Научная статья на тему 'Тенденции инновационного развития сектора услуг российской макроэкономической системы'

Тенденции инновационного развития сектора услуг российской макроэкономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SERVICES / INNOVATION / MACROECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клименко Татьяна Игоревна

В последние годы российская экономика характеризуется ростом числа организаций, осуществляющих деятельность в сфере услуг. В связи с этим становится актуальным исследование влияния развития сферы услуг на макроэкономические показатели страны. Для достижения цели исследования проведена оценка тенденций развития инновационной деятельности в сфере услуг, в том числе на основе статистической отчетности систематизирована структура инноваций в сфере услуг, изучена динамика участия сферы услуг в технологическом обмене. В целях определения степени совокупного влияния промышленной, инновационной, социальной сферы и сервисного сектора на макроэкономические показатели проведен корреляционно-регрессионный анализ, в результате которого построена прогностическая модель прироста ВВП в российской экономике и составлен прогноз прироста ВВП, учитывающий изменение индикаторов социальной сферы, промышленности, сервисного сектора и инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the innovation development of the services sector of the Russian macroeconomic system

In recent years, the Russian economy has been characterized by an increase in the number of organizations operating in the service sector. In this regard, it becomes relevant to study the impact of the development of the service sector on the country's macroeconomic indicators. To achieve the goal of the study, an assessment of trends in the development of innovation activities in the service sector has been carried out, including on the basis of statistical reporting, the structure of innovations in the service sector has been systematized, and the dynamics of participation in the service sector in technological exchange has been studied. In order to determine the degree of cumulative impact of the industrial, innovation, social and service sectors on macroeconomic indicators, a correlation and regression analysis was carried out, which resulted in a predictive model of GDP growth in the Russian economy and a forecast of GDP growth was made, taking into account changes in indicators of social sphere, industry, service sector and innovation.

Текст научной работы на тему «Тенденции инновационного развития сектора услуг российской макроэкономической системы»

вопросы инновдционнои экономики

Том 8 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

тенденции инновационного развития сектора услуг российской макроэкономической системы

Клименко Т.И. 1

1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В последние годы российская экономика характеризуется ростом числа организаций, осуществляющих деятельность в сфере услуг. В связи с этим становится актуальным исследование влияния развития сферы услуг на макроэкономические показатели страны. Для достижения цели исследования проведена оценка тенденций развития инновационной деятельности в сфере услуг, в том числе на основе статистической отчетности систематизирована структура инноваций в сфере услуг, изучена динамика участия сферы услуг в технологическом обмене. В целях определения степени совокупного влияния промышленной, инновационной, социальной сферы и сервисного сектора на макроэкономические показатели проведен корреляционно-регрессионный анализ, в результате которого построена прогностическая модель прироста ВВП в российской экономике и составлен прогноз прироста ВВП, учитывающий изменение индикаторов социальной сферы, промышленности, сервисного сектора и инноваций.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сфера услуг, инновационная деятельность, макроэкономическая система.

Trends in the innovation development of the services sector of the Russian macroeconomic system

Klimenko T.I. 1

1 Kazan National Research Technological University, Russia

введение

В эпоху четвертой промышленной революции сфера услуг занимает особое место в инновационной экономике и является ключевым фактором развития в контексте управления инновациями в открытой экономике. Среди возможных целей инновационной деятельности для организации сферы услуг можно выделить замещение видов услуг, снимаемых с линейки оказываемых услуг; расширение ассортимента предоставляемых услуг; разработку новых видов услуг, поддержание и расширение доли рынка; освоение новых сегментов рынка; снижение издержек оказания услуг; повышение качества предоставляемых услуг и др. [13]. При этом для предприятия сферы услуг в инновационной экономике главенствующим становится человеческий капитал, который рассматривается как возможность создания не только конкурент-

648 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #4'2018 (October-December)

ного преимущества, но и специфического актива, способного формировать высокую добавленную стоимость сервисного сектора экономики [8, 9] (Klimova, Kosinets, 2013; Mannapov, 2014).

В то же время существует ряд проблем, препятствующих инновационному росту сферы услуг: низкая инновационная активность организаций сферы услуг относительно инновационной активности бизнеса в целом; чрезмерное регулирование сферы услуг; наличие рынков, огражденных от проникновения товаров стран с низкими издержками. В результате сдерживается рост производительности труда в отрасли, конкурентоспособности организаций отрасли [20].

Оценка инновационной активности организаций сферы услуг

Инновационная деятельность в сфере услуг предполагает комплекс мероприятий, ориентированных на коммерциализацию и диффузию знаний с целью наиболее полного удовлетворения потребностей общества [2, 16] (Degtereva, 2010; Shinkevich, Galimulina, Nogumanov, 2016).

На макроуровне в национальной инновационной системе инновации сферы услуг характеризовались следующими тенденциями. Уровень инновационной активности организаций сферы услуг в 2017 г. составил 6,2%. Организациями сферы услуг было направлено 492,1 млрд руб. затрат на инновационную деятельность, что составило 9,5% к объему отгруженной инновационной продукции и оказанных инновационных

ABSTRACT:_

In recent years, the Russian economy has been characterized by an increase in the number of organizations operating in the service sector In this regard, it becomes relevant to study the impact of the development of the service sector on the country's macroeconomic indicators. To achieve the goal of the study an assessment of trends in the development of innovation activities in the service sector has been carried out, including on the basis of statistical reporting, the structure of innovations in the service sector has been systematized, and the dynamics of participation in the service sector in technological exchange has been studied. In order to determine the degree of cumulative impact of the industrial, innovation, social and service sectors on macroeconomic indicators, a correlation and regression analysis was carried out, which resulted in a predictive model of GDP growth in the Russian economy and a forecast of GDP growth was made, taking into account changes in indicators of social sphere, industry, service sector and innovation.

KEYWORDS: services, innovation, macroeconomic system

JEL Classification: L80, 031, 032, 033 Received: 27.10.2018 / Published: 30.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Klimenko T.I. ( [email protected])

CITATION:_

Klimenko T.I. (2018) Tendentsii innovatsionnogo razvitiya sektora uslug rossiyskoy makroekonomicheskoy sistemy [ Trends in the innovation development of the services sector of the Russian macroeconomic system]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 8. (4). - 647-660. doi: 10.18334/vinec.8.4.39670

услуг. В структуре затрат на технологические инновации организаций сферы услуг на долю бюджетных источников приходилось 51,5%, что значительно превышало показатель по промышленному производству - 18,3%.

При этом, несмотря на акцент неоклассиков на высокой значимости технологического прогресса [10, 19] (Porter, 2006; Barras, 1986), С.А. Зайченко полагает, что технологические инновации в сфере услуг «носят скорее инструментальный характер» (информационная поддержка бизнес-процессов) [4] (Zaychenko, 2007). Разделяют данную точку зрения Е.О. Похомчикова, Е.Г. Тарханова, утверждая, что «ключевой характеристикой инноваций является клиентоориентированность» [12] (Pokhomchikova, Tarkhanova, 2016). Л.Т. Тлехурай-Берзегова также отводит технологическим инновациям в промышленности второстепенную роль, отмечая, что инновационный вектор развития сектора услуг может стать более значимым для роста российской экономики [14] (Tlekhuray-Berzegova, 2011). Иного мнения придерживается М.В. Шинкевич, которая, в рамках изучения сферы промышленных услуг, полагает, что сфера услуг в России «имеет значительный потенциал в процессе стимулирования инновационного развития обрабатывающих производств» [17] (Shinkevich, 2013).

Общий объем оказанных инновационных услуг составил 616,1 млрд рублей, или 11,9% в общем объеме оказанных услуг. Ключевыми результатами инновационной деятельности, по оценке организаций сферы услуги, были: улучшение качества оказанных услуг, расширение ассортимента услуг, сохранение традиционных рынков сбыта и их расширение в России, обеспечение соответствия современным технологическим регламентам и стандартам [7] (Klimenko, 2018).

Укрупненно по видам инновационной деятельности среди инноваций сферы услуг выделяют маркетинговые и организационные инновации. Начиная с 2011 г. отмечается тенденция сокращения организаций, применяющих маркетинговые инновации. Наибольшая доля организаций, осуществляющих маркетинговые инновации, наблюдалась в производстве офисного оборудования и вычислительной техники (8,5%), производстве фармацевтической продукции (6,3%) и текстильном производстве (5,3%). В целом для высокотехнологичных секторов экономики маркетинговые инновации были характерны для 4,8% обследованных организаций, среднетехнологичных - 2,9%, низкотехнологичных - 2,4%.

ОБ АВТОРЕ:_

Клименко Татьяна Игоревна, доцент кафедры логистики и управления, кандидат экономических наук, доцент ( d1ogscm0kstu.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Клименко Т.И. Тенденции инновационного развития сектора услуг российской макроэкономической системы // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 4. - С. 647-660. doi: 10.18334/у|пес.8.4.39670

650 RUSSiAN иоиРМА1 ОР iNNOVATiON ЕСОШОМ^ #4'2018 (Octobeг-Decembeг)

Среди организаций сферы услуг (по обследуемым видам экономической деятельности) доля маркетинговых инноваций составила 1,2% (в 2014 г. - 1,5%), в том числе: в организациях связи - 3,5%, в научных исследованиях и разработках - 4,4%, в деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, - 0,7%, в предоставлении прочих видов услуг - 0,4% (рис. 1).

Объем товаров и услуг, произведенных с использованием маркетинговых инноваций промышленными организациями в 2015 г., составил 106 980,8 млн руб., или 0,3% от общего объема отгруженной продукции. В организациях сферы услуг данный показатель составил 22 975,2 млн руб., или 0,5%.

Существенно сократились затраты на маркетинговые инновации промышленными организациями - на 79,4% в 2015 г. по сравнению с 2014 г., составив 2510,5 млн руб. Однако в 2016 г. данный показатель возрос в 1,6 раза, составив 3894,4 млн руб. В организациях сферы услуг снижение было не столь значительным - на 36,3%, составив 503,6 млн руб. в 2015 г. В 2016 г. тенденция их сокращения продолжилась (на 31% относительно предыдущего года), составив 347,4 млн руб.

По итогам 2016 г. удельный вес организаций промышленности, осуществляющих организационные инновации, в общем числе организаций составил 2,8% (в 2015 г. -2,9%). Наибольшая доля организаций, осуществляющих организационные инновации, наблюдалась в производстве летательных апп аратов (11,7 %), электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи (8,8%), производстве нефтепродук-

Рисунок 1. Удельный вес организаций, онуществляющих мароетинговые инновации, в общем числе организаций по видам экономической деятельности,% Источник: [5] (Gorodnikova et al., 2018)

Рисунок 2. Научно-исследовательские подразделения в организациях сферы услуг, осуществляющих технологические инновации Источник: [5] (Gorodnikova et al., 2018)

тов - 8,5%. В целом для высокотехнологичных секторов экономики организационные инновации были характерны для 8,1% обследованных организаций, среднетехноло-гичных - 4,5%, низкотехнологичных - 1,5%.

Затраты на организационные инновации промышленных организаций в 2015 г. сократились на 9,2% по сравнению с 2014 г., составив 3015,6 млн руб. Однако в 2016 г. отмечался их рост в 1,9 раза, составив 5819,5 млн рубл. В организациях сферы услуг снижение было более значительным - на 50,7%, составив 1626,6 млн руб.При этом в 2016 г. значение показателя возросло в 2,3 раза, составив 3681,5 млн руб. Для промышленных организаций среди организационных инноваций наибольшую долю составляла реализация мер по развитию персонала (72,3%) от общего числа организаций, осуществляющих организационные инновации).

По итогам 2016 г. 18,5% организаций сферы услуг осуществляли исследования и разработкп (в 2015 г. - 289%), 6,8% - приобретали новые технологи]/! (4,6%), 0,3% -патенты и права на патентные лицензии (2,6%), 35,6% - программные средства (38,6%), 25,3% - превндили о бучение и подгото вку пер сонал а (21,3%), 3% - осуществляли маркетинговые исследования (3,6%). В организациях сферы услуг насчитывалось 231 подразделение, выполняющее научные исследования и разработки, что больше, чем в предыдущем году, на 7,9%. Численность работников в подразделениях, выполняющих научные исследования и разработки, также увеличилась на 10%, составив 3220 человек (рис. 2).

С 2013 г. отмечается негативная тенденция сокращения организаций сферы услуг, участвующих в технологическом обмене, доля которых сократилась с 28,4 до 19,3% по организациям, приобретавшим новые технологии, и с 9,4 до 6,5% - передававших

652 ЗиББМи -ЮиОЫАР ОР 1ММ0УАГ100 ЕСО1Ч0М1С5 #4'2018 (ОсЛоЬег-йесетГег)

Процент«

7000 7001 7007 700) 700« ТОО) 700« 7007 7001 700« 7010 7011 7017 701] 701« 701» 7011

Организации:

О приобретшие новые технологии передававшие новые геммологии

Рисунок 3. Участие в технологическом обмене организаций сферы услуг Источник: [5] (Gorodnikova et al., 2018)

новые технологии. Обращает на себя внимание тот факт, что с 2000 г. приобретение новых технологий организациями сферы услуг в разы превышало их передачу. Однако данный разрыв существенно сократился - с 6 раз до 3 раз (рис. 3).

Основными источниками информации в организациях сферы услуг для технологических инноваций были: внутренние источники организации, потребители услуг, конкуренты в отрасли, интернет, выставки и ярмарки [5] (Gorodnikova et а1., 2018).

моделирование совокупного влияния промышленной, инновационной, социальной сферы и сервисного сектора на макроэкономические показатели

Вопросы устойчивого развития сферы услуг освещаются в трудах современных ученых. Так, В.М. Каточков акцентирует внимание на инновационном кластере как инструменте внедрения социально-экономических инноваций, где организации сферы услуг выполняют роль инфраструктурной поддержки [6] (Katochkov, 2013). А.А. Алабугин исследует вопросы оценки социально-экономической системы, которые целесообразно адаптировать к методике управления сферой услуг [1] (Л1аЬ^т, 2011). В целом, вопросы взаимодействия различных видов экономической активности и эффекта от данного взаимодействия широко исследуются научным сообществом [11, 15, 18] (Potoroko, Okolnishnikova, 2012; Tokmanev, КигтепЫ, 2012; Yakovleva, 2011). Однако открытым остается вопрос комплексного влияния различных сфер деятельности на макроэкономику.

В целях определения совокупного влияния сбалансированной промышленной, инновационной, социальной сферы и сервисного сектора на достижение устойчивого

макроэкономического развития на основе корреляционного-регрессионного анализа и полученных результатов временных лагов по рассматриваемым секторам был построен прогноз вклада данных компонентов в формирование основного макроэкономического показателя - индекса физического объема ВВП. Для постиндустриальной экономики целесообразной видится оценка комплексного влияния на макроэкономическое развитие по цепочке создания стоимости: социальная сфера (динамика реальных денежных доходов населения) - сервисный сектор (увеличение темпов роста объема оказанных платных услуг населению) - инновационная сфера (повышение уровня инновационной активности организаций) - промышленный комплекс (рост индекса промышленного производства), которые в совокупности приводят к достижению устойчивых темпов роста национальной экономики, возвращая систему снова к первому уровню импульса (социальной сфере), но более высокого качества - вторая ступень развития и т.д. (рис. 4).

Основываясь на методических аспектах корреляционно-регрессионного моделирования, нами построена прогностическая модель прироста ВВП [3] (Demidenko, 1981). Для моделирования вклада рассмотренных секторов экономики в прирост ВВП была использована следующая система показателей!:

У - индекс физического объема ВВП,%;

Х1 - индекс физического объема платных услуг населению,%;

Х2 - реальные располагаемые денежные доходы населения,%;

Х3 - индекс промышленного производства,'%;

Х4 - уровень инновационной активности организаций,%.

Исходные данные для моделирования представлены в таблице 1.

Результаты корреляционно-регрессионного анализа показали, что наибольший вклад п прирост ВВП обеспечивает сервисный комплекс, поскольку его коэффициент

Рисунок 4. Система сбалансированного устойчивого развития секторов экономики Источник: составлено автором

654 RUSSiAN иоиРМА1 ОР iNNOVATiON ЕСОШОМ^ #4 2018 (ОсЛоЬег-РесетЬег)

Таблица 1

показатели для моделирования вклада сфер экономики в прирост ввп

Год У х1 х2 х3 х4

2010 104,5 101,5 105,9 107,3 9,5

2011 104,3 103,2 100,5 105,0 10,4

2012 103,7 103,5 104,6 103,4 10,3

2013 101,8 102,0 104,0 100,4 10,1

2014 100,7 101,0 99,3 101,7 9,9

2015 97,5 98,9 96,8 96,6 9,3

2016 99,8 100,7 94,2 101,1 8,4

2017 101,5 101,2 98,3 102,1 9,7

Источник: составлено автором

эластичности составил 0,54 и является максимальным из рассмотренных показателей. Существенное влияние в приросте ВВП обеспечивает также индикатор изменения индекса промышленного производства - коэффициент эластичности составил 0,44. Оба рассмотренных показателя являются статистически значимыми на уровне 5%, что позволяет говорить о целесообразности их включения в прогностическую модель. Вклад других факторов был менее существенен: коэффициенты эластичности показателей «реальные располагаемые денежные доходы населения» и «уровень инновационной активности организаций» составили соответственно 0,09 и 0,27, при этом являются статистически не значимыми (р-значение 0,18 и 0,5 соответственно). Суммарный вклад выделенных четырех показателей в прирост ВВП составляет 1,35. При этом следует отметить их положительное влияние на формирование ВВП, что может быть охарактеризовано как позитивная тенденция. Следовательно, при увеличении указанных факторов на 1% прирост ВВП составит 1,35%. Достоверность полученной прогностической модели подтверждается коэффициентом детерминации, который составил 90% , значимостью критерия Фишера - менее 0,05, и стандартной ошибкой, которая является незначительной - 0,4% от среднего значения зависимой переменной (табл. 2).

Для построения прогностической модели роста ВВП за счет сбалансированного устойчивого прироста индикаторов социальной сферы, промышленности, сервисного сектора и инноваций были смоделированы значения независимых переменных модели учетом их прироста в 1% и 3% ежегодно на среднесрочную перспективу - на три года.

Прогнозные значения моделируемых показателей представлены в таблице 3.

На основе прогностической модели с учетом коэффициентов эластичности был составлен прогноз прироста ВВП, учитывающий изменение индикаторов социальной сферы, промышленности, сервисного сектора и инноваций (рис. 5).

Таблица 2

Итоги регрессионного анализа прогностической модели прироста ВВП

Показатель Р-квадрат = 0,9 Значимость Р 0,002407713 Стандартная ошибка 0,4% Суммарный вклад в прирост ВВП 1,35%

Коэффициент эластичности Стандартная ошибка Р-значение

У-пересечение -10,8978 12,64665 0,452217723

Х1 0,54185 0,177555 0,055352699

Х2 0,09274 0,053612 0,182099125

Х3 0,446699 0,07018 0,007848087

Х4 0,274332 0,367012 0,50903358

Источник: составлено автором

Таблица 3

Прогнозные значения моделируемых переменных

год Х1 Х2 хз Х4

Прирост на 1%

2018 102,2 99,3 103,1 9,8

2019 103,2 100,3 104,2 9,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020 104,3 101,3 105,2 10,0

Прирост на 3%

2018 104,2 101,2 105,2 10,0

2019 107,4 104,3 108,3 10,3

2020 110,6 107,4 111,6 10,6

Источник: составлено автором

Таким образом, при однопроцентном приросте моделируемых показателей рост ВВП увеличится со 102,4% в 2018 г. до 104,7% к 2020 г., при трехпроцентном - со 104,7% в 2018 г. до 111,7% к 2020 г.

Заключение

Инновационную деятельность сферы услуг можно рассматривать как самостоятельное направление инновационного развития, например, для рынка связи, образования, туризма и т.п., и как сопутствующую или обеспечивающую деятельность для технологического сектора экономики - услуги в области маркетинга, дизайна, проектирования, обучения персонала, подготовки и переподготовки кадров, аутсорсинга, стратегического планирования, инжиниринга и т.д. в целях устойчивого инновационного развития макро-, микро- и мезоэкономических систем.

656 RUSSIAN JOURNAL OFINNOVATIUNECRNOMIRS #4'2018 (October-December)

—•—1% • 3%

Рисунок 5. Прргностическ-я модели простт ВВП за счет сбалансированного устойчивого развития социальной сферы, промышленности, сервисного сектора и инноваций Источник:составлрно автором

ИСТОЧНИКИ:

1. Алабугин А.А. Совершенствование методологии управления развитием предпри-

ятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2011. - № 41(258). - с. 99-105.

2. Дегтерева В.А. Стратегические приоритеты развития сферы услуг в процессе по-

вышения качества жизни населения Российской Федерации. / автореферат дис.,.. доктора экон. наук. - СПб., 2010. - 39 с.

3. Демиденко Е.З. Линейная и нелинейная регрессия. - М.: Финансы и статистика,

1981. - 302 с.

4. Зайченко С.А. Развитие инноваций в сфере услуг // Форсайт. - 2007. - № 1. - с. 30.

5. Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы инновационной

деятельности: 2018. / статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 344 с.

6. Каточков В.М. Инновационные направления развития сферы услуг как фактор эко-

номического роста // Креативная экономика. - 2013. - № 5(77). - с. 95-101.

7. Клименко Т.И. Тенденции сферы услуг на макро- и мезоуровне // Экономический

вестник. - 2018. - № 3. - с. 66-71.

8. Климова Е.А., Косинец Т.В. Роль сферы услуг в становлении экономики инноваци-

онного типа. Особенности инновационного развития туризма // Экономика образования. - 2013. - № 1. - с. 87-93.

9. Маннапов Р.Г. Ключевые составляющие инновационного развития сферы услуг //

Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 11(248). - с. 22-30.

10. Портер М. Конкуренция. / пер. с англ. - М.: Вильямс, 2006. - 608 с.

11. Потороко А.В., Окольнишникова И.Ю. Управление объемами продукции на предприятиях оптово-розничной сети, с целью оптимизации затрат предприятий сферы услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2012. - № 30(289). - с. 184-186.

12. Похомчикова Е.О., Тарханова Е.Г. Информационные технологии в сфере обслуживания как направление инновационной деятельности (на примере индустрии гостеприимства) // Baikal Research Journal. - 2016. - № 3. - с. 14. - doi: 10.17150/2411-6262.2016.7(3).14 .

13. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло). / 3-е издание Совместная публикация ОЭСР и Евростата. - Москва: ЦИСН, 2006. - 192 с.

14. Тлехурай-Берзегова Л.Т. Особенности инновационных процессов в современной сфере услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2011. - № 2. - с. 223-230.

15. Токманев С.В., Кузменко Ю.Г. Развивающиеся системы логистического управления запасами в сфере оптово-посреднических услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2012. - № 44(303).

- с. 160-163.

16. Шинкевич А.И., Галимулина Ф.Ф., Ногуманов Р.У. Специфика инновационной деятельности в сфере физкультурно-спортивных услуг // Экономический вестник.

- 2016. - № 4. - с. 52-57.

17. Шинкевич М.В. Инновационное развитие сферы услуг в области производственной инфраструктуры / // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - № 24. - с. 245-248.

18. Яковлева Н.В. Инновационная инфраструктура как основной элемент сферы услуг современной экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2011. - № 41(258). - с. 95-98.

19. Barras R. Towards a Theory of Innovation in Servies // Research Polky. - 1986. - № 15.

- p. 161-173.

20. Rubalcaba L. Service innovation and innovation poliries: key challenges and implications. Unece.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/ceci/ ppt_presentations/2010/ic/rubalcaba.pdf.

REFERENCES:

Rekomendatsii po sboru i analizu dannyh po innovatsiyam (Rukovodstvo Oslo) [Recommendations for collecting and analyzing innovation data (Oslo Manual)] (2006). Moscow: TsISN. (in Russian). Alabugin A.A. (2011). Sovershenstvovanie metodologii upravleniya razvitiem predpriyatiy sfery uslug[Development of methodologies for development management of the service sector enterprises]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. (41(258)). 99-105. (in Russian).

658 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #4'2018 (October-December)

Barras R. (1986). Towards a Theory of Innovation in Services Research Policy. (15). 161-173.

Degtereva V.A. (2010). Strategicheskie prioritety razvitiya sfery uslug v protsesse povysheniya kachestva zhizni naseleniya Rossiyskoy Federatsii [Strategic priorities for the development of the service sector in the process of improving the quality of life of the population of the Russian Federation] SPb.. (in Russian).

Demidenko E.Z. (1981). Lineynaya i nelineynaya regressiya [Linear and nonlinear regression] M.: Finansy i statistika. (in Russian).

Gorodnikova N.V., Gokhberg L.M., Ditkovskiy K.A. i dr. (2018). Indikatory innovatsionnoy deyatelnosti: 2018[Innovation Indicators: 2018] M.: NIU VShE. (in Russian).

Katochkov V.M. (2013). Innovatsionnye napravleniya razvitiya sfery uslug kak faktor ekonomicheskogo rosta[Innovative Development Directions of Service Industry as a Factor of Economic Growth]. Creative economy. (5(77)). 95-101. (in Russian).

Klimenko T.I. (2018). Tendentsii sfery uslug na makro- i mezourovne [Trends of services in macro and meso level]. The Economic vestnik. (3). 66-71. (in Russian).

Klimova E.A., Kosinets T.V. (2013). Rol sfery uslug v stanovlenii ekonomiki innovatsionnogo tipa. Osobennosti innovatsionnogo razvitiya turizma [The role of the service sector in the development of an innovation-type economy. Features of the innovative development of tourism]. Economics of education. (1). 87-93. (in Russian).

Mannapov R.G. (2014). Klyuchevye sostavlyayuschie innovatsionnogo razvitiya sfery uslug [Key components of the innovative development of the service sector]. National interests: priorities and security. 10(11(248)). 22-30. (in Russian).

Pokhomchikova E.O., Tarkhanova E.G. (2016). Informatsionnye tekhnologii v sfere obsluzhivaniya kak napravlenie innovatsionnoy deyatelnosti (na primere industrii gostepriimstva) [Information technologies in services sector as a direction line of innovation activity (in the context of hospitality industry)]. Baikal Research Journal. 7 (3). 14. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2016.7(3).14 .

Porter M. (2006). Konkurentsiya [Competition] M.: Vilyams. (in Russian).

Potoroko A.V., Okolnishnikova I.Yu. (2012). Upravlenie obemami produktsii na predpriyatiyakh optovo-roznichnoy seti, s tselyu optimizatsii zatrat predpriyatiy sfery uslug [Production volume management at the enterprises of wholesale and retail network to optimize the cost of service industries]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. (30(289)). 184-186. (in Russian).

Rubalcaba L. Service innovation and innovation policies: key challenges and implicationsUnece.org. Retrieved from https://www.unece.org/fileadmin/DAM/ ceci/ppt_presentations/2010/ic/rubalcaba.pdf

Shinkevich A.I., Galimulina F.F., Nogumanov R.U. (2016). Spetsifika innovatsionnoy deyatelnosti v sfere fizkulturno-sportivnyh uslug [Specifics of innovation activities in physical culture and sports services].The Economic vestnik. (4). 52-57. (in Russian).

Shinkevich M.V. (2013). Innovatsionnoe razvitie sfery uslug v oblasti proizvodstvennoy infrastruktury /[Innovative development of the service sector in the field of industrial infrastructure]. Bulletin of Kazan National Research Technological University. 16 (24). 245-248. (in Russian).

Tlekhuray-Berzegova L.T. (2011). Osobennosti innovatsionnyh protsessov v sovremennoy sfere uslug [Features of innovative processes in modern sphere of services]. The Bulletin of the Adyghe State University, Series \\. (2). 223-230. (in Russian).

Tokmanev S.V., Kuzmenko Yu.G. (2012). Razvivayuschiesya sistemy logisticheskogo upravleniya zapasami v sfere optovo-posrednicheskikh uslug [Developing systems of logistics inventory stocks management in whole-sale and mediation services]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. (44(303)). 160-163. (in Russian).

Yakovleva N.V. (2011). Innovatsionnaya infrastruktura kak osnovnoy element sfery uslug sovremennoy ekonomiki [Innovative infrastructure as the basic element of service industry in innovative economy].Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. (41(258)). 95-98. (in Russian).

Zaychenko S.A. (2007). Razvitie innovatsiy v sfere uslug [Development of innovation in the service sector].Foresight. (1). 30. (in Russian).

660 RUSSiAN JOURNAL OF iNNOVATiON ECONOMiCS #42018 (October-December)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.