Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

О РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
626
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ОБЪЕМ РЫНКА / СТРУКТУРА РЫНКА / КОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / СРЕДНЕВЗВЕШЕННАЯ ЦЕНА / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овод Алла Ивановна

Пандемия коронавируса показала, что от обеспеченности фармацевтического рынка необходимыми лекарственными препаратами и их ценовой доступности для широких слоев населения может зависеть жизни и здоровье людей, в связи с чем вопросам развития фармацевтической отрасли сегодня уделяется повышенное внимание. Признанно, что коронавирус оказал существенное влияние на фармацевтическую отрасль России. Несмотря на то, что вначале рынок подвергся негативным тенденциям, таким как существенный дефицит отдельных видов фармацевтической продукции и существенный рост их стоимости, ко второму полугодию 2020 года удалось сбалансировать ситуацию на рынке, однако снижения цен до прежнего уровня не произошло. В ходе исследования проведен анализ показателей динамики и структуры коммерческого сектора отечественного фармацевтического рынка, являющегося наиболее значимым, выявлены основные тенденции и их причины. Установлено, что активное распространение коронавирусной инфекции в России соответствующим образом отразилось на динамике объемов продаж лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке: в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года рекордно высокий объем продаж отмечается только в марте 2020 года, когда показатель составил более 127 млрд. руб. и связано с активной фазой первой волны коронавируса. Стабилизация ситуации к концу первого полугодия привела к снижению объемов продаж до нормальных для данного сезона значений. Вместе с тем, необходимо отметить тот факт, что сложившаяся ситуация привела к общему росту цен на рынке: по сравнению с уровнем 2019 года к октябрю 2020 года средневзвешенная цена одной упаковки выросла на 16% и составила около 240 руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC PHARMACEUTICAL MARKET DURING THE PANDEMIC OF CORONAVIRUS

The coronavirus pandemic has shown that the life and health of people can depend on the availability of the pharmaceutical market with the necessary drugs and their affordability for the general population, and therefore increased attention is paid to the development of the pharmaceutical industry. It is recognized that the coronavirus has had a significant impact on the Russian pharmaceutical industry. Despite the fact that initially the market experienced negative trends, such as a significant shortage of certain types of pharmaceutical products and a significant increase in their cost, by the second half of 2020 it was possible to balance the situation on the market, but prices did not fall to the previous level. In the course of the study, the analysis of indicators of the dynamics and structure of the commercial sector of the domestic pharmaceutical market, which is the most significant, was carried out, the main trends and their causes were identified. It was found that the active spread of coronavirus infection in Russia had a corresponding impact on the dynamics of sales of medicines in the pharmaceutical market: in the period from October 2019 to October 2020, a record high sales volume was noted only in March 2020, when the figure was more than 127 billion. rub. and is associated with the active phase of the first wave of coronavirus. The stabilization of the situation towards the end of the first half of the year led to a decrease in sales volumes to the normal values for this season. At the same time, it should be noted that the current situation led to a general increase in prices in the market: compared to the level of 2019, by October 2020, the weighted average price of one package increased by 16% and amounted to about 240 rubles.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ОВОД Алла Ивановна

О РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ...

УДК 338.4:61 |@ ® ® Ж^'ш^^ссеи^й"иЖ^^ё^-^1?.^license

DOI* 10 26140/anie-2021-1002-0050 lfcde^:^Mhttps://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)

О РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 529737 SPIN: 5321-9301

ОВОД Алла Ивановна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры «Управление и экономика фармации» Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: aovod@mail.ru) Аннотация. Пандемия коронавируса показала, что от обеспеченности фармацевтического рынка необходимыми лекарственными препаратами и их ценовой доступности для широких слоев населения может зависеть жизни и здоровье людей, в связи с чем вопросам развития фармацевтической отрасли сегодня уделяется повышенное внимание. Признанно, что коронавирус оказал существенное влияние на фармацевтическую отрасль России. Несмотря на то, что вначале рынок подвергся негативным тенденциям, таким как существенный дефицит отдельных видов фармацевтической продукции и существенный рост их стоимости, ко второму полугодию 2020 года удалось сбалансировать ситуацию на рынке, однако снижения цен до прежнего уровня не произошло. В ходе исследования проведен анализ показателей динамики и структуры коммерческого сектора отечественного фармацевтического рынка, являющегося наиболее значимым, выявлены основные тенденции и их причины. Установлено, что активное распространение коронавирусной инфекции в России соответствующим образом отразилось на динамике объемов продаж лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке: в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года рекордно высокий объем продаж отмечается только в марте 2020 года, когда показатель составил более 127 млрд. руб. и связано с активной фазой первой волны коронавируса. Стабилизация ситуации к концу первого полугодия привела к снижению объемов продаж до нормальных для данного сезона значений. Вместе с тем, необходимо отметить тот факт, что сложившаяся ситуация привела к общему росту цен на рынке: по сравнению с уровнем 2019 года к октябрю 2020 года средневзвешенная цена одной упаковки выросла на 16% и составила около 240 руб.

Ключевые слова: РФ, фармацевтический рынок, объем рынка, структура рынка, коммерческий сектор, средневзвешенная цена, пандемия, коронавирус.

THE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC PHARMACEUTICAL MARKET DURING THE PANDEMIC OF CORONAVIRUS

© The Author(s) 2021

OVOD Alla Ivanovna, doctor of pharmaceutical sciences, professor of the department of «Management and economics of pharmacy» Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Markx St., 3, e-mail: aovod@mail.ru) Abstract. The coronavirus pandemic has shown that the life and health of people can depend on the availability of the pharmaceutical market with the necessary drugs and their affordability for the general population, and therefore increased attention is paid to the development of the pharmaceutical industry. It is recognized that the coronavirus has had a significant impact on the Russian pharmaceutical industry. Despite the fact that initially the market experienced negative trends, such as a significant shortage of certain types of pharmaceutical products and a significant increase in their cost, by the second half of 2020 it was possible to balance the situation on the market, but prices did not fall to the previous level. In the course of the study, the analysis of indicators of the dynamics and structure of the commercial sector of the domestic pharmaceutical market, which is the most significant, was carried out, the main trends and their causes were identified. It was found that the active spread of coronavirus infection in Russia had a corresponding impact on the dynamics of sales of medicines in the pharmaceutical market: in the period from October 2019 to October 2020, a record high sales volume was noted only in March 2020, when the figure was more than 127 billion. rub. and is associated with the active phase of the first wave of coronavirus. The stabilization of the situation towards the end of the first half of the year led to a decrease in sales volumes to the normal values for this season. At the same time, it should be noted that the current situation led to a general increase in prices in the market: compared to the level of 2019, by October 2020, the weighted average price of one package increased by 16% and amounted to about 240 rubles.

Keywords: RF, pharmaceutical market, market size, market structure, commercial sector, weighted average price, pandemic, coronavirus.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В текущих эпидемиологических и социально-экономических условиях роль фармацевтической индустрии в жизни общества и стабилизации экономической ситуации повышается. При этом состояние и устойчивость фармацевтического рынка и фармацевтической промышленности изначально являются одним из важных элементов, на которые обращается внимание при оценке экономической безопасности страны [1, 2]. Пандемия коронавиру-са показала, что от обеспеченности фармацевтического рынка необходимыми лекарственными препаратами и их ценовой доступности для широких слоев населения может зависеть жизни и здоровье людей, в связи с чем вопросам развития фармацевтической отрасли сегодня уделяется повышенное внимание [3, 4]. После политического конфликта 2014 года российский фармацевтический рынок оказался под санкционным давлением, в

результате чего в отрасли сформировался дефицит ряда лекарственных препаратов, который не удалось преодолеть до сих пор [5]. На фоне пандемии коронавируса, начавшейся в 2020 году, отечественный фармацевтический рынок также подвергся ряду изменений, в результате которых сформировались диспропорции его развития, произошло изменение спроса и предложения, а также возросла стоимость лекарственных препаратов [6, 7].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как отмечают многие исследователи [8, 9], пандемия коронавируса оказала существенное влияние на фармацевтическую отрасль России. Несмотря на то, что вначале рынок подвергся негативным тенденциям, таким как существенный дефицит отдельных видов фармацевтической продукции и существенный рост их стоимости, ко второму полугодию 2020 года удалось сбалансировать ситуацию

OVOD Alla Ivanovna

THE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC .

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

на рынке.

В результате переориентации отечественных предприятий на выпуск наиболее значимых в сложившихся условиях фармацевтических товаров, по многим позициям к середине года был преодолен дефицит, однако их стоимость существенно возросла по сравнению с уровнем цен до пандемии и осталась на более высоком уровне, что в совокупности со снижением реальных доходов населения в данный период составляет одну из наиболее значимых проблем [10, 11].

По мнению ряда авторов [12, 13], наступление пандемии коронавирусной инфекции, в совокупности с отсутствием достоверной информации о способах ее профилактики и лечения, способствовали неадекватной реакции населения на эпидемиологическую ситуацию - люди начали массово впрок скупать лекарственные препараты, что привело к дефициту. В результате этого, та часть населения, которой в действительности по показаниям были необходимы данные лекарственные препараты просто не смогли их приобрести, что в последствии могло негативно отразиться на их здоровье и даже жизни [14].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Исследовать основные тенденции развития фармацевтического рынка России в период пандемии коронавируса.

Постановка задания. Анализ показателей динамики и структуры коммерческого сектора отечественного фармацевтического рынка, выявление основных тенденций и их причин.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе использовались данные аналитического отчета DSM Group о развитии фармацевтического рынка России в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года. [15]. В качестве объекта исследования выбран коммерческий сегмент фармацевтического рынка России, поскольку он является самым крупным и динамично изменяющимся. Выбор периода исследования обусловлен целями исследования, связанными с необходимостью оценки произошедших на рынке под влиянием коронавируса изменений. Изучение текущих тенденций развития фармацевтического рынка России проводилось с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики [16, 17].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Общий объем продаж в исследуемом сегменте фармацевтического рынка России начиная с октября 2019 года варьирует волнообразно. Если в период с октября 2019 года по февраль 2020 года включительно объем продаж варьировал незначительно и составлял около 90100 млрд. руб., то в марте 2020 года резко вырос до 127,1 млрд. руб., что характеризует прирост на 26,2% относительно уровня предыдущего года. Сложившаяся ситуация связана с началом активной фазы распространения пандемии коронавируса, в результате чего резко возрос спрос на лекарственные препараты и средства индивидуальной защиты, стоимость которых также возросла по причине повышенного спроса. При этом закономерности явной в изменение показателя не сформировано, о чем свидетельствует коэффициент детерминации кубической параболы, описывающий вариацию только на 35% (рисунок 1).

Однако уже в апреле 2020 года произошло снижение объема продаж до 87,6 млрд. руб., что соответствует снижению на уровне 31%. Данный факт, вероятно, обусловлен началом периода самоизоляции, в результате чего удалось снизить заболеваемость населения, а также произошло снижение спроса на фармацевтическую продукцию. Самый низкий объем продаж отмечается в мае-июне 2020 года - около 75 млрд. руб., что свиде-

тельствует об отходе первой волны коронавируса, а также связано с сезонностью, поскольку в летний период заболеваемость населения зачастую ниже, чем в осенне-зимний.

1270S7

— R1- 0 3492

Рисунок 1 - Динамика стоимостного объема продаж в коммерческом сегменте фармацевтического рынка России с октября 2019 года по октябрь 2020 года, млн. руб.

Однако уже с августа 2020 года снова наметилась тенденция к активному росту объема продаж на фармацевтическом рынке, в результате чего к сентябрю показатель достиг 95,9 млрд. руб., а к октябрю 2020 года - 99 млрд. руб., что на 6% выше аналогичного показателя предыдущего года и на 22% ниже уровня марта 2020 года. В результате, можно говорить о том, что очередной рост объемов продаж начиная с августа 2020 года также связан и с началом второй волны коронавирусной инфекции в стране.

Оценивая влияние пандемии на уровень цен лекарственных препаратов (ЛП), можно отметить, что в октябре 2019 года средневзвешенная стоимость одной упаковки составляла 206,7 руб., что является наименьшим значением за исследуемый период. Уже к февралю 2020 года показатель вырос на 6,5% и составил 220,1 руб., а к апрелю 2020 года - снова снизился на 4,7% и составил 209,8 руб. Это свидетельствует о том, что в первую волну коронавируса не произошло существенного роста цен ЛП на фармацевтическом рынке, а повышение в январе-феврале в наибольшей степени обусловлено сезонными факторами. В общем на рынке сложилась устойчивая тенденция, изменения которой в высокой степени (на 88,8%) описывается кубической параболой (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика средневзвешенной цены ЛП на коммерческом сегменте фармацевтического рынка России с октября 2019 года по октябрь 2020 года, руб.

Начиная с мая 2020 года наметился устойчивый тренд к росту средневзвешенных цен на лекарственные препараты, в результате чего уже к июлю показатель достиг 223,3 руб., что выше уровня мая на 4,3%, а к сентябрю - до 230,5 руб., что выше уровня мая на 8%. В октябре 2020 года тенденция к росту сохранилась, в результате чего средневзвешенная цена ЛП на рынке составила 239,2 руб., что является самым высоким значением за исследуемый период и выше уровня прошлого года на 16%.

Оценка изменения средневзвешенной стоимости в разрезе основных ценовых категорий показала, что средняя цена лекарственных препаратов в категории до 50 руб. за год возросла на 15,1% и составила 25,9 руб. за упаковку в 2020 году. В ценовой группе 50-150 руб. за год отмечается незначительное снижение стоимости,

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ОВОД Алла Ивановна

О РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ...

а средняя стоимость упаковки к 2020 году составила 91,1 руб. В ценовой категории 150-500 руб. за прошедший год наметилась тенденция к росту средневзвешенной стоимости ЛП на 1,8%, в результате чего в 2020 году средняя цена одной упаковки составила 290,8 руб. Средневзвешенная стоимость ЛП со стоимостью более 500 руб. за год снизилась на 2,3% и составила 908,1 руб. за упаковку. Следовательно, можно говорить о том, что за период коронавируса произошло несущественное увеличение средней стоимости лекарственных препаратов в ценовых категориях 150-500 руб. и менее 50 руб., в то время как в стоимостных группах 50-150 руб. и более 500 руб. - снижение (рисунок 3).

Рисунок 3 - Динамика средневзвешенной стоимости упаковки ЛП в разрезе основных ценовых категорий коммерческого сегмента фармацевтического рынка России в октябре 2019 года и октябре 2020 года, руб.

В структуре продаж в разрезе основных ценовых категорий как в октябре 2019 года, так и в октябре 2020 года, подавляющая доля приходится на ЛП стоимостью 150-500 руб. и более 500 руб. Причем, к октябрю 2020 года отмечается рост удельного веса в общем объёме продаж ЛП стоимостью более 500 руб. до 45,9%, а доля ЛП со стоимостью 150-500 руб. при этом снизилась до 41%, хотя в октябре 2019 года данные ценовые категории имели практически равный объем продаж в общей структуре (рисунок 4).

Рисунок 4 - Структура коммерческого сегмента фармацевтического рынка России в разрезе основных ценовых категорий ЛП в октябре 2019 года и октябре 2020 года, %

Удельный вес в общем объеме продаж ЛП стоимостью менее 500 руб. снизился с 3,8% до 3% к октябрю 2020 года, а стоимостью 50-150 руб. - с 11,1% до 10,1%. Это свидетельствует о том, что основу общего объема продаж в коммерческом сегменте фармацевтического рынка РФ составляют ЛП с наиболее высокой стоимостью (более 150 руб.) из представленных ценовых категорий, в то время как на более дешевую продукцию (менее 150 руб.) суммарно приходится менее 15% от общего объема продаж.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. О развитии отечественного фармацевтического рынка в период пандемии коронави-руса пишут многие авторы [18, 19], подчеркивая мысль о том, что сложившаяся ситуация является толчком для активного развития всего рынка и его сегментов, поскольку будет способствовать разработке и внедрению принципиально новых подходов к производству и реализации фармацевтической продукции. Вместе с тем, такие преобразования негативно отразятся на стоимости лекарственных препаратов, что приведет к сниже-

нию их доступности для населения ввиду дороговизны и зачастую отсутствия более дешевых аналогов. В работах Репринцевой Е.В. показано, что при негативных социально-экономических условиях цены на лекарства начинают увеличиваться, создавая социальную напряженность [20, 21]. Этот опыт предопределяет необходимость уделить регулированию фармацевтического рынка в период пандемии особое внимание, сохраняя гибкость управления, чтобы избежать создания искусственного дефицита по определенным позициям, так как бизнес не мотивирован работать в убыток.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Активное распространение коронавирусной инфекции в России соответствующим образом отразилось на динамике объемов продаж лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке: в период с октября 2019 года по октябрь 2020 года рекордно высокий объем продаж отмечается только в марте 2020 года, когда показатель составил более 127 млрд. руб. и связано с активной фазой первой волны коронавируса. Стабилизация ситуации к концу первого полугодия привела к снижению объемов продаж до нормальных для данного сезона значений, а к октябрю 2020 года на фоне второй волны пандемии такого роста объемов продаж уже не произошло. Вместе с тем, необходимо отметить тот факт, что сложившаяся ситуация привела к общему росту цен на рынке: по сравнению с уровнем 2019 года к октябрю 2020 года средневзвешенная цена одной упаковки выросла на 16% и составила около 240 руб. Оценка в разрезе ценовых категорий показала, что за период коронавируса произошло несущественное увеличение средней стоимости лекарственных препаратов в ценовых категориях 150-500 руб. и менее 50 руб., в то время как в стоимостных группах 50-150 руб. и более 500 руб. - снижение. В структуре продаж за последний год произошло увеличение доли наиболее дорогостоящих препаратов (более 500 руб.), на долю которых стало приходится порядка 45% от общего объема продаж. Второй по значимости является ценовая категория 150500 руб., удельный вес которой в общем объеме продаж в 2020 году составил 41%. Следовательно, можно говорить о том, что на фоне пандемии коронавируса на отечественном фармацевтическом рынке произошло увеличение стоимости продукции, что, с наибольшей степенью вероятности, обусловлено повышенным спросом на лекарственные препараты и отсутствием контроля со стороны государства за их динамикой.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Очевидным последствием пандемии корона-вируса стал ощутимый рост цен на фармацевтическую продукцию, что, безусловно, является положительным фактором для производителей и розничных аптечных сетей, поскольку будет способствовать увеличению их прибыли. Однако данный факт крайне негативен для населения, финансовое положение которого в период пандемии существенно ухудшилось. В результате этого, доступность лекарственных средств, также как и платной медицинской помощи, для населения значительно снизилась, что негативно отразилось на заболеваемости и смирности населения. В сложившейся ситуации, большое значение приобретает необходимость государственного контроля цен на критически важные в данных эпидемиологических условиях лекарственные препараты, с целью обеспечения их доступности для всех слоев населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Наджафова М.Н. О развитии фармацевтической промышленности в РФ // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 86-89.

2. Красильникова Е.А., Баскаков В.А. Фармацевтический рынок России: вызовы, оценки, перспективы //Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 222-227.

3. Ручкина ДА. Тенденции развития фармацевтического рынка России //Инновационная наука. 2019. № 5. С. 105-108.

4. Боброва А.В. Исследование и анализ медицинской промышленности России //Вопросы экономических наук. 2019. № 2 (96). С. 21-24.

OVOD Alla Ivanovna

THE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC ...

5. Репринцева Е.В. О влиянии санкций на фармацевтический рынок России //Региональный вестник. 2020. № 2 (41). С. 94-95.

6. Листопад М.Е., Зуб А.А. Развитие фармацевтического рынка российской Федерации под влиянием политики импортозамещения // Экономика: теория и практика. 2020. № 4 (60). С. 23-28.

7. Курилова О.О. Анализ состояния фармацевтического рынка Российской Федерации//Региональный вестник. 2021. № 1 (57). С. 5758.

8. Наджафова М.Н. Оценка развития коммерческого сегмента фармацевтического рынка в условиях кризиса // Региональный вестник. 2020. № 11 (50). С. 91-9

9. Синяева И.М. Стратегии продвижения на рынке фармацевтических товаров в условиях пандемии COVID-19 //Аудиторские ведомости. 2020. № 3. С. 96-99.

10. Наджафова М.Н. О тенденциях развития фармацевтического рынка в условиях кризиса // Региональный вестник. 2020. № 10 (49). С. 74-76.

11. Наджафова М.Н. Прогнозирование тенденций развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Региональный вестник. 2020. № 11 (50). С. 104-106.

12. Борискина Т.Б., Пескова О.С. COVID-19. Когда это закончится - 8 основных трендов развития ситуации на фармацевтическом рынке и рынке медицинских товаров и услуг //Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 3. С. 107-110.

13. Просалова В.С., Ветошкевич В.Г., Гетман О.В., Осипова Н.А. Фармацевтический рынок в России - вызовы сегодняшнего дня // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (116). С. 208-212.

14. Репринцева Е.В. О влиянии санкций на фармацевтический рынок России //Региональный вестник. 2020. № 2 (41). С. 94-95.

15. DSM Group. Аналитические обзоры российского фармацевтического рынка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dsm. ru/docs/analytics/october_2020_pharmacy_analysis.pdf (дата обращения 30.01.21).

16. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, А.Ю. Быстрицкая, О.В. Власова и др. - Курск: «Деловая полиграфия», - 2021. -185 с.

17. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография / С.А. Беляев, Н.С. Бушина, О.В. Власова, Ал.А. Головин и др. - Курск: «Деловая полиграфия», - 2021. -166 с.

18. Макарова Е.В. Пандемия COVID-19 как драйвер роста цифровых коммуникаций на фармацевтическом рынке // Экономические системы. 2020. Т. 13. № 4. С. 52-58.

19. Наджафова М.Н. Современные особенности развития фармацевтического рынка Российской Федерации //Региональный вестник. 2020. № 12 (51). С. 80-81.

20. Репринцева Е.В. Динамика изменения цен на фармацевтическую продукцию в России //Наука и практика регионов. 2019. № 2 (15). С. 27-30.

21. Репринцева Е.В. Исследование аптечного сегмента лекарственных препаратов // Наука и практика регионов. 2018. № 3 (12). С. 31-34.

Статья поступила в редакцию 03.02.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.