ЛАЗАРЕВ Вадим Аркадьевич
Доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и экономики торговли
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-46 e-mail: [email protected]
МОХНАЧЁВ Сергей Анатольевич
Кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента
Удмуртский филиал Московской финансово-промышленной академии
426009, РФ, г. Ижевск, ул. Ленина, 101 Контактный телефон: (3412) 90-02-43 e-mail: [email protected]
Тенденции кластеризации в социально-экономическом развитии региона
Ключевые слова: кластер; региональная экономика; региональный рынок труда; система профессионального образования; образовательный кластер.
Аннотация. В статье рассматривается использование кластерной формы организации бизнеса в экономике Удмуртской Республики. Раскрыто влияние развития кластеризации экономики на региональный рынок труда и систему профессионального образования. Сформулирован вывод о значимости формирования образовательного кластера.
Региональная экономика находится в настоящее время в стадии формирования региональных альянсов и кластеров. Среди направлений развития организационно-правовых форм хозяйствования особое место занимает кластеризация экономики, обусловленная развитием процессов интеграции на микро- и мезоэкономическом уровнях, повышением роли корпораций как субъектов информационной экономики.
Согласно теории Майкла Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [1].
Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши». В этой связи многие страны, как экономически развитые, так и только начинающие строить рыночную экономику, все активнее используют «кластерный подход» в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.
Кластерный подход позволяет в качестве полюса роста рассматривать не какую-то отдельную точку (предприятие), а взаимосвязанную совокупность предприятий и отраслей. Кластеры способствуют росту эффективности деятельности интегрированных в них предприятий посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей, их способности к инновациям, стимулирования новых бизнесов,
© Лазарев В. А., Мохначёв С. А., 2009
поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера. Политика, опирающаяся на развитие кластеров, ведет к повышению конкурентоспособности государства. Например, за счет кластеров Финляндия, располагая всего 0,5% мировых лесных ресурсов, дает 10% мирового экспорта продукции деревопереработки и 25% - бумаги. На телекоммуникационном рынке она обеспечивает 30% мирового экспорта оборудования мобильной связи и 40% - мобильных телефонов [2].
А. В. Егорова отмечает, что на мезоуровне интеграционное взаимодействие хозяйствующих субъектов осуществляется путем формирования в экономике страны особых сетевых образований - кластеров, включающих фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением [3]. При этом географическую близость следует рассматривать, скорее, как место накопления «критической массы» социального и человеческого капитала, научного, инновационного и производственного потенциалов. Главное в структуре кластера - распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой. Такая структура позволяет минимизировать трансакционные издержки.
В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Они находятся как бы в разных плоскостях и дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. Взаимодействие с внутренним потребителем кластера «завязано» на конкуренции, с внешним, как правило, на кооперации с использованием аппарата снабжения и распределения единого логистического окна.
Кластер, как сетевая форма интеграции, характеризуется следующими отличительными признаками:
1) субъекты, входящие в кластер, связаны географическим положением;
2) структура кластера имеет ядро - крупное промышленное предприятие, играющее роль интегрирующего фактора;
3) кластер включает все предприятия и учреждения, сопряженные с основным, независимо от вида их деятельности - обслуживающие производства, сервисные фирмы, НИИ, университеты, рыночные посредники и др.
Характеризуя особенности региональной экономики Удмуртской Республики, необходимо отметить сохранение ее промышленной специализации: производство стратегических вооружений и специальных средств связи, машиностроение, металлургия, производство электрооборудования, а также добыча нефти. Одновременно при активной поддержке государства происходит интенсивное развитие сопутствующих отраслей и малого бизнеса [4. С. 9-11]. В 2007 г. доля занятых в малом бизнесе составила 9,1% общего числа занятых в экономике. С 2002 г. численность малых предприятий увеличилась в 1,6 раза и составила в 2007 г. 13,2 тыс. предприятий (по итогам 2006 г. Удмуртская Республика занимала 25-е место в Российской Федерации по общей численности малых предприятий). Активизация малого и среднего бизнеса в нефтяной промышленности, нефтегазовом машиностроении, сфере услуг, производстве электрооборудования создает предпосылки к формированию мини-кластеров в соответствующих отраслях. Тенденция формирования региональных локальных альянсов особенно затронула сегменты, где работают компании с наиболее высокими по стоимости активами либо обладающие хорошими перспективами долгосрочного развития (наличие позиции на мировом или российском рынке, долгосрочная стратегия). В настоящее время холдинги сформированы в лесопромышленном комплексе («Увадрев-Холдинг», «Ижмебель», «Балезинский ДОК» и др.), агропромышленном комплексе («Комос-групп»), пассажирском транспорте («Автобусы Удмуртии»), торговле («Ижтрейдинг») и других секторах экономики.
Перспективными отраслевыми кластерами Удмуртской Республики являются: электротехнический кластер (производство электрооборудования, электронного и оп-
тического оборудования); кластер по производству огнестрельного оружия; кластер по производству автокомпонентов.
Дальнейшее развитие региональной экономики настоятельно требует принятия конкретных мер по приведению системы профессионального образования в соответствие с возрастающими потребностями экономики в кадрах.
В настоящее время в системе профессионального образования Удмуртии работает (без учета филиалов) 9 вузов (из них 5 государственных и 4 негосударственных), 11 средних специальных и 33 начальных профессиональных учреждения. Самыми крупными вузами являются Удмуртский государственный университет (УдГУ) и Ижевский государственный технический университет (ИжГТУ). Предприятия республики также участвуют в мероприятиях, направленных на сохранение человеческого капитала: развивается система трехстороннего социального партнерства, увеличивается объем сотрудничества предприятий с образовательными учреждениями региона. На базе начальных и средних профессиональных учреждений образования при участии промышленных и агропромышленных предприятий республики развернута сеть ресурсных центров. В результате этого повысился образовательный уровень выпускников и удалось обеспечить их 100%-ное трудоустройство. В республике среди занятого населения 75% имеют профессиональное образование (высшее, неполное высшее, среднее или начальное) - это самый высокий показатель среди субъектов Приволжского федерального округа РФ (в 2006 г.).
Кадровый дефицит, традиционный для лесоперерабатывающего комплекса страны в целом, сказывается и в данном секторе экономики региона, не позволяя предприятиям активно осуществлять лесозаготовки и внедрять новые технологии. Большинство специалистов проходят подготовку и переподготовку непосредственно на рабочих местах. Предприятия лесоперерабатывающего комплекса слабо сотрудничают с вузами региона и страны в плане финансовой поддержки программ подготовки кадров, считая такие вложения неэффективными.
Предприятия военно-промышленного сектора не испытывают острого дефицита квалифицированных кадров, однако отток на предприятия и в регионы с более выгодными условиями труда существует и через определенный промежуток времени он может стать критическим. Предприятия преимущественно осуществляют подготовку и переподготовку необходимых им специалистов в рамках практического обучения, расширяют связи с вузами. К примеру, в Удмуртской Республике, в силу исторических традиций, фактически сформировался кластер по производству огнестрельного оружия, базирующийся на уникальной школе оружейников, позволившей сохранить накопленные традиции и научную базу. Образовательный блок данного кластера объединяет ИжГТУ, УдГУ и Ижевский индустриальный техникум.
На большинстве предприятий приборостроения, производства электронных компонентов и материалов острого дефицита кадров (по штатной численности) нет, тем не менее снижается удовлетворенность работодателей уровнем знаний у выпускников и занятого персонала, т. е. увеличивается потребность в квалифицированном персонале, обладающем знанием современных технологий. Растет спрос на рабочие специальности. Кроме того, местные предприятия проигрывают по уровню предлагаемой заработной платы предприятиям других секторов экономики (строительство, торговля, транспорт и др.) и крупных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Самара и др.). Численность специалистов, выпускаемых системой регионального профессионального образования, в целом соответствует запросам предприятий отрасли. На некоторых предприятиях существуют собственные программы подготовки кадров и повышения квалификации. Однако, по оценкам работодателей, качество знаний выпускников не соответствует их запросам. Имеются прецеденты кооперации предприятий и образовательных учреждений в части предоставления возможности прохож-
дения практик на производстве, формирования небольшого объема заказа на выпуск специалистов, материально-технической поддержки и др. Но в целом взаимодействие предприятий с учреждениями образования не носит систематического характера.
В секторе производства автомобилей и автомобильных компонентов имеется значительный кадровый потенциал, обусловленный высокой численностью населения и наличием профильного специализированного образования. Ежегодно учреждениями начального профессионального образования Ижевска выпускается свыше 4,2 тыс. квалифицированных рабочих. Базовыми для автомобильной промышленности являются: Ижевский автомеханический колледж, Политехнический лицей, профессиональные училища, которые готовят специалистов по направлениям «Слесарь по ремонту автомобилей», «Электрогазосварщик», «Слесарь-ремонтник» и т. д. Из средних специальных учреждений базовыми для автомобильной промышленности являются Ижевский индустриальный техникум и Ижевский политехникум, готовящие специалистов по направлениям «Технология машиностроения», «Обработка металлов резанием (по отраслям)», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта)» и т. д. В системе высшего образования базовым учебным заведением для автомобильной промышленности является Ижевский государственный технический университет, образованный в 1952 г. на базе эвакуированного в годы Великой Отечественной войны МГТУ им. Н. Э. Баумана. Тем не менее кадровый дефицит в секторе производства автомобилей и автомобильных компонентов постепенно увеличивается. Имеется дефицит специалистов по логистике.
В связи с тем что рентабельность удмуртских нефтяных компаний не очень высока, им приходится существенно контролировать свои расходы, в том числе и денежное довольствие сотрудников. В результате большая часть молодых специалистов нефтедобывающего сектора, получив необходимый опыт работы, переходит в другие нефтяные компании России, с более высокой заработной платой. В то же время система профессионального образования Удмуртской Республики практически полностью обеспечивает нефтедобывающий сектор в плане подготовки специалистов, а нефтяные компании активно сотрудничают с вузами региона и осуществляют их поддержку.
Результаты исследований авторитетных отечественных ученых свидетельствуют о том, что успешное решение задачи по обеспечению экономического роста в России требует проникновения образования в экономику и слияния академической науки с практикой ведения бизнеса и технологических укладов [5. С. 55-71].
Данная особенность определяется не только общемировой тенденцией повышения востребованности персонала с высшим образованием и происходящими глобальными изменениями в структуре источников финансирования высшей школы, проявляющимися в снижении доли государственных расходов и увеличении удельного веса корпоративных источников финансирования деятельности вузов, но также формированием вузами и корпорациями специализированных структур (технопарков, бизнес-центров, научно-производственных объединений), нацеленных на внедрение в производство результатов научных исследований.
Проблему приведения системы подготовки кадров профессионального образования в соответствие с потребностями экономики помогает решать создание образовательных кластеров.
Под образовательным кластером понимается сеть учебных заведений (дошкольные образовательные учреждения, школы, колледжи, вузы, институты повышения квалификации), а также научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, консалтинговых и венчурных фирм. Естественно, что центральное место в данной сетевой структуре должно принадлежать высшему учебному заведению (университету) [6]. К примеру, в Татарстане создано 14 образовательных кластеров. Входящие в состав
данных кластеров головные вузы, учреждения начального и среднего профессионального образования, работодатели во главе с отраслевыми министерствами проводят серьезную работу по приведению системы профессионального образования в соответствие с кадровыми потребностями каждой отрасли [7]. Следует особо отметить, что система начального профессионального образования этой республики выходит на рынок образования при мощной поддержке работодателей и отраслевых министерств. Базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах, и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. При этом крупнейшие промышленные предприятия обязуются обеспечить учащимся оплачиваемую практику на современном оборудовании и гарантируют последующее трудоустройство.
Таким образом, наметившиеся тенденции перехода от отраслевой к кластерной организации производства в регионе требуют разработки новой государственной политики на рынке труда и профессионального образования, а формирование образовательного кластера представляет собой актуальную проблему, решение которой значимо для всех регионов страны.
Источники
1. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.
2. Дрождёва И. А. Плюрализм форм хозяйствования в смешанной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 19(5).
3. Егорова А. В. Институциональные основы развития новых интегрированных структур в России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 16 (2).
4. Мохначёв С. А., Мохначёва Е. С. Региональная схема разделения рисков при кредитовании субъектов малого предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 26.
5. Винислав Ю. Б. Профессиональное образование и экономика: микроуровень интеграционных процессов (фактология, теория, предложения) // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8.
6. Захаров П. Н. Модель повышения синергии стратегии развития университета // Экономика региона. 2007. № 17. Режим доступа : http://journal.vlsu.ru/index.php?id=1759.
7. Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан. Режим доступа : Шр://топ.:а:аг.ги/г^/апа1у11С.Ы:т?ра§е=2.