Научная статья на тему '«КУЛИНАРНЫЕ ТРАДИЦИИ МИРА» - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ'

«КУЛИНАРНЫЕ ТРАДИЦИИ МИРА» - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛИНАРИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / COOKING / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Флюза Ригатовна

Знакомство учащихся с культурой, бытом и кулинарными традициями народов мира. Сегодня у каждого народа есть национальная кулинария, для которой характерны свои, отличные от других, национальные блюда. Существуют исторически сложившиеся особенности питания, связанные с географическим положением, климатом, историей страны, ее экономикой. Культура питания любого народа находится в прямой связи с традициями, которые собраны и отражены в национальной кухне. Народы мира постоянно используют кулинарное наследие древности, в результате чего постоянно складывались условия для создания современной кулинарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULINARY TRADITIONS OF THE WORLD" - ONE OF THE DIRECTIONS OF THE NATIONAL AND REGIONAL COMPONENT IN THE TECHNOLOGY LESSONS

Introduction of students to the culture, everyday life and culinary traditions of the peoples of the world. Today, every nation has a national cuisine, which is characterized by its own, distinctive from others, national dishes. There are historically established features of nutrition associated with the geographical location, climate, history of the country, its economy. The food culture of any nation is in direct connection with the traditions that are collected and reflected in the national cuisine. The peoples of the world are constantly using the culinary heritage of antiquity, as a result of which the conditions for creating modern cooking have constantly developed.

Текст научной работы на тему ««КУЛИНАРНЫЕ ТРАДИЦИИ МИРА» - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

«КУЛИНАРНЫЕ ТРАДИЦИИ МИРА» - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Елисеева Ф.Р. Email: Eliseeva6103@scientifictext.ru

Елисеева Флюза Ригатовна - учитель технологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 27, г. Абакан

Аннотация: знакомство учащихся с культурой, бытом и кулинарными традициями народов мира. Сегодня у каждого народа есть национальная кулинария, для которой характерны свои, отличные от других, национальные блюда. Существуют исторически сложившиеся особенности питания, связанные с географическим положением, климатом, историей страны, ее экономикой. Культура питания любого народа находится в прямой связи с традициями, которые собраны и отражены в национальной кухне. Народы мира постоянно используют кулинарное наследие древности, в результате чего постоянно складывались условия для создания современной кулинарии.

Ключевые слова: кулинария, национально-региональный компонент, обучение.

"CULINARY TRADITIONS OF THE WORLD" - ONE OF THE DIRECTIONS OF THE NATIONAL AND REGIONAL COMPONENT IN THE TECHNOLOGY LESSONS Eliseeva F.R.

Eliseeva Fluza Rigatovna - technology Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION MAIN SECONDARY SCHOOL № 27, ABAKAN

Abstract: introduction of students to the culture, everyday life and culinary traditions of the peoples of the world. Today, every nation has a national cuisine, which is characterized by its own, distinctive from others, national dishes. There are historically established features of nutrition associated with the geographical location, climate, history of the country, its economy. The food culture of any nation is in direct connection with the traditions that are collected and reflected in the national cuisine. The peoples of the world are constantly using the culinary heritage of antiquity, as a result of which the conditions for creating modern cooking have constantly developed.

Keywords: cooking, national-regional component, training.

УДК 372.8

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек [1].

Изменения, происходящие в нашем обществе, оказывают влияние на систему образования: усиливается интерес к культурным ценностям разных народов. А знание культуры своего народа всегда актуально, ведь изучая её, мы познаем себя.

В современном образовательном процессе большое внимание уделяется использованию национально-регионального компонента, который предусматривает возможность введения содержания, связанного с национальными традициями [2]. Большие возможности для его применения существуют на уроках технологии.

Практика показывает, что одним из эффективных средств в решении поставленных задач по нравственно-патриотическому воспитанию является реализация регионального компонента в содержании образования.

Так, в свою образовательную программу и программу по внеурочной деятельности, включаю темы национально-регионального компонента уроков в разделы «Кулинария».

Основу данных занятий составляют представления о национально-кулинарных особенностях различных народов, традициях и обычаях в процессе приготовлении пищи, этнических стереотипах в проведении праздников, межкультурных исследованиях различий и исторических изменениях в современном кулинарном искусстве того или иного народа. Центральным звеном является рассмотрение понятий: «национальная кухня», «кулинария», «кулинарные традиции», «обычаи» приема пищи, «межкультурные различия» в приготовлении блюд.

Кроме основных сведений об особенностях кулинарии той или другой страны, на занятиях приводятся несколько рецептов приготовления наиболее типичных для той или иной культуры блюд, учащиеся осваивают технологию приготовления национальных блюд.

Занятия построены с учетом потребностей и возможностей учащихся, что позволяет опираться на основные принципы при обучении. Главной задачей занятий является изучение приемов и способов приготовления пищи с учетом традиций и обычаев разных народов, взаимодействие с представителями разных национальностей и народностей Республики Хакасия и формирование целостного представления о способах возникновения и развития национальной кулинарии.

Особенностью построения занятий является практическая деятельность, которая осуществляется посредством участия учащихся в процессе приготовления национальных блюд.

Занятия необходимо проводить по принципу интеграции предметов: технология, история, краеведение, литература, география.

Теоретической базой основных разделов являются кулинарные школы русской, хакаской, европейской и восточной кухонь.

Содержание курса.

Тема 1. Введение. Что значит вкусная и здоровая пища? Понятия культуры питания. Какое количество пищи в сутки необходимо человеку? Каким продуктам следует отдавать предпочтение. Различные диеты, польза и вред. Учащиеся составляют суточное меню.

Тема 2. Человек живет тем, что дает ему природа и труд. Пестрая мозаика пищевой карты мира складывается под действием многих факторов - местных ресурсов, природных условий, уровня развития населения, его исторических традиций, общих географических закономерностей. Учащиеся рассматривают характер питания народа и способам добывания пищи: охота, мотолыжное земледелие, кочевое скотоводство и т.д.

Тема 3. Праздники и традиции, как определяющее культуру и быт национальной кухни. Гастрономические привычки и пристрастия каждого народа складывались на протяжении многих веков. Постепенно складывались национальные кухни, являющиеся неотъемлемой частью всякой национальной культуры. Сегодня у каждого народа есть своя национальная кулинария, для которой характерны свои, отличительные от других, национальные блюда.

В этом разделе учащиеся познакомятся с национальными кухнями народов мира. Обобщат сведения об истории создания, совершенствовании, особенностях каждой из национальных кухонь, дана их подробная характеристика, приведены технологические приемы приготовления основных национальных блюд.

Тема 4. Русская кухня. История русской кухни. Разделение русского стола на царский, дворянский и постный. Поваренное мастерство предков, оригинальные

рецепты и уникальные приемы обработки (варка, тушение, запекание). Приготовление блюд в русской печи. Русские обрядовые и праздничные блюда. Празднование Масленицы, Пасхи и подготовка праздничного стола. Проводится практическая работа, приготовление блюд русской кухни на уроке: блины, сибирские пельмени, постный свекольник. Приготовление блюд дома: гурьевская каша, голубцы, кулич, окрошка.

Тема 5. Хакасская кухня. Особенности кулинарии хакасского народа. Зависимость питания от образа жизни и сезонных возможностей. Способы приготовления пищи. Традиции хакасского застолья, оформление блюд, убранство стола, у представителей различных этнических групп (сагайцев, качинцев, шорцев). Проводится практическая работа, приготовление блюд хакасской кухни на уроке: салат из халбы (черемши), харган ит (жареное мясо). Приготовление блюд дома: айран, похты из сметаны.

Тема 6. Европейская пища. Французская кухня как родоначальница европейской. Итальянская кухня, немецкая кухня, кухня народов Балтики, история шведского стола. Приготовление блюд европейской кухни на уроке: овощной салат с оливками, пицца, макароны. Приготовление блюд дома: лазанья, круассан, рататуй.

Тема 7. Восточная кухня. Японская кухня. Китайская кухня. Индийская кухня. Турецкая кухня. Культура питания, особенности кулинарии. Приготовление блюд восточной кухни на уроке: восточные сладости, салат с морепродуктами. Тема 8. Итоговое занятие. Творческий проект «Праздничный стол» . Составление меню праздничного стола. Особенности оформления праздничного стола к Пасхе, масленице, Курбан-байрам, Навруза, Тун пайрама и др. Последовательность подачи блюд к столу. Прием гостей, правила хорошего тона. Приготовление обрядового или праздничного блюда с показом элемента праздника.

Деятельность учащихся представлена двумя видами занятий: обучающие (практические), внеаудиторные (самостоятельная работа). На обучающих занятиях учащиеся разрешают основные вопросы по темам предлагаемого курса, то есть обучаются коллективно работать, участвуют в процессе приготовления пищи.

На практических занятиях, проведение которых предполагает две формы, учащиеся обсуждают предлагаемые блюда, анализируют различные этнические подходы по конкретной теме, закрепляют основные понятия по темам курса, учатся применять полученные знания, либо посещают культурные центры города Абакана и участвуют в обсуждении национальных традиций и обычаев приготовления пищи.

На внеаудиторных занятиях совершенствуется самостоятельная работа учащихся в процессе совместного приготовления национальных блюд дома, с родителями. Предлагается совместное выполнение рефератов по темам занятий. Контроль за усвоением предложенного материала проводится в форме зачета, викторины, контрольных тестовых заданий, олимпиад, кулинарных игр.

Список литературы /References

1. Абросимова Е.В. Региональный компонент на уроках технологии Молодой ученый, 2018. № 38 (224). С. 78-80.

2. ФГОС ООО // Министерство образования и науки Российской Федерации. 5-е изд. М.: «Просвещение», 2016. 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.