Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/
Том 9, №6 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-6.php
URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/11EVN617.pdf
Статья опубликована 12.11.2017
Ссылка для цитирования этой статьи:
Натенадзе Э.Д., Конина О.В. Тенденции развития интрапренерской культуры вузов в развитых странах // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/11EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 33
Натенадзе Элена Джумбериевна
ФБГОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, Волгоград
Старший преподаватель E-mail: Elena.j.natenadze@gmail.com
Конина Ольга Владимировна
ФБГОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Россия, Волгоград
Профессор
Доктор экономических наук, доцент E-mail: koninaov@mail.ru
Тенденции развития интрапренерской культуры вузов в развитых странах
Аннотация. Сфера образования, в том числе система высшего образования, должна не только поддерживать функционирование сложившихся общественно-производственных отношений, но и формировать образцы и идеалы будущей жизни и деятельности людей в стране - демократическом обществе, правовом государстве с социально ориентированной экономикой; готовить для высокотехнологичных производств специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности. Поэтому система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе краткосрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций. Именно интрапренерская культура позволяет выполнить данные требования. В статье рассматриваются тенденции развития интрапренерской культуры вузов в развитых странах и их влияние на эффективность деятельности вуза и страны в целом. Авторами определено, что разнообразие подходов, которые обеспечиваются практикой каждого вуза в отдельности, говорит об отсутствии универсального приема в построении новой инновационной модели развития, а значит и интрапренерских вузов.
Ключевые слова: инновационные разрывы; интрапренерская культура; творческое пространство; университетский консорциум; мультикампусный университет; конкурентоспособность университетов; образовательная среда
Под предпринимательством понимается дух развития предприятия и его реализации в рамках существующей организации или так называемого внутреннего предпринимательства, что в нашем случае и будет определять интрапренерство вуза [4].
В статье рассматривается зарубежный опыт формирования интрапренерских вузов в зарубежных странах и их роль в социально-экономическом развитии последних.
Интрапренерские вузы формируются под влиянием различных факторов, соответствующих национальным особенностям. Чем больше степень экономического развития и спрос на продукцию инновационного характера страны, тем эффективнее и совершеннее система предпринимательских вузов. Если говорить о зарубежной практике становления интрапренерской культуры, следует принять во внимание особенности моделей вуза, которые имеют место как в США, так и в странах Европейского Союза. С позиции институционального подхода практика США показывает, что развитие интрапренерской культуры вуза требует активного вмешательства государства. Институциональные реформы, которые были проведены в США, позволили американским университетам: расширить патентную и лицензионную деятельность; увеличить количество бизнесов «спинофф»; активизировать запуск собственных «стартапов».
На основе изучения мирового опыта и практики развития интрапренерской культуры вуза в статье выделены следующие пять тенденций в данной сфере.
Первая тенденция - преодоление «инновационных разрывов» в функционировании интрапренерских вузов. В «Эпохе разрыва», как утверждает американский исследователь П. Друкер, из всех организаций в развитии и совершенствовании общества, основанного на знаниях, базовую роль будет играть вуз, который станет базой научного производства [1].
Исследователь Д. Белл в качестве источников указывает технологического лидерства США сильные исследовательские наукоемкие вузы, сильную предпринимательскую культуру и венчурный капитал, необходимых для финансирования малого бизнеса [2].
На сегодняшний день основой предпринимательских вузов США является около 235 вузов (так называемые исследовательские вузы I и II категорий), которые представляют ядро системы высшего образования США и основной центра фундаментальной науки [6].
Разделение вузов по группам и по степени развития интрапренерской культуры дает возможность интрапренерским вузам привлекать передовых профессоров, лучших студентов, а также использовать инновационные методы обучения. Предпринимательско-инновационный университет пошел по пути формирования экосистем, определяющих творческие пространства для экспериментально ориентированных подходов к рискованным начинаниям (ventures), которые нацелены на инновации.
На данном пути происходит становление и развитие интрапренерских вузов, так как вузовские экосистемы способствуют формированию междисциплинарных пространств, связывающих партнерств академических и деловых кругов, технологии и науку.
Знания трансформируются в инновации через творчество, а модели новых начинаний -политических, социальных, коммерческих - выносятся за границы академической среды. Таким образом миссия вуза расширяет свои пределы, так же, как и образованные и научные исследования. Задачей таких вузов становятся социально-экономические проявления, преобразующие общество.
Основной задачей интрапренерского вуза является предвидение и отслеживание экономически значимых инноваций в развитии науки и техники. Это позволяет гибко трансформировать и диверсифицировать области, связанные с предпринимательской деятельностью, а именно находиться в состоянии динамического саморазвития.
Важной особенностью подобного вуза является расширение диапазона компетенций студентов в социально-экономической сфере и включение их в саму социально-экономическую деятельность. Одним из способов, преодолевающих инновационные разрывы,
является формирование вузовских консорциумов инжинирингового типа. Они представляют собой контактные сетевые структуры, объединяющие две среды - среда генерации знаний и среда их технологизации.
Сегментами рынка, в которых вузовские консорциумы способны реализовать собственные стратегии в конкретной бизнес-модели консорциума, могут выступать следующие: управление внедрением и реализацией инноваций; инновационную реновацию производств высокотехнологичного типа; инновационную подготовку имеющихся кадров и подбор перспективных кадров для высокотехнологичных предприятий; сетевые разработки и исследования в целях промышленного развития; инновационное брокерство; формирование инновационных предприятий; создание технологических экосистемы; управление интеллектуальной собственностью.
Примерами инновационно-предпринимательских экосистем, в которых успешно развиваются интрапренерские вузы являются следующие: Институт оценки инновационного потенциала (Innovation Value Institute, IVI), который создан в 2006 г. совместно с Ирландским национальным университетом в Мейнуте и корпорацией Intel, поддерживает деятельность международной сети, которые включают более чем 90 организаций: Boston Consulting Group (BCG), British Petroleum (BP), энергетическую корпорацию Chevron и другие.
«Университет сингулярности» (Singularity University), который основан в 2008 г. в Исследовательском парке НАСА в городе Калифорния, предоставляет образовательные программы, стартап-акселераторас и возможности инновационных партнерств.
Особый интерес представляет модель мультикампусного вуза, структура которого представляет гетерогенной институциональной характер. Подобного рода структура дает вузам возможность поощрять мультидисциплинарное и кросс-институциональное сотрудничество, которое способствует решению сложных социально-экономических проблем.
Так как в мультикампусных вузах учится более 40 % студентов государственных вузов и около 30 % всех студентов вузов, в ближайшем будущем они должны будут внести решающий вклад в процветание США.
Вторая тенденция связана с тем, что на интрапренерские вузы в развитых странах сегодня все чаще возлагается обязанность по содействию социально-экономическому развитию территорий, на которых они функционируют.
Первым вузами, которые начали выполнять эту функцию, являются «земельные». Они готовили требуемые кадры для развивающейся индустрии конкретного штата. Это произошло в 1862 г. с момента принятия Конгрессом США Акта о «земельных» университетах (Закон Моррилла). На данный момент времени многие их них превратились в крупные исследовательские центры, охватывающих практически все области науки. На сегодняшний день неоценим вклад интрапренерских вузов по концентрации наукоемких и высокотехнологичных предприятий на одной территории и формированию технологических и исследовательских парков, которые объединяют потенциал вуза, бизнеса и инвестиционных предприятий.
Это способствует формированию новых рабочих мест, производству новых продуктов и отраслей промышленности. Другим примером является Технопарк ''Бостонский маршрут 128'', основанный на базе трех вузов. Здесь действует более 350 промышленных фирм, около трети которых являются филиалами крупнейших американских ТНК, и более тысячи научно -исследовательских лабораторий и предприятий. Основные научно-исследовательские разработки технопарка, которые затем превращаются в товарную продукцию, связаны с развитием ракетно-космической, электронной промышленности, генной инженерии, разработкой новых конструкционных материалов [5].
Третья тенденция заключается в том, что в настоящий момент в развитых странах Европы наблюдается процесс формирования интрапренерских вузов на принципах, заложенных такими исследователями как Г. Ецковиц и Б. Кларк. В них подчеркивается лидерство вуза; развитие инфраструктуры поддержки; усиление исследовательской междисциплинарной базы вуза; диверсификация источников финансирования и развитие интрапренерской культуры. Примерами вузов, характеризующих данную тенденцию являются: Университет Хертфордшира, Университет Ковентри, Университет Хаддерсфилда, Университет Восточной Англии, Университет Стратклайда. В числе вузов, не один раз вошедших в число финалистов, - Университет Эдинбурга, Университет Нортхемптона и Университет Плимута. Каждый из этих вузов внес свой существенный вклад в развитие научной и предпринимательской деятельности.
Четвертая тенденция включает применение все более строгих критериев для оценки конкурентоспособности университетов. На сегодняшний день для оценки научной эффективности и конкурентоспособности вузов используется целый комплекс индикаторов:
• результаты конкурсов «выдающихся инициатив»;
• участие в масштабных научных проектах;
• число выдающихся ученых (к примеру, лауреаты премии Лейбница, Нобелевской премии);
• число публикаций в престижных изданиях;
• число иностранных профессоров и студентов;
• число международных договоров и проектов.
С 2005 г. в рамках Инициативы качества начал проводиться конкурс среди вузов для выявления кандидатов на получение дополнительного в целях финансирования развития научных исследований. Победителями конкурса стали: Свободный Берлинский университет, Технический университет Аахена и другие.
С 2001 г., чтобы оценить качество предпринимательского образования, составляются рейтинги вузов по таким показателям как:
• разработанные курсы по предпринимательству;
• коммуникации и маркетинг;
• деятельность по передаче (особенно технологий);
• развивающие и стимулирующие программы (например, бизнес-планы);
• деятельность по учреждению новых предприятий и созданию благоприятных условий для нее;
• мотивация целевых групп, сети;
• внутренние контакты и сотрудничество.
Пятая тенденция включает развитие интеграции государства, бизнеса и системы образования по формированию интрапренерских вузов. Особо ярким примером эффективного взаимодействия государства, бизнеса и системы образования по формированию интрапренерских вузов по типу «тройной спирали» является Швеция. С 1980 года правительство Швеции начало процесс последовательной реализации курса по превращению вузов из образовательных в интрапренерские, существенно расширяя их государственное финансирование. Крупные предприятия, в свою очередь, становились заказчиками и
спонсорами их научной продукции. Интрапренерские вузы стали тем ядром, вокруг которого формируются крупнейшие технопарки. В качестве примера в статье рассматриваются следующие технопарки: технопарк Идеон (основанный на базе Университета Лунда), который специализируется на разработке и внедрении высокотехнологичной и наукоемкой продукции, технопарк Kista Science City (основанный на базе Университета информационных технологий, образованного Королевским Технологическим институтом и Стокгольмским Университетом), его называют «Силиконовой Долиной Швеции» [7]. Однако не все страны Западной Европы использовали единый подход к формированию интрапренерских вузов. Например, во Франции большая часть наукоемких разработок осуществляются в научных лабораториях и центрах, а не в вузах.
Таким образом, исходя из исследований можно сделать вывод, что в каждой стране имеется свой подход, который учитывает потребности и традиции социального, экономического, культурного развития. В целом, можно заключить, что мировой опыт формирования интрапренерских вузов указывает на то, что этот определяется экономическими потребностями конкретной страны и соответствует ее национальным и культурным традициям. Разнообразие подходов, которые обеспечиваются практикой каждого вуза в отдельности, говорит об отсутствии универсального приема в построении новой инновационной модели развития, а значит и интрапренерских вузов. Авторами определено, что в цепочке взаимосвязей модели «тройной спирали» - бизнес-государство-университеты - в ряде стран преобладают взаимосвязи бизнес-вузы или государство-вузы. Проведенное исследование показало, что формирование интрапренерской культуры в вузах стран мира является результатом успешных институциональных реформ. В этом контексте следует обратить внимание также на опыт современной России в создании интрапренерских вузов, посредством формирования и развития интрапренерской культуры через призму институциональных реформ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Друкер, П. Ф. Энциклопедия менеджмента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pqm-online.com/assets/files/lib/books/druker3.pdf (дата обращения: 21.07.2017).
2. Карпов, А. О. Образование и наука в современном мире [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.step-into-the-future.ru/sites/default/files/articles-karpov/obr-obch-zn-genesis-i-soc-vizov.pdf(дата обращения: 21.10.2017).
3. Лучко М. Л. Развитие инноваций в Швеции: традиции, современность и будущее // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. №1, 2010.
4. Натенадзе, Э. Д. Entrepreneurial Culture and Management Style: Overview and Formation Mechanism / О. В. Конина, Э. Д. Натенадзе, А. Б. Симонов // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Vol. 30, No. 9. - C. 1109-1112.
5. Fuller, D. Indexing third stream activities in UK universities: exploring the entrepreneurial/enterprising university / Fuller, D., Beynon, M., Pickernell, D. // Studies in Higher Education. - 2017. - С. 1-25.
6. Pineda, P. Towards the entrepreneurial University? Market-based reforms and institutional isomorphism in Colombia | [ Rumo à universidade corporativa? Reformas baseadas no mercado e isomorfismo Institucional na Colômbia] / Pineda, P., Celis, J.// Education Policy Analysis Archives. - 2017. - №25. - С. 71.
7. Sá, E. Towards the university entrepreneurial mission: Portuguese academics' self-perspective of their role in knowledge transfer / Sá, E., Dias, D., Sá, M. J. // Journal of Further and Higher Education. -2017. - С. 1-13.
Natenadze Elena Dzhumberievna
Volgograd state technical university, Russia, Volgograd E-mail: Elena.j.natenadze@gmail.com
Konina Olga Vladimirovna
Volgograd state technical university, Russia, Volgograd
E-mail: koninaov@mail.ru
Trends in the development of intrapreneurship culture of universities in developed countries
Abstract. The sphere of education, including the system of higher education, should not only support the functioning of social and production relations, but also shape the patterns and ideals of the future life and activities of people in a country - a democratic society, a state with a socially oriented economy; prepare for the high-tech production of specialists capable of promptly mastering innovations in the sphere of professional activity. Therefore, the system of higher professional education should not only correspond to socio-economic and political changes in the country, but also carry out its activities on the basis of short-term and long-term forecasts, taking into account the world's socio-cultural and educational trends. It is the intrapreneur culture that is able to fulfill these requirements. The article considers five main trends in the development of intrapreneur culture of universities and the country as a whole. The authors are certain that the diversity of approaches provided by the practice of each institution separately indicates that there is no universal acceptance in the construction of a new innovative model of development, and hence of intrapreneurs' universities.
Keywords: innovative breaks; intraprene culture; creative space; university consortium; multicampus university; university competitiveness; educational environment