Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы российского рынка социальных инвестиций в доступное жилье'

Тенденции и перспективы российского рынка социальных инвестиций в доступное жилье Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / РЫНОК ЖИЛЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / НЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жовнерчук Т.В.

В статье анализируются современные особенности рынка социальных инвестиций в Российской Федерации, его тенденции и перспективы. Особое внимание уделено проблемам социальных инвестиций на рынке доступного жилья, роли предприятий и государства как основных инвесторов на данном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы российского рынка социальных инвестиций в доступное жилье»

тенденции и перспективы

российского рынка социальных инвестиций в доступное жилье

Т. В. ЖОВНЕРЧУК, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: chouk@list.ru Российский государственный социальный университет

В статье анализируются современные особенности рынка социальных инвестиций в Российской Федерации, его тенденции и перспективы. Особое внимание уделено проблемам социальных инвестиций на рынке доступного жилья, роли предприятий и государства как основных инвесторов на данном рынке.

Ключевые слова: оценка эффективности, рынок жилья, социальные инвестиции, инвестиционный проект, доступное жилье, национальный проект, неэкономические результаты.

Теоретическое осмысление стратегии реализации жилищной политики по всем территориальным уровням, необходимость разработки ее методологических основ, учитывающих природно-климатические условия, обычаи, национальные традиции, социально-демографические характеристики, особенности регионального хозяйствования, экономические связи и перспективы развития региона, невозможны без определения роли предприятий и государства как основных инвесторов на рынке доступного жилья.

Системная реализация функций инвестора как со стороны предприятий, так и со стороны государства, сопряжена с крупномасштабными инвестициями, не приносящими инвестору высокой прибыли, но создающими условия для роста экономики. Социальные инвестиции, как и материальные блага, содействуют образованию национального продукта, поскольку целью любой экономики является удовлетворение человеческих потребностей с помощью материальных, духовных или иных благ.

Формирование механизма социального инвестирования, являющегося «ядром» социальной

политики государства и базирующегося на существующих и вновь создаваемых институциональных структурах социального партнерства, невозможно без разработки методов обоснования принятия инвестиционных решений.

В настоящее время в России средняя обеспеченность населения жильем в расчете на одного человека составляет около 20 м2 общей площади, что в 2—3 раза ниже, чем в странах ЕС и США [1].

При этом улучшить свои жилищные условия может лишь незначительная часть населения. Это позволяет говорить о недостаточном уровне доступности жилья, и такая ситуация не может быть признана удовлетворительной. В связи с этим формирование и развитие рынка доступного жилья, как современного экономического механизма решения жилищной проблемы, стало государственной задачей и приобрело общенациональный статус.

Ситуацию по формированию рынка доступного жилья в настоящее время можно определить как проблемную. Эта ситуация характеризуется низким уровнем платежеспособности основной части населения страны и высокой дифференциацией доходов по социальным группам, что приводит к значительному расслоению домовладельцев по уровню обеспеченности и степени комфортности имеющегося и требуемого жилья, а также к необходимости развития адресной социальной жилищной политики.

В наиболее общем виде эффективный рынок доступного жилья — это целесообразная социально-экономическая деятельность институциональных рыночных структур по регулированию спроса и предложения на основе управления

56

финансы и кредит

воспроизводством жилищной недвижимости для стабильного и долговременного обеспечения нормативных уровней воспроизводства жилого фонда с оптимальными параметрами соотношения прямых и косвенных трансакционных издержек на его воспроизводство.

Для успешной реализации национального жилищного проекта в России необходимо формирование эффективных региональных рынков доступного жилья, а также проведение социального инвестирования.

Социальное инвестирование — это инвестиционная деятельность, направленная на решение социальных проблем, она осуществляется ради человека, рассматриваемого, с одной стороны, в качестве ресурса экономического роста (инвестиции в человеческий капитал), и с другой — в качестве цели экономического развития общественной системы любого уровня.

Структура организационно-экономического механизма социального инвестирования включает подсистему мониторинга экономических, социальных и экологических последствий на всех уровнях социальной ответственности.

Методологической основой социально-экономического подхода к функционированию механизма социального инвестирования являются следующие основополагающие принципы:

— приоритет социальных интересов;

— наличие материального производства, обеспечивающего социально-экономическое развитие территории;

— учет взаимообусловленности социальных, технологических, экологических и экономических факторов.

Рассматривая социальные инвестиции в качестве экономической категории, важно определить параметры результативности, по которым может оцениваться эффективность социальных инвестиций.

Так, результативность социального инвестирования можно оценивать как совокупность эффектов, получаемых в различных сферах жизнедеятельности общества, характеризующихся следующими взаимосвязанными индикаторами:

• социальные эффекты — характеризуются индикаторами, определяющими повышение уровня жизни людей и степень удовлетворенности населения качеством жизни;

• социально-экономические эффекты — характеризуются индикаторами, дающими представление об экономическом эффекте инвестици-

онных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта;

• экономические эффекты — характеризуются показателями, традиционно отражающими экономический эффект социальных инвестиционных проектов на основе соотношения результатов и затрат.

Важным моментом в определении параметров результативности социального инвестирования должен стать учет не только абсолютных показателей, характеризующих величину социальных инвестиций на определенный момент времени, но и относительных, формирующих представление о динамике происходящих процессов в социальной сфере.

Целями повышения результативности социального инвестирования являются:

• ориентация органов государственного управления всех уровней на достижение общественно значимых результатов;

• снижение избыточного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов инвестирования;

• повышение эффективности механизмов распределения финансовых ресурсов, направляемых на реализацию целевых программ социального развития;

• снижение издержек от неэффективных решений, принимаемых органами государственного управления на всех уровнях.

Для развития территориальных рынков доступного жилья необходимо использовать Резервный фонд, который сможет обеспечить выполнение долгосрочных ипотечно-инвестиционных социальных программ по реконструкции существующего жилого фонда, строительству малоэтажных и индивидуальных жилых домов по дешевым технологиям, возведению пригородных комфортных экологических поселений усадебного типа.

Инициативы Правительства РФ последних лет по формированию системы законодательных актов, призванных обеспечить доступность жилья для большей части населения страны, демонстрируют изменение курса проводимых реформ в сторону формирования социальных, в том числе и жилищных стандартов.

Государственную социально-экономическую политику можно определить как систему отношений федеральных, региональных и местных органов власти, которые возникают в процессе разработки и практической реализации взаимоувязанных социальных, экономических, экологических целей и ориентиров. Главная и конечная цель социально-

экономической политики — улучшение качества жизни населения.

Необходимо отметить, что государственная политика социального инвестирования должна строиться не только исходя из ожиданий бюджетных доходов от инвестиций, но и с учетом динамики роста совокупного спроса, напрямую связанного с повышением уровня жизни населения.

По отношению к развитию социальной сферы экономическая роль государства сводится, прежде всего, к выполнению следующих функций:

• законодательное формирование правил экономического поведения бизнес-структур и домохозяйств;

• формирование условий для размещения государственного заказа и правил функционирования предприятий государственного сектора экономики;

• сотрудничество с гражданскими институтами и их поддержка;

• выработка общих ориентиров развития социального инвестирования;

• разработка механизмов взаимодействия субъектов социального инвестирования;

• контроль за инвестиционными процессами в социальной сфере;

• оценка и мониторинг инвестиционных процессов в социальной сфере. Необходимо отметить, что трехуровневая пространственная структура социально-экономической политики различается по целям, функциям, субъектам и механизмам реализации. На федеральном уровне разрабатывается нормативно-правовая база, принимаются основные законы, формируется система взаимоотношений между субъектами разного уровня. На региональном уровне решаются задачи обеспечения комплексного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их «привязки» к региональным проблемам. Местный уровень социально-экономической политики призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, которые определены в рамках федеральной и региональной социально-экономической политики, «привязать» их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования.

Правительство Российской Федерации активно ищет новые способы повышения эффектив-

ности жилищной политики, однако достижение такой цели сопряжено со многими трудностями, в том числе и с трудностями реализации данной политики на территориальных уровнях.

В нынешних условиях возрастает роль предприятий, использующих в своих стратегических планах развитие принципов социального инвестирования, что повышает адаптивность и эффективность предпринимательской системы в целом.

С точки зрения собственной стратегии предприятия социальная активность бизнеса является механизмом управления непроизводственными рисками, который может обеспечить в перспективе благоприятные условия для развития бизнеса.

Социальное инвестирование (помимо реализации конкретных проектов в экономической сфере) способствует легитимизации деятельности предпринимателей в глазах общественности, что является для предпринимателей немаловажным фактором.

Существующая взаимозависимость общества и корпораций предусматривает необходимость для предприятий принять на себя обязательства в сфере социального инвестирования.

Успешность реализации политики социального инвестирования напрямую зависит от долгосрочных целей предприятия и наличия социальных компонентов в его корпоративной стратегии. На современном этапе развития бизнеса наличие социальной стратегии предприятия является ключевым элементом и фактором его устойчивого и конкурентоспособного развития.

Данное утверждение подтверждается тем, что в последние годы корпорации, помимо производства продукции, стали заниматься поддержанием стабильности социума, регулировать оптимальные пропорции благосостояния между различными слоями населения в процессе осуществления ими социальных инвестиций.

Однако несмотря на многочисленные исследования различных аспектов реализации социальных инвестиций в отечественной и зарубежной экономической литературе, у исследователей до настоящего времени нет единой точки зрения относительно экономической природы социальных инвестиций и на методы управления социальными инвестициями, которые осуществляются хозяйственными субъектами.

Анализ концепции национального жилищного проекта и основного инструмента для его выполнения (Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002—2010 гг.) показывает, что основными сложностями в реализации проекта являются:

58

финансы и кредит

• отсутствие четко определенных национальных жилищных приоритетов и стратегий их достижения. Необходимо обозначить перспективные национальные жилищные стандарты по уровню обеспеченности жильем, структуре, комфортности, экологичности жилищ по территориям РФ, социальным группам населения и обеспечить их строгое соблюдение и реализацию через долгосрочные социальные ипотечно-инвестиционные территориальные программы воспроизводства жилой недвижимости;

• отсутствие эффективного общефедерального экономического механизма регулирования территориальных рынков доступного жилья. Значительная дифференциация регионов России по уровню деловой активности, степени развития институциональной структуры жилищного рынка и предлагаемый механизм распределения федеральных финансовых средств могут привести к тому, что «богатые» территории получат большую инвестиционную поддержку и обеспечат максимальное развитие своих территориальных рынков доступного жилья. При этом вполне реален сценарий, когда будет увеличиваться разрыв между регионами по степени развития рынков жилья, по уровню доступности жилья и его комфортности [2].

В качестве современного инновационного фактора доминирующего управления территориальными рынками доступного жилья предлагается рассматривать ипотечно-инвестиционную инсти-туализацию строительства.

Необходимо отметить следующие тенденции в процессе реализации жилищной политики:

• повышение внимания органов государственного управления к проблемам стратегического развития жилищного сектора, что обусловлено отсутствием ожидаемых конечных результатов от реализации жилищной политики;

• развитие банковского механизма ипотечного жилищного кредитования в соответствии с условиями доступности жилья для широких слоев населения;

• наличие тенденции «волны роста» строительства по всем регионам России. При этом точечное уплотнение существующей территории застройки на имеющихся инженерно-инфраструктурных мощностях будет ограничено и завершится примерно через 4—5 лет. После этого стоимость строительства будет резко увеличиваться в связи с необходимостью освоения новых территорий застройки и затратами на развитие инженерной инфраструктуры.

С учетом данных тенденций принятые государством меры должны обеспечить «запуск» и устойчивое развитие механизмов ипотечного жилищного кредитования, рефинансирования и секьюри-тизации ипотечных активов, бюджетно-ипотечной поддержки малообеспеченных и социально значимых слоев населения.

Список литературы

1. URL: http://www.UrbanEconomics.ru/news/ ?mat_id=735

2. URL: http://nacproekti.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.