habits in formation of behavioral responses is revealed. Conflict situations are assessed in conditions of professional and pedagogical environment. The concept of didactogenia is discussed as a result of errors on the part of participants of the educational process.
Didactogenia, age periodization, habits, biological and socio-psychological factors, prevention.
Введение.
В обыденной жизни поведение человека рассматривается как определенные нормативы, которые выработаны и приняты обществом для воспитания. Однако сами по себе эти нормы поведения в отрыве от среды, ее культурных особенностей не могут быть представлены как завершенная модель стиля поведения, к которому, например, необходимо стремиться в процессе воспитания.
В нашей работе мы постараемся показать влияние внутренних (биологических) и внешних (социально-психологических) факторов на формирование привычек поведения невротического генеза. При этом проблема риска формирования неврозов будет рассматриваться в аспекте возрастной периодизации. Нас интересует то, как возраст, или возрастные стадии развития, обусловливают динамику успешной адаптации или дезадаптации личности подрастающего человека в процессе общения и деятельности, насколько проблема учебной адаптации лежит в плоскости дидактогении, как невроза, обусловленного ошибками воспитания и обучения в детском возрас-
те. Кроме того, насколько сам возраст может выступать критическим факторам в изменении установок и стиля поведения, при котором могут иметь место как позитивные, так и негативные привычки поведения, отражающие неврозоподобный регистр аффективно-личностного развития в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Основная часть.
Поведение конкретной личности обуславливается следующими факторами:
1. Возраст. Чем младше индивидуум, тем очевиднее отсутствие поведенческого опыта. Значимыми также являются аффекты, т. е. когда рассудочная деятельность менее всего контролирует поступки, действия, мотивы поведения.
2. Культурные условия развития. Это, прежде всего, социальная ситуация воспитания, при которой происходит прижизненное формирование интеллектуальных и личностных свойств. В процессе жизни личность как бы проистекает из социальных условий, она проецирует ее проблемы в сферы отношений и деятельности.