Научная статья на тему 'Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники'

Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА (КОС) / COMPUTER ORIENTATED LANGUAGE LEARNING ENVIRONMENT (COLLE) / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ИПП) / FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL TRAINING / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД / REFLECTIVE APPROACH / SWOT-АНАЛИЗ / SWOT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталия Владимировна, Фоминых Наталия Юрьевна

В статье представлены результаты SWOT-анализа компьютерно ориентированной среды (КОС) иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники, определены сильные и слабые стороны КОС, на основании чего выявлены возможности и угрозы. Также авторы анализируют соответствие спроектированной КОС тенденциям развития мировой системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Наталия Владимировна, Фоминых Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники»

Для оценки статистических различий между группами детей по степени нарушений социального здоровья использовалось ф-угловое преобразование Фишера (см. табл.).

Таблица

Статистические различия

Степень нарушений социального здоровья Статистические различия

Между глухими и слышащими детьми

Нулевая степень фэмп. = 6,01; р < 0,01

Выраженная степень фэмп = 3,52; р < 0,01

Умеренная степень Фэмп.= 4,11; р < 0,01

Между слабослышащими и глухими дошкольниками

Нулевая степень фэмп .= 0,92; различия не значительны

Выраженная степень фэмп= 0,92; различия не значительны

Умеренная степень фэмп = 0; различия не значительны

Между слабослышащими и слышащими дошкольниками

Нулевая степень фэмп= 4,03; р < 0,01

Выраженная степень фэмп= 2,94; р < 0,05

Умеренная степень фэмп= 3,45; р < 0,01

Между слышащими детьми и детьми с нарушениями слуха различия статистически значимы на 1 % уровне. Внутри группы детей с нарушениями слуха различия менее значимы.

Выводы.

Проведенный констатирующий эксперимент позволил выявить нарушения социального здоровья у детей с нарушениями слуха. Нарушения когнитивного компонента выражаются в следующем: знания о социально принятой этической норме частично сформированы, дети не всегда могут аргументировать поступок с позиции социальной нравственной

нормы; уверенно осуществляют оценку себя и сверстников, но не могут объяснить свой выбор, себя и своих сверстников оценивают чаще всего на разных основаниях. Часто не понимают коммуникативного смысла ситуации, не описывают ролевых позиций.

Нарушения эмоционально-мотивационного компонента проявляются в низком уровне потребности в общении, у детей преобладает негативный эмоциональный фон, некоторые дети в редких случаях реагируют на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру.

Результаты исследования подтверждают необходимость проведения целенаправленной работы по профилактике и коррекции нарушений социального здоровья у детей с нарушениями слуха, которая должна включать комплекс мероприятий с детьми, родителями и педагогами, направленных на формирование эмоционально-мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, что позволит осуществить его коррекцию, укрепление и сохранение.

Литература

1. Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей / К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М., 2008.

2. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц. - М., 2001.

3. Денисова, О. А. Специальная семейная педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология» / [О. А. Денисова и др.] / под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. - М., 2009.

4. Денисова, О. А. Угрозы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в семейной среде / [О. А. Денисова и др.] // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013.- №3. - Т. 1. -С. 105-109.

5. Денисова, О. А. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте / О. А. Денисова, О. Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - №1(36). - Т. 1. -С. 98-102.

УДК 004.85:378.09.147:81'243

Н. В. Горбунова, Н. Ю. Фоминых

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (г. Ялта)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

В статье представлены результаты БШОТ-анализа компьютерно ориентированной среды (КОС) иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники, определены сильные и слабые стороны КОС, на основании чего выявлены возможности и угрозы. Также авторы анализируют соответствие спроектированной КОС тенденциям развития мировой системы образования.

Компьютерно ориентированная среда (КОС), иноязычная профессиональная подготовка (ИПП), рефлексивный подход, БШОТ-анализ.

The results of SWOT-analysis of computer orientated language learning environment (COLLE) of prospective IT-specialists are presented in the article, strengths (advantages), weaknesses (disadvantages), threads and opportunities of COLLE are defined and described. The authors analyze designed COLLE according to trends in the world educational system.

Computer orientated language learning environment (COLLE), foreign language professional training, reflective approach, SWOT-analysis.

Введение.

Необходимость самооценивания проектировщиком полученных в процессе проектирования результатов, а именно: компьютерно ориентированной среды (КОС) иноязычной профессиональной подготовки (ИПП) будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники, обусловила определение рефлексивного подхода в качестве методологической основы исследования. Сторонники данного подхода к образованию (Ю. В. Громыко [1], Г. И. Давыдова [2], Н. В. Ионова [3], Н. В. Иванова, О. А. Денисова, М. А. Виноградова, О. Л. Леханова [4], М. А. Петренко [5]) понимают под рефлексией свойство активного практического мышления личности, необходимое для осуществления оценки и самооценки, основанное на умениях оценивать, анализировать, соотносить полученный результат с идеалом и поставленными целями.

Основная часть.

Преследуя цель рефлексии проделанной проектировщиком работы, рационально провести SWOT-анализ процесса проектирования и полученных результатов. SWOT-анализ является методом стратегического планирования на основе комплексного изучения факторов, которые влияют на развитие системы (угрозы и возможности) и внутренние факторы, которыми система может управлять (сильные и слабые стороны). Использование данного метода, первоначально сугубо экономического, в педагогических исследованиях объясняется тенденцией междисциплинарной интеграции научного знания.

Итак, целью SWOT-анализа считаем позиционирование потенциальных возможностей и угроз КОС с последующим выстраиванием стратегии и тактики использования и тенденций развития сильных сторон для реализации выявленных возможностей и предотвращения угроз [9], [1], [8]. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты SWOT-анализа КОС ИПП

Сильные стороны:_

- реализация демократических основ общественного устройства государства: право выбора содержания образования, лингвообразовательной траектории, обеспечение гибкости и доступности образовательных услуг;

- полилогичность и полисубъектность КОС1, обеспечивающие всесторонний охват сопровождения обучения, воспитания, социализации, развития лучших качеств личности;

- обеспечение доступности иноязычных образовательных ресурсов для всех участников компьютерно ориентированной среды;_

Продолжение табл. 1

Сильные стороны:_

- наличие реальных условий для иноязычной коммуникации, профессиональной мобильности, сотрудничества и социализации педагогов и обучающихся;

- расширение сферы коммуникации и социализации, и, как следствие, сплочение мирового образовательного сообщества;

- появление новых векторов профессионального развития учителей и преподавателей иностранного языка;

- студентоцентризм, направленность на удовлетворение всевозможных образовательных потребностей обучающегося;

- обеспечение подлинной индивидуализации и дифференциации ИПП;

- обмен опытом, быстрое распространение передовых педагогических практик, мгновенное усовершенствование, дополнение и изменение образовательного контента;

- разработка содержания иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов на основе анализа международного рынка труда и требований работодателей

Слабые стороны:_

- неготовность значительной части молодых преподавателей к преподаванию иностранных языков в неязыковом высшем учебном заведении;

- недостаточный уровень развития информационной компетенции учителей, преподавателей и студентов;

- низкий «стартовый» уровень владения иностранным языком выпускников общеобразовательных школ;

- сложность осуществления контроля качества реализации многообразия учебных модулей иноязычной профессиональной подготовки и лингвообразовательных траекторий студентов в едином временном формате;

- «размытые» границы профессиональной ответственности преподавателя, осуществляющего координацию обучения, развития, социализации личности студента;

- низкое материально-техническое обеспечение ВУЗов для полномасштабной реализации возможностей использования ИКТ, компьютерных классов, специального лин-гофонного оборудования в процессе ИПП будущих специалистов;

- недостаточная гибкость учебных планов и программ отдельных ВУЗов для предоставления студентам права выбора в процессе ИПП_

Возможности:_

- повышение доступности высшего образования;

- расширение международных контактов в сфере образования и производства;

- изменение образовательной ситуации в целом по стране и в регионе, в частности;

- совершенствование системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы;

- расширение возможностей: для учащихся школ -профориентации, для студентов - трудоустройства, для педагогов - профессионального развития, для работающих инженеров - конкурентоспособности и выхода на мировой рынок труда;

1 КОС - компьютерно ориентированная среда

Окончание табл. 1

Возможности:

- позиционирование родительской общественности и работающих 1Т-профессионалов как равноправных участников учебно-воспитательного процесса;

- привлечение инициативных квалифицированных педагогов к разработке образовательного контента КОС;-улучшение имиджа и реклама ВУЗа посредством организации и проведения массовых он-лайн курсов в КОС_

Угрозы:_

- коммуникативно-социальная комфортность компьютерно ориентированной среды может способствовать уменьшению доли реальной коммуникации участников;

- нарушения психофизического состояния пользователей Интернет-зависимость, игромания, информационная избыточность и перенасыщение, нарушение зрения и двигательного аппарата), спровоцированные нерациональным использованием информационно-коммуникационных технологий;

- проблемы социально-этического характера (компьютерная преступность; качество, количество и валидность образовательного контента; социально-информационные манипуляции; дезинформация; плагиат; информационная безопасность), обусловленные неготовностью молодежи к виртуальному социально-информационному взаимодействию;

- отток талантливой производительной и интеллектуальной рабочей силы за рубеж_

Следует отметить, что выявленные сильные и слабые стороны КОС определяют внутренние характеристики среды, детерминирующие ее развитие. В тоже время возможности и потенциальные угрозы характеризуют взаимодействие среды с внешними

Соответствие КОС общим тенд

факторами, которые необходимо учесть при определении тенденций развития компьютерно ориентированной среды, как с точки зрения укрепления ее внутреннего состояния, так и с позиций поиска путей снижения или нивелирования внешних негативных проявлений и рисков.

Проведенный анализ делает возможным определение тенденций развития компьютероно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники. В этой связи представляет интерес исследование С. В. Сапожникова, которым выделены тенденции развития системы высшего образования (ВО): глобализация, демократизация, интеграция высшего образования в мировой образовательный простор, иституализация и диверсификация ВО, создание рынка образовательных ресурсов, универсализация высшего образования и научно-педагогического обеспечения учебного процесса, индивидуализация и дифференциация обучения студентов, интернационализация, ориентация на опережение и непрерывность, трансформация традиционных форм учебного процесса, внедрение дистанционных форм обучения, переход от фронтальных и групповых форм работы к индивидуально-групповым занятиям, инновационная направленность содержания и образовательных технологий [7, с. 389]. Анализ сильных сторон и возможностей КОС позволил определить степень соответствия функционирования разработанной среды тенденциям развития высшего образования в целом (см. табл. 2).

Таблица 2

развития высшего образования

Тенденции развития ВО Характеристика КОС

Глобализация Неограниченность процесса ИПП временем и местонахождением студента или высшего учебного заведение, открытость процесса обучения, возможность присоединения новых пользователь в любой момент времени

Демократизация Радикальная демократизация и децентрализация авторитетов и власти в сетевых сообществах, обучение в партнерстве, в диалоге, в сотрудничестве, сопроектирование среды

Интеграция высшего образования в мировой образовательный простор, интернационализация Возможность для студентов, преподавателей, учителей, выпускников школ обучаться в массовых открытых онлайн курсах на площадках зарубежных высших учебных заведений, присоединение зарубежных студентов к учебным курсам КОС, коммуникация в сетях, международных социальных группах, участие в интернациональных проектах

Иституализация и диверсификация ВО Комплементарность ИПП будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники, социальный характер и профессиональная направленность ИПП

Создание рынка образовательных ресурсов Открытое распространение образовательного контента в сети Интернет, широкий банк компьютерно ориентированных средств обучения

Универсализация высшего образования и научно-педагогического обеспечения учебного процесса Универсальность иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники

Индивидуализация и дифференциация обучения студентов Возможность выбора лингвообразовательной траектории в КОС, обучение на основе анализа потребностей студента, определение входного уровня владения английским языком, широкий спектр разноуровневых заданий, мгновенная обратная связь, консультирование

Ориентация на опережение и непрерывность Развитие и совершенствование банка образовательных ресурсов в соответствии с достижениями мировой цивилизации и научно-технического прогресса, непрерывность иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов, ориентация на самообразование, саморазвитие, обучение на протяжении всей жизни

Продолжение таблицы 2

Тенденции развития ВО Характеристика КОС

Трансформация традиционных форм учебного процесса Видеолекции, видеоконференции, вебинары, обучение в сетевых сообществах, массовых открытых он-лайн курсах, он-лайн дискуссии (устные и письменные, в реальном и отложенном времени), социализация в социальных группах, профессиональных сообществах, проектная деятельность, ШеЪдие818, интерактивные формы

Переход от фронтальных и групповых форм работы к индивидуально-груп-повым занятиям Обучение, участие в конференциях он-лайн, автоматизация процедур контроля, создание собственных средств обучения на основе сервисов ШеЪ-20

Инновационная направленность содержания и образовательных технологий

Как видно из табл. 2, разработанная компьютерно ориентированная среда функционирует в одном ключе с общими тенденциями развития системы высшего образования. Такие результаты проведенного анализа очередной раз засвидетельствовали своевременность, актуальность, необходимость, важность проведенного исследования. Однако, будучи явлением многогранным, разноплановым и полифункциональным, компьютерно ориентированная среда имеет свои характерные особенности, обусловившие дополнительные специфические тенденции развития КОС иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники. Среди них:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- быстрая смена информации, необходимость постоянного оперативного обновления образовательного контента;

- устаревание информационно-коммуникационных технологий и технических платформ;

- значительное повышение интереса к владению иностранными языками на уровне свободного общения;

- перманентное пребывание индивида в разнообразных средах (профессиональная, информационная, социальная, экономическая, политическая, образовательная);

- опосредованная виртуальная коммуникация.

Охарактеризуем подробнее каждую из выявленных специфических тенденций КОС. Так, быстрая смена информации обусловлена стремительным развитием научно-технического прогресса, что наиболее характерно для специалистов именно в области информатики и вычислительной техники. Это, в свою очередь, влечет за собой необходимость постоянного оперативного обновления образовательного контента компьютерно ориентированной среды; предоставления доступа пользователям не только к учебной иноязычной информации, но и аутентичной; создание условий непрерывного образования и развития личности; изменение параметров учебного контента со смещением объема различных образовательных влияний в пользу взаимо- и самообучения.

Вторая тенденция - устаревание информационно-коммуникационных технологий и технических платформ - также обусловлена стремительными изменениями, происходящими в мире науки и техники, непрекращающейся эволюцией ИКТ в сторону усложнения и повышения качества. Данная тенденция определяет необходимость соблюдения определенных требований к компьютерно ориентированным сред-

ствам обучения на трех уровнях: медиаподачи образовательного материала; требуемой автоматизации контроля и управления учебным процессом; методов и технологий обучения.

Интернациональный характер профессиональной деятельности 1Т-специалистов, глобализация экономических и социальных процессов обусловили третью тенденцию компьютерно ориентированной среды - значительное повышение интереса к владению иностранным языком на уровне свободного общения. Удовлетворение данной тенденции требует организации подлинного иноязычного коммуникативного пространства в процессе иноязычной профессиональной подготовки, расширения содержания обучения за счет изучения различных стилей и сфер общения, социокультурной направленности учебного процесса, увеличения доли самостоятельной работы, организации поликультурного взаимодействия участников, подготовки студентов к эффективному устному и письменному иноязычному общению, как на бытовом, так и профессиональном уровнях.

Тенденция развития КОС - перманентное пребывание индивида в разнообразных средах (профессиональной, информационной, социальной, экономической, политической, образовательной) - определена философией информационного общества, где наивысшей ценностью является информация, а любая среда - информационной; взаимосвязью, взаимопроникновением и взаимообусловленностью данных сред. Эта тенденция обусловила необходимость проектирования разнообразных учебных предметных сред, интегрирующихся, с одной стороны - в глобальное информационное пространство, с другой - в личное пространство индивида, обеспечивая тем самым проникновение процесса обучения и познания во все сферы жизнедеятельности человека.

Характерной чертой технократической культуры является широкое использование аппаратных и программных средств информационно-коммуникационных технологий для решения разнообразных бытовых и профессиональных задач, соответственно, тенденция - опосредованная виртуальная коммуникация - является признаком современного мира, в котором общение человека происходит посредством электронной почты, телефонной и видеосвязи, в чатах и форумах, социальных сетях и сообществах. Можно утверждать о появлении нового вида речевой деятельности - виртуальной речи, представляющей собой синтез устной и письменной. Виртуальная речь характеризуется возможностью личностного обще-

ния в реальном времени с множеством партнеров одновременно, с мгновенной или отложенной реакцией; избирательностью коммуникации, редуцированием и упрощением языковых средств. Следовательно, вдобавок к коммуникативному иноязычному барьеру у пользователей КОС присутствуют определенные трудности письменного и устного общения, опосредованного компьютером и телекоммуникационными каналами связи.

Таким образом, в процессе иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в компьютерно ориентированной среде предусмотрены специальные мероприятия, направленные на изучение особенностей Интернет-дискурса, правил электронной переписки, языковых и речевых правил компьютерных текстов, особых способов оформления иноязычных видео- и аудиосообщений.

С целью обеспечения дальнейшей жизнедеятельности и совершенствования компьютерно ориентированной среды считаем необходимым конкретизировать выявленные тенденции в стратегии и тактике развития КОС. Так, к приоритетным стратегическим векторам развития среды относим:

- приумножение сильных (достоинств) и устранение слабых (недостатков) сторон КОС;

- реализацию открывшихся возможностей и компенсацию выявленных угроз;

- оптимизацию влияния среды на обучение и развитие социально значимых качеств личности студента и преподавателя;

- нивелирование негативных воздействий и влияний среды;

- повышение уровня информационно-личност-ностной безопасности участников среды;

- трансформацию и наращивание ресурсов и условий среды в соотствии с изменяющимися образовательными потребностями личности, общества, государства.

Обозначенные стратегические векторы развития КОС должны реализовываться в следующих тактических шагах:

- организация специальной, совместной со специалистами-психологами работы по снижению степени выраженности манипулятивного отношения участников в компьютерно ориентированной среде;

- выработка личностных и групповых навыков пользователей безопасного поведения в КОС, развитие умений противостояния негативным информационным воздействиям и влияниям путем психологических и коммуникативных треннингов, специальных семинаров;

- расширение широты охвата компьютерно ориентированной среды за счет привлечения будущих учителей иностранных языков к участию вКОС, как на уровне обучающихся студентов, так и сопроекти-ровщиков среды;

- заинтересованность общества в подготовке студентов-филологов к преподаванию иностранного языка для специальных целей и делового общения;

- увеличение доли проектных заданий, участниками которых могут выступить родители и школьники более младшего возраста;

- повышение транслируемости и тиражирования отдельных компонентов компьютерно ориентированной среды путем предоставления ссылок на различных сайтах, в блогах, Интернет-изданиях;

- развитие сотрудничества с представителями отечественной 1Т-индустрии, профессиональными ассоциациями, центрами занятости населения;

- грантовая поддержка образовательных инициатив по информатизации и продвижению новых методик иноязычной профессиональной подготовки студентов технических высших учебных заведений;

- привлечение структур 1Т-бизнеса в качестве ресурсной поддержки информатизации образования целиком и ИПП в частности;

- организация и проведение комплексных исследований:

a) частно-методических по изучению возможностей среды для формирования отдельных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции студентов;

b) психолого-педагогических по снижению негативных рисков информатизации образования;

c) технических по проектированию новых образовательных сервисов и платформ;

- расширение сферы использования компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки для специалистов других областей, а также изучения отличных от английского языков (немецкий, испанский, итальянский);

- создание долгосрочных программ развития кадрового потенциала: учителя и преподаватели - повышение квалификации в области использования ИКТ, работающие специалисты в области информатики и вычислительной техники - изучение иностранного языка; студенты - эффективная иноязычная профессиональная подготовка, регулярные стажировки на реальных рабочих местах (региональных и зарубежных);

- развитие международных связей ВУЗа через организацию постоянно действующей системы студенческих и преподавательских обменов, сетевых программ, участие в международных проектах.

Выводы.

Таким образом, проведенный анализ позволил установить стратегические векторы и тактические шаги, продвижение по которым имеет потенциал обеспечить желаемый рост эффективности компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов, а также четко охарактеризовать детерминанты и тенденции развития КОС, еще раз подчеркнуть актуальность и своевременность изучаемого вопроса для системы высшего профессионального образования.

Литература

1. Горбунова, Н. В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения / Н. В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. : Педагогика и психология. -Сб. статей: - Ялта, 2015. - Вып. 46. - Ч. 1. - С. 223-229.

2. Громыко, Ю. В. Проектирование и программирование развития образования: монография / Ю. В. Громыко. -М., 1996.

3. Давыдова, Г. И. Рефлексивный диалог в образовательном процессе ВУЗа: дис. ... д-ра пед. наук / Г.И. Давыдова. - М., 2009.

4. Ионова, Н. В. Развитие рефлексивной компетентности у студентов в процессе преподавания психолого-педагогических практикумов / Н. В. Ионова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. -№ 2 (63). - С. 117-120.

5. Иванова, Н. В. Проектирование современных образовательно-профессиональных программ по направлениям педагогического образования родителей в сфере сохранения социального здоровья детей дошкольного возраста и

детей с ОВЗ / Н. В. Иванова, О. А. Денисова, М. А. Виноградова, О. Л. Леханова. - Череповец, 2012.

6. Петренко, А. М. Теория педагогической интеракции: дис. ... д-ра пед. наук / М.А. Петренко. - Ростов-на-Дону, 2010.

7. Сапожников, С. В. Вищапедагопчнаосвгга в крашахЧорноморськогорегюну: юторш i сучасшсть: монографш / С. В. Сапожников. - Дшпропетровськ, 2013.

8. Фоминых, Н. Ю. Модернизация иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов на основе мобильного обучения / Н. Ю. Фоминых // Гуманитарные науки. - 2014. - № 1 (27). - С. 69-76.

9. Fominykh N. What We are Learning from Online Education? / N. Fominykh // English Online (EOL): Methodological newspaper for English instructors. - 2015. - № 5. - С. 1020.

УДК 376.3

Е. А. Жаркова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор О. А. Денисова

Череповецкий государственный университет

ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Статья посвящена актуальной для современной школы проблеме изучения чтения младших школьников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) с использованием комплексной дифференциальной диагностики нарушений чтения и внедрения модели дифференцированного подхода к коррекции нарушений с учетом выявленных типологических групп.

Дислексия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, типологические группы, модель дифференцированного подхода.

The article is devoted to the problem of studying reading by junior school children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) using the complex differential diagnosis of reading and the introduction of models differentiated approach to correcting violations based on identified typological groups.

Dyslexia, attention deficit hyperactivity disorder, typological groups, model of differentiated approach.

Введение.

Новая система отечественного образования рассматривает чтение в качестве базовых компетенций современного человека, определяя его как цель обучения, орудие, средство и основной способ и условие получения учебной информации и социализации, как высшую форму познания и самопознания, овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для всестороннего развития [5]. Нарушение чтения у детей (дислексия) - составляет серьезное препятствие для успешного обучения младших школьников [4]. В условиях современной школы отмечается неуклонный рост популяции детей с нарушениями чтения, вариативность, усложнение симптоматики и механизмов данного нарушения, недостаточная эффективность традиционных методик коррекции, негативная тенденцией к сокращению ставок школьных логопедов, неготовность учителя к оказанию квалифицированной помощи по преодолению нарушений чтения, потребность родителей в коррекционной помощи по преодолению нарушений чтения, что опре-

деляет логопедический кабинет поликлиники наиболее востребованным в плане коррекционного воздействия для решения данной проблемы [6].

Основная часть.

Современное представление о процессе чтения рассматривается с позиций разных наук как многоаспектной деятельности [5]. Чтение определяется учеными как один из видов речевой деятельности в структуре общей психической деятельности, имеющей мотивы, потребности, интерес, и как форма письменной речи, представляющая собой процесс декодирования графической мысли слова в устноя-зыковую форму (восприятие знаковой системы языка) и процесс понимания письменных сообщений (осмысления текста) (Л. С. Выготский, А. А. Бруд-ный, И. А. Зимняя, Н. И. Жинкин, Г. А. Каше, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, А. А. Леонтьев, О. Б. Инша-кова, И. Н. Садовникова, Н. Н. Сметанникова, Л. Ф. Спирова и др.) [5]. Тесное взаимодействие технической стороны, состоящей из ряда взаимосвязанных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.