Научная статья на тему 'Тенденции развития информационных технологий в высшем образовании'

Тенденции развития информационных технологий в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛОКАЛЬНАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / ПРОГРАММНОЕ И АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / DATA MINING / INFORMATION TECHNOLOGY / THE LOCAL COMPUTER NETWORK / PROGRAM AND HARDWARE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зызин Д. Г.

Существенно возросшие темпы информатизации в высшем образовании порождает всесторонние проблемы, возникающие при внедрении информационных технологий. В работе анализируются современные тенденции развития таких технологий, а также области их применения. Рассматриваются достоинства и недостатки использования информационных технологий. Проводится анализ использования технологии Data Mining.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY IN HIGHER EDUCATION

Essentially increased rates of information in higher education generate the all-round problems arising at introduction of information technology. In work modern lines of development of such technologies, and also areas of their application are analyzed. Merits and demerits of use of information technology are considered. The analysis of use of technology Data Mining is carried out.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития информационных технологий в высшем образовании»

в том числе по системе CLEARFIELD, накоплен в ООО «Калининское» Михайловского района, ООО «Прогресс 1» Кораблинского райна, ООО «Золотая нива» Шацкого района, ООО «Ухолово-Агро» Рязанской области, ООО «Тесницкое» Ленинского района, КФХ «Стародубцев» Новомосковского района Тульской области и многих других хозяйствах. Здесь ежегодно получают высокие урожаи, убирая рапс на семена с более чем 500 га.

Компания Rapool имеет большой опыт и в селекции озимого рапса. В настоящее время в России зарегистрированы 19 сортов и гибридов озимого рапса, по 3-й зоне зарегистрированных сортов и гибридов пока нет.

Библиографический список

1. Виноградов Д.В., Жулин А.В. Методические рекомендации по возделыванию ярового рапса в Рязанской области. - Рязань: ГУ Рязанский НИП-ТИ АПК, 2008.- 40 с.

2. Виноградов Д.В., Жулин А.В. Особенности и перспективы возделывания масличных культур в условиях юга Нечерноземья / Перспективные направления исследований в селекции и технологии возделывания масличных культур: материалы V междунар. конф. - Краснодар: ВНИИМК, 2009. -С.51-54.

В условиях рынка для достижения рентабельности сельскохозяйственной отрасли необходимо расширять спектр выращиваемых сортов, уделяя особое внимание тем из них, которые пользуются постоянным и высоким спросом потребителей; в числе таких - инновационные сорта и гибриды рапса компании Rapool.

Рапс - очень технологичная культура и требует комплексного подхода в технологии возделывания. Такой комплексный подход обязательно

должен включать в себя выбор сортов и гербицидов. Только комбинация высокоурожайных сортов и средств защиты растений позволяет получить урожаи мирового уровня.

3. Возделывание рапса и сурепицы по интенсивной технологии // Агрономическая тетрадь. Под ред. Б.П. Мартынова / М.: Россельхозиздат, 1986.- 120 с.

4. Гутман В., Луговской К. Компетенция в высокорентабельном выращивании масличных культур // Масложировой комплекс, 2007. - №1(16). - 5758.

5. Шпаар Д. и др. Рапс и сурепица (Выращивание. Уборка, использование) / Под общей ред. Д.Шпаара. - М.ИД ООО «DLV Агродело», 2007.320 с.

Таблица 1 - Урожайность и качественные показатели гибридов ярового рапса в Рязанской области,

2011 г.

Сорта! гибриды Урожайность, ц^а Масличность, %

ООО «Авангард» Рязанский район1 ООО «Малинищи» Пронский район ООО «Малинищи» Пронский район

Сальса КЛ 20,2 26,6 44,5

Хидалго 21,2 29,0 44,3

Сиеста 21,2 33,6 43,3

НСР05 1,71 1,40

1 - удобрения не вносились

УДК 004.9:001.895

Д.Г. Зызин, аспирант, Рязанский ГАТУ

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Введение

Во второй половине XX века человечество вступило в новый этап своего развития - переход от индустриального общества к информационному.

Информационное общество имеет основные признаки:

1. Большинство работающих в нём (около 80%)

занято в сфере производства информации и информационных услуг.

2. Обеспечены возможности доступа любому члену общества к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах).

© Зызин Д. Г., 2011

3. Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Неизбежность информатизации общества обусловлена резким возрастанием роли и значения информации.

Знания и навыки, полученные в процессе изучения современных информационных технологий, используются в специальных дисциплинах, где необходимо применение вычислительной техники для выполнения расчётов, создания баз данных, оформления различных документов.

Информационные технологии (ИТ) на сегодняшний день становятся одним из основных приоритетов в планировании развития высшего образования. Именно включенность ИТ в учебный процесс оказывается для поступающих тем привлекательным моментом, на основании которого они выбирают, в какой институт пойти. Кроме того, ИТ важны не только для успешной конкуренции различных вузов на рынке высшего образования, но и для успешного функционирования самих этих вузов. Без использования ИТ сегодня становится невозможным эффективно управлять образовательным процессом.

Цели и задачи ИТ в образовании

Отмечают следующие выгоды от внедрения ИТ в высшее образование:

— усиление общей студенческой мотивации;

— изменение институциональной культуры, особенно в отношении способности пользоваться технологиями;

— повышение качества преподавания;

— более гибкий доступ студентов к учебным материалам, как через сайты (или системы телекоммуникаций), так и вне сайтов.

Проблемы, связанные с внедрением ИТ

Несмотря на выгоды от внедрения ИТ в высшем образовании, их использование связано с рядом трудностей.

1. Затраты: инвестиционные затраты; необходимость постоянного обновления оборудования; непредсказуемость долговременных затрат на оборудование, программное обеспечение, обучение и инфраструктуру; ограниченность внешнего финансирования.

2. Отсутствие навыков: нехватка времени на подготовку; возраст/образование как факторы; отсутствие стимулов или мотивации для применения ИТ.

3. Законодательные аспекты: защита авторских прав; безопасность; индивидуальные права на участие в частных электронных аудиовизуальных конференциях.

4. Язык: руководства для пользователей и онлайновая справка часто доступны только на английском языке и при этом еще и написаны на очень специфическом жаргоне.

При использовании ИТ в высшем образовании можно выделить следующие ключевые моменты стратегического значения, на которые обращают

больше всего внимания при использовании информационных технологий:

— дистанционное образование;

— сетевые технологии;

— управление безопасностью;

— повсеместное использование компьютеров;

— стратегии преподавания и обучения;

— подготовка персонала для ИТ и управление человеческими ресурсами.

Эти моменты представляют собой первоочередные задачи, решение которых позволит оптимизировать переход вуза к включению ИТ в образовательный процесс.

В целом многие аналитики выделяют следующие основные направления, в рамках которых применение ИТ в высшем образовании играет центральную роль.

1. Учебный процесс. Это главная область использования ИТ. Ключевыми проблемами здесь являются обеспечение сетевого неограниченного доступа к учебным материалам, электронное копирование и рассылка документов, доступ к базам данных, электронные публикации и многие другие.

2. Научные исследования. Коммуникация с коллегами и исследователями по всему миру: электронная почта, Интернет-конференции, форумы, свободный доступ к научной информации — вот лишь небольшое количество технологических решений, которые позволяют значительно повысить уровень исследовательской работы в университете.

3. Административный процесс. Сегодня управление высшим учебным заведением сложно представить без иТ, начиная с простой компьютеризации процесса поступления (обработка анкет абитуриентов, онлайновая регистрация и др.) и заканчивая обеспечением оперативного обмена информацией между административными работниками.

4. Электронная коммерция. К этому направлению можно отнести электронную оплату обучения, рекламу и продажу производимых в вузах товаров и услуг через Интернет и др.

ИТ быстро развиваются, и образование должно постоянно следить за происходящими в этой области изменениями. В свете этого значительно возрастает роль инновационных проектов, направленных на модернизацию существующих и введение новых ИТ.

ИТ в образовании в Рязанском ГАТУ

В настоящее время для обеспечения ИТ в Рязанском Государственном агротехнологическом университете (РГАТУ) создана и эксплуатируется локальная вычислительная сеть (ЛВС), которая состоит из 5 сегментов, расположенных в разных зданиях. Каждый из сегментов сети представляет собой отдельную сеть, охватывающую от 2 до 19 учебных аудиторий (структурная схема сети представлена на рис. 1). В аудиториях к локальным

сегментам сети подключены как персональные компьютеры, так и сетевые принтеры. На все персональные компьютеры кроме операционной системы и прикладного программного обеспечения (текстовыми и графическими редакторами, системами управления базами данных, программами статистической обработки данных), используемого в учебных целях, установлено антивирусное ПО лаборатории Касперского. Отдельно следует выделить сегмент серверов, который обеспечивает как представление общих ресурсов, так и решает вопросы управления ЛВС, в том числе централизованного управления антивирусными средствами. Всего в ЛВС работает до 780 персональных компьютеров, из которых около более 300 используются в учебном процессе. В целях обеспечения учебного процесса к персональным компьютерам возможно подключение как проекторов, так и интерактивных досок.

ЛВС подключена к глобальной компьютерной сети Интернет по выделенным линиям с пропускной способностью 50 Mbit/s. Сервер доступа в Интернет работает под управлением операционной системы FreeBSD. Интернет-технологии широко используются как в процессе подготовки учебнометодических материалов, так и непосредственно в учебном процессе. Выход в Интернет есть из всех сегментов сети. В целях использования сети Интернет только в учебном процессе ведется работа по учету трафика различных пользователей; доступ к сайтам, содержащим вредоносную информацию или не относящимся к учебной деятельности, заблокирован.

Постоянно совершенствуется учебнопроизводственная и научно-исследовательская база вуза. Университет располагает современными техническими средствами обучения: 20 учебных классов имеют выход в Интернет. С 2011 года в здании Университета есть бесплатные точки доступа Wi-fi для студентов как в библиотеках, так и в зонах отдыха.

С другой стороны, следует отметить, что развитие методов записи и хранения данных привело к бурному росту объемов собираемой и анализируемой информации. Объемы данных настолько внушительны, что студенту и преподавателю просто не по силам проанализировать их самостоятельно, хотя необходимость проведения такого анализа вполне очевидна, ведь в этих «сырых» данных заключены знания, которые могут быть использованы при принятии решений. Для проведения автоматического анализа данных в последнее время используется так называемый Data Mining.

Data Mining - это процесс обнаружения в «сырых» данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности. Алгоритмы, используемые в Data Mining, требуют большого количества вычислений. Ранее это яв-

лялось сдерживающим фактором широкого практического применения Data Mining, однако сегодняшний рост производительности современных процессоров снял остроту этой проблемы. Теперь за приемлемое время можно провести качественный анализ сотен тысяч и миллионов записей. Для решения вышеописанных задач используются различные методы и алгоритмы Data Mining. Ввиду того, что Data Mining развивалась и развивается на стыке таких дисциплин, как статистика, теория информации, машинное обучение, теория баз данных, вполне закономерно, что большинство алгоритмов и методов Data Mining были разработаны на основе различных методов из этих дисциплин. С 2010 года в обучении используется аналитическая платформа Deductor, в которую включен полный набор инструментов для решения задач Data Mining. Сильной стороной платформы является не только реализация современных алгоритмов анализа, но и обеспечение возможности произвольным образом комбинировать различные механизмы анализа.

В РГАТУ имеется современная библиотека, фонд которой составляет более 700 тысяч изданий. В 2008 году была приобретена новая Интернет-версия программы АИБС (автоматизированная информационно-библиотечная система) «MARC-SQL» и электронный каталог библиотеки стал доступным для пользователей не только в локальной сети Университета, но и из любого компьютера, подключенного к Интернет. В библиотеке имеется коллекция учебных и справочных компакт-дисков, которая систематически пополняется. Диски используются в условиях залов информации.

Сотрудники библиотеки создали и поддерживают 5 полнотекстовых электронных баз (электронный каталог):

— «Научные труды ученых ФГОУ ВПО РГАТУ»;

— «Авторефераты»;

— «Публикации о ФГОУ ВПО РГАТУ»;

— «Электронный ресурс»;

— «УМК ФГОУ ВПО РГАТУ».

Используются заимствованные ЭБД: библиографическая ЭБД «Агрос» ЦНСХБ и полнотекстовая юридическая ЭБД «КонсультантПлюс». Организован доступ к реферативной и полнотекстовой ЭБД иностранных журналов Swetswise.

Количество библиографических записей в электронном каталоге постоянно растет и по данным на конец 2011 года составляет более 53 тысяч. Также в учебном процессе используются специально разработанные профессиональные программы - юридическая база справочной системы «Гарант» и «Консультант».

Функции поддержания работоспособности сети, в том числе ее администрирование возложено на отдел технической эксплуатации ЭВМ (ОТЭ ЭВМ).

Основными задачами ОТЭ ЭВМ являются:

— организация и сопровождение локальных компьютерных сетей РГАТУ;

— организация и сопровождение интрасети РГАТУ;

— организация и обслуживание серверов РГАТУ;

— обеспечение информационной и вирусной

безопасности серверов и локальных сетей РГАТУ;

— программное и техническое обслуживание средств компьютерной техники.

Заключение

В настоящее время аппаратная и программная оснащенность РГАТУ соответствует современным требованиям высших учебных заведений. Несмотря на это, приходится учитывать постоянные изменения в области информационных технологий и высшего образования и решать следующий круг задач:

— обновление оборудования;

— обновление программного обеспечения;

— подготовка персонала для обслуживания ИТ;

— подготовка преподавательского состава для ИТ;

— обеспечение информационной безопасности;

— обеспечение вирусной безопасности.

Рисунок 1 - Схема сети РГАТУ

Библиографический список

1. Информационные технологии управления: Учебное пособие /М.В.Бастриков, О.П.Пономарев; Институт «КВШУ».- Калининград: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2005.- 140 с.

2. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 351 с.

3. Информатизация образования: направления, средства, повышение квалификации / Под ред.С.И.Маслова. — М.: Изд-во МЭИ, 2004. - 868 с.

4. www.rgatu.ru

5. www.basegroup.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 636.5

А.Н. Кисляков, соискатель, Рязанский ГАТУ

ПЛЕМЕННОЕ ДЕЛО КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПТИЦЕВОДСТВА

В настоящее время особую значимость приобретают вопросы устойчивого развития птицеводческих предприятий АПК, от решения которых зави-

сит преодоление спада производства, вызванного просчетами реализации в России модели рыночных отношений, решение продовольственной про-

© Кисляков А. Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.