Научная статья на тему 'Управление агропромышленным комплексом Российской Федерации: современные задачи'

Управление агропромышленным комплексом Российской Федерации: современные задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ (КОРПОРАТИВНОЕ) УПРАВЛЕНИЕ / УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ОТРАСЛЕВЫХ СОЮЗОВ (АССОЦИАЦИЙ) АПК / ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ECONOMIC (CORPORATE) MANAGEMENT / PARTICIPATION IN THE MANAGEMENT OF INDUSTRIAL UNIONS (ASSOCIATIONS) OF AIC / MANAGEMENT / MANAGEMENT SYSTEM OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX / GOVERNMENT REGULATION / INTRAECONOMIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Б. А.

В статье дается определение понятия «хозяйственное (корпоративное) управление», которое рассматривается автором как особое направление в системе управления агропромышленным комплекса, структура сельскохозяйственных организаций по формам хозяйствования. Автором определены основные направления модернизации системы управления агропромышленным комплексом в современной России в связи с вхождением в ВТО. Новое время ставит перед агропромышленным комплексом новые задачи и без качественного управления их решение, по мнению автора, весьма проблематично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management system of agro-industrial complex of the Russian Federation: the contemporary challenges

The article defines the concept of “economic (corporate) management” which is considered by the author as a special direction in the management of agro-industrial complex, the structure of agricultural organizations by type of management. The author defines the main directions of modernization of management systems of agriculture in modern Russia in connection with entry into the WTO. A new time sets before the agro-industrial complex new challenges and their solving is very problematic without good management, according to the author.

Текст научной работы на тему «Управление агропромышленным комплексом Российской Федерации: современные задачи»

Экономика

УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ

Б. А. ВОРОНИН, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления И права, 620075, г. Екатеринбург, Уральская государственная сельскохозяйственная академия ул. К. Либкнехта, д. 42

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой управления Уральской государственной юридической академии.

Особую нишу в системе управления агропромышленным комплексом занимает хозяйственное (корпоративное) управление.

Как видно из табл. 1, акционерные общества составляют 61,3 % от всех хозяйствующих субъектов в аграрной сфере, и как показывает практика, именно эти организации чаще других организационноправовых форм хозяйствования имеют тенденцию к интеграции и кооперативным отношениям.

Период с 2000 г. по настоящее время в Российской Федерации характеризуется созданием крупных хозяйствующих структур холдингового типа.

Хотя до сих пор нет специального федерального закона о холдингах, фактическое распространение этой экономической формы свидетельствует о ее привлекательности для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Практически в каждом субъекте РФ успешно функционируют известные на всю страну агрохолдинги. Например, в Свердловской области широко известен холдинг «УГМК-Агро» отличающийся своей высокоэффективной и рентабельной деятельностью.

Наряду с холдинговыми компаниями в сферу корпоративных отношений за последние годы стали активно включаться организации кластерного типа. Кластеры в аграрной сфере создаются как правило, по продуктовому признаку (зерновой, молочный, мясной и т. д.)

К сожалению, по кластерам также отсутствует специальный федеральный закон и правовое регулирование осуществляется с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

В аграрной сфере страны реально присутствуют и другие интегрированные формирования, основанные на корпоративных началах.

Корпоративные отношения сегодня являются неотъемлемой частью экономики государства.

В связи с этим существует и их фактическое воздействие на аграрную политику, так как корпоратив-

ные отношения предполагают совместные действия, поведение заинтересованных лиц (участников корпоративных отношений) объединенных между собой совместными (корпоративными) целями и связями.

Поскольку понятие корпоративные отношения не определены в современном российском гражданском законодательстве, то оно представляет собой, по мнению Я. М. Гринтаса [4], «условную экономическую и юридическую интерпретацию».

Процесс демократизации по мере развития и углубления агроинтегрированной структуры представляет собой рациональное сочетание функций управления в зависимости от отношений собственности как внутри отдельно взятого предприятия, так и в масштабе, например, агрохолдинга или другой интегрированной организации.

В управлении агропромышленным комплексом в настоящее время принимают реальное участие отраслевые союзы и ассоциации, созданные в форме некоммерческих организаций.

Мы уже давали полный перечень таких союзов и ассоциаций в АПК на федеральном уровне [2], которым федеральным законом № 264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» [6] государство делегировало право управленческого воздействия на развитие агропромышленного комплекса.

В Свердловской области осуществляют свою деятельность 11 некоммерческих партнерств и некоммерческих организаций — отраслевых союзов и ассоциаций АПК, объединенных в Ассоциацию отраслевых союзов (ассоциаций) АПК Свердловской области.

К основным направлениям деятельности названной Ассоциации относятся: участие в формировании и реализации государственной аграрной политики в Свердловской области, Уральском федеральном округе и в Российской Федерации; участие в разработке и реализации проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, а так же целе-

Таблица1

Структура сельскохозяйственных организаций по формам хозяйствования

(по состоянию на 1 января 2011г.)

Виды организаций Удельный вес в общем числе, %

Открытые акционерные общества 6,5

Закрытые акционерные общества 7,5

Общества с ограниченной ответственностью 47,3

Коллективные организации 1,6

Сельскохозяйственные производственные кооперативы 28,2

Государственные унитарные предприятия 3,3

Прочие организации 5,6

Экономика

вых программ и пилотных проектов в области сельского хозяйства, аграрного рынка и социальноэкономического развития сельских территорий; содействие в качественном развитии в Свердловской области аграрного образования и аграрной науки.

Для достижения целей, определенных предметом деятельности, Ассоциация проводит работу по внедрению технических регламентов, направленных на повышение качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также по развитию общественной сертификации продовольственных товаров, производимых на территории Свердловской области под торговой маркой «Покупай наше местное»; содействует членам Ассоциации во взаимном сотрудничестве в сфере хозяйственного и социальных отношений, особенно, в вопросах ценовой политики и ограничения монополизма; организовывает деятельное участие членов Ассоциации в иных мероприятиях проводимых в Свердловской области, Уральском федеральном округе, Российской Федерации и за рубежом; привлекает к активному участию членов ассоциации в подготовке кадров высококвалифицированных специалистов для предприятий и организаций АПК Свердловской области в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, а также повышения классификации, переподготовки и дополнительного образования; принимает активное участие в пропаганде среди молодежи сельского образа жизни, престижности и особой значимости труда в сельском хозяйстве и др.

Одним из достоинств Устава Ассоциации является наличие положений о взаимодействии Ассоциации с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями некоммерческими организациями. Так, согласно разделу VI Устава, Совет Ассоциации совместно с органами государственной власти рассматривает предложения по ограничению деятельности естественных монополий, льготному налогообложению, развитию социального партнерства и другие важные вопросы в сфере АПК; органы государственной власти согласовывают с Советом Ассоциации проекты областных законов и постановлений Правительства Свердловской области, касающиеся развития сельского хозяйства, аграрного рынка, устойчивого социального развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности, подписывают с Советом Ассоциации соглашения по вопросам ценовой политики на агро-продовольственном рынке области. Кроме того, кандидат на должность Министра сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области назначается с учетом мнения Совета Ассоциации В соответствии с пунктом 2.3 раздела V Устава Ассоциации в Совет Ассоциации в качестве ассоциированного члена с правом совещательного голоса могут быть избраны представители Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия и других государственных и общественных организаций Свердловской области.

Из вышеизложенного следует, что союзы и ассоциации АПК имеют реальные правовые возможности влиять на аграрную политику и занимают свою заметную нишу в системе управления агропромышленным комплексом страны.

Особую функцию на локальном уровне выполняет внутрихозяйственное управление.

Как известно, важнейшими локальными правовыми актами являются Устав организации, Учредительный договор, Соглашение о создании крестьянского (фермерского хозяйства) и другие правоустанавливающие документы, регламентирующие создание (образование) и функционирование субъектов аграрного предпринимательства.

Любой локальный правовой акт, в первую очередь, основывается на федеральном законодательстве и правовых актах субъекта РФ и не может противоречить им.

Однако в каждой организации (предприятии) имеются свои особенности, которые и отражаются в локальных правовых актах и на их основе строится правовое регулирование внутрихозяйственной деятельности и, особенно, управления организаций.

Каковы же органы управления в хозяйствующих субъектах АПК?

Согласно федеральному закону №74 ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [5], органы управления определяются Соглашением о создании КФХ, которое подписывают все члены фермерского хозяйства.

Глава хозяйства наделяется лишь рядом представительных функций. Управление фермерским хозяйством осуществляется общим собранием членов КФХ, подписавших соглашение о создании фермерского хозяйства, Федеральным законом № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации (с последующими изменениями и дополнениями)» [6] определены органы управления производственных и потребительских сельскохозяйственных кооперативах.

Управление кооперативом осуществляется на демократических принципах. Высшим органом управления кооператива является общее собрание членов кооператива. В крупных кооперативах с числом членом более 300, оно может проводиться в форме собрания уполномоченных, если это предусмотрено уставом кооператива. Причем уполномоченные избираются на каждое собрание уполномоченных (один уполномоченный не более чем от 10 членов кооператива).

Исполнительными органами выступают правление и председатель кооператива. В кооперативах допускается избрание исполнительного директора кооператива. Закон также предусматривает возможность нанимать по трудовому договору исполнительного директора. В потребительских кооперативах в обязательном порядке должен избираться и наблюдательный совет в количестве не менее 3 членов кооператива.

Общее собрание рассматривает наиболее важные вопросы деятельности кооператива. К его исключительной компетенции относятся такие вопросы, как утверждение устава кооператива, внесение в него изменений, выборы руководящих органов, установление размера и порядка внесения паевого взноса, порядок распределения прибыли и убытков между членами кооператива и ряд других (ст. 20 закона).

Хозяйственное общество (общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества) появились в российской аграрной сфере в период осуществления современной аграрной реформы.

Экономика ^тГ/

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. В период между общими собраниями общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет), а руководство текущей деятельностью единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор). Одновременно с единоличным исполнительным органом может быть создан коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). Функции единоличного органа могут быть переданы коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Общее собрание акционеров правомочно, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. Решение общего собрания принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, если для принятия решения законом не установлено иное. Голосование на общем собрании осуществляется по принципу «одна голосующая акция общества — один голос», за исключением случаев, предусмотренных законом.

Управление в обществах с ограниченной ответственностью имеет много общего с управлением в акционерных обществах. Здесь тоже высшим органом управления является общее собрание участников. Кроме того, также создаются совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и другие), наряду с которым может быть создан и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и другие). Порядок избрания, функции и полномочия названных органов во многом совпадают с функциями аналогичных органов акционерных обществах.

С 1 июля 2012 г. вступил в силу федеральный закон №380-ФЗ от 03.12.2011 «О хозяйственных партнерствах».

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а так же иные лица в пределах и объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Участники партнерства осуществляют управление деятельностью партнерства пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале партнерства, если иное не предусмотрено федеральным законом № 380-ФЗ и (или) соглашением об управлении партнерствами.

В государственных и муниципальных унитарных предприятиях в соответствии с федеральным законом №161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственным и муниципальных унитарных предприятиях» (СЗРФ 2002 № 48 ст. 4746) управление осуществляется на принципах единоначалия. Руководитель ГУПа или МУПа назначается учредителями предприятия при условии прохождения установленных процедур подбора и расстановки управленческих кадров.

Тема управления любой отраслью экономики всегда была актуальной и вызывающей много вопросов. Особенно это касается аграрной сферы, где система управления отраслью еще далека от совершенства. Новые требования к управлению российским агропромышленным комплексом будут объективно вызваны в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО.

Потребуется кардинальная перестройка и модернизация, в первую очередь, государственного управления АПК.

Поскольку нормы ВТО предусматривают снижение объемов прямой государственной финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, необходимо будет выстраивать новую аграрную политику на уровне государства и регионов РФ.

Острой проблемой становится конкурентоспособность отечественного аграрного сектора в целом и отдельных его подотраслей. Это потребует срочной технологической модернизации аграрного производства и внедрения инноваций. Необходимо более оперативно решать проблемы выработки эффективных защитных мер для российского АПК в условиях ВТО.

Реально потребуется обучение кадров аграрных специалистов по вопросам международной торговли на агропродовольственном рынке. И это далеко не полный перечень проблемных направлений совершенствования системы управления российским агропромышленным комплексом. Новое время ставит перед АПК и новые задачи, а без качественного управления их решение весьма проблематично.

Литература

1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.

2. Воронин Б. А. Управление и государственный контроль в аграрной сфере Российской Федерации. Екатеринбург : Изд-во УрГЮА, 2000.

3. Воронин Б. А. Там же.

4. Воронин Б. А. Там же.

5. Гринтас Я. М. Корпоративные отношения. М. : Волтерс Клувер, 2005.

6. Воронин Б. А. Система управления сельским хозяйством в Российской Федерации: состояние, проблемы совершенствования // Управленец. 2010. № 1-2. С. 40-47.

7. СЗРФ. 2003. № 24. Ст. 2249.

8. СЗРФ. 1995. № 50. Ст. 4870.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.