Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИЕЙ АПК УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИЕЙ АПК УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXPORT / IMPORT / GLOBALIZATION / AGRARIAN PRODUCTS / COMPETITION / WORLD MARKET / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / АГРАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / МИРОВОЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логоша Роман Васильевич, Подвальная Оксана Григорьевна

В статье проведен анализ тенденций развития внешнеэкономической деятельности отечественного агропромышленного комплекса в условиях глобализации мировой экономики. Установлено позитивное состояние внешнеторгового обращения продукцией АПК. Определены основные торговые партнеры Украины на мировом рынке аграрной продукции. Обоснованы перспективы развития внешнеэкономической деятельности на основе нереализованных сравнительных и конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY PRODUCTS АIC IN CONDITIONS GLOBALIZATION

In the article the analysis of progress of foreign economic activity of home agro industrial complex trends is conducted in the conditions of globalization of world economy. The positive state of foreign trade turnover is set by the products of АIC. The basic trade partners of Ukraine are certain in the world market of agrarian products. The prospects of development of foreign economic activity are reasonable on the basis of the unrealized comparative and competition advantages.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИЕЙ АПК УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

y

Logocha R. V. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor department of agrarian management, Vinnytsia National Agrarian University Pidvalna O.G. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor department of agrarian management, Vinnytsia National Agrarian University

Логоша Роман Васильевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры аграрного менеджмента, Винницкий национальный аграрный университет Подвальная Оксана Григорьевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры аграрного менеджмента, Винницкий национальный аграрный университет

TENDENCIES AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY PRODUCTS АГС IN CONDITIONS GLOBALIZATION ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИЕЙ АПК УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Summary: In the article the analysis of progress of foreign economic activity of home agro industrial complex trends is conducted in the conditions of globalization of world economy. The positive state of foreign trade turnover is set by the products of AIC. The basic trade partners of Ukraine are certain in the world market of agrarian products. The prospects of development of foreign economic activity are reasonable on the basis of the unrealized comparative and competition advantages.

Key words: export, import, globalization, agrarian products, competition, world market.

Аннотация. В статье проведен анализ тенденций развития внешнеэкономической деятельности отечественного агропромышленного комплекса в условиях глобализации мировой экономики. Установлено позитивное состояние внешнеторгового обращения продукцией АПК. Определены основные торговые партнеры Украины на мировом рынке аграрной продукции. Обоснованы перспективы развития внешнеэкономической деятельности на основе нереализованных сравнительных и конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: экспорт, импорт, глобализация, аграрная продукция, конкуренция, мировой рынок.

Постановка проблемы. Важным заданием на современном этапе развития внешнеэкономической деятельности продукцией АПК в условиях глобализации является сбалансированность внешнеэкономических связей как необходимое условие формирования конкурентоспособной аграрной продукции на мировом рынке. Нарушение сбалансированности внешнеэкономической деятельности аграрной продукцией может стать причиной разрушения экспортно-импортного потенциала страны.

Углубление развития мировых аграрных рынков в условиях глобализации экономики вызывает масштабные изменения во внешнеэкономической деятельности АПК Украины. Учитывая это, исследования развития внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий АПК приобретают особенную актуальность. Повысить эффективность функционирования отечественного АПК можно с помощью формирования эффективной стратегии развития внешнеэкономической деятельности, поиска новых механизмов привлечения иностранного капитала, повышения конкурентоспособности отечественной аграрной продукции и поддержания продовольственной безопасности страны. Это предопределяет необходимость разработки взвешенной и сбалансированной внешнеторговой политики, определения направлений

формирования и эффективной реализации экспортного потенциала, совершенствования механизма внешнеэкономической деятельности предприятий АПК.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследования теоретических и практических аспектов внешнеэкономической деятельности продукцией АПК рассмотрены в научных трудах В.Г. Андрийчука, В.1. Власова, В.1. Губенка, В.Ю. Ильина, С.М. Кваши, Н.О. Поварской, Ю.О. Лу-пенка, П.Т. Саблука, В.П. Сытника, В. Ткаченко О.О. Школьного, О.М. Шпычака и других авторов.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Невзирая на усилие внимания к проблематике развития внешнеэкономической деятельности аграрной продукцией, остается еще пакет нерешенных вопросов относительно адаптации деятельности отечественных аграрных предприятий к трансформационным изменениям мировой экономики.

Целью статьи является исследование экспортно-импортных операций продукцией АПК Украины, выявления особенностей функционирования аграрных предприятий при осуществлении внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации мировой экономики и обоснования перспектив их развития.

Изложение основного материала исследования. Организация и реализация внешнеэкономической деятельности в АПК Украины, как важной составляющей рыночной экономики, должна решать важные задания, которые связаны с обеспечением благоприятных условий для выхода на мировой рынок с аграрной продукцией в производстве которой Украина имеет конкурентные и сравнительные преимущества [1, с.66].

Развитие внешнеэкономической деятельности продукцией АПК нуждается в взвешенной и сбалансированной внешней торговой политики, которая является синтезом либерализации, протекционизма и призванная способствовать активизации и наращиванию экспортного потенциала в отрасли АПК. Поэтому стратегия внешнеэкономической деятельности АПК Украины должна представлять собой долгосрочную программу по развитию, которая должна учитывать особенности развития отечественного аграрного сектора и внешнеэкономических условий торговли аграрной продукцией.

Современный процесс глобализации характеризуется нестабильностью мировой экономики. Среди важнейших факторов, которые влияют на конъюнктуру глобального рынка аграрной продукции, можно выделить увеличение доходов потребителей в отдельных регионах, усиление конкурентного давления экономически развитых стран, рост цен на энергоносители и другие стратегические ресурсы, колебание обменных курсов валют, рост численности населения планеты, расширения сегмента органической продукции, а также технологические изменения, присущие для предприятий в сферах производства и инфраструктуры [2, с.191].

Отечественный рынок агропродовольствен-ной продукции является составной частью мирового рынка. Сегодня Украина является одним из ключевых игроков на мировой арене в секторе производства аграрной продукции, которая предопределяет развитие как внутреннего так и внешнего рынков. Аграрный сектор Украины остается одной из перспективных отраслей экономики, которая обеспечивает, позитивный баланс внешнеэкономической деятельности. Как показывают результаты исследования, внешнеторговый оборот продукции агропромышленного производства к общему внешнеторговому обороту за последних 10 лет вырос по экспорту на 21%, а по импорту -на 2,3%.

Однако, анализируя современное состояние развития отечественных агропромышленных предприятий, следует отметить, что последние характеризуются использованием устаревшего и изношенного оборудования, низкой технологично-

стью, отсутствием надлежащей инновационной составляющей, недостатком финансовых и трудовых ресурсов, недостаточно развитой инфраструктурой и сырьевой направленностью. Как результат мы имеем то, что эффективность производства валовой продукции на единицу земельной площади в странах ЕС в 3,2 разы более выше по сравнению с Украиной, поскольку страны Евросоюза производят 2189,2 евро валовой продукции сельского хозяйства на 1 гектар сельхозугодий при ее землевместимости 0,46 гектар/1000 евро, а Украина - 686,7 евро и 1,46 гектар/1000 евро соответственно [3, с. 81]. Но, имея высокий ресурсный потенциал, уникальные возможности для развития аграрной отрасли, отечественные производители аграрной продукции должны быстрее всего и полнее всего воспользоваться природными ресурсами, чтобы занять ведущее место на мировом рынке аграрной продукции.

Внешнеэкономическая деятельность продукцией АПК на современном этапе является чрезвычайно динамической. Это предопределено в значительной степени развитием специализации и кооперации производства в международном масштабе, снижением ряда ограничений в международной торговле, высокими темпами развития новых индустриальных стран.

В Украине наблюдается динамическое развитие внешней торговли. Доля Украины в мировом экспорте всех товаров и услуг всех секторов экономики составляет 0,34%, в импорте - 0,39%. Отечественный аграрный сектор экономики составляет около 17% ВВП и является одним из основных бюджетоформирующих и экспортоориентирова-ных секторов национальной экономики.

На экспорт продукции агропромышленного комплекса приходится 20-24% всего украинского экспорта. Главной особенностью торговли продукцией АПК является то, что невзирая на все колебания объемов экспорта в целом, они имеют тенденцию к росту, что отображено в увеличении объемов экспорта. Так, в 2015 году Украиной было экспортировано на мировой рынок аграрной продукции на сумму почти 14,8 млрд. дол., что больше на 13,5 млрд. дол. или в 11,2 разы показателя 2000 года, однако меньше на 13% от 2014 года. В то же время значительно ниже выросли объемы импорта продукции АПК - от 0,9 млрд. дол. в 2000 году до 3,8 млрд. дол. в 2015 году, или в 4,4 разы. Второй, чрезвычайно важной особенностью, есть то, что в течение всех лет сальдо внешнеторгового баланса продукцией АПК было позитивным. Позитивное сальдо внешнеэкономической торговли аграрной продукцией в 2015 году составило около 11 млрд. дол. (Рис. 1).

у

Рис. 1. Объемы экспорта, импорта и сальдо внешнеторгового баланса продукцией АПК, млрд. дол. Источник: Государственная служба статистики Украины [4]

20

18

16

14

12

10

В

ml

ш

1 ü

ж

щ

«аг

JBL

2000 2005 2010 2011 2012 2013 Экспорт продукции АПК, млрд. дол.

2014

2015

Импорт продукции АПК, млрд. дол.

Сальдо внешнеторгового баланса продукцыей АПК, млрд. дол.

8

6

4

2

0

Наибольший удельный вес в структуре аграрного экспорта уже традиционно занимают зерновые культуры, экспорт которых в 2015 году по сравнению с предыдущим годом вырос на 42% от общего объема, обеспечив позитивное сальдо в 5,9 млрд. дол. Жиров и масла было экспортировано на сумму 3,3 млрд. дол., или 22,7%. За товарной позицией «семя и плоды масличных растений» экспорт представлял 1,48 млрд. дол., или 10,1% от общей суммы экспорта. Вместе эти три товарных группы в отчетном году обеспечили почти 74,5% всех экспортных поступлений от продукции отечественного АПК.

Исследованием установлено, что географическая структура украинского экспорта остается неизменной уже несколько лет подряд. Ведущие позиции принадлежат трем регионам - странам Европейского Союза, Азии и Африки.

Как отмечает Бородина О.М., аграрный рынок Европейского Союза достаточно самодостаточен, с жесткими правилами конкуренции и высокими требованиями к стандартам качества, безопасности

агропродовольственной продукции и является очень важным для отечественных производителей [5, с. 53]. В течение 2015 года было экспортировано товаров в страны ЕС на сумму свыше 13 млрд. дол., что меньше на 23,4% по сравнению с предыдущим годом. При этом объем импорта составил 15,3 млрд. дол., и уменьшился за анализируемый период на 27,2%. Как результат, негативное сальдо внешнеторгового баланса со странами ЕС в 2015 году составило 2,3 млрд. дол. Наибольшие объемы экспорта от общего экспорта со странам ЕС представляла продукция агропромышленного комплекса и пищевой промышленности - 31,2%. Следовательно, можем констатировать, что экспорт товаров отечественного агропромышленного комплекса со стороны украинских производителей ориентирован прежде всего на этот рынок.

В 2015 году Азия усилила свои позиции основного импортера отечественной аграрной продукции. На фоне общего уменьшения показателей объемы отечественного экспорта со странами этого региона в 2015 году увеличились до 6,7 млрд.

дол. Как следствие, доля азиатских стран увеличилась от 38,5% в 2014 году до 45,3% в 2015 году от общего экспорта украинской аграрной продукции.

В страны Африки было экспортировано украинской аграрной продукции на сумму 2 млрд. дол. или на 13,5% от общего экспорта аграрной продукции.

Тенденция снижения отечественного экспорта аграрной продукции в страны СНГ состоялась в основном за счет уменьшения торговли с Россией. Сравнительно с 2014 годом долевая часть стран СНГ в экспорте украинской агропродукции уменьшилась в 2015 году на треть - из 15,1% до 10,2% - и составила в 2015 году 1,5 млрд. дол.

Рейтинг наибольших импортеров украинской агропродукции возглавляет Китай, который за год переместился из пятого на первое место. Если в

2014 году его часть составляла 4,5%, то в 2015 году - 8,4% от общего экспорта украинской сельхозпродукции (1,2 млрд. дол.). Индия, которая в 2014 году занимала первое место за объемами закупок продукции отечественных аграрных производителей, в 2015 году переместилась на второе место - 1,1 млрд. дол. За ней следуют Египет (1 млрд. дол.), Испания (0,9 млрд. дол.), Турция (0,8 млрд. дол.), Италия (0,6 млрд. дол.) и Нидерланды (0,6 млрд. дол.). Суммарная часть этих стран в украинском экспорте превышает 40%. Экспорт украинской агропродукции к Российской Федерации уменьшился из 1 млрд. дол. в 2014 году до 0,3 млрд. дол. в 2015 году. А сама Россия, которая еще год назад занимала 3 -е место в рейтинге основных импортеров украинского продовольствия, переместилась на 15-ое место [6].

По данным Государственной службы статистики Украины, общий оборот внешней торговли Украины продукцией АПК (группы 1-24 УКТВЭД) за 9 месяцев 2016 года составил 13,5 млрд дол. Это на 2,3% больше сравнительно с январем-сентябрем прошлого года. Основной причиной роста объемов аграрной торговли Украины является увеличения экспорта и импорта с Европейским Союзом. Объемы экспорта аграрной продукции за 9 месяцев 2016 года увеличились против показателей 2015 года на 0,1 млрд. дол. и составили 10,5 млрд. дол.[4]. В то же время экспорт агро-продукции к странам СНГ продолжает снижаться. Главным образом это происходит в результате действующих взаимных торговых ограничений с Россией. За январь-сентябрь 2016 года объемы поставок к этому региону уменьшились на 300 млн. дол. и составили 0,8 млрд. дол.

Ключевыми позициями отечественного экспорта в 2015 году были зерновые, семена масличных культур, масло и продукция пищевой промышленности, общая доля которых составила около 90% в агропродовольственном экспорте. В

2015 году абсолютным лидером по объему экспорта отечественной аграрной продукции стало масло подсолнечное. Отечественные компании экспортировали подсолнечного масла только в Индию на сумму почти 1,05 млрд. дол., или 34,6% от общего объема данной товарной группы и 7,2% от всей

аграрной продукции. Значительными являются экспортные поставки указанной продукции в Китай - 438,3 млн. дол., которые составляют 14,5% от всего объема этой товарной группы, и в Испанию, соответственно, на 155,2 млн. дол., или на 5,1%. На втором месте находится кукуруза, объем ее экспорта в Китай достиг около 543,7 млн. дол., или 18,1% от общего объема этой товарной группы, в Египет и Испанию, соответственно, 447,9 млн. дол. (14,9%) и 429,5 млн. дол. (14,3%).

Исследуя географию международной торговли аграрной продукцией, стоит отметить, что исключительно и стратегически важной продукцией, которая гарантирует продовольственную безопасность Украины, является зерно. Мировой рынок зерна контролируют пять основных экспортеров: США, Аргентина, Бразилия, Украина, Канада, Австралия. Суммарные экспортные предложения зерна со стороны основной пятерки экспортеров составляют свыше 83% всего объема мировой торговли. США являются наибольшим экспортером зерна. Относительно Украины можем констатировать, что в 2014-2015 маркетинговом году Украиной экспортировано 10,5 млн. тонн зерна пшеницы, а наибольшим импортером был Египет, который находиться на восьмом месте за объемами продаж пшеницы в мире (4,9% мирового рынка) [6].

Традиционно существенный спрос на мировом рынке имеет ячмень, наибольший объем экспорта которого был зафиксирован на сумму 398,7 млн. дол. Так, в 2015 году было экспортировано в Саудовскую Аравию почти 51,9% от общего объема экспорта этой товарной группы. Также следует заметить значительный экспорт соевых бобов в Турцию на сумму 381,7 млн. дол, который составляет 47,3% от общего объема этой товарной группы.

Как уже было отмечено выше, динамика импорта показывает позитивную тенденцию увеличения в течение 2000-2015 лет. Невзирая на отсутствие четко выраженной структуры, в импорте аграрной продукции традиционно доминируют некоторые товары. Это, в частности, табачные изделия, плоды и орехи (цитрусу и бананы), рыба и ракообразные (мороженая рыба), разные пищевые продукты, семена масличных культур, кофе и чай. Их совокупная часть составляет практически половину стоимости всего аграрного импорта.

По данным Государственной службы статистики, в 2015 году в Украину было ввезено агропродукции на 3,8 млрд. дол. Это на 41,5% меньше, чем в 2014 году, когда импорт агропродовольст-венной продукции составил 6,4 млрд. дол. Это объясняется низкой покупательной способностью населения Украины и повышением цен на импортированную продукцию через девальвацию национальной валюты.

Географическая структура отечественного импорта хранится неизменной последние несколько лет. Ведущие позиции принадлежат трем регионам - странам Европы, Азии и СНГ.

у

Часть европейских стран в общем импорте аг-ропродовольственной продукции в Украину увеличилась из 42,4% в 2014 году до 45,1% в 2015 году. Они традиционно формируют половину списка топ-20 основных поставщиков агропродукции в Украину. А такие страны как Германия, Польша, Франция, Италия и Испания уже несколько лет подряд хранят за собой места в первой десятке экспортеров аграрной продукции в Украину. Так, в 2015 году часть этих стран в отечественном импорте продовольствия составила 28,6%.

Страны Азии также усилили свои позиции импортера в Украину. Их доля в прошлом году составила 20,3% против 19,1% в 2014 году. Часть стран СНГ в украинском импорте уменьшилась с 12% в 2014 году до 9,1% в 2015 году, по большей части в результате свертывания торговли с Российской Федерацией. Она обеспечила только 7% поставок агропродукции на отечественный рынок. В прошлом году Россия впервые потеряла свою позицию основного импортера агропродук-ции в Украину и заняла третье место после Германии и Польши.

На фоне уменьшения объемов торговли со странами СНГ намечается тенденция к усилению позиции стран Латинской Америки - 8,6% в отечественном импорте продовольствия в 2015 году. Среди стран этого региона наиболее заметную роль играют Бразилия и Эквадор, поставки каждой в Украину в 2015 году составили по 3,2%, обеспечив им места в топ-10.

В 2015 году в товарной структуре импорта продовольственной продукции в Украину львиная доля приходилась на плоды, преимущественно цитрусы, бананы, и орехи - 466 млн. дол. На втором месте за объемами закупок - 404 млн. дол. -табак и изделия из него. В тройку лидеров также вошли рыба и ракообразные. В импорте продукции этой группы продуктов, который в 2015 году составил 291 млн. дол., преобладает мороженая, свежая и охлажденная рыба. Какао-бобов, продуктов из него и шоколада закупили за рубежом на 194 млн. дол., а кофе, чая и пряностей - на 186 млн. дол. На закупку масла, в основном пальмового и кокосового, в прошлом году потратили 132 млн. дол. Объемы поставок в Украину разных пищевых продуктов, в том числе концентратов чая и кофе, в 2015 году составили 340 млн. дол.

Объемы импорта агропродовольственной продукции в Украину в январе-сентябре 2016 года увеличились сравнительно с соответствующим периодом в прошлом году на 0,3 млрд дол. - до 3 млрд. дол.

Такие тенденции можно охарактеризовать как позитивные сдвиги во внешнеэкономической деятельности агропромышленного комплекса Украины в целом. Однако, несмотря на рост объемов внешней торговли как и экспорта, так и импорта, показатели динамического ряда, а именно их неоднородность, показывает на отсутствие в государстве системного подхода относительно реализации экспортно-импортной деятельности агропромышленного комплекса Украины.

Также стоит отметить, что в течение последнего десятилетия прослеживается тенденция относительно роста роли и влияния больших агрохо-лдингов на экспорт аграрной продукции. В Украине наибольшими участниками аграрного рынка являются такие агрохолдинги как «Мироновский хлебопродукт», «Нибулон», «Кернел Групп» и «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины». Если рассматривать их роль в экспорте аграрной продукции из Украины, то среди ТОП-10 наибольших экспортеров зерновых есть компания «Нибулон», а среди производителей мяса курятины - «Мироновский хлебопродукт»

[7].

Современная экономическая модель развития национальной экономики, к сожалению, пока что ориентированная на сырьевой экспорт, который зависит от глобальных конъюнктурных колебаний. А для обеспечения устойчивого конкурентоспособного развития аграрного бизнеса и минимизации негативных влияний и рисков мировой конъюнктуры Украине необходимо диверсифицировать аграрный экспорт как за товарной номенклатурой и ассортиментом продукции, так и относительно географических рынков сбыта. Как правило, сырьевой вектор не дает перспектив развитию национальной экономике, если Украина будет позиционироваться себя лишь как производитель сырья с высокой добавленной стоимостью. За последних двадцать лет часть добавленной стоимости сельского хозяйства и пищевой промышленности в структуре валовой добавленной стоимости Украины снизилась с 23 до 14%. Стремительное снижение этого показателя создает реальную угрозу национальной продовольственной безопасности [8, с. 6].

Основу украинского экспорта аграрной продукции представляет продукция с низкой и средней степенью переработки. К такой продукции относятся зерновые и масличные культуры, подсолнечное масло и продукцию пищевой промышленности. Часть этих товарных позиций динамически растет. Так, если в 2008 году их суммарная часть составляла 62%, то в 2015 году она выросла почти до 90%. Таким образом, сугубо сырьевое направление аграрного экспорта следует постепенно заменять путем развития мощностей из частичной конверсии продукции растениеводства в более доходные по экспортной стоимости продукты животноводческой отрасли, стимулируя эти сферы вкладыванием капитала, а относительно масличных культур - углублять их переработку на пищевые и биоэнергетические цели [9, с. 39].

Следует также обратить особенное внимание на проблему конкурентоспособности отечественной аграрной продукции, уровень которой находится сравнительно с международными стандартами на достаточно низком уровне, потому экспорт ее происходит по низким ценам и не приносит желательную выгоду. Таким образом, базируясь на изучении передового зарубежного и отечественного опыта можем сделать вывод, что активизация аграрного бизнеса и реализация

экспортного потенциала АПК Украины предопределяются широким внедрением в практику отечественных и мировых достижений научно -технического прогресса. В соответствии с этим, использование заграничной техники порождает разрыв между реальной потребностью в знаниях и умениях работников сельскохозяйственных предприятий, получаемых ими в ВУЗ. Целесообразным есть использование агрохолдингами передового отечественного опыта относительно формирования системы собственных курсов и тренингов, что обеспечивает подготовку и повышение квалификации работников на месте, который стоит, по нашему мнению, распространять на предприятиях малого и среднего аграрного бизнеса.

Отдельно следует отметить то, что успешная внешнеэкономическая деятельность невозможна без системы эффективной государственной поддержки. Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предопределена совершенствованием существующих нормативно правовых актов, которые регулируют осуществление внешнеэкономической деятельности в сфере АПК Украины и разрабатывания нормативных актов, которые бы конкретизировали поставленные задания в правительственных долгосрочных программах развития сельского хозяйства, создали фундаментальную почву для реализации успешной экспортно-импортной деятельности на макро-, мезо- и микроуровни, создали условия для эффективного решения проблем, которые появляются перед участниками международных отношений.

Выводы и предложения. Неопределенность стратегии управления внешнеэкономической деятельностью в АПК Украины придает функционированию аграрного сектора по большей части формы выживания на рынке и оставляет нереализованными сравнительные и конкурентные преимущества. Отечественный АПК есть експортоо-риентованими и имеет значительный потенциал дальнейшего роста, потому необходимо работать над тем, чтобы качество и конкурентоспособность украинской аграрной продукции отвечало требованиям стран-импортеров.

Для повышения конкурентоспособности отечественной аграрной продукции и продуктов ее переработки необходимо проводить реструктуризацию и техническое переоснастщей отраслей

АПК на высокоэффективное использование ресурсного потенциала Украины. Для дальнейшей интеграции агропродовольственного рынка Украины в мировое экономическое содружество необходимо учитывать традиции, которые сложились во внешнеэкономических отношениях, географическое размещение агропродовольственных рынков относительно Украины, достигнутый уровень международного взаимодействия в сфере реализации аграрной продукции.

Список литературы:

1. Кухарська Н.О. Мжнародна економiчна дiяльнiсть Укра1ни: навч. посiб./ Н.О. Кухарська, С.К. Харчшов // - Х.: «Одасей», 2006. - с.456.

2. Школьний О.О. Методологiчнi аспекти дослвдження свiтового ринку агропродовольчо! продукци/ О.О. Школьний// Зб. наук. пр. Умансь-кого НУС. - Умань, 2013. - Вип. 82. - С. 191-197.

3. Турчина С.Г. Особливосп функцюнуван-ня вiтчизняного агробiзнесу в умовах глобалiзацп: iнновацiйнi тдходи та перспективи розвитку / С.Г. Турчина // Глобальш та нацюнальш проблеми економiки. Випуск 11. МНУ iм. В.О. Сухомлинсь-кого, 2016. - С. 81-84.

4. Державна служба статистики Укра1ни. -К.: 2016. / [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua

5. Бородша О.М. Аграрний сектор Укра1ни на шляху до евроштеграцп / О.М. Бородша, М.О. Бетлш. - Ужгород: 1ВА, 2006. - 496 с.

6. У 2015 роцi експорт агропродовольчо! продукци збшьшився лише до кра!н Ази / [Елект-ронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.iae.org.ua /presscentre/presrelease/1650--2015n-.html

7. Розвиток аграрного виробництва як пере-думова забезпечення продовольчо! безпеки Укра!-ни: аналтг. доп. / pа заг. ред. Я.А. Жалша. - К.: Н1СД, 2011. - 104 с.

8. Лузан Ю.Я. Сучаснi проблеми та основш фактори розвитку аграрного сектору Украши / Ю.Я. Лузан // Економша АПК. -2014. - № 6. - С. 5-9.

9. 1ль1н В.Ю. Аграрний сектор Укра1ни в умовах становлення глобалiзацiйних процесiв / В.Ю. 1ль1н // Економiчний вюник Донбасу. - 2012. - № 2(28). - С. 37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.