Научная статья на тему 'Тенденции информационного радиовещания Беларуси в 1990-е гг. Xx В. И на современном этапе'

Тенденции информационного радиовещания Беларуси в 1990-е гг. Xx В. И на современном этапе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
408
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОВЕЩАНИЕ / РАДИОСТАНЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ВЫПУСК НОВОСТЕЙ / ПРЯМОЙ ЭФИР / АУДИТОРИЯ / ЖАНР / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лебедева Анна Леонидовна

В статье представлено теоретическое осмысление основных тенденций в информационном радиовещании Беларуси последнего десятилетия XX в. В условиях трансформации общественных сфер оно прежде всего было подвержено кардинальным изменениям. В частности, становление в кратчайшие исторические сроки (в течение нескольких лет) негосударственного сектора радиовещания ознаменовало собой новую эпоху в его развитии, когда свои условия стал диктовать рынок, а государственное радио в условиях зарождающейся конкуренции начало искать и использовать новые формы и методы работы. Выявленные факторы оказали влияние на информационное вещание современных белорусских радиостанций. В дополнение к этому существует и другая причина: тотальная трансформация как технических, так и творческих приемов производства и распространения медиапродукта привела к изменениям жанровой системы, расширению профессиональных компетенций журналистов, использованию новых платформ. Информационное вещание в 90-е гг. XX в. и на современном этапе исследуется прежде всего на примере выпусков новостей и с точки зрения изменения их структурных, контентных и хронометражных характеристик. Более того, исследование также направлено на выявление и изучение тематических, жанровых, типологических приоритетов радиостанций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELARUSIAN INFORMATION BROADCASTING TRENDS IN THE 1990s. XX CENTURY AND AT THE PRESENT STAGE

The article presents a theoretical understanding of the main trends in information broadcasting in Belarus in the last decade of the 20th century. In the conditions of the transformation of social spheres, it was, first of all, subject to drastic changes. In particular, the establishment in the shortest possible historical time (within several years) of the non-state broadcasting sector marked a new era in the development of broadcasting in Belarus, when the market began to dictate its conditions, and state radio began to seek and use new forms and methods of work in the face of emerging competition. The revealed factors influenced the information broadcasting of modern Belarusian radio stations. In addition to this, there is another reason: the total transformation of both technical and creative techniques for the production and distribution of media products has led to changes in the genre system, the expansion of professional competencies of journalists, and the use of new platforms. Information broadcasting in the 90s of the XX century and at the present stage is studied, first of all, by the example of news releases and from the point of view of changing their structural, content and timing characteristics. Moreover, the study also aims to identify and study the thematic, genre, typological priorities of radio stations.

Текст научной работы на тему «Тенденции информационного радиовещания Беларуси в 1990-е гг. Xx В. И на современном этапе»

УДК 070:654.191(476)

А. Л. Лебедева

Белорусский государственный университет

ТЕНДЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ БЕЛАРУСИ В 1990-Е ГГ. XX В. И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье представлено теоретическое осмысление основных тенденций в информационном радиовещании Беларуси последнего десятилетия XX в. В условиях трансформации общественных сфер оно прежде всего было подвержено кардинальным изменениям. В частности, становление в кратчайшие исторические сроки (в течение нескольких лет) негосударственного сектора радиовещания ознаменовало собой новую эпоху в его развитии, когда свои условия стал диктовать рынок, а государственное радио в условиях зарождающейся конкуренции начало искать и использовать новые формы и методы работы.

Выявленные факторы оказали влияние на информационное вещание современных белорусских радиостанций. В дополнение к этому существует и другая причина: тотальная трансформация как технических, так и творческих приемов производства и распространения медиапродукта привела к изменениям жанровой системы, расширению профессиональных компетенций журналистов, использованию новых платформ.

Информационное вещание в 90-е гг. XX в. и на современном этапе исследуется прежде всего на примере выпусков новостей и с точки зрения изменения их структурных, контентных и хро-нометражных характеристик. Более того, исследование также направлено на выявление и изучение тематических, жанровых, типологических приоритетов радиостанций.

Ключевые слова: радиовещание, радиостанция, информация, выпуск новостей, прямой эфир, аудитория, жанр, персонификация.

A. L. Lebedeva

Belarusian State University

BELARUSIAN INFORMATION BROADCASTING TRENDS IN THE 1990s. XX CENTURY AND AT THE PRESENT STAGE

The article presents a theoretical understanding of the main trends in information broadcasting in Belarus in the last decade of the 20th century. In the conditions of the transformation of social spheres, it was, first of all, subject to drastic changes. In particular, the establishment in the shortest possible historical time (within several years) of the non-state broadcasting sector marked a new era in the development of broadcasting in Belarus, when the market began to dictate its conditions, and state radio began to seek and use new forms and methods of work in the face of emerging competition.

The revealed factors influenced the information broadcasting of modern Belarusian radio stations. In addition to this, there is another reason: the total transformation of both technical and creative techniques for the production and distribution of media products has led to changes in the genre system, the expansion of professional competencies of journalists, and the use of new platforms.

Information broadcasting in the 90s of the XX century and at the present stage is studied, first of all, by the example of news releases and from the point of view of changing their structural, content and timing characteristics. Moreover, the study also aims to identify and study the thematic, genre, typological priorities of radio stations.

Key words: broadcasting, radio station, information, news release, live broadcast, audience, genre, personification.

Введение. Кардинальные изменения, произошедшие в Беларуси в 90-е гг. прошлого века, способствовали появлению принципиально иного периода в развитии общества, который был ознаменован, в том числе, становлением информационного пространства независимого государства. Именно на этом этапе начала складываться новая структура отечественного радиовещания: стали зарождаться новые электронные массмедиа, в частности возник широ-

кий спектр коммерческих радиостанций. Изменения в организации национальной системы СМИ обусловлены следующей причиной: параллельно с устоявшейся вертикалью радиовещания от Первого и Второго каналов Республиканского радио до радиостанций районного уровня стала развиваться горизонтальная система, в основе которой - функционирование самостоятельных, конкурирующих радиостанций.

Основная часть. В период формирования нового типа радиостанций произошли существенные перемены в структуре аудитории, изменились ее вкусы и потребности: она стала более избирательной, требовательной и в какой-то мере избалованной. С точки зрения потребностей и обновления аудитории наметилась децентрализация радиовещания, т. е. слушатель в большей степени начал проявлять интерес к событиям и явлениям не глобального, а местного масштаба. Это, в свою очередь, оказало серьезное влияние на информационное вещание, его структуру. Здесь выявлен ряд качественных изменений в содержании и формах, которые определили следующие современные тенденции:

1. Персонификация (усиление роли журналиста и личностного объективного начала);

2. Режим прямого эфира;

3. Развитие диалоговых жанров;

4. Рост объема новостного вещания;

5. Расширение спектра информационных программ (информационно-развлекательных, информационно-рекламных и т. д.);

6. Повышение уровня оперативности информационного вещания [1].

Следует отметить, что особенно ярко в белорусском радиоэфире в 90-е гг. XX в. обозначилось такое явление, как персонификация: дикторов с их официальной, стандартной манерой чтения информации заменили журналисты. Появился новый тип ведущего-личности, ведущего-индивидуальности, что позволило достичь большей эмоциональности и живости в эфире. Стала востребованной живая, неподготовленная речь, которая занимала все более значительное место в общем объеме вещания.

В конце прошлого столетия на развитие новых творческих методов, принципов и подходов в работе журналистов повлияла реструктуризация государственного радио: многие передачи были переведены в режим «живого эфира». Прямой эфир, зачастую дополненный элементами интерактивного общения с аудиторией, составил основу радиовещания. Однако в целом объем прямых эфиров, например, Первой программы Республиканского радио, по сравнению с БМ-станциями, оставался небольшим (у БМ-станций прямая трансляция занимала не менее 90% от общего количества эфирного времени). Значительная часть радиопередач была представлена в записи, что объясняется спецификой их подготовки, в частности информационно-аналитических, которые преобладали в эфирной сетке в исследуемый период.

Новая эра радио связана с технологиями цифрового вещания, представляющими большие возможности для интерактивных форм, в

развитии которых важную роль играет именно прямой эфир. Очевидное отличие интерактивных программ от остальных - форма непосредственного обращения к аудитории. «Прямой эфир показывает всесторонность интерактивных отношений, незаученность аргументов и выводов, движение мысли (интонации, неожиданные разговорные ситуации, которые возникают в процессе публицистического творчества «здесь» и «сейчас»), он документально объединяет между собой всех участников интерактивной программы. В нем заключены самые разнообразные формы вовлечения людей в круг отношений. Именно такие передачи вызывают массовую реакцию у аудитории» [2, с. 23].

Основы перестройки радиовещания - постепенное утверждение новой идеологии, новых политических, экономических и социальных ориентиров. Это, в свою очередь, повлияло как на объем новостного вещания, так и на типологию информационных программ, а также на существование жанров как форм воплощения конкретного журналистского материала. «Одним из важнейших типообразующих признаков новых программ является их ориентация на определенную группу слушателей. Эти функциональные особенности предопределили появление спектра следующих новостных программ:

1) информационных;

2) информационно-аналитических;

3) информационно-музыкальных;

4) информационно-развлекательных;

5) информационно-рекламных» [1, с. 108, 109]. Информационное вещание многих современных белорусских радиостанций, особенно государственной формы собственности, представлено не только выпусками новостей. Это, как правило, и тематические авторские программы, и информационно-аналитические передачи, с включенными в них интервью, комментариями.

К одной из тенденций белорусского радиовещания в 90-е гг. ХХ в. следует отнести сокращение текстовых фрагментов во всех видах передач, в том числе в синтетических жанрах: радиорепортаже, радиоочерке. Также необходимо отметить снижение объема многочисленных бесед, лекций, выступлений у микрофона. В группе информационных жанров произошло смещение в сторону динамичности, экспрессивности. В традиционных жанрах (интервью, комментарий, репортаж) возросла роль автора, жанровые границы стали еще более гибкими, подвижными. Потребность в разнообразии информации и вариантов ее подачи приводит также к трансформации как форм вещания, так и классических жанров журналистики. К при-

меру, документально-художественные жанры теряют интерес среди слушателей и востребованность среди журналистов. На их место приходят более интерактивные, очевидны тенденции к упрощению, смешению. Сегодня в белорусской журналистике акценты сместились в сторону информационных и аналитических жанров, часто подаваемых в развлекательной форме. Предпочтение отдается жанрам, с помощью которых можно оперативно и в сжатой форме донести информацию до аудитории - на первое место выходят развернутое и комментированное радиосообщение. Само по себе жанровое определение новостных материалов теряет свою важность. Основное значение для корреспондента службы новостей приобретает то, насколько легко воспринимается на слух его сообщение и насколько оно информативно.

Современное информационное вещание подвержено воздействию процессов глобализации, однако наряду с этим происходит повышение роли регионального вещания. В данном сегменте демассификация оказывает влияние на содержательную часть новостных выпусков, нередко сужающуюся до определенной тематической направленности. Все больший интерес слушатели проявляют к специализированной, узконаправленной информации. Поэтому в эфире много так называемых специальных и тематических выпусков - экономической, финансовой, спортивной, культурологической и другой направленности. В 1990-е гг. на белорусском государственном радио, как правило, выпуск новостей состоял из разных по тематике материалов. Следует отметить и тот факт, что, к примеру, БЫ-радиостанции в целях привлечения слушателей разных категорий практиковали следующее: выдавали в эфир информационные сообщения, не разделенные по тематическому признаку и принципу значимости. Касательно тематической направленности информационных выпусков последнего десятилетия XX в. можно отметить, что практически в каждой передаче звучал астропрогноз либо информация занимательного (развлекательного) характера. В информационных передачах активно росло количество рекламных сообщений, представленных в текстовой форме. С точки зрения контента и структуры информационных выпусков здесь применялся классический тематический принцип: политика, экономика, социальная сфера, новости из области культуры и спорта, прогноз погоды, реклама.

Обозначим и другие, наиболее важные, признаки процессов, происходящих в радиоэфире:

- эфир диалогизирован: возросло количество и объем разговорных программ;

- значительно изменилась (усилилась) роль ведущего;

- увеличилось количество авторских программ;

- увеличилось число интерактивных программ, акцент сделан на активное взаимодействие с аудиторией;

- изменилась тональность общения со слушателями, которая открывает новые возможности психологического воздействия на аудиторию;

- расширился диапазон непосредственных форм общения со слушателями;

- повысилась эффективность воздействия передач, идущих в прямом эфире, на разные группы аудитории;

- расширился выбор программ, рассчитанных на разные интересы, вкусы и пристрастия [3].

Что касается информационного вещания:

- то изменился его контент;

- расширилось типологическое поле новостных передач;

- в выпусках новостей стали преобладать короткие сообщения;

- хронометраж новостных выпусков уменьшился. К примеру, в начале 1990-х гг. продолжительность их звучания составляла 1015 мин, в середине десятилетия - не более 57 мин. Сегодня продолжительность выпусков новостей регламентирована 3-5 мин, что продиктовано, в том числе, необходимостью вписаться в систему дробного программирования;

- в эфире стали звучать сообщения, рассказывающие о событии по мере его развития;

- в начале выпуска стало практиковаться анонсирование его основных тем;

- новости стали читать журналисты, а не дикторы, что обусловило появление в радиоэфире ускоренного темпа чтения и стало одним из существенных моментов в подаче новостей;

- новости стали звучать на музыкальном фоне, таким образом, информационные выпуски приобрели дополнительную эмоциональность, стали более динамичными, «живыми».

Информационное вещание - это вотчина специального отдела, именуемого службой информации (службой новостей, отделом информации), формирование которого происходит в зависимости от информационной политики СМИ. Важно отметить, что названные структурные подразделения большинства белорусских радиостанций (особенно БЫ-формата) состоят из небольшого штата сотрудников - 35 чел. (ведущих, редакторов и корреспондентов). Тому есть ряд причин. Во-первых, основная часть радиостанций финансируется не из бюджетных средств, а находится на самоокупаемости. Во-вторых, как правило, их перво-

очередной задачей является реализация в эфире рекреативной (развлекательной) функции, информационная - на втором месте. В-третьих, для большинства основными источниками информации служат ленты информационных агентств, интернет (уже готовый контент), а не собственные корреспонденты.

Слабая информационная служба с отсутствием сети собственных корреспондентов -главный отличительный признак радиостанций БМ-формата не только на современном этапе, но и в 1990-е гг. Информационные агентства, пресса, интернет - в такой последовательности можно назвать основные источники информации в конце XX в. Сегодня на первом месте -глобальная сеть, на втором - информационные агентства.

Самая важная характеристика современного радио, позволяющая ему успешно конкурировать с другими СМИ и оставаться рейтинговым, - повышенная оперативность. Его специфика как средства массовой информации позволяет ему максимально быстро реагировать на последние события. Кроме того, на современном этапе оперативность в подаче новостей и постоянное информирование о событиях в стране и мире по мере их развития - один из новых способов привлечения аудитории любой радиостанции в условиях жесткой конкуренции. Практикуются экстренные выходы в эфир (в том числе и вне информационных выпусков) по мере поступления новостей, касающихся важного, значимого события. Отметим, что в 1990-е гг. в белорусском радиовещании подобное стало активно практиковаться лишь в конце десятилетия.

Что касается периодичности звучания в эфире выпусков новостей, то в данном случае все зависит от времени суток и прайм-тайма. К примеру, в утреннем прайм-тайме, по сравнению с остальным эфирным временем, - наибольшее число выпусков новостей (в среднем в течение одного часа - 2). При этом следует отметить, что в сетку вещания включаются, как правило, так называемые смешанные выпуски. Эта тенденция наблюдалась в радиоэфире и в 1990-е гг. Большинство современных коммерческих радиостанций (БМ-формата) позиционируют свой тип вещания как музыкально-информационный либо музыкальный, где информационное вещание не играет главной роли в эфирной сетке. Новости звучат в начале каждого часа, на отдельных станциях - в середине, что, безусловно, оказывает влияние на фактор оперативности, но вместе с тем не является определяющим. Чаще всего этот тип передач находится на втором месте после музыкальных, развлекательных, игровых. На таком фоне

главное место занимают радиостанции так называемого общего и новостного форматов. В их эфирной сетке ведущее место отведено выпускам новостей, передачам аналитического характера.

Говоря о построении выпусков новостей, считаем важным отметить, что в исследуемые периоды они главным образом представлены двумя принципами:

- «перевернутой пирамиды»: новости выстраиваются по значимости - от более актуальных к менее важным;

- «рубленой строки», который в 20-е гг. XX в., а позже в период становления радиостанции «Маяк», называли «принципом «лапши»: новости выстраиваются произвольно, вне зависимости от значимости события [4].

Структура выпуска новостей в определенной степени является визитной карточкой радиостанции, потому что остается неизменной и привычной для слушателя. Способ верстки новостей, который сложился до 1960-х гг., на многих современных радиостанциях используется как наиболее привычный для слушателя. Такой выпуск строится на основе крупных блоков, освещающих внутреннюю жизнь страны, зарубежные новости, новости культуры, спорта. В завершении выпуска - прогноз погоды. При этом в середине первых двух блоков существует определенная последовательность расстановки сообщений: сначала политика, потом экономика, затем социальная сфера.

В эфире большинства белорусских радиостанций при верстке новостей используются комментированные радиосообщения, включающие в себя небольшую документальную запись, сделанную на месте события. Говоря на профессиональном языке, подборки информационных сообщений, зачитываемых ведущим в эфире, «разбавляются» «синхронами» - звуковыми материалами хронометражом 15-20 с. Как правило, это элемент интервью, комментарий официальных лиц по значимому поводу, записи с пресс-конференций и т. п. Таким образом, «синхрон» (звуковая запись) как самостоятельный информационный продукт, подготовленный к эфиру, вплетается в структуру информационного выпуска. Однако анализ новостных выпусков современных белорусских радиостанций говорит о том, что синхроны в новостях - это, скорее, исключение, чем правило, в отличие от 1990-х гг. В тот период практически в каждом выпуске новостей присутствовали документальные записи в контексте полноценных сюжетов (с вводной, основной и заключительной частями, с текстом, записанным в студии самим автором материала). «Для удовлетворения потребности слушателей получать

оперативную информацию в концентрированном виде сегодня применяются все новые формы ее подачи - «заголовки навостей» перед основным выпуском и после него, сверхкороткие выпуски анонсового характера между передачами» [6, с.76].

Исследователь Шерель А. А., анализируя 1990-е гг., отмечает, что в этот период в радиовещании появились два основных направления. Они более или менее полярны и до сих пор развиваются от общего ствола традиционного радиовещания: «Первое. Его условно можно назвать информативно-вербальным. Новости! Новости!! Новости!!! Не важно, в какой сфере: о международных отношениях или о ситуации на близлежащем шоссе. Не так уж важна достоверность и точность - все уточнения потом, они составят следующий «новостной вал». Не важна и культура передачи - качество языка, правильность выбора интонации. О взрыве моста и гибели людей могут сообщить таким же радостным тоном, каким сообщают о рождении четырех близнецов. Для большинства радиостанций, в меньшей степени государственных, главное - поймать сектор аудитории, которому тематически собранная информация будет ближе» [5, с. 26].

Говоря о втором направлении новой радиожурналистики А. А. Шерель отмечает, что «перенасыщение ритмом, как показывает практика, ведет к перемене потребности, особенно при перенасыщении обилием однотипной информации. Так появляется желание прямо противоположного - художественно-образного вещания, подразумевающего не столько обмен знанием, сколько обмен эмоциями. От автора программы, от самой программы - ее структуры - содержательной и интонационной - ждут не сиюминутных сведений, а побуждения чувств, относящихся к категории вечных. В этом случае прежде всего оказываются недействительными все ссылки на быстротекущий ход жизни, подразумевающий эффективность лишь максимально коротких вещательных отрезков и - как следствие - дробление сетки передач на 25-30 мин. ...Некоторые это называли «реанимацией прежнего радио». Под словом «прежнее» подразумевалась не только и не столько идеология. Речь шла именно о технологии общения радиоканала и его аудитории, о несоответствии этой эмоциональной атмосферы, которая наполняла произведения «старого радиоискусства» современным ритмом.» [5, с. 26].

Заключение. Таким образом, информационное вещание белорусских радиостанций в 1990-е гг. было представлено прежде всего программами информационно-аналитического характера, однако основу составляли выпуски новостей.

Белорусское радиовещание последнего десятилетия XX в. в творческом отношении обогатилось созданием информационно-музыкальных и информационно-развлекательных программ. Для этого периода характерна выработка новой стилистики общения со слушателями, построенной на доверии, простоте, искренности, при которой радиослушатель представлялся не частичкой огромной аудитории - едва не в размерах населения всей страны, - а индивидуумом, который имеет потребность в разумном, правдивом и простом собеседнике, способном размышлять про злободневные, общенародные проблемы ясно, доверчиво и доходчиво. Пребразования, коснувшиеся белорусского радиовещания, заключались и в том, что расширился содержательно-тематический диапазон вещательной сетки, изменился характер информационной службы и структура эфирного дня.

Сегодня в белорусском информационном радиовещании отмечается тенденция к повышению оперативности и интерактивности, снижению объема официальных сообщений, расширению тематики, актуальности тем, ускорению речевого темпа подачи информации, обогащению лексики, а также к увеличению объема рекламы. В белорусском радиовещании формируются новые методы и формы работы с информационным контентом и его источниками. Расширяется тематическое информационное поле, видоизменяется жанровая система традиционной новостной журналистики. Происходит смещение в сторону тех форм и способов подачи информационного контента, которые соответствуют требованиям краткости, оперативности, интерактивности.

Современное информационное вещание напрямую подвержено влиянию процессов глобализации, однако наряду с этим происходит повышение роли местной, региональной информации. Еще одна тенденция, которая влияет на работу службы информации, - это изменение потребностей и запросов аудитории. Все большую заинтересованность слушатели проявляют к специализированной, узконаправленной информации. Поэтому одной из важнейших типо-образующих примет современных информационных программ является их ориентация на конкретную группу слушателей.

Литература

1. Лебедева А. Л. Коммуникативные технологии белорусского радиовещания в условиях формирования информационного общества // Вести института современных знаний. 2006. № 3. С. 108-112.

2. Стрельникова Е. А. Интерактивное вещание на региональном радио (на примере Оренбургской области): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2007. 181 с.

3. Шеин В. Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика: учеб. пособие. Минск: БГУ, 2011. 138 с.

4. Шерель А. А. Аудиокультура ХХ века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. Очерки. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 574 с.

5. Шерель A. A. Пересечение параллельных кривых // Журналист. 1996. № 2. С. 25-29.

6. Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией / пер. со швед. В. Менжун. М.: МедиаМир, 2008. 200 с.

References

1. Lebedeva A. L. Communicative technologies of Belarusian broadcasting in the context of the formation of the information society. Vesti instituta sovremennykh znaniy [News of the Institute of Modern Knowledge], 2006, no. 3, pp. 108-112 (In Russian).

2. Strel'nikova E. A Interaktivnoye veshchaniye na regional'nom radio (na primere Orenburgskoy oblasti). Dis. kand. _ filol. nauk [Interactive broadcasting on regional radio (on the example of the Orenburg region): Cand. Dis.]. Moscow, 2007. 181 p.

3. Shein V. N. Sovremennaya radiozhurnalistika. Teoriya i praktika [Modern radio journalism. Theory and Practice]. Minsk, BGU Publ., 2011. 138 p.

4. Sherel' A. A. Audiokul'tura XXveka. Istoriya, esteticheskiye zakonomernosti, osobennosti vliyaniya na auditoriyu. Ocherki [Audioculture of the twentieth century. History, aesthetic patterns, features of influence on the audience. Essays]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2004. 574 p.

5. Sherel' A. A. Intersection of parallel curves. Zhurnalist [Journalist], 1996, no. 2, pp. 25-29 (In Russian).

6. Fikhtelius E. Novosti. Slozhnoye iskusstvo raboty s informatsiyey [News. The complex art of working with information]. Moscow, MediaMir Publ., 2008. 200 p.

Информация об авторе

Лебедева Анна Леонидовна - старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания. Белорусский государственный университет (220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 9, Республика Беларусь). E-mail: anna_lebedeva@tut.by

Information about the author

Lebedeva Anna Leonidovna - Senior Lecturer, the Department of Television and Radio Broadcasting. Belarusian State University (9, Kalvariyskaya str., 220004, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: anna_lebedeva@tut.by

Поступила 06.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.