Научная статья на тему 'Тенденции развития аграрного образования'

Тенденции развития аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеев А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития аграрного образования»

ческой помощи от сельскохозяйственных предприятий и использовании их ресурсов. Именно это, а также отсутствие стартового капитала вызывает необходимость кооперации крестьянских подворий с различными предприятиями и организациями АПК. В современных условиях этот процесс может идти по следующим направлениям:

объединение с крупными предприятиями на договорной основе;

объединение с крестьянскими (фермерскими) и другими личными подсобными хозяйствами для производства, переработки и реализации продукции, а также выполнения различного рода услуг; создание смешанных кооперативов.

Наиболее разумным представляется развитие личных подсобных хозяйств в кооперации с крупнотоварными предприятиями. В этом случае учитывается общественное разделение труда, производство укрупняется и специализируется, что способствует более рациональному использованию его преимуществ. Следует иметь в виду, что такие взаимоотношения возможны не только с сельскохозяйственными предприятиями, но и с заготовительными, перерабатывающими и другими обслуживающими аграрный сектор организациями.

Наименее рациональное направление — самостоятельное развитие личного подсобного хозяйства с последующей трансформацией в крестьянское (фермерское) хозяйство. Это возможно лишь с государственной помощью (льготное кредитование) или при экономической поддержке со стороны крупных хозяйств (обеспечение кормами, молодняком и др.).

Однако такое развитие не эффективно из-за незначительных размеров производства и слабого материально-технического оснащения ЛПХ.

Развитие новых форм связи крестьянских подворий с крупными коллективными хозяйствами и другими предприятиями требует совершенствования нормативной базы, регулирующей экономические взаимоотношения в сфере оказания услуг, создания государственных структур содействия личным подсобным хозяйствам.

Развитие кооперативных связей зависит от эко-номико-географического положения коллективных и личных подсобных хозяйств, их удаленности от рынков сбыта, развития дорожной сети, наличия в регионе перерабатывающих предприятий и др.

Сегодня необходимо конкретное представительство владельцев личных подсобных хозяйств во всех звеньях управления сельским хозяйством для защиты своих прав и интересов.

На наш взгляд, целесообразно объединение кооперативов крестьянских подворий в соответствующие союзы на районном и областном уровнях.

В связи с тем, что единственной относительно эффективной заготовительной организацией на селе, имевшей достаточно разветвленную инфраструктуру и осуществлявшей заготовку сельскохозяйственной продукции у населения, была потребительская кооперация системы Центросоюза, необходимо принять меры по ее развитию либо по созданию соответствующих заготовительно-снабженческих кооперативов личных подсобных хозяйств.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Ф. ДОРОФЕЕВ, кандидат педагогических наук

Белгородская ГСХА

В условиях динамично развивающегося сельскохозяйственного производства и возрастающих требований к подготовке специалистов во всем мире происходит реформирование аграрного образования.

Переход к рынку меняет характер и условия деятельности сельскохозяйственных работников. Непрерывное углубление и обновление знаний, совершенствование профессиональной компетенции становятся важнейшими направлениями формирования кадров АПК. Аграрный специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и технологиях производства. Ему нужны базовые знания, аналитическое мышление, социально-психологическая компетентность, интеллектуальная культура.

Проведённый анализ показал, что в основе реформирования структуры, организационных форм,

методов и содержания аграрного образования лежит ряд общих методологических принципов. К числу наиболее важных из них относится принцип непрерывности образовательного процесса.

Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965 г.) П. Ленграндом

Она основана на идеях гуманистического воспитания, провозглашающих человека субъектом собственного развития. При этом саморазвитие личности трактуется широко, не ограничивается во времени, отсутствует традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной самореализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает процесс, продолжающийся всю жизнь, а образовательная система воспринимается как интегративное единство семейного, дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного и других уровней и типов образования.

Как известно, эффективность системы образования во многом зависит от моделирования запросов по-

гребите ля, ибо информация, недостаточно связанная с общекультурным и профессиональным ростом личности, оказывается малозначимой «независимо от времени и места предъявления и восприятия (в системе вуза, школы, самообразования или курсовой переподготовки)», следовательно, малопродуктивной. Вот почему один из основных принципов планирования и организации непрерывного образования — учет интересов сегодняшней практики и перспектив развития тех или иных сфер деятельности человека. Согласно концепции непрерывного образования ни один уровень обучения, включая и высшее образование, не может рассматриваться как замкнутый, изолированный от других. При этом вертикальная структура, характерная для непрерывного повышения квалификации по выбранной специальности, должна пересекаться с горизонтальными, представляющими собой научные дисциплины и связи между ними.

Очевидно, что сегодня в период интенсивного развития сельскохозяйственного производства особенно остро встаёт вопрос о необходимости ориентации аграрного образования на будущее с учётом перспектив развития отрасли. Тем самым мы приближаемся к пониманию принципа упреждающей подготовки специалиста, из которого следует и представление о том, что необходимо обеспечить условия многократного возвращения человека в образовательную систему по мере того, как он сталкивается с новыми проблемами в практической деятельности.

В результате деятельность учебных заведений все больше приобретает сервисный характер, предусматривающий обслуживание и удовлетворение разнообразных образовательных запросов. То есть наряду с проведением основного учебного процесса, который традиционно обеспечивает учащихся соответствующими нормами и эталонами культуры. Они начинают оказывать консультационные и сопровождающие услуги.

На современном этапе развития сельского хозяйства неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы. С нашей точки зрения, формированию такого отношения к труду будет в значительной мере способствовать воспитание в системе непрерывного образования, которое осуществляется через сочетание самостоятельного развития с возможностью в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей, представителей аграрной науки и практиков производства.

В этой связи изменяется модель образования в целом. Происходит переход от мономодели, ориентированной лишь на подготовку специалиста-функци-онера, исполнителя, к полифункциональной, в основе которой свободное развитие и формирование инициативной личности, обладающей способностями к креативному мышлению, саморазвитию, самоуправлению и умениями ориентироваться в изменяющейся ситуации, творчески решать поставленные задачи.

В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения подобного подхода предлагается так

называемое «периодически возобновляющееся (или кондуктивное) образование».

Идея кондуктивности аграрного образования реализуется в нескольких аспектах: содержательном — разработка многоуровневых (школа — техникум — вуз) учебных планов с различными непрерывными циклами и сквозными программами подготовки специалистов; организационном — формирование комплексов или интегрированных структур с постоянным преподавательским составом.

Пример такого интегрированного комплекса — система агроклассов в рамках созданного при Белгородской ГСХА Центра непрерывного аграрного образования. Их учащиеся осваивают рабочие профессии сельскохозяйственного профиля и проходят углубленную подготовку по ряду предметов (химии, механике, биологии, ботанике и др.) по программам, приближенным к вузовским. Теоретические курсы по этим дисциплинам читают преподаватели академии. Кроме того, они участвуют в работе аттестационных комиссий, ведут дипломные проекты. В ГСХА также выполняется часть лабораторных работ, а практические занятия проходят в базовых хозяйствах вуза. Выпускники агроклассов, защитившие дипломные проекты на «отлично», и имеющие в аттестатах только хорошие оценки, принимаются в академию по результатам собеседования.

Несомненный интерес в плане организации системы непрерывного аграрного образования представляет агротехнопарк Воронежского 1АУ Основная его идея состояла в усилении инновационного влияния университета через акта вное развёртывание в регионе образовательных и консалтинговых услуг для АПК, а также продвижение современных технологий производства сельхозпродукции. Особенность сформированной структуры состоит в том, что она строится на принципах саморазвития посредством создания самоокупаемых бизнес-единиц—первичных ячеек развиваемого комплекса. Региональный агротехнопарк Воронежского 1АУ включает базовый центр в Воронеж и представительства в районах Воронежской и Липецкой областей. Базовый центр состоит из таких единиц, как Экспоцентр, центры бизнес-образования, подготовки управленческих и финансовых кадров, продвижения современных технологий, агроинженерии, упако-вочныхтехнологий, зооветцентр, экстейншн-центр, учебно-методический центр социально-экономического развития сельских муниципальных образований и др. В число его обслуживающих подразделений входят компьютерный центр, лаборатория дистанционного обучения, издательский центр, 36 аудиторий, оснащенных компьютерами, лаборатории дистанционной работы и повышения квалификации специалистов АПК В составе аг-ротехнопарка действуют как структурные подразделения университета, так и самостоятельные юридические лица. Последние — это, как правило, представительства различных фирм (промышленных, торговых, консалтинговых и других), заинтересованных в продвижении своей продукции на предприятия АПК региона.

Дистанционная образовательная и консалтинговая деятельность в агротехнопарка Воронежского ГАУ

осуществляется с применением кейс-технологий (представительства оснащаются справочными и учеб-но-методическими комплексами на лазерных дисках) и сетевых технологий посредством интернета. Это позволяет дистанционно и визуально осуществлять информационно-консалтинговую работу, проводить семинары повышения квалификации и оказывать другие образовательные услуги, в том числе проводить консультации и промежуточную аттестацию стдентов-заочников из аудиторий дистанционной связи.

Для совершенствования профориентационной работы и довузовской подготовки учащихся весьма перспективно создание на базе вузов интегрированных структур, включающих образовательные учреждения разного уровня. В Белгородской ГСХА разработана концепция Центра непрерывного аграрного образования, в который входят на ассоциированной основе Белгородская ГСХА, областные сельскохозяйственные колледжи, Институт повышения квалификации работников агробизнеса.

Для более эффективной подготовки кадров в системе среднего профессионального образования создано 92 колледжа, в которых используется трехступенчатая система обучения и обеспечивается выпуск рабочих кадров, специалистов со средним профессиональным образованием базового и повышенного уровня.

Примером вертикальной интеграции в аграрном образовании может служить опыт Нижегородской области. Здесь один из колледжей наладил тесные деловые связи со средними сельскими школами ряда районов области, а также близлежащих районов соседних субъектов Федерации. При колледже работают два лицейских класса, что дает возможность проводить углубленную работу по профориентации учащихся. Выпускники этих классов продолжают обучение в колледже. На первом курсе студенты осваивают рабочие профессии (каменщик, столяр, оператор газовой котельной, специалист по автоматизации бухучета, водитель автомобиля и др.). Затем они могут продолжить обучение или приступить к работе по полученной профессии. Прочные знания и хорошие практические навыки, приобретенные в колледже, позволяют молодым специалистам продолжить профессиональную подготовку по очно-заочной форме в Московском государственном открытом университете, филиал которого расположен в одних стенах с колледжем и лицеем. Деятельность всех этих подразделений, составляющих единую интегрированную образовательную систему, координирует совет, в который входят директор колледжа, ректор открытого университета и директор его филиала в г. Перевозе.

Следующий принцип, определяющий стратегию развития аграрного образования, — диверсификация. Анализ преобразований, происходящих в последние годы, позволяет выделить два основных направления этого процесса. Первое определяется ориентацией на трехступенчатую англо-американскую модель; второе — созданием новых типов учебных заведений, стремящихся заполнить пустующие ниши в жестко организованной и централизованной системе обра-

зования, основанной на монополии государства.

Многоуровневая система агарного образования — одно из перспективных направлений. При разумной адаптации к российским условиям она способна снять многие принципиальные проблемы.

Основные преимущества многоуровневой структуры аграрного образования следующие:

реализация новой парадигмы, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;

значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка труда;

повышение образованности выпускников, подготовленных к «образованию через всю жизнь» в отличие от «образования на всю жизнь»;

свобода выбора «траектории обучения» и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;

возможность эффективного взаимодействия со средними общеобразовательными и специальными учебными заведениями;

стимулирование значительной дифференциации среднего образования;

широкиевозможносгадляпоследипломногообучения; возможность интеграции в мировую образовательную систему.

Интеграция многоуровневого высшего и профессионального аграрного образования в единой структуре университета выгодна и с экономической точки зрения. Известно, что стоимость обучения специалиста с высшим образованием в интегрированной системе за счет минимизации суммарных объемов образовательных услуг на 25...30 % ниже, чем при последовательном его обучении в двух автономных учреждениях.

Целесообразность функционально ориентированной двухступенчатой подготовки подтверждается опытом Западной Европы (Великобритании, Германии, Франции). Так, ряд английских аграрных факультетов университетов и институтов, реагируя на потребности сельского хозяйства, в конце восьмидесятых годов ввели дифференцированную подготовку аграрных специалистов второго и первого (более высокого по уровню академических знаний) класса. В некоторых высших школах ФРГ также ведется дифференцированная подготовка специалистов двух квалификационных ступеней, различающаяся по содержанию программ и длительности обучения.

Гибкие учебные планы, с одной стороны, должны обеспечивать строгое соблюдение государственных образовательных стандартов базового и полного высшего образования, а также требований квалификационных характеристик специалистов на всех уровнях и ступенях подготовки, с другой — создавать условия реализации возможностей студента изменять «траекторию» своего образовательного маршрута.

Таким образом, интеграция многоуровневого высшего (по направлениям) и профессионального (по специальностям) аграрного образования в единой структуре можно считать оптимальной стратегией становления и развития сельскохозяйственных вузов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.