Научная статья на тему 'Тенденции развития и особенности разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью'

Тенденции развития и особенности разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ / УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ МАРКЕТИНГА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БИЗНЕС-АНАЛИТИКА. / CORPORATE PERFORMANCE MANAGEMENT / FINANCE PERFORMANCE MANAGEMENT / MARKETING PERFORMANCE MANAGEMENT / BUSINESS INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдикеев Нияз Мустякимович, Брускин Сергей Наумович, Китова Ольга Викторовна

В статье проведен анализ рынка коммерческих програм-мных систем в области управления эффективностью и интеллектуальной бизнес-аналитики, проанализированы особенности разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the market of commercial software systems in the field of efficiency management and intellectual business analysis. The authors research specific features of working-out and introducing systems of corporate efficiency in Russia.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития и особенности разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью»

БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА

Д-р техн. наук Н. М. Абдикеев С. Н. Брускин

канд. физ.-мат. наук О. В. Китова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ

В статье проведен анализ рынка коммерческих программных систем в области управления эффективностью и интеллектуальной бизнес-аналитики, проанализированы особенности разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью в России.

Ключевые слова и словосочетания: управление корпоративной эффективностью, управление финансовой эффективностью, управление эффективностью маркетинга, интеллектуальная бизнес-аналитика.

Управление корпоративной эффективностью: развитие концепции

Развитие современных управленческих концепций и методик, а также поддерживающих их информационны« систем нашло свое отражение в создании и развитии концепции и методов управления корпоративной эффективностью - Corporate Performance Management /Business Performance Management (CPM/BPM). Термин Business Performance Management (BPM) в 2001 г. предложил Говард Дреснер, аналитик из Gartner Group, он же автор термина Business Intelligence. Идею BPM активно поддержала компания Hyperion (в 2007 г. вошла в состав Oracle), этой же терминологии придерживается компания IDC. В 2004 г. был создан комитет по стандартизации BPM Standards Group. Близкая по смыслу концепция CPM была предложена в 2001 г. аналитиками той же компании Gartner Group, но работавшими в исследовательском подразделении Gartner Research.

Под управлением корпоративной эффективностью (CPM) мы понимаем совокупность процессов, методологий, метрик и программного обеспечения, необходимых для измерения и управления эффективностью деятельности организации. CPM представляет собой рамочную структуру, охватывающую интегрированные методологии оценки деятельности компании, включающую систему показателей и метрик и образующую замкнутый цикл управленческих и аналитических процессов вместе с поддерживающими их системами мониторинга и

управления деятельностью компании. С точки зрения кибернетики данный подход заключается в создании системы управления с минимальной задержкой по обратной связи. Необходимо подчеркнуть, что понятие «CPM-система» употребляется в двух значениях: как концепция управления и как информационная система (комплекс программных средств, поддерживающих концепцию CPM и обеспечивающих ее реализацию на практике).

Информационные системы класса CPM позволяют участникам процесса управления реализовывать на практике методики и бизнес-процессы управления. Перечислим компоненты CPM-системы:

1. Подсистема, реализующая функции целевого управления, -поддерживает современные методики целевого управления компанией (сбалансированная система показателей и др.).

2. Подсистема моделирования бизнеса - позволяет формировать сценарии деятельности, учитывать использование ресурсов, выявлять ограничения и узкие места, применять методы функционально-стоимостного анализа для расчета себестоимости и т. п.

3. Подсистема планирования, бюджетирования и прогнозирования - позволяет учитывать особенности структуры организации и ее финансовых потоков, вести учет трендов, строить прогнозы, анализировать отклонения и выполнять другие необходимые действия.

4. Подсистема интеллектуальной бизнес-аналитики, или бизнес-интеллекта (Business Intelligence - BI) - позволяет собирать необходимую информацию из различных разнородных источников (ERP, CRM, SCM и др.), структурировать и анализировать ее в интересах бизнеса.

5. Подсистема финансовой консолидации и отчетности - позволяет организовать сбор и обработку финансовой отчетности подразделений компании и зависимых компаний, сформировать комплект финансовых отчетов в соответствии с международными и национальными стандартами.

Замкнутый цикл управления в CPM-системе включает в себя:

- определение и уточнение целей в рамках общей стратегии компании;

- моделирование факторов, определяющих достижение этих целей, и соответствующих ограничений;

- планирование действий по реализации целей;

- постоянный мониторинг на основе анализа ключевых показателей эффективности, их целевых и достигнутых значений;

- анализ результатов;

- составление финансовой и управленческой отчетности.

Таким образом, особенность CPM-системы как инструмента

управления заключается в первую очередь в интегрированном, ком-

плексном и непрерывном подходе к процессу управления, в возможности моделирования ситуаций и факторов, влияющих на бизнес компании, а также в ориентации на систему ключевых показателей эффективности. CPM-система обеспечивает методику структурирования целей и управления их достижением на основе выбранной системы показателей.

Corporate Performance Management отражает сферу управления компанией в целом. В то же время необходимо обратить внимание, что современное развитие концепции управления эффективностью также сопряжено с развитием отдельных направлений внутри компании, таких, как управление эффективностью маркетинга, управление эффективностью производства, управление эффективностью продуктового портфеля и т. п. В мировой и отечественной практике наибольшее распространение получили подходы и инструменты финансовой эффективности (Financial Performance Management) и эффективности маркетинга (Marketing Performance Management).

Анализ рынка информационных систем в области управления эффективностью и интеллектуальной бизнес-аналитики

Рынок CPM-решений в мире и в России развивается динамично и является одним из наиболее быстрорастущих среди всех видов прикладного программного обеспечения. Также быстро развивается рынок инструментов интеллектуальной бизнес-аналитики (Business Intelligence). По данным Gartner Group, объем рынка CPM-решений в мире в 2006 г. превышал 1,5 млрд. долларов, темпы роста составляли 20%. По данным этой исследовательской компании, несмотря на финансовый кризис, среднегодовые темпы роста сегмента CPM-решений прогнозируются в размере не менее 10%. К 2011 г. объем данного рынка должен превысить З млрд. долларов (табл. 1 и 2).

Т а б л и ц а 1

Рост продаж CPM-наборов*

2005 2006 2007 2008 2009 2010 (прогноз) 2011 (прогноз)

Объемы продаж в мире, млн. долл. 1292 1552 1836 2171 2464 2760 3045

Темпы роста продаж в мире, % - 20 18 18 13 12 10

Объемы продаж в Восточной Европе, млн. долл. 29,9 37,6 46,6 56,9 66,4 75,7 85,1

* Источник: www.gartner.com

Т а б л и ц а 2

Рост продаж BI-платформ*

2005 2006 2007 2008 2009 2010 (прогноз) 2011 (прогноз) CAGR 20062011, %

Объемы продаж в мире, 4048 4651 5231 5732 6181 6592 7018 8,6

млн. долл.

Темпы роста продаж в мире, % - 15 12 10 8 7 6 -

Объемы продаж в России, 18,6 23,9 29,1 33,2 37,1 40,3 43,8 12,8

млн. долл.

* Источник: www.gartner.com

Компании внедряют CPM-решения для развития возможностей ранее внедренных транзакционных систем оперативного управления, таких, как ERP, CRM, SCM и др., а также в дополнение к решениям в области BI. Все большее число компаний заменяют с помощью CPM-систем финансовые приложения собственной разработки или системы, основанные на электронных таблицах.

Интерес к CPM проявляют не только большие, но и средние компании, основной фокус внимания которых лежит в сфере подсистем планирования, бюджетирования и прогнозирования. Вместе с тем внедряются программные подсистемы целевого управления по ключевым показателям. Некоторые компании внедряют модули для управления прибыльностью, разработанные на основе подхода функционально-стоимостного анализа (activity-based costing - ABC), а также другие специализированные приложения в области управления эффективностью.

В соответствии с магическими квадрантами Gärtner Group (рис. 1) технологическими лидерами в сфере CPM-наборов (CPM Suites) в апреле 2009 г. были Oracle (Hyperion), SAP (Business Objects) и IBM (Cognos), на границе между лидерами и претендентами - SAS Institute. В группе «провидцев» следует отметить Clarity, а среди претендентов -Infor. CPM-наборы тесно связаны с BI-платформами. В соответствии с магическими квадрантами Gartner Group (рис. 2) технологическими лидерами в области платформ интеллектуальной бизнес-аналитики в январе 2009 г. были IBM (Cognos), Microsoft, SAP, Oracle. Вплотную к лидерам приблизились SAS, Information Builders, а также компания MicroStrategy, которая ранее располагалась в группе «провидцев».

Рассмотрим перспективы развития CPM-приложений.

challengers leaders

f SAP ( «Infor Л Oracle Hyptirlon • business Objects)« • IBM (Cog nos)

Tagetike Lawson ■ с Board Internati V SAS "Clarity Systems Exact Software {Longview) inali J

niche players visionaries

H completeness of vision I-pAS of April 2009

Рис. 1. Магический квадрант CPM-наборов

challengers leaders

r HfCirn^LltiC'4 Bui \ IDM (Cogroc) Microsoft SAP» Oracle Jers ,„ -SAS MlwoStralsny

ariplan, Acti,stei ^uarcl inisrnatlo i P QllkTech "Ibcc 5po:flre isi jnorama Sùflwara /

niche players visionaries

^ completeness of vision I-^

Аз of January 2009

Рис. 2. Магический квадрант BI-платформ

По мнению аналитиков Gartner Group, к числу наиболее зрелых, так назытаемыгс продуктивны« приложений с болышим количеством внедрений отнесены приложения в сфере финансовой консолидации. К ним по степени зрелости приближаются платформы интеллектуалыной бизнес-аналитики, средства автоматизации планирования, бюджетирования и прогнозирования, средства веб-аналитики, инструменты Data Mining (Data Mining Workbenches), инструменты создания хранилищ данных бизнес-приложений (Business Application Data Warehouses) и инструменты поддержки качества данных (Data Quality Tools).

В ближайшие годы также будут активно внедрятыся BI-приложения с сервисно-ориентированной архитектурой (SOA-Enabled Business Intelligence), информационные панели/инструменты поддержки счетных карт (Dashboards/Scorecards), встроенные аналитические инструменты на платформе 64-битной архитектуры, инфраструктурные компоненты CPM, средства принятия решений в реалыном масштабе времени (Real-Time Decisioning) и др.

В период с 2011 по 2016 г. внимание привлекут аналитические средства контроля бизнес-процессов (Analytical Process Controlling), средства мониторинга бизнес-активности (Business-Activity Monitoring), решения класса Enterprise Information Management и Enterprisewide Real-Time CPM, а также Text Mining.

Аналитический контролы бизнес-процессов поможет организациям определяты узкие места и другие аспекты при выполнении бизнес-процессов. Новые поисковые возможности BI облегчат работу с неструктурированной информацией. Появление инфраструктурнык CPM-компонент означает их встраивание в стандартные BI-инструменты и более гибкие возможности их исполызования. Концепция Enterprise Information Management предполагает более тщателыный подход к структуре, безопасности, прозрачности, целостности и релевантности корпоративной информации и ее эффективному применению для решения задач бизнеса.

Сервисно-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture - SOA) является основой для автоматизации бизнес-процессов, позволяющей, в частности, исполызоваты BI-инструменты как компоненты в рамках SOA-приложений.

CPM-решения применяются сегодня практически во всех отраслях экономики, в частности, в таких отраслях, как финансы, машиностроение, товары массового спроса, розничная торговля, энергетика, химия и упаковка, природные ресурсы, транспорт, государственные структуры, информационные технологии, здравоохранение и фармацевтика.

Тенденции развития CPM

Перечислим наиболее характерные тренды и тенденции в мировом и отечественном развитии управления корпоративной эффективностью:

1. Развитие и совершенствование методологий, моделей и методов управления корпоративной эффективностью на основе развития теории и практики менеджмента и маркетинга, средств моделирования и оптимизации прибыльности, поддерживающих подходы функционально-стоимостного анализа; инструментов интеллектуальной бизнес-аналитики; новых возможностей информационно-коммуникационных технологий и систем, а также сети Интернет.

2. Увеличение количества компаний, использующих методологии, модели, методы и инструменты управления корпоративной эффективностью в практике своей работы. Постепенный переход от управления корпоративной эффективностью отдельных компаний к управлению корпоративной эффективностью деловых сетей и интегрированных цепочек создания ценности.

3. Создание стандартных и специализированных подходов и решений в данной области, учитывающих отраслевую специфику, динамику развития рынков, размер компании и другие факторы.

4. Разработка и внедрение специализированных средств эффективного управления отдельными активами и направлениями, такими, как продуктовые линии и отдельные продукты, взаимоотношения с клиентами, каналы распределения, интернет-ресурсы, бренды и пр. Развитие средств моделирования и оптимизации прибыльности, обеспечивающих гранулированный подход к расчету затрат на отдельные направления деятельности.

5. Развитие средств для принятия решений в реальном масштабе времени на основе создания замкнутых циклов стратегического и оперативного управления.

6. Развитие подходов и средств мониторинга деловой активности, основанного на управляемом событиями анализе критических индикаторов эффективности, что обеспечивает повышение скорости и адекватности выполняемых бизнес-операций.

7. Развитие набора интегрированных программных приложений для поддержки процессов управления корпоративной эффективностью в рамках корпоративных информационных систем.

8. Управление корпоративной эффективностью, которое будет развиваться с учетом тенденций в сфере развития информационно-коммуникационных технологий и систем, таких, как широкое развитие сети Интернет и веб-сервисов, внедрение сервисно-ориентированной архитектуры, совершенствование инструментов интеллектуальной биз-

нес-аналитики (средств визуализации, инструментов Text Mining для интеллектуальной обработки неструктурированной текстовой информации и др.) и пр. Важную роль будет играть так называемая модель 4V (volume, velocity, variety, validity), отражающая увеличение объемов и скорости обработки информации, ее разнообразия и соответствия.

Особенности разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью в России

Применение современных форм и методов управления корпоративной эффективностью в России, по мнению авторов, сдерживают следующие факторы: общее состояние и динамика развития экономики; неразвитость и информационная непрозрачность рынка, финансовые и организационные ограничения внутри компаний, недостаток квалифицированных кадров и недостаточное развитие инфраструктуры компаний, низкий уровень автоматизации многих бизнес-процессов, а также кризисные явления в экономике. Позитивно на развитие данного направления влияют политическая стабильность, динамичный рост отдельных отраслей экономики, достаточно высокий уровень образования, развитие информационно-коммуникационных технологий и ряд других факторов.

Остановимся подробнее на условиях подготовки и реализации CPM-проектов в России:

1. Отечественные отрасли экономики в основном относятся к развивающимся рынкам со слабым уровнем формализации основных бизнес-процессов.

2. Бизнес-цели компаний и организаций трудно измеримы, а изменения, как правило, отрабатываются несвоевременно и не всегда адекватны.

3. Типичны управленческая обособленность функциональных подразделений в организации и слабые взаимосвязи стратегического и оперативного уровней управления.

4. Как следствие, высшее руководство компаний и организаций не всегда последовательно поддерживает подобный проект. Кроме того, цели проекта часто изменяются.

5. Проекты внедрения корпоративных информационных систем класса ERP часто идут параллельно с CPM-проектами.

6. Проект внедрения аналитической системы класса CPM обычно трактуется как ИТ-проект, а не как бизнес-проект.

7. Рынок поставщиков систем класса CPM/BI и консультантов (российских партнеров по внедрению) неоднороден и продолжает находиться в стадии формирования.

8. Прямым следствием перечисленных выше факторов является то, что успешность СРМ-проектов зависит от зрелости организации заказчика и квалификации консультантов - партнеров по разработке и внедрению СРМ-решения.

В настоящее время в России реализовано более 300 проектов внедрения аналитических систем класса СРМ/В1. К типичным и наиболее успешным отечественным заказчикам подобных проектов в России относятся крупные холдинговые компании с распределенной структурой управления (по исследованиям авторов - до 70%), а наиболее востребованный функционал - финансовое планирование и маркетинговый анализ (80-85%).

Анализ историй успеха из открытых источников позволил сформулировать общие черты наиболее успешных СРМ-проектов. К таковым относятся:

- управленческая зрелость организации - заказчика проекта;

- определение конкретных задач для реализации проекта;

- измеримость бизнес-результатов проекта (наличие формализованных ключевых показателей эффективности (КР1) до реализации проектных работ);

- оперативные сроки достижения поставленных целей проекта (как правило, от 4 до 8 месяцев).

Экспертный опыт подтверждает, что более 40% рисков разработки и внедрения систем управления корпоративной эффективностью реализуется на стадии подготовки СРМ-проектов, среди которых важнейшие связаны с выбором программной платформы и партнера по внедрению. На рис. 3 представлена классическая парадигма трех «П» при подготовке проекта («производитель - партнер - платформа»).

Распространенной международной практикой, которая все чаще находит применение в России, является организация выбора программной платформы и партнера по внедрению в виде самостоятельного проекта. Подобный профессиональный подход с учетом описанных выше условий отечественного рынка позволяет повысить качество реализации проектов и минимизировать проектные риски.

Для достижения адекватных результатов по внедрению систем управления корпоративной эффективностью также важно понимание, что в ближайшие годы в России будут усиливаться следующие тенденции:

1) увеличение спроса на экономичные «быстрые проекты» внедрения СРМ/В1 (управленческий эффект в течение первых месяцев эксплуатации);

2) возрастание потребностей в средствах персонального анализа и планирования для самостоятельной работы менеджеров в распределенном режиме;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) развитие спроса на средства финансовой консолидации и В1-отчетности;

4) дальнейшее обострение конкуренции между глобальными поставщиками СРМ-решений.

Рис. 3. Триада выбора СРМ-решения (экспертные рекомендации)

С развитием национальной экономики и ее интеграции в мировое экономическое пространство управление корпоративной эффективностью в России будет успешно развиваться.

Список литературы

1. Абдикеев Н. М., Брускин С. Н, Китова О. В. и др. Системы управления эффективностью бизнеса / под ред. Н. М. Абдикеева и О. В. Китовой. - М. : Инфра-М, 2009.

2. Китова О. В. Методология определения целевых показателей эффективности бизнеса на основе анализа оптимизационной модели акционерной стоимости компании // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 3 (27).

3. Китова О. В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование. - М. : Инфра-М, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.