Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации'

Тенденции и перспективы собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
консолидированный бюджет / ненефтегазовые налоговые доходы / налоговое бремя / consolidated budget / non-oil and gas tax revenues / tax burden

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сотникова Людмила Николаевна, Лавлинская Анна Левоновна

Налоговые доходы являются одним из основных элементов любого бюджета страны, а их правильный учёт и прогнозирование позволяют органам государственной власти формировать расходную часть бюджета. В современной научной литературе уделено недостаточно внимания тенденциям собираемости налоговых доходов в 2022 г. после введения большого количества санкционных экономических и политических ограничений недружественных государств. Методология. Объектом исследования в работе выступает консолидированный бюджет Российской Федерации, изучаются динамика и структура его доходов и эффективность его формирования в 2022 г. Результаты. В статье на основе комплексной оценки уточнена роль налоговых доходов в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации, раскрыты особенности налоговой нагрузки на налогоплательщиков в современных условиях экономических и политических санкций недружественных стран, выполнен анализ динамики, структуры и эффективности собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета РФ с 2019 по 2022 г., выявлены современные тенденции и проблемы налоговой системы и предложен комплекс мероприятий по оптимизации собираемости налогов в доходную часть консолидированного бюджета Российской Федерации. Выводы. В современных условиях на уровень деловой активности налогоплательщиков существенное влияние оказывает налоговое бремя. То есть в результате сокращения налоговой нагрузки на налогоплательщика возрастает его деловая активность, а, значит, возрастает внутренний валовый продукт страны в целом. На наш взгляд, в 2023 году в условиях экономических и политических санкций недружественных государств в рамках государственной налоговой политики необходимо продолжать стимулирование возрастания деловой активности налогоплательщиков через механизм сокращения налогового бремени на них путем предоставления разнообразных налоговых льгот в виде налоговых каникул и снижения налоговых ставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends and Prospects of Collecting Tax Revenues of Consolidated Budget in Russian Federation

Tax revenues are one of the main elements of any country’s budget, and their correct accounting and forecasting allows public authorities to form the expenditure part of the budget. In the modern scientifi c literature, not enough attention is paid to the trends in the collection of tax revenues in 2022. after the introduction of a large number of sanctioned economic and political restrictions of unfriendly states. Methodology. The object of research in the work is the consolidated budget of the Russian Federation, the dynamics and structure of its revenues and the effectiveness of its formation in 2022 are studied. Results. Based on a comprehensive assessment, the article clarifi es the role of tax revenues in the formation of the consolidated budget of the Russian Federation, reveals the features of the tax burden on taxpayers in modern conditions of economic and political sanctions of unfriendly countries, analyzes the dynamics and structure of tax revenues of the consolidated budget of the Russian Federation from 2019 to 2022, identifi es current trends and problems of the tax system and proposes a set of measures optimization of tax collection in the revenue part of the consolidated budget of the Russian Federation. Conclusions. In modern conditions, the level of business activity of taxpayers is signifi cantly infl uenced by the tax burden. That is, as a result of reducing the tax burden on the taxpayer, his business activity increases, which means that the gross domestic product of the country as a whole increases. In our opinion, in 2023, under the conditions of economic and political sanctions of unfriendly states, within the framework of state tax policy, it is necessary to continue stimulating the increase in business activity of taxpayers through the mechanism of reducing the tax burden on them by providing various tax benefi ts in the form of tax holidays and lowering tax rates.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации»

Финансы

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сотникова Л. Н., Лавлинская А. Л. Тенденции и перспективы собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации // Исследование проблем экономики и финансов. 2023. № 2. Ст. 5. http://doi.org/10.31279/2782-6414-2023-2-5

Поступила в редакцию: 10.05.2023

Принята к публикации после рецензирования: 25.06.2023 УДК 336.226.13:336.14(470+571)

Тенденции и перспективы собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации

Сотникова Людмила Николаевна*

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

г. Воронеж, Российская Федерация Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита

ORCID 0000-0002-9761-5460 e-mail: lyusotn@yandex.ru

Лавлинская Анна Левоновна

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

г. Воронеж, Российская Федерация Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита

ORCID 0000-0003-2085-6220 e-mail: anna_levonovna@mail.ru

Введение. Налоговые доходы являются одним из основных элементов любого бюджета страны, а их правильный учёт и прогнозирование позволяют органам государственной власти формировать расходную часть бюджета. В современной научной литературе уделено недостаточно внимания тенденциям собираемости налоговых доходов в 2022 г. после введения большого количества санкционных экономических и политических ограничений недружественных государств. Методология. Объектом исследования в работе выступает консолидированный бюджет Российской Федерации, изучаются динамика и структура его доходов и эффективность его формирования в 2022 г. Результаты. В статье на основе комплексной оценки уточнена роль налоговых доходов в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации, раскрыты особенности налоговой нагрузки на налогоплательщиков в современных условиях экономических и политических санкций недружественных стран, выполнен анализ динамики, структуры и эффективности собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета РФ с 2019 по 2022 г., выявлены современные тенденции и проблемы налоговой системы и предложен комплекс мероприятий по оптимизации собираемости налогов в доходную часть консолидированного бюджета Российской Федерации. Выводы. В современных условиях на уровень деловой активности налогоплательщиков существенное влияние оказывает налоговое бремя. То есть в результате сокращения налоговой нагрузки на налогоплательщика возрастает его деловая активность, а, значит, возрастает внутренний валовый продукт страны в целом. На наш взгляд, в 2023 году в условиях экономических и политических санкций недружественных государств в рамках государственной налоговой политики необходимо продолжать стимулирование возрастания деловой активности налогоплательщиков через механизм сокращения налогового бремени на них путем предоставления разнообразных налоговых льгот в виде налоговых каникул и снижения налоговых ставок.

Ключевые слова: консолидированный бюджет, ненефтегазовые налоговые доходы, налоговое бремя Введение

Бюджет любого государства формируется с целью удовлетворения его объективных потребностей через механизм создания и целевого использования денежного фонда, который способствует реализации основных его функций: экономической, социальной и политической. Кроме того, бюджет как основной финансовый фонд страны - это экономическая форма образования, распределения, перераспределения и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. Для бюджета любой страны характерны такие категории, как налоги, расходы, трансферты, кредиты,

займы и пр. В бюджете ежегодно централизуется большая часть всех доходов предприятий и населения, являющихся основными налогоплательщиками, в денежной форме [1].

Доходы бюджета можно определить как денежные поступления в бюджет согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (БК РФ), за исключением средств, выступающих источниками финансирования его дефицита. Классификация доходов проводится различными авторами и, мы считаем, сводится к распределению доходов бюджета на налоговые и неналоговые.

Актуальность темы данного исследования вызвана необходимостью повышения собираемости налоговых доходов в доходную часть консолидированного бюджета Российской Федерации. Основополагающая роль доходов бюджета в виде налоговых сборов и платежей определена тем, что формирование финансовых ресурсов консолидированного бюджета страны в необходимом объеме зависит от профильных органов государственной власти, которые призваны для использования широкого комплекса мероприятий, разрабатываемых для поддержания стабильно возрастающего в динамике уровня налоговых поступлений, что очень актуально в условиях трудно прогнозируемой изменчивости макроэкономических факторов.

При текущей экономической и политической ситуации, для которой характерно влияние санкций недружественных государств, Федеральная налоговая служба как основной орган исполнительной власти, которым разрабатывается и реализовывается гибкая налоговая политика, способная создать условия для оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщиков, а также обеспечить требуемый объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет [2].

Целью исследования является выявление тенденций собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на макроуровне. Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:

- уточнить важность налоговых доходов в формировании консолидированного бюджета;

- выявить особенности собираемости налоговых доходов консолидированного бюджета в изменившихся экономических и политических условиях;

- оценить уровень налогового бремени на предприятия и население Российской Федерации.

Гипотеза исследования заключается в разработке мероприятий совершенствования государственной налоговой политики, способствующих повышению собираемости налогов и оптимизирующих налоговую нагрузку на налогоплательщиков.

Материалы и методы

К методам, используемым авторами в данном исследовании, относятся структурный и динамический анализ, применение которого дало возможность своевременно формировать достоверную информационную базу, которая будет способствовать решению задач, поставленных в данном исследовании, что, в свою очередь, поможет достичь обозначенную в исследовании цель. С применением перечисленных методов исследования нам удалось диагностировать состояние налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации через исследование динамики и структуры доходной части бюджета, выявить тенденции собираемости налогов в консолидированный бюджет, сопоставить доходы с расходами, в том числе соотнести их с валовым внутренним продуктом, что позволило определить эффективность бюджетной политики за последний период, а также дать подробную характеристику особенностям налогового бремени налогоплательщиков (организации и население). Использование такого метода исследования, как дедукция, позволило выделить отдельные элементы, их динамику и структуру из общего понятия доходов бюджета и бюджета в целом. Материалы исследования были скомпонованы из достоверных статистических источников информации официальных баз данных.

Результаты и обсуждение

Роль налоговых доходов в налоговой и бюджетной системе страны

На современном этапе своего развития государство заинтересовано в создании устойчивой налоговой системы, которая призвана выступать наиважнейшим инструментом, который оказывает воздействие на общий уровень развития экономики, подверженной экономическим и политическим санкциям недружественных государств. На наш взгляд, современная налоговая система в полной мере не соответствует сложившимся под влиянием новых факторов условиям функционирования организаций и жизнедеятельности населения, которые в большей степени формируют доходную часть консолидированного бюджета, являясь налогоплательщиками. Система налогообложения без сомнений выполняет стимулирующую функцию в экономике государства, так как оказывает положительное влияние

на эффективность экономической деятельности налогоплательщиков, на рост внутреннего валового продукта страны.

Эффективность налоговой и бюджетной политики страны

Собираемость налоговых доходов в соотношении с внутренним валовым продуктом характеризует эффективность налоговой политики. Кроме того, ее можно рассчитать как соотношение налоговых доходов, поступивших в бюджеты различных уровней бюджетной системы государства и общего объема издержек на введение налогов, сборов и платежей на территории России. Эффект от проведенной налоговой политики можно увидеть как в общей сумме собранных налогов, так и в удельном весе каждого конкретного вида налогов в этой сумме.

Перспективы развития налоговой системы РФ

Устойчивая налоговая система, ее создание и дальнейшее развитие в будущем является главной задачей, которая сегодня стоит перед прогрессивным государством. Эффективное функционирование налоговой и связанной с ней бюджетной систем возможно обеспечить только в гармоничном сочетании избранного налогового механизма и целей и задач, стоящих сегодня перед государством [3].

Анализ собираемости налоговых доходов в РФ

Чтобы эффективно и качественно исполнять функции государственному бюджету необходимы достаточные объемы финансовых ресурсов, а значит, поступлений денежных средств в основной финансовый фонд страны. Динамику доходов консолидированного бюджета в Российской Федерации по данным на конец 2022 года рассмотрим в таблице 1 [4].

Таблица 1 - Динамика доходов консолидированного бюджета РФ

Показатель 2019 2020 2021 2022 Изменение 2022 г. к 2021 г., +, - Темп роста 2022 г. к 2021 г., %

Доходы - всего, из них: 39497,6 38205,7 48118,4 53073,8 4955,4 110,3

Нефтегазовые доходы 7924,3 5235,2 9056,5 11586,2 2529,7 127,9

Ненефтегазовые доходы, в т. ч.: 31573,3 32970,5 39061,9 41487,6 2425,7 106,2

НДС 7095,4 7202,3 9212,6 9553,0 340,4 103,7

Акцизы 1792,3 1800,3 2095,5 2367,9 272,4 113,0

Налог на прибыль 4543,2 4018,4 6081,7 6355,9 274,2 104,5

Налог на доходы физических лиц 3956,4 4253,1 4883,9 5729,1 845,2 117,3

Ввозные пошлины 716,9 713,2 875,5 550,7 -324,8 62,9

Страховые взносы на обязательное соци-

альное страхование 8167,2 8286,1 9018,3 9397,2 378,9 104,2

Прочие 5 301,9 6 697,1 6 894,5 7 533,7 639,2 109,3

В 2022 г. в Российской Федерации было собрано 53 трлн руб. доходов консолидированного бюджета страны, это почти на 5 трлн руб., или 10,3 %, больше, чем в 2021 г. Ненефтегазовые поступления, то есть поступления, не связанные с нефтью и газом, в большей степени представленные налоговыми доходами, возросли за год на 2425,7 млрд руб., или 6,2 %. Наибольшей собираемостью в 2022 г. по сравнению с 2021 г. обладал налог на доходы физических лиц, поступление которого в бюджет возросло за исследуемый период времени на 845,2 млрд руб., или 17,3 %. Отрицательная тенденция в собираемости ненефтегазовых доходов в 2022 г. наблюдается только по ввозным пошлинам, сокращение сборов за год составило на 324,8 млрд руб., или 62,1 %.

Анализ структуры налоговых доходов РФ

Структуру самых крупных по собираемости налоговых доходов представим на рисунке 1.

Страховые взносы н

Прочие; 18,16 %

НДС; 23,03 %

обязателы

социальн! страхован! 22,65 %

Налог на доходы физических лиц; 13,81%

пошлины; 1,33 %

Рисунок 1 - Структура ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета РФ в 2022 г.

Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях консолидированного бюджета в 2022 г. по стране составил налог на добавленную стоимость - 23,03 %, что на 3,88 % больше, чем в 2021 г. Из рисунка 1 видно, что налоговые поступления выступают основным источником доходов консолидированного бюджета РФ, поэтому механизм рационализации и, как следствие, повышение собираемости налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ видится Л. В. Кулешовой в ее исследовании составной частью эффективного функционирования страны в целом [5].

Фискальная функция налогов

Таким образом, значимость налоговых доходов для консолидированного бюджета Российской Федерации видна из структуры доходов и может, несомненно, носить многогранный характер. По мнению А. С. Терзикяна и А. В. Фролова, налоги выступают ключевым элементом фискальной государственной политики, основной задачей которых является наполнение финансовыми ресурсами фондов различных уровней бюджетной системы страны. Сформированность ресурсной базы консолидированного бюджета зависит от уровня администрирования налоговых доходов, что является основой финансового суверенитета государства, потому что средства бюджета впоследствии распределяются и централизованно используются для разработки и реализации стратегически значимых национальных и региональных проектов, а также для выполнения фундаментальных расходных обязательств [6].

Анализ эффективности собираемости налоговых доходов и налоговой нагрузки на налогоплательщиков

Е. И. Костюкова, В. С. Германова, А. В. Фролов считают, что объемный показатель собираемости налоговых доходов важен для характеристики эффективности налоговой системы страны, но, также авторы отмечают, что кроме динамики необходим расчет темпов роста налоговых поступлений за ретроспективный период, должно присутствовать сопоставление темпов роста налоговых поступлений каждого из предыдущих периодов по отношению друг к другу, а также должны быть приведены в сравнении эти темповые показатели, что позволит определить тенденцию изменения собираемости налоговых доходов в консолидированный бюджет [7]. Но, по нашему мнению, и этого не достаточно для оценки эффективности собираемости налогов в бюджет.

Данная тенденция должна учитывать удельный вес поступивших в консолидированный бюджет налогов и сборов в объеме ВВП. Кроме того, отношение объема налогов и сборов, поступивших в бюджет, к объему ВВП охарактеризует тем самым налоговую нагрузку налогоплательщиков. То есть при оценке этого показателя за несколько предыдущих лет возможно сделать вывод о повышении (снижении) уровня собираемости налогов, а значит, определить налоговую нагрузку [8].

В таблице 2 рассмотрим эффективность бюджетной политики Российской Федерации в отношении консолидированного бюджета за 2019-2022 гг.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ № 2. 2023 2782-6414

Таблица 2 - Бюджетная политика Российской Федерации

Показатель 2019 2020 2021 2022 Изменение 2022 г. к 2021 г., +, - Темп роста 2022 г. к 2021 г., %

Внутренний валовый продукт, млрд руб. 109 608,3 107 390,3 131 015,0 151 455,6 20 440,6 115,6

Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. 39 497,6 38 205,7 48 118,4 53 073,8 4 955,4 1 10,3

в % к ВВП 36,0 35,6 36,7 35,0 -1,7 95,4

Ненефтегазовые доходы 31 573,3 32 970,5 39 061,9 41487,6 2 425,7 106,2

в % к ВВП 28,8 30,7 29,8 27,4 -2,4 91,9

Расходы консолидированного бюджета, млрд руб. 37 382,2 42 503,0 47 072,7 55 182,0 8 109,3 117,2

в % к ВВП 34,1 39,6 35,9 36,4 0,5 101,4

Профицит, дефицит (-) консолидированного бюджета, млрд руб. 2 115,4 -4 297,3 1 045,7 -2 108,2 -3 153,9 -201,6

в % к ВВП 1,9 -4,0 0,8 -1,4 -2,2 -174,4

В 2022 г. в Российской Федерации сохраняется тенденция сокращения удельного веса налоговых доходов бюджета в ВВП на 2,4 % в сравнении с 2021 г. и на 3,3 % - в сравнении с 2020 г. Следовательно, за последние 3 исследуемых года налоговая нагрузка на налогоплательщиков страны продолжает сокращаться и на конец 2022 г. составила 27,4 % в ВВП страны. В 2022 г. консолидированный бюджет России был дефицитным, дефицит составил 2108,2 млрд руб. В 2021 г. бюджет имел профицит в размере 1045,7 млрд руб., следовательно, ситуация с собираемостью налогов изменилась коренным образом. То есть на данный момент можно говорить о формировании дефицита бюджета за счет роста расходов, а не снижения налоговых поступлений. Дефицит консолидированного бюджета РФ в отношении к внутреннему валовому продукту в 2022 г. составил 2,2 %, что достаточно много по сравнению с предыдущими дефицитными в отношении консолидированного бюджета периодами исследования.

Выявление недостатков налоговой системы РФ

Опираясь на факты, отраженные в таблице, можно сформулировать некоторые наиболее значительные для собираемости налоговых доходов недостатки российской налоговой системы с учетом мировой напряжённости в отношении России со стороны недружественных стран:

1) налоговая система носит все-таки фискальный характер, а это, в свою очередь, может значительно затруднить воздействие двух других функций налогов, а именно: регулирующей и стимулирующей [9];

2) в результате изменения налогового законодательства и ставок налогообложения вложения капиталов носят краткосрочный характер в противовес долгосрочным, а, следовательно, сдерживается рост экономики [10];

3) местные и региональные бюджеты собирают налоги, не представляющие особого фискального значения для этих бюджетов, а, это, в свою очередь, приведет к потребности регулирования бюджетов методом нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов [11].

Прогнозирование дальнейшего состояния собираемости налоговых доходов в РФ

Основываясь на проведённом исследовании и материалах множества авторов [9, 10, 11, 12] в 20232024 гг. будет наблюдаться:

1) увеличение доли налоговых доходов, сформированных за счёт НДС и акцизов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России за счёт передела собственности вследствие ухода ряда коммерческих организаций с рынка России;

2) уменьшение доли налоговых доходов, сформированных за счёт налогов на прибыль, доходы. Причиной этому мы видим усилившиеся санкции в отношении России, которые будут препятствовать экономическим процессам и нарушать внутреннее производство вследствие перебоев с поставками иностранных факторов производства и адаптирования российской экономики к негативным для неё мировым процессам;

3) укрепление (и возможно, небольшое увеличение) доли налоговых доходов, сформированных за счёт налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, вследствие увеличения объёмов добычи и повышения цен на природные ресурсы.

Мероприятия по совершенствованию налоговой системы и налоговой политики РФ

Выявленные недостатки и спрогнозированное дальнейшее состояние налоговой системы России требуют ее совершенствования с целью исключения бюджетного дефицита, то есть сбалансированности бюджета, повышения справедливости в отношении налогового бремени налогоплательщиков и эффективности собираемости налоговых доходов, а также дальнейшего развития фискального федерализма [13]. Нельзя не отметить, что на сегодняшний день в Правительстве РФ разработано несколько направлений и законопроектов, которые будут направлены на перезагрузку налоговой системы и ее соответствие современным, более рациональным и логичным реалиям. При совершенствовании налогового законодательства должны учитываться международная налоговая конкуренция, финансово-экономическая и политическая обстановка, а также опыт отдельных государств - как положительный, так и отрицательный [14]. Существует целый комплекс государственных программ, которые стимулируют инвестиционную деятельность налогоплательщиков, мероприятия по техническому обновлению и модернизации средств производства, а также пути развития финансовых рынков и инвестиций в человеческий капитал [15]. На наш взгляд, рост собираемости налоговых доходов, безусловно, достигается путем роста налоговой грамотности всех участников налоговых отношений.

Заключение

В данной статье были изучены тенденции собираемости налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации, эффективность бюджетной политики государства в современных условиях экономических и политических санкций недружественных стран и налоговая нагрузка на налогоплательщиков. На основе полученных материалов были выявлены проблемы и недостатки современной налоговой системы России, спрогнозированы тенденции дальнейшего ее развития.

Внешними пользователями комплексной аналитической информации являются Правительство Российской Федерации и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, принимающие управленческие решения по формированию доходов бюджета и вырабатывающие меры по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Благодарности

В проведении исследования была оказана помощь Департамента финансов по Воронежской области в лице руководителя Надежды Георгиевны Сафоновой.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Колчина Н. В. Финансы организаций. М. : Юнити, 4-е издание, 2009. 383 с.

2. Ретроспективный анализ налоговых доходов федерального бюджета / Д. И. Жиляков и др. // Экономические науки. 2023. № 2(219). С. 173-181.

3. Товченко Р. Б., Радаев К. Д. Проблемы собираемости налогов на современном этапе развития Российской Федерации // Финансы. 2022. № 10. С. 88-93.

4. Финансы России. 2023: Стат. сб. / Росстат. М., 2023. 392 с.

5. Кулешова Л. В. Роль налогов в формировании бюджета региона (по материалам Краснодарского края) // Исследование проблем экономики и финансов. 2023. № 1. С. 15-23.

6. Терзикян А. С., Фролов А. В. Налоги как источник финансирования государства // Заметки ученого. 2016. № 6(12). С. 68-70.

7. Костюкова Е. И., Германова В. С., Фролов А. В. Развитие концептуальных основ налогового менеджмента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 2. С. 66-74.

8. Мельников Н. А., Герасименко О. А. Факторный анализ налоговых доходов консолидированного бюджета РФ // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности : сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 445454.

9. Мельников Н. А., Герасименко О. А. Анализ динамики и структуры налоговых доходов консолидированного бюджета РФ // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой

реальности : сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 455-460.

10. Юхина Е. Б К вопросу определения налоговой системы РФ // Инновационные исследования: опыт, проблемы внедрения результатов и пути решения : сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2023. С. 181-182.

11. Маркина С. А., Пияльцев А. И. Экономико-статистический анализ развития бюджетно-налоговой сферы Российской ФЕДЕРАЦИИ // Управленческий учет. 2023. № 2. С. 310-318.

12. Магомедов М. А., Махмудова А. Р. Современные концепции налогового контроля: тенденции и перспективы развития // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1(150). С. 336-340.

13. Анализ исполнения основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в контексте реализуемой налоговой политики на современном этапе / В. К. Шадрин и др. // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 3. № 1(133). С. 103-110.

14. Наконечникова Л. А. Особенности контроля за налоговыми доходами в системе государственного финансового контроля // Форум. 2023. № 2(28). С. 44-48.

15. Ашырова Л., Чарыев А., Амангелдиева Г. Анализ налоговых доходов государственного бюджета // Символ науки: международный научный журнал. 2023. № 5-1. С. 59-61.

References

1. Kolchina N. V. Finances of organizations. Moscow: Unity, 4th edition. 2009. 383 р.

2. Retrospective analysis of tax revenues of the federal budget / Zhilyakov D. I. et. al. // Economic Sciences. 2023. № 2(219). P. 173-181.

3. Tovchenko R. B., Radaev K. D. Problems of tax collection at the present stage of development of the Russian Federation // Finance. 2022. № 10. Р. 88-93.

4. Finance of Russia. 2023: Stat. sat. / Rosstat. M., 2023. 392 p.

5. Kuleshova L. V. The role of taxes in the formation of the budget of the region (based on the materials of the Krasnodar Territory) // Research of problems of economics and finance. 2023. № 1. Р. 15-23.

6. Terzikyan A. S., Frolov A. V. Taxes as a source of state financing // Notes of the scientist. 2016. № 6(12). P. 68-70.

7. Kostyukova E. I., Germanova V. S., Frolov A. V. Development of conceptual foundations of tax management // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2020. № 2. P. 66-74.

8. Melnikov N. A., Gerasimenko O. A. Factor analysis of tax revenues of the consolidated budget of the Russian Federation // Challenges of modernity and strategies for the development of society in a new reality: a collection of materials of the XV International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2023. Р. 445-454.

9. Melnikov N. A., Gerasimenko O. A. Analysis of the dynamics and structure of tax revenues of the consolidated budget of the Russian Federation // Challenges of modernity and strategies for the development of society in a new reality: a collection of materials of the XV International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2023. Р. 455-460.

10. Yukhina E. B. On the issue of determining the tax system of the Russian Federation // Innovative research: experience, problems of implementing results and solutions: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Ufa, 2023. Р. 181-182.

11. Markina S. A., Piyaltsev A. A. Economic and statistical analysis of the development of the budgetary and tax sphere of the Russian FEDERATION // Managerial accounting. 2023. № 2. Р. 310-318.

12. Magomedov M. A., Makhmudova A. R. Modern concepts of tax control: trends and prospects of development // Economics and entrepreneurship. 2023. № 1(150). P. 336-340.

13. Analysis of the execution of the main parameters of the budgets of the budgetary system of the Russian Federation in the context of the implemented tax policy at the present stage / V. K. Shadrin et. al. // Economics and Management: problems, solutions. 2023. Vol. 3. № 1(133). Р. 103-110.

14. Nakonechnikova L. A. Features of control over tax revenues in the system of state financial control // Forum. 2023. № 2(28). P. 44-48.

15. Ashyrova L., Charyev A., Amangeldieva G. Analysis of tax revenues of the state budget // Symbol of Science: International Scientific Journal. 2023. № 5-1. Р. 59-61.

Trends and Prospects of Collecting Tax Revenues of Consolidated Budget in Russian Federation

Lyudmila N. Sotnikova*

Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter I Voronezh, Russian Federation Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit ORCID: 0000-0002-9761-5460 e-mail: lyusotn@yandex.ru

Anna L. Lavlinskaya

Voronezh State Agricultural University named after Emperor Peter I Voronezh, Russian Federation Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit ORCID: 0000-0003-2085-6220 e-mail: anna_levonovna@mail.ru

Introduction. Tax revenues are one of the main elements of any country's budget, and their correct accounting and forecasting allows public authorities to form the expenditure part of the budget. In the modern scientific literature, not enough attention is paid to the trends in the collection of tax revenues in 2022. after the introduction of a large number of sanctioned economic and political restrictions of unfriendly states. Methodology. The object of research in the work is the consolidated budget of the Russian Federation, the dynamics and structure of its revenues and the effectiveness of its formation in 2022 are studied. Results. Based on a comprehensive assessment, the article clarifies the role of tax revenues in the formation of the consolidated budget of the Russian Federation, reveals the features of the tax burden on taxpayers in modern conditions of economic and political sanctions of unfriendly countries, analyzes the dynamics and structure of tax revenues of the consolidated budget of the Russian Federation from 2019 to 2022, identifies current trends and problems of the tax system and proposes a set of measures optimization of tax collection in the revenue part of the consolidated budget of the Russian Federation. Conclusions. In modern conditions, the level of business activity of taxpayers is significantly influenced by the tax burden. That is, as a result of reducing the tax burden on the taxpayer, his business activity increases, which means that the gross domestic product of the country as a whole increases. In our opinion, in 2023, under the conditions of economic and political sanctions of unfriendly states, within the framework of state tax policy, it is necessary to continue stimulating the increase in business activity of taxpayers through the mechanism of reducing the tax burden on them by providing various tax benefits in the form of tax holidays and lowering tax rates.

Keywords: consolidated budget, non-oil and gas tax revenues, tax burden

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.