Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы сотрудничества стран СНГ в сфере прямых иностранных инвестиций'

Тенденции и перспективы сотрудничества стран СНГ в сфере прямых иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
858
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прямые иностранные инвестиции / инвестиционное сотрудничество / отток / приток / национальные валюты / обмен валют / агентства / СНГ / foreign direct investment / investment cooperation / outflow / inflow / national currencies / exchange rate / agencies / CIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедов Турал Натиг Оглы

В статье рассмотрены современные тенденции и перспективы сотрудничества стран СНГ в сфере прямых иностранных инвестиций. Исследование инвестиционного сотрудничества между государствами — участниками СНГ приобретает особую значимость в связи с тем, что в состав данного регионального объединения входит Россия, которая заинтересована в повышении темпов экономического роста. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью и объективной необходимостью изучения прямых иностранных инвестиций для дальнейшего укрепления инвестиционного сотрудничества, поиска новых форм экономического взаимодействия. В работе использован метод SWOT-анализа и разработаны три возможных сценария экономического развития стран СНГ. Сделаны выводы по ключевым направлениям развития инвестиционных отношений стран СНГ. Важными направлениями дальнейшего развития сотрудничества государств СНГ являются: формирование специальных фондов всех форм собственности, агентств, направленных на привлечение прямых иностранных инвестиций; поддержка инноваций в финансовой сфере и расширение использования национальных валют во взаимных расчетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and Prospects for Cooperation of the CIs Countries in the sphere of Foreign Direct Investments

The article deals with the current trends and prospects for cooperation of the CIS countries in the sphere of foreign direct investments. The investigation of investment cooperation between the CIS countries is of particular importance since Russia is a member of this regional organisation, which is interested in increasing economic growth rates. The relevance of the study is due to the high significance and objective need to study foreign direct investment as a means of further strengthening investment cooperation, search for new forms of economic cooperation. The author noted the method of SWOTanalysis and three possible scenarios of economic development of the CIS countries. The author has drawn conclusions concerning the key areas of development of investment relations of the CIS countries. The principal directions of cooperation between the CIS are the formation of special funds of all forms of ownership, agencies to attract foreign direct investment, support for innovation in the financial sphere and expansion of the use of national currencies in mutual settlements.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы сотрудничества стран СНГ в сфере прямых иностранных инвестиций»

УДК 339.924(045)

Тенденции и перспективы сотрудничества стран снГ в сфере прямых иностранных инвестиций

Мамедов Турал Натиг оглы,

аспирант Департамента мировой экономики и мировых финансов,

Финансовый университет,

Москва, Россия

tural-mamedov-2011@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены современные тенденции и перспективы сотрудничества стран СНГ в сфере прямых иностранных инвестиций. Исследование инвестиционного сотрудничества между государствами - участниками СНГ приобретает особую значимость в связи с тем, что в состав данного регионального объединения входит Россия, которая заинтересована в повышении темпов экономического роста. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью и объективной необходимостью изучения прямых иностранных инвестиций для дальнейшего укрепления инвестиционного сотрудничества, поиска новых форм экономического взаимодействия. В работе использован метод SWOT-анализа и разработаны три возможных сценария экономического развития стран СНГ. Сделаны выводы по ключевым направлениям развития инвестиционных отношений стран СНГ. Важными направлениями дальнейшего развития сотрудничества государств СНГ являются: формирование специальных фондов всех форм собственности, агентств, направленных на привлечение прямых иностранных инвестиций; поддержка инноваций в финансовой сфере и расширение использования национальных валют во взаимных расчетах.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции; инвестиционное сотрудничество; отток; приток; национальные валюты; обмен валют; агентства; СНГ

Trends and Prospects for Cooperation of the CIs Countries in the sphere of Foreign Direct Investments

Mamedov Tural Natig ogly,

Postgraduate student, Department of World Economy and International Finance,

Financial University,

Moscow, Russia

tural-mamedov-2011@mail.ru

Abstract. The article deals with the current trends and prospects for cooperation of the CIS countries in the sphere of foreign direct investments. The investigation of investment cooperation between the CIS countries is of particular importance since Russia is a member of this regional organisation, which is interested in increasing economic growth rates. The relevance of the study is due to the high significance and objective need to study foreign direct investment as a means of further strengthening investment cooperation, search for new forms of economic cooperation. The author noted the method of SWOT-analysis and three possible scenarios of economic development of the CIS countries. The author has drawn

Научный руководитель: Ярыгина И.З., д-р экон. наук, профессор, профессор Департамента мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия.

conclusions concerning the key areas of development of investment relations of the CIS countries. The principal directions of cooperation between the CIS are the formation of special funds of all forms of ownership, agencies to attract foreign direct investment, support for innovation in the financial sphere and expansion of the use of national currencies in mutual settlements.

Keywords: foreign direct investment; investment cooperation; outflow; inflow; national currencies; exchange rate; agencies; CIS

Прямые иностранные инвестиции в мировой экономике

Анализ современной мировой экономики и происходящих в ней интеграционных процессов свидетельствует, что развитие отдельных государств и региональных объединений в значительной степени определяется увеличением взаимных прямых инвестиций. Иностранное инвестирование в случае эффективного использования капитала позволяет странам, которые испытывают недостаток капитала, выйти на новый уровень развития производственных сил. Прямые иностранные инвестиции содействуют обеспечению занятости населения,росту его доходов, внедрению прогрессивных технологий и ноу-хау [1], получению полезного опыта зарубежного менеджмента, доступу к реализации проектов [2].

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью и объективной необходимостью анализа прямых иностранных инвестиций для формирования необходимых рекомендаций, направленных на развитие экономического взаимодействия стран СНГ. Привлечение ПИИ в экономику СНГ как одного из важных направлений их экономического развития и сотрудничества, дающего возможность получения синергетического эффекта от расширения такого взаимодействия, будет способствовать развитию их дальнейшей интеграции.

Исследование сотрудничества стран СНГ в сфере прямых иностранных инвестиций (ПИИ) приобретает особую значимость в связи с тем, что в состав этой группы входит Россия, которая заинтересована в углублении экономического взаимодействия с остальными странами просоветского пространства, в повышении уровня развития стран.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в выявлении современных тенденций и перспектив привлечения прямых инвестиций в экономику СНГ.

Анализ информации позволил сделать вывод, что по итогам 2017 г. объем прямых инвестиций в мире составил 1,430 трлн долл. США (снижение на 23%). Сокращение ПИИ было отмечено по итогам второго года подряд. Несмотря на снижение притока ПИИ, в 2017 г. статистика зафиксировала прирост объема мировой торговли и реального ВВП (табл. 1).

По итогам 2017 г., стоимость чистых трансграничных сделок слияний и поглощений (СиП) существенно сократилась (снижение составило 22%, до 694 млрд долл. США). Стоит отметить, что в период с 2013 по 2016 г. стоимость сделок СиП стабильно увеличивалась. Однако в 2017 г. эта тенденция была прервана.

Падание объема прямых иностранных инвестиций было вызвано снижением стоимости чистых трансграничных слияний и поглощений (СиП), в частности активности в сфере покупок иностранными инвесторами компаний в США и Великобритании.

В 2016 г. объем ПИИ в развитых стран составил 1,132 трлн долл. США (снижение менее 1%). Что касается 2017 г., то приток ПИИ снизился на 37% к предыдущему 2016 г. и достиг значения 712 млрд долл. США, что соответствует уровню 2010 г. Как было отмечено выше, основной причиной являлось снижение инвестиционной активности в Великобритании и США в связи с сокращением объемов сделок по СиП (снижение составило 29%, до 569 млрд долл. США) (табл. 2).

Объем прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны установил новый рекорд - 744 млрд долл. США, увеличившись на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., при этом на долю развивающихся стран Азии выпала треть глобальных ПИИ, 548 млрд долл. США (15% роста). В 2016 г. приток ПИИ в развивающихся странах составил 670 млрд долл. США (снижение на 14%). В 2017 г. объем входящих ПИИ сохранился практически на таком же уровне (671 млрд долл. США).

Таблица 1

Отдельные показатели ПИИ и международного производства

2015 2016 2017 2018* 2019* 2020*

Темпы роста объемов мировой торговли (товарами и нефакторными услугами), % 2,7 2,8 4,8 4,3 4,2 4,0

Приток ПИИ в мире, млрд долл. США Динамика, % 1921 1868 1430 от 1450 до 1570 - -

44 -3 -23 от 1,4 до 9,8 - -

Темпы роста реального мирового ВВП, % 2,8 2,4 3,1 3,1 3,0 2,9

Чистые трансграничные слияния и поглощения (СиП), млрд долл. США 735 887 694 - - -

Примечание: * - прогноз.

Источник: Global Investment Trends Monitor, World Investment Report. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ wir2018_en.pdf (дата обращения: 29.07.2018); World Bank. 2018. Global Economic Prospects, June 2018: The Turning of the Tide? Washington. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/29801/9781464812576.pdf?sequence=8, (дата обращения: 20.08.2018).

Таблица 2

Потоки ПИИ по группам стран, 2008-2017 гг., млрд долл. США

Регион Потоки ПИИ

Приток Отток

2008 2010 2015 2016 2017 2008 2010 2015 2016 2017

Мир 1771 1409 1921 1868 1430 1929 1505 1622 1452 1430

Развитые страны 1018 696 1141 1133 712 1572 1030 1173 1044 1009

Развивающие страны 630 637 744 670 671 296 413 389 383 381

Страны с переходной экономикой 123 75 36 64 47 61 62 32 25 40

Источник: Global Investment Trends Monitor, World Investment Report. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ wir2018_en.pdf (дата обращения: 29.07.2018).

иностранных инвестиций на 92 и 66% соответственно*.

В Казахстане этот рост ассоциируется с активизацией добычи полезных ископаемых, а в России - с капиталовложениями, связанными с про-

* Global Investment Trends Monitor, World Investment Report. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2018_ en.pdf (дата обращения: 29.07.2018).

В 2015 г. в странах с переходной экономикой текущая геополитическая ситуация и связанное с ней снижение доверия участников рынка повлекли за собой падение объемов, входящих ПИИ на 48%, до 36 млрд долл. США, а в странах Юго-Восточной Европы иностранные инвестиции выросли на 3%.

В России и Казахстане падение цен на сырьевые товары стали причиной снижения

дажей государством 19,5% акций в нефтяной компании «Роснефть».

Анализ представленных показателей свидетельствует о том, что в 2017 г. приток ПИИ в страны с переходной экономикой составил 47 млрд долл. США (снижение на 27,1%).

В 2017 г. совокупный отток ПИИ из развитых стран составил 1,009 трлн долл. США, что практически совпадает с уровнем 2016 г. (см. табл. 2).

Стоит отметить, что в 2017 г. вывоз ПИИ из развивающихся стран Азии сократился на 9%, до 385 млрд долл. США, по сравнению с 2016 г. Сокращение оттока инвестиций объясняется снижением инвестиционной активности КНР на 36%, до 125 млрд долл. США, которое явилось результатом принятых мер со стороны органов государственной власти в связи с тем, что отток капитала из страны в 2014-2015 гг. был существенным. Несмотря на сокращение оттока инвестиций из Китая, в 2017 г. было зафиксировано увеличение вывоза прямых инвестиций из Гонконга до 83 млрд долл. США (в 2016 г. вывоз составил 60 млрд долл. США).

Стоит отметить, что в период с 2013 по 2017 г. США и Китай являлись крупнейшими получателями прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире. В настоящее время США занимает первое место, опередив такие страны, как Китай и Гонконг.

сравнительная макроэкономическая характеристика стран снГ

На основе анализа финансовой устойчивости и макроэкономической стабильности был составлен SWOT-анализ использования ПИИ как источника финансирования для развития экономики стран СНГ и три возможных сценария средне- и долгосрочного экономического развития СНГ. Несмотря на различия в масштабах и уровнях развития экономик в рамках СНГ, было выявлено, что данные государства обладают общими проблемами (слабыми сторонами), от решения которых зависит, как будут развиваться страны постсоветского пространства на мировой арене. К основным проблемам относятся: отсутствие эффективного законодательства, касающиеся деятельности прямых иностранных инвестиций; высокий уровень бюрократии; невыгодные для инвесторов условия ведения бизнеса; санкции со стороны западных стран и США по отношению России; низкий уровень платежеспособности на-

селения; недостаточное участие банковских систем в финансировании национальных экономик. Тем не менее страны СНГ обладают и сильными сторонами, которые также имеют много общего (табл. 3).

SWOT-анализ позволяет экспертам выявить и структурировать сильные и слабые стороны развития интеграционных процессов в СНГ.

Представленные факторы свидетельствуют о том, что страны СНГ, несмотря на различия в масштабах и уровнях своего развития, имеют общие проблемы, решение которых требует совместного подхода.

В настоящее время наблюдается низкий уровень инвестиционного взаимодействия между отдельными странами бывшего СССР, для которых интеграция ресурсных потенциалов имеет существенное значение. Однако они не используют данный фактор в полной мере. Интенсификация взаимного инвестирования особо значима для перспектив интеграционного сотрудничества государств, входящих в СНГ, не только между собой, но и с другими странами. ПИИ могут обеспечить высокий уровень развития стран Содружества и способствовать их включению в систему международных экономических отношений.

По мнению автора, развитие стран СНГ может протекать по трем различным сценариям.

сценарий 1. Сохранится зависимость бюджетов от цен на нефть по отдельным странам, входящим в СНГ. Будет наблюдаться снижение объема взаимных прямых инвестиций в рамках СНГ и, как следствие, ухудшение инвестиционного климата для инвесторов со стороны Востока и Азии. Данный подход может привести к распаду союза и перетягиванию отдельных стран СНГ к Западу, полному разрыву отношений России с ЕС и США, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре.

сценарий 2. В настоящее время наблюдается слабое (сотрудничество в сфере ПИИ) взаимодействие между странами интеграционного союза в наукоемких отраслях экономики. Согласно данному подходу сохранятся различия в масштабах и уровнях развития национальных экономик.

Объем накопленных прямых инвестиций стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2017 г. превысил 17 трлн долл. США (57%). Одни региональные объеди-

Таблица 3

БШОТ-анализ использования прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как источника финансирования для развития экономики стран СНГ

Сильные стороны Слабые стороны

• Огромные запасы природных ресурсов, географическое положение и размер рынка*. • Относительно развитая промышленность. • Улучшение показателей бизнес-регулирования. • Развитие образования • Высокий уровень бюрократии. • Негативные прогнозы по экономическому росту. • Низкий уровень платежеспособности населения. • Слабое участие банковских систем и фондовых рынков в финансировании национальных экономик. • Недостаточный уровень корпоративного управления

Возможности для развития Угрозы

• Расширение использования национальных валют в интеграционном объединении СНГ. • Деофшоризация экономики стран СНГ. • Либерализация прямых иностранных инвестиций (ПИИ) между СНГ и другими международными объединениями • Возможность введения новых санкций по отношении России, которая является основным инвестором в интеграционном объединении СНГ. • Геополитические риски подрывают доверие и деловую уверенность в регионе. • Падение мировых цен на сырье и энергоресурсы

Источник: составлено автором на основании [3, 4].

" Интернет-портал СНГ. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=20063#страт (дата обращения: 26.01.2019).

Рис. 1. Приток ПИИ в международные экономические и торговые объединения в 2016 и 2017 гг., млрд долл. США*

Источник: составлено автором по данным Global Investment Trends Monitor, World Investment Report. URL: https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/wir2018_en.pdf, (дата обращения: 29.07.2018).

" Подобные доли получены в связи с тем, что одни и те же страны могут являться членами разных международных группировок.

нения - Содружество наций, БРИКС (Бразилия, Российская Федерация, Индия, Китай и Южная Африка), группа стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ) - в целом являются чистыми получателями ПИИ, а другие - G20, АТЭС, НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) - чистыми экспортерами.

По итогам 2017 г. наименьший объем накопленных прямых инвестиций приходился на

СНГ - 75,4 млрд долл. США (2,4% от мирового уровня) (рис. 1).

Данные показатели свидетельствуют об определенных сложностях использования ПИИ в качестве фактора развития сотрудничества между странами СНГ.

Общий объем накопленных инвестиций в страны СНГ в конце 2017 г. составил более 753,9 млрд долл. США. В период с 2000 по 2017 г. объем на-

Таблица 4

накопленные прямые иностранные инвестиции стран снГ, млрд долл. ША

страна накопленные прямые иностранные инвестиции в стране накопленные прямые иностранные инвестиции за рубежом

на конец 2000 г. на конец 2017 г. на конец 2000 г. на конец 2017 г

Азербайджан 1791,0 29 550,9 1,0 22 058,7

Армения 513,1 4747,5 0,02 590,3

Белоруссия 1305,5 19 775,5 23,8 834,6

Казахстан 10 077,7 147 063,6 15,5 20 458,5

Таджикистан 136,2 2554,0 — —

Россия 29 738,0 446 595,0 19 211,0 382 277,8

Украина 3875,0 50 970,0 170,0 7 473,0

Киргизия 431,8 5536,2 33,2 0,3

Молдавия 448,8 3646,9 23,0 197,9

Туркмения 949,2 34 254,2 — —

Узбекистан 698,3 9251,8 — —

Страны СНГ, вместе 49 964,6 (0,7%) 753 945,6 (2,4%) 19 477,5 (4,5%) 433 891,1 (1,4%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мир 73 80453,4 31 524355,7 74 09 629,9 30 837 927,0

Примечание:«—» - данные отсутствуют.

Источник: составлено автором по данным Global Investment Trends Monitor, World Investment Report. URL: https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/wir2018_en.pdf (дата обращения: 29.07.2018).

копленных прямых инвестиций в интеграционном объединении постсоветского пространства увеличился в 15 раз. Уровень накопленных ПИИ в России существенно превышает остальные страны Содружества - более 446,6 млрд долл. США (эта цифра превышает суммарный объем накопленных ПИИ всех других стран СНГ) (табл. 4). В настоящее время Россия является основным получателем инвестиций в рамках союза.

По итогам 2017 г. объем накопленных инвестиций в Казахстане составил более 147 млрд долл. США. Для остальных стран СНГ характерен небольшой объем привлеченных ПИИ.

Анализ динамики накопленных прямых иностранных инвестиций стран СНГ за рубежом в период с 2000 по 2017 г. позволяет отметить, что этот показатель для изучаемого региона вырос в 22 раза, что превышает мировую динамику. Данный рост был в основном связан с увеличе-

нием доли накопленных прямых инвестиций из России, на которую в 2017 г. пришлось более 90% от всего объема ввезенных ПИИ в страны постсоветского пространства. К концу 2017 г. объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, составил 382,3 млрд долл. США (этот показатель по всему СНГ 433,9 млрд долл. США). Стоить отметить, что отсутствует отдача от вывозимых за рубеж инвестиций.

сценарий 3. Углубленное развитие взаимного инвестирования стран постсоветского пространства обладает особой значимостью в качестве перспективного направления развития их интеграционного сотрудничества не только между собой, но и с другими странами. Устойчивый рост взаимных прямых инвестиций сможет обеспечить высокий уровень развития стран СНГ и стать фактором их включения в систему международных экономических отношений.

Особенностью данного подхода является попытка расширить инвестиционную роль банков в экономике стран с целью обеспечения стабильного экономического роста и развития интеграционного сотрудничества стран СНГ. Данный сценарий характеризуется развитием рынка государственно-частного партнерства (ГЧП), администрированием повышения привлекательности инвестиций и деофшоризацией финансовой деятельности, что связано с разработкой целевых программ, формированием специальных фондов всех форм собственности, агентств привлечения прямых иностранных инвестиций, в том числе на долевой основе. Согласно данному подходу в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет наблюдаться значительный приток иностранного капитала в наукоемкие отрасли экономики СНГ при разработке эффективных экономических мер, реализация программы целевого кредитования наукоемких отраслей экономики, частного бизнеса, инфраструктурных проектов, поддержка инноваций в финансовой сфере и расширение использования национальных валют. Для этого подхода характерно снижение геополитических рисков и повышение инвестиционной привлекательности экономики СНГ.

Таким образом, представляется важным отметить, что достижение успешного сценария долгосрочного развития стран СНГ возможно в случае использования всех интеграционных возможностей изучаемого региона. Для обеспечения устойчивого экономического роста в рамках постсоветского пространства необходимо разработать эффективные экономические меры в области привлечения иностранных инвестиций, комплексную государственную инвестиционную политику, которая основывается на принципе гарантированности и стабильности. Инвестиционная политика должна обладать четкими целями социально-экономического развития, решаемых на основе привлечения долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики.

С целью развития инвестиционного сотрудничества между странами СНГ необходимо предпринять конкретные меры по администрированию процессов повышения привлекательности инвестиций и деофшоризации финансовой деятельности [5], что предполагает разработку целевых программ, формирование специальных фондов всех форм собственности,

создание агентств привлечения прямых иностранных инвестиций, в том числе на долевой основе. Важно создавать специализированные центры и агентства в сфере государственно-частного партнерства, совместные предприятия с участием иностранных инвесторов и государства в приоритетных отраслях экономики. Для привлечения иностранного капитала необходимо, чтобы поиск иностранных инвесторов происходил на постоянной основе. После введенных санкций нужна переориентация от западных инвесторов и поиск инвесторов со стороны Индии и Китая. Данный факт подтверждает заинтересованность инвесторов обеих сторон. Однако объем привлекаемых инвестиций носит не масштабный характер, а единичный. Представляется целесообразным при помощи поддержи государства создавать совместные предприятия в сфере высоких технологий, дополнительные фонды прямых инвестиций. Одной из них может стать создание дополнительных специализированных центров и фондов развития малого и среднего бизнеса, в частности гарантийных фондов с целью компенсации рисков банка при кредитовании частного бизнеса. Серьезной задачей является и реализация программы целевого кредитования наукоемких отраслей экономики, частного бизнеса, инфраструктурных проектов. Государственная поддержка деятельности экономических субъектов должна стать одним из главных инструментов, позволяющих определять характер и объемы рисков, принимаемых банком. Кроме того, следует развивать международную деятельность субъектов денежно-кредитной и финансовой политики Российской Федерации в сфере биржевой торговли, инвестиций в рамках сотрудничества со странами - членами Евразийского экономического союза. В этой связи требуют совершенствования условия деятельности кредитных и финансовых институтов, микрофинансовых организаций, в том числе необходима поддержка инноваций в финансовой сфере и расширение использования национальных валют [6]. Представляется важным:

• создание единого специализированного центра, координирующего денежно-кредитную политику стран СНГ;

• передача национальными банками соответствующих стран части функций единому центру.

Развитие общего рынка капитала [7], кредитование в национальных валютах является одним из важных факторов усиления курса валют стран во внешнеэкономических операциях.

Заключение

Проделанное исследование позволило сделать следующие выводы:

• Анализ мировых и региональных тенденций движения прямых иностранных инвестиций позволяет сделать вывод о том, что основными реципиентами ПИИ являются такие страны, как США, Китай и Гонконг. Наименьший объем долгосрочных инвестиций приходится на страны с переходной экономикой.

• Несмотря на различия в масштабах и уровнях развития экономик в рамках СНГ, благодаря анализу было выявлено, что данные государства обладают общими проблемами (слабыми сторонами), от решения которых зависит, как будут

развиваться страны постсоветского пространства на мировой арене. Тем не менее страны СНГ обладают и сильными сторонами, которые также имеют много общего. К ним относятся: огромные запасы природных ресурсов; географическое положение и размер рынка.

• Если учесть, что объем взаимных прямых инвестиций между странами СНГ увеличится посредством совместных усилий государственной политики, то это будет способствовать развитию экономического сотрудничества в рамках изучаемого региона.

• Для достижения синергетического эффекта от экономической интеграции в формате СНГ в средне- и долгосрочной перспективе представляется необходимым разработать эффективные экономические меры в области привлечения иностранных инвестиций, комплексную государственную инвестиционную политику, которая основывается на принципе гарантированности и стабильности.

Описок источников

1. Boudreau K. J., Lacetera N., Lakhani K. R., Incentives and Problem Uncertainty in Innovation Contests: An Empirical Analysis. Management Science. 2016;57(5):843-863.

2. Wulf Torsten, Brands Christian, Meissner Philip. A Scenario-based Approach to Strategic Planning, Tool Description. Scenario Matrix. 2010;(4):2-19.

3. Кузнецов А. В. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ 2017: Доклад № 45. СПб.: ЦИИ ЕАБР; 2017. 60 с.

4. Ярыгина И. З., Мамедов Т. Н. Банковское участие в инвестиционном сотрудничестве. Банковские услуги. 2018;(1):12-17.

5. Ярыгина И. З. Деофшоризация: проблемы и решения. Экономика. Налоги. Право. 2016;(2):43-49.

6. Абрамова М. А., Масленников В. В. Проблемы координации национальных денежно-кредитных политик стран ЕАЭС в контексте формирования согласованной денежно-кредитной политики интеграционного объединения. Деньги и кредит. 2016;(12):27-33.

7. Смитиенко Б. М., ред. Международные экономические отношения. Учебное пособие. 2-е изд. М.: ИНФРА-М; 2017. 528 с.

References

1. Boudreau K. J., Lacetera N., Lakhani K. R. Incentives and Problem Uncertainty in Innovation Contests: An Empirical Analysis. Management Science. 2016;57(5):843-863.

2. Wulf Torsten, Brands Christian, Meissner Philip. A Scenario-based Approach to Strategic Planning, Tool Description. Scenario Matrix. 2010;(4):2-19.

3. Kuznetsov A. V. Monitoring of Mutual Investments in CIS Countries. Saint Petersburg: EDB Centre for Integration Studies; 2017. 60 p. (In Russ.).

4. Yarygina I. Z. Mamedov T. N. Bank participation in investment cooperation of the CIS. Bankovskie uslugi. 2018;1:12-17. (In Russ.).

5. Yarygina I. Z. De-Offshorisation: Problems and Solutions. Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2016:2:43-49. (In Russ.).

6. Abramova M. A., Maslennikov V. V. Coordination of national monetary policies of EAEU countries in the context of shaping a concerted monetary policy. Money and credit. 2016;12:27-33. (In Russ.).

7. International economic relations. Textbook. Smitienko B. M., ed. 2nd ed. Moscow: INFRA-M; 2017. 528 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.