Научная статья на тему 'Тенденции развития банковской системы Монголии в современных условиях'

Тенденции развития банковской системы Монголии в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИ-СТЕМЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витульева Т.А., Кравцова А.А.

В статье анализируется состояние банковской системы Мон-голии на современном этапе. Рассматриваются проблемы и основные тенденции в рамках устойчивого развития экономики в целом. Авторами проведен анализ динамики основных показателей банковского сектора, выявлен ряд проблем, сдерживающих развитие, а также предложены пути решения и устранения проблемных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития банковской системы Монголии в современных условиях»

УДК 336.71

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ МОНГОЛИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Т.А. Витульева, А.А. Кравцова

Аннотация. В статье анализируется состояние банковской системы Монголии на современном этапе. Рассматриваются проблемы и основные тенденции в рамках устойчивого развития экономики в целом. Авторами проведен анализ динамики основных показателей банковского сектора, выявлен ряд проблем, сдерживающих развитие, а также предложены пути решения и устранения проблемных вопросов.

Ключевые слова: банковский сектор, тенденции развития банковской системы, устойчивое развитие, зеленое финансирование, регион.

DEVELOPMENT TRENDS OF THE BANKING SYSTEM OF MONGOLIA IN MODERN CONDITIONS

T.A. Vitylieva, A.A. Kravtsova

Abstract. The article provides an overview of the state of the banking system of Mongolia at the present time. The challenges and main trends are discussed in the framework of sustainable economic development. The authors analyze the dynamics of the main indicators of the banking sector, identified a number of problems hampering the development, as well as proposed solutions in order to resolve problematic issues.

Keywords: banking sector, tendencies of development of banking system, sustainable development, green finance, region.

Экономика Монголии в последние двадцать лет развивается быстрыми темпами. Основными факторами, стимулирующими ее рост, являются активное развитие горнодобывающей промышленности и значительное увеличение объема финансирования, мобилизуемого за счет иностранных инвестиций. Среднегодовые темпы роста иностранных инвестиций составляли около 20 % в период 1999-2005 гг., а в период 2006-2012 гг. увеличились до 54,1 %. Тем не менее, с 2013 г. наблюдается отток внешней поддержки из-за понижения мировых цен на сырьевые товары, что повлекло за собой ухудшение основных макроэкономических показателей страны. По итогам 2015 г., иностранные инвестиции выросли на 4 % по сравнению с 2014 г., когда рост составлял 16 % по сравнению с предыдущим периодом.

С 2008 г. Монголия перешла из группы стран с низким уровнем дохода в группу стран с уровнем дохода ниже среднего. По оценкам Всемирного банка, уровень валового национального дохода на душу населения достиг в 2013 г. 3770 долл. США.

С 2000 по 2015 гг. ВВП Монголии увеличился с 1,1 до 12,0 млрд долл. США, то есть в 12 раз. В кризисный 2009 г. экономический рост страны снизился на 1,1 %, а уже через два года вырос на 17,5 %. В последние годы темпы роста начали замедляться. Так, в 2014 г. экономический рост составил 7,9 %, в 2015 г. - 2,3 %. Для сравнения, по оценкам экспертов МВФ, рост мировой экономики в 2015 г. составил 3,1 %, а в 2016 г. прогнозировался на уровне 3,4 % (рис. 1).

Среди наиболее важных факторов, влияющих на экономику Монголии в настоящее время, - внешняя политика и внешнеэкономические связи, инвестиционный климат и внутренняя политическая обстановка в стране. Тем не менее, несмотря на значительный прогресс, достигнутый Монголией, в настоящее время страна находится в непростом положении. Некоторые важные вопросы, такие как учет глобальных программ развития в национальной политике, оптимальное планирование и распределение экономических ресурсов в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе, доминирующая доля горнодобывающей промышленности в экспорте страны - 81,3 %, а следовательно, большая зависимость от колебаний цен и уровня спроса на мировых рынках меди и каменноугольного

кокса, остаются нерешенными.

%

20 15 10 5 0 -5

Рисунок 1. Динамика роста ВВП Монголии с 2003 по 2015 гг., % [10]

17,3

12,3

10,6 10,2 8,9 11,6

•7,3. ...... 8,6 • • • 6,4/ 7,9

• • '•2,3

-1,3

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Создание эффективной, стабильной и надежной банковской системы является одним из основных направлений развития экономики Монголии. Роль банковского сектора на финансовом рынке, который также включает небанковские финансовые институты, страховой и фондовый рынки, сберегательные и кредитные союзы, является значительной. Он сосредоточил в себе 95,7 % всех активов финансового рынка, 79,9 % общей прибыли, 80,1 % совокупного размера собственного капитала.

Современная двухуровневая банковская система Монголии была сформирована в 90-х гг. ХХ в. В 1996 г. были приняты законы «О Центральном банке», «О банках и банковской деятельности», заложившие основу цивилизованных рыночных отношений в банковском секторе [1].

В настоящее время на территории Монголии ведут деятельность 14 коммерческих банков с 1482 офисами и отделениями. Таким образом, на каждые 100 тыс. взрослого населения страны приходится 72 точки банковского обслуживаниия. Это очень высокий показатель, так как даже в высокоразвитых странах он составляет 32,1, а в странах с низким уровнем развития - 3,7. Десять лет назад на каждые 100 тыс. жителей приходилось всего 10 ATM банков, сейчас их число выросло в шесть раз, и это в два раза превышает уровень обеспеченности ATM в странах с низким и средним уровнем развития [7].

По итогам 2015 г., по сравнению с 2014 г., общее количество вкладов составляет 2,8 млн (+120,2 тыс.), займов - 846 тыс. (+43,0 тыс.) [9].

Совокупные активы коммерческих банков составляют 21,5 трлн тугриков (10,7 млрд долл. США), или 90,8 % ВВП страны. Из них 52,8 % приходятся на займы и кредиты, 17 % на наличные денежные средства, 9,8 % на краткосрочные инвестиции, 11,7 % на долгосрочные инвестиции, 8,8 % на другие активы [9].

Снижение активов на 4,7 % в 2015 г., по сравнению с предыдущим периодом, произошло в основном за счет уменьшения объемов ссудной задолженности на 807 млрд тугриков, или на 6,5 %, которое было вызвано медленным темпом роста средств на банковских депозитах и текущих счетах, оттоком внешних инвестиций и ухудшением качества кредитного портфеля. По оценкам экспертов, в 2016 г. ситуация стабилизируется, и показатели превысят уровень 2014 г.

Общий объем ссудной задолженности коммерческих банков страны на конец 2015 г. составил 11 633 млрд тугриков, доля просроченной задолженности растет и составляет на сегодняшний день около 8,9 %, при этом 5,5 % - невозвратные кредиты. Уровень просроченной задолженности по кредитам в иностранной валюте более чем в два раза превышает задолженность в национальной валюте (табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных показателей банковского сектора, МНТ трлн [8]

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г 2015 г сент. 2016 г

Активы 11,99 20,88 22,58 21,52 24,65

Капитал 0,98 1,38 2,13 2,42 2,77

Средства на текущих счетах 2,04 2,48 2,75 2,20 2,77

Вклады и депозиты 4,38 6,35 7,33 7,33 8,06

Ссудная задолженность, всего 6,52 10,71 12,44 11,63 12,40

Просроченные ссуды 0,29 0,56 0,62 0,86 1,11

Доля просроченных ссуд,% 4,4 5,2 4,9 7,4 8,9

Общее ухудшение экономической ситуации практически во всех отраслях экономики Монголии в последние два года, снижение уровня платежеспособности и увеличение расходов, связанных с созданием банками резервов, привели к снижению показателей рентабельности активов и рентабельности собственного капитала банковского сектора: 1,2 % (-0,3 %) и 8,7 % (-2,6 %) соответственно.

Структура портфеля займов на конец октября 2016 г. сложилась следующим образом: 27,5 % - потребительское кредитование, 14,8 % - жилищное кредитование, 13,3 % - оптовая и розничная торговля, 11,3 % - строительство, 10,2 % - перерабатывающая промышленность, горнорудная отрасль - 7,9 %, сельское хозяйство - 2,4 %, 12,6 % - другие сектора экономики [8].

Кредиты, выданные предприятиям и организациям горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, а также строительной отрасли наиболее подвержены кредитному риску по сравнению

Таблица 2

Вклады физических лиц в регионах и столице Монголии [6, с. 254]

Регионы и столица Величина в млн тугриков Доля в структуре, %

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего 3 815 239 4 625 800 5 226 761 5 359 834 100,0 100,0 100,0 100,0

Западный регион 174 814 217 528,5 246 116,3 250 528,7 4,58 4,70 4,71 4,67

Регион Хангай 266 748,3 320105,4 370 682,1 399 281,7 6,99 6,92 7,09 7,45

Центральный регион 232 731,7 273 148,3 320 077,5 367 121,7 6,10 5,90 6,12 6,85

Восточный регион 88 095,6 109834,2 115 873,5 112 625,6 2,31 2,37 2,22 2,10

г. Улан-Батор 3 052 849 3 705 184 4 174 011 4 230 276 80,02 80,10 79,86 78,93

Таблица 5 Величина выданных кредитов [6, с. 255]

Регионы и столица Величина в млн тугриков Доля в структуре, %

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Западный регион 309 547,7 465 386,4 575 635,4 554 763,6 4,43 4,32 4,60 4,74

Регион Хангай 468 541,2 700 222,8 849 047,6 784 049,8 6,70 6,51 6,79 6,70

Центральный регион 567 106,5 844 329 987 741,5 878 923 8,12 7,84 7,90 7,51

Восточный регион 195 704,1 291 781 353 250,1 352 188,5 2,80 2,71 2,83 3,01

г. Улан-Батор 5 447 466 8 462 451,1 9 736 851 9 125 838,7 77,95 78,62 77,88 78,03

Всего 6 988 365 10 764 170 12 502 526 11 695 764 100,0 100,0 100,0 100,0

с другими сферами. Наименьший уровень просроченной задолженности по кредитам на приобретение недвижимости составляет 0,6 %.

По данным ежегодного статистического сборника Монголии, величина вкладов физических лиц в регионах страны и ее столице за период 2012-2015 гг. неуклонно растет. Наибольшая доля в общей структуре вкладов физических лиц в размере 78,93 % в 2015 г. приходится на столицу страны - г. Улан-Батор. Такая диспропорция, безусловно, связана с концентрацией основной части населения в столице, а также с диспропорциями экономического развития регионов, неравномерным размещением филиальной сети банковской системы, чрезмерной ее централизацией. Стоит отметить, что структура вкладов с разбивкой по регионам страны из года в год остается прежней и лишь незначительно меняется в последние годы: так, наблюдается рост доли регионов Хангай и Центрального по вкладам физических лиц.

Общий прирост вкладов физических лиц за период 2012-2015 гг. составляет 40,48 %, наибольший прирост наблюдается в Центральном регионе, а наименьший в Восточном регионе Монголии.

Общая сумма выданных банковских займов в 2015 г. составила 11 695 763,6 млн тугриков, что на 6,45 % меньше, чем в прошлом году. В структуре анализируемого показателя наибольшая доля приходится на столицу страны, ее среднее значение составляет 78,12 %.

В отчетном году собственный капитал банковского сектора составил 2,4 трлн тугриков, увеличившись на 14,3 %, или 292 млрд тугриков, по сравнению с прошлым годом. Коэффициент достаточности капитала (CAR), учитывающий взвешенные риском активы, в 2015 г. был на уровне 13 %, что соответствует пруденциальным нормам Монголбанка, установленным для нижней границы показателя в размере 12 %.

Общие объемы ликвидных активов в банковском секторе за последний отчетный период снизилась на 646,7 млрд тугриков и достигли 7,1 трлн тугриков, однако в целом коэффициент ликвидности банковской системы имеет хороший показатель 39,7 %, что превышает минимальное требование, установленное Центральным банком Монголии в 14,7 %.

Несмотря на то, что банковский сектор страны имеет определенные трудности и проблемы на современном этапе своего развития,

он по-прежнему остается доминирующим звеном финансовой системы Монголии. Основная причина этого связана с тем, что в развитых странах финансовая система менее зависима от банковского сектора и сконцентрирована на работе фондового рынка. В Монголии же фондовый рынок находится на начальной стадии своего развития.

Последнее десятилетие Монголия активно придерживается принципов мировой экономики, которые были изложены в Программе устойчивого развития, утвержденной на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Программа включала 59 целей, в том числе 17 целей в области социального развития, 13 целей в области охраны окружающей среды, 15 экономических целей и 14 целей в области осуществления. В соответствии с этой программой Монголия включила эти цели в свою национальную политику.

В сентябре 2000 г. на саммите ООН была принята Декларация тысячелетия, представившая цели в области развития, к которым Монголия во внутренней политике добавила также собственную, девятую цель - «Укрепление прав человека и упрочение демократической формы правления».

В связи с этим Правительством Монголии в 2011 г. был создан Банк развития Монголии для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов из внутренних и внешних источников. По линии программ внешней помощи на 2006-2012 гг. Монголией было осуществлено 429 проектов в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, сокращения масштабов нищеты, обеспечения равенства мужчин и женщин, развития инфраструктуры, государственного управления и окружающей среды. На один лишь проект «Оюу-Толгой» были привлечены прямые иностранные инвестиции на общую сумму 6,4 млрд долл. США.

В 2015 г. на саммите ООН лидеры 193 стран приняли итоговый документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», где были обозначены 17 целей устойчивого развития, для достижения которых необходимо комплексное изучение и учет экономических, социальных и экологических факторов.

Эксперты Организации ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) рассматривают зеленую экономику как хозяйственную деятельность, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает

социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и обеднение природы» [2].

В рамках развития зеленой экономики Монгольская банковская ассоциация в 2013 г. выступила с инициативой подписания банками совместной декларации программы «Устойчивое финансирование (ТоС)», над которой работали представители коммерческих банков, Центрального банка страны (Монголбанка) и Природоохранного ведомства. Через два года, в 2015 г., коммерческие банки Монголии приняли меморандум «Восемь принципов устойчивого финансирования (ТоС)», включающие защиту природы и окружающей среды, прав человека, исторического и культурного наследия, содействие зеленой экономике, финансовой интеграции в нее субъектов малого и среднего бизнеса, содействие прозрачности финансовой отчетности, этическое финансирование проектов с низкими экологическими рисками.

Зеленое финансирование - это комплексные принципы при осуществлении инвестиций, предоставлении кредитов, которые учитывают вероятность негативных воздействий на экологию, социальную и бизнес-деятельность клиентов-заемщиков для принятия мер по сведению к минимуму отрицательных последствий для природы, вплоть до отказа в финансировании в случае возможных серьезных угроз.

Принципы политики ТоС относятся не только к инвестиционным проектам банков, к их кредитной политике, но и к деятельности самих кредитных учреждений, которые в первую очередь должны стать образцами субъектов зеленой экономики, примерами для своих клиентов, начиная от принятия политики зеленого финансирования и заканчивая применением энергосберегающих технологий в офисах, заменой автопарка на современные экологичные автомобили, обучением сотрудников, проведением акций по озеленению городов и т.д.

Знаковым событием 2016 г. стало внедрение в банковскую сферу Монголии международной системы «Комплаенс». Данная система призвана обеспечить соответствие требованиям законодательства и своевременное выполнение законных требований государственных органов и саморегулируемых организаций, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, выполнение требований международных соглашений, снижение различного рода рисков (экономических, налоговых, правовых, репутационных) и иных угроз в деятельности предприятия.

Комплаенс политика в широком понимании включает в себя также соблюдение в деятельности предприятия норм профессиональной этики и социальной справедливости, внедрение передовых практик при разрешении конфликтов столкновения интересов при построении отношений между банком и клиентами в первую очередь, а также между банком и его сотрудниками, защиту персональных данных.

Стремление Монголии интегрироваться в мировое сообщество отражается и в законодательных инициативах. Так, в 2015 г. были внесены изменения в закон о залоге движимого и недвижимого имущества, приблизившие его к нормам мировой практики. Это стало особенно актуальным для рынка ипотечного кредитования, когда коммерческие банки были вынуждены временно приостановить выдачу кредитов, особенно по программам с государственной поддержкой в виде субсидирования ставки под 5 % и 8 % годовых по причине юридических рисков при оформлении залога недвижимости. Новая версия закона устранила имевшиеся недостатки и двусмысленное толкование, обеспечив защиту интересов собственников и кредитных учреждений.

Среди тенденций развития банковского сектора нельзя не упомянуть и активное сотрудничество банковского и страхового бизнеса. Для России такое объединение уже давно стало практикой, в Монголии же обучение и тренинги по страхованию и продажам страховых продуктов для сотрудников банков начали проводиться всего несколько лет назад. Данный опыт уже положительно сказался для всех субъектов - банков, страховых компаний и клиентов.

Среди технологических инноваций, которые коммерческие банки планируют внедрить в ближайшее время, - новая система оповещения клиентов об услугах и продуктах с использованием beacon технологий через смартфоны. Данная система позволит донести до определенных групп и целевых аудиторий клиентов актуальную для них информацию в то время, когда они находятся в офисе банка или неподалеку от него, таким образом, стимулируя интерес клиентов получить больше информации о банковских продуктах, скидках, акциях здесь и сейчас, мотивируя их спрос.

В настоящее время иностранные банки проявляют интерес к монгольскому рынку. Открыли свои представительства в стране

такие иностранные банки, как Tokyo Mitsubishi UFJ и SMBC (Япония), Bank of China (Китай), ING (Нидерланды), Standard Chartered (Великобритания) [5]. В ближайшее время планируется открытие представительства китайского банка ICBC. Эти процессы являются отражением новой политики Монголбанка. Предоставление доступа иностранным банкам на рынок Монголии, с одной стороны, обеспечит доступ к новым технологиям, финансовым продуктам и услугам, снизит их стоимость, а с другой стороны, уровень конкуренции возрастет, к чему пока не готовы местные банки. Реально взаимодействие с иностранными банками сегодня ограничивается открытием представительств, которые имеют право вести деятельность в пределах своих компетенций (исключая прямую банковскую деятельность), распространять информацию, проводить исследования. На рассмотрении находятся законопроекты, допускающие возможность для иностранных банков открывать свои филиалы, расширять свою деятельность, не ограничиваясь только представительствами [4].

Банковский сектор Монголии активно развивается в последние пять лет, оперативно перенимая зарубежный опыт, но при этом существует ряд проблем, которые требуют разрешения. Наиболее важными, на взгляд авторов, выступают следующие проблемы:

- недостаточно высокий уровень капитализации кредитных организаций, сдерживающий эффективное обслуживание хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств;

- краткосрочность ресурсной базы кредитных организаций, ограничивающая реализацию долгосрочных программ и проектов в финансовом и нефинансовом секторе экономики [3];

- ограниченный портфель банковских услуг, препятствующий развитию реального сектора и экономики страны в целом;

- диспропорция в распределении коммерческих банков на территории страны, приводящая к неравномерной обеспеченности банковскими услугами физических и юридических лиц в регионах.

Банковский сектор Монголии является безусловным лидером финансовой системы страны и в своем развитии опережает другие секторы экономики, при этом находясь в процессе совершенствования.

Для укрепления стабильности финансовой системы и экономики в целом необходимо принятие следующих мер:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- повышение устойчивости национальной валюты и сохранение низкого уровня инфляции;

- снижение политических рисков и их влияния на инвестиционный рейтинг страны;

- наряду с привлечением внешних инвестиций усилить инвестиционную деятельность внутри государства;

- рост капитализации банковской системы за счет привлечения стратегических инвесторов, государственного капитала, открытие доступа на международный финансовый рынок;

- развитие и совершенствование страхового и фондового рынков;

- создание условий для роста малого и среднего бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение стоит отметить, что современное состояние банковского сектора Монголии требует совершенствования мер, принимаемых со стороны государства, усиления банковского сектора страны, повышения технологичности и спектра предоставляемых услуг, доступности услуг для различных категорий населения и коммерческих структур. Необходимо в дальнейшем перенимать передовой международный опыт, стандарты, нормативы, вывести финансовую систему Монголии на качественно новый уровень, способствовать интеграции экономики Монголии с ведущими экономически развитыми странами.

Библиографический список

1. БазархууА., Дэлгэрбаяр Б. Банковская система Монголии и ее особенности // Финансы и кредит. 2010. N° 48 (432). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/bankovskaya-sistema-mongolii-i-ee-osobennosti (дата обращения: 25.01.2017).

2. Зеленая экономика: здравоохранение // United Nations Environmental Programme: Green Economy. URL: http://www.unep.org/greeneconomy/ Portals/88/documents/research_products/briefingpapers/Ru_GE_HEALTH. Pdf (дата обращения: 25.01.2017).

3. Суходолов А.П., Баяртсайхан Н., Оношко О.Ю. Банковская система Монголии: трансформация в условиях глобализации // Судалгааны ажил «Товхимол-11» Монголбанк. Улаанбаатар. 2016.

4. У Монголии появится компания по управлению активами // Новости Монголии. 2017. № 2. 19 января.

5. Ж. Нямсурэн Гадаадын терийн банкыг оруулах нь Монголд эрсдэлтэй. URL: www.news.mn/r/314291 (дата обращения: 25.01.2017).

6. Mongolian Statistical Yearbook. 2015.

7. Информационный сайт «Монголия сейчас». URL: http://news. mongolnow.com/ (дата обращения: 25.01.2017).

8. Официальный сайт Центрального Банка Монголии. URL: http://www. cbr.ru (дата обращения: 25.01.2017).

9. Агаш! report Bank of Mongolia, 2015. URL: https://www.mongolbank. mn/documents/annualreport/2015e.pdf (дата обращения: 25.01.2017).

10. World Economic outlook 2016. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/ weo/2016/update/01/ (дата обращения: 25.01.2017).

Т.А. Витульева

преподаватель Улан-Баторского филиала

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова,

аспирант Бурятского государственного университета

(г. Улан-Удэ)

E-mail: t-vituleva@mail.ru

А.А. Кравцова

старший преподаватель Улан-Баторского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова E-mail: alena_kravtsova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.