Научная статья на тему 'Тенденции и проблемы развития материально-технической базы в отрасли физической культуры и спорта'

Тенденции и проблемы развития материально-технической базы в отрасли физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1540
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОТРАСЛЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сусикова Татьяна Степановна, Арбузина Наталья Романовна

Актуальность проведенного исследования обусловлена меняющимися потребностями населения и современными социально-экономическими условиями. Статья посвящена выявлению проблем и тенденций развития материально-технической базы в отрасли физической культуры и спорта, которая представлена многочисленными разнообразными физкультурно-спортивными сооружениями. Проведен количественный анализ физкультурно-спортивных сооружений в нашей стране и в муниципальном образовании. В целом по стране и в городе наблюдается тенденция прироста количества спортивных сооружений в основном за счет строительства открытых плоскостных сооружений, не требующих значительных инвестиций. Параллельно с приростом плоскостных сооружений увеличивается доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Это достигается путем реализации программ развития массового спорта и привлечения внебюджетных финансовых ресурсов. Строятся объекты городской и рекреационной инфраструктуры в местах массового отдыха или по месту проживания. В ходе анализа было выявлено, что подавляющая часть функционирующих физкультурно-спортивных сооружений находятся на балансе муниципалитетов, что затрудняет их эксплуатацию, ремонт или модернизацию в силу ограниченности бюджетов. Отмечаются диспропорции в обеспеченности регионов спортивными сооружениями и их единовременной пропускной способности. Это связано с плотностью пнаселения, национальными традициями, ценностными ориентациями и т.д. Единовременная пропускная способность функционирующих в городе физкультурно-спортивных сооружений в разы превышает нормативы. Необходима модернизация имеющихся объектов спорта в общеобразовательных учреждениях, спортивных школах, клубах для детей и молодежи. Результаты исследования могут быть использованы в работе органов государственной власти и учреждений, чья деятельность непосредственно связана с физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и проблемы развития материально-технической базы в отрасли физической культуры и спорта»

УДК 725.8, ББК 75.48 © Т.С. Сусикова, Н.Р. Арбузина

Т.С. Сусикова, Н.Р. Арбузина ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ В ОТРАСЛИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Актуальность проведенного исследования обусловлена меняющимися потребностями населения и современными социально-экономическими условиями. Статья посвящена выявлению проблем и тенденций развития материально-технической базы в отрасли физической культуры и спорта, которая представлена многочисленными разнообразными физкультурно-спортивными сооружениями. Проведен количественный анализ физкультурно-спортивных сооружений в нашей стране и в муниципальном образовании. В целом по стране и в городе наблюдается тенденция прироста количества спортивных сооружений в основном за счет строительства открытых плоскостных сооружений, не требующих значительных инвестиций. Параллельно с приростом плоскостных сооружений увеличивается доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Это достигается путем реализации программ развития массового спорта и привлечения внебюджетных финансовых ресурсов. Строятся объекты городской и рекреационной инфраструктуры в местах массового отдыха или по месту проживания.

В ходе анализа было выявлено, что подавляющая часть функционирующих физкультурно-спортивных сооружений находятся на балансе муниципалитетов, что затрудняет их эксплуатацию, ремонт или модернизацию в силу ограниченности бюджетов. Отмечаются диспропорции в обеспеченности регионов спортивными сооружениями и их единовременной пропускной способности. Это связано с плотностью пнаселения, национальными традициями, ценностными ориентациями и т.д.

Единовременная пропускная способность функционирующих в городе физкультурно-спортивных сооружений в разы превышает нормативы. Необходима модернизация имеющихся объектов спорта в общеобразовательных учреждениях, спортивных школах, клубах для детей и молодежи.

Результаты исследования могут быть использованы в работе органов государственной власти и учреждений, чья деятельность непосредственно связана с физической культурой и спортом.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, отрасль, физкультурно-спортивные сооружения, материально-техническая база, инфраструктура.

Физическая культура и спорт относятся к числу наиболее динамично

развивающихся и рентабельных отраслей мировой экономики. Физическая культура и спорт влияют на решение таких фундаментальных социальных и экономических задач, как повышение качества жизни граждан, стимулирование потребительской и деловой активности, производительности труда, внедрение инновационных форм производства. Для любой отрасли экономики характерно наличие собственной материально-технической базы. Материально-техническая база отрасли физической культуры и спорта представлена многочисленными разнообразными по назначению, архитектурно-планировочным особенностям и по функциональному назначению физкультурно-спортивными сооружениями.

Физкультурно-спортивные сооружения

представляют собой сеть (систему), под которой понимается такая их совокупность, которая обеспечивает удовлетворение потребностей населения в занятиях физическими упражнениями и видами спорта при наименьших затратах обществом труда, материальных средств и времени занимающихся [8, с. 279].

Отечественные (М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е.Кутепов, Е. В. Кузьмичева, С.Г.Сейранов, В.В.Галкин и др.) и зарубежные (СвгаНоп Р.Тау1ог, К.Нешешапп, М.вайпег, ИЛБсИег, и др.) ученые разработали базовые концептуальные положения, характеризующие сущность экономики физической культуры и спорта в условиях рыночных отношений.

Вместе с тем, практически отсутствуют или носят фрагментарный характер работы, посвященные проблемам создания и функционирования необходимой материально-технической базы в отрасли физической культуры и спорта.

На сегодняшний день уровень обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры в Российской Федерации ниже аналогичных показателей большинства развитых в спортивном отношении стран. В частности, обеспеченность спортивными залами в Российской Федерации в 2,7 раза меньше, чем в Японии, и в 2,1 раза меньше, чем в Италии; обеспеченность бассейнами - в 30 раз меньше, чем в Японии, и в 7,7 раза меньше, чем в Италии; плоскостными сооружениями - в 2,7 раза меньше, чем в Японии, и в 6,8 раз меньше, чем в Италии [2].

В последние годы наблюдается существенный качественный рост как в состоянии и масштабах материально-технической базы отрасли, так и в отношении россиян к физической активности. Об этом свидетельствуют такие показатели, как: доля граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, достигла 31,9%; единовременная пропускная способность спортивных сооружений превысила запланированное значение на 10%; уровень обеспеченности населения спортивными объектами вырос до 30,1%. Параллельно с этим отмечается прирост производства товаров спортивного назначения на внутреннем рынке, расширение российского производства этих товаров в частном секторе, создание дополнительных рабочих мест [3].

Анализ деятельности предприятий и организаций в отрасли физической культуры и спорта осуществляется на основании официальной статистики, предоставляемой ими в органы исполнительной власти. Официальным способом мониторинга и контроля развития физической культуры и спорта в Российской Федерации являются формы статистической отчетности. Федеральной государственной службой статистики ежегодно утверждается «статистический инструментарий для организации Министерства спорта России

федерального статистического наблюдения» для отрасли физической культуры и спорта [7, с. 15].

По официальным данным, представленным на сайте Министерства спорта Российской Федерации, можно проследить динамику количества физкультурно-спортивных сооружений в нашей стране, функционирующих на основе различных форм собственности [4]. Динамика количества физкультурно-спортивных сооружений с 2014 по 2017 годы представлена в табл. 1.

Таблица 1

Количество физкультурно-спортивных сооружений в Российской Федерации с 2014 по 2017 годы

Год Количество спортсооружений, единиц Загруженность, тыс. чел.часов в год Мощность, тыс.чел. часов в год Коэффициент загруженности, %

Всего в том числе по формам собственности

федеральная субъектов РФ муниципальная другая

2014 276652 12269 29403 216780 18200 7823209 15280479 51

2015 281842 11826 30827 219938 19251 9665701 17867689 54

2016 290947 11536 35054 223411 20646 8944340 17656184 50

2017 285142 11321 35835 217039 20947 8892103 16351729 54

Данные, представленные в табл. 1, убедительно свидетельствуют о том, что подавляющая часть физкультурно-спортивных сооружений в нашей стране (78%) являются муниципальными учреждениями и организациями, тем самым обременяя бюджет муниципалитета. Например, содержание одного ледового дворца в год требует примерно 80 млн. рублей, что сопоставимо с бюджетом небольшого российского города [6]. Начиная с 2016 года количество объектов спорта, финансирование которых осуществлялось из федерального бюджета, постепенно уменьшается. Следовательно, муниципалитеты вынуждены полностью покрывать затраты по эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений при коэффициенте загруженности на уровне 50%.

Как показывает практика функционирования физкультурно-спортивных сооружений, не до конца еще разработан механизм привлечения различных половозрастных групп населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. Условия проживания, плотность населения, его обеспеченность спортивными сооружениями имеют существенные территориальные различия. Между отдельными

субъектами Российской Федерации наблюдается существенная разница в количестве построенных и реконструированных объектов спорта, показателях их единовременной пропускной способности, общем объеме бюджетных средств, выделяемых на развитие физической культуры и массового спорта. Как следствие, имеются диспропорции в показателях вовлеченности населения в физкультурно-спортивное движение. Кроме того, потребность в физкультурно-спортивных сооружениях существенно зависит от национальных традиций, ценностных ориентаций, стандартов поведения жителей регионов, их доходов. Подобная взаимосвязь особенно характерна для небольших провинциальных городов [1, с. 16].

Одной из главных задач муниципальной политики является максимальное удовлетворение потребности населения в организации здорового образа жизни и в занятиях физической культурой и спортом [7]. В городе Омске на протяжении ряда лет отмечается положительная динамика доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, при одновременном росте обеспеченности населения плоскостными спортивными сооружениями (табл. 2).

Таблица 2

Показатели доли населения города Омска, систематически занимающегося физической культурой и спортом, и обеспеченность населения плоскостными спортивными сооружениями

Показатели Годы

2013 2016 2018

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, % 27,4 35,2 37,2

Обеспеченность населения плоскостными спортивными сооружениями, % 27,1 28,6 28,8

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о положительной динамике доли населения, вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом. Если в 2013 году только 27% омичей систематически занимались физической культурой и спортом, то в 2018 году этот показатель увеличился на 10%. При этом обеспеченность населения плоскостными

спортивными сооружениями выросла незначительно на 1,7 % с 2013 года по 2018 год. Незначительный рост плоскостных сооружений с 2016 года по 2018 год на 0,2% связан, очевидно, с тем, что начиная с 2017 года в официальных формах статистической

отчетности добавилась строка - объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом.

К объектам городской и рекреационной инфраструктуры относятся многофункциональные мини-стадионы, различные спортивные площадки, уличные тренажерные комплексы. Эти объекты обустраиваются в местах активного отдыха (парки, скверы, пляжи и т.п.) или местах, приближенных к месту жительства, т.е.шаговой доступности.

Динамика количества физкультурно-спортивных сооружений в городе Омске с 2014 по 2018 годы представлена в табл. 3.

Таблица 3

Количество физкультурно-спортивных сооружений в г.Омске с 2014 по 2018 годы

Наименование спортивного сооружения Годы

2014 2015 2016 2017 2018

Всего спортивных сооружений 2025 2038 2060 2102 2111

Стадионы с трибунами на 1500 мест и более 7 7 7 7 6

Плоскостные спортивные сооружения 933 945 964 965 965

Спортивные залы 474 474 476 476 478

Крытые спортивные объекты с искусственным льдом 6 7 7 7 7

Манежи 5 5 5 5 5

Велотреки, велодромы 6 6 6 6 6

Плавательные бассейны всего: 58 58 58 60 60

их них 1 1 1 1 1

50-метровые

25-метровые 37 37 37 39 39

Лыжные базы 32 32 32 32 32

Биатлонные комплексы 1 1 1 1 1

Сооружения для стрелковых видов спорта 52 52 52 52 52

Гребные базы и каналы 2 2 2 2 2

Другие спортивные сооружения 449 449 450 456 456

Объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом - - - 31 41

С 2014 по 2018 годы общее количество физкультурно-спортивных сооружений выросло на 86 единиц. В анализируемом временном периоде неизменным остается количество спортивных

сооружений, в которые непосредственно

предназначены для проведения соревнований или

учебно-тренировочных занятий. Эти сооружения

строятся в соответствии с государственными

строительными нормами, правилами соревновании соответствующих спортивных федераций и действующему табелю спортивного оборудования и инвентаря спортивных сооружений(манежи, стадионы, велотреки, велодромы, лыжные базы и т.д.).

При проектировании и строительстве физкультурно-спортивных сооружений

рассчитывается также их единовременная пропускная

способность. При определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта для городов федерального значения рекомендуется использовать усредненный норматив единовременной пропускной способности - 72 человека на 1000 населения [4].

Единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений в городе Омске с 2014 по 2018 годы представлена в табл. 4.

Таблица 4

Единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений в городе Омске

с 2014 по 2018 годы

Наименование спортивного сооружения Годы

2014 2015 2016 2017 2018

Всего спортивных сооружений 53317 53917 54383 55680 55710

Стадионы с трибунами на 1500 мест и более 395 395 395 395 365

Плоскостные спортивные сооружения 20748 21288 21694 21744 21744

Спортивные залы 16036 16036 16086 16150 16150

Крытые спортивные объекты с искусственным льдом 502 562 562 562 562

Манежи 270 270 270 270 270

Велотреки, велодромы 185 185 185 185 185

Плавательные бассейны всего их них 50-метровые 25-метровые 1953 80 1134 1953 80 1134 1953 80 1134 2081 80 1262 2081 80 1282

Лыжные базы 1560 1560 1560 1560 1560

Биатлонные комплексы 50 50 50 50 50

Сооружения для стрелковых видов спорта 321 321 321 321 321

Гребные базы и каналы 72 72 72 72 72

Другие спортивные сооружения 11225 11225 11235 11417 11417

Объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом - - - 873 933

Исходя из норматива единовременной пропускной способности 72 человека можно утверждать, что практически на всех физкультурно-спортивных сооружениях он превышен. Исключение составляют гребные базы и каналы. Иными словами, в городе Омске остро стоит проблема обеспеченности населения объектами спорта. Для решения этой проблемы необходимо строить новые физкультурно-спортивные сооружения исходя из предпочтений населения, имеющихся финансовых ресурсов (включая внебюджетные источники), наличия предложений от субъектов предпринимательской деятельности в рамках государственно-частного партнерства.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в последние годы отмечается прирост количества физкультурно-спортивных сооружений как в целом по стране, так и в городе в частности. При этом подавляющая часть объектов спорта относится к муниципальной форме собственности, что не позволяет муниципалитету

должным образом финансировать эксплуатацию объектов спорта. Поэтому прирост объектов спорта достигается в основном за счет строительства открытых плоскостных спортивных сооружений. Кроме того, для увеличения доли населения, систематически занимающегося физичечской культурой и спортом, в городе создаются объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом, в рамках реализации проектов развития массовой физической культуры. Эти объекты создаются в местах отдыха или по месту жительства без проведения мониторинга жителей в необходимости того или иного объекта. Назрела необходимость модернизации объектов физической культуры и спорта, реконструкции стадионов общеобразовательных школ, развития материально-спортивной базы клубов для детей и молодежи, укрепления и расширения материально-технической базы спортивных школ.

Библиографический список

1. Андросова, Г.А. Экономические аспекты федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта [Текст] /Г.А.Андросова, Мяконьков В.А. //Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 14-18.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №302. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru/document/499091777/, свободный.

3. Итоговый доклад о ходе реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/28895/, свободный.

4. Показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в 2014-2017 годы [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.minsport.gov.ru/ sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/, свободный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Стратегия социально-экономического развития города Омска до 2030 года [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.admomsk.ru, свободный.

6. Струтинский, В. О состоянии спортивной инфраструктуры в России [Текст] / В. Струтинский //Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. - 2014. - № 1. - С. 72-77.

7. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы) [Текст] / авт. сост. П. А. Виноградов, Ю. В Окуньков. - М : Советский спорт, 2013. - 186 с.

8. Экономика физической культуры и спорта [Текст] /З.Л.Завадская, С.Н.Зозуля, М.И.Золотов, В.В.Кузин, Е.В.Кузьмичева, М.Е.Кутепов. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.- 496 с.

Сведения об авторах:

Сусикова Татьяна Степановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (644009, Российская Федерация, г.Омск, ул.Масленникова, 144 ), e-mail: susikova58@mail.ru.

Арбузина Наталья Романовна - старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (644009, Российская Федерация, г.Омск, ул.Масленникова, 144 ), e-mail: simeon2005@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 20.02.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.