Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / СИСТЕМА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / СОБИРАЕМОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ / СОВОКУПНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золочевская Елена Юрьевна, Скидан Анастасия Васильевна, Архипова Ксения Сергеевна

В статье представлены анализ сущности и подходов к пониманию термина «налоговое администрирование», анализ динамики поступлений доходов, администрируемых налоговыми органами, а также рассчитан коэффициент их собираемости как инструмент оценки эффективности системы налогового администрирования за период 2020-2022 гг. в масштабах Российской Федерации и Ростовской области. Исследована структура и динамика изменений объема налоговых доходов по уровням налогообложения и видам налогов в консолидированный бюджет по стране и области за соответствующий период. На основе проведенных расчетов выделен перечень бюджетообразующих налогов 2022 года, а также изучена динамика задолженности консолидированного бюджета по Ростовской области по уровням налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ADMINISTRATION TRENDS IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

The article presents an analysis of the essence and approaches to understanding the term "tax administration", an analysis of the dynamics of revenues administered by tax authorities, and also calculates the coefficient of their collection as a tool for assessing the effectiveness of the tax administration system for the period 2020-2022. On the scale of the Russian Federation and the Rostov region. The structure and dynamics of changes in the volume of tax revenues by levels of taxation and types of taxes to the consolidated budget in the country and region for the corresponding period have been studied. Based on the calculations, a list of budget-forming taxes for 2022 was selected, and the dynamics of the debt of the consolidated budget in the Rostov region by taxation levels was studied.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 68-75 State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(1):68-75

Проблемы экономики

Научная статья УДК 336.22

doi: 10.22394/2079-1690-2023-1-1-68-75

ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Елена Юрьевна Золочевская1, Анастасия Васильевна Скидан2, Ксения Сергеевна Архипова3

1 2 3Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия 1zolochevskaya@uriu.ranepa.ru 2tark-anastasiya@yandex.ru 3karkhipova-19@edu.ranepa.ru

Аннотация. В статье представлены анализ сущности и подходов к пониманию термина «налоговое администрирование», анализ динамики поступлений доходов, администрируемых налоговыми органами, а также рассчитан коэффициент их собираемости как инструмент оценки эффективности системы налогового администрирования за период 2020-2022 гг. в масштабах Российской Федерации и Ростовской области. Исследована структура и динамика изменений объема налоговых доходов по уровням налогообложения и видам налогов в консолидированный бюджет по стране и области за соответствующий период. На основе проведенных расчетов выделен перечень бюджетообразующих налогов 2022 года, а также изучена динамика задолженности консолидированного бюджета по Ростовской области по уровням налогообложения.

Ключевые слова: налоговое администрирование, система налогового администрирования, налоговые поступления, собираемость налогов и сборов, совокупная задолженность

Для цитирования: Золочевская Е. Ю., Скидан А. В., Архипова К. С. Тенденции налогового администрирования в современных экономических условиях // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 68-75. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-68-75

Problems of Economics

Original article

TAX ADMINISTRATION TRENDS IN MO DERN ECONOMIC CONDITIONS Elena Yu. Zolochevskaya1, Anastasia V. Skidan2, Ksenia S. Arkhipova3

1 2, 3South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia

1zolochevskaya@uriu.ranepa.ru 2tark-anastasiya@yandex.ru 3karkhipova-19@edu.ranepa.ru

Abstract. The article presents an analysis of the essence and approaches to understanding the term "tax administration", an analysis of the dynamics of revenues administered by tax authorities, and also calculates the coefficient of their collection as a tool for assessing the effectiveness of the tax administration system for the period 2020-2022. On the scale of the Russian Federation and the Rostov region. The structure and dynamics of changes in the volume of tax revenues by levels of taxation and types of taxes to the consolidated budget in the country and region for the corresponding period have been studied. Based on the calculations, a list of budget-forming taxes for 2022 was selected, and the dynamics of the debt of the consolidated budget in the Rostov region by taxation levels was studied.

Keywords: tax administration, tax administration system, tax revenues, collection of taxes and fees, total

debt

For citation: Zolochevskaya E. Yu., Skidan A. V., Arkhipova K. S. Tax administration trends in modern economic conditions. State and Municipal Management. Scholar Notes. 2023;(1):68-75. (In Russ.]. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-68-75

© Золочевская E. Ю., Скидан А. В., Архипова К. С., 2023 68

Налоги играют огромную роль в процессе формирования финансовых ресурсов государства, поскольку являются основной доходной частью бюджета страны. От того каким образом функционирует система налогового администрирования, зависит эффективность и результативность деятельности налоговой системы и экономики государства в целом. Следовательно, необходимо проводить эффективное управление налоговыми отношениями, в том числе через систему налогового администрирования.

Повышение качества налогового администрирования, являясь одним из важнейших направлений государственной политики, вместе с тем не имеет законодательного определения ни в Налоговом кодексе Российской Федерации, ни в других законодательных актах. В современных санкционных условиях реформирования экономики, направленных на решение сложнейших политических и экономических задач, отсутствие законодательного определения рассматриваемого термина может стать причиной низкого качества выполняемых руководством страны задач, негативно влияющим на уровень и эффективность собираемости налогов.

Впервые термин «налоговое администрирование» в историю российской методологии и теории налогового права и налоговых отношений внесен с переходом страны к рыночной модели ведения экономики, считаясь новацией в рассматриваемой области, углубив знания в вопросах управления налогами.

В экономической и правовой литературе ученые, экономисты и правоведы вкладывают в данный термин разное содержание, зависящее от теоретического и практического применения. Рассмотрим основные точки зрения, представленные в табл. 1.

Таблица 1 - Взгляды на содержание определения налогового администрирования

Table 1 - Views on the content of the definition of tax administration

Авторы Определение

М.Т. Оспанов Налоговое администрирование - совокупность мероприятий налоговых администраторов по осуществлению функций и полномочий, возложенных на них налоговым законодательством и государством, по вопросам оптимизации структуры налогов, совершенствования механизма их взимания, учета и отчетности, контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты [1]

В. А. Красницкий И. А. Перонко Налоговое администрирование - система управления налоговыми отношениями в целях разработки новых форм налоговых отношений, концепций налогообложения, прогнозировании налоговых поступлений, оценки налогового потенциала региона, отвечающих современным требованиям производительных сил общества [2]

A. Б. Паскачев М. Р. Бобоев B. А. Кашин Налоговое администрирование - система управления налоговым процессом и деятельностью контрольных органов по соблюдению налогового законодательства [3]

Г. Я. Чухнина Налоговое администрирование - организация и осуществление эффективной деятельности налоговых администраторов [4]

А. И. Пономарев С. В. Никулина К. К. Гойгереев Налоговое администрирование - организационно-управленческая деятельность налоговых органов по контролю за исполнением налогового законодательства и оценке результативности функционирования налоговой системы [5]

М. В. Мишустин Налоговое администрирование в широком смысле - осуществляемое бюрократией как организационной формой власти управление системой организации отношений между налогоплательщиками и органами управления по контролю за соблюдением норм и правил, регулирующих налоговые отношения и их технологию. В узком смысле - организация налоговых органов и методы осуществления их деятельности [6]

И. А. Майбуров Налоговое администрирование - это процесс управления налоговым производством, реализуемым налоговыми или иными органами, обладающими определенными полномочиями в отношении плательщиков [7]

Л. Я. Абрамчик Налоговое администрирование - механизм управления в налоговой сфере, характеризующий деятельность налоговых органов по обеспечению своевременной и полной уплаты налогоплательщиками обязательных платежей [8]

Проанализировав авторские определения, можно сделать вывод о том, что существует несколько основных подходов к содержанию рассматриваемого термина, где система налогового администрирования выступает либо как система управления налоговыми отношениями, либо как система управления налогами и налогообложением, либо как организация и осуществление деятельности субъектов налогового контроля за соблюдением налогового законодательства.

Кроме того, результаты анализа приведенных определений позволяют с уверенностью заключить, что сегодня еще не сформирована общая методика и методология процесса познания налогового администрирования, но, несмотря на это, среди плюрализма существующих определений прослеживается общность мнений в вопросе задач, выполняемых налоговым администрированием.

Таким образом, налоговое администрирование - это совокупность проводимых уполномоченными органами государственной исполнительной власти мер (правовых, экономических и организационных) по обеспечению эффективного функционирования налоговой системы, а также единый механизм налогового планирования, контроля и регулирования.

Оценка эффективности налоговой системы, на наш взгляд, должна проводиться на основе такого индикатора как собираемость налогов и сборов. Для этого проведем анализ поступлений администрируемых ФНС России доходов за период 2020-2022 гг. в масштабе Российской Федерации (далее - РФ) и Ростовской области (далее - РО) и рассчитаем коэффициент собираемости. Обратимся к данным табл. 2, составленной на основе отчета формы 1-НМ ФНС России.

Таблица 2 - Объем поступлений администрируемых ФНС России доходов за 2020-2022 гг.1

Table 2 - The volume of income administered by the Federal Tax Service of Russia for 2020-2022

Год Территория Начислено к уплате в текущем году, млн руб. Поступило доходов, администрируемые налоговыми органами, в млн руб. Собираемость, %

Всего в фед. бюджет в консолид. бюджет из него -в доходы местных бюджетов

2022 год2 РФ 27 624 5167 27 413 099,5 15 695 926,5 11 717 173 1 326 130,2 99,2

РО 216 534,2 221 376,8 47 088,4 174 288,4 35 406,8 102,2

2021 год РФ 27 017 829,1 28 530 950,4 15 879 813,4 12 651 137,1 1 522 159,2 105,6

РО 229 517,5 250 249,2 59 491,0 190 758,2 41 940,2 109,0

2020 год РФ 19 529 169 21 014 239,4 10 978 795,3 10 035 444,1 1 362 871,9 107,6

РО 229 033,6 250 631,8 87 102,8 163 529,0 36 511,0 109,4

Проанализировав данные табл. 2 можно сделать вывод о том, что коэффициент собираемости налогов и сборов, несмотря на нестабильную экономико-политическую ситуацию в стране, подвергся незначительному изменению. Данная аналитика свидетельствует об эффективности установленной в РФ системы налогового администрирования, заключающейся в улучшении организации работы по сбору налогов, контроля за исполнением налогового законодательства, выявления схем уклонения от уплаты и т.д.

В 2022 г. в масштабе страны показатель собираемости налогов и сборов снизился примерно на 6,4 % и составил 99,2 %, а в масштабе РО произошло снижение на 6,8 % до уровня 102,2 %. Данная динамика ожидаема после введения пакета мер по сохранению, поддержанию показателей уровня жизни и недопущению роста безработицы населения, а также по поддержке экономики в связи с применением в отношении страны санкций от «недружественных стран».

1 Составлено авторами на основе анализа Отчета ФНС России по форме № 1-НМ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/

2 Представлены данные на 01.11.2022 г.

Обратившись к данным табл. 3, составленной на основе отчета формы 1-НМ ФНС России, можно утверждать, что налоговые доходы являются ключевыми в структуре доходов, администри-руемых налоговыми органами. Так, показатель удельного веса налоговых доходов за период 20202022 гг. в масштабе РФ и РО варьируется в пределах от 98,8% до 99,7% и 97,9% и 98,4% соответственно.

Таблица 3 - Динамика изменений объема налоговых доходов по РФ и РО

за период 2020-2022 гг.1

Table 3 - Dynamics of changes in the volume of tax revenues in the RF and RO for the period 2020-2022

к Доходы, администрируемые налоговыми органами, в млн. руб. Налоговые доходы, млн. руб.

Год а о н S а а CD Е- Поступило, млн руб. Темп прироста г/г Поступило, млн руб. Темп прироста г/г Уд. вес 6 в 3, %

млн руб. % млн руб. %

1 2 3 4 5 6 7 8 9

CN Ч о !_ е Он 27413099,5 ¿1117850,9 ¿3,2 27329958,3 ¿794218,2 ¿2,8 99,7

CN о о Он 221376,8 ¿28872,4 ¿11,5 217217,2 ¿26489 ¿10,9 98,4

ч о е Он 28530 50,4 t7516711 t35,8 28124176,5 t7386453,5 t35,6 98,6

о о Он 250249,2 ¿382,6 ¿0,2 243706,2 ¿849,9 ¿0,4 97,8

ч о е Он 21014239,4 ¿1723033,9 ¿7,6 20737723 ¿1765644,1 ¿7,9 98,8

о о Он 250631,8 t20860,8 t9,1 244556,1 t20568,3 t9,2 97,9

Вместе с тем из представленных данных табл. 3 видно, что за предшествующий период 20202022 гг. объем доходов, администрируемых налоговыми органами, в том числе объем налоговых доходов, имеют неоднозначную динамику. Так, по результатам проведенного анализа структуры доходов в масштабе Российской Федерации выявлена следующая тенденция:

- в 2021 году в бюджет РФ поступило 28 530 950,4 млн руб. общих доходов, администрируемых налоговыми органами, что, примерно, на 35,8% больше поступлений 2020 года и на 3,2% больше поступлений 2022 года;

- в 2021 г. в бюджет РФ поступило 28 124 176,5 млн руб. налоговых доходов, что, примерно, на 35,6% больше налоговых поступлений 2020 г. и на 2,8% меньше поступлений 2022 года.

Соответствующая тенденция прослеживается и по поступлениям РО:

- в 2021 году в бюджет поступило 250 249,2 млн руб. общих доходов, администрируемых налоговыми органами, что, примерно, на 0,2% меньше поступлений 2020 года и на 11,5% больше поступлений 2022 года;

1 Составлено авторами на основе анализа Отчета ФНС России по форме № 1-НМ [Электронный ресурс]. -URL: https://www.nalog.gov.ru/

2 Представлены данные на 01.11.2022 г. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1

- в 2021 г. в бюджет поступило 243 706,2 млн руб. налоговых доходов, что, примерно, на 0,4% меньше налоговых поступлений 2020 г. и на 10,9% меньше поступлений 2022 года.

Такое увеличение объема налоговых поступлений в 2021 г., в первую очередь, вызвано уходом экономики от кризисного состояния и наращивания темпов роста, связанных со снятием эпидемиологических ограничительных мер, стабилизации цен на нефть после марта 2020 г., а также с отменой налоговых послаблений для поддержки бизнеса в период кризиса. На рис. 1 наглядно отражены произошедшие изменения поступлений в рамках РФ и РО, составленные на основе отчета формы 1-НМ ФНС России.

РФ

18 000 000.00 16 000 000.00 14 000 000.00 12 000 000.00 10 000 000.00 8 000 000.00 б 000 000.00 4 000 000.00 2 000 000.00 0.00

-1.16%

+44.64%

-7.38%

-i^.yj/ -0.89°/

+11

+5.08% -12.88%

12020 12021 -2022

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет РФ

Местный бюджет

Рис. 1. Динамика поступлений по уровням бюджета за 2020-2022 гг., в млн. руб.1 Fig. 1. Dynamics of revenues by budget levels for 2020-2022, in million rubles

В 2021 г. в результате ослабления ограничений по недопущению распространения коронави-русной инфекции экономика стала восстанавливаться: ВВП России вырос на 4,7%, индекс промышленного производства составил 105,3%, вырос оборот розничной торговли и объем платных услуг населению (на 7,3% и 17,6%, соответственно). Численность безработных в 2021 г. сократилась на 16,0% по сравнению с 2020 годом. В России потребительская инфляция в 2021 г. составила 6,7%, превысив таргетируемый уровень.

Немаловажным является анализ поступлений по видам налогов в консолидированный бюджет РФ и РО, по результатам которого можно выделить несколько бюджетообразующих налогов, приносящих наибольшие поступления. Так, на рис. 2 представлена структура и динамика поступлений в консолидированный бюджет по рассматриваемым территориям за период 2020-2022 гг.

1 Составлено авторами на основе анализа Отчета ФНС России по форме № 1-НМ [Электронный ресурс]. -URL: https://www.nalog.gov.ru/

В вопросе формирования консолидированных бюджетов наибольшее значение имеют такие налоги, как: НДПИ, НДС, налог на прибыль организаций, а также НДФЛ.

РФ

Остальные налоги и сборы Имущественные налоги Налог на прибыль организаций Акцизы НДПИ НДС НДФЛ

2022 2021 2020

НДФЛ

4369882,99 4882602,30 4251920,70

НДС

5483325,55 5479254,10 4268627,20

НДПИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8933467,32 7338112,40 3953647,90

Акцизы

2031,67 675256,50 1833163,10

Налог на прибыль организаций 5592229,89 6081601,10 4018111,70

Имущественные налоги

1280172,50 1444551,80 1357923,00

Остальные налоги и сборы

1668848,37 2222799,00 1054379,00

РО

Остальные налоги и сборы Имущественные налоги Налог на прибыль организаций Акцизы НДПИ НДС НДФЛ

НДФЛ НДС НДПИ Акцизы Налог на прибыль организаций Имущественные налоги Остальные налоги и сборы

2022 92549,51 20916,42 1362,50 16646,51 59268,82 31414,99 30464,40

2021 79142,90 8689,10 1096,90 34257,90 66596,70 27376,00 26546,50

2020 70685,60 30116,30 847,30 46617,40 49506,60 26704,90 20077,90

Рис. 2. Структура и динамика поступлений в консолидированный бюджет по РФ и РО

за 2020-2022 гг. в млн руб.1 Fig. 2. Structure and dynamics of revenues to the consolidated budget for the RF and the RO

for 2020-2022 in million rubles

1 Составлено авторами на основе анализа Отчета ФНС России по форме № 1-НМ [Электронный ресурс]. -URL: https://www.nalog.gov.ru/

Формирование налоговых доходов в 2022 г.1 обеспечено в основном за счет следующих налогов:

- в масштабах РФ: НДПИ с удельным весом в размере 32,47%, налог на прибыль организаций -20,32%, НДС - 19,93%, НДФЛ - 15,88%, имущественные налоги - 4,65%, акцизы - 0,01%, остальные налоги - 6,74%;

- в масштабах РО: НДФЛ с удельным весом в размере 36,64%, налог на прибыль организаций -23,46%, имущественные налоги - 12,44%, НДС - 8,28%, НДПИ - 0,54% остальные налоги - 12,06%.

Таким образом, среди всех установленных прямых налогов ведущую роль занимает НДПИ, а в системе косвенного налогообложения - НДС.

В динамике последних лет вопрос изучения темпов изменения налоговой задолженности также является достаточно актуальным. В настоящее время проблемы образования задолженности по налогам и сборам можно считать одним из основных негативных факторов развития экономики, который накладывает ограничения в финансовых ресурсах, является сдерживающим фактором в формировании налоговых доходов и препятствует выполнению государством своих обязанностей. Из чего следует необходимость проведения постоянного анализа соответствующих показателей налоговой задолженности. На основе анализа данных отчета 4-НМ сайта ФНС России в разрезе субъектов мы выявили тенденцию увеличения совокупной задолженности (включая пени, налоговые санкции и страховые взносы) за период 2020-2022 гг.: увеличение показателя 2021 г. к 2020 г. в размере 4 543,65 млн руб. или 13,85 %, 2022 г.2 к 2021 г. - 2 101,9 млн руб. или 5,63%. Следующая тенденция прослеживается по уровням налогообложения:

- по федеральным налогам и сборам увеличение показателя 2021 г. к 2020 г. в размере 3 974,38 млн руб. или 23,97%, 2022 г. к 2021 г. - 4 327,77 млн руб. или 21,05%;

- по региональным налогам и сборам увеличение показателя 2021 г. к 2020 г. в размере 510,13 млн руб. или 9,49%, уменьшение показателя 2022 г. к 2021 г. - 1 774,2 млн руб. или 30,15%;

- по местным налогам и сборам увеличение показателя 2021 г. к 2020 г. в размере 233,31 млн руб. или 8,37%, уменьшение показателя 2022 г. к 2021 г. - 369,3 млн руб. или 12,22%.

Данная тенденция обоснована сложной экономико-политической ситуацией в связи с распространением коронавирусной инфекции, а в последующем специальной военной операцией и соответствующими вводимыми мерами по приостановлению взыскания задолженности.

Таким образом, проведенный анализ поступлений налогов и сборов, их собираемости, а также налоговой задолженности Ростовской области в структуре консолидированного бюджета страны свидетельствует о том, что действующая в сложных экономико-политических условиях система налогового администрирования является эффективной. Однако неоднозначная динамика налоговой задолженности перед бюджетом характеризует приоритетность направления совершенствования системы налогового администрирования в рамках современной налоговой политики государства с учетом тенденций и вызовов.

Список источников

1. Оспанов, Марат Турдыбекович. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений: дис. д-р экон. наук: 08.00.10 / М.Т. Оспанов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 1997. 426 с.

2. Перонко И. А., Красницкий В. А. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2000. № 10.

3. Паскачев А. Б., Кашин В. А., Бобоев М. Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм; Под ред. Г. И. Букаева; М-во Рос. Федерации по налогам и сборам. Гос. науч.-исслед. ин-т развития налоговой системы. М.: Гелиос АРВ, 2002. 775 с.

4. Чухнина Г. Я. Реформирование системы налогового контроля в Российской Федерации. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2001. 136 с.

5. Пономарев А. И., Никулина С. В., Гойгереев К. К. Актуальные проблемы налогового администрирования: учебное пособие. Ростов н/Д.: Мини Тайп, 2011. 304 с.

1 По данным на 01.11.2022 г.

2 Представлены данные на 01.12.2022 г.

6. Мишустин М. В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования в России: монография. М.: ЮНИТИ, 2005. 252 с.

7. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - (Золотой фонд российских учебников). 558 с.

8. Абрамчик Л. Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля // Финансовое право. 2005. № 6. С. 28-30.

References

1. Ospanov, Marat Turdybekovich. Tax reform and harmonization of tax relations: dis. Doctor of Economics Sciences: 08.00.10. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg State University of Economics; 1997. 426 p. (In Russ.)

2. Peronko I. A., Krasnitsky V. A. Tax administration. Nalogovyi vestnik = Tax Bulletin. 2000;(10). (In Russ.)

3. Paskachev A.B. Big explanatory dictionary of tax terms and norms / A.B. Paskachev, V.A. Kashin, M.R. Boboev; Ed. G. I. Bukaev; Ministry of Ros. Federation of taxes and fees. State. scientific research in-t of development of the tax system. Moscow: Helios ARV; 2002. 775 p. (in Russ.)

4. Chukhnina G. Ya. Reforming the system of tax control in the Russian Federation. Volgograd: VolGU Publishing House; 2001. 136 p. (In Russ.)

5. Ponomarev A. I., Nikulina S. V., Goygereev K. K. Actual problems of tax administration: study guide. Rostov-on-Don: Mini Type, 2011. 304 p. (In Russ.)

6. Mishustin M. V. Information and technological foundations of state tax administration in Russia: monograph. Moscow: UNITI, 2005. 252 p. (In Russ.)

7. Mayburov I. A. Taxes and taxation: textbook. - 4th ed., revised and additional. Moscow: UNITI-DANA. 2011. (Golden Fund of Russian textbooks). 558 p. (In Russ.)

8. Abramchik L. Ya. Tax administration in the system of financial control. Finansovoe pravo = Financial Law. 2005;(6):28-30. (In Russ.)

Информация об авторах

Е. Ю. Золочевская - доктор экономических наук, профессор, зам. директора ЮРИУ РАНХиГС.

А. В. Скидан - кандидат экономических наук, доцент, директор центра научно-образовательной

политики ЮРИУ РАНХиГС.

К. С. Архипова - студент ЮРИУ РАНХиГС.

Information about the authors

E. Yu. Zolochevskaya - Doctor of Economics Sciences, Professor, Deputy Director of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

A. V. Skidan - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Director of the Center for Scientific and

Educational Policy of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

K. S. Arkhipova - Student of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.02.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 01.03.2023.

The article was submitted 16.02.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 01.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.