Научная статья на тему 'Тенденции кластеризации в региональной хозяйственной системе'

Тенденции кластеризации в региональной хозяйственной системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мохначев С. А., Мохначева Е. С.

В статье выделены основные тенденции образования кластеров в региональной экономике. Показано, что процесс формирования кластерной организации производства требует осуществления конкретных мер по приведению системы профессионального образования региона в соответствие с возрастающими потребностями экономики, в числе которых определено создание образовательных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции кластеризации в региональной хозяйственной системе»

8 (101) - 2009

кластеры: опыт. Решения

ТЕНДЕНЦИИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ

С. А. МОХИАНЕВ, кандидат экономических наук, член-корреспондент Инженерной академии Удмуртской Республики Удмуртский филиал Московской финансово-промышленной академии Е. С. МОХИАНЕВА, заместитель начальника отдела клиентских отношений ЦТУ Представительство ОАО АКБ «РОСБАНК»

Региональная экономика находится в настоящее время в стадии формирования региональных альянсов и кластеров. Среди направлений развития организационно-правовых форм хозяйствования особое место занимает кластеризация экономики, обусловленная развитием процессов интеграции на микро- и мезоэкономическом уровнях, повышением роли корпораций как субъектов информационной экономики.

Согласно теории Майкла Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [6].

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши». В этой связи многие страны, как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику, все активнее используют «кластерный

подход» в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ.

Кластерный подход позволяет в качестве полюса роста рассматривать не какую-то отдельную точку (предприятие), а взаимосвязанную совокупность предприятий и отраслей. Кластеры влияют на повышение эффективности деятельности интегрированных в них предприятий посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей, повышения способности к инновациям и к повышению производительности, посредством стимулирования новых бизнесов, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера. Политика, опирающаяся на развитие кластеров, ведет к повышению конкурентоспособности государства. Например, за счет кластеров Финляндия, располагая всего 0,5 % мировых лесных ресурсов, обеспечивает 10 % мирового экспорта продукции деревопереработки и 25 % — бумаги. На телекоммуникационном рынке она обеспечивает 30 % мирового экспорта оборудования мобильной связи и 40 % — мобильных телефонов [2].

Как отмечает А. В. Егорова, на мезоуровне интеграционное взаимодействие хозяйствующих субъектов осуществляется путем формирования в экономике страны особых сетевых организаций

— кластеров, включающих фирмы и организации, связанные выпуском конечной продукции и географическим положением [3]. При этом географическую близость следует рассматривать, скорее, как место накопления «критической массы» социального и человеческого капиталов, научного, инновационного и производственного потенциалов. Главное в структуре кластера — распространение инноваций на всю цепочку создания стоимости и единое логистическое окно для взаимодействия с внешней средой. Такая структура позволяет минимизировать трансакционные издержки.

В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. Они находятся как бы в разных плоскостях и дополняют друг друга, особенно в инновационных процессах. Взаимодействие с внутренним потребителем кластера «завязано» на конкуренции, с внешним, как правило, — на кооперации с использованием аппарата снабжения и распределения единого логистического окна.

Кластеры как сетевые формы интеграции имеют отличительные признаки:

1) субъекты, входящие в кластер, связаны географическим положением;

2) структура кластера имеет ядро — крупное промышленное предприятие, выполняющее роль интегрирующего фактора;

3) кластер включает все предприятия и учреждения, сопряженные с основным, независимо от вида их деятельности — обслуживающие производства, сервисные фирмы, НИИ, университеты, рыночные посредники и др.

Характеризуя особенности региональной экономики Удмуртской Республики необходимо отметить сохранение ее промышленной специализации: производство стратегических вооружений и специальных средств связи, машиностроение, металлургия и производство электрооборудования, а также добыча нефти. Одновременно происходит интенсивное развитие сопутствующих отраслей и малого бизнеса. В 2007 г. доля занятых в малом бизнесе составила 9,1 % от общего числа занятых в экономике. С 2002 г. численность малых предприятий увеличилась в 1,6 раза и составила в 2007 г. 13,2 тыс. предприятий (по итогам 2006 г. Удмуртская Республика занимала 25-е место в РФ по общей численности малых предприятий). Активизация малого и среднего бизнеса в нефтяной промышленности, нефтегазовом машиностроении, сфере услуг, производстве электрооборудования создает предпосылки к формированию мини-кластеров в соответствующих отраслях. Тенденция формиро-

вания региональных локальных альянсов особенно затронула сегменты, где работают компании с наиболее высокими по стоимости активами либо обладающие хорошими перспективами долгосрочного развития (наличие позиции на мировом или российском рынке, долгосрочная стратегия). В настоящее время сформированы холдинги в лесопромышленном комплексе («Увадрев-Хол-динг», «Ижмебель», «Балезинский ДОК» и др.), агропромышленном комплексе («Комос-групп»), пассажирском транспорте («Автобусы Удмуртии»), торговле («Ижтрейдинг») и других секторах.

Перспективными отраслевыми кластерами Удмуртской Республики являются: электротехнический кластер (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования); кластер по производству огнестрельного оружия; кластер по производству автокомпонентов.

Дальнейшее развитие региональной экономики настоятельно требует осуществления конкретных мер по приведению системы профессионального образования в соответствие с возрастающими потребностями экономики.

В настоящее время в системе профессионального образования Удмуртии работают (без учета филиалов) 9 вузов (из них 5 государственных и 4 негосударственных), 11 средних специальных и 33 начальных профессиональных учреждения. Самыми крупными вузами являются Удмуртский государственный университет (УдГУ) и Ижевский государственный технический университет (ИжГТУ). Предприятия республики также участвуют в мероприятиях, направленных на сохранение человеческого капитала республики: развивается система трехстороннего социального партнерства, увеличивается объем сотрудничества предприятий с образовательными учреждениями региона. На базе начальных и средних профессиональных учреждений образования при участии промышленных и агропромышленных предприятий республики развернута сеть ресурсных центров. В результате этого повысился образовательный уровень выпускников и удалось обеспечить их 100 %-ное трудоустройство. В республике среди занятого населения 75 % имеют профессиональное образование (высшее, неполное высшее, среднее или начальное) — это самый высокий показатель среди субъектов Приволжского Федерального округа РФ (в 2006 г.).

Кадровый дефицит, традиционный для лесоперерабатывающего комплекса страны в целом, сказывается и в данном секторе экономики региона, не позволяя активно осуществлять предприятиям

лесоперерабатывающего комплекса лесозаготовки и внедрять новые технологии. Большинство специалистов проходят подготовку и переподготовку непосредственно на предприятиях комплекса. Предприятия лесоперерабатывающего комплекса мало сотрудничают с вузами региона и страны в плане финансовой поддержки программ подготовки кадров, считая это неэффективным.

Предприятия военно-промышленного сектора не испытывают острого дефицита в квалифицированных кадрах, однако отток на предприятия и в регионы с более выгодными условиями труда существует и через определенный промежуток времени он может стать критическим. Предприятия преимущественно осуществляют подготовку и переподготовку необходимых им специалистов в рамках практического обучения, расширяют связи с вузами. К примеру, в производстве огнестрельного оружия в Удмуртской Республике, в силу исторических традиций, фактически сформировался кластер по производству огнестрельного оружия, базирующийся на уникальной школе оружейников, позволившей сохранить накопленные традиции и научную базу. Образовательный блок данного кластера объединяет ИжГТУ, УдГУ и Ижевский индустриальный техникум.

На большинстве предприятий приборостроения, производства электронных компонентов и материалов острого дефицита кадров (по штатной численности) нет, тем не менее снижается удовлетворенность работодателей уровнем знаний у выпускников и занятого персонала (т. е. увеличивается потребность в квалифицированном персонале, обладающего знанием современных технологий). Растет спрос на рабочие специальности. Кроме того, местные предприятия проигрывают по уровню предлагаемой заработной платы предприятиям других секторов экономики (строительство, торговля, транспорт и др.) и крупных городов России (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Самара и др.). Численность выпускаемых системой регионального профессионального образования специалистов в целом соответствует запросам предприятий отрасли. На некоторых предприятиях существуют собственные программы подготовки кадров и повышения квалификации. Однако, по оценкам работодателей, качество знаний выпускников не соответствует их запросам. Имеются прецеденты кооперации предприятий и образовательных учреждений в части предоставления возможности прохождения практики на производстве, формирования небольшого объема заказа на

выпуск специалистов, материально-технической поддержки и др. Но взаимодействие предприятий с учреждениями образования в целом не носит систематического характера.

В секторе производства автомобилей и автомобильных компонентов имеется значительный кадровый потенциал, обусловленный высокой численностью населения и наличием профильного специализированного образования. Ежегодно учреждениями начального профессионального образования г. Ижевска выпускается свыше 4,2 тыс. квалифицированных рабочих. Базовыми для автомобильной промышленности являются: Ижевский автомеханический колледж, Политехнический лицей, профессиональные училища, которые готовят специалистов по направлениям: «Слесарь по ремонту автомобилей», «Электрогазосварщик», «Слесарь-ремонтник» и т. д. Среди средних специальных учреждений базовыми для автомобильной промышленности являются: Ижевский индустриальный техникум и Ижевский Политехникум, которые готовят специалистов по направлениям: «Технология машиностроения», «Обработка металлов резанием» (по отраслям), «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам транспорта) и т. д. Базовым в системе высшего образования для автомобильной промышленности является Ижевский государственный технический университет, образованный в 1952 г. на базе эвакуированного в годы Великой Отечественной войны МВТУ им. Баумана. Тем не менее кадровый дефицит постепенно увеличивается. Имеется дефицит специалистов по логистике.

Из-за того, что рентабельность удмуртских нефтяных компаний не очень высокая, им приходится существенно контролировать свои расходы, в том числе и заработную плату сотрудников. В результате, большая часть молодых специалистов нефтедобывающего сектора, получив необходимый опыт работы, переходит на работу в другие нефтяные компании России, где более высокие заработные платы. В то же время система профессионального образования Удмуртской Республики практически полностью обеспечивает нефтедобывающий сектор в плане подготовки специалистов, а нефтяные компании активно сотрудничают с вузами региона и осуществляют их поддержку.

Результаты исследований авторитетных отечественных ученых свидетельствуют о том, что успешное решение задачи по обеспечению экономического роста в экономике России требует про-

никновения образования в экономику и слияния академической науки с практикой ведения бизнеса и технологических укладов [4].

Данная особенность определяется не только общемировой тенденцией повышения востребованности персонала с высшим образованием и происходящими глобальными изменениями структуры источников финансирования высшей школы, проявляющиеся в снижении доли государственных расходов и увеличении доли корпоративных источников финансирования деятельности высших учебных заведений (вузов), а также формированием вузами и корпорациями специализированных структур (технопарков, бизнес-центров, научно-производственных объединений), направленных на внедрение в производство результатов научных исследований.

Проблему приведения системы подготовки кадров профессионального образования в соответствие с потребностями экономики помогает решать создание образовательных кластеров.

Под образовательным кластером понимается сеть учебных заведений (дошкольные образовательные учреждения, школы, колледжи, вузы, институты повышения квалификации), а также научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, консалтинговых и венчурных фирм. Естественно, что центральное место в данной сетевой структуре должно принадлежать высшему учебному заведению (университету) [4]. К примеру, в Татарстане создано 14 образовательных кластеров. В составе образовательных кластеров головные вузы, учреждения начального профессионального образования, учреждения среднего профессионального образования и работодатель во главе с отраслевыми министерствами проводят серьезную работу по приведению системы профессионального образования в соответствие с кадровыми потребностями каждой отрасли [5]. Следует особо отметить, что система начального профессионального образования выходит на рынок образования при мощной поддержке работодателей и отраслевых министерств. Базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о

своей потребности в кадрах, и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Крупнейшие промышленные предприятия обязуются при этом обеспечить учащимся оплачиваемую практику на современном оборудовании и гарантировать последующее трудоустройство.

Таким образом, переход от отраслевой к кластерной организации производства в регионе требует разработки новой государственной политики на рынке труда и профессионального образования, а формирование образовательного кластера представляет собой проблему, решение которой актуально и значимо для всех регионов страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Винислав Ю. Б. Профессиональное образование и экономика: микроуровень интеграционных процессов (фактология, теория, предложения) // Российский экономический журнал. 2005. № 7—8. С. 55—71.

2. Дрождева И. А. Плюрализм форм хозяйствования в смешанной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. / — Саратов: СГСЭУ. 2007. № 19(5).

3. Егорова А. В. Институциональные основы развития новых интегрированных структур в России// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 16 (2).

4. Захаров П. Н. Модель повышения синергии стратегии развития университета // Экономика региона. 2007. № 17. http://journal. vlsu. ru/index. php?id=1759.

5. Материалы к докладу Министра образования и науки Республики Татарстан Р. Ф. Шайхелисла-мова на Республиканском форуме «Модернизация высшей школы в Республике Татарстан: проблемы и перспективы» (10.05.2007 г. ) //Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан. Аналитические материалы: http://mon. tatar. ru/rus/ analytic. htm?page=2.

6. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. — М. : Международные отношения, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.