Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
602
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
региональная экологическая политика / правовой механизм реализации / обеспечение экологической безопасности / ecological safety / environmental policy / legal mechanism of policy implementation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. Н. Абанина

актуальность статьи связана с повышением востребованности исследований проблем обеспечения экологической безопасности в связи с ухудшением экологической ситуации в стране. Решение экологических проблем и формирование стабильной экологической ситуации на региональном уровне должны осуществляться последовательно посредством реализации региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности. Цель статьи – проанализировать перспективы развития региональной политики с учетом новых экологических угроз: образования нового вида негативного воздействия (электронных отходов), увеличения количества экологических «горячих точек», «трансрегионального» экологического загрязнения. Используемые методы исследования: анализ, синтез, диалектический метод. В результате исследования автор приходит к выводу, что в целях повышения эффективности системы обеспечения экологической безопасности необходимо провести детальную проверку * Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19011-00416. Е. Н. Абанина Тенденции развития государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности (региональный уровень) 1’ 2021 ÏÐÀÂÎÂÀß ÏÎËÈÒÈÊÀ È ÏÐÀÂÎÂÀß ÆÈÇÍÜ 32 региональных нормативных актов, устанавливающих основы экологической безопасности в соответствующем регионе, на предмет наличия положений, направленных на преодоление актуальных экологических угроз, приоритетных экологических проблем, а также предусматривающих наличие систем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, необходима разработка новых направлений региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности по предупреждению и профилактике новых экологических вызовов и угроз. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19011-00416

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of state policy in the field of environmental safety (regional level)

the relevance of the article is associated with the increased demand for research on the problems of ensuring environmental safety in connection with the deterioration of the environmental situation in the country. The solution of environmental problems and the formation of a stable environmental situation at the regional level should be carried out consistently through the implementation of regional policy in the field of environmental safety. The purpose of the article is to analyze the prospects for the development of regional policy, taking into account new environmental threats: the formation of a new type of negative impact (e-waste), an increase in the number of environmental “hot spots”, “trans-regional” environmental pollution. Research methods used: analysis, synthesis, dialectical method. As a result of the study, the author comes to the conclusion that in order to improve the efficiency of the system for ensuring environmental safety, a detailed check of regional regulations establishing the foundations of environmental safety in the relevant region is necessary for the presence of urgent environmental threats, priority environmental problems and systems for preventing natural emergencies. and technogenic character. It is also necessary to develop new directions of regional policy in the field of ensuring environmental safety for the prevention and prevention of new environmental challenges and threats.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)»

2017 г. № 0323/17-о (в ред. от 20 сентября 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации Вологодской области. URL: http://www.pravo. gov35.ru (дата обращения: 11.12.2017; 20.09.2019).

8. О создании Комиссии по рассмотрению заявок на заключение Соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Свердловской области : приказ Мининвестразвития Свердловской области от 7 ноября 2016 г. N° 166 (в ред. от 23 сентября 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. URL: http://www.pravo.gov66.ru (дата обращения: 11.11.2016).

9. О федеральной территории «Сириус» : федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 437-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. S - № 52, ч. 1, ст. 8583. ig

О -I

5 ö g И

О о

профессор кафедры земельного Professor of the Department of Land s< g и экологического права and Environmental Law, g J

Саратовской государственной Saratov State Law Academy о |

юридической академии Elena-abanina@yandex.ru

Е.Н. Абанина, E.N.Abanina,

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, AssociateProfessor,

? s<

2 a ö

о a о s

3 3

3

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦТ *

ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ I §

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)*

О- (D

Аннотация: актуальность статьи связана с повышением востребованности "о ¡§ исследований проблем обеспечения экологической безопасности в связи с ухудшением | I экологической ситуации в стране. Решение экологических проблем и формирование £ § стабильной экологической ситуации на региональном уровне должны осуществляться последовательно посредством реализации региональной политики в сфере обеспечения

31

экологической безопасности. Цель статьи - проанализировать перспективы развития региональной политики с учетом новых экологических угроз: образования нового вида негативного воздействия (электронных отходов), увеличения количества экологических «горячих точек», «трансрегионального» экологического загрязнения. Используе- сл мые методы исследования: анализ, синтез, диалектический метод. В результате ис- | следования автор приходит к выводу, что в целях повышения эффективности системы а обеспечения экологической безопасности необходимо провести детальную проверку

m а:

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19011-00416.

региональных нормативных актов, устанавливающих основы экологической безопасности в соответствующем регионе, на предмет наличия положений, направленных на преодоление актуальных экологических угроз, приоритетных экологических проблем, а также предусматривающих наличие систем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, необходима разработка новых направлений региональной политики в сфере обеспечения экологической безопасности по предупреждению и профилактике новых экологических вызовов и угроз.

Ключевые слова: региональная экологическая политика, правовой механизм реализации, обеспечение экологической безопасности.

Trends in the development of state policy in the field of environmental safety (regional level)

Abstract: the relevance of the article is associated with the increased demand for research on the problems of ensuring environmental safety in connection with the jj^ deterioration of the environmental situation in the country. The solution of environmental ^ problems and the formation of a stable environmental situation at the regional level ^ should be carried out consistently through the implementation of regional policy in the field of environmental safety. The purpose of the article is to analyze the prospects for the ^ development ofregional policy, taking into account new environmental threats: the formation ^ of a new type of negative impact (e-waste), an increase in the number of environmental CQ "hot spots", "trans-regional" environmental pollution. Research methods used: analysis, qJ synthesis, dialectical method. As a result of the study, the author comes to the conclusion С that in order to improve the efficiency of the system for ensuring environmental safety, a S detailed check of regional regulations establishing the foundations of environmental safety 41 in the relevant region is necessary for the presence of urgent environmental threats, priority g environmental problems and systems for preventing natural emergencies. and technogenic character. It is also necessary to develop new directions of regional policy in the field of C; ensuring environmental safety for the prevention and prevention of new environmental О challenges and threats.

(j. Keywords: ecological safety, environmental policy, legal mechanism of policy

^ implementation.

CO

g Государственная политика в сфере обеспечения эколо-

С гической безопасности является самостоятельным видом общей государственной экологической политики, реализующейся в рамках 32 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Самостоятельность CV государственной политики в сфере обеспечения экологической без® опасности подтверждена тем, что основаниями разработки указан-^ ных Основ признана «необходимость обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития», а также сама область реализации государственной экологической политики - «область охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» [1]. Основой для фор-

мирования и реализации самостоятельной государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях выступают утвержденные Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2] и Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [3].

В условиях экономических трудностей, периода пандемии, повышения актуальности социальных проблем государство придает вопросам экологии большое значение. Указом Президента РФ от 8 февраля 2021 г. утверждены меры по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития | Российской Федерации и климатических изменений, при этом одно | из направлений, по которым будут реализованы данные меры, - обе- § спечение экологической безопасности, улучшение состояния окру- -о жающей среды [4]. Определенно, результаты научно-технической § деятельности в области экологического развития внесут огромный § Ц вклад в общее экологическое развитие. Но до момента разработки о §

и внедрения результатов научно-технических разработок реализация § §

экологической политики должна продолжаться допустимыми и до- § 2

статочными средствами. ° §

Государственную экологическую политику можно теоретически § §

разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя экологическая по- 2

литика зависит не только от действий государства, но в большой 2 §

степени от процессов глобализации. Внутренняя же государствен- 3 3

ная экологическая политика построена на понимании выигрышей О §

и недостатков, связанных с экологическим состоянием территории, | ^

акватории и воздушного пространства страны и имеющихся при- |

родных ресурсов [5]. Следовательно, при реализации региональной | о экологической политики необходимо соотносить региональные цели, о

приоритеты в сфере обеспечения экологической безопасности, по- § §

становки конкретных задач, разработки организационных, правовых * | и экономических механизмов их реализации в контексте реализации

общей государственной политики в сфере обеспечения экологической 33

безопасности [6]. Приоритетом при этом должна оставаться цель - ^

учет экологических интересов и безопасности населения конкретного I

региона за счет поддержки региональных экосистем с индивидуаль- о

ным режимом природопользования для каждого участка, образующих §

пространственно организованную инфраструктуру, поддерживающую ° экологическую стабильность территории [7, 8].

В современный период формирования нового правового поля в сфере обеспечения экологической безопасности можно выделить

несколько принципиальных моментов, которые определят в ближайшем будущем тенденции развития государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на региональном уровне, и это потребует переработки региональных правовых актов, устанавливающих основы политики в данной области. Речь идет о появлении новых угроз экологической безопасности.

Во-первых, на наш взгляд, необходимо пересмотреть перечень и степень риска экологических вызовов и угроз как для государства в целом, так и для каждого региона отдельно. Экологические угрозы - «прогнозируемые последствия или потенциальные сценарии развития событий катастрофического характера, которые обусловлены изменениями состояния окружающей среды и способны нанести вред жизненно важным интересам личности, общества, государства» [9]. Стратегией экологической безопасности Российской Федерации к эко-Р) логическим вызовам и угрозам отнесены: наличие густонаселенных ^ территорий, характеризующихся высокой степенью загрязнения 0; окружающей среды и деградацией природных объектов; загрязнение § атмосферного воздуха и водных объектов; высокая степень загряз-§ нения и низкое качество воды значительной части водных объектов, 5 деградация экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод в районах размещения крупных промышленных предприятий; ^ увеличение объема образования отходов производства и потребления § при низком уровне их утилизации; наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загряз-^ нению; усиление деградации земель и почв, сокращение количества ц- видов растений; сокращение видового разнообразия животного мира ^^ и численности популяций редких видов животных; высокая степень О износа основных фондов опасных производственных объектов ^ и низкие темпы технологической модернизации экономики; низкий С уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий;

существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере 34 природопользования; недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей сч среды [3].

® Условно все угрозы можно сгруппировать следующим образом: ^ 1) природные угрозы (природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения);

2) техногенные угрозы (опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного

физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания);

3) экологические угрозы (ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв) [10].

Для отдельных регионов перечень экологических угроз будет различен с учетом их географического положения, соответственно, климатических условий, наличия либо отсутствия природных ресурсов. Значение имеет уже сложившаяся экологическая ситуация и накопленный экологический вред от традиционных для каждого региона видов хозяйственной деятельности (источников экологической опасности) с неменяющимся (а нередко и возрастающим) уровнем негативного | воздействия на окружающую среду. К таким видам деятельности, | согласно Общероссийскому классификатору видов экономической § деятельности ОК 029-2014 [11], относятся: обрабатывающие произ- -а водства, добыча полезных ископаемых, обеспечение электрической § энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, сельское, лес- § Ц ное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство. О §

Если рассмотреть влияние указанных видов деятельности на при- § § родные ресурсы, имеющие ключевое значение для обеспечения § 2 экологической безопасности в части соблюдения экологических ° § интересов проживающего на определенной территории населения, - §§ атмосферный воздух, водные ресурсы и землю (как пространство для 2 О размещения отходов), то данные статистики убедительно доказывают 2 § возрастающее негативное воздействие: 3 3

1) в 2019 г. суммарный объем выбросов загрязняющих веществ О § в атмосферный воздух от стационарных источников на 1,3 % превысил | показатель 2018 г. («вклад» обрабатывающих производств составил | ■§ 33,9 % выбросов от стационарных источников; в сфере добычи по- | о лезных ископаемых - 28,7 % в суммарном балансе); О

2) за период 2014-2019 гг. объем сброса сточных вод по виду дея- § § тельности «сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство ¡^ | и рыбоводство» увеличился на 34,6 %; по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» - на 1,2 %; 35

3) за период 2010-2019 гг. наблюдалось увеличение количества ^ отходов производства и потребления по виду деятельности «добыча 1 полезных ископаемых» на 217,6 %, по виду деятельности «сельское, О лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» - на 98,6 % [12]. §

Несомненно, ущерб от указанных видов деятельности очевиден ° в тех регионах, в которых эти источники располагаются, поэтому логично, что они включены в список экологических угроз региона, и при планировании мероприятий по обеспечению экологической

безопасности учитывается реальный и потенциальный ущерб от этих источников.

С учетом обозначенных негативных факторов заслуживает поддержки и дальнейшего распространения опыт Арктического региона по выделению его приоритетных экологических проблем с учетом «горячих точек» (мест с наиболее острыми экологическими проблемами) [13]. Перечень таких «горячих точек» будет способствовать не только корректировке мероприятий по охране окружающей среды, но и прогнозированию потенциальной угрозы, а следовательно, принятию превентивных мер по недопущению причинения экологического ущерба.

Во-вторых, следует принимать во внимание, что экологически опасные источники не только причиняют вред конкретному региону, ;0 но и способны вызызвать «трансрегиональное» загрязнение - перенос g загрязняющих веществ водными и воздушными массами на террито-^ рии пограничных регионов. В связи с этим имеет смысл при опреем делении «горячих точек» региона указывать среди потенциальных § субъектов причинения экологического вреда и соседние регионы, § которые могут пострадать. Следовательно, при определении перечня 5 экологических угроз конкретному региону необходимо обозначать угрозу трансрегионального загрязнения с указанием региона, источ-^ ника, степени и возможности потенциального ущерба. § В-третьих, в условиях быстрого развития техники, цифровой i5 экономики большое значение в деле поддержки экологической ста-с- бильности приобретают новые технологии, оказывающие положительное влияние на состояние экологической безопасности (развитие ц- экологически безопасного производства, технологий нулевых отходов § (zero waste) и технологий превращения отходов в энергию (waste-to-О energy)). При этом увеличивается и отрицательное воздействие - речь g идет о быстро растущем потоке отходов, содержащем значительные С объемы токсичных материалов, - электронном мусоре (носители информации, бытовые приборы и установки, электроинструменты, 36 оргтехника, компьютерная техника, автоэлектроника, мобильные телефоны и планшеты, стационарные телефоны и аппараты радиосвязи, CV фото-, видео-, аудио- и системы безопасности) [14]. Указанное негативку ное воздействие ввиду высокой скорости распространения и высокой ^ степени отрицательного воздействия в основном в центральных регионах России можно считать новой экологической угрозой безопасности, что требует формирования нового направления с разработкой детального механизма обеспечения экологической безопасности как на региональном, так и на федеральном уровнях.

В-четвертых, в связи с изменением научно-технических видов деятельности в области экологического развития требуется не только поддерживающее, но и, главным образом, опережающее развитие правового поля. Первостепенным средством в этом плане является повышение эффективности правового обеспечения экологической безопасности на региональном уровне - как создание правовой базы, так и осуществление управленческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности в целях обеспечения экологической стабильности на территории отдельных регионов с учетом их специфики и интересов.

Результаты анализа региональных нормативных актов в сфере |

обеспечения экологической безопасности [15] свидетельствуют |

о том, что в регионах налажены разработка и проведение мероприя- s

тий по ликвидации последствии в случае наступления чрезвычайных -о

ситуаций природного и техногенного характера (экологических угроз). |

В результате настоящего исследования автор пришел к выводу, что § Ц

с учетом новых экологических вызовов и угроз правовая система ° §

в сфере обеспечения экологической безопасности каждого региона § g

должна быть проверена на предмет наличия положений, направлен- § О

ных на преодоление актуальных экологических угроз, приоритетных ° §

экологических проблем, экологических «горячих точек». Особое § §

а х-

внимание при анализе и совершенствовании правовых основ регио- о а

нальной политики в сфере обеспечения экологической безопасности о |

необходимо уделить разработке прогноза вероятности наступления 3 3

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на- g

правлений по предупреждению риска осуществления экологических |

угроз, что с большой вероятностью будет обеспечивать стабильную | ■§

экологическую обстановку в регионе. | о

St § а §

Список литературы: g §

1. Основы государственной политики в области экологического раз- | | вития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента S РФ от 30 апреля 2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ 37 LAW_129117/ (дата обращения 19.01.2021). -

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : m указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства m Рос. Федерации. - 2016. - № 1, ч. 2, ст. 212. °

3. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации || на период до 2025 года : указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 // ° Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 17, ст. 2546.

4. О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических

изменений : указ Президента РФ от 8 февраля 2021 г. № 76. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102080007 (дата обращения: 09.02.2021).

5. Реймерс, Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. - М., 1990. - 598 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Газеев, Н.Х. Республика Татарстан: региональная экологическая политика / Н.Х. Газеев, М.Х. Газеев // Экономика региона. - 2006. - № 4. - С. 100-106.

7. Хромов, А.В. Современная региональная экологическая политика Астраханской области / А.В. Хромов, П.И. Бухарицин, В.З. Макаров // Известия Саратовского университета. - 2007. - Т. 7, вып. 1. - С. 29-31.

8. Кудрявцева, Т.И. Приоритеты региональной экологической политики: вопросы диагностики / Т.И. Кудрявцева, Н.В. Хильченко // Экономика региона. - 2010. - № 1. - С. 96-104.

9. Гостева, С.Р. Экологическая безопасность России и устойчивое раз-.д витие / С.Р. Гостева // Вестник ТГТУ. - 2010. - № 3. - С. 704-718.

i 10. Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-про-

S граммного комплекса «Безопасный город» : распоряжение Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446-р (в ред. от 5 апреля 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата § обращения: 11.12.2014).

§ 11. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

g ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) : приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-С ст (в ред. от 23 сентября 2020 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения: 19.01.2021). цг 12. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации

g в 2019 году : Государственный доклад. - М.: Минприроды России; Изд-во С МГУ им. М.В. Ломоносова, 2020. - 1000 с.

13. Диагностический анализ состояния окружающей среды Арктической ^ зоны Российской Федерации (расширенное резюме) / отв. ред. Б. А. Моргунов. д. - M.: Научный мир, 2011. - 200 с.

^ 14. Сухова, Е.А. Проблемы правового обеспечения экологической

§ безопасности при обращении с электронными отходами / Е.А. Сухова // EQ Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2020: сб. S науч. тр. по матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 104-108.

15. Абанина, Е.Н. Правовое обеспечение экологической безопасности в субъектах Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ /

38

Е.Н. Абанина // Вопросы российского и международного права. - 2019. -- № 6-1. - С. 96-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.