Научная статья на тему 'Иноязычная компетентность будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники в условиях многоуровнего образования'

Иноязычная компетентность будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники в условиях многоуровнего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE FORMATION / SPECIALIST IN THE FIELD OF APPLICATION INFORMATICS AND COMPUTING TECHNIQUE / KNOWLEDGE / SKILLS / FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE COMPOSITION / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старшинова Т. А., Саярова С. А., Сайфуллин Р. С.

Рассматривается роль иностранного языка в системе профессиональной подготовки специалистов в области прикладной информатики и вычислительной техники, формирование и компонентный состав иноязычной компетентности в соответствии с уровнем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старшинова Т. А., Саярова С. А., Сайфуллин Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the role of foreign language in the system of professional education of specialists in the field of application informatics and computing technique and the foreign language competence formation and composition in accordance with the level of education.

Текст научной работы на тему «Иноязычная компетентность будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники в условиях многоуровнего образования»

Т. А. Старшинова, С. А. Саярова, Р. С. Сайфуллин

ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: профессиональная иноязычная компетентность, профессиональная компетентность, формирование иноязычной компетентности, специалист в области прикладной информатики и вычислительной техники, знания, умения, ценности, компонентный состав иноязычной компетентности, компетенции.

Рассматривается роль иностранного языка в системе профессиональной подготовки специалистов в области прикладной информатики и вычислительной техники, формирование и компонентный состав иноязычной компетентности в соответствии с уровнем образования.

Key words: professional foreign language competence, professional competence, foreign language competence formation, specialist in the field of application informatics and computing technique, knowledge, skills, foreign language competence composition, competency.

The article considers the role offoreign language in the system ofprofessional education of specialists in the field of application informatics and computing technique and the foreign language competence formation and composition in accordance with the level of education.

В связи с расширением внешнеэкономических связей России, выходом ее на международный рынок, бурным развитием новых компьютерных технологий, средств телекоммуникации и связи, глобальных вычислительных сетей, развитием единого мирового образовательного пространства перед образовательными структурами встала проблема формирования системы обучения иностранному языку, которая определяется современным социальным заказом на подготовку специалистов в области прикладной информатики вычислительной техники. Особенно эта проблема актуальна в условиях автоматизированного производства, среди вновь появляющихся и пока еще нерусифицированных информационных технологий, языков программирования и их скорейшей адаптации к социально-экономическим условиям нашего общества.

В связи с этим существенно меняется место и роль иностранного языка в системе профессиональной подготовки кадров в области программирования и информатики в целом. Первостепенное значение приобретают не только практические навыки владения иностранным языком, предполагающие знание делового языка в устной и письменной речи, умение использовать язык в своей профессиональной деятельности, но и комбинация этих умений с профессиональной работой на компьютере.

Профессиограмма будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники определяет компоненты квалификационной структуры компетентности программистов, включающие профессионально-деятельностный языковой тезаурус, умение видеть профессиональную ситуацию и применять совокупность средств и методов иностранного языка для решения профессиональных задач, соответствующую уровню подготовки техника-программиста.

Все языки программирования, являющиеся средством работы специалиста в области прикладной

информатики и вычислительной техники, основаны на лингвограмматических конструкциях английского языка, от уровня владения которым зависит быстрота запоминания и истолкования конструкций языков программирования. Кроме этого, у специалиста, владеющего английским языком, улучшается работа с операционной системой в процессе, намного быстрее решается проблема отладки и редактирования программы и многие другие профессиональные аспекты профессиональной деятельности.

Под профессиональной иноязычной компетентностью понимается высокая продуктивность иноязычной деятельности на базе развитых в процессе обучения лингвистических способностей; высокий уровень творческого мышления, обеспечивающий процессы восприятия, структурирования, декодирования иноязычной информации профессионального характера; целостный комплекс знаний в языковой области, обеспечивающий самоопределение, развитие и саморазвитие личности в профессиональной иноязычной коммуникации. Общим показателем сформированное™ иноязычной профессиональной компетентности является разносторонняя творческая активность будущего специалиста в области прикладной информатики в процессе иноязычного общения в будущей профессиональной деятельности [1].

Формирование иноязычной компетентности основано на познавательных (знания), деятельностных (умения) и ценностно-ориентированных достижениях студента с опорой на коммуникативность. В иноязычной компетентности у студентов материализуются профессиональные знания, умение творчески их использовать.

Знания составляют информативно-

когнитивный блок иноязычной компетентности. Информационно-когнитивный блок составляют знания элементов языка, их взаимосвязи, иерархической структуры уровней языка. Знания, предлагаемые для

усвоения будущими специалистами в области прикладной информатики и вычислительной техники, также включают в себя профессиональный тезаурус. Системное наращение знаний на различных этапах образовательного процесса способствует переходу знаний на более высокий уровень.

Иностранный язык представляет собой средство коммуникации; средство поиска и извлечения иноязычной информации. Знания в области иностранного языка совершенствуют и гармонизируют образовательный процесс, включаясь через умения в систему ценностных отношений.

Знания в области иностранного языка реализуются через деятельностный блок иноязычной компетентности, который составляют различные речевые умения. Т. А. Ильина указывает на то, что знания лежат в основе формирования умений. Говоря о таких понятиях как «умение», «коммуникативное умение», «иноязычное умение» необходимо раскрыть состав элементов данных понятий. Суммируя различные дефиниции, умения можно определить как [2]:

-готовность будущего специалиста в области прикладной информатики к определённым действиям в соответствии с поставленной целью;

-возможность выполнить действия в соответствии с целями и условиями, в которых будущего специалиста в области прикладной информатики приходится ориентироваться;

-усвоенный опыт различных способов деятельности;

-основанная на знаниях способность человека успешно достигать поставленную цель;

-нахождение приёмов решения проблемы, возникающей при усвоении новых знаний или знания в действии.

С позиции аксиологического подхода, ценность профессиональной деятельности влияет на формирование иноязычной компетентности. Ценностные отношения, которые складываются в процессе формирования иноязычной компетентности, связаны с профессиональными целями, планами, самосовершенствованием.

Интеграция познавательных, деятельностных и аксиологически значимых результатов развития личности является основой формирования иноязычной компетентности и обеспечивает практических профессионально значимых результатов владения иностранным языком. В аспекте образовательного результата профессиональная иноязычная компетентность отражает проективную способность личности к конструированию иноязычной профессионально значимой деятельности. Ценностные отношения личности, как ведущий механизм формирования профессиональной иноязычной компетентности, определяют ее аксиологически значимое место в профессиональном образовании как в среднем специальном учебном заведении, так и в вузе[3].

В своем компонентном составе иноязычную компетентность будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники можно представить следующим образом:

- лингвистическая (языковая) компетенция - это владение языковыми средствами, процессами порождения и распознавания текста; знание языкового материала, правила его оформления и навыки оперирования ими;

- социокультурная компетенция (поведенческая, в том числе этикетная) - это знание социокультурного контекста;

- учебная компетенция - умение учиться, умения пользоваться справочной литературой и словарем, обеспечивающие адекватное усвоение языка для цели профессионального общения; владение учебной компетенцией предполагает постоянное совершенствование своего профессионального уровня; сегодня будущий специалист в области прикладной информатики и вычислительной техники должен изучать современные источники на иностранном языке, чтобы быть в курсе открытий в профессиональной области, происходящих в мире.

- коммуникативная компетенция - умение общаться, сотрудничать, организовывать, разрешать жизненные и практические ситуации, т.е. это уровень достаточного овладения определенными нормами общения, поведения, как результат научения.

- тематическая компетенция - это владение экст-ралингвистической информацией (система знаний профессиональных особенностей и реалий, этикетных форм речи и умения пользоваться ими в различных сферах делового общения);

- переводческая компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих будущему специалисту переводить тексты различной направленности. Переводческая компетенция состоит из базовой и прагматической части. К базовой компетенции относятся элементы перевода, задействованные постоянно при всех видах перевода. Прагматическая часть состоит из элементов, необходимых при переводе текстов определённой тематики, определённых жанров: научно-технический перевод, перевод художественной литературы [4].

- компенсаторная компетенция - умение добиться взаимопонимания, выйти из затруднительного положения; комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе при решении проблем в профессиональном общении;

- дискурсивная компетенция - это способность связать одно высказывание с другим, способность последовательно излагать свои мысли в ситуации письменного или устного общения

- паралингвистическая компетенция - умение читать различные шрифты, сорт бумаги, понимание схем и чертежей, общения, правилам вежливости, нормам поведения и т.п.

Исходя из вышеизложенного, мы остановимся на следующем компонентном содержании иноязычной компетентности будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники в соответствии с уровнем образования в средних специальных и высших учебных заведениях.

Большое значение на всех уровнях образования имеет видение планируемых результатов обучения, умение давать себе отчет в успешности сво-

его продвижения в изучении иностранного языка. В разных видах речевой деятельности и на разных уровнях образования уровень владения той или иной компетенцией может быть разным в зависимости от подготовленности будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники и формировать их можно в зависимости от цели владения языком.

Л о - ^

и

©

и

лингвистическая лингвострановедческая социокультурная учебная коммуникативная НПО СПО ВПО

тематическая переводческая О О ПП СВ

компенсаторная дискурсивная паралингвистическая ВПО

ч

о

о\

V!

е

Рис. 1 - Состав иноязычной компетентности будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники в соответствии с уровнем образования

Необходимо отметить, что в современных условиях первостепенное значение приобретает функция иностранного языка как средства формирования профессиональной направленности, т.е. интереса к будущей профессии и стремления получить знания по возможно большему числу коммуникационных каналов, одним из которых в таком случае становится владение иностранным языком, что дает возможность ознакомиться с достижениями в профессиональной области за рубежом. Эта функция реализуется через организацию всего учебного процесса, содержание самого учебного материала, его направленность, а также через методы введения этого материала и формы взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебном процессе. При этом устанавливается двусторонняя связь между желанием студента приобрести специальные знания и успешностью овладения иностранным языком [5].

Таким образом, профессиональная иноязычная компетентность специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники является неотъемлемым компонентом его профессиональ-

ной компетентности, так как позволяет современному специалисту в своей профессиональной деятельности максимально адекватно актуализировать себя интеллектуально как на рецептивном, так и на продуктивном уровне. Профессиональную иноязычную компетентность также можно рассматривать как способность будущих специалистов в области прикладной информатики и вычислительной техники решать различные задачи в профессиональной деятельности, работать с научно-технической литературой и документацией на иностранном языке, выполнять поиск и анализ информации, необходимой для изучения зарубежного опыта в области прикладной информатики и вычислительной техники, и, тем самым, создает предпосылки для профессионального и личного роста, повышает эффективность профессиональной деятельности. На каждом этапе профессиональной подготовки иноязычная компетентность в своем компонентном составе различна. На каждом последующем уровне образования наблюдается прирост компонентов иноязычной компетентности, и на разных уровнях образования степень овладения той или иной компетенцией может быть разной в зависимости от подготовленности будущего специалиста в области прикладной информатики и вычислительной техники.

Литература

1. Архипова Г.С. Формирование иноязычной компетентности будущего специалиста (медицинского профиля): автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Архипова Галина Степановна. - Чита, 2006. - С. 12-13

2 Ильина ТА. Педагогика деятельности учителя и учащегося, направленная на решение задач обучения, т. е. дидактических задач / ТА. Ильина // Курс лекций. - М.: Знание. - 1984. -495 с.

3. Сахарова Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: автореферат дисс. на доктора пед. наук: 13.00.08 / Наталья Сергеевна Сахарова. -Оренбург, 2004. - 41 с.

4. Латышев Л.К. Технология перевода / Л.К. Латышев. -М.: НВИ Тезаурус, 2000.-280 с.

5. Пустовалова Ж. С. Иностранный язык как средство развития коммуникативной компетенции студентов технического вуза / Ж. С. Пустовалова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 6. - С. 283-286.

© Т. А. Старшинова - канд. пед. наук, доцент каф. ИПП КНИТУ, [email protected], С. А. Саярова [email protected], Р. С. Сайфуллин - д-р хим. наук, профессор каф. ТНВиМ КНИТУ.

асп. каф. ИПП КНИТУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.