‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
Тенденции развития человеческого капитала в трансформационной экономике
Макарова Е.О.
начальник научно-исследовательского сектора Казанского государственного финансово-экономического института
В современном мире человеческий капитал становится определяющим фактором эффективного развития экономики и достижения конкурентных преимуществ. Многие исследователи исходят из того, что технологические изменения, от которых во многом зависит экономический рост, возникают как результат накопления и использования человеческого капитала. Автор освещает проблему снижения уровня человеческого капитала в России, которое происходит в связи с негативной демографической ситуацией, с падением уровня образования, с низким уровнем материального стимулирования, потерей научно-технического кадрового потенциала и недостаточным финансированием социальной сферы. По мнению автора, необходима государственная политика, направленная на преодоление негативных тенденций и создание условий для успешного развития человеческого капитала.
В последние годы задачей первостепенной важности стала трансформация российской экономики. Многие современные проблемы связаны с диспропорциями и неэффективностью ее производственно-технологической структуры. Если Россия пойдет по пути экстенсивной экономики, она превратится в сырьевой придаток других государств, поэтому необходимо сделать шаг от экономики, базирующейся на эксплуатации полезных ископаемых, что не может давать гарантии экономического роста в долгосрочной перспективе, к развитию, основанному на использовании человеческого капитала.
В последние годы стало общим мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Человеческий капитал - это фундаментальный фактор, лежащий в основе любых изменений, происходящих и в российском обществе. Именно его качественное улучшение будет определять перспективы социально-экономического развития нашей страны. В обозримом будущем роль человеческого капитала как фактора, от которого во многом
зависит динамика развития и конкурентоспособность экономики, будет возрастать.
Россия - великая страна, обладающая огромным научно-техническим и природным потенциалом. Но из всех компонентов национального достояния именно человеческий капитал не растет, а год от года уменьшается.
Демографическая ситуация является самой злободневной социально-экономической проблемой нашего общества. Рост смертности в России в 90-е годы был столь значительным, что ученые и политики говорили о массовом вымирании населения страны, демографическом кризисе и даже о геноциде русского народа. Действительно, в последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют явно выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны и в России в целом. За 10 лет с 1996 по 2006 гг. естественная убыль населения составила 5,5 млн. человек (0,5 - 0,8% в год) [5].
41
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
Если государство хочет увеличить численность здорового и полноценного населения страны, мы считаем, нужно изменить в первую очередь отношение к семье. Семья, являясь субъектом социально-рыночный экономики, при наличии капитала-собственности и при благоприятной институциональной среде она принимает участие в производстве и воспроизводстве человеческого капитала. В связи с этим необходима планомерная поддержка семьи, в которой рождаются и воспитываются настоящие здоровые граждане, нужно воспитывать нормальные семейные отношения, гарантировать льготную долгосрочную ипотеку молодым семьям, создавать в обществе уважительное отношение к домохозяйкам (замужним неработающим женщинам, воспитывающим дома детей), развивать медицину, заботиться о нравственном состоянии общества, порицать аборты, создавать условия для полноценного воспитания детей и т.д.
Сложившиеся демографические тенденции делают экономически целесообразным стимулирование замещающей миграции, т.е. миграции, компенсирующей сокращение численности всего или отдельных групп населения. За январь-октябрь 2006 г. число мигрантов в России уменьшилась на 14,1 тыс. человек, или на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года [6].
Международная миграция специалистов является одним из существенных источников увеличения человеческого капитала. Между развитыми странами развернулась конкурентная борьба за рабочую силу, поэтому важно, чтобы Россия не проиграла в этой борьбе. Основным ресурсом в области миграции иностранных специалистов в среднесрочной перспективе являются страны СНГ, граждане которых в большинстве своем могут легко адаптироваться в российском обществе, они разделяют ценности российской культуры и знают русский язык.
Необходимость разработки современной иммиграционной политики диктуется требованиями решения накопившихся проблем. Во-первых, это административные барьеры на пути людей, желающих законным образом оформить свое пребывание или право на трудовую деятельность в России. Во многом
именно из-за этих барьеров в стране 4 млн. незаконных мигрантов. Во-вторых, отсутствие целостной системы мер социальной защиты мигрантов. И, в-третьих, недостаток достоверной и точной статистики о миграционных процессах, в том числе о потребностях страны в трудовых ресурсах. При этом, миграционный процесс характеризуется региональной неравномерностью: в отдельных регионах страны возникают довольно острые ситуации в связи с резким притоком иностранных рабочих, а где-то их не хватает. По предварительным данным, в дальневосточных регионах уже обосновалось более трех миллионов выходцев из Китая, Кореи, Монголии.
Важнейшим, если не единственным, фактором восполнения потерь трудовых ресурсов является сохранение, мобилизация, стимуляция интеллектуального потенциала страны и развитие образования. Образование является одним из ключевых элементов обеспечения устойчивого развития человеческого капитала.
Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках зависит, прежде всего, от качества подготовки специалистов и ученых, а также тех условий, которые страна создает для проявления и реализации их интеллектуального потенциала.
Уровень образования населения является одним из наиболее значимых критериев, ха-растеризующих человеческий капитал. Стратегическая доктрина прогресса промышленно развитых стран опирается на концепцию всемерного развития человеческого потенциала, а система образования в значительной мере способствует этому. За ее счет экономически развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта.
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть главная задача приоритетного национального проекта «Образование», который стартовал в 2006 году.
42
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
Целью политики модернизации образования в среднесрочном периоде является обеспечение конкурентоспособной позиции России среди мировых лидеров в данной области. Указанная цель может быть достигнута, если в ближайшие годы обеспечить лучшее соотношение затрат и качества образования. Для этого необходимо в системе образования реализовать новый организационно-экономический механизм, обеспечивающий эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующий привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в образование конкурентоспособные кадры, поднять его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Однако далеко не все ученые и практики склонны идеализировать идею приоритетных национальных проектов. Некоторые критики в принципе отметают саму их идеологию и считают их «примитивным блефом» и «шумной пиар-кампанией», приводя в подтверждение своих позиций массу цифр [2]. Главным тезисом является незначительность бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов. Двести тридцать миллиардов рублей (8,6 миллиарда долларов) на 2007 год - это всего 4,2% от расходной части бюджета.
Но ведь проект «Образование» (48,9 миллиарда рублей) не заменяет собой бюджетного финансирования сферы народного образования. На эти цели в бюджете текущего года предусмотрено выделение 287,5 миллиарда рублей или 5,1% всех федеральных расходов. Аналогичная ситуация с проектом «Здоровье», на который планируется потратить 107,7 миллиарда рублей, а в целом федеральные расходы на здравоохранение составят в 2007 году 206,2 миллиарда рублей или 3,8% всего бюджета [3].
Мы считаем, что нельзя отказываться от идеи приоритетных национальных проектов и возвратиться к прежней политике бессистемного латания социально-экономических дыр. Напротив, представляется совершенно необходимым формирование новых нацпроектов в важнейших секторах народного хозяйс-
тва. Например, появление нацпроекта «Наука и инновации», нацеленного в первую очередь на развитие прикладной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стало бы первым шагом к «экономике знаний», то есть к экономике высоких технологий и наукоемких производств.
Нельзя решать проблемы развития человеческого капитала без определения государственной позиции в научно-технической политике. Ведь если судить об отношении российского общества к науке, то исследовательская работа в России сегодня не престижна. В настоящее время происходит устойчивое сокращение общей численности кадров, занятых в сфере научных исследований и разработок. Их численность уменьшилась по сравнению с 1995 годом более чем в 1,3 раза. Одни ученые, покинув науку, ушли в бизнес, дабы обеспечить себя и свои семьи всем необходимым, другие нашли работу за рубежом. Для России огромный интеллектуальный капитал оказался попросту утерян.
Последствия потери элитных кадров сказываются не сразу. Но в дголгосрочной перспективе страна, лишенная науки, инженерии, обречена в современном мире на жалкое существование. Интеллектуальные ресурсы страны - это результат уникального по масштабу и своим качествам проекта. Чтобы их создать, потребовалось три века, прошедшие с петровских времен, чтобы растерять - достаточно одного поколения, не воспроизводящего научные знания и интеллектуальный потенциал [5].
В настоящее время уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям России, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Сравнение России с развитыми странами по доле затрат на гражданские исследования и разработки в валовом внутреннем продукте свидетельствует об относительно скромных позициях науки и инновационной деятельности в экономике. Российский показатель - 0,9% ВВП - существенно ниже американского (2,4%), японского (2,9%), и даже среднеевропейского (1,5%).
Низкий уровень человеческого капитала - сегодня главное препятствие на пути
43
‘Вестникэкономики, права и социологии”, №2, 2007 г.
Экономика
экономического обновления страны. «Когда разрушается слишком большой объем знаний, экономика теряет основы для дальнейшего накопления знаний либо воплощенных в людях, либо реализованных в технологиях, а этот фактор является принципиальным условием экономического роста» [1]. Способность общества к наращиванию человеческого капитала, эффективным технологическим, экономическим, социальным, социокультурным и другим преобразованиям становится важнейшим условием его развития.
Литература:
1. Васильев, В.С. У времени в плену (российские реалии и теория Г.Беккера)// США: экономика, политика, идеология, 1996, №4.
2. Кашин, В. Блеф национального масштаба // Правда, 2006, № 113 от 13-16 октября.
3. Константинов, И. Приоритетные национальные проекты: критика и критиканство, http:// forum.msk.ru/material/economic/15876.html.
4. Крылов, Д. Отток умов из России продол-жается//Россия сегодня, 2003, № 3
5. Россия в цифрах. 2006: Краткий статистический сборник/ Росстат. М., 2006.
6. www.gks.ru
44