Научная статья на тему 'Роль и место понятийно-категориального аппарата в реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России"'

Роль и место понятийно-категориального аппарата в реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЖИЛЬЯ / HOUSING MARKET / ДОСТУПНОСТЬ ЖИЛЬЯ / AVAILABILITY OF HOUSING / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА / STATE HOUSING POLICY / КОМФОРТНОСТЬ ЖИЛЬЯ / COMFORT OF HOUSING / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС / SOLVENT DEMAND / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / NATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионов Аркадий Николаевич, Ларионова Юлия Владимировна

Выявлены основные проблемы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Обоснована невозможность одновременного решения доступности и комфортности жилья в условиях ограниченности бюджетов всех уровней государственной власти и низкого платежеспособного спроса населения. Предложено концентрировать финансовые ресурсы на увеличении объемов массового строительства доступного жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND THE PLACE OF THE CONCEPTUAL AND CATEGORICAL DEVICE IN IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL PROJECT "THE AVAILABLE AND COMFORTABLE HOUSING - TO CITIZENS OF RUSSIA"

The main issues of the priority national project "The available and comfortable housing — to citizens of Russia" implementation are revealed. The impossibility of the simultaneous solution of availability and comfort of housing in the conditions of budgets of all levels limitation and low solvent demand of the population is proved. It is offered to concentrate financial resources on increase in volumes of mass construction of affordable housing.

Текст научной работы на тему «Роль и место понятийно-категориального аппарата в реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье -гражданам России"»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2014

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

А. ЛАРИОНОВ

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Института экономики РАН, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский центр "Стратегия"»

Ю. ЛАРИОНОВА доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и управление народным хозяйством» НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия»

РОЛЬ И МЕСТО ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО

АППАРАТА В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ -ГРАЖДАНАМ РОССИИ»

Выявлены основные проблемы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Обоснована невозможность одновременного решения доступности и комфортности жилья в условиях ограниченности бюджетов всех уровней государственной власти и низкого платежеспособного спроса населения. Предложено концентрировать финансовые ресурсы на увеличении объемов массового строительства доступного жилья.

Ключевые слова: рынок жилья, доступность жилья, государственная жилищная политика, комфортность жилья, платежеспособный спрос, национальный проект.

JEL-классификация: L74, L78, O18.

Тщетно ожидать большого прибавления в знаниях от введения и прививки нового к старому. Должно быть совершено обновление до последних основ, если мы не хотим вечно вращаться в круге с самым ничтожным движением вперед.

Фрэнсис Бэкон

Идея написать эту статью родилась в результате многолетних совместных наблюдений и научных исследований авторов за эволюцией рынка жилья в России и за рубежом. Мы очень часто в пореформенный период задавали себе вопрос: чем вызвано отрицание хозяй-

ственной практикой научных представлений о различных аспектах жилищной экономики в нашей стране? И почему для того, чтобы убедиться в ошибочности современных представлений о жилище как таковом, сообществу ученых и экспертов надо вместе со строителями и чиновниками, вырабатывающими и реализующими в стране государственную жилищную политику, «идти вместе и до конца»?

Необходимость качественного анализа альтернативных отраслевых политик в настоящее время не требует научного обоснования. Однако, рассматривая государственную жилищную политику как совокупность мер и действий (проектов и программ) федерального правительства в области производства, потребления, накопления и эксплуатации в стране объектов жилой недвижимости, весьма сложно обойти вниманием созданную в стране законодательную базу, регулирующую вопросы государственной политики в сфере жилищного строительства1.

Мы положительно оцениваем цель, задачи и достигаемые на разных этапах результаты ФЦП «Жилище» - корректно заданный вектор-цель во многом обусловил создание и функционирование ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», «Фонда содействия развитию жилищного строительства» и др. структур. Проводимые иссле-дования2 основных положений действующих законодательных актов РФ в сфере домостроения и результатов проводимой государственной жилищной политики свидетельствуют о высокой заинтересованности федеральной и региональной власти в решении жилищной проблемы. В частности, имеет место ежегодное существенное приращение жилищного фонда в Российской Федерации (на рис. 1 и в таблице представлены основные показатели по объемам ввода и обеспеченности населения жильем граждан РФ)3.

В 2012 г. в нашей стране было введено 65 млн м2 жилья4. Этот показатель в два раза превышает показатель 2001 г. В первом полугодии 2013 г. динамика также продолжает оставаться положительной.

1 Новый Жилищный Кодекс РФ, ФЦП «Жилище», приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства», Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Концепция развития малоэтажного жилищного строительства и другие нормативно-правовые акты, прямо или косвенно способствующие развитию жилищного строительства в нашей стране и повышению его доступности.

2 См., например: Горшков Р.К. Формирование рынка доступного жилья в России. М.: Издат-во АСВ, 2010; Ларионов А.Н. Обоснование системы показателей эффективности программных мероприятий развития рынка доступного жилья в России // Градостроительство. 2012. № 2 (18). С. 75-73.

3 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. www.gks.ru.

4 Там же.

Ведется работа по либерализации рынка земли для комплексного освоения5. По данным Минрегиона России6, в настоящее время реализуются пилотные проекты по предоставлению бесплатных земельных участков победителям аукционов на понижение цены7. В разной стадии реализации находятся 44 проекта создания жилищно-строительных кооперативов для отдельных категорий граждан. При этом количество заявок со стороны субъектов РФ постоянно растет.

Вместе с тем экономический анализ проблем реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»8 позволил сделать вывод о том, что создание и обеспечение функционирования системы выдачи кредитов через ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» с привлечением многочисленных и заинтересованных банков-партнеров оказалось гораздо более легким делом, нежели построение эффективной системы подготовки строительных площадок и их распределения посредством аукционов. При этом следует отметить, что административные барьеры для строительных компаний так и не были преодолены.

В результате на отечественном рынке жилья снизились объемы нового строительства и предложения, что позволило девелоперам удерживать цены, сформированные с учетом стоимости прохождения через административные барьеры. На рынке жилой недвижимости

5 Президентом РФ дано поручение федеральному правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, обеспечить формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы), разработать план мероприятий по предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов, обеспечить формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень доходов.

6 Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. www.minregion.ru.

7 Возможность получения доступного и комфортного жилья до 2020 г. будет предоставлена 60% российских семей. Среди первоочередных мер Правительству РФ поручено, в частности, снизить до 2018 г. показатель превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта, увеличить количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тыс. в год, создать для россиян возможность улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.

8 См., например: Экономика и управление жилищной сферой: современные проблемы и перспективы развития / Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 22 февраля 2010. М.: МАКС ПРЕСС, 2010.

80

1990 1991 1992 19931994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 20072008 2009 2010 2011

Рис. 1. Динамика строительства жилья в России (млн м2).

Таблица

Площадь жилых помещений на одного жителя РФ (м2)

Годы

Показа- 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

тели

площади

В целом по стране 19,2 20,9 21,3 21,5 22,0 22,4 22,6

В городской местности 18,9 20,5 20,9 21,3 21,7 22,1 22,2

В сельской местности 19,9 21,8 22,3 22,3 22,7 23,1 23,6

Источники: Составлено авторами на основе совокупности статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

стал раздуваться «спекулятивный пузырь» (в т.ч. и благодаря кредитным деньгам). Другими словами, существенно выросла доходность строительного бизнеса, а доступность жилья так и осталась крайне низкой.

Кроме того, жилье, которое находится в собственности у основной части российских граждан, характеризуется малыми размерами жилой площади, низким качеством и низкой стоимостью. При этом только у четверти российских граждан относительно благополучные жилищные условия, а в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии, в настоящее время проживает 25% семей9.

9 По данным экспертов, около 40% российских граждан или вообще не имеют отдельного жилья, или в их пользовании находится менее 8 м2 на человека, или они имеют в собственности неблагоустроенный сельский дом. Фактическая очередь се-

Следует также подчеркнуть, что в нашей стране жилье для большинства семей является единственным ценным имуществом, и его стоимость постоянно растет, что связано с целым рядом деструктивных факторов в российской экономике. Вместе с тем, доля населения, желающего и способного решить свою жилищную проблему с помощью ипотечного кредита, составляет всего 8%. Изношенность жилищного фонда и отсутствие у большинства россиян возможности приобрести жилье, обеспечивающее минимальные стандарты жизни, является опасным источником поляризации жизнеобеспеченности населения и формирует системный фактор роста социальной напряженности.

Таким образом, государственное регулирование жилищного строительства не дало ожидаемого социально-экономического эффекта10 (см. рис. 2, 3)11, а способствовало получению совершенно обратного результата.

Экономические преобразования, осуществляемые в пореформенный период в России, безусловно, изменили и облик нашей страны, и ориентиры общественного развития. В условиях социально-экономического реформирования возросло значение проблем совершенствования, организации и управления рынком жилья на федеральном и региональных уровнях. Но возможность решения этих проблем напрямую зависит от степени обоснованности принимаемых органами государственной власти решений в области жилищной политики, целесообразности методологических и концептуальных предпосылок, достоверности и адекватности используемых статистических

мей на получение жилья превышает 4 млн чел. Стоимость жилья, которое необходимо построить, составляет по их оценкам 400-450 млрд долл. У российских банков нет таких активов, чтобы они могли обеспечить эту сумму кредитов. Государственные возможности инвестирования и инвестиционного кредитования жилищного строительства и промышленности строительных материалов крайне недостаточны в связи с демонетизацией экономики, и эта проблема требует новых решений.

10 Невыполнение бюджетом своих обязательств, а также отсутствие «прозрачных» процедур формирования тарифов обусловили непривлекательность жилищной сферы для частного инвестора, хотя создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли в долгосрочной перспективе. Основными причинами ограниченного платежеспособного спроса российских граждан на приобретение и строительство жилья являются: весьма низкий уровень доходов населения при высокой доле текущего потребления; недостаточное развитие института долгосрочного жилищного кредитования; необоснованно высокие процентные ставки, снижающие доступность жилищных кредитов и являющиеся финансовым и психологическим ограничением; недостаточный уровень накоплений граждан для оплаты первого взноса для получения ипотечных жилищных кредитов, а также ряд других причин, в том числе глобальный экономический кризис.

11 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. www.gks.ru.

зцены на жилье, тыс. руЬ. —Доходы населения,

Рис. 2. Динамика роста цен на жилье и доходов населения

Рис. 3. Изменение коэффициента доступности жилья

Источники: Составлено авторами на основе совокупности статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

и налитических материалов, методического инструментария, а также понятийно-категорального аппарата.

Поэтому в контексте наших рассуждений, считаем необходимым обратить внимание на некорректность названия ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». В нем удивительным образом «совмещена несовместимость» двух взаимоисключающих категорий - «доступность» и «комфортность», поскольку комфортное жилье, по определению, не может быть доступным - это противоречит объективным экономическим законам. Парадоксально, но, судя по названию рассматриваемого мега-проекта, - это факт.

Именно поэтому оригинальность любой идеи (в нашем случае -постановка разновекторных целей доступности и комфортности) требует обоснования. По нашему мнению, разработчикам ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» следовало бы определить (классифицировать) уровни комфорта12 жилища и критерии его доступности. Однако, несмотря на то, что с момента начала реализации данного проекта прошло более семи лет, до настоящего времени такая роспись в нем отсутствует: о необходимости повышения доступности жилища сказано весьма достаточно (о чем свидетельствует изложенное выше), а о комфорте - ничтожно мало.

На конкретном примере несовместимости комфорта и доступности мы хотим показать, что одной из главных причин низкой результативности проводимых в России экономических реформ является отсутствие связи между фундаментальной экономической теорией и реальной хозяйственной практикой. Исследования экономических отношений и интересов участников российского рынка жилья свидетельствуют о наличии достаточного социально-экономического потенциала для развития. Но отсутствие системной концепции функционирования данного сегмента национальной экономики, как в начале проведения реформ, так и на современном этапе, не позволяет государству обеспечить его эффективное использование.

Основной целью государственной жилищной политики в нашей стране является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан. Решение указанных задач должно осуществляться путем совершенствования и реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий. Актуальными являются четыре основных направления: развитие жилищного строительства; совершенствование жилищно-коммунального комплекса; предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья.

Результаты проводимых нами исследований проблем рынка жилья свидетельствуют о том, что программные методы, являясь по своей

12 К факторам, характеризующим комфортность жилища, можно отнести, например, удаленность жилища от города, просторные комнаты, качество прилегающей территории (наличие подъездных дорог и тротуаров, парковки, детских площадок), высокие потолки, небольшое количество квартир в доме, благоприятную экологию прилегающей территории, использование в период строительства экологически чистых строительных и отделочных материалов, высокий уровень систем вентиляции и кондиционирования, хорошая звукоизоляция (применение материалов с высоким коэффициентом звуко- и шумоизоляции).

сути прогрессивными, не дали необходимого эффекта. Это связано с их эклектичностью в переходный период, который, сопровождался экономическими кризисами и потерей управляемости всей системы. Это определяет необходимость создания специального механизма государственного управления, специфичного только для переходного периода. Впоследствии его можно заменить рыночным саморегулиро-ванием13.

Но вместе с тем вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что современная государственная жилищная политика дает вполне ощутимые количественные результаты. Именно поэтому мы считаем, что народнохозяйственная задача повышения доступности строящегося жилья должна быть стратегическим приоритетом государственной жилищной политики.

В настоящее время основной жилищный фонд в России превысил сроки безопасной эксплуатации, поэтому обеспечение доступности и безопасности жилья - это первоочередная задача государства. Именно государство должно определить для рынка, сколько и какого жилья на нем будет строиться. А повышение комфортности жилья в условиях низкого платежеспособного спроса населения, дефицита бюджетов всех уровней и, как следствие, дефицита жилья как такового - это космическая цель, и, по нашему мнению, она недосягаема. Поэтому «корабль» (в нашем случае, приоритетный национальный проект) должен быть назван корректно: «Доступное жилье - гражданам России».

Литература

1. Горшков Р.К., Дикарева В.А. Формирование рынка доступного жилья в России. М.: Издат-во АСВ, 2010.

2. Ларионов А.Н. Обоснование системы показателей эффективности программных мероприятий развития рынка доступного жилья в России // Градостроительство. 2012. № 2 (18).

3. Ларионов А.Н. Экономический потенциал программно-целевого метода управления развитием экологического домостроения // Вестник Гражданских инженеров. 2012. № 3 (32).

13 Ларионов А.Н. Экономический потенциал программно-целевого метода управления развитием экологического домостроения // Вестник Гражданских инженеров. 2012. № 3 (32). С. 277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.