Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ'

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА / НЕФТЕПРОДУКТЫ / ТОРГОВЛЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ / РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / ЦЕНЫ НА НЕФТЕПРОДУКТЫ / ЭКСПОРТ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панков Дмитрий Анатольевич, Афанасьев Валентин Яковлевич

Цель исследования. Актуальность статьи обусловлена снижением потребления нефтепродуктов в мире и в России в частности, а также изменением структуры спроса на нефтепродукты. Кризис, связанный с фактором COVID-19, оказал значительное влияние на рынок нефти и нефтепродуктов. В связи с этим, данная статья направлена на выявление перспектив развития рынка нефтепродуктов. Выводы. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ текущих индикаторов рынка нефтепродуктов, позволяющий комплексно рассмотреть современные тенденции на рынке и перспективы его развития. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в 2020 году ожидается снижение объемов первичной переработки, которая пострадает не так сильно, как добыча сырой нефти. Однако уже в 2021 году прогнозируется восстановление всех рынков. Необходимо отметить увеличение в последние годы производства продуктов, ориентированных на внутренний рынок (автомобильных бензинов и дизельного топлива). Производство мазута и газойля, которые ориентированы на экспорт, снизилось по сравнению с 2014 г. Экспорт таких нефтепродуктов как автомобильные бензины, дизельное топливо, битумы, вакуумный газойль за последние несколько лет не претерпел существенных изменений, тогда как экспорт мазута значительно сократился. Сокращение производства и экспорта мазута связано с падением привлекательности экспорта мазута в результате роста экспортной пошлины. В будущем прогнозируется рост производства и экспорта дизельного топлива, тогда как производство и экспорт мазута будут продолжать сокращаться. Материалы статьи представляют практическую ценность для предприятий, работающих в нефтеперерабатывающей отрасли, государственных и частных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL PRODUCT MARKET TRENDS AND FORECASTS

The purpose of the research. The relevance of the article is due to the decline in the consumption of petroleum products in the world and in Russia in particular, as well as changes in the structure of demand for petroleum products. The crisis related to the COVID-19 factor had a significant impact on the oil and petroleum products market. Consequently, this article is aimed at identifying the prospects for the development of the oil product market. Results. The leading approach to the study of this problem is the analysis of current indicators of the oil product market, which allows a comprehensive review of current market trends and prospects for its development. Based on the analysis, it can be concluded that in 2020, the volume of primary processing is expected to decrease, which will not suffer as much as the production of crude oil. However, all markets are expected to recover in 2021. It should be noted that the production of products aimed at the domestic market (automobile gasoline and diesel fuel) has increased in recent years. Fuel oil and gas oil production, which is export-oriented, decreased compared to 2014. Exports of petroleum products such as motor gasoline, diesel fuel, bitumen, and vacuum gas oil have not changed significantly over the past few years, while exports of fuel oil have declined significantly. The reduction in production and export of fuel oil is associated with a drop in the attractiveness of fuel oil exports as a result of an increase in export duties. In the future, diesel fuel production and exports are projected to increase, while fuel oil production and exports will continue to decline. The article has a practical value for companies working in the oil refining industry, public and private investors.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ»

2. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

08.00.05

УДК 33 JEL L7

2.1. Тенденции и прогнозы развития рынка нефтепродуктов

DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-28-34

©Панков Д. А.1^, ©Афанасьев В. Я.2,ь 1ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового комплекса», г. Москва, Российская Федерация 2ГосударственнЫЙ университет управления, Москва, Российская Федерация ae-mail: pankovda@naans-media.ru be-mail: vy_afanasyev@guu.ru

Аннотация. Цель исследования. Актуальность статьи обусловлена снижением потребления нефтепродуктов в мире и в России в частности, а также изменением структуры спроса на нефтепродукты. Кризис, связанный с фактором COVID-19, оказал значительное влияние на рынок нефти и нефтепродуктов. В связи с этим, данная статья направлена на выявление перспектив развития рынка нефтепродуктов. Выводы. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ текущих индикаторов рынка нефтепродуктов, позволяющий комплексно рассмотреть современные тенденции на рынке и перспективы его развития. На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в 2020 году ожидается снижение объемов первичной переработки, которая пострадает не так сильно, как добыча сырой нефти. Однако уже в 2021 году прогнозируется восстановление всех рынков. Необходимо отметить увеличение в последние годы производства продуктов, ориентированных на внутренний рынок (автомобильных бензинов и дизельного топлива). Производство мазута и газойля, которые ориентированы на экспорт, снизилось по сравнению с 2014 г. Экспорт таких нефтепродуктов как автомобильные бензины, дизельное топливо, битумы, вакуумный газойль за последние несколько лет не претерпел существенных изменений, тогда как экспорт мазута значительно сократился. Сокращение производства и экспорта мазута связано с падением привлекательности экспорта мазута в результате роста экспортной пошлины. В будущем прогнозируется рост производства и экспорта дизельного топлива, тогда как производство и экспорт мазута будут продолжать сокращаться. Материалы статьи представляют практическую ценность для предприятий, работающих в нефтеперерабатывающей отрасли, государственных и частных инвесторов.

Ключевые слова: нефтепереработка, нефтепродукты, торговля нефтепродуктами, рынок нефтепродуктов, цены на нефтепродукты, экспорт нефтепродуктов.

Для цитирования: Панков Д. А., Афанасьев В. Я. Тенденции и прогнозы развития рынка нефтепродуктов // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 28-34. DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-28-34

Oil product market trends and forecasts

DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-28-34

©D. A. Pankov1,a, ©V. Ya. Afanasiev2,b 1NAANS-MEDIA, Moscow, Russian Federation 2State University of Management, Moscow, Russian Federation ae-mail: pankovda@naans-media.ru be-mail: vy_afanasyev@guu.ru

Abstract. The purpose of the research. The relevance of the article is due to the decline in the consumption of petroleum products in the world and in Russia in particular, as well as changes in the structure of demand for petroleum products. The crisis related to the COVID-19

factor had a significant impact on the oil and petroleum products market. Consequently, this article is aimed at identifying the prospects for the development of the oil product market. Results. The leading approach to the study of this problem is the analysis of current indicators of the oil product market, which allows a comprehensive review of current market trends and prospects for its development. Based on the analysis, it can be concluded that in 2020, the volume of primary processing is expected to decrease, which will not suffer as much as the production of crude oil. However, all markets are expected to recover in 2021. It should be noted that the production of products aimed at the domestic market (automobile gasoline and diesel fuel) has increased in recent years. Fuel oil and gas oil production, which is export-oriented, decreased compared to 2014. Exports of petroleum products such as motor gasoline, diesel fuel, bitumen, and vacuum gas oil have not changed significantly over the past few years, while exports of fuel oil have declined significantly. The reduction in production and export of fuel oil is associated with a drop in the attractiveness of fuel oil exports as a result of an increase in export duties. In the future, diesel fuel production and exports are projected to increase, while fuel oil production and exports will continue to decline. The article has a practical value for companies working in the oil refining industry, public and private investors.

Keywords: Oil refining, petrochemicals, petroleum, petroleum market, petroleum prices, petroleum products exports, oil products. For citation: Pankov D. A., Afanasiev V. Ya. Oil product market trends and forecasts // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 28-34. (in Russ.) DOI: 10.33693/2541-8025-2020-16-5-28-34

ВВЕДЕНИЕ

В последние 5 лет объем переработки нефти в России оставался на уровне между 280 и 286 млн. тонн/год, то есть, почти не изменялся. Во многом этот факт обусловлен внешним спросом, наличием мощностей и внутренним таможенно-тарифным регулированием. В то же время спрос определяется множеством факторов, решающим из которых в 2020 году стала пандемия COVID-19.

Изоляция, вызванная коронавирусом, неизбежно привела к снижению спроса на нефтепродукты как на внутреннем, так и на внешнем рынках, остановкам производств, кризису потребления. Он привел к накоплению запасов сырой нефти и резкому снижению цен на нее.

Изменилась и структура спроса. Такие продукты, как авиакеросин, перестали быть востребованы, снизилось потребление и других моторных топлив. [1], [2]

ГЛУБИНА ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ В РОССИИ

зз.зк

• • 83,1»

81,3%

7б,№ У'

?Д,[»£ Г 71,3%

70,0%

2015 г. 2016 Г. 2017 г. 2018 г. 201ЙГ.

Источник: «Росстат»

Для сравнения, средняя глубина переработки нефти на НПЗ в РФ в период 2009-2014 гг. не превышала 72%. [4]

ОБЪЕМЫ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ НА НПЗ РОССИИ

Глубина переработки нефти - величина, показывающая отношение объёма продуктов переработки нефти за вычетом мазута к общему объёму затраченной при переработке нефти. В России этот показатель часто используют как показатель общей эффективности нефтепереработки.

Последние 2 года этот показатель превышает уровень 80%. Он стал резко расти после введения дифференцированных экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 276, впоследствии множество редакций), которое подразумевало постепенный рост коэффициента экспортной пошлины (по отношении к экспортной пошлине на сырую нефть) в отношении темных нефтепродуктов с одновременным снижением коэффициента, применяемого к светлым нефтепродуктам. [3]

Рисунок 1. Средняя глубина переработки нефти в России в 2015-2019 гг.

Первичная переработка нефти увеличивалась высокими темпами вплоть до 2014 года. Так, в 2010 году она составила 250 млн. тонн, а к 2014 году этот показатель увеличился до 289 млн. тонн. В дальнейшем этот показатель стабилизировался на уровне 280-286 млн. тонн/год.

Рисунок 2. Первичная переработка нефти в России в 20152019 гг., млн. тонн

278

276

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Источник: Минэнерго РФ, [5]

Крупнейшими переработчиками нефти в России являются ОАО «РОСНЕФТЬ», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром-Нефть», АНК «БАШНЕФТЬ», ОАО «Сургутнефтегаз». Объем переработки нефти на Мини-НПЗ по итогам 2019 года составил 12,5 млн. тонн или 4,4% от совокупного объема.

Рисунок 3. Структура первичной переработки нефти российскими компаниями в 2019 году

4,4%

6,5%

■ ОАО НК "Роснефть" ■ ОАО "ЛУКОЙЛ" ■ ОАО "Газпром нефть" и ОАО "АНК "Башнефть" ■ ОАО "Сургутнефтегаз" ■ АО'ТАНЕКО"

■ прочие НПЗ ■ мини НПЗ

Источник: ИДУ ТЭК, [6]

ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ В РОССИИ

К основным продуктам нефтепереработки, рассматриваемым в данной статье, относятся автомобильные бензины, дизельное топливо, мазут топочный, нефтяные битумы, вакуумные газойли.

В 2019 году, по сравнению с предыдущим годом, производство топочного мазута сократилось на 3,9%. Увеличение производства дизельного топлива составило 1,2%, нефтяных битумов - 2,2%, автомобильного бензина - 2,4%, вакуумных газойлей - в 1,9 раза.

Таблица 1

Производство основных нефтепродуктов в России в 2015-2019 гг., тыс. тонн

Источник: «Росстат»

Отметим увеличение производства продуктов, ориентированных на внутренний рынок (автомобильных бензинов и дизельного топлива), в то время как производство мазута и газойля, которые ориентированы на экспорт, снизилось по сравнению с 2015 г. [4], [7]

ОБЪЕМЫ И СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ В 2015-2019 ГГ.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ БЕНЗИНЫ

Выпуск автомобильных бензинов увеличился в 2019 году на 2,4% до 40 млн. тонн. Подавляющая часть производимых в России бензинов потребляется внутренним рынком и лишь небольшие объемы поставляются в страны Ближнего Зарубежья.

Более 42% автомобильных бензинов производят нефтеперерабатывающие заводы Приволжского ФО. Доля предприятий Центрального ФО в 2019 году составила 20%, Сибирского ФО - 15,8%. На три крупнейших по объемам ФО приходится почти 80% от совокупного объема выпуска автомобильных бензинов. [4], [8]

Таблица 2

Объем производства автомобильных бензинов по федеральным округам РФ в 2015-2019 гг.

Федеральный округ 2015 2016 2017 2018 2019

ЦФО 8 205 8 339 7 588 8 025 7 988

СЗФО 3 037 2 997 1 778 2 400 2 520

ЮФО и СКФО 2 671 2 769 2 822 2 896 3 018

ПФО 15 890 15 893 16 009 15 977 16 998

УФО 1 675 1 584 1 389 1 769 1 921

СФО 6 749 7 245 7 214 6 812 6 302

ДФО 1 009 1 176 1 224 1 181 1 231

Всего: 39 235 40 003 38 024 39 058 39 978

Источник: «Росстат»

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО

Производство дизельного топлива в России в 2019 году увеличилось на 1,2%, по сравнению с показателем годом ранее, и составило 78,4 млн. тонн. Около половины этого объема поставляется на экспорт в Европу, где оно проходит дальнейшую сероочистку.

Более 40% дизельного топлива производят нефтеперерабатывающие заводы Приволжского ФО. Доля предприятий Центрального ФО в 2019 году составила 12,3%, Сибирского ФО -15,1%. На три крупнейших по объемам ФО приходится около 70% от совокупного объема выпуска дизельных топлив. [4], [9]

Таблица 3

Объемы производства дизельного топлива по федеральным округам РФ в 2015-2019 гг.

Федеральный округ 2015 2016 2017 2018 2019

ЦФО 9 913 9 997 9 003 9 909 9 650

СЗФО 7 599 7 366 7 305 7 654 7 795

ЮФО и СКФО 10 420 10 919 12 877 10 604 10 223

ПФО 30 010 29 510 29 372 31 332 32 838

УФО 3 461 3 832 4 008 3 821 3 285

СФО 11 865 11 922 11 464 11 614 11 860

ДФО 2 736 2 618 2 818 2 540 2 753

Всего: 76 004 76 163 76 847 77 473 78 404

Источник: «Росстат»

Наименование продукции 2015 2016 2017 2018 2019

Бензины автомобильные 39 235 40 003 38 024 39 058 39 978

Битумы нефтяные 6 246 7 633 6 491 6 827 6 984

Топливо дизельное 76 004 76 163 76 847 77 473 78 404

Мазут топочный 71 135 57 120 51 340 49 173 47 270

Вакуумный газойль 8 656 6 614 4 502 2 097 6 090

МАЗУТ ТОПОЧНЫЙ

Топочный мазут является экспортным товаром. Его производство в период 2015 по 2019 гг. снизилось на 33,5%, что можно связать с падением привлекательности экспорта в результате роста пошлины. Производство мазута в России в 2019 году снизилось на 3,9%, по сравнению с показателем годом ранее, и составило 47,3 млн. тонн. Крупнейшим регионом производства является Приволжский ФО, где по итогам 2019 года было выпущено 34,1% от совокупного объема производства в России. [4], [10]

Таблица 4

Объемы производства топочного мазута по федеральным округам РФ в 2015-2019 гг.

Источник: «Росстат»

БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ

Битумы используются прежде всего в качестве материалов и сырья в строительной отрасли, и предъявляемый на них спрос связан, прежде всего, с внутренним рынком. Их производство в 2019 году увеличилось к показателю годом ранее на 2,3% и составило 7 млн. тонн.

Около 38% от совокупного объема производства битумов выпускается предприятиями Приволжского ФО. 36% от совокупного объема связано с предприятиями Центрального ФО, что объясняется высоким спросом в регионе со стороны строительной отрасли. В Сибирском ФО выпускается всего 14,1% от общего объема битумов. [4], [11]

Таблица 5

Объемы производства нефтебитумов по федеральным округам РФ в 2015-2019 гг.

ВАКУУМНЫЙ ГАЗОЙЛЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2019 году вакуумный газойль выпускали 11 крупных НПЗ. Крупнейшие производители - ООО «РН - Туапсинский НПЗ», «Афипский» и «Краснодарский НПЗ», на которые приходится более 2/3 выпуска вакуумного газойля. [6], [12]

Таблица 6

Объемы и структура совокупного выпуска вакуумного газойля по компаниям в 2019 г.

Компания Объем, тонн Доля

ОАО НК «Роснефть» 1577 25,9%

АО «Антипинский НПЗ» 1385,9 22,8%

ООО «Афипский НПЗ» 1239,5 20,4%

ПАО «ЛУКОЙЛ» 1148 18,9%

ОАО «ТАИФ-НК» 461 7,6°%

ПАО «Башнефть» 197,6 3,2°%

ОАО «Сургутнефтегаз» 55,1 0,9%

ОАО «ТАНЕКО» 25,8 0,4%

Всего: 6089,9 100%

Источник: Центральное диспетчерское управление ТЭК (ЦДУ ТЭК)

ЭКСПОРТ ОСНОВНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ

ОБЪЕМ И ДИНАМИКА ЭКСПОРТА ОСНОВНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Объем экспорта всех нефтепродуктов (группа 2910 ТН ВЭД ЕАЭС) в натуральном выражении по итогам 2019 года составил 142,8 млн. тонн общей стоимостью 66,9 млрд. долл. США. В натуральном выражении объем экспорта за год снизился на 4,9%, в стоимостном - на 14,3%. [14]

Таблица 7

Экспорт нефтепродуктов в 2015-2019 гг. в натуральном и стоимостном выражениях

Период Объем, млн. тонн Стоимость, млрд. долл.

2015 год 166,6 65,6

2016 год 156,0 46,0

2017 год 148,4 58,2

2018 год 150,1 78,1

2019 год 142,8 66,9

Источник: ФТС РФ

В структуре совокупных экспортных поставок в 2019 году доля мазутов составила около 40%. В абсолютных значениях объем их экспорта составил 57 млн. тонн на сумму 20 млрд. долл. США.

Экспорт дизельного топлива в 2019 году составил в натуральном выражении 35 млн. тонн на сумму 20 млрд. долл. В структуре совокупных поставок нефтепродуктов в натуральном выражении доля дизельного топлива составила 24,5%

Экспорт автомобильных бензинов осуществляется преимущественно в страны СНГ. Он сравнительно невелик. В 2019 году он составил всего 5,2 млн. тонн, на сумму 2,9 млрд. долл. В структуре экспорта нефтепродуктов в натуральном выражении доля автомобильных бензинов составила всего 3,6%.

Федеральный округ 2015 2016 2017 2018 2019

ЦФО 1 889 1 967 2 347 2 616 2 513

СЗФО 75 61 191 367 556

ЮФО и СКФО 1 370 2 200 483 341 238

ПФО 2 202 2 558 2 548 2 510 2 658

УФО 29 20 26 28 32

СФО 631 780 828 908 985

ДФО 50 48 68 56 0

Всего: 6 246 7 633 6 491 6 827 6 984

Источник: «Росстат»

Федеральный округ 2015 2016 2017 2018 2019

ЦФО 13 041 11 971 10 761 11 472 11 234

СЗФО 9 084 8 572 7 521 6 601 6 701

ЮФО и СКФО 10 963 10 019 9 740 8 653 6 637

ПФО 24 351 18 469 16 532 16 109 16 128

УФО 4 042 751 19 0 0

СФО 7 388 6 780 6 169 5 930 6 479

ДФО 2 267 558 598 408 91

Всего: 71 135 57 120 51 340 49 173 47 270

Таблица 8

Объем и структура экспорта нефтепродуктов в 2019 году в натуральном и стоимостном выражении

Наименование продукта В натуральном выражении В стоимостном выражении

млн. тонн доля млрд. долл. доля

Бензин автомобильный 5,2 3,60/o 2,9 4,3/

Дизельное топливо 35 24,5/ 20,1 30,0o/o

Мазуты1 57 39,9/ 20,3 30,3o/o

Вакуумный газойль 4,3 30/o 1,9 2,8/

Прочие нефтепродукты 41,3 28,9/ 21,7 32,4/

Всего: 142,8 W/o 66,9 W/o

Источник: ФТС РФ

В денежном выражении доля мазута в структуре экспорта составила 30,3%, дизельного топлива - 30%, автомобильных бензинов - 4,3%, вакуумного газойля - 2,8%. Доля всех других продуктов нефтепереработки в общей структуре российского экспорта нефтепродуктов составила 32,4% от общей стоимости экспорта. [13]

Экспорт мазутов в натуральном выражении снизился к 2019 году на 3,1%, дизельного топлива -5,1%. Экспорт автомобильных бензинов увеличился на 23,8%.

Таблица 9

Совокупный экспорт различных нефтепродуктов из РФ в 2017-2019 гг. в натуральном и стоимостном выражениях

Наименование продукта 2017 2018 2019

Бензин автомобильный, млн. тонн 4,4 4,2 5,2

млрд. долл. 2,1 2,5 2,9

Дизельное топливо, млн. тонн 35,3 36,9 35

млрд. долл. 16,5 22,9 20,1

Мазут, млн. тонн 62,6 58,8 57

млрд. долл. 18,9 23,4 20,3

Вакуумный газойль, млн. тонн 3,1 2,0 4,3

млрд. долл. 1,4 0,9 1,9

Прочие, млн. тонн 43,0 48,2 41,3

млрд. долл. 19,3 28,4 21,7

Всего, млн. тонн: 148,4 150,1 142,8

млрд. долл. 58,2 78,1 66,9

Источник: ФТС РФ

ДИНАМИКА ОТПУСКНЫХ ЦЕН ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВНЫЕ НЕФТЕПРОДУКТЫ

Среднегодовые цены на автомобильный бензин всех сортов с января 2015 по март 2020 года выросли на 5% с 24,4 тыс. руб./т до 25,7 руб./т. На дизельное топливо цены в тот же период увеличились на 29,5% - с 24,1 до 31,2 тыс. руб./т.

На топочный мазут цены с января 2015 года по март 2020 года выросли в 2,2 раза с 6,8 до 11,5 руб./т.

В зависимости от конъюнктуры мирового рынка, наибольшую волатильность показывают цены на мазут, чуть меньшая волатильность цен на дизельное топливо. Во многом цены на мазут и дизельное топливо определяются мировым рынком, так как являются экспортными товарами.

Цены на бензин определяются ценами на нефть, валютным курсом и государственным регулированием (так как продукт предназначен для внутреннего рынка). В целом они имеют тенденцию к росту. [4], [14]

1 В экспорте учтены все тяжелые фракции, классифицируемые по кодам 2710 19 510 1 - 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 -2710 20 390 9 ТН ВЭД ЕАЭС, так как нет отдельного кода «мазут топочный». Их экспорт может превышать объемы выпуска мазута топочного, разрабатываемого «Росстатом»

Таблица 10

Среднегодовые цены на бензин, дизельное топливо и топочный мазут в 2015-2020 гг., руб./т

Продукт 2015 2016 2017 2018 2019 2020 (янв-мар)

Бензин автомобильный 24 435 22 549 25 220 29 634 25 127 25 742

Топливо дизельное 24 096 21 311 25 512 33 147 31 659 31 231

Мазут топочный 6 777 5 265 8 488 12 991 13 001 11 531

Источник: «Росстат»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Ставка импортной пошлины на нефтепродукты: адвалорная и составляет 5%, ввозной НДС - 20%.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти». Согласно Постановлению пошлина на нефть является специфической (не зависит от статистической стоимости поставленного товара) и рассчитывается на основе данных мониторинга цен на нефть URALS за предыдущий период (с 15 по 14 число предыдущего месяца). [15]

Пошлина на нефтепродукты привязана к цене на нефть. Для светлых нефтепродуктов и нефтяных масел коэффициент для их расчета составляет 0,3 от цены на нефть, для темных нефтепродуктов - 1, а для прямогонных бензинов - 0,55.

Также существует льготная ставка пошлины на высоковязкую нефть - коэффициент 0,1.

Таблица 11

Экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты в окт 2019 - сен 2020 гг., долл./т

Период Нефть сырая Светлые нефтепродукты и масла Прямо-гонные бензины Темные нефте продукты

Обычная пошлина Льготная пошлина (высоковязкая нефть)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

окт.19 87,2 8,7 26,2 48,0 87,2

ноя.19 88,3 8,8 26,5 48,6 88,3

дек.19 90,5 9,1 27,2 49,8 90,5

янв.20 77,2 7,7 23,2 42,5 77,2

фев.20 78,5 7,9 23,6 43,2 78,5

мар.20 66,9 6,7 20,1 36,8 66,9

апр.20 52 5,2 15,6 28,6 52

май.20 6,8 0,7 2,0 3,7 6,8

июн.20 8,3 0,8 2,5 4,6 8,3

июл.20 37,8 3,8 11,3 20,8 37,8

авг.20 46,9 4,7 14,1 25,8 46,9

сен.20 47,5 4,8 14,3 26,1 47,5

Средняя за год 57,3 5,7 17,2 31,5 57,3

Источник: Постановление Правительства РФ

АКЦИЗЫ

Продукты, которые производятся из нефти, относятся к подакцизным товарам. Выпуск такой продукции подлежит обложению налогом. Отличительной особенностью таких продуктов является довольно сложный способ их получения. Косвенным налогом будет облагаться любая продукция, которая была произведена из нефти.

В таблице ниже представлены данные по акцизам на нефтепродукты в 2018-2021 гг.

Таблица 12

Акцизы на нефтепродукты в 2018-2021 гг., руб. за 1 тонну

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в 2020 году ожидается снижение объемов первичной переработки как минимум до 274 млн. тонн (-3,5%), которая пострадает не так сильно, как добыча сырой нефти (регулируется ОПЕК+). Однако уже в 2021 году прогнозируется восстановление всех рынков. Далее, согласно консервативного прогноза, будет иметь место незначительный рост производства в первую очередь светлых нефтепродуктов (в первую очередь дизельного топлива), как экспортоориен-

тированных продуктов с более высокой добавленной стоимостью и облагаемых меньшей экспортной пошлиной. В то же время доля темных нефтепродуктов в структуре выпуска будет постепенно сокращаться.

Таблица 13

Прогноз объемов внутренней переработки нефти и производства основных нефтепродуктов в России в 2015-2020 гг.

Наименование 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Объем переработки, нефти и выпуска нефтепродуктов 285 274 286 291 292 293 296

Бензин автомобильный 40 36 40 42 43 44 45

Топливо дизельное 78,4 74 81 84 86 88 91

Мазут топочный 47,3 51 46 44 42 40 39

Битумы нефтяные и сланцевые 7 6 7 7 7 7 8

Вакуумный газойль 6 5 4 4 3 3 3

Источник: оценка авторов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первичная переработка нефти в России увеличивалась высокими темпами до 2014 года, в последующие годы она стабилизировалась на уровне 280-286 млн. тонн/год.

Необходимо отметить увеличение в последние годы производства продуктов, ориентированных на внутренний рынок (автомобильных бензинов и дизельного топлива). Производство мазута и газойля, которые ориентированы на экспорт, снизилось по сравнению с 2014 г.

Экспорт всех нефтепродуктов в натуральном выражении по итогам 2019 года составил 142,8 млн. тонн общей стоимостью 66,9 млрд. долл. США.

Экспорт таких нефтепродуктов как автомобильные бензины, дизельное топливо, битумы, вакуумный газойль за последние несколько лет не претерпел существенных изменений, тогда как экспорт мазута значительно сократился.

Сокращение производства и экспорта мазута связано с падением привлекательности экспорта мазута в результате роста экспортной пошлины.

В будущем прогнозируется рост производства и экспорта дизельного топлива, тогда как производство и экспорт мазута будут продолжать сокращаться.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,31%.

Наименование подакцизного товара Ставка акциза за 1 т с 01.07.2018 г, рублей Ставка акциза Ставка акциза Ставка акциза

за 1 т на 2020 г, рублей за 1 т на 2020 г, рублей за 1 т на 2021 г, рублей

Автомобиль-

ный бензин 13 100,00 13 100,00 13 000,00 13 624,00

(5 класс)

Автомобиль-

ный бензин

(не соответ- 8 213,00 12 314,00 12 752,00 13 262,00

ствующий 5 классу)

Дизельное топливо 5 665,00 8 541,00 8 835,00 9 188,00

Моторное масло 5 400,00 5 400,00 5 616,00 5 841,00

Авиационный керосин 2 800,00 2 800,00 2 800,00 2 800,00

Средний дистиллят 6 665,00 9 241,00 9 535,00 9 916,00

Прямогон-ный бензин 13 100,00 13 100,00 13 100,00 13 100,00

Бензол,

параксилол, 2 800,00 2 800,00 2 800,00 2 800,00

ортоксилол

Источник: Постановление Правительства РФ, [15]

ВЫВОДЫ

Список литературы:

1. Грушевенко, Екатерина Индикаторы рынка нефтепродуктов в РФ / Екатерина Грушевенко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 116 c.

2. Михайлова, Наталия Конъюнктура рынка нефтепродуктов региона: моногр. / Наталия Михайлова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 244 c.

3. Нефтепродукты: Масла. Смазки. Присадки. - М.: Стандартов, 2020. - 504 с.

4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 07.10.2020)

5. Минэнерго РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/ (дата обращения: 07.10.2020)

6. Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России (ЦДУ ТЭК). [Электронный ресурс]. URL: https://www.cdu.ru/ (дата обращения: 07.10.2020)

7. Коллон Мишель Нефть, PR, война. Глобальный контроль над ресурсами планеты. М.: Крымский мост-9Д, 2016. 416 с.

8. Дейк Л.П. Основы разработки нефтяных и газовых месторождений. М.: Премиум Инжиниринг, 2019. 848 с.

9. Фомин, Г.С. Нефть и нефтепродукты. Энциклопедия международных стандартов / Г.С. Фомин, О.Н. Фомина. - М.: ПРотектор, 2019. - 406 с.

10. Лобов А.Г. Нефть и газ. Мировая история. М.: Земля и Человек XXI век, 2016. 896 с.

11. Статистический департамент ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/development/desa/ru/about/desa-divisions/statistics.html (дата обращения: 07.10.2020)

12. US Energy Information Administration (EIA). [Электронный ресурс]. URL: https://www.eia.gov/ (дата обращения: 07.10.2020)

13. Федеральная таможенная служба РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.customs.ru/ (дата обращения: 15.09.2020)

14. Ленкова, О. В. Методический подход к обоснованию розничных цен на нефтепродукты / О.В. Ленкова. - М.: Синергия, 2020. - 283 c.

15. Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 276 (ред. от 14.12.2018) «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти»

Reference list:

1. Grushevenko, Ekaterina Indicators of the oil products market in the Russian Federation / Ekaterina Grushevenko. - Moscow: LAP Lambert Academic Publishing, 2019 — 116 p.

2. Mikhailova, Natalia Conjuncture of the oil products market in the region: Monogr. / Natalia Mikhailova. - M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020 - - 244 p.

3. Petroleum Products: Oils. Lubrications. Additives. - M.: Standards, 2020 - - 504 p.

4. Federal state statistics service (Rosstat). [Electronic resource]. URL: https://www.fedstat.ru/ (accessed: 07.10.2020)

5. Ministry of energy of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: https://minenergo.gov.ru/ (accessed: 07.10.2020)

6. Central dispatch administration of fuel and energy complex -branch fgbu "REA" Minenergo Russia (CDU TEK). [Electronic resource]. URL: https://www.cdu.ru/ (accessed: 07.10.2020)

7. Collon Michel Oil, PR, war. Global control over the planet's resources. Moscow: Krymsky most-9D, 2016. 416 p.

8. Dake L. P. Fundamentals of development of oil and gas fields. M.: Premium Engineering, 2019. 848 p.

9. Fomin, G. S. Oil and petroleum products. Encyclopedia of international standards / G. S. Fomin, O. N. Fomina. - M.: Protector, 2019. - 406 p.

10. Lobov A. G. Oil and gas. World history, Moscow: Earth and Man XXI century, 2016. 896 p.

11. The statistics Department of the UN. [Electronic resource]. URL: https://www.un.org/development/desa/ru/about/desa-divisions/statistics.html (accessed: 07.10.2020)

12. US Energy Information Administration (EIA). [Electronic resource]. URL: https://www.eia.gov/ (accessed: 07.10.2020)

13. Federal customs service of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: http://stat.customs.ru/ (accessed: 15.09.2020)

14. Lenkova, O. V. Methodological approach to the justification of retail prices for petroleum products / O. V. Lenkova. - M.: synergy, 2020. - 283 p.

15. Decree of the Government of the Russian Federation of 29.03.2013 N 276 (ed. of 14.12.2018) «On calculating the rates of export customs duties on crude oil and certain categories of goods produced from oil»

Статья поступила в редакцию 13.09.2020, принята к публикации 05.10.2020 The article was received on 13.09.2020, accepted for publication 05.10.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Панков Дмитрий Анатольевич, кандидат экономических наук, Исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового комплекса», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: pankovda@naans-media.ru

Афанасьев Валентин Яковлевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе Государственного университета управления, Москва, Российская Федерация, e-mail: vy_afanasyev@guu.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Dmitry A. Pankov, Cand. Sci. (Econ.), Executive Director, NAANS-MEDIA, Moscow, Russian Federation, e-mail: pankovda@naans-media.ru Valentin Ya. Afanasiev, Dr. Sci. (Econ.), Professor, Head of the Department of Economics and Management in the Fuel and Energy Complex, State University of Management, Moscow, Russian Federation, e-mail: vy_afanasyev@guu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.