Научная статья на тему '«Бренд с национальным характером» как один из ключевых инструментов развития экономики и культуры в районах проживания малочисленных народов КНР'

«Бренд с национальным характером» как один из ключевых инструментов развития экономики и культуры в районах проживания малочисленных народов КНР Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
154
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная политика КНР / экономика КНР / Юньнань / Гуанси-Чжуанский автономный район / нацмень шинства КНР / бренд с национальным характером / национальная самоидентификация. / national policy of China / economy of China / Yunnan / Guangxi Zhuang Autonomous region / national minorities of China / brand with national character / national identity

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Грачева Юлия Александровна

В настоящее время национальная политика Китая в отношении малочисленных народов осуществляется в рамках идеи борьбы «за реализацию китайской мечты о великом возрождении китайской нации», о которой заявил Си Цзиньпин в своём докладе на 19м съезде КПК. Методы осуществления национальной политики представлены среди основных задач плана 13ой пятилетки Китая (2016—2020) и неразрывно связаны с экономическим развитием страны, с задачей построения общества «средней зажиточности» к столетию основа ния КПК в 2021 г. Статья посвящена одному из инструментов экономического и социального развития районов проживания национальных мень шинств КНР — производству продукции «брендов с национальным характером». Автор рассматривает различные типы реализации концепции «бренда с национальным характером» на примере Гуан сиЧжуанского автономного района и провинции Юньнань в 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Brand with national character” as one of the key tools for the development of economy and culture in the areas of residence of national minorities in China

The article is devoted to one of the economic and social development's tools of ethnic minority areas in China — the production of “brands with a national character”. The author considers different ty pes of implementation of the concept of “brand with national character” on the example of Guangxi Zhuang Autonomous region and Yunnan province in 2019. At present, China's national policy towards national minorities is be ing implemented within the framework of the idea of fighting for “the re alization of the Chinese dream of the great revival of the Chinese nati on”, which was stated by Xi Jinping in his report at the 19th Congress of the CPC. Methods of implementation of national policy are presented among the main objectives of the 13th fiveyear plan in China (2016—2020) and are inextricably linked with the economic development of the country, with the task of building a society of “average prosperity” to the centena ry of the founding of the CPC in 2021.

Текст научной работы на тему ««Бренд с национальным характером» как один из ключевых инструментов развития экономики и культуры в районах проживания малочисленных народов КНР»

DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10021

Ю.А. Грачева

«БРЕНД С НАЦИОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРОМ» КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ В РАЙОНАХ ПРОЖИВАНИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КНР

Аннотация. В настоящее время национальная политика Китая в отношении малочисленных народов осуществляется в рамках идеи борьбы «за реализацию китайской мечты о великом возрождении китайской нации», о которой заявил Си Цзиньпин в своём докладе на 19-м съезде КПК.

Методы осуществления национальной политики представлены среди основных задач плана 13-ой пятилетки Китая (2016—2020) и неразрывно связаны с экономическим развитием страны, с задачей построения общества «средней зажиточности» к столетию основания КПК в 2021 г.

Статья посвящена одному из инструментов экономического и социального развития районов проживания национальных меньшинств КНР — производству продукции «брендов с национальным характером». Автор рассматривает различные типы реализации концепции «бренда с национальным характером» на примере Гуан-си-Чжуанского автономного района и провинции Юньнань в 2019 г.

Ключевые слова: национальная политика КНР, экономика КНР, Юньнань, Гуанси-Чжуанский автономный район, нацмень-

шинства КНР, бренд с национальным характером, национальная самоидентификация.

Автор: Грачева Юлия Александровна, м.н.с. Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН. E-mail: link2k3@list.ru

Yu.A. Gracheva

"Brand with national character" as one of the key tools for the development of economy and culture in the areas of residence of national minorities in China

Abstract. The article is devoted to one of the economic and social development's tools of ethnic minority areas in China — the production of "brands with a national character". The author considers different types of implementation of the concept of "brand with national character" on the example of Guangxi Zhuang Autonomous region and Yunnan province in 2019.

At present, China's national policy towards national minorities is being implemented within the framework of the idea of fighting for "the realization of the Chinese dream of the great revival of the Chinese nation", which was stated by Xi Jinping in his report at the 19th Congress of the CPC.

Methods of implementation of national policy are presented among the main objectives of the 13th five-year plan in China (2016—2020) and are inextricably linked with the economic development of the country, with the task of building a society of "average prosperity" to the centenary of the founding of the CPC in 2021.

Keywords: national policy of China, economy of China, Yunnan, Guangxi Zhuang Autonomous region, national minorities of China, brand with national character, national identity.

Author: Yulia A. GRACHEVA, junior researcher, Center for political studies and forecasts, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: link2k3@list.ru).

В 2016 г. в «Плане содействия развитию национальных районов и малочисленных народов 13-й пятилетки» в качестве одного из основных инструментов экономического развития этих районов приоритетными названы отрасли, производящие продукцию «брендов с национальным характером» [Миньцзу тэсэ пиньпай...]. Развитие ту-

ризма с национальным характером, национальных туристических достопримечательностей и маршрутов также является важным пунктом в плане 13-й пятилетки и неразрывно связано с созданием «брендов». План содействия развитию производства «брендов с национальным характером» (в которые включены народная медицина, традиционные ремесла, национальная кухня и другие предметы материальной культуры малочисленных народов Китая) включает в себя интеграцию городов, промышленности, экологии, сельского хозяйства и других сфер жизни в общий процесс экономического развития районов проживания нацменьшинств [Ши саньу...].

Согласно «Плану», в районах проживания национальных меньшинств экономическое развитие реализуется главным образом посредством: 1) развития местного туризма; 2) производства продукции «брендов с национальным характером» [Миньцзу тэсэ пинь-пай...]; 3) строительства и развития новой инфраструктуры в районах проживания нацменьшинств.

Вышеперечисленные методы реализации национальной политики в настоящее время оказывают глубокое влияние не только на уровень экономического благосостояния малочисленных народов Китая, но и на их материальную и духовную культуру, а также на особенности национальной самоидентификации представителей нацменьшинств.

Производство продукции «брендов с национальным характером» притягивает внимание к традиционной культуре малочисленных народов Китая, одновременно привлекая массового китайского туриста в отдаленные регионы страны. Вместе с тем возникает парадоксальная ситуация, когда на местных туристических рынках национальных районов появляются предметы, которые не относятся к реальной материальной культуре конкретной этнической группы — т. е. происходит формирование псевдоаутентичной этнической культуры. Наиболее ярким примером служат продукты питания «с национальным характером», которые фактически являются псевдоэтническими — печенье с лепестками роз и козинаки народов наси, бай, ицзу; фруктовое ароматизированное вино народа мяо и другие. Ещё пример — превращение знаков материальной и духовной культуры в «бренд» и использование его не по истинному назна-

чению — допустим, пиктограммы письменности дунба народа наси изначально имели исключительно сакральное значение, а теперь их можно увидеть не только на вывесках магазинов и автобусных остановках, но и на одежде, предметах быта и т. д. [Грачева]. Аналогичный процесс произошёл и с головным убором народа мяо, который являлся элементом свадебного костюма, а в настоящее время служит украшением фонарных столбов и урн.

Одновременно программа производства «брендов с национальным характером» оказывает позитивное влияние на возрождение ряда народных ремёсел, среди которых, например, производство продукции из мяса, шерсти и костей яка у народов Юньнани — наси, мяо, и; ткачество народа мосо; батик и резьба по дереву народа бай и др.

Как бы то ни было, оказывая неоднозначное воздействие на культуру малочисленных народов Китая, производство «брендов с национальным характером» способствует экономическому развитию национальных районов. По всему Китаю открываются предприятия, производящие новую продукцию, каждый национальный район создаёт свой собственный план на 13-ю пятилетку по реализации вышеизложенной программы. Ниже приведены наиболее распространенные модели создания продукции «брендов с национальным характером», а также способы их развития и реализации в некоторых районах проживания нацменьшинств КНР.

Например, в Гуанси-Чжуанском автономном районе Люнань го*

родского округа Лючжоу в день праздника песен , отмечаемого 3-го числа 3-го месяца по лунному календарю, в 2019 г. были проведены мероприятия, направленные на поддержку и продвижение концепции «бренда с национальным характером», включавшие в себя: создание студенческих городков в честь чжуанского праздника 3-го

* Этот праздник распространен у ряда малочисленных народов Китая — чжу-ан, мяо, яо, дун. В старину девушки и юноши чжуан собирались в этот день на улицах, чтобы петь радостные песни, а также устраивать праздничные пиршества у берегов рек. Сказания чжуан гласят о том, что в этот день отмечается день рождения бога, создателя народа чжуан по имени Булото. В этот день чжуаны также приносят жертвы фамильным предкам, поклоняются и совершают жертвоприношения Паньгу и Булото.

месяца 3-го числа; объявление 3-го месяца «агитационно-пропагандистским месяцем продвижения единства национальностей»; объявление этой даты «днём национальной культуры и спорта». Таким образом, по мнению журналиста Лю Синцуня, освещавшего данное событие, в настоящее время ставится задача превратить праздник 3-го месяца 3-го числа в «бренд с национальным характером» [Лю Синцунь]. Ниже подробно рассмотрена суть каждого из трёх мероприятий.

В мероприятии по созданию студенческих городков приняли участие более 40 начальных и средних школ, а также детских садов всех уровней в округе Лючжоу. Одной из сторон реализации этого мероприятия стало использование школьных газет, рекламных щитов, плакатов, лозунгов, электронных табло, радио и телевизионных станций в кампусах с целью активной пропаганды традиционной культуры и национальных обычаев народа чжуан. Как отмечает Лю Синцунь, база СМИ и цифровых технологий позволяет учителям и ученикам понять традиционную культуру чжуан, укрепить национальные чувства, одновременно способствуя национальному единству и прогрессу.

В учебных заведениях проводят практические занятия по народной культуре чжуан. Например, в начальных школах между собой сочетаются предметы естествознания, языка, искусства и тематические классы, что позволяет учащимся глубже понять особенности народа чжуан, их географическое распределение, национальное искусство, а также узнать об их достижениях в культуре, медицине, архитектуре, орудиях труда и т. д. Отдельно на занятиях подчеркивается тема вклада различных этнических групп в развитие великой семьи родины [Цзуго да цзятин...]. Образцовые национальные школы [Миньцзу шифань сюэсяо...] проводят занятия, помогающие учащимся выработать должное понимание национального вопроса, включающего в себя идеи понимания своего народа как неотъемлемой части единой китайской нации чжунхуа миньцзу. Эти же школы используют свои ресурсы для развития творческих кружков, посвященных различным аспектам культуры чжуан — песням, традиционным видам спорта, танцам. Другим средством воспитания в образцовых национальных школах являются тематические мероприятия, среди которых особое значение имеет поклонение павшим

героям революции [Цзибай гэмин сяньле...], с целью развития любви к прежним поколениям китайской нации [Чжунхуаминьцзу...].

Движение за объявление 3-го месяца по лунному календарю «агитационно-пропагандистским месяцем продвижения единства национальностей» включало в себя следующие составляющие. За основу движения была взята идея «единства трёх» [Сгэ тун'и...]. Были проведены: симпозиум национальных и религиозных представителей в округе Лючжоу; мероприятия по распространению концепции единства национальностей в низовых территориально-административных единицах ГЧАР; мероприятия по пропаганде открытия предприятий малочисленными народами в Лючжоу, а также осуществлению агитационной деятельности внутри этих предприятий, направленной на распространение и развитие концепции единства национальностей [Миньцзу туаньцзе...].

Все вышеперечисленные мероприятия развивали идею «единства трёх», а именно: единство в создании двуязычных хань-чжуан-ских плакатов, агитирующих за общность национальностей, а также развитие чжуанского праздника 3-го месяца 3-го числа; единство в работе по развитию концепции общности национальностей среди чжуан в СМИ и на праздничных мероприятиях; единство в оказании помощи бедным семьям народа чжуан.

В мероприятиях по объявлению 3-го месяца 3-го числа «днем национальной культуры и спорта» приняли участие 62 общины и 21 деревня в округе, в которых были организованы выставки нематериального культурного наследия чжуан, проведены конкурсы на знание чжуанских народных видов спорта и культуры, а также фольклорные вечера, включающие в себя лекции, исполнение песен и танцев. В рамках данных мероприятий проводились ярмарки, где была представлена продукция «брендов с национальным характером»: чжуанская национальная обувь и одежда, коромысла для переноски овощей и фруктов, сладости и т. д.

Другим примером реализации концепции «бренда с национальным характером» является провинция Юньнань, обладающая самой разнообразной и сложной этнической структурой среди территориально-административных единиц этого уровня — на её территории проживают 26 признанных малочисленных народов.

Показательным образцом реализации концепции в этой провинции стало создание «Плана действий по возрождению традиционных ремесел провинции Юньнань», принятого в 2018 г. провинциальным правительством в рамках осуществления «Рабочего проекта развития традиционных художественных промыслов Китая», выпущенного в июле 2017 г. Министерством культуры и туризма, Министерством промышленности и информатизации, а также Министерством финансов по указанию «Оповещения канцелярии Госсовета касательно распространения в Министерстве культуры и других ведомствах плана о развитии традиционных художественных промыслов Китая», вышедшего в марте 2017 г. [Гоуюань баньгунтин гуанюй... ].

«План действий по возрождению традиционных ремесел провинции Юньнань» включает в себя развитие 10 видов продукции традиционных народных ремесел в рамках концепции «бренда с национальным характером» до 2020 г. Среди задач «Плана» выделяется не только возрождение декоративно-прикладного искусства юнь-наньских народов, но и развитие экономики национальных районов, рост материального благосостояния местных жителей за счёт возрождения производства предметов традиционных народных промыслов [Юньнань шэг чуантун...].

Три вида традиционного ремесла в производстве продукции «брендов с национальным характером» провинции Юньнань в «Плане» названы в качестве имеющих государственное значение: узелковый батик народа бай в Дали, резьба по дереву в уезде Цзянь-чуань, предметы обихода из серебра уезда Хэцин в Дали-байском автономном округе [Юньнань шэн цзянпэйюй...].

Стоит отметить, что провинция Юньнань занимает передовые позиции в Китае по реализации концепции производства «брендов с национальным характером». Массовое производство не только продуктов ремесла, но и одежды, сейчас получает сильную поддержку широких потребительских масс страны. В настоящее время «национальный стиль» в одежде пользуется большой популярностью среди населения Китая и рассчитан на внутренних туристов, приезжающих в популярные места национальных районов, например, Лицзян и Дали. Посещая эти места, можно сразу заметить, что основная

масса туристов (как правило, женщины 20—40 лет) охотно приобретают и носят одежды в национальном стиле. Однако следует подчеркнуть, что данная одежда не является копией национальных костюмов малочисленных народов, но представляет собой продукт современной модной индустрии, где за основу взяты фасоны одежды хань, а в качестве дополнительных элементов используется псевдонациональный декор конкретной этнической группы, среди которых особую популярность имеют мяо и бай. Модели продукции подобного типа были представлены на «Неделе национальной моды» в Куньмине, проведенной в июне 2019 г. [Юньнань миньзцу фуши...].

О том, что подобные «Неделе национальной моды» в Куньмине мероприятия играют важную роль в реализации концепции «бренда с национальным характером» и имеют государственное значение, свидетельствует выступление заместителя главы департамента пропаганды провинциального комитета КПК провинции Юньнань Ло Цзе на открытии мероприятия под названием «Одежды небожителей Шёлкового пути. Фестиваль культуры и состязания в нарядах радужной Юньнани» 9 мая 2019 г. Ло Цзе заявил, что важными составляющими этого мероприятия являются: привлечение инвестиций в производство одежды и аксессуаров, культурный и коммуникационный обмен, и, главное — популяризация продукции Юньнани в Китае, что, в свою очередь, напрямую связанно с поддержкой реализации концепции «бренда с национальным характером» и соответствует главному вектору национальной политики КПК — строительству единой китайской нации чжунхуа миньцзу [Юньань чисюй дацзао...].

Ещё одним аспектом реализации концепции «бренда с национальным характером» стало производство сельхозпродукции. В Юньнани «брендовыми» продуктами стали: драконий фрукт, финики, янмэй , мандарин, гранат и др. [Шаошу миньцзу тэсэ...]. Производство этих продуктов преподносится как развитие «бренда с национальным характером», хотя часто продукт не имеет отношения к национальной кухне нацменьшинств, которые проживают на территориях, отданных под выращивание этих культур. Реализация

* Бот. — восковница красная, ямбери (Myrica rubra Sieb. et Zucc).

данной стороны концепции «бренда с национальным характером» часто сопровождается созданием образцовых национальных деревень [Шифань цюй миньцзу...], которые непосредственно участвуют в развитии внутреннего экологического туризма, являющегося одним из методов осуществления идеи «ускорения продвижения построения справедливой экологической цивилизации» [Дали туйцзинь

- 1* шэнтай...] .

Подводя итоги, можно заключить, что в современном Китае термин «бренд с национальным характером» вышел далеко за рамки экономики, представляя собой концепцию не только производства коммерческой продукции с «национальным характером» в районах проживания нацменьшинств, но и концепцию популяризации культуры малочисленных народов внутри страны и, одновременно, внедрения идеи единой китайской нации чжунхуа миньцзу среди этих народов, являясь важным инструментом реализации современного курса национальной политики КНР.

Библиографический список

Гоуюань баньгунтин гуанюй чжуаньфа вэньхуа бу дэн бумэн чжунго чуань-тун гунъи чжэньсин синдун цзихуа дэ тунчжи : [Оповещение канцелярии Госсовета касательно распространения Министерством культуры и других ведомств плана о развитии традиционных художественных промыслов Китая]. URL: http:// www.gov.cn/zhengce/content/2017-03/24/content_5180388.htm (дата обращения: 15.12.2019).

Грачева Ю.А. Письменность дунба: отражение древней истории народа наси // Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. М.: ИВ РАН, 2015. [1031 стр.] (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 17 / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 285—305

Лю Синцунь. И «сань да чжу ти» дацзао миньцзу тэсэ вэньхуа пиньпай : [С помощью «трёх главных тем» создавать культурный бренд с национальным характером]. URL: http://szb.lznews.gov.cn/lzrb/html/2018-04/15/content_77325.htm (дата обращения: 15.12.2019).

* Например: деревня Юаньцзя'якоу в (ÄSYPtt) в уезде Юйлу (МЛ^) провинции Юньнань.

Шаошу миньцзу тэсэ цуньчжай пиньпай : [Сельские бренды с национальным характером малочисленных народов]. URL: https://new.qq.com/omn/201809 18/20180918B140D1.html (дата обращения: 15.12.2019).

«Ши сань у» цуцзинь миньцзу дицюй хэ жэнькоу цзяо шао миньцзу фачжань гуэйхуа : [План содействия развитию национальных районов и малочисленных народов 13-й пятилетки]. URL: https://baike.baidu.com/itemr=aladdin (дата обращения: 15.12.2019).

Юньнань: миньзцу фуши ю чуаньи бэньтц пиньпай цян шичан : [Юньнань: народные украшения и одежда, разработанные местными брендами, завоёвывают рынок]. URL: http://www.ynta.gov.cn/Item/43362.aspx (датаобращения: 15.12.2019).

Юньань чисюй дацзао миньцзу шишан вэньхуа пинпай : [Юньнань продолжает создавать модные культурные бренды]. URL: https://new.qq.eom/rain/a/ 20190509A0KXD000 (дата обращения: 15.12.2019)/

Юньнань шэн чуантун гунъи чжэньсин синдун цзихуа : [План действий по возрождению традиционных ремесел провинции Юньнань]. URL: http://www. whyn.gov.cn/list/view/1/7488 (дата обращения: 15.12.2019)/

Юньнань шэн цзянпэйюй 10 гэ ю миньцзу тэсэ дэ чуаньтун гунъи чжимин пиньпай : [Провинция Юньнань собирается развивать 10 известных традиционных ремесленных брендов с национальным характером]. URL: http://www.yntv. cn/content/2018/08/325_537830.html (дата обращения: 15.12.2019).

References

Go'uyuan' ban'guntin guanyujchzhuan'fa ven'hua bu den bumen chzhungo chuan'tun gun"i chzhen'sin sindun czihua de tunchzhi. [Notice of the General Office of the State Council on Forwarding the Traditional Chinese Craft Revitalization Plan of the Ministry of Culture and Other Departments]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/ content/2017-03/24/content_5180388.htm (accessed: 15 December, 2019).

Gracheva YU.A. Pis'mennost' dunba: otrazhenie drevnej istorii naroda nasi [The Dongba script: reflection of Naxi ancient history] // Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae. T. XLV, ch. 2 / Redkoll.: A.I. Kobzev i dr. M.: IV RAN, 2015. [1031 str.] (Uchenye zapiski IV RAN. Otdela Kitaya. Vyp. 17 / Redkoll.: A.I.Kobzev i dr.). S. 285—305

Lyu Sincun'. I "san' da chzhu ti" daczao min'czu tese ven'hua pin'paj. [Use "Three themes" to build a national cultural brand]. URL: http://szb.lznews.gov.cn/lzrb/ html/2018-04/15/content_77325.htm (accessed: 15 December, 2019).

SHaoshu min'czu tese cun'chzhajpin'paj. [Village brand with ethnic characteristics]. URL: https://new.qq.com/omn/20180918/20180918B140D1. html (accessed: 15 December, 2019).

YUn'nan': min'zcu fushi yu chuan'i ben'tc pin'pajcyan shichan. [Yunnan: national costumes and accessories created by local brands rush into the market]. URL: http:// www.ynta.gov.cn/Item/43362.aspx (accessed: 15 December, 2019).

YUn'an' chisyujdaczao min'czu shishan ven'hua pinpaj. [Yunnan continues to create national fashion culture brand]. URL: https://new.qq.com/rain/a/20190509A0 KXDO00 (accessed: 15 December, 2019).

YUn'nan' shen chuantun gun"i chzhen'sin sindun czihua. [Action Plan for Revitalizing Traditional Crafts of Yunnan Province]. URL: http://www.whyn.gov.cn/ list/view/1/7488 (accessed: 15 December, 2019).

YUn'nan' shen czyanpejyuj10 ge yu min'czu tese de chuan'tun gun"i chzhimin pin'paj. [Yunnan Province will cultivate 10 well-known brands of traditional crafts with national characteristics]. URL: http://www.yntv.cn/content/2018/08/325_537830.html (accessed: 15 December, 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.