Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ АВИАЦИОННЫХ ЗАКУПОК'

ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ АВИАЦИОННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закупочная деятельность / правовое обеспечение / закупки / регулирование / акт / риск / затраты / юридическое лицо / государственные закупки / procurement activity / legal support / procurement / regulation / act / risk / costs / legal entity / public procurement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.О. Антонова, В.В. Сафронов

Проведение закупок является необходимой составляющей деятельности каждой организации. Эта деятельность должна быть целостным, системным процессом, цель которого с минимальными затратами сил и средств своевременно получить все те товары, работы и услуги, которые необходимы организации. Для космической деятельности требуются специальное нормативно правовое регулирование, в том числе, соответствующее регулирование процесса осуществления государственных закупок, учитывающее все особенности данной сферы, поскольку качество государственного управления напрямую зависит от совершенства законодательного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF AVIATION PROCUREMENT

Procurement is a necessary component of the activities of each organization. This activity should be a holistic, systematic process, the purpose of which is to receive all the goods, works and services that the organization needs in a timely manner with minimal effort and resources. Space activities require special regulatory and legal regulation, including appropriate regulation of the process of public procurement, taking into account all the features of this area, since the quality of public administration directly depends on the perfection of legislative support.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ АВИАЦИОННЫХ ЗАКУПОК»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

УДК 658.7.02

ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ АВИАЦИОННЫХ ЗАКУПОК

А. О. Антонова Научный руководитель — В.В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: antonova_anna99@mail.ru

Проведение закупок является необходимой составляющей деятельности каждой организации. Эта деятельность должна быть целостным, системным процессом, цель которого - с минимальными затратами сил и средств своевременно получить все те товары, работы и услуги, которые необходимы организации. Для космической деятельности требуются специальное нормативно - правовое регулирование, в том числе, соответствующее регулирование процесса осуществления государственных закупок, учитывающее все особенности данной сферы, поскольку качество государственного управления напрямую зависит от совершенства законодательного обеспечения.

Ключевые слова: закупочная деятельность, правовое обеспечение, закупки, регулирование, акт, риск, затраты, юридическое лицо, государственные закупки.

TRENDS IN THE LEGAL REGULATION OF RELATIONS IN THE FIELD OF AVIATION PROCUREMENT

А. O. Antonova Scientific supervisor - V.V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: antonova_anna99@mail.ru

Procurement is a necessary component of the activities of each organization. This activity should be a holistic, systematic process, the purpose of which is to receive all the goods, works and services that the organization needs in a timely manner with minimal effort and resources. Space activities require special regulatory and legal regulation, including appropriate regulation of the process of public procurement, taking into account all the features of this area, since the quality of public administration directly depends on the perfection of legislative support.

Keywords: procurement activity, legal support, procurement, regulation, act, risk, costs, legal entity, public procurement.

Законодательное регулирование закупочной деятельности необходимо в первую очередь для того, чтобы упорядочить эту деятельность, установить единые и прозрачные правила её проведения и условия для открытой конкуренции за право заключить договор с заказчиком. Всё это в совокупности должно обеспечивать минимизацию риска злоупотреблений при проведении закупок и повышать их эффективность.

В обобщённом виде иерархию нормативных правовых и локальных актов, посвящённых закупкам, можно представить в следующем виде.

Государственные нормативно-правовые акты: гражданский кодекс;

федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; □ Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[1];

федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Локальные нормативные акты: □ Корпоративный закупочный стандарт;

корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы; план закупок; извещение о закупках;

закупочная документация, в том числе техническое задание и проект контракта; итоговой протокол закупки.

Все причисленные выше документы являются юридически значимыми, то есть влияющими на установление правоотношений между заказчиком и поставщиком либо прямо определяющими содержание этих правоотношений.

В России закупочная деятельность разных организаций регулируется законодательством не одинаково. Это обусловлено различными уровнями рисков при проведении закупок разными категориями заказчиков[2].

Наиболее детально урегулированы закупки государственных и муниципальных заказчиков: строгость требований законодательства о государственных закупках обусловлена, во-первых, тем, что эти закупки призваны обеспечивать оказание гражданам государственных и муниципальных услуг на высоком уровне, а во-вторых, тем, что эти закупки финансируются за счёт бюджетных средств. Расходование бюджетных средств имеет следствием то, что без жёстких и детализированных требований, контроля и неотвратимости наказания для нарушителя риск злоупотреблений существенно повышается. Таким образом, негативные последствия от злоупотреблений при проведении государственных закупок для государства выше, чем от нарушений при проведении коммерческих закупок.

Для космической деятельности требуются специальное нормативно - правовое регулирование, в том числе, соответствующее регулирование процесса осуществления государственных закупок, учитывающее все особенности данной сферы, поскольку качество государственного управления напрямую зависит от совершенства законодательного обеспечения. А поскольку дальнейшие ориентиры развития космического сектора направлены на рост объемов и сложности отрасли, управляющая система должна справляться с устанавливаемой на перспективу нагрузкой, что в настоящем положении не представляется возможным.

Осуществлением закупок для обеспечения космической отрасли занимается Федеральное космическое агентство «Роскосмос». Оно установило общие условия проведения конкурсов на право заключения государственных контрактов, основанные на Федеральном законе от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральное космическое агентство «Роскосмос» проводит закупочные процедуры, связанные с приобретением авиационных комплектующих. В соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ, являясь государственным заказчиком, специфика деятельности которого является такой же уникальной, как и в случае государственных корпораций, компаний и естественных монополий, работающих в рамках 223-ФЗ. Данный федеральный закон позволяет им работать по собственному положению о закупках, не противоречащему 94-ФЗ РФ, в том числе устанавливать свой перечень процедур, с помощью которых должны

Секция «Проблемы правового регулированиа в аэрокосмической отрасли»

производиться закупки. Несмотря на свойственные космической отрасли сложность, трудоемкость и расходную составляющую, «Роскосмос» находится в зависимости от 94-ФЗ и вынужден использовать лишь один из всех возможных видов закупочных процедур -конкурс.

«Роскосмос» установил общие условия проведения конкурсов на право заключения государственных контрактов, основанные на Федеральном законе от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Основной процедурой проведения закупок выступает только конкурс, который может проходить в двух формах: открытой и закрытой.

Федеральное космическое агентство определяет конкурс как «торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер».

Данная интерпретация полностью совпадет с определением понятия «конкурс», содержащимся в Федеральном законе Российской Федерации от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также соответствует трактовке в Федеральном законе Российской Федерации № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», где «под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта».

В целом, все Положение о проведении конкурсов Роскосмоса представляет собой выжимку из 94-ФЗ относительно проведения конкурсов, открытых или закрытых. Поскольку агентство осуществляет функции государственного заказчика, что означает строгое следование нормам и правилам, установленным в вышеупомянутом федеральном законе, то добавление новых регламентаций для учета специфики космической деятельности, что разрешает в таких случаях 223-ФЗ для целого ряда государственных организаций, в том числе осуществляющих свою деятельность в нетипичного рода отраслях, не представляется возможным[3].

Положение описывает способы закупок, а именно, один способ закупочных процедур -конкурс, открытый или закрытый; требования к поставщикам, их не расширенный вариант, который имел бы место быть в рамках 223-ФЗ; порядок составления, предоставления конкурсной документации, подачи заявок на участие в конкурсе, их оценки, заключения государственного контракта, а также, содержит раздел, описывающий права и обязанности заказчика и выигравшего участника конкурса.

Стандарты проведения закупок, разработанные «Роскосмосом», были положительно восприняты как контролирующими органами, так и профессиональным сообществом. В частности, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и органы прокуратуры не оспаривают подходы Корпорации, принимают активное участие в проводимых «Роскосмосом» публичных мероприятиях в сфере закупок, в том числе ежегодных стратегических сессиях по закупкам, а нормы, зафиксированные в Едином положении, цитируются в научных работах и публикациях.

На основании утвержденных правил нормирования государственные и муниципальные органы, в том числе и «Роскосмос», утверждают требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемые самими органами, их подразделениями, а также подведомственными им заказчиками, включая казенные и бюджетные учреждения, федеральные государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, на которые распространяются положения закона № 44-ФЗ [4].

Кроме этого законом предусмотрена обязанность Государственных органов («Роскосмос») осуществлять ведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в отношении подведомственных им Заказчиков в порядке, установленном Правительством РФ. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального космического агентства к Корпорации переходят все права и обязанности по договорам (контрактам, соглашениям), заключенным Федеральным космическим агентством, в том числе по государственным контрактам (договорам) и договорам (контрактам, соглашениям) с российскими и иностранными организациями.

Таким образом, проведение закупок является необходимой составляющей деятельности каждой организации. Эта деятельность должна быть целостным, системным процессом, цель которого - с минимальными затратами сил и средств своевременно получить все те товары, работы и услуги, которые необходимы организации. Поэтому необходимо учитывать правовое регулирование закупочной деятельности [5].

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В частности, для обеспечения принципа открытости системы государственных закупок Закон предусматривает размещение полной и достоверной информации в сети интернет в ЕИС с открытым и бесплатным к ней доступом.

Библиографические ссылки

1. Абрамова Н. А. Специфика и проблемы электронных аукционов, проводимых на право заключить контракт: учеб. - 2015. - 314 с. (дата обращения 14.03.2022).

2. Анчишкина О.В. Инновационные закупки и инновационные условия договоров. Новый тип контрактов с оплатой по конечному результату - 2014. - 254 с. (дата обращения 17.03.2022).

3. Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Текст: электронный / сайт. - 2022. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964. (дата обращения 24.03.2022).

4. Федеральный законч № 136-ФЗ «О Защите конкуренции». Текст: электронный //: сайт. - 2022. -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61763/. (дата обращения: 01.04.2022).

5. Сысолятин А.В. Оценка эффективности закупочной деятельности: учеб. - 2015. 198 с. (дата обращения 08.04.2022).

© Антонова А. О. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.