Научная статья на тему 'Тенденции, происходящие в управлении агропромышленным комплексом и развитие корпоративного управления'

Тенденции, происходящие в управлении агропромышленным комплексом и развитие корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СORPORATE / MANAGEMENT / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE REGULATION / MARKET ECONOMY / OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургунбаев Ж.Т., Тургунбаев М.Ж., Акматова А.А., Абдраимова Б.

Рассмотрены состояния развития корпоративного управления в агропромышленном комплексе в Кыргызской Республике в современных условиях, развитие рыночных методов управления, а также теория регулирования государственного управления агропромышленного комплекса. Согласованность государственного регулирования с принципами рыночной экономики и современные тенденции управления в агропромышленном комплексе, которая базируется на многообразии форм собственности, различных форм управления свободы хозяйственных связей, интеграции различных видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE MANAGEMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX AND THE DEVELOPMENT OF CORPORATE GOVERNANCE

The state of development of corporate governance in the agro-industrial complex in the Kyrgyz Republic in modern conditions is considered, the development of market management methods and the theory of regulation of state management of the agro-industrial complex. Coherence of state regulation with the principles of a market economy and modern management tendencies in the agroindustrial complex based on a variety of forms of ownership, various forms of managing the freedom of economic ties, the integration of various types of activities

Текст научной работы на тему «Тенденции, происходящие в управлении агропромышленным комплексом и развитие корпоративного управления»

60 Norwegian Journal of development of the International Science No 17/2018

TRENDS IN THE MANAGEMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX AND THE DEVELOPMENT OF CORPORATE GOVERNANCE

Turgunbaev Zh.

Doctor of Economics, Professor of the Kyrgyz National University

Turgunbaev M.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the International University of Jalal-Abad, Kyrgyz Republic

Akmatova A.

Senior Lecturer of the Kyrgyz State University. I. Arabaeva

Abdraimova B.

Senior Lecturer of the Kyrgyz State University. I. Arabaeva

ТЕНДЕНЦИИ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ И РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Тургунбаев Ж.Т.

д.э.н., профессор Кыргызского Национального университета

Тургунбаев М.Ж.

к.э.н., доцент Международного университета г. Джалал-Абад, Кыргызская Республика

Акматова А.А.

ст. преподаватель Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева

Абдраимова Б.

ст. преподаватель Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева

Abstract

The state of development of corporate governance in the agro-industrial complex in the Kyrgyz Republic in modern conditions is considered, the development of market management methods and the theory of regulation of state management of the agro-industrial complex. Coherence of state regulation with the principles of a market economy and modern management tendencies in the agro-industrial complex based on a variety of forms of ownership, various forms of managing the freedom of economic ties, the integration of various types of activities.

Аннотация

Рассмотрены состояния развития корпоративного управления в агропромышленном комплексе в Кыргызской Республике в современных условиях, развитие рыночных методов управления, а также теория регулирования государственного управления агропромышленного комплекса. Согласованность государственного регулирования с принципами рыночной экономики и современные тенденции управления в агропромышленном комплексе, которая базируется на многообразии форм собственности, различных форм управления свободы хозяйственных связей, интеграции различных видов деятельности.

Keywords: ^rporate, management, agro-industrial complex, state regulation, market economy, ownership trend, food industry

Ключевые слова: Корпоративное, управление, агропромышленный комплекс, государственное регулирование, рыночная экономика, тенденция форм собственности, пищевая промышленность

Любое экономическое явление совершается там, где присутствует объективная необходимость и имеются пространственные и временные характеристики. Это и понятно, поскольку есть начало происходящих явлений, что помимо прочего показывает последовательность этапов и историческую хронику во времени(1,с.46). Аналогично пространственная характеристика происходящих явлений показывает место происхождения и наличия необходимых условий для этого.

Следует также различать особенности происходящих явлений в зависимости от видов экономических явлений, отраслевой принадлежности и секторального деления экономики. Например, агропромышленное производство состоит из двух секторов экономики, но объединенных единой технологической цепью и предназначенных для выполнения одних и тех же функций. В этой связи сельское хозяйства и пищевая промышленность

предназначены в основном для обеспечения продовольственной безопасности населения и страны. Поэтому рассмотрение сельского хозяйства и пищевой промышленности как дополняющих друг друга секторов экономики и выполняющих, по существу, одну и ту же функцию представляет интерес по крайней мере с двух точек зрения: с одной стороны, их можно представлять, как единое экономическое явление, а с другой стороны, они выполняют функцию удовлетворения потребностей людей в продовольственной безопасности.

Особого внимания заслуживают функции, особенности и проблемы управления агропромышленным производством(2,с.182). В данном случае нас интересует эволюция управленческих функций, особенно в той части, где речь идет об управлении интегрированными экономическими процессами аграрного и промышленного производства с акцентом на современные методы управления.

История управления берет начало с древних времен. Ярким управленческим признаком явилось появление частной собственности, когда люди начали различать принадлежность той или иной собственности к конкретным лицам.

Современный же характер управления агропромышленным производством берет начало примерно 70-80 лет тому назад, когда на практике были внедрены программно-целевые и матричные структуры управления(3,с.136). Суть состоит во включении в сложившиеся линейно-функциональные структуры специальных органов (временных и постоянных), координирующих горизонтальные связи в аппарате управления на возможно более низком его уровне. Такие организационные формы позволяют разгрузить высший уровень руководства от решения текущих задач непринципиального характера, повысить оперативность управления и ответственность за содержание принимаемых решений на среднем и низшем уровнях.

По мере эволюции матричной формы управления появились и органы, наиболее соответствующие целям и задачам управления. Наиболее яркими представителями такого органа являются корпорации, имеется в виду орган, осуществляющий корпоративное управление. Такое утверждение основано еще на том, что в настоящее время нет четкого представления о содержании корпоративного управления. В научной литературе существуют различные трактовки понятия корпоративного управления, например:

- корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике;

- корпоративное управление - это система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заинтересованными сторонами, по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон;

- корпоративное управление - это процесс, в соответствии с которым устанавливается баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами;

- корпоративное управление - вид хозяйственного управления корпоративными объединениями, основными функциями которого является стратегическое планирование развития входящих в корпорацию хозяйственных единиц и корпорации в целом по видам производимой продукции, работ и услуг, объемам выпуска продукции, ее обновлению, развитию видов производства и технологии, использования и реконструкции оборудования, достижения конкурентных преимуществ на рынках новой продукции и традиционных рынках, обеспечения устойчивого роста производительности труда, совершенствование организационной структуры корпорации и коммуникационных отношений между ее элементами и приведение их в соответствие с изменениями в сфере производства и условиями рынка .

Необходимо отметить, что корпорации или любые другие объединения управления преследуют ту же цель, что и производственно-коммерческие органы управления, то есть извлечение при-были(4,с.19). Однако каждый орган достигает этой цели по-своему в зависимости от результативности работы, издержек, положения на рынке и т.д. При этом каждый орган управления в осуществлении своей деятельности должен отвечать внутренним и внешним потребностям. Другими словами, корпорации должны отвечать требованиям не только эффективного управления внутри, но и окружающей среды.

Однако в условиях диверсификации экономики и глобальных процессов корпорация объективно не может ограничиваться пассивной адаптацией к требованиям социального окружения, что приводит к ее поражению в конкурентной борьбе. Современная фирма считает своей главной и основной целью максимизацию получаемой прибыли(5.). А поскольку в сложившейся системе распределения национального продукта эта цель антагонистически противостоит интересам общества, то, естественно, вся деятельность аппарата управления направлена на приспособление всех социально-экономических целей компании к достижению прибыли.

Вместе с тем достижение желаемой прибыли невозможно без учета требований окружающей среды, в частности рынка, так как результативность деятельности корпораций обнаруживается не внутри корпорации, а на рынке. Отсюда, несмотря на то, что собственные цели современных корпораций практически остаются неизменными и вытекают из природы общественного строя, формы и методы их реализации существенно меняются в зависимости от условий, создаваемых внешним окружением. Это вызывает необходимость обеспечения гибкости и динамичности организационного механизма управления(6.).

В то же время традиционные линейно-функциональные структуры основываются на специализации структурных звеньев и устойчивости складывающихся связей, что обеспечивает максимальную экономичность аппарата и высокую ответственность за принимаемые решения. Эти принципы несовместимы с объективно возникающими требованиями быстрой переориентации органов управления и частых перестроек организационной структуры.

Таким образом, возникают некоторые противоречия между необходимостью адаптироваться к внешней среде, в том числе за счет организационных перестроек, и соблюдения устойчивых параметров управления корпорацией, что составляет внутреннюю среду управления; другими словами, желаемый результат в итоге обеспечивается как устойчивостью управленческих процессов внутри фирмы, так и гибкостью адаптации к внешней среде.

Между тем из теории управления вытекает, что устойчивость управленческих процессов обеспечивается устойчивостью элементов управления

(структурирования) и внутренними и внешними связями.

Следовательно, достижение общей цели во многом становится возможным благодаря компромиссным решениям, то есть за счет адаптации к внешней среде, в том числе благодаря ослаблению устойчивости внутреннего управления в случае необходимости принятия новых организационных решений. Кроме того, любая производственная организация как часть более крупной социальной системы формирует свои цели с учетом требований среды, в которой она находится и с которой взаимо-действует(7,с.17). Оценка этих требований и возможностей их удовлетворения, а также последующая трансформация их во внутренние цели организации с учетом ее собственных интересов как раз и являются основной функцией аппарата управления на высшем уровне.

Чем ниже уровень управления, тем менее ему необходимо учитывать изменения внешних условий, тем более стабильно содержание его деятельности в рамках, сложившихся разделения и кооперации труда, тем менее адаптивный характер эта деятельность носит. Для уровня, которому высшее руководство при формулировании целей поставило задачу взаимодействовать со своими контрагентами только на основе заданных критериев и ограничений, можно считать окружающую среду практически стабильной, и здесь может быть использована линейно-функциональная структура управления как наиболее экономичная.

Отметим, что конструкция корпоративного управления тоже подвергается изменению в зависимости от ситуаций. В этой связи основными участниками корпоративных отношений являются: менеджеры, владельцы (акционеры), иные заинтересованные группы(8.). Эти группы могут включать в себя кредиторов компании, наемный персонал, местные органы самоуправления и айыл окмоту. Интересы основных групп участников корпоративных отношений обычно различаются. Менеджеры получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения играют для них значительно меньшую роль. Концентрируя свои основные усилия в компании, в которой работают, они заинтересованы в устойчивости этой компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств. Менеджеры заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании(9,с.15). Они непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (кредиторы, местные власти, айыл окмоту, персонал и пр.). Акционеры могут получить лишь ту часть прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам и выплачивается в виде дивидендов, а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Чем выше уровень прибыли, тем больший размер дивидендов выплачивает корпорация. Акционеры заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее

акций как эффективная форма интеграции в рыночной экономике. Они, как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний. Владельцы (акционеры) могут воздействовать на менеджмент компании двумя способами: 1) проведение собраний акционеров, через избрание того или иного состава Совета директоров и одобрения или неодобрение деятельности менеджмента компании; 2) путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными менеджменту. Акционеры непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами, к которым относятся: кредиторы получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Они заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата предоставленных средств. И поэтому не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками.

Практика корпоративного управления существует уже несколько веков. Однако полноценная теория корпоративного управления стала формироваться лишь в 80-е гг. двадцатого столетия(10,с.18). Рассматривая особенности нынешней эпохи и двух предшествующих, сейчас в развитых странах уже четко определены основы системы отношений между главными действующими лицами корпоративного управления (акционерами, менеджерами, директорами, кредиторами, сотрудниками, поставщиками, покупателями, государственными чиновниками, жителями местных общин, членами общественных организаций и движений). Такая система создается для решения трех основных задач корпорации: обеспечения ее максимальной эффективности, привлечения инвестиций, выполнения юридических и социальных обязательств.

Из вышеизложенного следует сделать вывод, что участниками корпоративного управления могут быть самые разнообразные структуры, но деятельность которых между собой связана для выполнения одной или нескольких задач. Например, если агропромышленное производство преследует цели обеспечения продовольственной безопасности в пространстве и во времени, участниками корпоративного управления могут быть в первую очередь структуры аграрного сектора, переработки, торговли, инфраструктуры и т.д.

Однако главный вопрос корпоративного управления заключается в обеспечении надежного, устойчивого и стабильного механизма взаимодействия составляющих корпоративного управления во имя достижения главной цели и обеспечения экономической эффективности взаимодействия органов, входящих в корпоративное управление.

Создать такой механизм дело не простое, поскольку согласовать интересы всех участников корпоративного управления как в теории, так и на практике требует не только усилий, но и обоснований, затрат времени и средств. Главное - все это

следует рассматривать в тесном движении, то есть в динамике.

Центральным звеном в корпоративном управлении следует считать нахождение общего знаменателя, вокруг которого участники корпоративного управления реализовали бы достижения как своих узких, так и общих целей. В качестве такого общего знаменателя выступают интересы акционе-ров(11,с.30).

Акционеры являются собственниками компаний через приобретение акций, которые представляют ценные бумаги с определенной стоимостью. Акционеры оказывают влияние на деятельность компаний путем участия в принимаемых решениях на общем собрании акционеров, как отмечалось ранее, через продажу и покупку своих акций. Наиболее важная часть интересов акционеров - это дивиденды, получаемые ими по результату хозяйственной деятельности. Акционеры, так же, как и другие участники корпоративного управления, действуют на основе определенных принципов, основными из которых являются следующие:

- права акционеров (система корпоративного управления должна защищать права владельцев акций);

- равное отношение к акционерам (система корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров);

- роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией (система корпоративного управления должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между компанией и всеми заинтересованными лицами в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест и достижения финансовой устойчивости корпоративного сектора);

- раскрытие информации и прозрачность (система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о финансовом положении, результатах деятельности, составе собственников и структуре управления);

- обязанности совета директоров (совет директоров обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль над работой менеджеров и обязан отчитываться перед акционерами и компанией в целом).

Заслуживает внимания и эволюция управленческих структур в зависимости от специфики того или иного сектора экономики, использования той или иной технологии управления и других обстоя-тельств(12,с.166). Например, создание корпоративного управления для Кыргызстана в АПК представляет собой не только новое явление, но и требует глубокой теоретической и методологической разработки. По сути, это требует научного и практического проектирования формы организации, чему есть несколько причин.

1. Необходимость создания корпоративного управления возникла лишь после обретения республикой суверенитета, в связи с переходом на рыночные отношения, установления многообразия собственности во всех секторах экономики, в условиях либерализации экономики, так как плановая и командная экономика исключала возможность реализации основных принципов корпоративного управления.

2. Возникла благоприятная ситуация для осуществления управления агропромышленным комплексом как единым целым, так как сельское хозяйство и переработка дополняют друг друга и являются отраслевыми принадлежностями одного процесса, направленного на удовлетворение задач продовольственной безопасности.

3. Возникают новые задачи и определенные трудности объединения управленческих процессов в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, когда они по содержательной части, концентрации, специализации, комбинировании принадлежат разным секторам экономики, отличающимся разными принципами управления. В частности, деятельность в сельском хозяйстве во многом зависит от природно-климатических условий, территориальной размещенности сельскохозяйственных объектов, биологических процессов, свойственных живому организму, и т.д. В то же время в деятельности промышленных предприятий невелико значение географического расположения предприятий, природно-климатических условий и действия каких-либо естественных явлений. В то же время возникает необходимость рассмотрения процессов управления агропромышленным производством как единым целым.

4. В ходе проектирования конструкций корпоративного управления в агропромышленном производстве возникают принципиальные различия с точки зрения согласования интересов, в частности сельского хозяйства и переработки. Например, в управлении сельским хозяйством Кыргызстана мало практикуется акционерный тип управления, хотя возможно создание различных видов объединений типа агрофирм, холдингов, межхозяйственных объединений и объединений крестьянских и фермерских хозяйств с обслуживающими предприятиями. Но при внимательном рассмотрении обнаруживается, что сельскохозяйственные предприятия безболезненно могут войти в состав корпораций и как равноправные участники, наряду с промышленными предприятиями на основе договорных и других обязательств, и как структурные подразделения корпоративного объединения. Главное здесь заключается в обеспечении справедливости и объективности оценки вклада аграрного сектора.

5. Так же как в любой структуре управления в корпорациях следует обеспечить эффективность управления, что базируется на оптимальности структур управления, экономичности функционирования управленческих звеньев и означает, что чем проще структура управляется, меньше звеньев

управленческих процедур, указаны функциональные обязанности управленцев, тем выше результативность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Габов А. Интересы участников корпоративных отношений [Текст] / А. Габов // Журнал для акционеров. - М., 2004. - № 4. С. 46.

2. Гончаров В. В поисках совершенства управления [Текст]: руководство для высшего управленческого персонала / В. Гончаров. - М.: МП «Сувенир», 2015. - 482 с.

3. Дементьева А. Г. Основы корпоративного управления [Текст]: учебное пособие / А. Г. Дементьева // Рекомендовано Советом учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента. - М.: Изд-во «Магистр», 2009. С. 136.

4. Жданов А. Ю. Корпоративное управление - точная наука [Текст] / А. Ю. Жданов // Вестник финансовой академии. - 2004. - № 1. С. 19.

5. Кодекс корпоративного управления Кыргызской Республики [Текст]: постановление Исполнительного совета Государственного финансового надзора Кыргызской Республики.

6. Об акционерных обществах [Текст]: Закон Кыргызской Республики от 27 марта 2003 г.

7. Омаров Н. Государства Центральной Азии в эпоху глобализации: поиски стратегии развития [Текст] / Н. Омаров. - Бишкек. 2014. С. 14.

8. О развитии сельского хозяйства Кыргызской Республики [Текст]: Закон Кыргызской Республики от 26 мая 2009 г.

9. Радыгин, А. Государственное регулирование в корпоративном секторе [Текст] / А. Радыгин // Журнал для акционеров. - 1999. - № 7. С. 15.

10. Тургунбаев Ж. Т. Повышение конкурентоспособности АПК Кыргызстана на основе кластерного подхода [Текст] / Ж. Т. Тургунбаев // Известия вузов. - Бишкек, 2012. С. 18.

11. Тумилевич Е. Н. Построение системы корпоративной социальной ответственности в компании [Текст] / Е. Н. Тумилевич // Российское предпринимательство. - 2012. - № 23 (221). - С. 30.

12. Цветков В.А. Корпоративный бизнес: теория практика. Санкт - Петербург. Издательство «Нестар-История» - 2011. С. 166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.