Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ'

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые доходы / неналоговые доходы / доходы целевых бюджетных фондов / безвозмездные перечисления / консолидированный бюджет РФ / tax revenues / non-tax revenues / revenues of target budget funds / gratuitous transfers / consolidated budget of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.А. Курбанов, С.А. Курбанов, Х.С. Дашаев

В статье дана характеристика показателей консолидированного бюджета. В целях оценки роли налоговых доходов в бюджетной системе, был проведен анализ по общим показателям бюджета и конкретно по показателям поступлений налоговых платежей. На основе проведенного анализа по представленным показателям, был сделан вывод, что в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации основным источником пополнения являются налоговые доходы, а динамики за исследуемый период наблюдается положительная и большая часть поступлений идет от НДС и НПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TAX REVENUE RECEIPTS TO THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article describes the indicators of the consolidated budget. In order to assess the role of tax revenues in the budget system, an analysis was carried out on general budget indicators and specifically on indicators of tax receipts. Based on the analysis of the presented indicators, it was concluded that tax revenues are the main source of replenishment in the revenue structure of the consolidated budget of the Russian Federation, and the dynamics over the period under study are positive and most of the revenue comes from VAT and NGOs.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ»

АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ

С.А. Курбанов, канд. экон. наук, доцент К.М. Исраилов, магистрант Х.С. Дашаев, магистрант

Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова (Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-2-37-41

Аннотация. В статье дана характеристика показателей консолидированного бюджета. В целях оценки роли налоговых доходов в бюджетной системе, был проведен анализ по общим показателям бюджета и конкретно по показателям поступлений налоговых платежей. На основе проведенного анализа по представленным показателям, был сделан вывод, что в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации основным источником пополнения являются налоговые доходы, а динамики за исследуемый период наблюдается положительная и большая часть поступлений идет от НДС и НПО.

Ключевые слова: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов, безвозмездные перечисления, консолидированный бюджет РФ.

В настоящее время в общей системе государственного регулирования экономики налогам отводится значимая роль, поскольку они, являясь основным источником доходов государственного бюджета, выступают и главным инструментом регулирования денежных потоков на государственном уровне. Итак, к доходам консолидированного бюджета относятся денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке и на безвозвратной основе в распоряжение органов государственной власти РФ [1], органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы консолидированного бюджета включают в себя четыре группы показателей, к которым относятся: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвозмездные перечисления. Также в процессе сводного финансового планирования почти все показатели сводных финансовых балансов территориальных единиц и сводного финансового баланса государства в целом, как правило, заимствуются из консолидированных бюджетов.

Немало важную роль играют показатели консолидированных бюджетов в пер-

спективном планировании, поскольку в их основе лежат финансовые показатели, используемые в процессе прогнозирования социально-экономического развития страны и ее отдельных территорий. Расчет финансовых ресурсов на перспективу путем разработки экономико-математической модели прогнозирования бюджетов производится исходя из исследования корреляционной связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и таких экономическими показателями, как национальный доход, валовой внутренний продукт и т.д. Также данные консолидированных бюджетов могут браться за основу при расчете степени обеспеченности жителей страны или отдельных ее территорий. Они могут служить и критериями для проведения сравнительного анализа показателей страны с аналогичными показателями других государств или же сравнения финансового состояния отдельных территорий внутри одной страны.

Также для полного раскрытия понятия консолидированного бюджета необходимо рассмотреть его структуру (рис. 1).

Рис. 1. Структура консолидированного бюджета РФ

Но знание структуры консолидированного бюджета относительно недостаточно, поэтому необходимо иметь представление об источниках его пополнения и направлениях расходования средств. Это поможет сориентироваться, какие регионы являются донорами, а какие реципиентами в процессе осуществления социально-ориентированной политики государства.

К налоговым доходам государства относятся все средства, поступающие в бюджеты страны в виде налоговых платежей по законно установленным федеральным, региональным и местным налогам. Такое общепринятое деление налогов по уровням власти является одной из форм реализации налогового федерализма в стране. Его можно определить, как организационный принцип функционирования налоговой системы, который посредством

разграничения бюджетно-налоговых полномочий между уровня власти, стремится достичь сбалансированности всех бюджетов государства.

Показатели консолидированного бюджета РФ включают в себя сводные показатели федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов страны [2]. Они используются для получения общей картины по состоянию финансовой обеспеченности страны и направлениям расходования бюджетных средств на всей территории. Чтобы подтвердить на основе реальных данных значимость налоговых поступлений, как доходного показателя консолидированного бюджета страны, выберем период времени, включающий три года с 2020 по 2022 год, и проведем анализ с учетом динамики по величинам полученных и расходованных средств (табл. 1).

Таблица 2. Структура доходов и расходов консолидированного бюджета РФ за 20202022 гг.[3]______

Наименование показателя 2020 2021 2022 2022-2020 + - млрд. руб. 2022/2020 Темп прироста %

Доходы, всего 38 205,7 48 118,4 53 073,8 14 868,10 28

Нефтегазовые доходы 5 235,2 9 056,5 11 586,2 6 351,00 54,8

Ненефтегазовые доходы: 32 970,5 39 061,9 41 487,6 8 517,10 20,5

Налоговые доходы, в том числе ввозные пошлины и страховые взносы на обязательное социальное страхование 26 273,40 32 167,50 33 953,80 7 680,40 29,2

Прочие 6 697,1 6 894,5 7 533,7 836,60 11,1

Расходы, всего 42 503,0 47 072,7 55 182,0 12 679,00 22,9

Дефицит (-)/Профицит (+) -4 297,3 1 045,7 -2 108,1

Ненефтегазовый дефицит -9 532,6 -8 010,8 -13 694,3

В динамике доходов бюджета по сравнению с 2020 годом, 2022 году наблюдается прирост в размере 14 868,10млрд.руб. или на 28%.

При этом по налоговым доходам, в том числе ввозным пошлинам и по страховым взносам на обязательное социальное страхование в 2022 году получено на 7 680,40

млрд. руб. (29,2%) больше, чем в 2020 году.

По нефтегазовым доходам в 2022 году в отличие от 2020 года поступлений больше на 6 351,0 млрд. руб. (54,8%).

Судя по найденным данным набольший удельный вес по показателям поступлений за три рассматриваемых года приходится на налоговые доходы, на втором месте нефтегазовые доходы, а на третьем - прочие поступления.

По прочим доходам бюджета с 2020 года наблюдается увеличение по 2022 год, при этом разница с базовым годом составила 836,60млрд.руб. или 11,1%.

В динамике расходов за три года также можно отметить увеличение по сравнению с 2020 годом, 2022 году наблюдается прирост в размере 12 679,0 млрд.руб. или на 22,9%.

Чтобы определить по какому виду доходов были наибольшие поступления рассчитаем удельный вес каждого в общей сумме доходов за каждый год (табл. 2).

Разберем более подробно налоговые доходы и рассмотрим динамику поступлений с 2020 по 2022 года по основным налогам федерального уровня. (табл. 3).

Таблица 3. Динамика налоговых поступлений за 2020-2022 гг. [3]

Наименование показателя Год Величина (млрд. руб.) 2021-2020 + - (млрд. руб.) Прирост (%) 2022-2021 + - (млрд. руб.) Прирост(%)

2020 2021 2022

Налоговые доходы из них: 21 013, 8 28 530, 8 33 582, 1 7 517 5 051,3

35,7 17,7

НДС 7 202,30 9 212,60 9 553,00 2010,3 340,4

27,9 3,6

Акцизы 1 800,30 2 095,50 2 367,90 295,2 272,4

16,3 12,9

Налог на прибыль 4 018,40 6 081,70 6 355,90 2063,3 274,2

51,3 4,5

Налог на доходы физических лиц 4 253,10 4 883,90 5 729,10 630,8 845,2

14,8 17,3

Таблица 2. Удельный вес по видам доходов за 2020-2022 гг.

Вид дохода Год, удельный вес (%)

2020 2021 2022

Налоговые доходы, в том числе ввозные пошлины и страховые взносы на обязательное социальное страхование 68,8 66,9 63,9

Нефтегазовые доходы 13,7 18,8 21,9

Прочие 17,5 14,3 14,2

Как уже отмечалось выше, общая сумма налоговых доходов за рассматриваемый период по динамике имеет направление в сторону увеличения. Как видно по приведенным в таблице данным поступления по НДФЛ в 2021 году по сравнению с предыдущим годом увеличились на 14,8% или на 630,8 млрд. руб., а в 2022 году по сравнению с 2021 годом прирост составил 17,3% или 845,2 млрд. руб.

Суммы полученных от организаций налоговых платежей по налогу на прибыль в 2021 году увеличились на 2 063,3млрд.руб. (51,3%), а в 2022 году по отношению к 2021 году прирост равен 274,2млрд.руб. или 4,5%.

Что касается НДС то тут наблюдаются более значительные увеличения по годам в отличие от остальных налогов, так по отношению к базисному году в 2021 году увеличение составило 2 010,3млрд.руб., что равно 27,9%, а в 2022 году -5 051,3млрд.руб. или на 17,7%.

В вопросе лидерства по суммам общих поступлений на первом месте, как мы видим, стоит НДС, это может объясняться

часть товаров (работ, услуг), находящихся в обороте на всей территории страны.

На основе проведенного анализа по представленным показателям, вытекает вывод, что в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации основным источником пополнения являются налоговые доходы, а что касается динамики и объемов поступлений по рассмотренным основным налогам федерального значения, то динамика за исследуемый период наблюдается положительная тенденция и большая часть поступлений идет от НДС. Таким образом, налоговые доходы играют решающую роль в формировании доходной части бюджетов страны, объединяемых в консолидированный бюджет. Следовательно, для поддержания и развития экономики регионов и страны как таковой существенное значение имеет разработка и реализация действенного налогово-бюджетного механизма, с учетом политических, демографических, территориальных, экологических различий регионов, а также уровня их социально-экономического развития.

тем, что по России облагается большая

Библиографический список

1. Бюджетная система Российской Федерации учебник для бакалавров / Под ред. Г.Б. Поляка. - Москва: Изд. Проспект, 2015.

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).

3. Отчет об исполнении бюджета Чеченской Республики за 2022 год.

4. Курбанов С.А., Баташев Р.В. Региональные особенности применения инструментов налоговой политики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2022. - № 12-3 (75). - С. 110-114.

5. Курбанов С.А. Оценка роли налоговых доходов в формировании консолидированного бюджета Чеченской Республики / С.А. Курбанов, М.Р. Бурсагов, А.В. Асхабов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 7(108). - С. 435-438.

ANALYSIS OF TAX REVENUE RECEIPTS TO THE CONSOLIDATED BUDGET OF

THE RUSSIAN FEDERATION

S.A. Kurbanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

K.M. Israilov, Graduate Student

H.S. Dashaev, Graduate Student

Kadyrov Chechen State University

(Russia, Grozny)

Abstract. The article describes the indicators of the consolidated budget. In order to assess the role of tax revenues in the budget system, an analysis was carried out on general budget indicators and specifically on indicators of tax receipts. Based on the analysis of the presented indicators, it was concluded that tax revenues are the main source of replenishment in the revenue structure of the consolidated budget of the Russian Federation, and the dynamics over the period under study are positive and most of the revenue comes from VAT and NGOs.

Keywords: tax revenues, non-tax revenues, revenues of target budget funds, gratuitous transfers, consolidated budget of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.