Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ОБЪЕМ РЫНКА / СТРУКТУРА РЫНКА / КОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / ДЖЕНЕРИКИ / ЛОКАЛИЗОВАННЫЕ ЛП / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овод Алла Ивановна

Стратегическая значимость отечественного фармацевтического рынка как составного элемента обеспечения экономической и национальной безопасности возросла, что связано с тем фактом, что введенные экономические санкции в отношении РФ со стороны стран ЕС привели к дефициту отдельных видов фармацевтической продукции, преодолеть который в рамках процессов импортозамещения не представлялось возможным. Сложившиеся неблагоприятные обстоятельства, несмотря на очевидное негативное влияние, глобально должны стать толчком для нового этапа развития отечественной фармацевтической отрасли, нацеленной на повышение ее технологичности, инновационности и автономности. В ходе исследования проведен анализ структуры коммерческого сектора отечественного фармацевтического рынка в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года, выявлены основные тенденции и их причины. Установлено, что за прошедший год на фармацевтическом рынке России произошёл ряд преобразований, во многом обусловленных влиянием пандемии коронавируса на развитие отрасли. В структуре фармацевтического рынка отмечается сохранение ранее сформировавшихся тенденций и их усиление к октябрю 2020 года. Так, по-прежнему, стоимостную основу продаж составляют импортные дженерики, отпускаемые по рецепту, что обусловлено их более низкой стоимостью по сравнению с аналогичными оригинальными препаратами импортного происхождения. Оценка в разрезе количества проданных упаковок показала, что подавляющая доля приходится на локализованные дженерики, отпускаемые без рецепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF CHANGING THE STRUCTURE OF THE DOMESTIC PHARMACEUTICAL MARKET IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

The strategic importance of the domestic pharmaceutical market as an integral element of ensuring economic and national security has increased, due to the fact that the economic sanctions imposed on the Russian Federation by the EU countries have led to a shortage of certain types of pharmaceutical products, which could not be overcome within the framework of import substitution processes. The prevailing unfavorable circumstances, despite the obvious negative impact, should globally become an impetus for a new stage in the development of the domestic pharmaceutical industry, aimed at increasing its manufacturability, innovation and autonomy. The study analyzed the structure of the commercial sector of the domestic pharmaceutical market in the period from October 2019 to October 2020, identified the main trends and their causes. It has been established that over the past year, a number of transformations have taken place in the Russian pharmaceutical market, largely due to the impact of the coronavirus pandemic on the development of the industry. In the structure of the pharmaceutical market, the preservation of previously formed trends is noted and their strengthening by October 2020. So, as before, the cost basis of sales is made up of imported prescription generics, which is due to their lower cost compared to similar original drugs of imported origin. An assessment in terms of the number of units sold showed that the overwhelming share is accounted for by localized generics sold without a prescription.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ОВОД Алла Ивановна ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ...

УДК 338.4:61 |@ ® ® Ж^'ш^^ссеи^й"иЖ^^ё^-^1?.^license

DOI* 10 26140/anie-2021-1002-0051 lfcde^:^Mhttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

РЫНКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 529737 SPIN: 5321-9301

ОВОД Алла Ивановна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры «Управление и экономика фармации» Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: aovod@mail.ru) Аннотация. Стратегическая значимость отечественного фармацевтического рынка как составного элемента обеспечения экономической и национальной безопасности возросла, что связано с тем фактом, что введенные экономические санкции в отношении РФ со стороны стран ЕС привели к дефициту отдельных видов фармацевтической продукции, преодолеть который в рамках процессов импортозамещения не представлялось возможным. Сложившиеся неблагоприятные обстоятельства, несмотря на очевидное негативное влияние, глобально должны стать толчком для нового этапа развития отечественной фармацевтической отрасли, нацеленной на повышение ее технологичности, инновационности и автономности. В ходе исследования проведен анализ структуры коммерческого сектора отечественного фармацевтического рынка в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года, выявлены основные тенденции и их причины. Установлено, что за прошедший год на фармацевтическом рынке России произошёл ряд преобразований, во многом обусловленных влиянием пандемии коронавируса на развитие отрасли. В структуре фармацевтического рынка отмечается сохранение ранее сформировавшихся тенденций и их усиление к октябрю 2020 года. Так, по-прежнему, стоимостную основу продаж составляют импортные дженерики, отпускаемые по рецепту, что обусловлено их более низкой стоимостью по сравнению с аналогичными оригинальными препаратами импортного происхождения. Оценка в разрезе количества проданных упаковок показала, что подавляющая доля приходится на локализованные дженерики, отпускаемые без рецепта.

Ключевые слова: РФ, фармацевтический рынок, объем рынка, структура рынка, коммерческий сектор, дженерики, локализованные ЛП, пандемия, коронавирус.

TENDENCIES OF CHANGING THE STRUCTURE OF THE DOMESTIC PHARMACEUTICAL MARKET IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC

© The Author(s) 2021

OVOD Alla Ivanovna, doctor of pharmaceutical sciences, professor of the department of «Management and economics of pharmacy» Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Markx St., 3, e-mail: aovod@mail.ru) Abstract. The strategic importance of the domestic pharmaceutical market as an integral element of ensuring economic and national security has increased, due to the fact that the economic sanctions imposed on the Russian Federation by the EU countries have led to a shortage of certain types of pharmaceutical products, which could not be overcome within the framework of import substitution processes. The prevailing unfavorable circumstances, despite the obvious negative impact, should globally become an impetus for a new stage in the development of the domestic pharmaceutical industry, aimed at increasing its manufacturability, innovation and autonomy. The study analyzed the structure of the commercial sector of the domestic pharmaceutical market in the period from October 2019 to October 2020, identified the main trends and their causes. It has been established that over the past year, a number of transformations have taken place in the Russian pharmaceutical market, largely due to the impact of the coronavirus pandemic on the development of the industry. In the structure of the pharmaceutical market, the preservation of previously formed trends is noted and their strengthening by October 2020. So, as before, the cost basis of sales is made up of imported prescription generics, which is due to their lower cost compared to similar original drugs of imported origin. An assessment in terms of the number of units sold showed that the overwhelming share is accounted for by localized generics sold without a prescription.

Keywords: RF, pharmaceutical market, market size, market structure, commercial sector, generics, localized drugs, pandemic, coronavirus.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние годы стратегическая значимость отечественного фармацевтического рынка как составного элемента обеспечения экономической и национальной безопасности возросла. Это связано с тем фактом, что введенные экономические санкции в отношении РФ со стороны стран ЕС привели к дефициту отдельных видов фармацевтической продукции, преодолеть который в рамках процессов импортозамещения не представлялось возможным. Недостаточно высокий уровень развития науки и техники в фармацевтической отрасли в совокупности с отсутствием инвестиций препятствует активному импор-тозамещению по всем значимым направлениям, что составляет одну из наиболее важных стратегических задач в рамках текущей социально-экономической политики.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как отмечают исследователи [1-3], за последние пять лет на отече-

ственном фармацевтическом рынке произошел целый ряд преобразований, связанных с внешними факторами.

Одним из центральных событий стало санкционное давление, коснувшееся и фармацевтической отрасли, поскольку прежде отечественный рынок имел крайне высокую импортозависимость, которая в условиях экономических санкций обернулась проблемами в лекарственном обеспечении [4, 5].

Вместе с тем, как справедливо отмечают авторы [68], сложившиеся неблагоприятные обстоятельства, несмотря на очевидное негативное влияние, глобально должны стать толчком для нового этапа развития отечественной фармацевтической отрасли, нацеленной на повышение ее технологичности, инновационности и автономности.

Очередным потрясением для системы здравоохранения в целом и фармацевтической отрасли страны стали начало и активное распространение коронавирусной инфекции, в результате чего нагрузка на фармацевтический рынок существенно возросла. Как следствие, такая угроза вскрыла все имеющиеся в отрасли проблемы, указав на необходимость их решения [9, 10].

OVOD Alla Ivanovna

TENDENCIES OF CHANGING THE STRUCTURE .

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

Однако, по мнению ряда авторов [11-13], явление пандемии для фармацевтического рынка необходимо рассматривать в положительном аспекте, поскольку сложившаяся ситуация станет драйвером нового развития и будет способствовать повышению его гибкости, сформирует новые подходы и методы осуществления торговли, такие, как например, дистанционные продажи.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Исследовать основные тенденции изменения структуры фармацевтического рынка России в условиях пандемии.

Постановка задания. Анализ структуры коммерческого сектора отечественного фармацевтического рынка, выявление основных тенденций и их причин.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе использовались данные аналитического отчета DSM Group о развитии фармацевтического рынка России в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года. [14]. В качестве объекта исследования выбран коммерческий сегмент фармацевтического рынка России, поскольку он является самым крупным и динамично изменяющимся. Выбор периода исследования обусловлен целями исследования, связанными с необходимостью оценки произошедших на рынке под влиянием коронавируса изменений. Изучение тенденций изменения структуры фармацевтического рынка России проводилось с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики [15, 16].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. За последний год общая динамика объема продаж в коммерческом сегменте фармацевтического рынка имеет волнообразный характер вариации, имея устойчивую тенденцию к росту к марту 2020 года до 127,1 млрд. руб., а затем резкое снижение до 87,6 млрд. руб. в апреле 2020 года. Затем в период с мая по июль 2020 года показатель находился на низком уровне, что связано с улучшением эпидемиологической ситуации и сезонностью, а далее, начиная с августа 2020 года, снова наметилась устойчивая тенденция к росту объема продаж в коммерческом сегменте рынка до 99,1 млрд. руб. к концу исследуемого периода. В целом, можно говорить о том, что резкий скачок объема продаж на рынке в марте 2020 года связан с началом пандемии коронавируса и возросшим спросом на фармацевтическую продукцию (рисунок 1).

Объем продаж б коммерческом сегменте, млрд. руб.

Рисунок 1 - Динамика объема продаж в коммерческом сегменте фармацевтического рынка РФ в октябре 2019 года - октябре 2020 года

Оценивая изменение структуры рынка за прошедший год, можно отметить, что в натуральном выражении подавляющая доля проданных лекарственных препаратов (ЛП) приходится на локализованные ЛП, удельный вес которых возрос с 65,4% до 66,1%. При этом, в стоимостном выражении на долю локализованных ЛП к октябрю 2020 года стало приходиться лишь 47,6% от общего объема продаж, что несколько выше уровня 2019 года. В свою очередь, удельный вес импортных ЛП в натуральном объеме продаж составляет менее 35%, в то время как в стоимостном выражении на импортные ЛП приходится более 50% от общего объема продаж.

Следовательно, можно говорить о том, что за прошедший год наметилась тенденция к росту доли локализованных ЛП в общем объеме продаж на рынке. Вместе с тем, по-прежнему более 50% от общего объема продаж приходится именно на импортные ЛП, что обусловлено их более высокой стоимостью по сравнению с локализованными ЛП (рисунок 2).

С 6.1 43,6 47,6

61,4

щт m

34.6

окг.19 окт-20 окт.19 окг.20

Натуральный объем Стоимостной объем

□Импортные ЛП, % □ Локализованные ЛП, %

Рисунок 2 - Структура коммерческого сегмента фармацевтического рынка РФ в разрезе происхождения ЛП в октябре 2019 года и октябре 2020 года

Оценка в разрезе порядка отпуска ЛП показала, что в объеме проданных упаковок подавляющая доля приходится на безрецептурные препараты, хотя и отмечается снижение их удельного веса с 65% до 63%, в то время как доля рецептурных ЛП увеличилась до 37%. В стоимостном выражении на безрецептурные препараты в октябре 2020 года стало приходиться чуть более 51%, что несколько ниже уровня предыдущего года. Доля безрецептурных ЛП при этом снизилась до 49% к октябрю 2020 года. Следовательно, основу коммерческого сегмента фармацевтического рынка РФ составляют безрецептурные ЛП, что связано с отсутствием ограничений при их приобретении. Удельный вес рецептурных препаратов является невысоким в натуральном объеме, при том, что в стоимостном объеме на их долю приходится чуть менее половины, что обусловлено их более высокой стоимостью по сравнению с безрецептурными ЛП (рисунок 3).

f.i

о>л.20 оп.19 сип.20

Натур а.тьный о оъеы Стснмостасйобьеы

□ Роаапурные ЛП, % □Еиреиеш^рные ЛП, %

Рисунок 3 - Структура коммерческого сегмента фармацевтического рынка РФ в разрезе порядка отпуска ЛП в октябре 2019 года и октябре 2020 года

Также одним из важных критериев оценки является изучение ситуации в контексте оригинальности ЛП. В результате, установлено, что удельный вес оригинальных ЛП как в натуральном, так и в стоимостном объеме является наименьшим, а основу всех продаж составляют дженериковые ЛП, что обусловлено их более низкой стоимостью по сравнению с оригинальными препаратами при сходном фармакологическом действии. Так, в общем объеме проданных упаковок на дженериковые ЛП приходится более 80% как в 2019, так и в 2020 году, в то время как на оригинальные - лишь чуть более 16%. В стоимостном выражении, доля дженериковых ЛП в общем объеме продаж составляет более 60% и имеет тенденцию к росту, в то время как удельный вес оригинальных снизился с 38% до 37% к октябрю 2020 года (рисунок 4).

Сложившаяся ситуация, связанная с существенным доминированием дженериковых ЛП на отечественном фармацевтическом рынке, в наибольшей степени обусловлена относительно низким уровнем жизни населе-

262

OECD: 5.02 Economics and business; ASSJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ОВОД Алла Ивановна ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ...

ния и тенденцией к его еще большему снижению в последний год на фоне пандемии. Высокая популярность дженериковых ЛП обусловлена их более низкой стоимостью по сравнению с оригинальными брендовыми ЛП при заявленной равной эффективности.

Рисунок 4 - Структура коммерческого сегмента фармацевтического рынка РФ в разрезе оригинальных и дженериковых ЛП в октябре 2019 года и октябре 2020

года

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. О структурных преобразованиях на отечественном фармацевтическом рынке в период коронавируса пишут многие авторы [17-19], подчеркивая мысль о том, пандемия привела к усилению ранее сформировавшихся в отрасли тенденций. Как и прежде, основу продаж составляют дженерики, обладающие более высокой ценовой доступностью для населения, что в условиях коронавирусных ограничений и снижения доходов населения также оказалось важно. Кроме того, несмотря на издавна сложившуюся высокую импортоза-висимость отрасли, в последние годы происходит увеличение спроса на лекарственные препараты, имеющие отечественное или же локализованное происхождение, что также объясняется их ценовыми преимуществами по сравнению с импортными [20].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. За прошедший год на фармацевтическом рынке России произошёл ряд преобразований, во многом обусловленных влиянием пандемии ко-ронавируса на развитие отрасли. Общий объем продаж в коммерческом сегменте рынка в период первой волны распространения коронавирусной инфекции резко возрастал, что связано со значительным ростом спроса на фармацевтическую продукцию в данный период времени. Учитывая тот факт, что во время активной фазы коронавируса в стране наблюдался дефицит ряда важнейших лекарственных препаратов, можно говорить о том, что возможности рынка по обеспечению спроса были ограничены. В структуре фармацевтического рынка за последний год не произошло коренных изменений: отмечается сохранение ранее сформировавшихся тенденций и их усиление к октябрю 2020 года. Так, по-прежнему, стоимостную основу продаж составляют импортные дженерики, отпускаемые по рецепту, что обусловлено их более низкой стоимостью по сравнению с аналогичными оригинальными препаратами импортного происхождения. Однако, оценка в разрезе количества проданных упаковок показала, что подавляющая доля приходится на локализованные дженерики, отпускаемые без рецепта. Это вполне закономерно, поскольку выпускаемые внутри страны дженерики являются одними из самых дешевых, а свободный отпуск в аптеке не создает никаких препятствий к их покупке.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Отечественный фармацевтический рынок на протяжении долгих лет своего существования приобрел характерные черты, связанные с высокой импор-тозависимостью и преобладанием дженериковых ЛП. Сложившаяся ситуация обусловлена низким уровнем развития отечественной фармацевтической индустрии, что приводит к необходимости импорта ряда важнейших лекарственных препаратов, а также невысоким уровнем

жизни населения, что формирует потребительский выбор в пользу дженериковых ЛП, являющихся дешевыми аналогами оригинальных ЛП. Несмотря на то, что в последние годы происходит тенденция к смещению акцента и импортных ЛП в пользу локализованных, проблема импортозависимости и сегодня остается одной из наиболее значимых, требующих решения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Репринцева Е.В. Развитие фармацевтического рынка в условиях структурного экономического кризиса // Наука и практика регионов. 2018. № 4 (13). С. 79-82.

2. Абрамова М.Б. О проблемах и тенденциях развития российского фармацевтического рынка // Теоретическая экономика. 2018. № 2 (44). С. 106-112.

3. Севостьянова Е.В., Терещенко А.А. Состояние и динамика фармацевтического рынка России, проблемы и тенденции его развития //Инновационная экономика и общество. 2018. № 3 (21). С. 90-96.

4. Репринцева Е.В. Динамика изменения цен на фармацевтическую продукцию в России //Наука и практика регионов. 2019. № 2 (15). С. 27-30.

5. Филатова К.А. Актуальные проблемы конкуренции на фармацевтическом рынке России //Аллея науки. 2020. Т. 1. № 3 (42). С. 412416.

6. Тютык О.В., Пестерников В.В. Анализ развития современного фармацевтического рынка России // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 1. С. 127-143.

7. Нежникова Е.В., Максимчук М.В. Фармацевтическая отрасль в РФ: проблемы и перспективы развития //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 1. С. 102-112.

8. Болденков А.В. Фармацевтическая отрасль как составная часть экономики России //Молодежь и наука. 2019. № 5-6. С. 98.

9. Тельнова Е.А., Загоруйченко А.А. О государственном регулировании на российском фармацевтическом рынке и проблемах лекарственного обеспечения // Современная организация лекарственного обеспечения. 2020. Т. 7. № 3. С. 11-20.

10. Степанова Е.О. Исследование тенденции развития фармацевтического рынка в России // Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России. 2020. № 6. С. 147-150.

11. Середавина Я.И., Герасимов К.Б. Анализ программы импорто-замещения на российском фармацевтическом рынке // Основы экономики, управления и права. 2020. № 5 (24). С. 41-44.

12. Прожерина Ю. Мировой фармацевтический рынок:тренд — COVID //Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. 2020. № 9. С. 23-24.

13. Бортякова А.Ю. Особенности продвижения продукции фармацевтической индустрии на российском рынке в условиях COVlD-19 //Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С. 189-191.

14. DSM Group. Аналитические обзоры российского фармацевтического рынка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dsm. ru/docs/analytics/october_2020_pharmacy_analysis.pdf (дата обращения 30.01.21).

15. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, А.Ю. Быстрицкая, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», - 2021. - 168 с.

16. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова, Ал.А. Головин и др. - Курск: «Деловая полиграфия», - 2021. -166 с.

17. Синяева И.М. Стратегии продвижения на рынке фармацевтических товаров в условиях пандемии COVID-19 //Аудиторские ведомости. 2020. № 3. С. 96-99.

18. Тельнова Е.А., Загоруйченко А.А. Обеспеченность российского фармацевтического рынка фармсубстанциями как фактор лекарственной безопасности страны //Вестник Росздравнадзора. 2020. № 5-2. С. 72-78.

19. Макарова Е.В. Пандемия COVID-19 как драйвер роста цифровых коммуникаций на фармацевтическом рынке // Экономические системы. 2020. Т. 13. № 4. С. 52-58.

20. Борискина Т.Б., Пескова О.С. COVID-19. Когда это закончится - 8 основных трендов развития ситуации на фармацевтическом рынке и рынке медицинских товаров и услуг //Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 3. С. 107-110.

Статья поступила в редакцию 05.02.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.