МЕСТО КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ
ЮЛ РОМАНОВА
Московский университет потребительской кооперации
Одна из составляющих системы аграрной экономики в современных условиях — личные подсобные хозяйства населения. Поэтому сегодня весьма актуален тезис А.В. Чаянова: «Кооперация перестраивает разобщенные индивидуальные хозяйства в высшие формы общественного хозяйства, а это и является основной задачей строительства новой деревни».
За последние пятнадцать лет в структуре аграрной экономики России отмечаются устойчивые тенденции роста доли вклада личных подсобных хозяйств в формирование валовой продукции с 26,0 % в 1990 г. до 51 % в 2004 г.
Во многом это связано с экономической нестабильностью, которая способствовала активизации деятельности на крестьянских подворьях как одной из форм выживания сельского населения.
Сейчас личные подсобные хозяйства производят 92 % картофеля, 80 % овощей, 52,9 % мяса скота и птицы, 52,2 % молока, 26,6 % яиц (см. табл.). При этом товарность картофеля в хозяйствах населения почти в 7 раз ниже, чем в общественном секторе, овощей — в 10 раз, скота и птицы — в 4, молока — в 5, яиц — в 11 раз. Таким образом, крестьянские подворья производят почти в 4 раза больше продукции, чем крупнотоварные хозяйства, но реализуют ее в 3 раза меньше.
В условиях сокращения объемов аграрного произ-
водства в стране личные подсобные хозяйства вносят существенный вклад в продовольственное обеспечение населения, служат основным, а нередко, единственным, местом приложения труда и источником дохода для большинства крестьян. Так, по данным Госкомстата России, доля крестьянских подворий в совокупных доходах семьи в 1990 г. составляла 21,5 %, в 1996 г — 41,6 %, 2004 г. — 55 %. Сегодня в личных подсобных хозяйствах производятся продукты, составляющие основу потребления семьи, и в месте с тем наиболее трудоемкие и наименее эффективные для общественного сектора (картофель, плоды, овощи, мясо и др.). Обеспечение крестьянских подворий другими видами сельскохозяйственной продукции (зерно на кормовые цели) осуществляется за счет общественного производства.
Несмотря на существенную роль крестьянских подворий в экономике страны, есть ряд факторов, которые тормозят их дальнейшее развитие до уровня мелкотоварного или товарного производства. К основным причинам можно отнести:
отсутствие организованных рынков и стабильных каналов реализации произведенной продукции, что заставляет производителей пользоваться услугами посредников;
повышенная трудоемкость работ, нехватка средств малой механизации, а также ограниченные возможности их приобретения, что вызывает рост себестоимости продукции.
Личные подсобные хозяйства, будучи одной из организационно-правовых форм многоукладной экономики АПК, нуждаются в конкретной практи-
Таблица. Показатели деятельности личных подсобных хозяйств в России
Показатель Год
2001 2002 2003 2004
Растениеводство
Картофель
Посевная площадь, тыс. га 2976 1988 2966 2919
Валовой сбор, тыс. т 32355,61 30553,40 34079,77 32960,33
Урожайность, ц/га 108,8 102,4 115,0 113,0
Доля посевных площадей от их размеров в целом по стране 92,0 92,5 93,0 92,7
Доля от валового производства во всех категориях хозяйств, % 92,5 93,0 92,8 91,8
Овощи
Посевная площадь, тыс. га 662 675 681 685
Валовой сбор, тыс. т 10594,11 10626,91 11820,75 11695,77
Урожайность, ц/га 157,8 155,9 172,4 169,2
Доля посевных площадей от их размеров в целом по стране 80,0 80,9 79,2 80,9
Доля от валового производства во всех категориях хозяйств, % 79,9 81,5 80,1 80,2
Животноводство
Реализовано на убой скота и птицы
живая масса, тыс. т 4016,5 4071,2 4156,1 4151,1
убойная масса тыс. т 2538,9 2590,9 2646,8 2636,2
Произведено молока, тыс. т 16764,6 16843,0 17163,2 16652,5
яйца, млн шт. 9878,7 9707,6 9665,3 9503,3
Доля от производства во всех категориях хозяйств, %
мясо скота и птицы в убойной массе 57,0 55,2 53,6 52,9
молоко 50,9 50,3 51,4 52,2
яйцо 28,1 26,8 26,5 26,6
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ческой помощи от сельскохозяйственных предприятий и использовании их ресурсов. Именно это, а также отсутствие стартового капитала вызывает необходимость кооперации крестьянских подворий с различными предприятиями и организациями АПК. В современных условиях этот процесс может идти по следующим направлениям:
объединение с крупными предприятиями на договорной основе;
объединение с крестьянскими (фермерскими) и другими личными подсобными хозяйствами для производства, переработки и реализации продукции, а также выполнения различного рода услуг; создание смешанных кооперативов.
Наиболее разумным представляется развитие личных подсобных хозяйств в кооперации с крупнотоварными предприятиями. В этом случае учитывается общественное разделение труда, производство укрупняется и специализируется, что способствует более рациональному использованию его преимуществ. Следует иметь в виду, что такие взаимоотношения возможны не только с сельскохозяйственными предприятиями, но и с заготовительными, перерабатывающими и другими обслуживающими аграрный сектор организациями.
Наименее рациональное направление — самостоятельное развитие личного подсобного хозяйства с последующей трансформацией в крестьянское (фермерское) хозяйство. Это возможно лишь с государственной помощью (льготное кредитование) или при экономической поддержке со стороны крупных хозяйств (обеспечение кормами, молодняком и др.).
Однако такое развитие не эффективно из-за незначительных размеров производства и слабого материально-технического оснащения ЛПХ.
Развитие новых форм связи крестьянских подворий с крупными коллективными хозяйствами и другими предприятиями требует совершенствования нормативной базы, регулирующей экономические взаимоотношения в сфере оказания услуг, создания государственных структур содействия личным подсобным хозяйствам.
Развитие кооперативных связей зависит от эко-номико-географического положения коллективных и личных подсобных хозяйств, их удаленности от рынков сбыта, развития дорожной сети, наличия в регионе перерабатывающих предприятий и др.
Сегодня необходимо конкретное представительство владельцев личных подсобных хозяйств во всех звеньях управления сельским хозяйством для защиты своих прав и интересов.
На наш взгляд, целесообразно объединение кооперативов крестьянских подворий в соответствующие союзы на районном и областном уровнях.
В связи с тем, что единственной относительно эффективной заготовительной организацией на селе, имевшей достаточно разветвленную инфраструктуру и осуществлявшей заготовку сельскохозяйственной продукции у населения, была потребительская кооперация системы Центросоюза, необходимо принять меры по ее развитию либо по созданию соответствующих заготовительно-снабженческих кооперативов личных подсобных хозяйств.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Ф. ДОРОФЕЕВ, кандидат педагогических наук
Белгородская ГСХА
В условиях динамично развивающегося сельскохозяйственного производства и возрастающих требований к подготовке специалистов во всем мире происходит реформирование аграрного образования.
Переход к рынку меняет характер и условия деятельности сельскохозяйственных работников. Непрерывное углубление и обновление знаний, совершенствование профессиональной компетенции становятся важнейшими направлениями формирования кадров АПК Аграрный специалист сегодня - это человек с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в технике и технологиях производства. Ему нужны базовые знания, аналитическое мышление, социально-психологическая компетентность, интеллектуальная культура.
Проведённый анализ показал, что в основе реформирования структуры, организационных форм,
методов и содержания аграрного образования лежит ряд общих методологических принципов. К числу наиболее важных из них относится принцип непрерывности образовательного процесса.
Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965 г.) П. Ленграндом
Она основана на идеях гуманистического воспитания, провозглашающих человека субъектом собственного развития. При этом саморазвитие личности трактуется широко, не ограничивается во времени, отсутствует традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной самореализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает процесс, продолжающийся всю жизнь, а образовательная система воспринимается как интегративное единство семейного, дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного и других уровней и типов образования.
Как известно, эффективность системы образования во многом зависит от моделирования запросов по-