Научная статья на тему 'Национальная система питания как туристский ресурс трансграничья России и Монголии'

Национальная система питания как туристский ресурс трансграничья России и Монголии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПИТАНИЯ / МОНГОЛЬСКИЕ НАРОДЫ / ТРАНСГРАНИЧЬЕ РОССИИ И МОНГОЛИИ / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / NUTRITION SYSTEM / MONGOLIAN PEOPLES / CROSS-BORDER AREA OF RUSSIA AND MONGOLIA / GASTRONOMIC TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Татарова Светлана Петровна, Затеева Надежда Александровна

Желание получить аутентичный опыт приобщения к культуре, образу жизни населения дополняется получением впечатлений от дегустации национальной кухни. Цель работы - определение национальной системы питания как туристского ресурса трансграничья России и Монголии. Рассматривается система питания, сложившаяся у монгольских народов, раскрываются факторы, влияющие на ее изменения. Монгольские народы, наряду с общностью быта, ведения хозяйства, имеют схожие традиции приготовления повседневных и праздничных блюд. Процессы ассимиляции и глобализации в существенной степени изменяют традиции приготовления и употребления национальной пищи. Для развития туристской дестинации важен поиск новых путей организации питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL NUTRITION SYSTEM AS TOURIST RESOURCE OF CROSS-BORDER AREA OF RUSSIA AND MONGOLIA

The cross-border area of Mongolia and Russia (Republic of Buryatia) is potentially attractive for tourists. Tasting dishes of national cuisine, participating in the specific ceremonies of cooking and eating food satisfies the need for tourists to acquire authentic experience in familiarizing themselves with the original culture, lifestyle of the population of a certain territory.The traditions of preparing and eating national food underwent changes both in Mongolia and in Russia (Republic of Buryatia). Currently, in Mongolia, the level of adherence to food traditions is higher than in Buryatia. At the same time, in both countries the practice of home cooking of national dishes remains. Customs associated with festive and ritual food are more common. For the development of tourist destinations, strengthening the image of the territories of the cross-border of Russia and Mongolia, it is important, on the one hand, to preserve the totality of traditions and dishes of national cuisine and, on the other, to search for new ways of organizing meals.

Текст научной работы на тему «Национальная система питания как туристский ресурс трансграничья России и Монголии»

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-222-2-341-353

НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ПИТАНИЯ КАК ТУРИСТСКИИ РЕСУРС ТРАНСГРАНИЧЬЯ РОССИИ И МОНГОЛИИ NATIONAL NUTRITION SYSTEM AS TOURIST RESOURCE OF CROSS-BORDER AREA OF RUSSIA AND MONGOLIA

ТАТАРОВА Светлана Петровна

Доцент кафедры социально-культурной деятельности Восточно-Сибирского государственного института культуры, д.с.н.

Svetlana P. TATAROVA

Associate professor of sociocultural activity, East-Siberian state Institute of Culture, Doctor ofsociological sciences

ЗАТЕЕВА Надежда Александровна

Доцент кафедры социально-культурной деятельности Восточно-Сибирского государственного института культуры, к.с.н.

Nadezhda A. ZATEEVA

Associate professor of sociocultural activity, East-Siberian state Institute of Culture, Ph.D. (Sociological)

34 2

АННОТАЦИЯ

Желание получить аутентичный опыт приобщения к культуре, образу жизни населения дополняется получением впечатлений от дегустации национальной кухни. Цель работы - определение национальной системы питания как туристского ресурса трансграничья России и Монголии. Рассматривается система питания, сложившаяся у монгольских народов, раскрываются факторы, влияющие на ее изменения. Монгольские народы, наряду с общностью быта, ведения хозяйства, имеют схожие традиции приготовления повседневных и праздничных блюд. Процессы ассимиляции и глобализации в существенной степени изменяют традиции приготовления и употребления национальной пищи. Для развития туристской дестинации важен поиск новых путей организации питания.

ABSTRACT

The cross-border area of Mongolia and Russia (Republic of Buryatia) is potentially attractive for tourists. Tasting dishes of national cuisine, participating in the specific ceremonies ofcooking and eating food satisfies the need for tourists to acquire authentic experience in familiarizing themselves with the original culture, lifestyle of the population of a certain territory. The traditions of preparing and eating national food underwent changes both in Mongolia and in Russia (Republic of Buryatia). Currently, in Mongolia, the levelofadherence to food traditions is higherthan in Buryatia. Atthe same time, in both countries the practice of home cooking of national dishes remains. Customs associated with festive and ritualfood are more common. For the development of tourist destinations, strengthening the image of the territories of the cross-border of Russia and Mongolia, it is important, on the one hand, to preserve the totality of traditions and dishes of national cuisine and, on the other, to search for new ways of organizing meals.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Система питания, монгольские народы,трансграничье России и Монголии, гастрономический туризм.

KEYWORDS

Nutrition system, Mongolian peoples, cross-border area of Russia and Mongolia, gastronomic tourism.

Одним из направлений экономического развития регионов является туризм. Трансграничные районы Монголии и России относятся к регионам, характеризующимся интересными культурными объектами, красивой величественной природой, многонациональным составом с уникальными историей и традициями. Все перечисленное выше выводит данные территории в число регионов с хорошим туристским потенциалом.

Благодаря развитию туризма ожидается создание дополнительных рабочих мест, поступление доходов в казну, повышение уровня жизни населения. Туризм может выступать катализатором развития экономики, мелкого и среднего бизнеса, строительства, сельского хозяйства, стимулировать развитие инфраструктуры, транспорта. Для разных видов туризма примечательны различные объекты (для религиозного туризма — культовые предметы, религиозные сооружения, атрибуты веры, служители; для лечебно-оздоровительного — наличие минеральных, грязевых и других лечебниц, профессиональный медицинский персонал, зарекомендовавшие себя лечебные процедуры; для событийного—культурная, спортивная, традиционная жизнь, необычные явления, мероприятия, праздники, фестивали; для гастрономического — дегустация еды, напитков, знакомство с особенностями приготовления пищи и т.д.). Несмотря на видовое разнообразие и пристальный взгляд на конкретный объект познания, у большинства туристов, прибывших из других стран, интерес вызывают природные и культурные достопримечательности, быт, традиции народов, проживающих на определенной территории. И чем более мозаична картина, представленная туристу, чем насыщеннее и разнообразнее программа, тем больше впечатлений получает путешественник.

Гастрономия является значимым ресурсом территории, источником формирования ее идентичности, а для путешественника представление о культуре народа будет не полным, если не отведать национальные блюда. Ценители кухни чаще всего едут в сугубо гастрономические, кулинарные туры, однако принятие пищи

344

сопровождает и все другие виды туризма, дополняя и обогащая общее представление о стране.

Изучение питания долгое время было одним из составляющих элементов этнографических и экономических исследований. Образ жизни, быт и питание кочевых народов в XIX-XX вв. становились объектом внимания целого ряда исследователей: Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, В.А. Обручева, Г.Е. Грумм-Гржимайло и др. Исследования начала XX в. Б.Я. Владимирцова, А.В. Бурдукова, Е.И. Тугутова позволили получить эмпирические материалы о жизни и специфике питания бурят и монголов. Различным аспектам национальной кулинарии, элементам культуры питания и факторам, определяющим становление системы питания монгольских народов, посвящены работы А.Е. Пахутова [12], Н.Л. Жуковской [7, 8], М.Д. Цыбеновой [14], Г.Р. Галдановой [3].

Конструирование моделей питания различных народов стало предметом исследователей современности [6,13]. Обобщение и сбор материалов по данной проблематике с 2014 г. осуществляет кафедра иностранных языков Московского государственного университета посредством проведения крупных международных научно-практических конференций и публикации научных сборников [9].

Описание пищевой культуры народа наряду с другими впечатлениями от посещения различных стран осуществляли путешественники, такие как Марко Поло, Афанасий Никитин, Плано Кар-пини. Выражение идеи о том, что люди познают культуру через местную пищу, реализовалось в понятии «кулинарный туризм», использованном в 1998 г. доцентом кафедры народной культуры университета Bowling Green Люси Лонг (штат Огайо, США), что заложило основу развития гастрономического туризма как специального вида туризма [10]. Свое развитие гастрономический туризм получил с основанием в 2003 г. некоммерческой негосударственной Международной ассоциации гастрономического туризма (World Food Travel Association), a также в 2015 г. — Российской ассоциации гастрономического туризма (АГТС) [1].

Различным аспектам развития кулинарного туризма посвящен целый ряд исследований [2,4,5]. Ученые предлагают использовать термин «кулинарный туризм» «в случаях, когда актуальны дегустация и мастер-классы, различные форумы по повышению квалификации и познанию новых рецептов» [11, с. 88]. Однако сегодня используют и более широкое трактование продовольственного (гастрономического) туризма, когда турист предпочитает в путешествиях пробовать еду, познавая культуру того или иного народа через данную практику, независимо от того, питается он в ресторане или покупает местные продукты в магазине [11, с. 88]. Не углубляясь в тонкости определений и научных споров о том, какая роль отводится в том или ином виде туризма еде, будем считать, что именно пища позволяет лучше познать культуру местного населения.

Желание дегустировать пищу местного населения стимулируется посредством увеличения телевизионных шоу, в которых рассматриваются вопросы приготовления пищи у разных народов, традиции ее потребления. Кроме того, целый ряд программ по телевидению и множество страниц в социальных сетях посвящены экологии питания, безопасности продуктов. В связи с обращением к вопросам здорового образа жизни населения различных стран мира все чаще возникают вопросы правильного питания, а также особая важность придается потреблению экологически чистых продуктов.

Известно, что кулинария народов выступает одним из важных элементов национальной культуры, подчеркивающих ее своеобразие, уникальность и этническую самобытность. Пища как наиболее устойчивая часть материальной культуры сохраняет традиционные особенности, выступает устойчивым признаком национальной идентичности. Именно поэтому туристам, жаждущим познания национальной культуры народа, так интересна кухня.

Статья основывается на результатах сравнительного социологического исследования монгольских народов, проведенного в Монголии и России (Республика Бурятия). Анкетирование осу-

346

ществлялось по специально разработанному инструментарию профессора Монгольского государственного университета (МонГУ) Ж. Эрхемтогса. Исследование проведено независимыми коллективами указанных стран. В выборку попало как городское, так и сельское население трансграничья Монголии и России (Республики Бурятия). Однако опрашивались только представители монгольских народов (монголы и буряты).

Монгольские народы, проживающие на территории указанных стран, на протяжении длительного периода развивались в едином культурном пространстве, имели общую историю, образ жизни, элементы материальной и духовной культуры. Их роднит сходство языка, религиозные верования, ценностные ориентации, менталитет. Похожими являются и вкусовые пристрастия, особенности приготовления продуктов. Пища у кочевых народов всегда рассматривалась с утилитарной позиции, культа еды никогда не было. Большое значение придавалось традиции домашнего приготовления еды. Главным в трапезе становилось общение родственников, а семейная пища рассматривалась как основа хранения и передачи национальных традиций питания.

Ускорение жизненного ритма, реклама быстрого питания, популяризация западной модели жизни в целом и питания в частности разрушают традиции семейной кулинарии. Расширение сети ресторанов и кафе с национальной кухней народов мира, проведение в них мастер-классов по приготовлению блюд, разнообразие кулинарных шоу-программ предоставили возможность готовить и вкушать блюда других народов, очаровывающих вкусами далекой неведомой жизни. В связи с этим в современном обществе восприятие пищи своего народа нередко искажается. Сегодня у подрастающего поколения проявляется отсутствие патриотизма по отношению к пищевой культуре собственного народа, появилась усталость от привычных блюд, стеснение за непопулярность национальной кухни. Нередко кухня своего народа рассматривается как примитивная, поскольку достаточно прочно в нашу жизнь вошли стереотипы о том, что хорошая кухня — это пикантная, сложная, многокомпо-

нентная. В связи с этим задачами формирования национального самосознания являются повышение этнической самооценки, отказ от устойчивых негативных оценок. Важно увидеть прелесть национальной кухни в ее простоте, в доступности продуктов, экологично-сти их приготовления. Отсутствие разнообразия компонентов блюд не говорит ни о бедности, ни об оторванности от внешнего мира, а о национальных особенностях и вкусовых предпочтениях народа.

Результаты исследования, проведенного в России и Монголии, показывают, что монгольские народы еще сохранили традиции приготовления национальной кухни. Радует тот факт, что, даже обосновавшись в городской местности, современные буряты и монголы продолжают готовить национальные блюда. По-прежнему традиционные кушанья готовятся как в повседневной жизни, так и имеют большое значение в праздничной культуре бурят и монголов. Безусловно, кухня монгольских народов, впрочем, как и кухня других народов, постепенно модифицируется, вбирает в себя что-то новое, адаптируется к современным условиям существования. Влияние урбанизации, ассимиляционных и глобализационных процессов привело к тому, что в повседневной кухне постепенно появляются блюда других национальностей. Причем данный процесс активнее происходит в Республике Бурятия, нежели в Монголии (табл. 1).

Таблица 1.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Укажите предпочтения питания Вашей семьи», в %

Ответы респондентов Республика Бурятия Монголия

Предпочитаем в основном национальные блюда своего народа, иногда кухню других народов 44,1 57,2

В основном блюда других национальностей, иногда свои национальные блюда 31,2 6,1

Только свои национальные блюда 4,0 30,4

Только блюда других национальностей 1,3 1,01

Другой вариант 14,3 5,2

Нет ответа 5,1 0,09

348

В русле развития этнокультурного и гастрономического туризма, где значимым для путешественника является получение аутентичного опыта прикосновения к другой культуре, становится важным сохранение национальных особенностей, культуры, одежды, языка, пищи. Важно, как и во многих странах, сделать свою культуру брендом, подчеркивая ее достоинства, умело пропагандируя и продвигая ее элементы, тем самым создавая и поддерживая имидж территории.

Несмотря на высокие показатели заимствования блюд из кулинарии народов различных стран мира, традиции приготовления пищи своего народа продолжают сохраняться. Наиболее наглядно это выражается в ходе праздничных мероприятий. По результатам исследования становится очевидно, что в обеих странах в праздники высок интерес к традиционной кухне своего народа (табл. 2).

Таблица 2.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Где Вы отмечаете праздничные дни и какие блюда предпочитаете?», в %

Ответы респондентов Республика Бурятия Монголия

Дома. Традиционные национальные блюда 75,3 75,7

Дома. Азиатские национальные блюда 7,6 4,8

Дома. Русские и европейские блюда 12,7 2,1

Вне дома. Национальные блюда своего народа 9,8 3,7

Вне дома. Азиатская кухня 5,1 8,1

Вне дома. Европейская кухня 3,3 3,8

Другой ответ 5,1 1,8

Одной из причин низких показателей у ответов «отмечаю праздники вне дома и предпочитаю национальные блюда своего народа» и «отмечаю праздники вне дома и предпочитаю азиатскую, европейскую кухню» является то, что количество ресторанов, где подают национальные кушанья, с красивой праздничной обстановкой, по доступной цене, не велико. Хотя, стоит отметить,

что ресторанный бизнес сегодня развивается и кухни народов мира в них представлены, однако выбор таковых все же невелик. К сожалению, отсутствие национальной кухни и наличие кулинарии других народов имеют две стороны медали. С одной стороны, путешественнику, долго находящемуся в чужой стране, иногда хочется своей национальной кухни, и благо, что он может ее отведать в путешествии. С другой стороны, для путешественника, жаждущего познания чужой культуры, ценна именно кухня аборигенов. Более того, местная кухня способствует возникновению у туристов ощущения места, чувства дома, комфорта и безопасности.

Помимо состава пищи, особенности национальной кухни определяются социальными функциями еды, пищевой обрядовостью, имеющей давние исторические корни. Наиболее ярко это проявляется в праздновании национального праздника у народов обеих стран — Нового года по лунному календарю (Сагаалгана в России; Цагаан сара — в Монголии). Как символ чистых помыслов в дни празднования Белого месяца на стол готовятся кушанья из молока и его производных, так называемая белая пища. Помимо особенностей приготовления праздничных блюд интересны обряды встречи Нового года, традиции навещать в этот период старшее поколение, уделять внимание наиболее почитаемым людям своего рода. Это наиболее почитаемый и распространенный праздник у монгольских народов, и на вопрос, важно ли сохранять традицию празднования Сагаалгана, практически все опрошенные респонденты дали положительный ответ (табл. 3).

Таблица 3.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Важно ли, на Ваш взгляд, отмечать Сагаалган?», в %

Ответы респондентов Республика Бурятия Монголия

ДА 86,6 90,9

НЕТ 2,2 6,2

Другой ответ 0,7 2,9

Нет ответа 10,5 0

350

Таким образом, пища является важной составной частью се-мейно-бытовой, повседневной и праздничной обрядности монгольских народов. В связи с этим посещения праздничных, обрядовых мероприятий, сопровождающихся принятием пищи, оригинальной национальной подачей блюд, могут стать для туриста интересными событиями, где, помимо других впечатлений, туристы могут понять, какова местная еда на вкус, насколько им близка культура народа через местную пищу.

Приятным бонусом для путешественников является получение от принимающей стороны вкусного подарка, после проведенной дегустации или просто обеда. Если подобный подарок имеет товарный вид, качественно упакован, подлежит перевозке, это будет стимулировать покупательский спрос на данный товар, который можно увезти домой как напоминание о месте пребывания либо как сувенир в подарок друзьям и родным.

К сожалению, на сегодняшний день разнообразием кулинарной сувенирной продукции монгольские народы похвастаться не могут. Поэтому, на наш взгляд, важно развивать изготовление гастрономической сувенирной продукции в качестве дополнительной услуги. Это, помимо дополнительного дохода и популяризации элементов культур коренных народов региона, может выступать как фактор развития производства и увеличения рабочих мест, а также как условие формирования позитивного имиджа региона и приумножения числа повторных туристов.

Таким образом, пища — важная составляющая повседневной жизни человека, которая не только заряжает человека энергией, но и формирует социокультурные условия его существования. Культура еды позволяет понять характер народа, его традиции и обычаи, а потому требует трепетного отношения к себе. Кулинарные предпочтения формируются и оказываются стойкими на протяжении нескольких поколений и выступают одной из наименее изолированных частей национальной культуры. Национальная кухня отражает историю народов с их традиционными и своеобразны-

ми формами жизнедеятельности и, несмотря на ассимиляционные процессы, глобализацию и адаптацию к современной жизни, продолжает оставаться стержнем и опорой культуры народа, поддерживающими этнические корни. Именно поэтому национальная кулинария помогает создать образ народа, увидеть и понять его традиции и ментальность, а потому вызывает у туристов неподдельный интерес. Сохраняя кулинарные рецепты, поддерживая культуру питания, тем самым заявляется национальная самобытность, проявляются характер и традиции народа, что всегда будет составлять стержень сохранения культуры и будет востребовано и цениться извне, повышая туристскую привлекательность региона.

Таким образом, национальная кухня может выступать значимым элементом в формировании брендинга территорий и специфическим туристским ресурсом, позволяющим развивать потенциал туристских дестинаций и способствующим созданию новых туристских продуктов. Важно поддержание и продвижение различных вариантов питания, что позволяет сохранить региональную идентичность территории и повысить ее туристскую привлекательность. Связь гастрономии и туризма способствует увеличению притока туристов, удлинению сроков их пребывания, повышает прибыль от туризма, помогает развиваться местным производителям, продвигает идею важности высокого качества и экологической безопасности питания, а также поддерживает туристский имидж местности.

Библиографический список

1. Ассоциация гастрономического туризма России [Электронный ресурс]. — URL: ЪирУ/агтф.рф (дата обращения 16.01.2020).

2. Буценко Е.Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туризме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 33. — С. 56-60.

3. Галданова Г.Р. Ритуальная пища монгольских народов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. — Новосибирск: Наука, 1993. - С. 141-150.

4. Данилов C.B. Гастрономический туризм как креативная практика диалога цивилизаций Ц Креативная экономика и социальные инновации. — 2016. — № 3 (16).-С. 6-15.

352

5. Драчева Е.Л., Христов Т.Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы//Российские регионы: взгляд в будущее. — 2015. — № 3. — С. 44.

6. Дробышев Ю.И., Сыртыпова С.-Х.Д. Дополнительные источники жизнеобеспечения кочевников Центральной Азии//Аридные экосистемы. — 2016. — Т. 22. — № 3 (68).-С. 92-98.

7. Жуковская Н.Л. Пища кочевников Центральной Азии (К вопросу об экологических основах формирования модели питания) // Советская этнография. — 1979. - №5.-С. 64-75.

8. Жуковская Н.Л. Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах. — М.: Наука, 1990.- 112 с.

9. История еды и традиции питания народов мира: Материалы II Международного симпозиума. Выпуск II [сборник статей]. — M.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2016. — 460 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://gastac. ru/114 (дата обращения 26.11.2019).

10. Ли С.В., Агаева Н.Ю. Гастрономический туризм. Современные тенденции и перспективы // Материалы студенческой научной конференции за 2018 год. В 2 ч. Ч. 2. Экономические и гуманитарные науки / под общ. ред. проф. С.Т. Антипова; Воронеж, гос. ун-т инж. технол. — Воронеж: ВГУИТ, 2018. — С. 291.

11. Морозов А.А. Гастрономический туризм: к истории понятия // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — №2. — С. 87-92.

12. Пахутов А.Е. Традиционная пища монгольских народов как историко-этно-графический источник: автореф. дис.... канд. ист. наук. M., 1979. — 24 с.

13. Традиционная пища как выражение этнического самосознания — M.: Наука, 2001.-293 с.

14. Цыбенова М.Д. Пища средневековых монголов // Средневековая культура монгольскихнародов. — Новосибирск:Наука, 1992. — С. 125-135.

List of References

1. Assotsiatsiya gastronomicheskogo turizma Rossii [Association of gastronomic tourism ofRussia]. (In Russ.) Available at: httpy/агтф.рф (accessed 16.01.2020).

2. Butsenko E.D. Gastronomicheskiy turizm kak populyarnoye napravleniye v turizme [Gastronomic tourism as a popular destination in tourism]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Concept]. 2015, № 33, s. 56-60. (In Russ.)

3. Galdanova G.R. Ritual'naya pishcha mongol'skikh narodov [Ritual food of the Mongolian peoples]. Iz istorii khozyaystva i material'noy kul'tury tyurko-mongol'skikh narodov [From the history of the economy and material culture of the Turkic-Mongolian peoples]. Novosibirsk: Nauka Publ., 1993, s. 141-150. (In Russ.)

4. Danilov S.V. Gastronomicheskiy turizm kak kreativnaya praktika dialoga tsivilizatsiy [Gastronomic tourism as creative practice in dialogue of civilizations]. Kreativnaya ekonomika i sotsial'nyye innovatsii [Creative Economics and Social Innovations]. 2016, № 3 (16), s. 6-15. (In Russ.)

5. Dracheva E.L., Khristov T.T. Gastronomicheskiy turizm: sovremennyye tendentsii i perspektivy [Gastronomic tourism: the current trends and prospects]. Rossiyskiye

regiony: vzglyad v budushcheye [Russian regions: looking into the future]. 2015, № 3, s. 44. (In Russ.)

6. Drobyshev Y.I., Syrtypova S.-K.D. Dopolnitel'nyye istochniki zhizneobespecheniya kochevnikov Tsentral'noy Azii [Additional sources of livelihood in the nomads of Central Asia]. Aridnyye ekosistemy [Arid Ecosystems]. 2016, t. 6, № 3, s. 220-225. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zhukovskaya N.L. Pishcha kochevnikov Tsentral'noy Azii (K voprosu ob ekologich-eskikh osnovakh formirovaniya modeli pitaniya) [Food of nomads of Central Asia (To a question of the environmental basis of the formation of the nutrition model)]. Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography]. 1979, № 5, s. 64-75. (In Russ.)

8. Zhukovskaya N.L. Sud'ba kochevoy kul'tury. Rasskazy о Mongolii i mongolakh [The destiny of nomadic culture. The stories of Mongolia and the Mongols]. M.: Nauka Publ., 1990, 112 s. (In Russ.)

9. Istoriya edy i traditsii pitaniya narodov mira. Materialy II Mezhdunarodnogo sim-poziuma. Vypusk II [sbornik statey]. [The history of food and nutrition traditions of the peoples of the world. Materials of the II International Symposium]. M.: Tsentr po izucheniyu vzaimodeystviya kul'tur Publ., 2016,460 s. (In Russ.) Available at: http:// gastac.ru/114 (accessed 26.11.2019).

10. Li S.V., Agayeva N.Y. Gastronomicheskiyturizm. Sovremennyye tendentsii i perspektivy [Gastronomic tourism. The current trends and prospects]. Materialy studencheskoy nauchnoy konferentsii za 2018 god. Ekonomicheskiye i gumanitarnyye nauki [Materials of the student scientific conference for 2018. Economic and human sciences]. Voronezh: Voronezh. gos. univer. inzhenern. tekhn. Publ., 2018, s. 291. (InRuss.)

11. Morozov A.A. Gastronomicheskiy turizm: к istorii ponyatiya [Gastronomic tourism: on the history of concept]. Ekonomika ibiznes: teoriya ipraktika [Economy and Business], 2019, № 2, s. 87-92. (InRuss.) DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10373.

12. PakhutovA.E. Traditsionnaya pishcha mongol'skikh narodov как istoriko-etnografich-eskiy istochnik. Diss. cand. ist. nauk [Traditional food of the Mongolian peoples as a historical and ethnographic source. Cand. hist. sci. diss.] M.: 1979, 24 s. (In Russ.)

13. Traditsionnaya pishcha как vyrazheniye etnicheskogo samosoznaniya [Traditional food as an expression of ethnic self-consciousness]. M.: Nauka Publ., 2001, 293 s. (In Russ.)

14. Tsybenova M.D. Pishcha srednevekovykh mongolov [Food of the Mongols of the Middle Ages]. Srednevekovaya kul'tura mongol'skikh narodov [The medieval culture of the Mongolian peoples]. Novosibirsk: Nauka Publ., 1992, s. 125-135. (In Russ.)

Контактная информация / Contact Information

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», 670031,

г. Улан-Удэ, ул. Терешковой В., 1 / East-Siberian State Institute of culture, 1, V. Teresh-

kova street, Ulan-Ude, 670031, The Russian Federation

Татарова Светлана Петровна / Svetlana P. Tatarova

+7 (908) 598-03-00, e-mail: svetlana.tatar@inbox.ru

Затеева Надежда Александровна / Nadezhda A. Zateeva

+7 (924) 397-29-40, e-mail: z.n.a.-79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.