в том числе по системе CLEARFIELD, накоплен в ООО «Калининское» Михайловского района, ООО «Прогресс 1» Кораблинского райна, ООО «Золотая нива» Шацкого района, ООО «Ухолово-Агро» Рязанской области, ООО «Тесницкое» Ленинского района, КФХ «Стародубцев» Новомосковского района Тульской области и многих других хозяйствах. Здесь ежегодно получают высокие урожаи, убирая рапс на семена с более чем 500 га.
Компания Rapool имеет большой опыт и в селекции озимого рапса. В настоящее время в России зарегистрированы 19 сортов и гибридов озимого рапса, по 3-й зоне зарегистрированных сортов и гибридов пока нет.
Библиографический список
1. Виноградов Д.В., Жулин А.В. Методические рекомендации по возделыванию ярового рапса в Рязанской области. - Рязань: ГУ Рязанский НИП-ТИ АПК, 2008.- 40 с.
2. Виноградов Д.В., Жулин А.В. Особенности и перспективы возделывания масличных культур в условиях юга Нечерноземья / Перспективные направления исследований в селекции и технологии возделывания масличных культур: материалы V междунар. конф. - Краснодар: ВНИИМК, 2009. -С.51-54.
В условиях рынка для достижения рентабельности сельскохозяйственной отрасли необходимо расширять спектр выращиваемых сортов, уделяя особое внимание тем из них, которые пользуются постоянным и высоким спросом потребителей; в числе таких - инновационные сорта и гибриды рапса компании Rapool.
Рапс - очень технологичная культура и требует комплексного подхода в технологии возделывания. Такой комплексный подход обязательно
должен включать в себя выбор сортов и гербицидов. Только комбинация высокоурожайных сортов и средств защиты растений позволяет получить урожаи мирового уровня.
3. Возделывание рапса и сурепицы по интенсивной технологии // Агрономическая тетрадь. Под ред. Б.П. Мартынова / М.: Россельхозиздат, 1986.- 120 с.
4. Гутман В., Луговской К. Компетенция в высокорентабельном выращивании масличных культур // Масложировой комплекс, 2007. - №1(16). - 5758.
5. Шпаар Д. и др. Рапс и сурепица (Выращивание. Уборка, использование) / Под общей ред. Д.Шпаара. - М.ИД ООО «DLV Агродело», 2007.320 с.
Таблица 1 - Урожайность и качественные показатели гибридов ярового рапса в Рязанской области,
2011 г.
Сорта! гибриды Урожайность, ц^а Масличность, %
ООО «Авангард» Рязанский район1 ООО «Малинищи» Пронский район ООО «Малинищи» Пронский район
Сальса КЛ 20,2 26,6 44,5
Хидалго 21,2 29,0 44,3
Сиеста 21,2 33,6 43,3
НСР05 1,71 1,40
1 - удобрения не вносились
УДК 004.9:001.895
Д.Г. Зызин, аспирант, Рязанский ГАТУ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Введение
Во второй половине XX века человечество вступило в новый этап своего развития - переход от индустриального общества к информационному.
Информационное общество имеет основные признаки:
1. Большинство работающих в нём (около 80%)
занято в сфере производства информации и информационных услуг.
2. Обеспечены возможности доступа любому члену общества к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах).
© Зызин Д. Г., 2011
3. Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.
Неизбежность информатизации общества обусловлена резким возрастанием роли и значения информации.
Знания и навыки, полученные в процессе изучения современных информационных технологий, используются в специальных дисциплинах, где необходимо применение вычислительной техники для выполнения расчётов, создания баз данных, оформления различных документов.
Информационные технологии (ИТ) на сегодняшний день становятся одним из основных приоритетов в планировании развития высшего образования. Именно включенность ИТ в учебный процесс оказывается для поступающих тем привлекательным моментом, на основании которого они выбирают, в какой институт пойти. Кроме того, ИТ важны не только для успешной конкуренции различных вузов на рынке высшего образования, но и для успешного функционирования самих этих вузов. Без использования ИТ сегодня становится невозможным эффективно управлять образовательным процессом.
Цели и задачи ИТ в образовании
Отмечают следующие выгоды от внедрения ИТ в высшее образование:
— усиление общей студенческой мотивации;
— изменение институциональной культуры, особенно в отношении способности пользоваться технологиями;
— повышение качества преподавания;
— более гибкий доступ студентов к учебным материалам, как через сайты (или системы телекоммуникаций), так и вне сайтов.
Проблемы, связанные с внедрением ИТ
Несмотря на выгоды от внедрения ИТ в высшем образовании, их использование связано с рядом трудностей.
1. Затраты: инвестиционные затраты; необходимость постоянного обновления оборудования; непредсказуемость долговременных затрат на оборудование, программное обеспечение, обучение и инфраструктуру; ограниченность внешнего финансирования.
2. Отсутствие навыков: нехватка времени на подготовку; возраст/образование как факторы; отсутствие стимулов или мотивации для применения ИТ.
3. Законодательные аспекты: защита авторских прав; безопасность; индивидуальные права на участие в частных электронных аудиовизуальных конференциях.
4. Язык: руководства для пользователей и онлайновая справка часто доступны только на английском языке и при этом еще и написаны на очень специфическом жаргоне.
При использовании ИТ в высшем образовании можно выделить следующие ключевые моменты стратегического значения, на которые обращают
больше всего внимания при использовании информационных технологий:
— дистанционное образование;
— сетевые технологии;
— управление безопасностью;
— повсеместное использование компьютеров;
— стратегии преподавания и обучения;
— подготовка персонала для ИТ и управление человеческими ресурсами.
Эти моменты представляют собой первоочередные задачи, решение которых позволит оптимизировать переход вуза к включению ИТ в образовательный процесс.
В целом многие аналитики выделяют следующие основные направления, в рамках которых применение ИТ в высшем образовании играет центральную роль.
1. Учебный процесс. Это главная область использования ИТ. Ключевыми проблемами здесь являются обеспечение сетевого неограниченного доступа к учебным материалам, электронное копирование и рассылка документов, доступ к базам данных, электронные публикации и многие другие.
2. Научные исследования. Коммуникация с коллегами и исследователями по всему миру: электронная почта, Интернет-конференции, форумы, свободный доступ к научной информации — вот лишь небольшое количество технологических решений, которые позволяют значительно повысить уровень исследовательской работы в университете.
3. Административный процесс. Сегодня управление высшим учебным заведением сложно представить без иТ, начиная с простой компьютеризации процесса поступления (обработка анкет абитуриентов, онлайновая регистрация и др.) и заканчивая обеспечением оперативного обмена информацией между административными работниками.
4. Электронная коммерция. К этому направлению можно отнести электронную оплату обучения, рекламу и продажу производимых в вузах товаров и услуг через Интернет и др.
ИТ быстро развиваются, и образование должно постоянно следить за происходящими в этой области изменениями. В свете этого значительно возрастает роль инновационных проектов, направленных на модернизацию существующих и введение новых ИТ.
ИТ в образовании в Рязанском ГАТУ
В настоящее время для обеспечения ИТ в Рязанском Государственном агротехнологическом университете (РГАТУ) создана и эксплуатируется локальная вычислительная сеть (ЛВС), которая состоит из 5 сегментов, расположенных в разных зданиях. Каждый из сегментов сети представляет собой отдельную сеть, охватывающую от 2 до 19 учебных аудиторий (структурная схема сети представлена на рис. 1). В аудиториях к локальным
сегментам сети подключены как персональные компьютеры, так и сетевые принтеры. На все персональные компьютеры кроме операционной системы и прикладного программного обеспечения (текстовыми и графическими редакторами, системами управления базами данных, программами статистической обработки данных), используемого в учебных целях, установлено антивирусное ПО лаборатории Касперского. Отдельно следует выделить сегмент серверов, который обеспечивает как представление общих ресурсов, так и решает вопросы управления ЛВС, в том числе централизованного управления антивирусными средствами. Всего в ЛВС работает до 780 персональных компьютеров, из которых около более 300 используются в учебном процессе. В целях обеспечения учебного процесса к персональным компьютерам возможно подключение как проекторов, так и интерактивных досок.
ЛВС подключена к глобальной компьютерной сети Интернет по выделенным линиям с пропускной способностью 50 Mbit/s. Сервер доступа в Интернет работает под управлением операционной системы FreeBSD. Интернет-технологии широко используются как в процессе подготовки учебнометодических материалов, так и непосредственно в учебном процессе. Выход в Интернет есть из всех сегментов сети. В целях использования сети Интернет только в учебном процессе ведется работа по учету трафика различных пользователей; доступ к сайтам, содержащим вредоносную информацию или не относящимся к учебной деятельности, заблокирован.
Постоянно совершенствуется учебнопроизводственная и научно-исследовательская база вуза. Университет располагает современными техническими средствами обучения: 20 учебных классов имеют выход в Интернет. С 2011 года в здании Университета есть бесплатные точки доступа Wi-fi для студентов как в библиотеках, так и в зонах отдыха.
С другой стороны, следует отметить, что развитие методов записи и хранения данных привело к бурному росту объемов собираемой и анализируемой информации. Объемы данных настолько внушительны, что студенту и преподавателю просто не по силам проанализировать их самостоятельно, хотя необходимость проведения такого анализа вполне очевидна, ведь в этих «сырых» данных заключены знания, которые могут быть использованы при принятии решений. Для проведения автоматического анализа данных в последнее время используется так называемый Data Mining.
Data Mining - это процесс обнаружения в «сырых» данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности. Алгоритмы, используемые в Data Mining, требуют большого количества вычислений. Ранее это яв-
лялось сдерживающим фактором широкого практического применения Data Mining, однако сегодняшний рост производительности современных процессоров снял остроту этой проблемы. Теперь за приемлемое время можно провести качественный анализ сотен тысяч и миллионов записей. Для решения вышеописанных задач используются различные методы и алгоритмы Data Mining. Ввиду того, что Data Mining развивалась и развивается на стыке таких дисциплин, как статистика, теория информации, машинное обучение, теория баз данных, вполне закономерно, что большинство алгоритмов и методов Data Mining были разработаны на основе различных методов из этих дисциплин. С 2010 года в обучении используется аналитическая платформа Deductor, в которую включен полный набор инструментов для решения задач Data Mining. Сильной стороной платформы является не только реализация современных алгоритмов анализа, но и обеспечение возможности произвольным образом комбинировать различные механизмы анализа.
В РГАТУ имеется современная библиотека, фонд которой составляет более 700 тысяч изданий. В 2008 году была приобретена новая Интернет-версия программы АИБС (автоматизированная информационно-библиотечная система) «MARC-SQL» и электронный каталог библиотеки стал доступным для пользователей не только в локальной сети Университета, но и из любого компьютера, подключенного к Интернет. В библиотеке имеется коллекция учебных и справочных компакт-дисков, которая систематически пополняется. Диски используются в условиях залов информации.
Сотрудники библиотеки создали и поддерживают 5 полнотекстовых электронных баз (электронный каталог):
— «Научные труды ученых ФГОУ ВПО РГАТУ»;
— «Авторефераты»;
— «Публикации о ФГОУ ВПО РГАТУ»;
— «Электронный ресурс»;
— «УМК ФГОУ ВПО РГАТУ».
Используются заимствованные ЭБД: библиографическая ЭБД «Агрос» ЦНСХБ и полнотекстовая юридическая ЭБД «КонсультантПлюс». Организован доступ к реферативной и полнотекстовой ЭБД иностранных журналов Swetswise.
Количество библиографических записей в электронном каталоге постоянно растет и по данным на конец 2011 года составляет более 53 тысяч. Также в учебном процессе используются специально разработанные профессиональные программы - юридическая база справочной системы «Гарант» и «Консультант».
Функции поддержания работоспособности сети, в том числе ее администрирование возложено на отдел технической эксплуатации ЭВМ (ОТЭ ЭВМ).
Основными задачами ОТЭ ЭВМ являются:
— организация и сопровождение локальных компьютерных сетей РГАТУ;
— организация и сопровождение интрасети РГАТУ;
— организация и обслуживание серверов РГАТУ;
— обеспечение информационной и вирусной
безопасности серверов и локальных сетей РГАТУ;
— программное и техническое обслуживание средств компьютерной техники.
Заключение
В настоящее время аппаратная и программная оснащенность РГАТУ соответствует современным требованиям высших учебных заведений. Несмотря на это, приходится учитывать постоянные изменения в области информационных технологий и высшего образования и решать следующий круг задач:
— обновление оборудования;
— обновление программного обеспечения;
— подготовка персонала для обслуживания ИТ;
— подготовка преподавательского состава для ИТ;
— обеспечение информационной безопасности;
— обеспечение вирусной безопасности.
Рисунок 1 - Схема сети РГАТУ
Библиографический список
1. Информационные технологии управления: Учебное пособие /М.В.Бастриков, О.П.Пономарев; Институт «КВШУ».- Калининград: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2005.- 140 с.
2. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 351 с.
3. Информатизация образования: направления, средства, повышение квалификации / Под ред.С.И.Маслова. — М.: Изд-во МЭИ, 2004. - 868 с.
4. www.rgatu.ru
5. www.basegroup.ru
УДК 636.5
А.Н. Кисляков, соискатель, Рязанский ГАТУ
ПЛЕМЕННОЕ ДЕЛО КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПТИЦЕВОДСТВА
В настоящее время особую значимость приобретают вопросы устойчивого развития птицеводческих предприятий АПК, от решения которых зави-
сит преодоление спада производства, вызванного просчетами реализации в России модели рыночных отношений, решение продовольственной про-
© Кисляков А. Н., 2011