Научная статья на тему 'Тенденции культурной политики КНР в начале XXI в.'

Тенденции культурной политики КНР в начале XXI в. Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Северо-Восточный Китай / культурная политика / XX съезд КПК / China / North-East China / culture policy / 20th CPC National Congress

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шитова Елена Александровна

В статье рассматриваются основные тенденции культурной политики Китая в начале XXI в. на основе материалов съездов КПК, пленумов ЦК КПК, решений Госсовета, документов, издаваемых Министерством культуры и туризма КНР, планов развития различного уровня. С 2002 г. преобразованиям в данной сфере уделяется особое внимание, благодаря реформе 2003 г. удалось адаптировать культурную отрасль к рыночной среде, культурная политика перестала выполнять лишь идеологическую функцию, а была наделена ещё и экономической. После 2007 г. одной из ключевых задач стало продвижение культурной «мягкой силы» государства, повышение привлекательности китайской культуры. Однако с приходом к власти Си Цзиньпина в 2012 г. курс культурной политики был скорректирован, её целью стала реализация «китайской мечты» о великом возрождении нации, которое руководство КНР видит в подъёме китайской культуры и признании её величия миром. В статье также рассматривается развитие культурной сферы в северо-восточных провинциях на основе региональных планов развития. Перед культурным строительством Северо-Восточного Китая стоят, в сущности, те же задачи, что и перед всей страной, однако провинции больший упор делают на развитие сферы туризма, нежели культуры, поскольку видят в этом большую прибыль. Также автор рассматривает задачи культурной политики, поставленные на XX съезде КПК, в частности новую цель — создание такого информационного поля, в котором китайская точка зрения будет главенствующей, а обеспечить это информационное поле должна культурная продукция Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in Chinese Cultural Policy at the Beginning of the 21st Century

The article examines the main trends of cultural policy in China at the beginning of the 21st century on the basis of the materials of the CPC Congresses, plenums of the CPC Central Committee, decisions of the State Council, documents issued by the PRC Ministry of Culture and Tourism, development plans of various levels. Since 2002, the development of cultural policy has been emphasized, the 2003 reform managed to adapt the cultural industry to the market environment, and the cultural policy ceased to perform only ideological function and was endowed with economic one as well. After 2007, one of the tasks of cultural policy was to promote the state’s cultural “soft power” and make Chinese culture more attractive. However, when Xi Jinping came to power in 2012, the course of cultural policy was modified, its task was to fulfill the “Chinese Dream”; for the PRC leadership, national rejuvenation is only possible with the rise of Chinese culture and the recognition of its greatness by the world. The article also examines the development of the cultural field in the Northeastern provinces on the basis of regional development plans. The cultural construction of the Northeast provinces has the same tasks as the whole country, but the Northeast provinces put more emphasis on the development of tourism than culture, because it seems to be more profitable. The article also examines the cultural policy tasks declared on the 20th CPC National Congress. Basically, the tasks that have already been mentioned on the previous Congresses and in development plans, but a new goal was also set. It is the creation of an information field in which the China’s point of view will dominate, and the Chinese cultural products should create this information field.

Текст научной работы на тему «Тенденции культурной политики КНР в начале XXI в.»

DOI 10.24412/2658-5960-2023-42-45-61 УДК 94(510)

Елена Александровна Шитова1

eas208@yandex.ru

ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ КНР В НАЧАЛЕ XXI в.

В статье рассматриваются основные тенденции культурной политики Китая в начале XXI в. на основе материалов съездов КПК, пленумов ЦК КПК, решений Госсовета, документов, издаваемых Министерством культуры и туризма КНР, планов развития различного уровня. С 2002 г. преобразованиям в данной сфере уделяется особое внимание, благодаря реформе 2003 г. удалось адаптировать культурную отрасль к рыночной среде, культурная политика перестала выполнять лишь идеологическую функцию, а была наделена ещё и экономической. После 2007 г. одной из ключевых задач стало продвижение культурной «мягкой силы» государства, повышение привлекательности китайской культуры. Однако с приходом к власти Си Цзиньпина в 2012 г. курс культурной политики был скорректирован, её целью стала реализация «китайской мечты» о великом возрождении нации, которое руководство КНР видит в подъёме китайской культуры и признании её величия миром. В статье также рассматривается развитие культурной сферы в северо-восточных провинциях на основе региональных планов развития. Перед культурным строительством Северо-Восточного Китая стоят, в сущности, те же задачи, что и перед всей страной, однако провинции больший упор делают на развитие сферы туризма, нежели культуры, поскольку видят в этом большую прибыль. Также автор рассматривает задачи культурной политики, поставленные на XX съезде КПК, в частности новую цель — создание такого информационного поля, в котором китайская точка зрения будет главенствующей, а обеспечить это информационное поле должна культурная продукция Китая.

Ключевые слова: Китай, Северо-Восточный Китай, культурная политика, XX съезд КПК.

ElenaA. Shitova1

eas208@yandex.ru

2

£ TRENDS IN CHINESE CULTURAL POLICY

ffi AT THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY

£

pq The article examines the main trends of cultural policy in China at the beginning

^ of the 21st century on the basis of the materials of the CPC Congresses, plenums

<! _

1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН,

53 Владивосток, Россия.

U Institute of History, Archaeology and Ethnology of the Peoples of the Far East, FEB RAS,

н Vladivostok, Russia.

of the CPC Central Committee, decisions of the State Council, documents issued by the PRC Ministry of Culture and Tourism, development plans of various levels. Since 2002, the development of cultural policy has been emphasized, the 2003 reform managed to adapt the cultural industry to the market environment, and the cultural policy ceased to perform only ideological function and was endowed with economic one as well. After 2007, one of the tasks of cultural policy was to promote the state's cultural "soft power" and make Chinese culture more attractive. However, when Xi Jinping came to power in 2012, the course of cultural policy was modified, its task was to fulfill the "Chinese Dream"; for the PRC leadership, national rejuvenation is only possible with the rise of Chinese culture and the recognition of its greatness by the world. The article also examines the development of the cultural field in the Northeastern provinces on the basis of regional development plans. The cultural construction of the Northeast provinces has the same tasks as the whole country, but the Northeast provinces put more emphasis on the development of tourism than culture, because it seems to be more profitable. The article also examines the cultural policy tasks declared on the 20th CPC National Congress. Basically, the tasks that have already been mentioned on the previous Congresses and in development plans, but a new goal was also set. It is the creation of an information field in which the China's point of view will dominate, and the Chinese cultural products should create this information field.

Keywords: China, North-East China, culture policy, 20th CPC National Congress.

ВВЕДЕНИЕ

Культурная сфера занимает важное место во внутренней и внешней политике Китая: формирует отношение населения к национальной культуре, действующей власти и текущему политическому курсу, а также способствует продвижению «мягкой силы» страны. С начала XXI в. культурная политика стала играть всё большую роль в политическом курсе КНР.

В российской историографии изучением культурной политики занимались такие авторы, как Н.В. Турушева, анализировавшая причины и предпосылки реформ в сфере культуры начала XXI в., а также структуру развития культурной сферы с участием государственного капитала и разных форм собственности в 2010-х гг. [15; 16]. О.Н. Рисухина провела исследова- 3 ние культурной политики в региональном разрезе: на примере Северо-Восточного Китая (СВК) она продемонстрировала, что в начале XXI в. действия к государства по преобразованию культурной сферы СВК были направлены на её включение в рыночные отношения, согласно концепции строительства двух цивилизаций — духовной и материальной. Однако предприня- ^ тых усилий оказалось недостаточно: по уровню маркетизации культурная сфера региона отставала от показателей экономически более развитых про- ^ винций [5; 13]. Обзор культурной политики в отношении неханьских наци- ^ ональностей СВК проводился И.В. Ставровым в рамках диссертационного н

исследования. В частности, автор пришёл к выводу, что с момента образования КНР культурное строительство в СВК достигло значительных успехов: в национальных районах функционирует сеть учреждений культуры, осуществляется выпуск литературы на языках неханьских национальностей. Однако остаётся нерешённой проблема создания письменности для малочисленных народов, кроме того, усиливающаяся коммерциализация традиционной культуры приводит к её отрыву от народа, нарастают также ассимиляционные процессы [14].

Китайская историография сосредоточилась на изучении различных аспектов культурной политики. Так, работа исследователя Инь Кэханя посвящена периодизации развития культурной политики после начала реформ. Автор выделяет четыре периода в соответствии с социально-экономическим развитием страны: 1978—1987 гг., 1988—1996 гг., 2003—2012 гг., 2013 г. — н. в. [34]. Однако Цзинь Шибинь предлагает иную периодизацию, выделяя три периода: 1978—1992 гг., 1993—2005 гг., 2005 г. — н.в., а также считает, что для дальнейшего культурного строительства необходимо совершенствовать систему культурного рынка и создать систему государственных культурных услуг, при этом китайская культура должна быть открыта для внешнего мира [49]. Сунь Вэй рассматривает особенности финансирования культурной сферы и приходит к выводу, что необходимо создать финансовую платформу для культурной индустрии страны, изучить соответствующий опыт развитых стран [33].

В англоязычной историографии внимание исследователей чаще сосредоточено на идеологической функции культурной политики. Так, Э. Перри считает, что данная сфера в значительной степени используется для обоснования правящей властью своей легитимности как внутри страны, так и за рубежом [19]. Гонконгские исследователи В. Хо и Э.Фанг рассматривают культурную политику как силу, формирующую китайскую национальную идентичность, а также считают, что Китай, развивая культурную индустрию, стремится, с одной стороны, к участию в глобализации, с другой — к сохранению национальной специфики [17]. Дж. Страфелла и Д. Берг проанализировали тенденции развития культурной политики при Си Цзиньпине и рассмотрели ключевые аспекты официального дискурса [18].

В целом в российской историографии вопросы эволюции культурной политики Китая в начале XXI в. изучены недостаточно, в связи с этим целью настоящей статьи станет анализ её ключевых тенденций в данный период. Особое внимание будет уделено решениям прошедшего в октябре 2022 г.

(N

XX съезда КПК в области культурной политики.

£ К

& КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КНР (2002—2012 гг.)

О

(Л Одним из важнейших в развитии культурной политики КНР стал

К XVI съезд КПК, состоявшийся 8—15 ноября 2002 г. Строительство среднеза-

g житочного общества сяокан было главной темой доклада генерального секре-

EJ таря Цзян Цзэминя, но развитие сферы культуры также было в центре вни-

н мания. Отмечена необходимость совершенствования системы культурного

рынка и механизма его управления, развития индустрии и предприятий культуры [3]. Масштабная реформа культуры началась именно после XVI съезда, в 2003 г. Вся культурная сфера была разделена на коммерческую культурную индустрию и некоммерческую культурную отрасль

Благодаря такому разделению удалось адаптировать последнюю к рыночной среде [8].

В 2005 г. Госсовет принял Решение о вхождении негосударственного капитала в сферу культуры. Документ стимулировал участие негосударственного капитала в 20 областях сферы культуры, а также в экспортных операциях с культурной продукцией [15]. Негосударственному капиталу разрешалось инвестировать в государственные предприятия сферы культуры, однако доля государственного капитала должна была составлять не менее 51%. Запрещалось участие негосударственного капитала в работе традиционных отраслей сферы культуры, а также в импорте продукции этих отраслей [31]. Так государство приобрело монополию на идеологию, а допущение иностранного капитала в эти важные отрасли привело бы к потере такой привилегии.

Состоявшийся 15—21 октября 2007 г. XVII съезд, на котором подводились итоги трёх десятилетий реформ, также внёс значительные коррективы в курс культурной политики. В докладе Ху Цзиньтао провозглашалась значимость создания системы основных ценностей социализма. Отмечалась необходимость «повышать международное влияние китайской культуры» [2]. На XVII съезде впервые были приведены тезисы о «мягкой силе», «строительстве системы сердцевинных ценностей социализма», «продвижении культурной инновации».

В 2010 г. на 5-м Пленуме ЦК КПК 17-го созыва впервые появилась формулировка о том, что необходимо стремиться к превращению культурной индустрии в опорную отрасль экономики. В марте 2011 г. на сессии ВСНП был принят пятилетний план, в котором содержался раздел о развитии культуры. В нём были обозначены задачи, озвученные ранее: создание системы государственных культурных услуг, превращение культурной индустрии в опорную отрасль экономики, усиление международной конкурентоспособности и привлекательности китайской культуры, повышение «мягкой силы» государства [7].

На XVIII съезде КПК, прошедшем в 2012 г., в докладе Ху Цзиньтао говорилось о необходимости создания «социалистической культурной державы» и скорейшем формировании системы основных ценностей социализма, для того чтобы посредством этой системы «ориентировать общественные течения». Вновь подчёркивалось, что «необходимо усиливать мягкую „мощь" государства в лице культуры». Важное место в докладе уделено и развитию самих культурных отраслей, и конкурентоспособности культуры [11]. щ

В целом основными тенденциями культурной политики Китая ей в 2002—2012 гг. стали форсированное развитие культурной индустрии, § стимулирование участия негосударственного капитала в отраслях культуры, доминирование государственных предприятий в индустрии культуры, создание единой для всего населения системы ценностей, развитие культурной «мягкой силы», продвижение культурной индустрии как опорной отрасли экономики. Так, в первом десятилетии XXI в. культурная н

политика Китая, с одной стороны, несла идеологическую функцию и была ориентирована на распространение «правильного» взгляда на историю и реалии, с другой стороны, приобрела новые функции — осуществление вклада в экономическое развитие страны и распространение китайской культуры за рубежом, повышение её привлекательности.

ТРЕНДЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ (2013—2022 гг.)

После прихода к власти Си Цзиньпина в 2012 г. расстановка приоритетов в культурной политике страны несколько корректируется. Первоочередной задачей объявляется внутреннее развитие, реализация «китайской мечты», а культура становится инструментом достижения этих целей. Так, в 2016 г. Си Цзиньпин в своей речи на 95-й годовщине КПК провозглашает концепцию «четырёх аспектов уверенности в себе» — уверенности в пути социализма с китайской спецификой, теории, строе и культуре [25]. Исследователи считают, что с приходом к власти Си Цзиньпина курс культурной политики КНР был изменён и перенаправлен внутрь страны [4].

В докладе генерального секретаря КПК Си Цзиньпина к XIX съезду, прошедшему 18—24 октября 2017 г., были озвучены ключевые положения предстоящего культурного строительства: совершенствование системы культурного рынка, а также механизмов государственных услуг и экономической политики в сфере культуры; укрепление гуманитарных обменов с зарубежными странами; популяризация «повествования о событиях китайской жизни»; наращивание культурной «мягкой силы» Китая. На данном съезде было заявлено о «китайской мечте», о «великом возрождении китайской нации» [10], которое руководство страны связывает с подъёмом китайской культуры и признанием её величия за рубежом. В связи с этим исследователи проводят параллель с прошлым: в основе подъёма китайской цивилизации в имперский период развития Китая лежали его культурное превосходство над окружающими его варварами и величие китайской культуры [6]. На съезде также были озвучены задачи, упомянутые ранее в Плане развития и реформирования культурной отрасли в рамках 13-го пятилетнего плана (23.02.2017) [22]. В этом документе впервые обозначались конкретные положения, направленные на развитие культурного рынка страны.

В конце 2018 г. были опубликованы Мнения о продвижении государственно-частного партнёрства в сфере культуры, совместно разработанные

(N

Министерством культуры и туризма (МКТ) и Министерством финансов. £ В документе указывается, что государственно-частное партнёрство (ГЧП) щ поощряет инвестиционную активность и способствует культурному строев ительству, данный документ направлен на стимулирование участия обще-

pq ственного и частного капитала в сфере культуры [40]. По состоянию на конец

ti

(Л декабря 2021 г. в указанной сфере насчитывался 191 проект ГЧП с объёмом

К инвестиций 194,7 млрд юаней; было подписано и реализовано 134 проекта

g с объёмом инвестиций 136,2 млрд юаней, коэффициент реализации проек-

EJ тов составил 70%. В общей сложности было начато 257 строительных про-

н ектов в сферах культуры, туризма и спорта с общим объёмом инвестиций

266,4 млрд юаней [26]. Однако ГЧП в первую очередь осуществляется при строительстве базовой инфраструктуры. Например, в пров.Ляонин проекты ГЧП касаются муниципального строительства, транспорта, здравоохранения, государственной инфраструктуры и комплексного развития городов и сельской местности [48].

1 июня 2019 г. вступило в силу опубликованное МКТ Уведомление о методах планового управления культурой и туризмом. Согласно документу, унифицировалась система планирования в данных сферах. Генеральный план определяет направление работы по всей стране и является основой для других планов, специальные планы разрабатываются для развития отдельных областей культуры и туризма на национальном уровне, региональные планы — в конкретном регионе, а местные — в конкретном городе, городском округе и т.д. Все планы должны быть утверждены Госсоветом [38]. Благодаря этому документу уже с 2021 г. в контексте 14-го пятилетнего плана социально-экономического развития публикуются специальные, региональные и местные планы развития культуры и туризма. Система планирования приведена на рис. 1.

В мае 2020 г. на сессии Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК было объявлено о стратегии «двойной циркуляции» [20], подразумевающей модель экономического развития, при которой Китай будет фокусироваться на увеличении внутреннего потребления при одновременной ориентации на привлечение зарубежных инвестиций и стабилизацию международной торговли [7]. Вместе с этим в рамках данной стратегии

Рис. 1. Единая система планирования культуры и туризма. Е^

Сост. на основе [39] н

ключевое значение имеют не только экономические, но и культурные факторы развития, вплоть до того, что развитие индустрии культуры и распространение культурной продукции должно стать фактором экономического роста [4]. Так, сфере культуры отводится внушительная роль в экономике страны, а на международные культурные обмены и сотрудничество возлагаются надежды как на способ успешного продвижения китайской культуры в мире, повышения совокупной мощи Китая, успешного культурного экспорта и импорта.

В целях выполнения задачи 5-го Пленума ЦК КПК 19-го созыва о «реализации стратегии цифровизации культурной индустрии» в ноябре 2020 г. МКТ опубликовало Мнения о содействии развитию цифровой культурной индустрии. В документе поставлена цель осуществления к 2025 г. 200 проектов в данной сфере. Отмечается, что необходимо создать соответствующую инфраструктуру — центры обработки данных и облачные сервисы, а также стоит применять в культурной индустрии технологии 5G, больших данных, облачных вычислений, искусственного интеллекта, интернета вещей и блокчейна [39]. Цифровизация культурной индустрии способствует усилению влияния китайской культуры и «мягкой силы» страны, а также увеличивает объёмы качественной культурной продукции, повышает её конкурентоспособность, оказывает положительное влияние на отношение молодёжи к национальной культуре, т.е. укрепляет внутреннюю «мягкую силу».

20 мая 2021 г. МКТ опубликовало на своём сайте План развития культуры и туризма на 14-ю пятилетку. В документе подчёркивается необходимость развития как традиционных культурных индустрий, так и новых, а также культурных брендов, репрезентующих культуру Китая. Другими важными задачами являются координация развития индустрии культуры в слаборазвитых регионах страны, углубление внешней культурной торговли и поддержка участия предприятий в ключевых международных выставках. Согласно плану, к 2025 г. предприятия в сфере культуры, культурная индустрия и туризм должны стать движущей силой и поддержкой социально-экономического развития страны. МКТ стремится к улучшению качества государственных культурных услуг: количество государственных учреждений, работающих в сфере культуры, должно достичь 77 тыс., в то время как количество человек, пользующихся культурными услугами, — 4,8 млрд в год. Документ затрагивает и вопросы сохранения культурного наследия: к 2025 г. должно быть построено 20 новых государственных музеев нематериального наследия. Одним из результатов 14-го пятилетнего плана должна ^ стать возросшая роль культурной индустрии: она призвана поддерживать £ и стимулировать развитие национальной экономики, а доля добавленной щ стоимости туристской и культурной индустрий в ВВП страны должна повыситься [21]. Данный план разработан и опубликован МКТ, он относится

m к категории специальных планов, цели развития, указанные в нём, явля-

чд

m ются определяющими для региональных и местных планов развития куль-

К туры и туризма.

g 16 ноября 2021 г. на 6-м Пленуме ЦК КПК 19-го созыва была принята Резолюция ЦК КПК об основных достижениях и историческом опыте столет-

н ней борьбы партии, в которой также указывалась роль культуры в развитии

государства: «идеологическая работа — это работа, нацеленная на заложение духовной основы для страны и нации. Уверенность в отечественной культуре — самая устойчивая сила в развитии того или иного государства и той или иной нации. Без высокой степени уверенности в отечественной культуре, без её расцвета и процветания не может быть и речи о великом возрождении китайской нации» [12]. Можно говорить о том, что прослеживается тенденция направления «мягкой силы» внутрь государства, руководство страны уделяет национальной идее «китайской мечты» всё большее внимание, подчеркивая её значимость.

Статистические данные по развитию сферы культуры в 2017—2021 гг. представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение статистических данных по развитию сферы культуры

за 2017 и 2021 гг.

Показатель 2017 2021

Количество учреждений культуры во всей стране 44 521 43 531

Количество учреждений культуры в сельской местности 33 997 32 524

Количество работников учреждений культуры 180 911 190 007

Количество учреждений, занимающихся изучением

и сохранением материального культурного наследия 9 931 10 545

Количество объектов культурного наследия 48 506 647 55 804 468

Расходы на культурную отрасль (млрд юаней) 25,31 31,86

Доход культурной отрасли (млрд юаней) 25,62 30,67

Сост. на основе [23; 24; 43; 21; 41].

Из приведённых данных мы можем видеть, что государство заинтересовано в развитии культурной отрасли и особое внимание уделяет изучению и сохранению культурного наследия. Повышение интереса к этому вопросу внутри страны способствует воспитанию патриотических чувств у населения, в особенности у молодёжи, а привлечение международного внимания, например требования внести тот или иной исторический памятник в список всемирного наследия, позволяет Китаю демонстрировать свою «культурную мощь» и завоёвывать некоторое влияние на международной арене.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В СВК

В соответствующем региональном плане развития пров. Хэйлунцзян определяются задачи, исходящие из целей, которые предусмотрены планом МКТ. Так, например, отмечается, что количество культурных учреждений в провинции должно превысить 1750, ставятся задачи скорейшего включения археологического памятника Хуэйнинфу (первой столицы чжурчжэньского государства Цзинь) в список объектов всемирного наследия, повышения доли валовой добавленной стоимости культурной индустрии в ВВП до 4%, развития ледового и снежного туризма [51; 52].

X

О т

СП <

Б Б

3

£ рЕ-

Планы, посвящённые развитию культуры и туризма пров. Цзилинь, отличаются большей туристической направленностью. К завершению пятилетнего плана там должно быть построено 35 новых музеев, создано 20 предприятий, работающих в сфере культуры, за следующие 5—10 лет провинцию должны посетить 500 млн туристов, а доход от туристской индустрии должен составить 100 млрд юаней. Ставятся задачи сохранения нематериального культурного наследия — маньчжурского стиля исполнения танца янгэ и технологии изготовления маньчжурского платья ципао [28; 29].

В соответствующих планах пров. Ляонин указывается, что количество учреждений культуры должно достичь 2000. Ставятся задачи сохранения традиционных ремёсел — резьбы по нефриту и агату. В документе не указывается, сколько процентов должна составлять доля добавленной стоимости туристской и культурной индустрии в ВВП, отмечается лишь, что она должна непрерывно расти [45; 46; 47].

Стоит также отметить и публикации местных планов: План развития культуры и туризма в г. Цзилинь на 14-ю пятилетку; План развития культуры и туризма г. Икоу на 14-ю пятилетку; Программа развития культуры, туризма, радиовещания и телевидения, а также спорта и объектов культурного наследия в г. Чаоян на 14-ю пятилетку; План развития культуры и туризма в г. Харбин на 14-ю пятилетку; План развития культурной отрасли и индустрии культуры в городском округе Хэган на 14-ю пятилетку [27; 44; 42; 30; 50].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мае 2021 г. МКТ опубликовало специальные планы — по сохранению нематериального культурного наследия на 14-ю пятилетку и по развитию культурной индустрии на 14-ю пятилетку, а в июне — План строительства системы государственных культурных услуг на 14-ю пятилетку [37; 36; 35]. Однако после публикации далеко не каждого плана МКТ последовала публикация соответствующих региональных планов. Очевидно, что темами последних являются лишь наиболее насущные для регионов вопросы развития. Так, провинции СВК уделяют туристской индустрии больше внимания, чем культурной, поскольку считают, что её развитие потенциально более прибыльно.

ЗАДАЧИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИЯХ XX СЪЕЗДА КПК

На прошедшем 16—22 октября 2022 г. XX съезде КПК вопросы культуры

СЧ

имели немаловажное значение. В докладе Си Цзиньпина ставились сле-£ дующие задачи развития культурной политики: распространение традици-щ онной культуры; укрепление культурной «мягкой силы»; повышение влияния китайской культуры; управление общественным мнением; проведение m цифровизации сферы культуры; улучшение системы государственных куль-m турных услуг; развитие культурной индустрии; усиление охраны культур-К ного наследия [9]. Особый интерес представляет тезис, ранее не звучавший g на подобных мероприятиях, о необходимости донесения до мира китайской точки зрения: «форсировать работу по построению китайской системы дис-н курса, умело повествовать о Китае и доносить голос Китая, демонстрировать

миру имидж Китая, достойного доверия, одобрения и уважения» [9]. Концепция «дискурса», которую упомянул Си Цзиньпин, была заимствована китайскими политиками у французского философа М. Фуко, однако интерпретируется она в Китае особенным образом: «В определённом смысле, тот, кто владеет дискурсивной силой, тот и имеет „право организовывать" мировой порядок, тот и обладает ключевой властью» [32].

Так, на смену активному продвижению «мягкой силы», направленному на формирование позитивного образа Китая, пришла задача наращивания «права голоса» в мировом сообществе, соответствующего возросшему потенциалу страны [1]. Си Цзиньпин продолжает свой курс повышения влияния китайской культуры на международной арене, признавая, что сначала в «китайскую правду» должно поверить само население страны, и для этого необходимо создавать культурную продукцию, зачастую основанную на традиционной культуре, но всегда отвечающую требованиям социалистической культуры с китайской спецификой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведённого исследования представляется возможным проследить формирование современного курса культурной политики Китая. Ведущими тенденциями в первом десятилетии XXI в. стали форсированное развитие культурной индустрии, стимулирование участия негосударственного капитала в отраслях культуры, доминирование государственных предприятий в культурной индустрии, создание единой для всего населения системы ценностей, развитие культурной «мягкой силы», продвижение культурной индустрии как опорной отрасли экономики. После прихода к власти Си Цзиньпина в 2012 г. многие тенденции были сохранены, с тем изменением, что культурная политика была перенаправлена внутрь страны, был выдвинут новый политический лозунг о возрождении китайской нации, которое должно осуществиться на фоне подъёма китайской культуры и её признания миром. Наблюдается установка на продвижение «китайской правды», в которую в первую очередь должно поверить население Китая, а впоследствии и остальной мир.

Активизация культурного строительства провинций СВК является значимой составляющей национального курса, соответствующие задачи неизменно включаются в региональные планы по развитию культуры и туризма. В культурной политике СВК наблюдаются те же тенденции, что и в национальной — охрана культурного наследия, развитие индустрии культуры, £ совершенствование культурного рынка и системы государственных куль- щ турных услуг. Однако из задач региональных планов следует, что провин- ей ции СВК больший упор делают на развитие сферы туризма, нежели куль- § туры, поскольку видят в этом большую прибыль.

Большинство задач развития культурной политики, объявленных на XX съезде, уже звучали в предыдущие годы и оформлялись в различ- ^ ных планах. Однако решения XX съезда всё же повлияли на курс нацио- Е^ нальной культурной политики. Так, в докладе генерального секретаря КПК

Си Цзиньпина поставлена задача создания китайской системы дискурса. В частности, наблюдается тенденция отказа от продвижения «мягкой силы», направленной на формирование положительного имиджа Китая, и переход к наращиванию так называемой дискурсивной силы, задачей которой является создание такого информационного поля, где китайская точка зрения будет главенствующей, а обеспечивать это информационное поле должна продукция китайской культурной индустрии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисов И.Е., Зуенко И.Ю. От мягкой силы к дискурсивной силе: новые идео-логемы внешней политики КНР. М.: МГИМО-Университет, 2022. 24 с.

2. Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК (полный текст). URL: http://russian. china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm (дата обращения: 04.06.2023).

3. Доклад Цзян Цзэминя на 16-м Всекитайском съезде КПК. URL: http://russian. china.org.cn/russian/50838.htm (дата обращения: 06.06.2023).

4. Зиневич О.В., Селезнева Н.В. Новая стратегия «мягкой силы» Китая // Вестник МГИМО-Университета. 2022. № 15 (6). С. 36—54.

5. История Северо-Восточного Китая в XVII—XXI вв. Кн. 5. Северо-Восточный Китай в период возрождения старопромышленной базы / отв. ред. И.В. Став-ров, С.А. Иванов. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2018. 356 с.

6. Китайский трансфер: от мягкой культурной силы к дискурсивной. URL: https:// ru.valdaiclub.com/a/highlights/kitayskiy-transfer/ (дата обращения: 07.06.2023).

7. Кулинцев Ю.В. Стратегия «двойной циркуляции» и её влияние на российско-китайские отношения // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2021. № 26. С. 242—255.

8. ЛомановА.В., БорохО.Н. Стратегия создания «могущественного культурного государства» (о решениях 6-го пленума ЦК КПК 17-го созыва) // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 1. С. 4—16.

9. Полный текст доклада 20-му Всекитайскому съезду Коммунистической партии Китая. URL: https://russian.news.cn/20221025/b32a2a0cff064246838b0999eeedebaa/ c.html (дата обращения: 02.06.2023).

10. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (дата обращения: 05.06.2023).

11. Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на 18-м съезде КПК. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8023881.html (дата обращения: 04.06.2023).

12. Полный текст «Резолюции ЦК КПК об основных достижениях и историческом опыте столетней борьбы партии». URL: http://russian.news. cn/2021-11/16/c_1310314781.htm (дата обращения: 04.06.2023).

О 13. Рисухина О.Н. Культура и реформы: Северо-Восточный Китай (1978—2008 гг.). Владивосток: Изд-во Миромановой И.В., 2020. 231 с.

14. Ставров И.В. Реализация национальной политики КПК в Северо-Восточных

провинциях КНР (1978—2002 гг.): дис.... канд. ист. наук. Владивосток, 2007.

« 198 с. ►л

Ef 15. Турушева Н.В. Особенности финансирования культурной сферы КНР // Вест-

н ник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 121—123.

16. Турушева Н.В. Позиция КПК по реформированию культурной сферы (конец XX — XXI в.) // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 356. С. 106—108.

17. Global Media and National Policies. London: Palgrave Macmillan, 2016. 228 p.

18. Roots and Prospects of Xi's Cultural Policy. URL: https://theasiadialogue. com/2016/12/23/roots-and-prospects-of-xis-cultural-policy/ (дата обращения: 10.06.2023).

19. To Govern China: Evolving Practices of Power. Cambridge: Cambridge University Press, 2017. 334 p.

20. "ЖШ^", йМЖ^ЙЖШ = «Двойная циркуляция», стоит ожидать развития. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1671740676124726726&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 17.05.2023).

21. = План развития культуры и туризма на 14-ю пятилетку. URL: http://www.cnci.net.cn/content/2021-06/21/content_24314285.htm (дата обращения: 01.06.2023).

22. = План Министерства культуры на 13-ю пятилетку в одной таблице. URL: https://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/zcfg/zcjd/202012/ t20201205_915437.html (дата обращения: 05.06.2023).

23. ^ARÄiOa = Статистический бюллетень Министерства культуры и туризма КНР по развитию культуры за 2017 г. URL: https://www.zjtz.gov.cn/art/2018/6/25/art_1229191234_1570821.html (дата обращения: 21.05.2023).

24. Ф<-РХВ:Шт^ШМтШ2021^ШМтЖШт^//т = Статистический бюллетень Министерства культуры и туризма КНР по развитию культуры за 2021 г. URL: https://www.gov.cn/guoqing/2023-03/17/content_5747149.htm ?eqid=e653be2f0003f90a00000005645dcf32 (дата обращения: 02.06.2023).

25. = Си Цзиньпин: выступление на собрании, посвящённом 95-й годовщине основания КПК. URL: http://cpc. people.com.cn/n1/2021/0416/c64094-32079803.html (дата обращения: 04.06.2023).

26. = Государственно-частное партнёрство поможет углубить структурную реформу в сфере предложения в секторе культуры. URL: https://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/zcfg/zcjd/202012/ t20201205_915464.html (дата обращения: 30.05.2023).

27. = Уведомление о публикации Плана развития культуры и туризма в городе Цзилинь на 14-ю пятилетку. URL: http://credit.jlcity.gov.cn/zcfg/bdzc/202207/t20220718_1247573.html (дата обращения: 02.06.2023).

28. = Народное правительство провинции Цзилинь опубликовало Уведомление о Плане развития культуры и туризма на 14-ю пятилетку. URL: http://xxgk. jl.gov.cn/szf/gkml/202111/t20211111_8281588.html (дата обращения: 28.05.2023).

29. ЩШЩ^ШЫ.'^^.^ШШ.ШШ.ШМ = Работа по сохранению объектов культурного наследия в провинции Цзилинь достигла выдающихся успехов. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1739127617408825748&wfr=spider&for=pc (дата щ обращения: 24.05.2023).

30. = План развития культуры и туризма

в городе Харбин на 14-ю пятилетку. URL: https://www.harbin.gov.cn/haerbin/ i=i c104562/202110/68061/files/10c61d96e99146faa6ae90e74b51264d.pdf (дата обра- ^ щения: 26.05.2023). Ц

31. = Решение Госсовета о вхож- 3 дении негосударственного капитала в сферу культуры. URL: http://www.gov. cn/zhengce/content/2008-03/28/content_5680.htm (дата обращения: 01.06.2023). н

32. ЖВ.^.^Ж&ШШ: = Профессор Фуданьского университета Тун Бин: «Усиливать строительство дискурсивной системы в журналистике». URL: http://www.xinhuanet.com/zgjx/2018-05/28/c_137211543.htm (дата обращения: 19.05.2023).

33. ШШ. = Сунь Вэй. Анализ фискальной политики культурной индустрии Китая // 2015. № 29. С. 80—81.

34. ^ЙЖ ЙС^^КЖаШ^'ШЙЙ^ЙЖЛЖ^ = Инь Кэхань. Эволюция подхода к государственной политике культурного строительства после реформ и открытости // 2023. № 5. С. 8—21.

35. = Уведомление Министерства культуры и туризма о публикации Плана строительства системы государственных культурных услуг на 14-ю пятилетку. URL: https://zwgk.mct. gov.cn/zfxxgkml/ggfw/202106/t20210623_925879.html (дата обращения: 20.05.2023).

36. = Уведомление Министерства культуры и туризма о публикации Плана по развитию культурной индустрии на 14-ю пятилетку. URL: https://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/ cyfz/202106/t20210607_925033.html (дата обращения: 01.06.2023).

37. = Уведомление Министерства культуры и туризма о публикации Плана по сохранению нематериального культурного наследия на 14-ю пятилетку. URL: https://www.gov.cn/ zhengce/zhengceku/2021-06/09/content_5616511.htm (дата обращения: 02.06.2023).

38. = Уведомление Министерства культуры и туризма о публикации Методов планового управления культурой и туризмом. URL: https://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/zcfg/ gfxwj/202012/t20201204_906342.html (дата обращения: 29.05.2023).

39. ^ЙШЙШ^ШЖ^^ГФШЙ^ШШЯ = Мнения Министерства культуры и туризма о содействии развитию цифровой культурной индустрии. URL: https://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/cyfz/202012/t20201206_916978.html (дата обращения: 28.05.2023).

40. ^ШШ^^Ш^ PPP^Ä^®^^ = Государственно-частное партнёрство для государственных услуг в сфере культуры, туризма и спорта имеет большое значение. URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1725613008101113508&wfr=spider &for=pc (дата обращения: 15.05.2023).

41. Основные сведения о культурном наследии. URL: http://www. stats.gov.cn/sj/ndsj/2022/indexch.htm (дата обращения: 27.05.2023).

42. Ш)ШМтт~т = Программа развития культуры, туризма, радиовещания и телевидения, а также спорта и объектов культурного наследия в г.Чаоян на 14-ю пятилетку. URL: http://www. chaoyang.gov.cn/html/CYSZF/202203/0165061339428312.html (дата обращения: 26.05.2023).

43. = Основные сведения об учреждениях культуры. URL: ^ http://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2018/indexch.htm (дата обращения: 27.05.2023). | 44. = щ Уведомление народного правительства г. Икоу о публикации плана разви-^ тия культуры и туризма на 14-ю пятилетку. URL: http://ykcyjd.yingkou.gov.cn/

govxxgk/yhcyjd/2022-11-21/6e9e6855-62d4-4779-a79d-704c87cebf5f.html (дата об-Ч ращения: 29.05.2023).

45. = План развития культуры и туризма на 14-ю пятилетку провинции Ляонин. URL: http://wlgdj.chaoyang.gov.cn/html/ CYWLG/202110/0163832227134716.html (дата обращения: 29.05.2023).

46. = План провинции Ляонин по развитию н объектов культурного наследия на 14-ю пятилетку. URL: https://whly.ln.gov.cn/

whly/ggfw/zcjd/654CB4ACB48F4766922761B3E29ABBEF/index.shtml (дата обращения: 29.05.2023).

47. = План провинции Ляонин по сохранению нематериального культурного наследия на 14-ю пятилетку. URL: https://www.ihchina.cn/project_details/24504/ (дата обращения: 29.05.2023).

48. = Возможности государственно-частного партнёрства в условиях финансового кризиса в провинции Ляонин. URL: https:// www.wenmi.com/article/py6ot0041ego.html (дата обращения: 27.05.2023).

49. ЙШЙ. SBÄftÄ^Ö^Ä^SM = Цзинь Шибинь. Эволюция и перспективы культурной политики Китая // 2016. № 1. С. 93—97.

50. = План развития культурной отрасли и индустрии культуры в городском округе Хэган на 14-ю пятилетку. URL: https:// www.hegang.gov.cn/hegang/qygh/202104/32ab0427ecc74aafa45d74d020f2e466/ files/WgRvCWRhmeSABclaAAz43Sso2o8794.pdf (дата обращения: 29.05.2023).

51. = План развития объектов культурного наследия провинции Хэйлунцзян на 14-ю пятилетку. URL: https://www.hlj.gov.cn/ hlj/c108411/202206/c00_31183085.shtml (дата обращения: 29.05.2023).

52. = департамент культуры и туризма провинции Хэйлунцзян опубликовал Уведомление о Плане развития культуры и туризма на 14-ю пятилетку. URL: https:// baijiahao.baidu.com/s?id=1776765820500000238&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 29.05.2023).

REFERENCES

1. Denisov I.E., Zuenko I.Yu. Ot myagkoy sily k diskursivnoy sile: novye ideologemy vnesh-ney politiki KNR [From Soft Power to Discursive Power: China's New Ideologemes of Foreign Policy]. Moscow, MGIMO-Universitet Publ., 2022, 24 p. (In Russ.)

2. Doklad Khu Tsin'tao na 17-m s"ezde KPK(polnyy tekst) [Hu Jintao's Report to the 17th CPC National Congress (Full Text)]. Available at: http://russian.china.org.cn/china/archive/ shiqida/2007-10/25/content_9120930.htm (accessed 04.06.2023). (In Russ.)

3. Doklad Tszyan Tszeminya na 16-m Vsekitayskom s"ezde KPK [Jiang Zemin's Report to the 16th CPC National Congress]. Available at: http://russian.china.org.cn/ russian/50838.htm (accessed 06.06.2023). (In Russ.)

4. Zinevich O.V., Selezneva N.V. Novaya strategiya «myagkoy sily» Kitaya [China's New Soft Power Strategy]. Vestnik MGIMO-Universiteta, 2022, no.15 (6), pp.36—54. (In Russ.)

5. Istoriya Severo-Vostochnogo Kitaya v XVII—XXI vv. Kn. 5. Severo-Vostochnyy Kitay v period vozrozhdeniya staropromyshlennoy bazy [History of North-Eastern China in the 17th — 21st Centuries. Book 5. Northeast China during the Revival of the Old Industrial Base]. Executive eds. I.V. Stavrov, S.A. Ivanov. Vladivostok, IIAE DVO RAN Publ., 2018, 356 p. (In Russ.)

6. Kitayskiy transfer: ot myagkoy kul'turnoy sily k diskursivnoy [Chinese Transfer: from Cultural Soft Power to Discursive Power]. Available at: https://ru.valdaiclub.com/a/ <tj highlights/kitayskiy-transfer/ (accessed 07.06.2023). (In Russ.) O

7. Kulintsev Yu.V. Strategiya «dvoynoy tsirkulyatsii» i ee vliyanie na rossiysko-kitay- t^ skie otnosheniya [The "Double Circulation" Strategy and Its Impact on Sino-Rus- ^ sian Relations]. Kitay v mirovoy i regional'noy politike. Istoriya i sovremennost, 2021,

no. 26, pp. 242—255. (In Russ.) g

8. Lomanov A.V., Borokh O.N. Strategiya sozdaniya «mogushchestvennogo kul'turnogo EJ gosudarstva» (o resheniyakh 6-go plenuma TsK KPK 17-go sozyva) [A Strategy for h

DC

a "Powerful Cultural State" (on the Decisions of the 6th Plenum of the 17th CPC Central Committee)]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2012, no. 1, pp. 4—16. (In Russ.)

9. Polnyy tekst doklada 20-mu Vsekitayskomu s"ezdu Kommunisticheskoy partii Kitaya [Full Text of the Report to the 20th National Congress of the CPC]. Available at: https://russian.news.cn/20221025/b32a2a0cff064246838b0999eeedebaa/c.html (accessed 02.06.2023). (In Russ.)

10. Polnyy tekst doklada, s kotorym vystupil Si Tszin'pin na 19-m s"ezde KPK [Full Text of Xi Jinping's Report at 19th CPC National Congress]. Available at: http://russian. news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (accessed 05.06.2023). (In Russ.)

11. Polnyy tekst doklada, s kotorym vystupil Khu Tsziin'tao na 18-m s"ezde KPK [Full Text of Hu Jintao's Report at 18th CPC National Congress]. Available at: http://russian. people.com.cn/31521/8023881.html (accessed 04.06.2023). (In Russ.)

12. Polnyy tekst «Rezolutsii TsK KPK ob osnovnykh dostizheniyakh i istoricheskom opyte stoletney bor'by partii» [Full Text: Resolution of the CPC Central Committee on the Major Achievements and Historical Experience of the Party over the Past Century]. Available at: http://russian.news.cn/2021-11/16/c_1310314781.htm (accessed 04.06.2023). (In Russ.)

13. Risukhina O.N. Kul'tura i reformy: Severo-Vostochnyy Kitay (1978—2008 gg.) [Culture and Reforms: Northeast China (1978—2008)]. Vladivostok, Izd-vo Miromano-voyI.V. Publ., 2020, 231 p. (In Russ.)

14. StavrovI.V. Realizatsiya natsional'noy politiki KPK v Severo-Vostochnykh provintsi-yakh KNR (1978—2002 gg.): dis.... kand. ist. nauk [Implementation of the CCP's Ethnic Minorities Policies in the North-East Provinces of China (1978—2002). PhD in hist. sci diss.]. Vladivostok, 2007, 198 p. (In Russ.)

15. Turusheva N.V. Osobennosti finansirovaniya kul'turnoy sfery KNR [Features of the Financing of the Cultural Sphere of China]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta, 2013. no. 376. pp. 121—123. (In Russ.)

16. Turusheva N.V. Pozitsiya KPK po reformirovaniyu kul'turnoy sfery (konets XX—XXI v.) [The CPC's Position on Cultural Reform (the End of the 20th — 21st Centuries)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 356, pp. 106—108. (In Russ.)

17. Global Media and National Policies. London, Palgrave Macmillan Publ., 2016, 228 p. (In Eng.)

18. Roots and Prospects of Xi's Cultural Policy. Available at: https://theasiadialogue. com/2016/12/23/roots-and-prospects-of-xis-cultural-policy/ (accessed 10.06.2023). (In Eng.)

19. To Govern China: Evolving Practices of Power. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2017, 334 p. (In Eng.)

20. "MWif", MMmMMW'^ ["Double Cycle", High-Quality Development Can Be Expected]. Available at: https://baijiahao.baidu.com/s?id=167174067612472672 6&wfr=spider&for=pc (accessed 17.05.2023). (In Chin.)

21. [Ministry of Culture and Tourism' Plan on the 14th

(N

Five-Year Plan]. Available at: http://www.cnci.net.cn/content/2021-06/21/ J content_24314285.htm (accessed 01.06.2023). (In Chin.)

22. [Ministry of Culture' 13th Five-Year Plan in One Chart]. Available at: https://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/zcfg/zcjd/202012/ t20201205_915437.html (accessed 05.06.2023). (In Chin.)

& 23. fp^ARMnm^ikfmm^On^ikMMmif&M [People's Republic of China Ministry of Culture and Tourism' Statistics Bulletin on Cultural Development in 2017]. Available at: https://www.zjtz.gov.cn/art/2018/6Z25/ ^ art_1229191234_1570821.html (accessed 21.05.2023). (In Chin.)

E? 24. [ People's Republic

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

h of China Ministry of Culture and Tourism' Statistics Bulletin on Cultural Development

in 2021]. Available at: https://www.gov.cn/guoqing/2023-03/17/content_5747149.htm ?eqid=e653be2f0003f90a00000005645dcf32 (accessed 02.06.2023). (In Chin.)

25. [Full Text: Speech by President Xi Jinping at a Ceremony Marking the 95th Anniversary of the Founding of the Communist Party of China]. Available at: http://cpc.people.com.cn/ n1/2021/0416/c64094-32079803.html (accessed 04.06.2023). (In Chin.)

26. ¡^PPPM^MltlMit^itmMiMaMlia^'li^:^ [PPP Model Can Help Intensify the Supply-Side Structural Reform in the Field of Culture]. Available at: https:// zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/zcfg/zcjd/202012/t20201205_915464.html (accessed 30.05.2023). (In Chin.)

27. [Jilin City' Notice on the Culture and Tourism Development on 14th Five-Year Plan]. Available at: http://cred-it.jlcity.gov.cn/zcfg/bdzc/202207/t20220718_1247573.html (accessed 02.06.2023). (In Chin.)

28. wm'Agmm^jT^zpMwm^rmMimm—№£"M%m&№ №

Provincial People's Government' Notice on the Culture and Tourism Development Plan on the 14th Five-Year Plan]. Available at: http://xxgk.jl.gov.cn/szf/gkml/202111/ t20211111_8281588.html (accessed 28.05.2023). (In Chin.)

29. aMW^^M/'TfPMM^MMW [Jilin Province Cultural Relics Protection Work Progressed Significantly]. Available at: https://baijiahao.baidu.com/s?id=17391276 17408825748&wfr=spider&for=pc (accessed 24.05.2023). (In Chin.)

30. [Harbin City' Culture and Tourism Development Plan on the 14th Five-Year Plan]. Available at: https://www.harbin.gov.cn/ haerbin/c104562/202110/68061/files/10c61d96e99146faa6ae90e74b51264d.pdf (accessed 26.05.2023). (In Chin.)

31. B^^j/W&^MAjZttfMi/^^ [Several Decisions Regarding Non-publicly-owned Capital Investments in Cultural Industries]. Available at: http:// www.gov.cn/zhengce/content/2008-03/28/content_5680.htm (accessed 01.06.2023). (In Chin.)

32. MS.A^M^&CM[Professor Tong Bing of Fudan University: Strengthening the Construction of Journalistic Discourse System]. Available at: http://www.xinhuanet.com/zgjx/2018-05/28/c_137211543.htm (accessed 19.05.2023). (In Chin.)

33. 3M. ^M'X^r^.'kM.^fiWM.WA^ [Sun Wei. Analysis of Fiscal Policy for the Development of China's Cultural Industry]. f^Uffi, 2015, no. 29, pp. 80—81. (In Chin.)

34. ^^I^S^fti^iS^&SAM^ [Yin Kehan. The Evolution of National Cultural Construction Policy Since the Reform and Opening Up]. t$i£i.S, 2023, no. 5, pp. 8—21. (In Chin.)

35. [The Ministry of Culture and Tourism' Notice on the Issuance of Construction of Public Cultural Service System Plan on the 14th Five-Year Plan]. Available at: https://zwgk. mct.gov.cn/zfxxgkml/ggfw/202106/t20210623_925879.html (accessed 20.05.2023). | (In Chin.)

36. [ The Ministry of Culture and Tourism' Notice on the Issuance of Construction of Development of Cultural Industry Plan on the 14th Five-Year Plan]. Available at: https://zwgk.mct.gov. i=i cn/zfxxgkml/cyfz/202106/t20210607_925033.html (accessed 01.06.2023). (In Chin.) ^

37. xfcttMMffiXTmc-mz^mffixmsjfM/mmmn [ The Ministry g

of Culture and Tourism' Notice on the Issuance of Intangible Cultural Heritage Pro- ¡3 tection Plan on the 14th Five-Year Plan]. Available at: https://www.gov.cn/zhengce/ EJ zhengceku/2021-06/09/content_5616511.htm (accessed 02.06.2023). (In Chin.) h

38. Xikmmnm^miXikmmMMWSftmemm [ The Ministry of Culture and Tourism' Notice on the issuance of Cultural and Tourism Planning Management Measures]. Available at: https://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/zcfg/gfxwj/202012/ t20201204_906342.html (accessed 29.05.2023). (In Chin.)

39. XikfmffifflM^MsMi^ikrttMMMMMffimn [The Ministry of Culture and Tourism' Opinions on Promoting the High-Quality Development of Digital Culture Industry]. Available at: https://zwgk.mct.gov.cn/zfxxgkml/cyfz/202012/ t20201206_916978.html (accessed 28.05.2023). (In Chin.)

40. JMW/MU^r [PPP Model for Public Services in Culture, Tourism, and Sports Are Important]. Available at: https://baijiahao.baidu.com/s?id=172 5613008101113508&wfr=spider&for=pc (accessed 15.05.2023). (In Chin.)

41. jJ^S^WM [ Basic Information on Cultural Relics]. Available at: http://www.stats. gov.cn/sj/ndsj/2022/indexch.htm (accessed 27.05.2023). (In Chin.)

42.mBni—№£"j{mimnrmmM(№Wjm)MmMMmm [Chaoyang City

Culture, Tourism, Radio and Television (Sports, Cultural Relics) Development Program on 14th Five-Year Plan]. Available at: http://www.chaoyang.gov.cn/html/ CYSZF/202203/0165061339428312.html (accessed 26.05.2023). (In Chin.)

43. ffijkJltfflfefS^WiM [Basic Information on Mass Cultural Institutions]. Available at: http://www.stats.gov.cn/sj/ndsj/2018/indexch.htm (accessed 27.05.2023). (In Chin.)

44. wnrFAgM^/s^^EPMwnrFjftmm "¡kmrnrnmrnm

[Yingkou City People's Government Office' Notice on the Issuance of Yingkou City Culture and Tourism Development Plan on 14th Five-Year Plan]. Available at: http://ykcyjd.yingkou.gov.cn/govxxgk/yhcyjd/2022-11-21/6e9e6855-62d4-4779-a7 9d-704c87cebf5f.html (accessed 29.05.2023). (In Chin.)

45. [ Liaoning Province' Cultural and Tourism Development Plan on the 14th Five-Year Plan]. Available at: http://wlgdj.chaoyang.gov. cn/html/CYWLG/202110/0163832227134716.html (accessed 29.05.2023). (In Chin.)

46. [Liaoning Province' Development of Cultural Relics Plan on the 14th Five-Year Plan]. Available at: https://whly.ln.gov.cn/ whly/ggfw/zcjd/654CB4ACB48F4766922761B3E29ABBEF/index.shtml (accessed 29.05.2023). (In Chin.)

47. [ Liaoning Province' Intangible Cultural Heritage Safeguarding Plan on the 14th Five-Year Plan]. Available at: https://www. ihchina.cn/project_details/24504/ (accessed 29.05.2023). (In Chin.)

48. M/rWMlI%BWT8a"PPP+" MM [ "PPP+" Opportunities in Liaoning Province under Financial Distress]. Available at: https://www.wenmi.com/article/py6ot0041ego. html (accessed 27.05.2023). (In Chin.)

49. £Wffi. ^BJikHkMffl'MM-^MM [Jin Shibin. The Evolution and Prospects of China's Cultural Policy]. MMW^, 2016, no. 1, pp. 93—97. (In Chin.)

50. [Hegang City' Culture and Cultural Industry Development Plan on the 14th Five-Year Plan]. Available at: https://www.

£ hegang.gov.cn/hegang/qygh/202104/32ab0427ecc74aafa45d74d020f2e466/files/

WgRvCWRhmeSABclaAAz43Sso2o8794.pdf (accessed 29.05.2023). (In Chin.) g: 51. [ Heilongjiang Province' Development of Cul-

O tural Relics Plan on the 14th Five-Year Plan]. Available at: https://www.hlj.gov.cn/hlj/

S c108411/202206/c00_31183085.shtml (accessed 29.05.2023). (In Chin.)

S3 52. mmmj{tfm№)TM^EPM—№£"j{kfm№MmMW}№&ffl [Hei-

longjiang Provincial Department of Culture and Tourism' Notice on the Issuance g of the Culture and Tourism Development Plan on the 14th Five-Year Plan]. Avail-

U able at: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1776765820500000238&wfr=spider&for

h =pc (accessed 29.05.2023). (In Chin.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.