Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
902
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / АНАЛИЗ ПИЩЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА / РЫНОК КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ / АНАЛИЗ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ / CONFECTIONERY PRODUCTS / ANALYSIS OF FOOD PRODUCTION / MARKET OF CONFECTIONERY PRODUCTS / ANALYSIS OF CONFECTIONERY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деркачева Елена Алексеевна, Белова Елена Олеговна, Шелудько Елена Борисовна

Для инвесторов и производителей очень важен аспект понимания потребительских предпочтений и осознания состояния рынка кондитерских изделий, его долей среди ведущих производителей кондитерских изделий, как отечественных, так и зарубежных. Обладание подобной информацией будет способствовать перспективному направлению для успешного функционирования и развития производства кондитерских изделий среди различных участников рынка России. Авторами проведен анализ рынка кондитерских изделий Российской Федерации в период с 2012 по 2017 гг. Был сделан вывод, что относительно стабильная посткризисная экономическая ситуация на рынке кондитерских изделий, а также благоприятное состояние сырьевой базы формируют предпосылки к дальнейшему росту отечественного производства кондитерских изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Деркачева Елена Алексеевна, Белова Елена Олеговна, Шелудько Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TRENDS AND TRANSFORMATIONAL FEATURES OF THE CONFECTIONERY MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

For investors and manufacturers, the aspect of understanding, consumer preferences, and awareness of the state of the confectionery market, its shares, among the leading manufacturers of confectionery products, both domestic and foreign, is very important. The possession of such information will contribute to a promising direction for the successful functioning and development of the production of confectionery products among various participants in the Russian market. The authors conducted an analysis of the confectionery market of the Russian Federation in the period from 2012-2017. It was concluded that the relatively stable post-crisis economic situation in the confectionery market, as well as the favorable condition of the raw material base, form the prerequisites for further growth in domestic production of confectionery.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ INDUSTRIAL ECONOMY

УДК 338.45:664 ББК 65.304.25 Д 36

Е.А. Деркачева,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: + 7 (918) 210-10-05, e-mail: derkacheva_elena@ bk.ru

Е.О. Белова,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: +7 (961) 500-46-46, e-mail: alena_alenovna@ mail.ru

Е.Б. Шелудько,

старший преподаватель кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: + 7 (918) 959-59-50, e-mail: sheludko.elena@mail.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Для инвесторов и производителей очень важен аспект понимания потребительских предпочтений и осознания состояния рынка кондитерских изделий, его долей среди ведущих производителей кондитерских изделий, как отечественных, так и зарубежных. Обладание подобной информацией будет способствовать перспективному направлению для успешного функционирования и развития производства кондитерских изделий среди различных участников рынка России. Авторами проведен анализ рынка кондитерских изделий Российской Федерации в период с 2012 по 2017 гг. Был сделан вывод, что относительно стабильная посткризисная экономическая ситуация на рынке кондитерских изделий, а также благоприятное состояние сырьевой базы формируют предпосылки к дальнейшему росту отечественного производства кондитерских изделий.

Ключевые слова: кондитерские изделия, анализ пищевого производства, рынок кондитерских изделий, анализ кондитерских изделий.

E.A. Derkacheva,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Sectoral and Project Management, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: + 7 (918) 210-10-05, e-mail: derkacheva_elena@bk.ru

E.O. Belova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Sectoral and Project Management, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: +7 (961) 500-46-46, e-mail: alena_alenovna@mail. ru

E.B. Sheludko,

Senior Lecturer of the Department of Sectoral and Project Management, Kuban State Technological University, Krasnodar. Ph.: +7 (918) 959-59-50, e-mail: sheludko.elena@mail.ru

DEVELOPMENT TRENDS AND TRANSFORMATIONAL FEATURES OF THE CONFECTIONERY MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. For investors and manufacturers, the aspect of understanding, consumer preferences, and awareness of the state of the confectionery market, its shares, among the leading manufacturers of confectionery products, both domestic and foreign, is very important. The possession of such information will contribute to a promising direction for the successful functioning and development of the production of confectionery products among various participants in the Russian market. The authors conducted an analysis of the confectionery market of the Russian Federation in the period from 2012-2017. It was concluded that the relatively stable post-crisis economic situation in the confectionery market, as well as the favorable condition of the raw material base, form the prerequisites for further growth in domestic production of confectionery.

Keywords: confectionery products, analysis of food production, market of confectionery products, analysis of confectionery products.

По данным Intesco Research Group, объемы производства кондитерской продукции на территории РФ на протяжении последних шести лет росли (табл. 1).

Следует отметить тот факт, что кондитерский рынок пострадал от кризиса не так сильно, как другие отрасли. В первую очередь, данное обстоятельство можно связать с тем, что потребление кондитерских изделий не имеет серьезной корреляции с состоянием экономики в целом [1]. В 2015 году объем российского рынка кондитерских изделий на

фоне общей стабилизации макроэкономической ситуации не только полностью восстановился, но даже незначительно возрос, по сравнению с докризисными годами. Сейчас рынок продолжает расти, хотя темпы этого роста в последнее время и замедлились.

Всего же за период с 2013 по 2018 годы объем производства кондитерских изделий на территории Российской Федерации увеличился на 5,4% в натуральном выражении и достиг уровня в 3120,1 тыс. тонн (рис 1.).

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Объем производства изделий кондитерских, тыс. т 2960,1 3040,0 2941,5 3051,2 3087,5 3120,1

то же в % к 2012 г., % 100,0 102,7 99,4 103,1 104,3 105,4

то же в % к предыдущему году, % 107,6 102,7 96,8 103,7 101,2 101,1

Таблица 1

Динамика объемов производства кондитерской продукции в РФ [1]

Рис. 1. Графическая интерпретация динамики производства кондитерских изделий

на территории РФ [2]

В соответствии с данными Рос-стата [2], по состоянию на конец 2018 года, в отрасли были заняты свыше 90 тысяч работников, средняя заработная плата которых составила 24 600 руб.

На протяжении последних лет уровень личного потребления кондитерских изделий в РФ неуклонно рос, ввиду чего ключевым фактором, определяющим поведение производителей кондитерских изделий в России, является постепенное насыщение рынка продукции из сахара. Острая конкурентная борьба, а также постоянно изменяющиеся вкусовые предпочтения потребителей требуют модернизации производства и обеспечения его гибкости [3].

На российском кондитерском рынке доминируют российские

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

производители, причем доля отечественной продукции за период с 2013 по 2018 годы возросла. Так, если в 2013 году на долю импортной кондитерской продукции приходилось 22,2%, то по итогам 2018 года - 12,1% (рис. 2).

Ключевыми импортерами кондитерских изделий являются Республика Беларусь, Германия и Бельгия, на долю которых приходится порядка 62% всего импорта кондитерской продукции (рис. 3).

Начиная с 2013 года наблюдалось постоянное увеличение объемов российского экспорта кондитерской продукции. Так, в 2018 году совокупный объем поставок из России в другие страны возрос, по сравнению с предыдущим годом, на 4,3%, составив более 173,1 тысячи тонн.

22,2% 12,1%

87,9%

77,8%

2013I. Импортная продукция

2018 1. Российская продукция

Рис. 2. Структура рынка кондитерской продукции в 2013 и 2018 гг.

Республика Беларусь Германия Бельгия "Польша Прочие Рис. 3. Структура импорта кондитерской продукции [3]

К основным странам-потребителям экспортного российского шоколада и шоколадных изделий относятся Казахстан - 26%, Республика Беларусь - 22%, Азербайджан - 13%. Основными экспортерами кондитерских изделий из сахара, не содержащих какао, являются Азербайджан (23%), Казахстан (21%) и Республика Беларусь (10%). Ключевыми экспортерами джема, фруктового желе и пасты из России являются Казахстан (49%), Монголия (10%) и Туркмения (6%). В 2018 году сохранилась тенденция увеличения российского экспорта кондитерских изделий [4].

Эксперты рынка отмечают, что в данный момент начинается передел кондитерского рынка между крупными его игроками. Ввиду того, что в целом по РФ рынок кондитерской продукции близок к насыщению, а темпы роста его сокращаются, прогнозируется дальнейшее усиление конкуренции, так как объемы рынка ограничены. Производителям, не обладающим значительной производственной и сбытовой базой, крайне трудно конкурировать с ключевыми игроками, и зачастую они вынуждены уходить в особые ниши [5].

Одной из ключевых особенностей рынка кондитерской продукции является его сезонность. Так,

теплое время года подразумевает высокий спрос на карамель, помадные и желейные конфеты, а также мучные кондитерские изделия. Зимой и осенью возрастают продажи шоколадных изделий, причем наиболее сильными позициями принято считать коробочные наборы, приобретаемые, как правило, к праздникам. Максимальная величина спроса на кондитерские изделия приходится на четвертый квартал каждого года, с пиком продаж в период новогодних праздников. В первом же квартале, как правило, происходит спад продаж.

Еще одной важной особенностью рынка является регулярный вывод на рынок новинок. Производители активно разрабатывают новые продукты, обладающие уникальными потребительскими свойствами (вкус, цвет, оформление) в сегментах «семейного» и индивидуального потребления. Наиболее перспективные продукты на рынке - сложные продукты, находящиеся на стыке различных категорий.

Следует отметить достаточно высокий уровень консолидации кондитерского рынка: практически все крупные западные игроки представлены на российском рынке, и в настоящее время происходит достаточно активное слияние западных активов на российском

рынке. Экспансия западных производителей формирует в стране конкурентную среду, стимулирующую развитие менеджмента, рекламы, маркетинга, логистики [6].

Рынок кондитерских изделий принято разделять на 2 ключевых сегмента: сахаристые и мучные изделия. К сахаристым кондитерским изделиям относятся кондитерские изделия с содержанием сахара не менее 20%. К мучным кондитерским изделиям относятся кондитерские изделия, представляющие собой выпеченные пищевые продукты или изделия, содержащее в своем составе выпеченный полуфабрикат, на основе муки и сахара, с содержанием муки в выпеченном полуфабрикате не менее 25%.

В 2013 году на сегмент сахаристой кондитерской продукции приходилось 53,1% рынка, на сегмент мучных изделий - 46,9%. По итогам 2018 года, доли этих сегментов составили, соответственно, 55,4 и 44,6%. Эксперты Intesco Research Group прогнозируют дальнейшее ускорение темпов роста производства сахаристых кондитерских изделий - на 4-6% в год. Сегмент мучных кондитерских изделий будет расти меньшими темпами - до 1,5% в год (рис. 4).

Что касается структуры сегмента мучных кондитерских изделий, то в данном сегменте в 2018 году

100° С

наибольшей долей производства характеризуется печенье - 43%. Тортам и пирожным принадлежало 14% общего объема производства мучных изделий, кексам, бабам и рулетам -13%, вафлям - 12%. Порядка 11% рынка занимали пряники и коврижки, 5% - галеты и крекеры. Доля прочих мучных изделий - 2% (рис. 5).

Данный сегмент рынка характеризуется высокой степенью насыщения. Если рынок сахаристых кондитерских изделий на протяжении последних лет стабильно рос, то в сегменте мучной кондитерской продукции на протяжении последних трех лет отмечается спад. Объем производства мучных кондитерских изделий в 2018 году находился на уровне 1,39 млн. т. По сравнению с предыдущим годом, его сокращение составило 0,8%. Подобная динамика производства обусловлена сокращением потребления мучной продукции в России. На данный момент порядка 16-17,5% отечественного рынка мучных кондитерских изделий контролируются 7 крупнейшими игроками данного сегмента. К этим игрокам относятся ООО «Чипита Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург), АО «Большевик» (Москва), АО «Брянконфи» (г. Брянск), ООО «Крекер» (г. Воронеж), ООО «КДВ Яшкино» (Кемеровская область), АО «Русский бисквит»

90° е.

80° С

70% 60°t 50° с 40° с 30% 20°t 109с (Ж

46,9% 44,6%

53,1% 55,4%

2013 год Мучная продукция

201Sгод | Сахаристая продукция

Рис. 4. Изменение соотношения ключевых сегментов рынка кондитерских изделий

в 2018 г. - по сравнению с 2013 г.

■ Печенье

Торты и пирожные

■ Кексы, бабы и рулеты

■ Вафли

Пряники и коврижки Галеты и крекеры

■ Прочие мучные изделия

Рис. 5. Структура сегмента мучных кондитерских изделий в 2018 г.

(г. Череповец) и АО «Кондитерская фабрика «Саратовская» (г. Саратов).

Среди федеральных округов РФ по объемам производства кондитерских изделий в 2018 году лидерами стали Центральный, Приволжский, Сибирский и Северо-Западный федеральные округа, причем на Центральный регион

приходится 41,5% производства кондитерских изделий, на Приволжский ФО - 21%. На долю Сибирского и Северо-Западного округов - 12 и 10,5%, соответственно. Далее по убыванию: на долю Южного ФО - 6,8%, Уральского - 5,4%, Дальневосточного - 1,5% и Северо-Кавказского - 1,3%. В табл. 2

Таблица 2

Динамика объемов производства кондитерской продукции по федеральным округам РФ, тыс. т

Федеральные округа 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Центральный ФО 1216,6 1285,9 1197,2 1254,0 1262,8 1294,9

то же в % к предыдущему году, % - 105,7 93,1 104,8 100,7 102,5

Приволжский ФО 624,6 629,3 626,5 634,7 642,2 655,2

то же в % к предыдущему году, % - 100,8 99,6 101,3 101,2 102,0

Сибирский ФО 349,3 352,6 355,9 360,0 361,2 374,4

то же в % к предыдущему году, % - 101,0 100,9 101,2 100,3 103,6

Северо-Западный ФО 334,5 325,3 320,6 338,7 345,8 327,6

то же в % к предыдущему году, % - 97,2 98,6 105,6 102,1 94,7

Южный ФО 204,2 212,8 203,0 219,7 213,0 212,2

то же в % к предыдущему году, % - 104,2 95,4 108,2 97,0 99,6

Уральский ФО 153,9 155,0 155,9 164,8 172,9 168,5

то же в % к предыдущему году, % - 100,7 100,6 105,7 104,9 97,4

Дальневосточный ФО 53,3 48,6 52,9 45,8 52,5 46,8

то же в % к предыдущему году, % - 91,3 108,9 86,4 114,7 89,2

Северо-Кавказский ФО 23,7 30,4 29,4 33,6 37,1 40,6

то же в % к предыдущему году, % - 128,4 96,8 114,1 110,4 109,5

отображена динамика объемов производства кондитерской продукции по федеральным округам.

Данные табл. 2 еще раз подтверждают утверждение о замедлении темпов роста объемов производства кондитерских изделий на рынке. Исключение составляет Северо-Кавказский федеральный округ, чья кондитерская промышленность находится на данный момент на стадии развития.

Субъектами-лидерами по объемам производства кондитерских изделий в 2018 году стали Московская область, Москва, Санкт-Петербург и Липецкая область. На долю Московской области приходится 8,9% общего объема кондитерских изделий. В Москве и Санкт-Петербурге производится, соответственно,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,9 и 5,3% продукции, в Липецкой области - 4,8%. Белгородская и Владимирская области производят, соответственно, 4,4 и 4% данной продукции. В настоящий момент отсутствуют предпосылки для значительного перераспределения долей рынка между субъектами РФ.

В сегменте сахаристых кондитерских изделий в 2018 году большая доля в структуре российского производства принадлежала конфетам (40,3%), шоколаду и шоколадным изделиям - 16,8% всего объема выпускаемой в России сахаристой кондитерской продукции. Доля карамели составила 12,3%, джемов, пастилы из фруктов, ягод и орехов - 7,6%, а на долю мармеладно-пастильных

Рис. 6. Структура сегмента

изделий пришлось 7,2%. Жевательная резинка составила 1,9% производства сахаристых кондитерских изделий (рис. 6).

На внутреннем рынке сахаристых изделий отечественные производители лидируют на протяжении нескольких последних лет и в настоящее время делят между собой порядка 40% рынка в натуральном выражении. На долю пятерки крупнейших российских производителей шоколадных изделий («Объединенные кондитеры», Mars, Nestle, Kraft Foods, Ferrero) приходится 64% розничных продаж (рис. 7).

Еще одной характерной для сегодняшнего положения рынка чертой является рост интереса к более качественным, а значит - и более дорогим, продуктам, обусловленный ростом доходов российского населения, а также применением стратегии интенсификации коммерческих усилий со стороны ведущих игроков рынка [7].

На рынке прослеживается тенденция роста доли продукции пре-миум-класса. Данные исследовательской группы ACNielsen говорят о том, что продукция сегмента класса «люкс» постепенно вытесняет товары эконом-класса. Многие небольшие производители перепрофилируются на выпуск дорогой продукции либо запускают дополнительные линии по выпуску более качественных и дорогих торговых марок.

Относительно стабильная посткризисная экономическая ситуация

■ Конфеты глазированные Шоколад и шоколадные изделия

I Карамель

■ Джемы, пасты фруктовые, ягодные, ореховые M ар мел а дно-па стил ьны е из д елия

Жевательная резинка

■ Прочие

пых кондитерских изделий в 2018 г.

«Объединенные кондитеры» Mars Nestle "Kraft Foods Feirero Другие Рис. 7. Ключевые производители шоколадных изделий на рынке РФ

на рынке кондитерских изделий, а также благоприятное состояние сырьевой базы формируют предпосылки к дальнейшему росту отечественного производства кондитерских изделий [8].

На основе проведенного выше анализа рынка можно сделать вывод,

что на протяжении последних лет происходит постепенное насыщение рынка кондитерских изделий, среди основных тенденций которого можно выделить высокую подвижность вкусовых предпочтений потребителей, а также острую конкуренцию среди производителей.

Примечания:

1. Фицурина М.С., Деркачева Е.А., Кузнецова О.А. Разработка эффективной маркетинговой коммуникации в условиях формирования предвыбора потребительских товаров / // Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 1170-1176.

2. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks. ru/labor_market_employment_salaries?print=1.

3. Романец И.И., Шелудько Е.Б. Стратегическое развитие Краснодарского края: возможности и ограничения // Реформирование региональной экономической модели: цели, вызовы, возможности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2017. С. 143-146.

4. Рыжакова А.В., Бабина О.А. Мировой рынок кондитерских изделий // Международная торговля и торговая политика. 2017. № 4 (12). С. 59-74.

5. Михеев Г.В., Деркачева Е.А. Сектор FMCG: управление развитием и маркетинговая адаптация // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2016. № 13. С. 179-192.

6. Прохорова В.В., Белова Е.О. К вопросу о синергии в рамках формирования кластерных структур // Вестник Института дружбы народов Кавказа. «Теория экономики и управления народным хозяйством». 2017. № 1 (41). С. 4.

7. Белова Е.О., Веселова Н.Ю. Менеджмент. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011. 164 с.

8. Кобозева Е.М., Шелудько Е.Б. Оптимизация институциональных условий функционирования АПК Краснодарского края на основе кластеризации предпринимательской деятельности // Будущее науки - 2019: сб. науч. ст. 7-й Междунар. молодежной науч. конф. Курск, 2019. С. 181-186.

References:

1. Fitsurina M.S., Derkacheva E.A., Kuznetsova O.A. Development of effective marketing communication in the context of the formation of the pre-election

of consumer goods / // Economics and Entrepreneurship. 2018. No. 3 (92). Pp. 1170-1176.

2. Federal State Statistics Service. URL: https://www.gks.ru/ labor_market_employment_salaries?print=1.

3. Romanets I.I., Sheludko E.B. Strategic development of the Krasnodar Territory: opportunities and limitations // Reforming the regional economic model: goals, challenges, opportunities: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Krasnodar, 2017. Pp. 143-146.

4. Ryzhakova A.V., Babin O.A. The world market of confectionery // International trade and trade policy. 2017. No. 4 (12). Pp. 59-74.

5. Mikheev G.V., Derkacheva E.A. Sector FMCG: development management and marketing adaptation // Polythematic network electronic scientific journal "Scientific works of KubSTU". 2016. No. 13. Pp. 179-192.

6. Prokhorova V.V., Belova E.O. To the question of synergy in the framework of the formation of cluster structures // Bulletin of the Institute of Friendship of the Peoples of the Caucasus. "Theory of Economics and National Economy". 2017. No. 1 (41). P. 4.

7. Belova E.O., Veselova N.Yu. Management. Krasnodar: Publishing House of SIM, 2011. 164 pp.

8. Kobozeva E.M., Sheludko E.B. Optimization of institutional conditions for the functioning of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory on the basis of clustering of entrepreneurial activities // The Future of Science - 2019: collection of scientific articles of the 7th International Youth Scientific Conference. Kursk, 2019. Pp. 181-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.