Научная статья на тему 'Тенденции развития гендерного образования в высшей школе постсоветских стран: нормативно- правовой контекст'

Тенденции развития гендерного образования в высшей школе постсоветских стран: нормативно- правовой контекст Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришак С.Н.

В статье проведен сравнительный анализ общей для высшей школы стран постсоветского пространства тенденции развития гендерного образования, что связана с усовершенствованием нормативно-правой базы в соответствии с международными правовыми стандартами гендерного равенства. В ходе анализа выявлены общие для всех стран черты проявления тенденции и специфические, характерные для одной либо группы стран. Установлено, что в целом нормативно-правовое обеспечение высшей школы в постсоветских странах не направлено на поддержку и развитие гендерного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гришак С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES FOR GENDER EDUCATION DEVELOPMENT IN A HIGHER SCHOOL OF THE POST-SOVIET COUNTRIES: NORMATIVE LEGAL CONTEXT

In the article, a comparative analysis of the general tendency for the gender education development in a higher school of the post-Soviet countries was done. The tendency is connected with the improvement of the normative and legal frameworks in accordance with the gender equality international legal standards. In the course of the analysis, common and specific features of the tendency are revealed. It is established that in general, the normative and legal frameworks for higher education in the post-Soviet countries are not aimed at supporting and developing gender education.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития гендерного образования в высшей школе постсоветских стран: нормативно- правовой контекст»

учаснишв, з порядком загадування й вщгадування? Чи були в1ков1 й статев1 обмеження для учаснишв. Чи юнував спещальний вжовий репертуар загадок?

2) Яш зустр1чаються загадки про навколишню природу, И явища, тваринний 1 рослинний свп?

3) Запишпъ загадки про людину, и ф1зичну природу, !жу, житло, домашнш швентар, одяг, реч1 повсякденного вжитку?

4) Яш зустр1чаються загадки про освпу, книги, шшльне виховання, абстрактш, загальш, умовш та зб1рш поняття (думка, тиждень, смак, апетит)?

5) Як змшилося м1сце загадок у житп людини, сфера 1хнъого вживання та зм1ст у наш1 дш? [6, с.4]

Ниш творення загадок уповшьнилося. В1дтак радимо студентам та учням записувати !х ввд людей старшого вшу, а також створювати самим.

Отже, для ефективного вивчення украшських народних загадок корисними е подручники Б. Грш-ченка та М. Запрньо!, фольклорш записи Н. Вар-хол, «Словник украшсько! мови VI столтгтя» I. Ющука. Задля заповнення методично! шш1 вивчення украшських народних загадок дощльно ввести авторсьш прийоми: «1ду до ютини», «Загадков1 вшьетки», «Скринька зютавлюваних сл1в».

Лггература

1. Березовський I. Загадки - важливе джерело розвитку кштливосп дггей // Журнал «Дошк1лъне виховання», № 9. 1958.

2. Гр1нченко Б.Д. Литература украинского фольклора (1777 - 1900). Опыт быблиографиче-ского указателя. - Чернигов, 1901. - 317 с.

3. Гршченко Б. Укра1нська граматка. - Ки!в, 1907. - с. 64.

4. Гршченко Б., Запрня М. Рвдне слово. -Ки!в, 1912. - с. 167.

5. Думка, 1888. - НБУВ. - Ф. I. - Од. зб. 31457.

6. Дмитренко М. У похвд за народними скар-бами // Журнал «Народознавство», Випуск 6-й, 1992.

7. Дмитренко К., Дмитренко М. Фольклорна веселка. Антолопя твор1в малих жанр1в фольклору. Загадки // Журнал «Народознавство», № 17, 1994.

8. Метлинський А. Народные южнорусские песни. - Киев, 1854. - 112 с.

9. М1рошниченко Л.Ф. Формування профе-сшно! готовносл студенпв-фшолопв до викла-дання свгтово! лггератури : дис. на здобуття наук. ступеня доктора пед. наук: 13. 00. 02 / М1рошниче-нко Леся Федор1вна; Нацюнальний педагопчний ушверситет 1м. М.П. Драгоманова. - Ки!в, 2010.

10. Народш загадки укра!нщв Схвдно! Словач-чини. - Пряш1в, 1985. - 114 с.

11. Погребенник В. Фольклористична д1яль-шсть Б.Д. Гршченка // Журнал «Народна творчють та етнограф1я», № 6, 1988.

12. Ясперс К.-Т. Смысл и назначение истории: пер. с нем.2-е изд. / К.-Т. Ясперс. - Москва : Республика. 1994. - 527 с.

13. Ющук I. Словник украшсько! мови VI сто-лптя. - Ки!в, 2017. - 352 с.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН: НОРМАТИВНО-

ПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ

Гришак С.Н.

кандидат педагогических наук, доцент Луганский областной институт последипломного образования,

г. Северодонецк, Украина

TENDENCIES FOR GENDER EDUCATION DEVELOPMENT IN A HIGHER SCHOOL OF THE POST-SOVIET COUNTRIES: NORMATIVE LEGAL CONTEXT

Grishak S.N.

candidate of pedagogical sciences, assosiate professor Lugansk Regional Institute of Postgraduate Pedagogical Education

Severodonetsk, Ukraine

АННОТАЦИЯ

В статье проведен сравнительный анализ общей для высшей школы стран постсоветского пространства тенденции развития гендерного образования, что связана с усовершенствованием нормативно-правой базы в соответствии с международными правовыми стандартами гендерного равенства. В ходе анализа выявлены общие для всех стран черты проявления тенденции и специфические, характерные для одной либо группы стран. Установлено, что в целом нормативно-правовое обеспечение высшей школы в постсоветских странах не направлено на поддержку и развитие гендерного образования.

ABSTRACT

In the article, a comparative analysis of the general tendency for the gender education development in a higher school of the post-Soviet countries was done. The tendency is connected with the improvement of the normative and legal frameworks in accordance with the gender equality international legal standards. In the course of the analysis, common and specific features of the tendency are revealed. It is established that in general, the normative and legal frameworks for higher education in the post-Soviet countries are not aimed at supporting and developing gender education.

Ключевые слова: международные стандарты, тендерное равенство, законодательное и нормативно-правовое обеспечение, высшее образование, тенденция, сравнительный анализ.

Keywords: international standards, gender equality, legislative and regulatory support, higher education, tendency, comparative analysis.

Смена государственного и общественного строя постсоветских стран после распада СССР, обусловленная выбором каждой из них демократического пути развития, присоединение стран к международным конвенциям, пактам и соглашениям в сфере равенства женщин и мужчин и взятые обязательства по их выполнению требовали реформирования всех сфер жизнедеятельности, в том числе высшей школы, соответственно и обновления нормативно-правовой базы с учетом международных правовых стандартов, одними из приоритетных мировым сообществом признаны стандарты равенства между женщинами и мужчинами.

Обновление национального законодательства и создание нормативно-правого обеспечения системы высшего образования в постсоветский период происходило в направлении усовершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в системе высшего образования, в соответствии с международными правовыми стандартами гендерного равенства. Как нами установлено в предыдущих работах, в международном праве в качестве гендерных стандартов выступают нормативные акты, конвенции, декларации, рекомендации, резолюции и т. п., которые приняты на уровне международных (ООН, ЮНЕСКО и др.) и региональных (Европейский Союз, Совет Европы) организаций или утверждены мировым сообществом в результате обсуждения наиболее важных вопросов по продвижению гендерного равенства на конференциях (Мехико (1975 г.); Копенгаген (1980 г.); Найроби (1985 г.); Пекин (1995 г.) и др.), конгрессах, саммитах (Саммит Тысячелетия ООН (Millennium Summit"), 2000 г.) и др., и положения, предписания либо нормы которых служат ориентиром в направлении достижения гендерного равенства в национальных государствах [1; 2]. Кроме того, что эти документы являются определенной правовой основой по защите базовых прав и свобод человека (женщины и мужчины) и недопущению дискриминации по признаку пола, они также ориентируют постсоветские страны на распространение гендерной идеологии и развитие гендерного образования в обществах постсоветского пространства.

Следовательно, изучение опыта усовершенствования нормативно-правовой базы различных постсоветских стран в соответствии с международными стандартами гендерного равенства, способствующей развитию гендерного образования в высшей школе, обуславливает актуальность статьи.

Анализ источниковой базы свидетельствует, что вопрос обеспечения равенства женщин и мужчин в национальном законодательстве поднимают в своих работах многие исследователи из разных постсоветских стран. В странах Балтии это публикации Ю. Гузевичюте, В. Двилайтиса (Литва); в странах восточноевропейского региона - Л. Волиной (Беларусь), А. Сосны (Молдова), Ю. Акимовой, А. Максимова (РФ), Н. Болотиной, Н. Грицяк, А. Олейник (Украина); в странах Южного Кавказа - Е. Касумовой (Азербайджан), Е. Варданян (Армения), Т. Сабедашвили, К. Чхеидзе (Грузия); в странах Центральной Азии - Е. Кагазбаевой, Г. Тленчиевой (Казахстан), Н. Ташпаевой (Кыргызстан), А. Дино-ршоева (Таджикистан). Гендерные аспекты национальной государственной политики в сфере образования, в том числе и высшего, изучаются исследователями из Армении (В. Осипов), Беларуси (С. Бурова), Казахстана (М. Кушнир), Кыргызстана (Т. Исакунова), Молдовы (В. Бодруг-Лунгу), России (И. Двали), Украины (Л. Кобелянская) и др. Определение международных правовых стандартов в сфере прав человека и гендерного равенства рассматриваются в трудах М. Лушниковой, Г. То-росян, Л. Ульяшиной и др. В ряде работ сделаны попытки проведения гендерной экспертизы национального законодательства, в том числе и образовательной сферы (Т. Доронина (Украина), Н. Курга-новская, Г. Тансыкбаева (Узбекистан), В. Саскевич (Беларусь), Г. Соловьева, М. Юнусова (Казахстан), Л. Штылева (РФ)).

Несмотря на достаточное количество публикаций на постсоветском пространстве по осмыслению проблемы законодательного и правового обеспечения равенства женщин и мужчин, в том числе и в системе высшего образования, должны отметить отсутствие исследований сравнительного характера, где предметом сопоставления было бы ге-ндерное образование, а точнее тенденции его развития в высшей школе, непосредственно касающиеся нормативно-правового обеспечения этого процесса.

Цель данной статьи - на основе сравнительного анализа нормативно-правового обеспечения сферы высшего образования в постсоветских странах выявить общие и специфические тенденции развития гендерного образования, связанные с усовершенствованием нормативно-правой базы в соответствии с международными правовыми стандартами гендерного равенства.

Прежде всего отметим, что в соответствии с рекомендациями Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ) [3] фундаментальный принцип равенства женщин и мужчин получил конституционное закрепление во всех странах постсоветского пространства (Азербайджан - ч. II-III ст. 25; Армения

- ст. 14.1; Беларусь - ст. 21-22; Грузия - ст. 14; Казахстан - ч. 2 ст. 14; Кыргызстан - ст. 16; Молдова

- п. 2 ст. 16; Латвия - ст. 91; Литва - ст. 29; Россия

- ч. 3 ст. 19, ст. 15; Таджикистан - ст. 17; Туркменистан - ст. 18; Узбекистан - ст. 46; Эстония - ст. 12). Не стала исключением и Конституция Украины, в которой равные права и свободы граждан, без ограничений и привилегий по любым признакам, в том числе половым, закреплено в статье 24. Стоит отметить, что нормы международных договоров имеют приоритетное значение в национальном законодательстве постсоветских стран.

Как основной закон, на котором базируется нормативно-правовая база любой сферы жизнедеятельности общества, в области высшего образования конституция каждой страны устанавливает право своих граждан на образование, которое в соответствии с международными стандартами генде-рного равенства является одним из основополагающих и неотъемлемых прав человека любого пола, поскольку является необходимым для осуществления других прав. В Украине право граждан на образование гарантируется в статье 53 Конституции, при этом государством обеспечивается равный доступ к высшему образованию, право на бесплатное ее получение в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе, предоставление государственных стипендий и льгот студентам.

Обзор статей национальных конституций, которые содержат положения о гарантиях получения образования (высшего образования), позволяет утверждать, что в основном их содержание имеет гендерно нейтральный характер, о чем свидетельствует использование следующих языковых конструктов: „каждый имеет право на образование", „высшее образование доступно всем"; „государство обеспечивает доступность высшего образования каждому человеку", имеют право на получение образования и высшего образования: „каждый гражданин" / „гражданин" / „граждане" / „каждый человек" и т. п. Однако, высказывания ученых, что „когда идет речь о «каждый», «гражданин», «всех», то это касается и женщины и мужчины", позволяет предположить, что право на образование в основных законах постсоветских стран „проникнуты тендерным конструктом" [4, с. 31]. Отличается в этом контексте Конституция Республики Беларусь, где кроме статьи 49, в которой провозглашается право каждого на образование и доступность высшего, это право унормировано также с учетом принципа гендерного равенства в статье 32 со следующей формулировкой: „Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке <...>" [5], что вполне соответствует

международным стандартам, определенным в КЛДОЖ.

Кроме национальных конституций основу нормативно-правовой базы высшей школы каждой из постсоветских стран составляет законодательство, регулирующее отношения в сфере образования вообще и в высшем в частности, и которое характеризуется постоянной динамикой. Стоит отметить, что на сегодняшний день специальные законы о высшем образовании имеют Армения, Грузия, Литва, Таджикистан, Украина; в Эстонии правовые отношения регламентируются законами об университетах и прикладных высших учебных заведениях, в Латвии - законами о высших учебных заведениях и научной деятельности; в России в сфере общего и высшего образования действует единый Федеральный Закон; в Беларуси и Молдове разработан Кодекс об образовании, деятельность которого распространяется на всю образовательную отрасль, включая высшую школу; в других странах (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан) положения, регламентирующие правовые отношения в высшем образовании, включены в общие законы об образовании.

Конституционное право человека на получение образования вообще и высшего в частности в соответствии с международными стандартами ген-дерного равенства нашло развитие в законодательстве всех без исключения стран постсоветского пространства в рамках общего принципа равенства и доступности высшего образования, который наряду с другими положен в основу государственной образовательной политики постсоветских стран. Однако, нормы антидискриминационного характера по обеспечению права на образование без ограничений по определенным признакам, в частности половым, имеют только законы отдельных стран (Азербайджан, Кыргызстан, Латвия), в их числе и законодательство системы высшего образования Украины.

Анализ национального законодательства показывает, что наиболее полный объем гарантий с учетом принципа гендерного равенства закреплен в статье 32 Закона Азербайджанской Республики Об образовании. Доступность высшего образования для женщин унормировано в статье 3 Закона Республики Таджикистан О высшем и послевузовском профессиональном образовании, что обусловлено низкой представленностью женщин в системе высшего образования (механизм реализации этого положения путем предоставления квот девушкам при поступлении в вузы конкретизирован в правительственных постановлениях, начиная с 1997 г.).

Отметим, что единственная страна постсоветского пространства, где путем законодательства создается основа для развития гендерного образования и воспитания и содержание которой учитывает гендерную проблематику - Беларусь. В соответствии с частью 5.7 статьи 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании гендерное воспитание определено составной частью воспитания в целом.

Основополагающими документами нормативно-правовой базы в высшей школе постсоветских

стран, где закреплены ценности и приоритеты государства в сфере образования, и которые в целом определяют государственную образовательную политику с учетом международных обязательств, выступают доктрины, концепции, стратегии и программы развития образования. Анализ действующих в настоящее время стратегических документов развития образования позволил выявить гендерную нечувствительность большинства из них (Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Латвия, Молдова, Российская Федерация, Узбекистан), так как при разработке образовательной политики не учтены принципы гендерного равенства, а планирование осуществляется без гендерной перспективы, соответственно, эти документы не могут служить базой, направленной на обеспечение реального генде-рного равенства в сфере образования, и выступать основой для распространения гендерных знаний. Похожие документы в других странах (Эстония, Казахстан, Таджикистан) хотя и выделяют доступность обучения среди стратегических целей, что очевидно, затрагивает гендерные аспекты образовательного процесса, тем не менее, их содержательное наполнение также игнорирует гендерное измерение. К этому списку добавим и Национальную стратегию развития образования в Украине на 2012-2021 годы, которая также не учитывает тендерные аспекты. Иная картина наблюдается в нормативно-правовом обеспечении образования Республики Беларусь, среди документов которого есть и такие, в которых государственная политика в сфере образования и воспитания учитывает гендерный компонент - Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и в соответствии с ней разработанная Программа на 2016-2020 годы. В них гендерное воспитание определено одним из направлений воспитания. Однако, следует отметить, что и эти документы, как показывает их анализ, не соответствуют идеям генде-рного равенства из-за поло-ролевого содержания данного понятия.

Важным условием продвижения общества к настоящему равенству всех граждан независимо от пола признается проведение гендерной экспертизы законодательства, с помощью которой выявляется наличие последовательного внедрения принципа равных прав и возможностей женщин и мужчин в той или иной сфере жизнедеятельности общества, гарантии защиты их прав и свобод. И, как справедливо отмечают исследователи: „Все, что этому препятствует в сфере законодательства, безусловно, должно устраняться в соответствии с международными стандартами в области прав человека" [6, с. 58].

Задача по проведению гендерной экспертизы встала и перед педагогами. Однако, как свидетельствует источниковая база исследования, анализ законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения непосредственно в сфере образования, был осуществлен в последние годы лишь в некоторых странах (Беларусь, 2015 [7]; Казахстан, 2009 [8]; Кыргызстан, 2015 [9]; Россия, 2006 [10]; Украина, 2012 [11]).

При этом подчеркнем, что в Кыргызстане и Украине проведение гендерно-правовой экспертизы законодательства и иных нормативных правовых актов закреплено в законах об обеспечении тендерного равенства в этих странах [12; 13].

Таким образом, проведенный сравнительный анализ общей тенденции развития тендерного образования, связанной с усовершенствованием нормативно-правой базы высшей школы постсоветских стран в соответствии с международными правовыми стандартами гендерного равенства, позволил установить как общие для всех стран черты ее проявления (конституционное закрепление принципа равенства женщин и мужчин; унормирование равного доступа на получение высшего образования в законодательстве, регулирующем отношения в высшей школе), так и специфические, характерные для одной либо группы стран (внедрение гендер-ного компонента в законодательство об образовании (Беларусь); осуществление гендерной экспертизы законодательной и нормативно-правовой базы образования, в том числе высшего (Беларусь, Казахстан; Кыргызстан, Россия, Украина)). Выявленные в ходе анализа негативные проявления этой тенденции, характерные для большинства стран (игнорирование гендерного измерения образования при совершенствовании нормативно-правовой базы высшего образования; гендерно-нечувствите-льный характер законов о высшей школе; отсутствие гендерной перспективы в стратегических документах о развитии образования) позволяют утверждать, что, несмотря на усовершенствование нормативно-правой базы высшей школы постсоветских стран в соответствии с международными правовыми стандартами гендерного равенства, в целом нормативно-правовое обеспечение не направлено на поддержку и развитие гендерного образования в высшей школе, хотя и создан определенный базис в отдельных странах.

Литература

1. Гришак С. М. Мiжнароднi правовi стандарти ООН щодо рiвностi жшок i чоловшв як чинник ро-звитку гендерно! освгги на пострадянському прос-торi // Педагопка вищо! та середньо! школи : зб. наук. праць. Кривий Pir: ВЦ КДПУ; Айс Принт, 2016. Вип. 3 (49). С. 229-239.

2. Гришак С. М. Стандарти гендерно! рiвностi Ради Свропи як нормативно-правове тдгрунтя ро-звитку гендерно! освгга в пострадянських кра!нах // Освгтолопчний дискурс (Фахове Електронне Нау-кове видання), № 3-4 (18-19), 2017. URL: http ://od.kub g. edu.ua/index.php/j ournal/issue/view/20

3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин / Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventio ns/cedaw

4. Олшник А. С. Конституцшне законодавство Укра!ни: Гендерна експертиза. К.: Логос, 2001. 77 с.

5. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875-XII (с изм. и доп., принятыми на респуб. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). URL: http://www.pravo.bv/document/?guid=3961&p0=V19 402875

6. Тансыкбаева Г. М., Кургановская Н. И. Путеводитель по гендерной экспертизе законодательства. Ташкент : [б/и], 2007. 88 с.

7. Саскевич В. С. Отчет о результатах анализа законодательства Республики Беларусь, регулирующего отношения в сфере высшего образования, на предмет гендерного равенства. Минск: Юнипак, 2015. 24 с.

8. Соловьева Г. Г., Юнусова М. С., Тайшикова К. Ж. Гендерный анализ закона "Об образовании" Республики Казахстан // Бшм беру жуйеандеп эт-нопедагогика, 2009, № 5/6, С. 55-59.

9. Гендерный анализ Национального законодательства Кыргызской Республики в сфере образова-

ния. Информ. Бюллетень Экологического Движения "БИОМ", 2015, № 8, С. 70-81. URL: www.biom.kg

10. Штылева Л. В. Гендерные аспекты политики Российской Федерации в области образования (конец ХХ — начало XXI в.) // Женщина в российском обществе, 2006, № 3, С. 61-71.

11. Доронша Т. О. Теорiя i практика гендерно! освгга i виховання учшвсько! молодi в навчальних закладах Укра!ни (II половина XX - початок XIX столитя): дис. ... доктора пед. наук: 13.00.01. Запо-рiжжя, 2012. 524 с.

12. Закон Кыргызской Республики № 184 «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» от 4 авг. 2008 г. URL: http://cbd.miniust.gov.kg/act/view/ru-ru/202398.

13. Закон Укра!ни N 2866-IV «Про забезпе-чення рiвних прав та можливостей жшок i чоловь кiв» (прийнятий 8 вересня 2005 р.) // Ввдомосп Верховно! Ради Укра!ни (ВВР), 2005, N 52, ст. 561.

THE ROLE OF CHAUVINISTIC PREJUDICES IN M. O. MANDELSHTAM'S SCIENTIFIC AN D PEDAGOGICAL

CAREER

Kulish S.M.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Ukrainian studies V.N. Karazin Kharkiv National University

ABSTRACT

The article reviews the life, scientific and pedagogical career of M. O. Mandelshtam, privat docent of St. Volodymyr University. The article looks into the reasons that made him give up his career as teacher at the university. The paper investigates his further work as private doctor, public figure, follower of the Zionism doctrine and practices. The data is crucial for understanding the attitude of Tsarism towards national minorities, Jews in particular.

Keywords: privat docent, St. Volodymyr University, Academic Council, eye clinic, Jewish issue.

A privat docent-to-be of St. Volodymyr University, the famous practicing ophthalmologist Maksymilian (Emmanuiil) Omelianovych (Hats-kelevych) Mandelshtam was born on May 14, 1838 in the town of Zhagory, Shavel district in Kovno gubernia. The Mandelshtams lived in the Jewish settlement area. The father of Maks (that was what he was usually called in everyday life) was an average-income merchant and an educated person. He wrote the scientific and religious works "Interpretations and Comments on the Old Testament Texts" and "the Book of Names". He had a good command of the German and French languages (he taught them to his son), and at the age of 50 he learnt English. When Maks was 5, his mother read Schiller's ballads to him. Another Mandelshtam, Leon Yosypovych (Maks' uncle) was the first Russian Jew who in 1844 graduated from the Saint-Petersburg University Faculty of History and Philology. He held the position of "Scholarly Jew" at the Ministry of Public Education of the Russian Empire. He was the author of the first Jewish-Russian and Russian-Jewish dictionary.

Maks' other uncle - Veniamin (Benjamin) Mandel-shtam was a writer, author of the book about the specific situation of Jewish communities in Western Europe and the Russian Empire. Maks' brother Yosyp Mandelshtam was an historian of Russian literature, professor of the Department of Russian Language and Literature at Helsingfors University. His sister, Fanni Mandelshtam (Faneshtyl) was a professor at the Kharkiv Conservatory. The Mandelshtams contributed to culture and science with a biologist, a composer, a petrochemist, a pianist, a physicist, a biochemist, a poetess and other talented specialists.

Up to the age of 10 Maks studied at heder - a Jewish religious primary school for boys. Then he went to primary school in Mitau, and at 16 he finished gymnasium in Vilen. After that he entered the Medical Faculty of Dorpat University but the situation in his family made him transfer to Kharkiv University. He left it with the title of doctor, following which he started practicing medicine in Chernihiv. He recalled a little later: "It cost me great odds to forget what I had learnt in Kharkiv".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.