Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА'

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНГОЛЬСКИЕ НАРОДЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУХНЯ / СИСТЕМА ПИТАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛИНАРИЯ / КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татарова Светлана Петровна, Затеева Надежда Александровна

Система национального питания является важнейшим элементом культуры в ее материальном проявлении. Сравнивая народы трансграничного региона - бурят и монголов, имеющих общую историю, можно отметить, что процессы размывания традиций приема и приготовления пищи протекают в настоящее время по-разному, активнее - среди бурятского населения. У монгольских народов наблюдается преимущественное сохранение тенденций в питании. В результате исследования выявлено, что наиболее устойчивы в этом отношении оказались традиции приготовления праздничных блюд, которые сопровождаются ритуалами встречи гостей, оформления стола. Отмечается, что национальная кухня остается важным элементом этнического самоопределения граждан, позволяющим им сохранять традиционные особенности, которые выступают признаком национальной идентичности монголов и бурят. Наиболее ярко это проявляется в традиции приготовления праздничных и ритуальных блюд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Татарова Светлана Петровна, Затеева Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF CHANGES IN THE MONGOLIAN NATIONAL CUISINE OF THE TRANS-BORDER REGION

The national nutrition system is an essential element of culture in its material manifestation. Comparing the peoples of the trans-border region, the Buryats and the Mongols, who share a common history, one may note that the processes of blurring traditions of meal preparation and eating are proceeding differently nowadays, more actively among the Buryat population. Among the Mongolian population, there is a predominant persistence of nutritional trends. As a result of the study, it was revealed that the most stable in this regard were the traditions of preparing festive dishes, which are accompanied by rituals of meeting guests, decorating the table. It is noted that national cuisine remains an important element of ethnic self-determination of citizens, allowing them to preserve traditional characteristics that act as a sign of national identity for Mongolians and Buryats. The most obvious manifestation of this is the tradition of preparing festive and ritual dishes.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА»

Теория и практика общественного развития. 2022. № 6. С. 29-36. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 6. P. 29-36.

Научная статья УДК 297+392.8

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.6.3

Тенденции изменения национальной кухни монгольских народов трансграничного региона

Светлана Петровна Татарова1, Надежда Александровна Затеева2

12Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Улан-Удэ, Россия 1Svetlana.tatar@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-6276-0852 2z.n.a.-79@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6144-4922

Аннотация. Система национального питания является важнейшим элементом культуры в ее материальном проявлении. Сравнивая народы трансграничного региона - бурят и монголов, имеющих общую историю, можно отметить, что процессы размывания традиций приема и приготовления пищи протекают в настоящее время по-разному, активнее - среди бурятского населения. У монгольских народов наблюдается преимущественное сохранение тенденций в питании. В результате исследования выявлено, что наиболее устойчивы в этом отношении оказались традиции приготовления праздничных блюд, которые сопровождаются ритуалами встречи гостей, оформления стола. Отмечается, что национальная кухня остается важным элементом этнического самоопределения граждан, позволяющим им сохранять традиционные особенности, которые выступают признаком национальной идентичности монголов и бурят. Наиболее ярко это проявляется в традиции приготовления праздничных и ритуальных блюд.

Ключевые слова: монгольские народы, национальная кухня, система питания, национальная кулинария, культура питания

Для цитирования: Татарова С.П., Затеева Н.А. Тенденции изменения национальной кухни монгольских народов трансграничного региона // Теория и практика общественного развития. 2022. № 6. С. 29-36. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.6.3.

Original article

Trends of changes in the Mongolian national cuisine of the trans-border region

Svetlana P. Tatarova1, Nadezhda A. Zateeva2

12East Siberian State Institute of Culture, Ula-Ude, Russia 1 Svetlana.tatar@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-6276-0852 2z.n.a.-79@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6144-4922

Abstract. The national nutrition system is an essential element of culture in its material manifestation. Comparing the peoples of the trans-border region, the Buryats and the Mongols, who share a common history, one may note that the processes of blurring traditions of meal preparation and eating are proceeding differently nowadays, more actively among the Buryat population. Among the Mongolian population, there is a predominant persistence of nutritional trends. As a result of the study, it was revealed that the most stable in this regard were the traditions of preparing festive dishes, which are accompanied by rituals of meeting guests, decorating the table. It is noted that national cuisine remains an important element of ethnic self-determination of citizens, allowing them to preserve traditional characteristics that act as a sign of national identity for Mongolians and Buryats. The most obvious manifestation of this is the tradition of preparing festive and ritual dishes.

Keywords: Mongolian peoples, ethnic cuisine, nutrition system, national culinary, food culture For citation: Tatarova, S.P. & Zateeva, N.A. (2022) Trends of changes in the Mongolian national cuisine of the trans-border region. Theory and Practice of Social Development. (6), 29-36. Available from: doi:10.24158/ti-por.2022.6.3 (In Russian)

Введение. Уникальность, неповторимость культуры народа предопределяется образом жизни, паттернами поведения в быту и общественной жизни, включает в себя язык, нормы, традиции, ценности, мироощущение, ментальность его представителей, особенности выстраивания коммуникации и т.д. Описание культуры народа невозможно без изучения особенностей питания, национальной кухни, формирующейся практически одновременно с зарождением этносов. Система питания любого из них на протяжении долгого времени остается достаточно стабильной и

© Татарова С.П., Затеева Н.А., 2022

определяет особенности, культурные традиции и эстетику национальной кулинарии разных народов. Как отмечают исследователи, «пища как одна из сторон материальной культуры непосредственным образом связана с социально-экономическими условиями жизни народов, определяется ими и в то же время обладает значительной устойчивостью национальных форм, длительной сохранностью исторически складывающихся традиций» (Назаров, 2016: 172).

Национальная система питания является значимым элементом изучения материальной культуры народов, поскольку в пище находит отражение богатство и разнообразие природных ресурсов места проживания, а также степень развития и характер основных направлений хозяйствования, вид преимущественного материального производства: земледелие, животноводство, промыслы и т.д. Набор пищевых продуктов, способы их производства определяются географическим положением места проживания этноса, климатическими и экономическими условиями ведения хозяйства.

Культура питания может стать источником информации о хозяйственной, культурной, социально-экономической жизни народа, истории этнического взаимодействия как дальних, так и живущих по соседству народов. Кроме того, национальная кулинария может выступать маркером религиозной приверженности, соблюдения обычаев, обрядов, традиций этноса, показателем природных, экологических условий жизни социальных групп (Данилов, 2016).

Таким образом, национальная кухня является результатом исторического развития системы питания народа и представляет собой совокупность составляющих ее элементов: определенный набор продуктов, использование которых обусловлено способом хозяйствования этнической группы; приемы обработки и приготовления пищи; блюда, входящие в меню этнической группы. Особенности национальной кухни предопределяются вариантами социального функционирования еды и формами её бытования в обществе. К последним можно отнести способы приготовления, подачи и приема пищи, систему запретов и ограничений в обращении с продуктами, использование конкретных блюд в обрядах и ритуалах, в повседневной жизни и во время праздников и обоснование данного выбора. Так, белая (молочная) пища - обязательный атрибут празднования Нового года по лунному календарю (Праздника Белого месяца), она олицетворяет собой чистоту и добродетель.

Разработанность проблемы. Значимая область повседневности - питание - долгое время рассматривалась учеными в контексте исследования быта и хозяйствования различных социальных и этнических групп, в том числе кочевых. Совместные советско-монгольские исследования, проводившиеся с 20-х гг. ХХ в. под руководством Б.Я. Владимирцова, позволили собрать эмпирический материал о новом этапе жизни монголов (Владимирцов, 1934).

А.В. Бурдуков1, Е.И. Тугутов (1958) были одними из первых ученых, осветивших специфику питания бурят и монголов.

В диссертации А.Е. Пахутова традиционная пища позиционируется как самостоятельный и многогранный источник по истории и жизни монгольских народов2.

Опираясь на данные полевых исследований и обширную источниковедческую базу, Н.Л. Жуковская3, М.Д. Цыбенова (1992) определили элементы культуры питания монгольских народов и факторы, повлиявшие становление системы питания кочевников Центральной Азии.

На следующем этапе научных исследований ученые обратились к конструированию национальных моделей питания (Традиционная пища как выражение этнического самосознания ..., 2001).

Московский государственный университет, начиная с 2014 года, организует международные симпозиумы, посвященные историческим аспектам традиций питания различных народов. Число участников и интерес к данной проблеме растет. Так, сборник материалов II Международного симпозиума МГУ имени М.В. Ломоносова «История еды и традиции питания народов мира» содержит 50 статей (История еды и традиции питания народов мира ..., 2016).

Исследователи-монголоведы стали посвящать работы тем аспектам культуры, которые не были разработаны в советский период либо их изучение носило идеологическую окраску. Так, в публикациях Г.Р. Галдановой (1993) и А.А. Бадмаева (2015) освещен вопрос ритуальной пищи в культуре монгольских народов. Этноэкологические аспекты социального бытования, в том числе в сфере приготовления пищи, природосообразность пищевых практик кочевников рассматри-

1 Бурдуков А.В. В старой и новой Монголии. Воспоминания. Письма. М., 1969. 419 с.

2 Пахутов А.Е. Традиционная пища монгольских народов как историко-этнографический источник : дис. ... канд. ист. наук. М., 1978. 203 с.

3 Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах. М., 1990. 112 с.

вают Ю.И. Дробышев (2014), Ц.Б. Будаева (2003), коллектив ученых под руководством Н.В. Аба-ева (Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии ..., 1992) и другие современные исследователи (Этноэкологические аспекты духовной культуры ..., 2005).

Таким образом, учеными накоплен определенный опыт исторических, этнографических, религиоведческих исследований культуры питания монгольских народов. Вместе с тем недостаточно освещены вопросы сохранения традиционных элементов пищевой модели в современной социальной практике. Решение этой научной задачи требует сбора актуальных эмпирических данных и применения социологических методов.

Методика и результаты исследования. В данной статье нами будут рассмотрены особенности национальной системы питания монгольских народов. Эмпирическую основу работы составляют результаты исследования, осуществленного в Монголии и России (Республика Бурятия). Методика социологического исследования была предложена Ж. Эрхемтогсом - профессором Монгольского государственного университета искусств и культуры: под его руководством был проведен опрос на территории Монголии (п = 1 000). На территории России аналогичное исследование было организовано нами в 2019 г. (п = 244) в городских и сельских поселениях Республики Бурятии, население которых преимущественно представлено бурятским этносом (г. Улан-Удэ и районы республики: Курумканский, Баргузинский, Джидинский, Кабанский, Зака-менский, Кяхтинский, Еравнинский, Хоринский, Иволгинский, Кижингинский, Селенгинский). Опрос, сравнение и анализ эмпирических данных, полученных на территории Монголии и России, выполнены авторами настоящей работы.

В качестве объекта изучения выступило питание монгольских народов. В категорию «монгольские народы» нами выделяются этносы, проживающие на территории трансграничного региона.

Население Монголии и Республики Бурятии имеет общую историю, что предопределило сходство многих элементов их материальной и духовной культур. Модель питания монгольских народов обусловлена типом хозяйственной деятельности - кочевым скотоводством, долгое время являвшимся основным и для бурят, и для монголов. Основными пищевыми компонентами в системе ежедневного и круглогодичного питания являлись мясо и молочные продукты в различных соотношениях, которые обеспечивали жизнедеятельность указанных этносов на протяжении многих столетий.

Пропорциональность потребления названных продуктов зависела от сезонности. В летний период, длившийся с апреля по октябрь, основу питания составляли молочные продукты, иногда дополнявшиеся блюдами из мяса. Забой скота летом производили только в исключительных случаях (нападение хищников на домашний скот, возраст животного и т.п.). В зимний рацион, напротив, максимально включалось мясо, заготовленное впрок поздней осенью, а также печеные или вареные изделия из муки, приготовленные летом различные виды сыров, масло и т.д. (Жуковская, 1979: 64-75).

Свежее мясо было доступно для использования только в период массового забоя скота. Употребление его в пищу осуществлялось преимущественно в вареном виде. Зимой и весной в рационе присутствовали продукты консервации, мясо, прошедшее обработку с применением технологий соления, копчения, сушки, заморозки. Жарка и запекание мяса практиковались в основном применительно к дичи (лось, горные козлы, бараны, косули и т.д.). Немногие могли себе позволить приготовить мясо, запеченное в шкуре, которая могла быть использована для хозяйственных и бытовых нужд. Шкуры высоко ценились, из них шилась обувь и головные уборы, одежда, кроме того, их можно было использовать в изготовлении домашней утвари и деталей юрты. На зиму заготавливались и молочные продукты: так, производилось взбивание и топление масла, различные виды высушивания творога (Жуковская, 1990).

Собирательство дикорастущих растений, орехов, лекарственных трав, березового гриба -чаги, выкапывание съедобных кореньев и луковиц обеспечивали поступление в организм кочевников ценных питательных веществ, витаминов. Часть растений употреблялась в пищу, другая -служила ингредиентом для консервации других продуктов или использовалась как лекарственное сырье.

В качестве дополнительных источников питания и жизнеобеспечения монголов и бурят выступали продукты рыболовства и охоты, звериные клады и птичьи гнёзда.

Все практики, связанные с присвоением даров природы, регулировались рядом ограничений и запретов, обеспечивающих восстановление природных ресурсов и минимизацию возможного вреда (Дробышев, Сыртыпова, 2016: 92-98). Осознавая зависимость своего существования от природы, кочевники сопровождали заимствование ее ресурсов определенными ритуалами, в которых просили о прощении. Табуирование и ритуализация взаимодействия с природой определяли бережное отношение к природе как важный компонент системы ценностей рассматриваемых этносов.

Таким образом, хорошо сбалансированное по сезонам соотношение продуктов составляло основу питания монгольских народов, поддерживало калорийность пищи, обеспечивая качественный обмен веществ для человека. Пройдя сквозь времена, данная система питания в некоторых сельских поселениях жива и поныне. Так, исследование показало, что половина опрошенных монголов (53 %) по-прежнему придерживается системы питания, связанной с временами года. У бурят таких людей в два раза меньше, но все же тоже достаточно - чуть больше четвертой части всех опрошенных (рис. 1).

5 1,1

Другой ответ ■ Монголия ■ Республика Бурятия

Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Связано ли употребление пищи в Вашей семье с временами года?», в %

Традиционная практика чередования продуктов дает нам ключ к пониманию потребностей питания кочевников в разные периоды года. Она имела своей целью сбалансированный и безвредный для организма переход от одного сезона к другому, позволявший сохранять энергию, поддерживать хорошее самочувствие с учетом имеющегося потенциала человеческого организма.

Как отмечалось выше, помимо мясо-молочных продуктов - результата скотоводческого хозяйствования, рацион кочевников включал и другие, поступление которых к столу обеспечивало растениеводство.

Ряд способов производящего хозяйствования был освоен кочевниками в результате контактов с земледельческим населением. В пищевую модель включались продукты и блюда, получаемые в результате выращивания злаковых и овощных культур. Так, бурятская кухня в процессе взаимодействия представителей этого этноса с русским населением обогатилась разными видами супов, каш, были переняты также способы засолки продуктов. В Монголии взаимодействие населения с другими этническими группами, в частности, с китайцами, обогатило пищевой рацион кочевников за счет риса, пряностей и других продуктов земледелия.

У монгольских народов древнюю историю имеет культура употребления чая. Этот напиток, приготовленный особым способом (с добавлением молока, соли, курдючного сала), обладает ценными питательными и тонизирующими свойствами. Чай удобен в транспортировке и приготовлении, поэтому стал неотъемлемой частью традиций кочевников. Канал поступления экзотических товаров из Азии в Европу, известный как «Чайный путь», пересекал территорию разных стран, в том числе Монголии, России, Китая, что упрочило традиции употребления чая среди кочевого и оседлого населения этих стран.

«Со второй половины XIX века в Монголии стали появляться русские купцы и крестьяне-колонисты. Они осваивали земли в Северной и Западной Монголии, сеяли хлеб, торговали зерном и мукой. Мука постепенно все больше входила в систему питания монголов. Кочевое население Синьцзяна также приобретало муку либо у своих оседлых соседей уйгуров, либо у русских и китайских купцов. Часть кочевого населения Цайдамской котловины и Центральной Монголии сеяла ячмень и даже пшеницу на пригодных для этого землях, что не мешало им кочевать все лето со скотом и возвращаться к своим полям лишь осенью ко времени уборки урожая», - отмечает А. Рона-Таш (1964).

Ряд блюд из соседних государств получил распространение и признание среди монгольских народов, заслужив статус национальных, как например, буузы, встречающиеся и на будничном, и на праздничном столе, которыми по сей день угощают почетных гостей в Монголии и Бурятии.

В современном открытом обществе с развитием международных контактов национальная кухня значительно больше подвержена постоянному воздействию извне. Глобализация, увеличивающийся информационный поток, распространение кулинарных интернет-сайтов, коммерческая

заинтересованность продуктовых торговых компаний, настойчивая реклама новых, не всегда доброкачественных ингредиентов и блюд серьезно влияют на гастрономические пристрастия людей.

Появившиеся возможности странствовать, путешествовать по миру способствовали тому, что у туристов появлялась возможность пробовать новые блюда, вкусы, ароматы, сравнивать привычную кухню с гастрономическими новинками из других стран. Знакомство с заморской кулинарией провоцировало перенесение полюбившихся блюд на национальную почву.

Сегодня практически в каждом, даже небольшом, провинциальном городе представлены рестораны и кафе различных мировых кухонь. Вначале их открытие вызывало некий ажиотаж, провоцировало желание вкусить блюда «оттуда», а потребность приоткрыть завесу непознанного и нового была достаточно острой. На сегодняшний день посещение таких заведений, возможность пробовать непривычные кулинарные новинки продолжает оставаться модным увлечением. В ходе проведенного опроса представителей монгольских народов мы попытались установить, как повлияло распространение международной кулинарии на потребление национальных блюд представителями этих этносов (рис. 2). Было обнаружено, что 87,6 % участников исследования из числа монгольского населения все же отдают предпочтение своей национальной кухне, тогда как в Республике Бурятии доля ответивших так же составляет лишь 48,1 % (сумма ответов «Предпочитаю национальные блюда своего народа, иногда кухню других народов» и «Предпочитаю только свои национальные блюда»). Соответственно, заграничные блюда находятся в большем почете у бурят (32,5 %), чем у монголов - 7,11 %.

70 -

^^ 572 ■ Монголия ■ Республика Бурятия

50 40 30 20 10 0

■ АЛ 1

31,2 30,4

■ 14,3 4,° 1,01 1,3 5,2 Щ

6,1

го чд

2

■ «§

! Ф

i -о

оз m FC о

rn О О

2 S

>■ ? ш л

I

л

<ü го

is1

0

1

л

о. о

41

го ^ :

2

ю

го 2 го ю

I s о о s m :Г о го

го

:

2

s -

m ф " 3

S 5 £ 5

О I

го

Ё £

ч: iS

го °

3 i

S ю о

л ^

о

с; го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

0

S

го

1

.

го

.

Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Укажите предпочтения питания Вашей семьи», в %

Таким образом, очевидно, что интерес к кухням других национальностей со стороны кочевых этносов возрастает. Безусловно, многие блюда из числа распространенных в других странах являются полезной и вкусной едой (при условии их домашнего приготовления), и ничего плохого в их распространении нет. Однако параллельно идет пропаганда вредного питания, а под воздействием модных стереотипов оно популяризируется среди молодежи посредством интернет- и телевизионных программ, шоу. Все активнее по миру распространяются заведения быстрого питания (Макдональдс, KFC, Burger King, бистро, закусочные и т.д.), не стали исключением Россия и Монголия. В крупных городах исследуемых стран складывается целая сеть подобных учреждений. Информационные каналы создают впечатление, что популяризуемое питание не только безвредно, но и полезно. С самого раннего детства родители угощают своих детей чипсами, сухариками, гамбургерами, пиццей, картофелем фри, колой и тому подобными продуктами во время походов в кино, кафе, парки, на отдыхе. Подобный «празднично-выходной» обед при регулярном повторении серьезно сказывается на здоровье малышей. О результатах зарубежных научных исследований, рассматривающих влияние фастфуда, приготовленного в Макдональдс и Burger King, на детский организм, сообщает в своей работе Е.Е. Румянцева (Румянцева, 2005: 121-122).

Достаточно популярными добавками на столе, как россиян, так и монголов, являются майонез и кетчуп. Когда-то, в тяжелые годы дефицита продуктов питания, использование майонеза было оправдано, так как было необходимо увеличение сытности приемов пищи, а данный соус

выступал дополнительным источником жиров. В настоящее время мы можем наблюдать широкую практику использования майонеза не только в качестве салатной заправки, но и добавки в повседневные блюда (замена сметаны в супах, масла в бутербродах, выпечке и т.д.). Подобная практика употребления заменителей и добавок не только портит вкус блюд, унифицируя и нивелируя их, но и вредит здоровью (Павловская, 2016б).

Современные хозяйки сегодня все больше экспериментируют, отказываясь от проверенных, простых блюд, ассоциирующихся с дефицитом продуктов, в пользу сомнительных кулинарных новинок, приготовленных из не всегда качественных или натуральных ингредиентов.

Большую роль в сохранении и передаче традиций питания народа играет семья. У многих народов, особенно проживающих в западных странах, традиция семейного приготовления еды сменилась покупкой готовых блюд или посещением учреждений общественного питания. Для монгольских же народов по-прежнему актуально домашнее приготовление блюд и организация совместной семейной трапезы. Особенно это актуально в праздники, где ярко проявляются социальные функции еды, связанные с ними обряды, ритуалы и традиции. Во время семейных мероприятий актуализируются национальные традиции приема гостей, приготовления праздничных блюд, демонстрации религиозных пищевых символов (Павловская, 2016а).

Проведенный опрос показал, что свыше 70 % представителей обеих стран (Монголии и России), отмечают праздники в домашнем кругу и готовят традиционные национальные блюда. Незначительная часть участников исследования, оставаясь дома в значимые даты, отдает предпочтение блюдам других национальностей: таких оказалось 6,9 % в Монголии и 20,3 % - в Республике Бурятии. Вне дома предпочитает проводить праздничные дни незначительное количество опрошенных респондентов, они посещают кафе и рестораны, причем выделить лидеров среди предпочитаемых респондентами этой группы национальных кухонь достаточно сложно, поскольку велик разброс мнений. В общей сложности за пределами дома в Монголии в праздничные дни питаются 15,6 % и в Республике Бурятия 18,2 % респондентов (рис. 3). 80 75,7 75,3

70 60 50 40 30 20 10 0

1? 7

4,8 7,6 * 3,7 9'8 8,1 5,1 3,8 3,3 -1,8 5,1

_ Щ ■

Дома. Азиатские национальные блюда Дома. Русские и европейские блюда Вне дома. Национальные блюда своего народа Вне дома. Азиатская кухня Вне дома. Европейская кухня Другой ответ

Монголия ■ Республика Бурятия

Рисунок 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Где Вы отмечаете праздничные дни и какие блюда предпочитаете?», в %

Заключение. Этническая кулинария складывается под воздействием объективных факторов, среди которых первоочередное место занимают условия существования этнической группы и способ хозяйствования ее представителей. Национальные вкусы и пищевые предпочтения являются результатом длительного исторического развития народа и сложившихся форм его социальной практики. Национальная кухня на современном этапе развития общества продолжает оставаться важным социальным явлением, фиксирующим этническое своеобразие населения и позволяющим сохранять традиции. Можно сказать, что она выступает одним из устойчивых признаков национальной идентичности.

В современных условиях, в процессе постоянного воздействия извне, национальная кухня, безусловно, подвергается изменениям: появляется что-то новое в приготовлении и подаче блюд, заменяются ингредиенты, модифицируются рецепты, распространяются и адаптируются заимствованные блюда. Однако основа пищевой модели продолжает оставаться устойчивой и постоянной, несмотря на происходящий процесс разрушения традиций и национальных систем питания.

В результате настоящего исследования было выявлено, что лучше всего у монгольских народов сохранились традиции приготовления праздничных блюд, которые сопровождаются ритуалами встречи гостей, оформления стола. Если сравнивать народы трансграничного региона, то можно отметить, что процессы размывания традиций приема и приготовления пищи активнее протекают у бурят, нежели у монголов. Так, буряты в меньшей степени сохраняют сезонность питания, а в повседневном рационе открыты для экспериментов: предпочтение блюдам национальной кухни отдают менее половины (48,1 %) опрошенных респондентов Республики Бурятия, тогда как в Монголии число таковых составляет 87,6 %.

Несмотря на различие показателей, можно отметить, что в обеих странах обнаружены сходные тенденции в функционировании национальной системы питания, одновременно отражающие сохранение традиций и влияние глобализации. Несмотря на активное наступление фастфуда, ассимиляционные процессы, мы можем отметить, что модель питания как часть культуры монгольских народов продолжает оставаться достаточно стабильной основой сохранения национальной уникальности.

Список источников:

Бадмаев А.А. Баранья лопатка в обрядовой практике бурят // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14, № 7. С. 255-263.

Будаева Ц.Б. Возрождение экологических традиций бурят // Социологические исследования. 2003. № 6 (230). С. 120-123.

Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: монгольский кочевой феодализм. Л., 1934. 223 с.

Галданова Г.Р. Ритуальная пища монгольских народов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Новосибирск, 1993. С. 141-150.

Данилов С.В. Гастрономический туризм как креативная практика диалога цивилизаций // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т. 6, № 3 (16). С. 6-14.

Дробышев Ю.И. Человек и природа в кочевых обществах Центральной Азии (III в. до н.э. - XVI в. н.э.). М., 2014. 608 с.

Дробышев Ю.И., Сыртыпова С.-Х.Д. Дополнительные источники жизнеобеспечения кочевников Центральной Азии // Аридные экосистемы. 2016. Т. 22, № 3 (68). С. 92-98.

Жуковская Н.Л. Пища кочевников Центральной Азии (к вопросу об экологических основах формирования модели питания) // Советская этнография. 1979. № 5. С. 64-75.

История еды и традиции питания народов мира. М., 2016. 460 с.

Назаров Р.Р. Национальная кухня Узбекистана: традиции и инновации // История еды и традиции питания народов мира. М., 2016. С. 172-182.

Павловская А.В. Из истории русской кухни. Часть 3. Что такое национальная кухня // Вопросы диетологии. 2016а. Т. 6, № 3. С. 77-80. https://doi.org/10.20953/2224-5448-2016-3-77-82

Павловская А.В. Из истории русской кухни. Часть 4. Еда и победы русской кухни // Вопросы диетологии. 2016б. Т. 6, № 4. С. 4-16. https://doi.org/10.20953/2224-5448-2016-4-47-52

Рона-Таш А. По следам кочевников. Монголия глазами этнографа. М., 1964. 389 с.

Румянцева Е.Е. Товары, вредные для здоровья. М., 2005. 392 с.

Традиционная пища как выражение этнического самосознания / ответ. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М., 2001. 293 с.

Тугутов И.Е. Материальная культура бурят : этнографическое исследование. Улан-Удэ, 1958. 215 с.

Цыбенова М.Д. Пища средневековых монголов // Средневековая культура монгольских народов. Новосибирск, 1992. С. 125-135.

Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / под ред. Н.В. Абаева. Новосибирск, 1992. 160 с.

Этноэкологические аспекты духовной культуры / ответ. ред.: В.И. Козлов, А.Н. Ямсков, Н.И. Григулевич. М., 2005. 324 с.

References:

Abaev, N. V. (ed.) (1992) Ekologicheskie traditsii v kul'ture narodov Tsentral'noi Azii [Ecological Traditions in the Culture of the Peoples of Central Asia]. Novosibirsk. 160 р. (in Russian).

Arutyunov, S. A. & Voronina, T. A. (eds.) (2001) Traditsionnaya pishcha kak vyrazhenie etnicheskogo samosoznaniya [Traditional Food as an Expression of Ethnic Identity]. Moscow. 293 р. (in Russian).

Badmaev, A. A. (2015) Lamb Shoulder in the Ritual Practice of the Buryats. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. 14 (7), 255-263 (in Russian).

Budaeva, Ts. B. Vozrozhdenie ekologicheskikh traditsii buryat [Revival of Buryat Ecological Traditions]. Sotsiologicheskie issledovaniya. (6 (230)), 120-123 (in Russian).

Danilov, S. V. (2016) Gastronomic Tourism as Creative Practice in Dialogue of Civilizations. Kreativnaya ekonomika i sotsial'nye innovatsii. 6 (3 (16)), 6-14 (in Russian).

Drobyshev, Y. I. & Syrtypova, S.-K. D. (2016) Additional Sources of Livelihood in the Nomads of Central Asia. Arid Ecosystems. 6 (3), 220-225.

Drobyshev, Yu. I. (2014) Chelovek i priroda vkochevykh obshchestvakh Tsen-tral'noi Azii (III v. do n.e. -XVI v. n.e.) [Man and Nature in Nomadic Societies of Central Asia (III Century BC - XVI century AD).]. Moscow. 608 р. (in Russian).

Galdanova, G. R. (1993) Ritual'naya pishcha mongol'skikh narodov [Ritual Food of the Mongolian Peoples]. In: Iz istorii khozyaistva i material'noi kul'tury tyurko-mongol'skikh narodov. Novosibirsk, рр. 141-150 (in Russian).

Istoriya edy i traditsii pitaniya narodov mira [Food History and Food Traditions of the Peoples of the World] (2016). Moscow. 460 р. (in Russian).

Kozlov, V. I., Yamskov, A. N. & Grigulevich, N. I. (eds.) (2005) Etnoekologicheskie aspekty dukhovnoi kul'tury [Ethnoecological Aspects of Spiritual Culture]. Moscow. 324 р. (in Russian).

Nazarov, R. R. (2016) Natsional'naya kukhnya Uzbekistana: traditsii i innovatsii [National Cuisine of Uzbekistan: Traditions and Innovations]. In: Istoriya edy i traditsii pitaniya narodov mira. Moscow, рр. 172-182 (in Russian).

Pavlovskaya, A. V. (2016) From the History of Russian Cuisine. Part 4. Troubles and Successes of Russian Cuisine. Voprosy dietologii. 6 (4), 4-16. Available from: doi:10.20953/2224-5448-2016-4-47-52 (in Russian).

Pavlovskaya, A. V. (2016) From the History of Russian Cuisine. Part 3. What is a National Cuisine? Voprosy dietologii. 6 (3), 77-80. Available from: doi:10.20953/2224-5448-2016-3-77-82 (in Russian).

Rona-Tash, A. (1964) Po sledam kochevnikov. Mongoliya glazami etnografa [In the Footsteps of the Nomads. Mongolia Through the Eyes of an Ethnographer]. Moscow. 389 р. (in Russian).

Rumyantseva, E. E. (2005) Tovary, vrednye dlya zdorov'ya [Products Harmful to Health]. Moscow. 392 р. (in Russian).

Tsybenova, M. D. (1992) Pishcha srednevekovykh mongolov [Food of Medieval Mongols]. Srednevekovaya kul'tura mongol'skikh narodov. Novosibirsk, рр. 125-135 (in Russian).

Tugutov, I. E. (1958) Material'naya kul'tura buryat: etnograficheskoe issledovanie [The Material Culture of the Buryats : an Ethnographic Study]. Ulan-Ude. 215 р. (in Russian).

Vladimirtsov, B. Ya. (1934) Obshchestvennyi stroi mongolov: mongol'skii kochevoi feodalizm [The Social System of the Mongols: Mongolian Nomadic Feudalism]. Leningrad. 223 р. (in Russian).

Zhukovskaya, N. L. (1979) Pishcha kochevnikov Tsentral'noi Azii (k voprosu ob ekologicheskikh osnovakh formirovaniya modeli pitaniya) [Food of Central Asian Nomads (on the Ecological Basis of Nutrition Patterns)]. Sovetskaya etnografiya. (5), 64-75 (in Russian).

Информация об авторах С.П. Татарова - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Восточно-Сибирского государственного института культуры, Улан-Удэ, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=448887.

Н.А. Затеева - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социально-культурной деятельности Восточно-Сибирского государственного института культуры, Улан-Удэ, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=325457.

Information about the authors S.P. Tatarova - D.Phil. in Sociology, Associate Professor, Professor of Socio-Cultural Activities Department, East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=448887.

N.A. Zateeva - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Socio-Cultural Activities Department, East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=325457.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.04.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 24.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 31.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.