Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
224
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закупки / государственные и муниципальные нужды / государственный заказчик / муниципальный заказчик / законодательство о контрактной системе. / procurement / state and municipal needs / state customer / municipal customer / legislation on the contract system.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таганова Алена Вадимовна

Исследуются основы правового регулирования общественных отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. В целях совершенствования действующего законодательства о контрактной системе сформулированы авторские определения понятий государственных и муниципальных нужд. Проводится сравнительно-правовой анализ Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, с помощью которой правоприменители преодолевают коллизии и пробелы, появляющиеся вследствие динамично меняющегося нормативно-правового регулирования в области рассматриваемых общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS AIMED AT ENSURING STATE AND MUNICIPAL NEEDS

The fundamentals of legal regulation of public relations aimed at ensuring state and municipal needs are investigated. In order to improve the current legislation on the contract system, the author's definitions of the concepts of state and municipal needs are formulated. A comparative legal analysis of Federal Law No. 44-FZ of April 05, 2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for State and Municipal needs" and Federal Law No. 223-FZ of July 18, 2011, judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation, with the help of which law enforcement officers overcome collisions and gaps arising as a result of dynamically changing regulatory and legal regulation in the field of public relations under consideration.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 10(10)

СТУДЕНЧЕСКАЯ ТРИБУНА

УДК 33 © А.В. Таганова, 2022

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Алена Вадимовна Таганова - магистрант 2 курса Сибирского юридического университета, г. Омск, Россия, e-mail: taganova.alyona@mail.ru

Аннотация: Исследуются основы правового регулирования общественных отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. В целях совершенствования действующего законодательства о контрактной системе сформулированы авторские определения понятий государственных и муниципальных нужд. Проводится сравнительно-правовой анализ Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, с помощью которой правоприменители преодолевают коллизии и пробелы, появляющиеся вследствие динамично меняющегося нормативно-правового регулирования в области рассматриваемых общественных отношений.

Ключевые слова. закупки; государственные и муниципальные нужды; государственный заказчик; муниципальный заказчик; законодательство о контрактной системе.

Для цитирования: Таганова А. В. Правовое регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 10(10). С.62-77.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS AIMED AT ENSURING STATE

AND MUNICIPAL NEEDS

Alena Vadimovna Taganova - 2nd year Master's student of Siberian Law University, Omsk, Russia, e-mail: taganova.alyona@mail.ru

Annotation: The fundamentals of legal regulation of public relations aimed at ensuring state

and municipal needs are investigated. In order to improve the current legislation on the contract

62

system, the author's definitions of the concepts of state and municipal needs are formulated. A comparative legal analysis of Federal Law No. 44-FZ of April 05, 2013 "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for State and Municipal needs" and Federal Law No. 223-FZ of July 18, 2011, judicial practice of the Supreme Court of the Russian Federation, with the help of which law enforcement officers overcome collisions and gaps arising as a result of dynamically changing regulatory and legal regulation in the field of public relations under consideration.

Keywords: procurement; state and municipal needs; state customer; municipal customer; legislation on the contract system.

Правовое регулирование любого института права при изучении заслуживает отдельного внимания, поскольку позволяет понять весь механизм и сложность системы имеющихся правоотношений, а также является условием стабильного правового порядка, который способный обеспечить охрану и защиту от нарушений тех прав, законных интересов и свобод граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права.

Закупки для государственных и муниципальных нужд - один из институтов российского права, который включает в себя колоссальную базу нормативно-правового регулирования, законодатель ежегодно пополняет перечень нормативных правовых актов.

Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Закон о контрактной системе), законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации2, Гражданского кодекса Российской

1 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [электронный ресурс]: федер. закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Федерации1 (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации2 (далее - БК РФ), Закона о контрактной системе и других федеральных законов.

Кроме того, полномочиями по принятию нормативно-правовых актов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд согласно ч.ч. 2-3 ст. 2 Закона о контрактной системе обладают: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Федеральные органы исполнительной власти; Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»; Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы публичной власти федеральной территории; органы местного самоуправления.

Законодатель, предоставляя полномочия по нормотворчеству вышеперечисленным субъектам, в законе предусмотрел, что нормы права, содержащиеся в других нормативно-правовых актах, регулирующие правоотношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд должны соответствовать Закону о контрактной системе (ч. 1 ст. 2 указанного закона).

Рассмотрим более подробно каждый из источников института закупок для государственных и муниципальных нужд.

В иерархии источников Конституция Российской Федерации стоит на первом месте неслучайно, поскольку в означенном документе содержатся положения, которые легли в основу принципов контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

В РФ, согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

В части соблюдения принципа добросовестной конкуренции при проведении закупок товаров, работ и услуг стоит отметить и ст. 34 Конституции РФ, которая говорит нам о том, что на территории нашего государства запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Таким образом, можно сделать вывод, что основные, базовые принципы контрактной системы берут свое начало из Конституции Российской Федерации.

Следующим немаловажным источником выступает ГК РФ, поскольку правоотношения, возникающие в рамках Закона о контрактной системе, имеют гражданско-правовую природу.

Десять статей в пар. 4 гл. 30 ГК РФ посвящены поставке товаров для государственных или муниципальных нужд, в которых закреплены понятие контракта, основания поставки, порядок заключения контракта, общие положения об исполнении, изменении и расторжении, а также основы оплаты и возмещения убытков.

Вместе с тем, несмотря на наличие в ГК РФ основ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации отметил, что к договорным обязательствам, возникающим из государственного (муниципального) контракта, применяются в первую очередь положения Закона о контрактной системе, которые являются специальными по отношению к нормам ГК РФ1.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается, в том числе, на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации. В процессе закупок немаловажным аспектом выступает финансирование, которое призвано удовлетворить государственные и муниципальные нужды.

В законодательстве государственные или муниципальные нужды как самостоятельное понятие не определены2. Однако из совокупного толкования

1 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018.

2 Когда заказчикам проводить закупки по Закону № 44-ФЗ, а когда по Закону № 223-ФЗ / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

норм, можно самостоятельно сформировать возможные определения, например:

- государственные нужды - это обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов, а также различных внебюджетных источников финансирования потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций государства, так и международных обязательств;

- под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Нужды государственного или муниципального заказчика удовлетворяются через заключение контракта в соответствии с планом -графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ). А все, что непосредственно связано с бюджетом подпадает под действие БК РФ, то есть нормативно-правовой акт, который призван регулировать вопросы порядка распределения финансирования.

Кроме того, здесь стоит отметить, что из БК РФ также вытекает принцип эффективности использования средств бюджетов, а именно принцип экономности расходования средств, за нарушение которого заказчики могут нести предусмотренную законодательством ответственность.

Аналогичные выводы отметил Президиум Верховного Суда Российской Федерации, и отразил их в Обзоре судебной практики № 1 (2020)1.

Закон о контрактной системе - нормативный правовой акт, регулирующий отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок; аудита в сфере закупок; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Указанный закон содержит основные понятия, общие положения об информационном обеспечении и организации документооборота в контрактной системе, характеризует базовые принципы, а также закрепляет основы планирования закупок, порядок формирования начальной максимальной цены контракта и способы ее определения.

Также Закон о контрактной системе закрепляет общие требования к участникам закупок, правила описания объекта закупок, характеризует государственный и муниципальный контракт, и его банковское сопровождение, регламентирован порядок отмены закупок, уделено внимание антидемпинговым мерам, порядку формирования комиссии заказчика и контрактной службы, определены способы закупок, порядок их проведения, формы.

В законе перечислены случаи проведения закупок у единственного поставщика, положения о порядке исполнения, изменения и расторжения

1 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

контракта, основы мониторинга, аудита и контроля. Кроме того, Закон о контрактной системе закрепляет порядок обжалования действия (бездействия) субъектов контроля.

Рассматривая Закон о контрактной системе, нельзя проигнорировать «собрата по закупкам» - Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»1 (далее -Закон о закупках).

При анализе двух указанных нормативно-правовых актов, регулирующих закупочный процесс заказчиков, стоит отметить, что оба закона направлены на обеспечение гласности и прозрачности закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений при тендерах, то есть мы видим совпадение базовых принципов.

Основой как Закона о закупках, так и Закона о контрактной системе, выступает эффективное использование денежных средств (один закон обеспечивает эффективность бюджета, второй собственных средств заказчиков). Также совпадение происходит и в способах осуществления закупок: конкурс, аукцион и запрос котировок, а также закупки у единственного поставщика.

Вместе с тем, в части оснований осуществления закупок у единственного поставщика в Законе о контрактной системе все гораздо строже, и перечень предусмотрен ст. 93 названного закона. А вот Закон о закупках право определить обстоятельства осуществления закупок у единственного поставщика предоставляет заказчику в своем положении о закупках.

Еще одной общей чертой является то, что оба закона предусматривают для недобросовестных участников закупок санкцию в виде включения сведений на два года в реестр недобросовестных поставщиков, а также ведение реестров договоров/контрактов, заключаемых по результатам закупок.

1 О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 июля 2011 г. № 223 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Несмотря на множество совпадений, Закон о закупках и Закон о контрактной системе имеют ряд различий, например, субъектный состав заказчиков, сфера обслуживания (корпоративный сектор и государственные/муниципальные нужды).

Закон о контрактной системе более императивен и детален в порядке регламентации закупок, начиная с планирования и заканчивая заключением контракта (нормирование, требования к участникам закупок, требования к составу заявок на участие в торгах, антидемпинговые меры и другое).

Закон о закупках более диспозитивен, и большую часть организации закупочной деятельности возлагает на самого заказчика, то есть заказчик самостоятельно в положении о закупках устанавливает порядок закупок в соответствии с нормами Закона о закупках.

Ни для кого не секрет, что Закон о контрактной системе - один из наиболее часто изменяющихся нормативно-правовых актов в нашей стране. Если обратиться в справочно-правовые системы, то легко можно найти колоссальное количество недействующих редакций. Вместе с тем, с целью стабилизации работы специалистов данной области законодатель предусмотрел в Законе о контрактной системе для определенной категории изменений свои сроки вступления в действие (например, изменения, касающиеся планирования закупок, определения поставщиков, в том числе установления новых способов определения, контроля в сфере закупок, мониторинга, аудита в сфере закупок, вступают в силу не ранее 1 января очередного календарного года, следующего за годом их принятия) (ч. 5 ст. 2 Закона о контрактной системе).

К другим федеральным законам, регулирующим закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд можно отнести Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»1, который закрепляет правовые основы защиты конкуренции, недопущение

1 О защите конкуренции [электронный ресурс]: федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

ограничения и устранения конкуренции, в том числе на торгах и при проведении закупок.

Учитывая важность рассматриваемых в настоящей работе закупок, стоит отметить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее - КоАП РФ), устанавливающий санкции за нарушение процедуры проведения торгов.

КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение требований законодательства при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 7.29 КоАП РФ), нарушение порядка планирования закупок для государственных/муниципальный нужд (ст. 7.29.3 КоАП РФ), нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП РФ), нарушение порядка ведения реестра контрактов (ст. 7.31 КоАП РФ), нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок (ст. 7.3.1 КоАП РФ), нарушение порядка заключения, изменения контракта (ст. 7.32 КоАП РФ).

При рассмотрении источников контрактной системы некоторые авторы, например, Кирпичев А.Е. и Кондратьев В.А., пришли к выводу о правильности и последовательности их выстроенной иерархии2.

Как нами было уже отмечено ранее, Президент Российской Федерации также вправе принимать акты, которые регулирует правоотношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Одним из таких документов является Указ Президента РФ от 14 сентября 2020 г. № 558 «Об утверждении Порядка подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [электронный ресурс]: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (постатейный) / А.Е. Кирпичев, В.А. Кондратьев, Б.Е. Кошелюк и др.; под ред. Б.Е. Кошелюка. М.: Проспект, 2019. 944 с.

Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)»1, которым регулируются вопросы, связанные с подготовкой проектов правовых актов и поручений Президента, проектов правовых актов Правительства об определении единственного поставщика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

В части полномочий Правительства Российской Федерации по регулированию контрактной системы стоит привести в качестве примера следующие правовые акты.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»2, которое устанавливает порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, требования к составу, содержанию, форме обращения, порядок рассмотрения обращения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении, порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо

1 Об утверждении Порядка подготовки проектов правовых актов и поручений Президента Российской Федерации, проектов правовых актов Правительства Российской Федерации об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) [электронный ресурс]: указ Президента РФ от 14 сентября 2020 г. № 558 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации [электронный ресурс]: пост. Правительства от 30 июня 2021 г. № 1078 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

решения об отказе в таком включении, порядок исключения информации, предусмотренной Законом о контрактной системе, из реестра.

Постановление Правительства РФ от 27 января 2022 г. № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»1, которое устанавливает порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок, предоставления из нее информации и документов, информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, а также требования к технологическим и лингвистическим средствам такой системы.

Постановление Правительства РФ от 09 августа 2022 г. № 1397 «О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»2, устанавливающее дополнительные требования к независимой гарантии, предоставляемой в

1 О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации [электронный ресурс]: пост. Правительства от 27 января 2022 г. № 60 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [электронный ресурс]: пост. Правительства РФ от 09 августа 2022 г. № 1397 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении закупки, типовую форму независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, типовую форму независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого при осуществлении закупки, перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии, форму такого требования, а также особенности порядка ведения реестра независимых гарантий.

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну»1, регулирующий порядок ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, и представления заказчиками сведений для включения в такой реестр контрактов.

В части актов на уровне субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования государственных или муниципальных закупок можно привести в качестве примера Указ Губернатора Омской области от 19 января 2016 г. № 8 «О создании Главного управления контрактной системы Омской области», из которого следует, что Главное управление контрактной системы Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для органов исполнительной власти Омской области, казенных учреждений Омской области, бюджетных учреждений Омской области в части определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в соответствии с законодательством.

1 О порядке ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну [электронный ресурс]: пост. Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

На территории Смоленской области Администрацией Смоленской области постановлением от 10 апреля 2014 г. № 253 утверждено Положение о главном управлении Смоленской области по регулированию контрактной системы1.

Таким образом, мы видим, что в целях реализации положений Закона о контрактной системе на территории субъекта, уполномоченные органы вправе принимать соответствующие документы.

Государственные корпорации также вправе издавать документы, регулирующие закупки, проводимые в соответствии с Законом о контрактной системе. Например, приказом Государственной корпорации «Росатом» от 29 декабря 2015 г. № 1/27-НПА утвержден типовой государственный контракт на выполнение работ по обращению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате утилизации атомных подводных лодок (надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания) и реабилитации береговых технических баз Военно-Морского Флота2.

Приказом Государственной корпорации «Роскосмос» от 06 сентября 2016 г. № 176 утвержден Регламент осуществления Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд3.

Рассматривая структуру источников, регулирующие правоотношения в сфере закупок для государственных или муниципальных нужд стоит также уделить внимание и актам международного характера, ведь согласно ч. 4 ст. 2

1 URL: https://goszakaz.admin-smolensk.ru/struktura/pologenie (дата обращения: 27.08.2022).

2 Об утверждении типового государственного контракта на выполнение работ по обращению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате утилизации атомных подводных лодок (надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания) и реабилитации береговых технических баз Военно-Морского Флота [электронный ресурс]: приказ. Госкорпорации «Росатом» от 29 декабря 2015 г. № 1/27-НПА / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об утверждении Регламента осуществления Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд [электронный ресурс]: приказ Госкорпорации «Роскосмос» от 6 сентября 2016 г. № 176 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Закона о контрактной системе, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о контрактной системе, применяются правила международного договора.

Однако решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

К сожалению, при анализе справочной правовой системы нам не удалось найти какой-либо документ международного характера, регулирующий правоотношения, возникающие при осуществлении закупок для государственных или муниципальных нужд.

Изучая источники Закона о контрактной системе, стоит уделить внимание судебной практике применения.

Вместе с тем, некоторые авторы считают, что судебная практика не является формой выражения права [1], так как в странах романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится закон» [2, с. 121— 122]. Кроме того, принятие позиции, что судебная практика является источником права, ставило бы под сомнение конституционный принцип разделения властей.

Однако практика «обращения за помощью» к судебной практике в сфере правоотношений, урегулированных Законом о контрактной системе, опосредованно тем, что, во-первых, нормативно-правовая база содержит колоссальное количество актов, а во-вторых, тенденции внесения изменений в Закон о контрактной системе носят систематический характер, что провоцирует появление коллизий и пробелов. Данные обстоятельства порождают неоднозначность норм, соответственно, в целях стабилизации ситуации, Верховный суд Российской Федерации «выпускает» обзоры судебной практики или постановления.

Например, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.20181; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.20212; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.20203, и др.

Таким образом, правовое регулирование общественных отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, осуществляется как на основе действующей весьма обширной иерархической системы нормативных правовых актов, так и судебной практики Верховного Суда, с помощью которой правоприменители преодолевают коллизии и пробелы, появляющиеся вследствие динамично меняющегося нормативно-правового регулирования в области рассматриваемых общественных отношений.

Список литературы

1. Попондопуло В.Ф. Источники и внешние формы выражения предпринимательского права // Российский юридический журнал. 2022. № 1. С. 120-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. Сравнительное право / Пер. с фр. М.А. Крутоголова, В. А. Туманова. М.: Прогресс, 1967. 496 с.

References

1. Popondopulo V.F. Sources and external forms of expression of business law // Russian Law Journal. 2022. No. 1. pp. 120-129.

1 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 / Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. David R. The main legal systems of modernity. Comparative law / Per. with fr. M.A. Krutogolova, V.A. Tumanova. M.: Progress, 1967. 496 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.