Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданство / двойное гражданство / зарубежные страны / разрешение двойного гражданства / запрет двойного гражданства / citizenship / dual citizenship / foreign countries / permission of dual citizenship / prohibition of dual citizenship

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С Ю. Пронякина

Проанализированы основные тенденции правового регулирования вопросов двойного гражданства в законодательстве зарубежных стран. Проводится сравнительно-правовой анализ законодательства ряда зарубежных стран, регулирующего вопросы гражданства, предлагается классификация стран в зависимости от принципа правового регулирования на две категории: страны, законодательство которых разрешает двойное гражданство, и страны, чье законодательство запрещает двойное гражданство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE LEGAL REGULATION OF DUAL CITIZENSHIP IN THE LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES

The article analyzes the main trends in the legal regulation of dual citizenship issues in the legislation of a number of foreign countries. The author conducts a comparative legal analysis of the legislation of a number of foreign countries regulating issues of citizenship, proposes a classification of countries depending on the principle of legal regulation into two categories: countries whose legislation allows dual citizenship and countries whose legislation prohibits dual citizenship.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

УДК 342.71

DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/3/18-28

ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВОПРОСОВ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

С. Ю. Пронякина Воронежский государственный университет

TRENDS IN THE LEGAL REGULATION OF DUAL CITIZENSHIP IN THE LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES

S. Yu. Pronyakina Voronezh State University

Аннотация: проанализированы основные тенденции правового регулирования вопросов двойного гражданства в законодательстве зарубежных стран. Проводится сравнительно-правовой анализ законодательства ряда зарубежных стран, регулирующего вопросы гражданства, предлагается классификация стран в зависимости от принципа правового регулирования на две категории: страны, законодательство которых разрешает двойное гражданство, и страны, чье законодательство запрещает двойное гражданство.

Ключевые слова: гражданство, двойное гражданство, зарубежные страны, разрешение двойного гражданства, запрет двойного гражданства.

Abstract: the article analyzes the main trends in the legal regulation of dual citizenship issues in the legislation of a number of foreign countries. The author conducts a comparative legal analysis of the legislation of a number of foreign countries regulating issues of citizenship, proposes a classification of countries depending on the principle of legal regulation into two categories: countries whose legislation allows dual citizenship and countries whose legislation prohibits dual citizenship. Key words: citizenship, dual citizenship, foreign countries, permission of dual citizenship, prohibition of dual citizenship.

Нормативно-правовое закрепление вопросов двойного гражданства в законодательстве прежде всего отражает отношение конкретного государства к данному институту: правовые нормы могут как поощрять развитие бипа-тризма, так и наоборот - препятствовать, а также определять права и обязанности лиц, обладающих одновременно гражданством нескольких государств. В некоторых странах двойное гражданство категорически запрещено, например, в Японии, Китае, Индии, Мальте и ряде дру-

© Пронякина С. Ю., 2023

гих. Во многих государствах институт двойного гражданства признан или допускается. Это -Великобритания, Испания, Италия, Израиль, США, Франция, страны Латинской Америки и т. д. Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, из наличия у этих граждан только «своего» гражданства1.

1 См.: Волох В. А., Воронина Н. А. К вопросу о двойном гражданстве // Право и политика. 2018. № 1. С. 3947. DOI: 10.7256/2454-0706.2018.1.22850. URL: https:// e-notabene.ru/plp/article_22850.html (дата обращения: 16.01.2023).

Т. А. Васильева справедливо отмечает, что закрепление положений о множественном гражданстве обычно обусловлено политизацией вопросов двойного гражданства в конкретной стране, наличием многочисленной диаспоры за рубежом, существованием особых связей с определенными странами в силу общего прошлого, близости языка и культуры2.

Некоторые страны отдельно не регламентируют в законодательстве вопросы двойного гражданства. Вместе с тем двойное гражданство - явление, объективно существующее вне зависимости от воли государственной власти, возникновение которого связано с миграционными процессами, увеличением количества браков между гражданами разных стран. К наиболее распространенным основаниям возникновения двойного гражданства можно отнести натурализацию лица без потери гражданства по рождению; предоставление гражданства ребенку, рожденному от родителей - граждан разных государств, или ребенку, рожденному на территории иностранного государства.

Отдельные страны допускают двойное гражданство для лиц, получивших второе гражданство по рождению или в связи с заключением брака с иностранным гражданином. Например, согласно ст. 15 Закона о гражданстве Нидерландов от 19 декабря 1984 г. «гражданство Нидерландов утрачивается для лица в случае добровольного получения другого гражданства, за исключением случаев рождения в стране другого гражданства, постоянного проживания в стране другого гражданства не менее пяти лет до достижения совершеннолетия; или нахождения в браке с лицом, имеющим это гражданство»3.

Актуальным представляется выявление закономерностей и тенденций правового регулирования вопросов двойного гражданства в зарубежных странах. В указанных целях автором исследовано законодательство, регулирующее вопросы гражданства, в ряде зарубежных стран: Испании, Франции, Соединенных Штатах

2 См.: Васильева Т. А.Регламентация двойного гражданства в европейских странах : современные тенденции // СКО. 2011. № 4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/reglamentatsiya-dvoynogo-grazhdanstvav-evropeyskih-stranah-sovremennye-tendentsii (дата обращения: 16.01.2023).

3 Закон о гражданстве Нидерландов от 19 декабря

1984 r.URL: https://wetten.overheid.nl/BWBR0003738/2014-04-01 (дата обращения: 11.01.2023).

Америки, Великобритании, Японии, Республике Индия, Китайской Народной Республике, Федеративной Республике Германия.

Важно отметить, что в одних странах вопросы двойного гражданства урегулированы на конституционном уровне (например, Испании, Индии), в других - в отраслевом законодательстве (например, Соединенных Штатах Америки, Китайской Народной Республике), при этом законы о гражданстве существенно отличаются друг от друга.

Представляется, что разрешение двойного гражданства является принципом правового регулирования в тех странах, где законодательством двойное гражданство прямо разрешено или прямо не запрещено, а также разрешено при определенных условиях, например, при наличии международных договоров о двойном гражданстве, которые определяют права и обязанности бипатрида по отношению к каждой из стран. Принцип запрета двойного гражданства действует в тех странах, где в законодательстве наличие двойного гражданства у лица запрещено как общее правило, несмотря на отдельные законодательные исключения.

В Испании на конституционном уровне закреплена возможность заключать договоры о двойном гражданстве. Согласно ст. 11 Конституции Испании 1978 г. государство может заключать договоры о двойном гражданстве с латиноамериканскими странами или со странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией4. В этих странах, даже если они не признают за своими гражданами такого права на взаимной основе, испанцы могут натурализоваться без потери своего гражданства по рождению.

Испанией заключены соглашения о двойном гражданстве со многими латиноамериканскими государствами: Аргентиной, Боливией, Гватемалой, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Колумбией, Коста-Рикой, Никарагуа, Парагваем, Перу, Чили, Эквадором. Большинство соглашений имеют одинаковую структуру и регулируют идентичные вопросы. В данных документах закрепляется оригинальная система, в соответствии с которой действующим является только один из статусов лица, имеющего гражданство Испании и одного из лати-

4 Конституция Испании 1978 г. URL: https://www. lamoncloa.gob.es/documents/constitucion_inglescorregido. pdf (дата обращения: 11.01.2023).

ноамериканских государств. Подразумевается, что второе гражданство находится как бы в «замороженном» режиме, но в случае необходимости может быть активизировано по заявлению гражданина. При этом право на двойное гражданство может быть не реализовано5.

Францию можно считать примером государства, законодательство которого прямо разрешает двойное гражданство.

Постановлением № 45-2441 от 19 октября 1945 г.6 веден Кодекс о гражданстве, в котором был закреплен открытый подход к интеграции иммигрантов и их детей, независимо от страны их происхождения, вопреки пожеланиям сторонников этнического подхода во главе с Жоржем Мауко, генеральным секретарем Верховного комитета по народонаселению7.

С 1973 г. двойное гражданство легализовано для всех граждан Франции, изменения были внесены законом № 73-42 от 9 января 1973 г.8, который закрепил, что оба супруга передают гражданство своим детям и имеют доступ к французскому гражданству на одинаковых условиях. Потеря французского гражданства может произойти только по требованию лица, которое должно проживать в другой стране и иметь иное гражданство, приобретенное в порядке натурализации. В развитие вышеописанных принципов правового регулирования вопросов двойного гражданства 5 марта 2009 г. Франция денонсировала первую главу Конвенции о сокращении числа случаев множественного гражданства от 6 мая 1963 г.9

5 См.: ВениаминоваМ. В. Договорное регулирование двойного гражданства в Испании // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 2 (54). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/dogovornoe-regulirovanie-dvoynogo-grazhdanstva-v-ispanii (дата обращения: 16.01.2022).

6 Постановление № 45-2441 от 19 октября 1945 г. о Кодексе французского гражданства. URL: www.legifrance. gouv.fr/jorf/article_jo/JORFARTI000002294027#top (дата обращения: 16.01.2022)

7 Bertossi Christophe. Report on France. EUDO Citizenship Observatory: 7-8. 2010. URL: https/cadmus.eui.eu/bit-stream/handle/1814/19613/France.pdf?sequence=1&isAl-lowed=y (дата обращения: 16.01.2023).

8 Закон № 73-42 от 9 января 1973 г., дополняющий и изменяющий Кодекс французского гражданства и касающийся некоторых положений, касающихся французского гражданства. URL: https/www.legifrance.gouv.fr/ loda/id/JORFTEXT000000684539/#LEGIARTI000006283718 (дата обращения: 16.01.2023).

9 Двойное гражданство во Франции. URL: https://

www.dualcitizenshipreport.org/dual-citizenship/%d1%84%

В настоящее время французское законодательство также допускает возможность иметь два гражданства. Положения о гражданстве включены в Гражданский кодекс Франции 1804 г., который содержит раздел, посвященный вопросам гражданства (ст. 17-33-2)10.

Французское гражданство приобретается при рождении, если один из родителей ребенка является французом (независимо от места рождения) или если ребенок родился во Франции и один из родителей также родился во Франции11. Согласно ст. 23 Гражданского кодекса Франции любой гражданин Франции, постоянно проживающий за границей, который добровольно приобретает иностранное гражданство, теряет французское гражданство только в том случае, если он прямо заявляет об этом. Статья 21.27.1 закрепляет: приобретая французское гражданство по решению государственного органа или по заявлению, заинтересованное лицо указывает компетентному органу гражданство или гражданства, которыми оно уже обладает и сохраняет в дополнение к французскому гражданству, а также гражданства, от которых он намерен отказаться.

Интересными и актуальными для заимствования другими странами представляются следующие положения Гражданского кодекса Франции. Гражданин Франции теряет французское гражданство, если проходит службу в иностранной армии или состоит на иностранной государственной службе или в международной организации, частью которой Франция не является, либо оказывает помощь указанным организациям, если не уволился со своей службы или нарушает судебный запрет (ст. 23.7, 23.8 Гражданского кодекса Франции).

Таким образом, во Франции двойное гражданство разрешено, однако возможно лишение гражданства Франции, что прямо не связано с наличием второго иностранного гражданства, а возможно только в исключительных случаях.

К странам, не запрещающим двойное гражданство, можно отнести Соединенные Штаты Америки (далее также - США).

d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%b8%d1%8f/?lang=ru (дата обращения: 16.01.2023).

10 Гражданский кодекс Франции. Глава I: Общие положения (статьи 17-17-12). URL: https://www.legifrance. gouv.fr/codes/section_lc/LEGITEXT000006070721/LEGISC TA000006117612/#LEGISCTA000006117612 (дата обращения: 16.01.2023).

11 Bertossi Christophe. Op. cit.

Конституция США 1787 г. (поправка XIV) закрепляет принцип, согласно которому все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах Америки и находящиеся под их юрисдикцией, являются гражданами Соединенных Штатов Америки и штата, в котором они проживают12.

Институт гражданства подробно регламентируется Законом об иммиграции и гражданстве (Immigration and Nationality Act) 1952 г., нередко именуемым законом Уолтера - Маккарена. По общему правилу дети, родившиеся на территории США (50 штатов и округ Колумбия), а также на принадлежащих США территориях, таких как Пуэрто-Рико, Гуам, Северные Марианские острова, Американские Виргинские острова), получают гражданство США по праву рождения (за исключением детей дипломатического пер-сонала)13.

В законе различаются понятия nationality (национальность) и citizenship (гражданство). Лица, обладающие nationality of USA, т. е. гражданством в широком смысле слова, в русских переводах нередко именуются американцами или лицами американской национальности, а лица, обладающие citizenship of USA, - гражданами США. Citizenship порождает между человеком и Соединенными Штатами Америки как государством права и обязанности, признаваемые в данной стране, в полном объеме. Лица же, обладающие nationality, но не имеющие citizenship, обладают правом на покровительство со стороны США за рубежом, правом свободного въезда на территорию страны и выезда из нее14.

Анализ положений Закона об иммиграции и гражданстве 1952 г. позволяет сделать вывод о высоких требованиях, предъявляемых при натурализации лица. Ни одно лицо не может быть натурализовано в качестве гражданина США, если оно не может продемонстрировать знание и понимание основ истории, а также принципов и

12 Конституция Соединенных Штатов Америки от 17 сентября 1787 г. URL: https://www.law.cornell.edu/ constitution/index.html (дата обращения: 22.01.2023).

13 Закон об иммиграции и гражданстве США (Immigration and Nationality Act) 1952 г. URL: https://www. govinfo.gov/app/collection/cfr/2022/title8 (дата обращения: 22.01.2023).

14 См.: Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2001. Т. 2. URL: http://robotlibrary.com/book/71-konstitucionnoe-gosu-darstvennoe-pravo-zarubezhnyx-stran-tom2/12-2-grazhdanstvo-ssha.html (дата обращения: 22.01.2023).

форм правления Соединенных Штатов Америки (ст. 312.2 Закона об иммиграции и гражданстве); лицо, ходатайствующее о натурализации, несет бремя доказывания того, что он был и остается человеком с хорошими моральными качествами (ст. 316.10 Закона об иммиграции и граж-данстве)15.

Закон об иммиграции и гражданстве США прямо не запрещает двойное гражданство, но и не признает открыто существование данного института. Фактическое двойное гражданство можно приобрести в результате коллизии законодательства о гражданстве США и какого-либо иного государства.

Как отмечает Кристина Эскобар, все большее число латиноамериканских стран выносят решения в пользу разрешения своим гражданам натурализоваться за границей без потери статуса гражданина. В 1990-е гг. Соединенные Штаты Америки для сокращения иммиграции ограничивали права и привилегии законных резидентов, например при реформе системы социального обеспечения 1996 г., чем косвенно оказывали давление на мигрантов с целью натурализации. Совокупным эффектом этих двух политик стало увеличение числа лиц с двойным гражданством16.

Отрицательное отношение к наличию иностранного гражданства у гражданина США символично выражено в клятве верности флагу (ст. 337.1 Закона об иммиграции и гражданстве): «Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня...»17.

15 Закон об иммиграции и гражданстве США (Immigration and Nationality Act) 1952 г. URL: https://www. govinfo.gov/app/collection/cfr/2022/title8 (дата обращения: 22.01.2023).

16 Escobar C. Dual Citizenship and Political Participation: Migrants in the Interplay of United States and Colombian Politics // Oboler S. (ed.) Latinos and Citizenship: The Dilemma of Belonging. Palgrave Macmillan, New York, 2006. DOI: 10.1057/9780230601451_5. URL: https://link.springer. com/chapter/10.1057/9780230601451_5#chapter-info (дата обращения: 22.01.2023).

17 Присяга на верность Соединенным Штатам Америки. URL: https://www.uscis.gov/citizenship/learn-about-citizenship/the-naturalization-interview-and-test/ naturalization-oath-of-allegiance-to-the-united-states-of-america (дата обращения: 22.01.2023).

Особое внимание в законодательстве США уделяется вопросу поступления гражданина США на службу в иностранном государстве. В 1896 г. в судебном деле «Виборг против США» Верховный суд США одобрил решение суда низшей инстанции, согласно которому выезд физического лица за границу с целью зачисления в иностранную армию не является преступлением; однако, если лицо уже завербовано или нанято в Соединенных Штатах Америки, данный факт будет признан нарушением18. Служба лица в вооруженных силах иностранного государства может служить основанием для прекращения гражданства США. Так, ст. 349 (a) (3) Закона об иммиграции и гражданстве предусматривает утрату гражданства США, если гражданин США добровольно и с намерением отказаться от гражданства США вступает или служит в вооруженных силах иностранного государства, участвующего в военных действиях против Соединенных Штатов Америки, или служит в вооруженных силах любого иностранного государства в качестве унтер-офицера. Статья 315.4 Закона об иммиграции и гражданстве 1982 г. содержит перечень стран, с которыми заключены договоры, предусматривающие взаимное освобождение иностранных граждан от военной службы. Например, с Аргентиной (ст. X, 10 Stat. 1005, 1009, вступил в силу в 1853 г.), Австрией (ст. VI, 47 Stat. 1876, 1880, вступил в силу с 1928 г.), Китаем (ст. XIV, 63 Stat. 1299, 1311, вступил в силу с 1946 г.), Италией (ст. XIII, 63 Stat. 2255, 2272, вступил в силу с 1948 г.)19.

В Великобритании вопросы британского гражданства с 1 января 1983 г. регулируются Законом о британском гражданстве 1981 г. (British Nationality Act 1981)20. В соответствии с ним в Великобритании существует несколько типов гражданства: британское (гражданство Великобритании) - British Citizenship; граждан-

18 Консультации о возможной потере гражданства США и иностранной военной службе. URL: https/travel. state.gov/content/travel/en/legal/travel-legal-consider-ations/Advice-about-Possible-Loss-of-US-Nationality-Dual-Nationality/Loss-US-Nationality-and-Foreign-Military-Service.html (дата обращения: 07.01.2023).

19 Закон об иммиграции и гражданстве США (Immigration and Nationality Act) 1952 г. URL: https://www. govinfo.gov/app/collection/cfr/2022/title8 (дата обращения: 07.01.2023).

20 Закон о британском гражданстве (British Nationa-

lity Act 1981). URL: https://www.legislation.gov.uk/

ukpga/1981/61/contents (дата обращения: 07.01.2023).

ство британских зависимых территорий - British Dependent Territories Citizenship; британское зарубежное (заморское) гражданство - British Overseas Citizenship.

Наличие множества видов гражданств обусловлено во многом историческими причинами. До 1949 г. существовали только британские подданные (лица, верные британскому монарху) и лица, находящиеся под британской защитой, которым британцы предоставили защиту. Позднее в стране было введено гражданство Великобритании и гражданство колоний (CUKC). Это была чрезвычайно широкая категория, которая в 1977 г. включала около 950 миллионов человек во всех основных регионах мира. Основная идея Закона о британском гражданстве 1981 г. заключалась в том, чтобы поименовать разными видами гражданство для существующих де-факто категорий граждан21.

Британский закон о гражданстве не запрещает множественное гражданство, включая двойное. Гражданин Великобритании, получивший гражданство другой страны, не обязан отказываться от своего британского гражданства. Вместе с тем важно отметить некоторые исключения из общего принципа разрешения двойного гражданства. Так, согласно п. 35 раздела IV Закона о британском гражданстве 1981 г. лицо теряет статус британского подданного, если оно приобретает другое гражданство или подданство. Лицо, находящееся под защитой Великобритании, также потеряет этот статус, если оно получит какое-либо другое гражданство. Как правило, это происходит, когда территория, которая была зависимым государством, становится независимой, а те, кто связан с ней, приобретают гражданство этой страны22.

В соответствии с п. 40 раздела V Закона о британском гражданстве 1981 г. Государственный секретарь может своим приказом лишить гражданства любого британского гражданина, если он убежден, что этот гражданин показал себя действием или речью нелояльным по отноше-

21 Naujoks D. Atypical citizenship regimes: comparing legal and political conceptualizations. CMS 8. 1 2020. URL: https://doi.org/10.1186/s40878-019-0156-0 (дата обращения: 07.01.2023).

22 Множественная национальность и множественное гражданство (включая двойную национальность и двойное гражданство). URL: https/immigrationbarrister.co.uk/ multiple-nationality-and-multiple-citizenship/ (дата обращения: 22.01.2023).

нию к монарху; или же во время любой войны незаконно торговал или общался с врагом, или занимался или был связан с любым бизнесом, который, насколько ему известно, велся таким образом, чтобы помочь врагу в этой войне; или же в течение пяти лет с соответствующей даты было приговорено в любой стране к тюремному заключению на срок не менее двенадцати месяцев23.

Так, в феврале 2019 г. Шамиме Бегум была лишена гражданства Великобритании по решению Государственного секретаря в интересах национальной безопасности в связи с присоединением к террористической организации. Бегум подала апелляцию в соответствии с разделом 40А Закона о британском гражданстве 1981 г., которая была отклонена в июле 2020 г. Верховным Судом Великобритании, при этом лицу было запрещено возвращение в Велико-британию24.

Таким образом, Великобританию можно отнести к странам, прямо не запрещающим двойное гражданство. Двойное гражданство может возникнуть, если гражданин в этих странах не отказался от гражданства другого государства. При этом обязательный отказ от гражданства иностранного государства не требуется. Следует отметить, что законодательство не содержит понятия «двойное гражданство», а также не указывает на возможность заключения международных договоров по вопросам урегулирования двойного гражданства.

Некоторые страны рассматривают двойное гражданство в целом как явление негативное, в связи с чем законодательно закрепляется запрет на наличие у лица двух гражданств одновременно. Зарубежный исследователь Констанс Вера-Ларруса справедливо отмечает, что одно из социально-политических возражений против двойного гражданства заключается в том, что оно нарушает правило «один гражданин - один голос». Другими словами, двойной избиратель ставит под угрозу универсальные демократические принципы. Еще один важный аргумент против наличия двойного гражданства заключается в том, что такой статус препятствует ин-

23 Закон о британском гражданстве (British Nationality Act 1981). URL: https://www.legislation.gov.uk/ukp-ga/1981/61/contents (дата обращения: 07.01.2023).

24 See Shamima Begum v Special Immigration Appeals Commission (SIAC) (2020) EWCA Civ 918. URL: https://www. judiciary.uk>uploads>2020/07 (дата обращения: 07.01.2023).

теграции гражданина со страной проживания, позволяя поддерживать связь с другой страной25.

Двойное гражданство запрещено законодательством Японии. В соответствии со ст. 11 Закона о гражданстве Японии гражданин Японии утрачивает японское гражданство, когда он приобретает иностранное гражданство по своему собственному выбору в соответствии с законами соответствующей иностранной страны. Статья 12 предусматривает для граждан Японии, родившихся в иностранном государстве и получивших иностранное гражданство по рождению, особые условия. Так, данные лица утрачивают японское гражданство с момента рождения, если только гражданин Японии ясно не заявит о своем желании сохранить японское гражданство в соответствии с положениями Закона о регистрации семьи 1947 г. Выбор гражданства гражданином Японии, имеющим иностранное гражданство, осуществляется до достижения им двадцати двух лет или в течение двух лет, если второе гражданство приобретено после указанного возраста26.

В январе 2021 г. окружной суд Токио отклонил иск заявителей, оспаривающих запрет для граждан Японии иметь иностранное гражданство. В иске, поданном в суд в 2018 г., восемь мужчин и женщин в возрасте от 30 до 80 лет, родившихся в Японии, но сейчас проживающих в Европе, утверждали, что требование Закона о гражданстве Японии, предусматривающее, что японцы, получившие иностранное гражданство, должны отказаться от своего гражданства, нарушает Конституцию Японии. Судья Хидеаки Мори в решении суда отметил, что двойное гражданство «может привести к конфликту в правах и обязанностях между странами, а также между человеком и государством»27.

25 Vera-Larrucea C. Dual Citizenship, Double Membership? Membership and Belonging of Immigrants' Descendants in France and Sweden. Int. Migration & Integration. 2012. № 13. Р. 165-186. URL: https://link. springer.com/article/10.1007/s12134-011-0211-7#article-info (дата обращения: 16.01.2023).

26 Закон о гражданстве Японии (Закон № 147 от 1950 г. с поправками, внесенными Законом № 268 от 1952 г., Законом № 45 от 1984 г., Законом № 89 от 1993 г. и Законом № 147 от 2004 г., Законом № 88 от 2008 г.). URL: https/www.moj.go.jp/ENGLISH/information/tnl-01. html (дата обращения: 16.01.2023).

27 Суд вынес решение в пользу запрета Японии на

двойное гражданство. URL: https/english.kyodonews.net/

news/2021/01/543d5b467dd5-japan-court-rules-ban-on-

Китайская Народная Республика (далее -КНР) в законодательстве также придерживается принципа запрета двойного гражданства. Согласно ст. 33 Конституции КНР «все лица, имеющие гражданство Китайской Народной Республики, являются гражданами Китайской Народной Республики. Все граждане Китайской Народной Республики равны перед законом»28.

Действующий Закон о гражданстве КНР 1980 г. прямо запрещает двойное гражданство, что закреплено в соответствующих статьях: «Китайская Народная Республика не признает двойного гражданства ни для одного гражданина Китая» (ст. 3), «подавшее заявку на получение гражданства КНР лицо, получает его после утверждения заявки; при этом не сохраняется гражданство других стран» (ст. 8)29.

Закон о гражданстве КНР, определяя основания приобретения гражданства по рождению, закрепляет принцип «права крови». Родившееся в Китае лицо, один или оба родителя которого имеют гражданство КНР, имеет гражданство КНР (ст. 4). Родившееся за границей лицо, один или оба родителя которого имеют гражданство КНР, имеет гражданство КНР; однако лицо, оба родителя которого являются гражданами КНР и оба поселились за границей или один из родителей которого является гражданином КНР и поселился за границей, и которое приобрело иностранное гражданство при рождении, не должно иметь китайского гражданства (ст. 5).

В Китайской Народной Республике законодательно предусмотрено автоматическое прекращение китайского гражданства при приобретении иного гражданства. Статья 9 Закона о гражданстве КНР закрепляет, что любой гражданин КНР, который поселился за границей и был натурализован в качестве иностранного гражданина или приобрел иностранное гражданство по собственной воле, автоматически утрачивает китайское гражданство.

multiple-nationality-constitutional.html (дата обращения: 16.01.2023).

28 Конституция Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

29 Закон о гражданстве КНР (принят на 3-й сессии 5-го Всекитайского собрания народных представителей, обнародован Приказом № 8 Председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей и вступил в силу 10 сентября 1980 г.). URL: https/ www.immd.gov.hk/eng/residents/immigration/chinese/law. html (дата обращения: 29.09.2022).

К странам, запрещающим двойное гражданство, бесспорно, относится Республика Индия (далее - Индия).

При основании республики положения Конституции о гражданстве дискриминировали иммигрантов-мусульман и затрудняли для них приобретение индийского гражданства по сравнению с немусульманскими иммигрантами. Индийские мусульмане, мигрировавшие в Западный Пакистан после раздела и стремившиеся вернуться в Индию, могли стать гражданами только в том случае, если они получили разрешение на «постоянное переселение», что очень затруднило их возвращение в Индию30.

Двойное гражданство в Индии запрещено на конституционном уровне. Согласно ст. 9 Конституции Индии от 26 ноября 1949 г.: ни одно лицо не может быть или считаться гражданином Индии, если оно добровольно приняло гражданство любого иностранного государства31.

Закон о гражданстве Индии от 30 декабря 1955 г. содержит положения, направленные на ликвидацию двойного гражданства. Документ регламентирует, что любой гражданин Индии, который путем натурализации, регистрации или иным образом добровольно приобретает гражданство другой страны, после такого приобретения перестает быть гражданином Индии. Однако данные положения не применимы к гражданину Индии во время любой войны, в которой участвует Индия, пока Центральное правительство не распорядится иначе (§ 9 закона). Правительство Индии может лишить любого гражданина индийского гражданства в определенных случаях: гражданин показал себя действием или речью нелояльным по отношению к Конституции Индии; гражданин во время любой войны, в которой участвует Индия, незаконно торговал или общался с врагом или был вовлечен, или связан с любым бизнесом, который, насколько ему было известно, осуществлялся таким образом, чтобы помочь врагу в этой войне (§ 10 закона)32.

30 Chandrachud Abhinav (February 2020). Secularism and the Citizenship Amendment Act. India: Seventy Years of the Republic. Victoria University of Wellington. 2020. Р. 1-35. URL: https://ssrn.com/abstract=3513828 (дата обращения: 30.09.2022).

31 Конституция Республики Индия от 26 ноября 1949 г. // Конституции государств Азии. Т. 2. Средняя Азия и Индостан. М., 2010. С. 177-448.

32 Закон о гражданстве Индии от 30 декабря 1955 года. URL: https/www.indiacode.nic.in/bitstream/123456789/1522/1/ a1955-57.pdf (дата обращения: 21.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. К. Гуджарал (премьер-министр Индии в 1997-1998 гг.) отмечал: «Мы никогда не поощряем наших людей за границей проявлять двойную лояльность, потому что двойная лояльность создает для них проблемы. Лояльность должна оставаться со страной происхождения. Идея, которую мы поощряем, заключается в том, что где бы ни жил индиец, на него нужно смотреть как на одного из них»33.

В 2003-2005 гг. в Закон о гражданстве 1955 г. были внесены поправки, вводящие новое понятие - «иностранное гражданство Индии» (Overseas Citizenship of India - OCI). Изменения закона были направлены на предоставление иностранного гражданства Индии лицам индийского происхождения, которые имеют другое гражданство34. В настоящее время право на регистрацию в качестве иностранных граждан Индии (получение карты OCI) имеют лица индийского происхождения при условии, что страна, гражданами которой они являются в настоящее время, позволяет двойное гражданство в той или иной форме в соответствии с местными законами35. Важно отметить, что правовой статус таких лиц отличается от правового статуса граждан Индии. Так, согласно ст. 7в Закона о гражданстве 1955 г. «владельцы карты иностранного гражданина Индии не имеют права избрания президентом; вице-президентом; не имеют права назначения судьей Верховного суда; судьей Высокого суда; права регистрации в качестве избирателя»36.

Федеративную Республику Германия (далее - Германия, ФРГ) также можно отнести к странам, которые запрещают двойное гражданство.

В немецком языке понятие «гражданство» обозначается терминами «staatsangehorigkeit» (буквально - «государственная принадлежность») и «burgerschaft» (буквально - «граждан-

33 Naujoks D. Atypical citizenship regimes : comparing legal and political conceptualizations. CMS 8, 1. 2020. https://doi.org/10.1186/s40878-019-0156-0 (дата обращения: 07.12.2022)

34 Ashesh Ashna, Thiruvengadam Arun. Report on Citizenship Law: India (Report). European University Institute. 2017. URL: https/cadmus.eui.eu/handle/ 1814/47124 (дата обращения: 21.01.2023).

35 OCI КАРТА. URL: https://indianembassy-moscow. gov.in/ru/oci.php (дата обращения: 21.01.2023).

36 Закон о гражданстве Индии от 30 декабря 1955 г.

URL: https/www.indiacode.nic.in/bitstream/123456789/1522/1/

a1955-57.pdf (дата обращения: 21.01.2023).

ство»). Немецкое законодательство о гражданстве состоит из Основного закона (Конституции) Германии, федерального законодательства («О гражданстве ФРГ», «Об иностранцах», «О переселенцах» и т. д.)37.

В период 1998-1999 гг. законопроект, предусматривающий введение в Германии двойного гражданства, вызвал бурные протесты со стороны партий консервативной и националистической ориентации. Баварские консерваторы инициировали распространение писем протеста, которые собрали более 5 миллионов подписей, поэтому принятые в июле 1999 г. и действующие с 1 января 2000 г. поправки к закону о гражданстве стали результатом сложного политического компромисса38.

Согласно нормам действующего Закона о гражданстве ФРГ (с поправками) (STAATS AN GEHORIGKEITSCESETZ, далее - StAG) двойное гражданство не допускается. Согласно норме § 25 StAG гражданин Германии утрачивает свое гражданство в следующих случаях: если он добровольно по своему заявлению или заявлению его законного представителя приобретает гражданство другого государства. При этом место жительства (пребывания) такого гражданина в ФРГ или за ее пределами значения не имеет39.

При натурализации иностранный гражданин согласно § 10 StAG должен отказаться от своего прежнего гражданства, однако § 12 предусматривает особую натурализацию с принятием множественного гражданства. Следовательно, из общего правила о недопустимости двойного гражданства есть исключения.

Иностранец может не отказываться от своего прежнего гражданства, если существуют серьез -ные препятствия для такого отказа:

- закон иностранного государства не предусматривает выхода из гражданства;

37 См.: Адельсеитова А.Б. К вопросу о правовом институте гражданства в Федеративной Республике Германии // Ученые записки Крымского федерального ун-та имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2015. № 2. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovom-institute-grazhdanstva-v-fede-rativ-noy-respublike-germanii (дата обращения: 21.01.2023).

38 См.: АхтенбергН., БадураП. Государственное право Германии. М., 1994, Том 1. С. 136.

39 Закон о гражданстве от 22 июля 1913 г. (Вестник федерального законодательства I стр. 583 - Вестник федерального законодательства III 102-1). URL: https://www. bmi.bund.de/SharedDocs/downloads/EN/gesetztestexte/ Staatsangehoerigkeitsgesetz_englisch.pdf?__blob=publica-tionFile&v=1 (дата обращения: 21.01.2023).

- иностранное государство систематически отказывает в освобождении от гражданства или ставит необоснованные условия выхода из гражданства, или не приняло решения в разумный срок по заявлению о выходе из гражданства, поданному в надлежащей и полной форме;

- процесс выхода из гражданства влечет за собой необоснованные трудности или при отказе от иностранного гражданства иностранец понесет существенные убытки, помимо потери своих гражданских прав, в частности, убытки экономического или имущественного характера;

- иностранец имеет проездной документ в соответствии со ст. 28 Конвенции о статусе беженцев от 28 июля 1951 г.

Двойное гражданство возникает, если гражданин Германии приобретает гражданство государства - члена Европейского Союза или Швейцарии.

Дополнительные исключения из общего правила отказа от прежнего гражданства при натурализации могут предоставляться в соответствии с положениями международных соглашений.

Кроме того, согласно п. 2 § 25 81АО бипатри-дом можно стать, «если гражданин ФРГ перед приобретением гражданства другого государства получит специальное письменное разрешение соответствующего ведомства ФРГ».

В результате проведенного исследования законодательства ряда зарубежных стран можно сделать следующие выводы.

1. В настоящее время в мире сложилось несколько принципиально разных подходов к правовому регулированию двойного гражданства. Сравнение законодательства ряда зарубежных стран показывает, что в одних странах вопросы двойного гражданства урегулированы на конституционном уровне, в других - в отраслевом законодательстве, а именно в законах о гражданстве.

2. Все зарубежные страны можно классифицировать в зависимости от принципа правового регулирования в законодательстве на две категории:

- страны, законодательство которых разрешает двойное гражданство;

- страны, законодательство которых запрещает двойное гражданство.

3. Законодательство таких стран, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Испания, основано на принципе раз-

решения двойного гражданства; применяется подход, при котором факт наличия второго гражданства не имеет юридического значения, т. е. лицо рассматривается только как гражданин своей страны. При этом во Франции двойное гражданство прямо разрешено, в США и Великобритании нет как прямого запрета, как и прямого разрешения иметь второе гражданство. В Испании двойное гражданство возможно только при наличии международного договора.

4. Принципом правового регулирования в Китайской Народной Республике, Индии, Японии, Германии следует считать запрет двойного гражданства. Отрицательное отношение к двойному гражданству выражено в прямом законодательном запрете и непризнании двойного гражданства. В Китайской Народной Республике и Индии двойное гражданство запрещено на конституционном уровне. В Германии и Японии двойное гражданство запрещено законом о гражданстве; в Германии предусмотрено множество исключений из общего правила об отказе от прежнего гражданства при натурализации, которые фактически позволяют иметь двойное гражданство.

Библиографический список

Адельсеитова А. Б. К вопросу о правовом институте гражданства в Федеративной Республике Германии // Ученые записки Крымского федерального ун-та имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-pravovom-institute-grazh-danstva-v-federativnoy-respublike-germanii

Ахтенберг Н., Бадура П. Государственное право Германии. М. : Инфра-М, 1994. Т. 1. С. 136.

Васильева Т. А. Регламентация двойного гражданства в европейских странах : современные тенденции // СКО. 2011. № 4 (83). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/reglamentatsiya-dvoynogo-grazhdanstvav-evropeyskih-stranah-sovremennye-tendentsii

Вениаминова М. В. Договорное регулирование двойного гражданства в Испании // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dogovornoe-regulirovanie-dvoynogo-grazhdanstva-v-ispanii

ВолохВ. А., Воронина Н. А. К вопросу о двойном гражданстве // Право и политика. 2018. № 1. С. 3947. DOI: 10.7256/2454-0706.2018.1.22850. URL: https://e-notabene.ru/plp/article_22850.html

Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2001. Т. 2. URL:

http://robotlibrary.com/book/71-konstitucionnoe-gosudarstvennoe-pravo-zarubezhnyx-stran-tom2/12-2-grazhdanstvo-ssha.html

Ashesh Ashna, Thiruvengadam Arun. Report on Citizenship Law: India. European University Institute. 2017. URL: https/cadmus.eui.eu/handle/1814/47124

Bertossi, Christophe. Report on France. EUDO Citizenship Observatory: 7-8. 2010. URL: https/cad-mus.eui.eu/bitstream/handle/1814/19613/France. pdf?sequence=1&isAllowed=y

Chandrachud Abhinav. Secularism and the Citizenship Amendment Act. India: Seventy Years of the Republic. Victoria University of Wellington. 2020. P. 1-35. URL: https://ssrn.com/abstract=3513828

Escobar C. Dual Citizenship and Political Participation: Migrants in the Interplay of United States and Colombian Politics // Oboler S. (ed.) Latinos and Citizenship: The Dilemma of Belonging. Palgrave Macmillan, New York, 2006. DOI: 10.1057/ 9780230601451_5. URL: https://link.springer.com/ chapter/10.1057/9780230601451_5#chapter-info

Naujoks D. Atypical citizenship regimes: comparing legal and political conceptualizations. CMS 8, 1. 2020. DOI: 10.1186/s40878-019-0156-0.

See Shamima Begum v Special Immigration Appeals Commission (SIAC) (2020) EWCA Civ 918. URL: https:// www.judiciary.uk>uploads>2020/07

Vera-Larrucea C. Dual Citizenship, Double Membership? Membership and Belonging ofImmigrants' Descendants in France and Sweden // Int. Migration & Integration. 2012. No. 13. P. 165-186. URL: https://link. springer.com/article/10.1007/s12134-011-0211-7#ar-ticle-info

References

Achtenberg N., Badura P. State law of Germany. Moscow : Infra-M, 1994. Vol. 1. P. 136.

Adelseitova A. B. To the question of the legal institution of citizenship in the Federal Republic of Germany // Uchenye zapiski Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Legal Sciences. 2015. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-pravovom-institute-grazh-danstva-v-federativnoy-respublike-germanii

Ashesh Ashna, Thiruvengadam Arun. Report on Citizenship Law: India. European University Institute. 2017. URL: https/cadmus.eui.eu/handle/1814/47124

Bertossi, Christophe. Report on France. EUDO Citizenship Observatory: 7-8. 2010. URL: https/ cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/19613/France. pdf?sequence=1&isAllowed=y

Chandrachud Abhinav. Secularism and the Citizenship Amendment Act. India: Seventy Years of the Republic. Victoria University of Wellington. 2020. P. 1-35. URL: https://ssrn.com/abstract=3513828

Escobar C. Dual Citizenship and Political Participation: Migrants in the Interplay of United States and Colombian Politics // Oboler S. (ed.) Latinos and Citizenship: The Dilemma of Belonging. Palgrave Macmillan, New York, 2006. DOI: 10.1057 /9780230601451_5. URL: https://link.springer.com/ch apter/10.1057/9780230601451_5#chapter-info

Naujoks D. Atypical citizenship regimes: comparing legal and political conceptualizations. CMS 8, 1. 2020. DOI: 10.1186/s40878-019-0156-0.

See Shamima Begum v Special Immigration Appeals Commission (SIAC) (2020) EWCA Civ 918. URL: https://www.judiciary.uk>uploads>2020/07

Strashun B. A. Constitutional (State) Law of Foreign Countries. Vol. 2. Moscow, 2001. URL: http:// robotlibrary.com/book/71-konstitucionnoe-gosu-darstvennoe-pravo-zarubezhnyx-stran-tom2/12-2-grazhdanstvo-ssha.html

Vasilyeva T. A. Regulation of dual citizenship in European countries: current trends // SKO. 2011. No. 4 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ reglamentatsiya-dvoynogo-grazhdanstvav-evropeyskih-stranah-sovremennye-tendentsii

Veniaminova M. V. Contractual regulation of dual citizenship in Spain // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2016. No. 2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/dogovornoe-regulirovanie-dvoynogo-grazhdanstva-v-ispanii

Vera-Larrucea C. Dual Citizenship, Double Membership? Membership and Belonging of Immigrants' Descendants in France and Sweden // Int. Migration & Integration. 2012. No. 13. P. 165-186. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/ s12134-011-0211-7#article-info

Volokh V. A., Voronina N. A. On the issue of dual citizenship // Law and Politics. 2018. No. 1. P. 39-47. DOI: 10.7256/2454-0706.2018.1.22850. URL: https:// e-notabene.ru/plp/article_22850.html

Воронежский государственный университет Пронякина С. Ю., аспирант кафедры конституционного и муниципального права E-mail: svpronyakina@ya.ru

Voronezh State University Pronyakina S. Yu., Postgraduate Student of the Constitutional and Municipal Law Department E-mail: svpronyakina@ya.ru

Поступила в редакцию: 31.01.2023 Для цитирования:

Пронякина С. Ю. Тенденции правового регулирования вопросов двойного гражданства в законодательстве зарубежных стран // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 3 (54). С. 18-28. Б01: Ы^:// doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2023/3/18-28.

Received: 31.01.2023 For citation:

Pronyakina S. Yu. Trends in the legal regulation of dual citizenship in the legislation of foreign countries // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2023. № 3 (54). P. 18-28. DOI: https:// doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/3/18-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.