Научная статья на тему 'Позиционирование Украины на рынке товаров и услуг в восточном партнерстве'

Позиционирование Украины на рынке товаров и услуг в восточном партнерстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
РИНОК ТОВАРіВ і ПОСЛУГ / СХіДНЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНКУРЕНТОСПРОМОЖНіСТЬ / РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ / ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / MARKET GOODS AND SERVICES / THE EASTERN PARTNERSHIP / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Людмила Петровна

В статье рассмотрены вопросы становления украинской экономики как целостной системы, где внешняя торговля должна стать средством роста производительности труда и увеличения объемов конкурентоспособной продукции в связи с новым позиционированием Украины в геоэкономике; проанализированы место Украины на мировом рынке товаров и услуг и уровень конкурентоспособности украинских товаров и услуг на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positioning of Ukraine at the market of commodities and services in east partnership

In the article the questions of becoming of the Ukrainian economy are considered as an integral system, where foreign trade must become the means of height of the labour and increase of volumes of competitive products productivity in connection with the new positioning of Ukraine in geoeconomy; the place of Ukraine in the world market of commodities and services and level of competitiveness of the Ukrainian commodities and services are analyzed in the world market.

Текст научной работы на тему «Позиционирование Украины на рынке товаров и услуг в восточном партнерстве»

ЕКОНОМІКА міжнародні Економічні відносини

УДК 339(477)

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ УКРАИНЫ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ВОСТОЧНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

БОРИСОВА Л.П.

кандидат экономических наук Одесса

Утверждение государственной независимости Украины положило начало фактическму выходу ее на мировую арену как субъекта международных экономических отношений. Кардинальные изменения в геополитическом положении Украины, которые состоялись после получения ею независимости, и ситуационные особенности современного состояния трансформационных процессов в экономике существенно повысили роль внешнеэкономических отношений в развитии страны. Усиление этого фактора объективно диктуется осуществляемыми рыночными превращениями, формирующими качественно новые принципы дальнейшего экономического и социального развития страны.

Актуальность темы предопределена тем фактом, что становление экономики Украины как целостной системы происходит в условиях развития рынка товаров и услуг. В самом общем виде внешняя торговля является средством развития специализации страны, роста производительности ресурсов, увеличения объемов производства, следовательно - и повышения благосостояния государства. Сегодня речь должна идти о новом позиционировании Украины в геоэкономике с тем, чтобы в результате было изменено само качество участия страны в международных экономических процессах, учитывая новую расстановку сил в мировой экономике.

Целью этой работы является анализ мирового рынка товаров и услуг и места Украины в нем, оценка уровня конкурентоспособности украинских товаров и

услуг на мировом рынке. Определение закономерностей развития мирового рынка товаров и услуг в условиях развертывания процесса глобализации мировой экономики.

Главной целью проекта «Восточное партнерство», созданного Европейским Союзом и представленного на Совете ЕС по общим вопросам и внешним связям 26 мая 2008 г., является сближение ЕС с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Позиционирование Украины, как один из инструментов маркетинга, формирующий позитивное восприятие на рынке в Восточном партнерстве украинских товаров и услуг, является начальным этапом сотрудничества с Восточной Европой в качестве независимого государства. Но при этом Украина еще не приобрела всей совокупности механизмов, инструментов и элементов, обеспечивающих интеграцию экономик европейских государств в единое целое, что и является, по сути, партнерством. Так, к примеру, Украина только к концу 2011 г. смогла сформировать полную базу Таможенных правил, обеспечивающих регулирование экспортно-импортных операций между Украиной и Евросоюзом. Многие годы разночтения в Таможенных правилах, действующих между Евросоюзом и Украиной, препятствовали увеличению товарооборота. Только со вступлением Украины в ВТО начинает формироваться такой важный механизм, как выделение квот Евросоюзом на важнейшие виды экспортной продукции Украины для Восточной Европы. Накануне саммита Восточного партнерства Евростат сообщил, что Украина, на которую пришлось 9,6 млрд евро, или 58% от общего объема экспорта, заняла ведущую позицию в первой половине 2011 г.. За ней следует Беларусь (4 млрд евро, или 24%). Основным импортером также стала Украина,

на которую пришлось 7,8 млрд евро, или 44% от общего импорта [12].

Развитие внешних экономических связей тесно связано с проблемой конкурентоспособности украинской продукции на мировом рынке, а также с реконструкцией и техническим перевооружением основных отраслей экономики Украины. Здесь важной является ситуация с капитальными вложениями и то, что связано с инвестиционным климатом в стране [2, 39]. Привлечение инвестиций в Украину даст значительный толчок в развитии промышленности и АПК нашей страны. 9 декабря 2011 г. в Киеве прошла Международная инвестиционная конференция «INVESTCONFERENCE IN KYIV 2011» под председательством Президента Украины, основными целями которой являлись:

+ позиционирование Украины как страны - лидера Центральной и Восточной Европы, а также Черноморского региона касательно политической, инвестиционной, финансовой и бизнес-активности;

+ определение роли Украины и других стран Центральной и Восточной Европы в глобальных политико-экономических вызовах современности;

+ интенсификация инвестиционного сотрудничества Украины в геополитическом пространстве;

+ подписание договоров/меморандумов с инвесторами в рамках реализации «Национальных проектов»;

+ улучшение инвестиционного имиджа Украины.

Первая Госпрограмма обеспечения позитивного международного имиджа Украины была принята в 2003 г. Тогда МИД реализовал для экс-президента Леонида Кучмы весьма успешный имиджевый проект - договор об отправке в Кувейт украинского батальона химзащиты, что позволило улучшить отношения Киева и Вашингтона. В 2010 и 2011 гг., согласно распоряжению Кабмина Украины, на реализацию Стратегии позиционирования Украины за рубежом выделили по 8 млн грн. Это социологические исследования, разработка концепции, подготовка брендбука, создание соответствующего сайта. Следует отметить, что США ежегодно тратят на эти цели около $3 млрд, Россия — $1,5 - 2 млрд., Китай - более $6,6 млрд, Великобритания - около 700 млн фунтов [10].

Украина имеет значительный экспортный потенциал, однако используется он, к сожалению, недостаточно и крайне неэффективно [4].

В отличие от новых индустриальных и развивающихся стран, таких как Бразилия, Россия, Индия и, особенно, Китай, Украина пока не смогла пробиться на широкий мировой рынок и занять на нем собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

В экспортном потенциале Украины выделяют дешевую рабочую силу, относительно развитую промышленность, значительную сырьевую базу, возможности АПК и ВПК, наличие высоких технологий и науку. Но каждый из этих элементов имеет существенные недостатки с точки зрения мировых масштабов.

По уровню конкурентоспособности товары украинского производства малого и среднего бизнеса на мировом рынке котируются так же, как и продукция Гондураса, Зимбабве и Беларуси. Об этом заявил руководитель проекта Международной финансовой организации «Развитие предпринимательства в Украине» Флорентин Бланк: «Украине нужно упростить количество разрешительных и лицензионных соглашений для малого и среднего бизнеса, и проводить проверки только на тех предприятиях, где есть реальные подозрения в отходе от налогов» [5].

Украина имеет значительную сырьевую базу, богатые месторождения полезных ископаемых, но чрезмерный экспорт минерального сырья по низким ценам не приносит ей надлежащих прибылей.

Реализация Энергетической стратегии, как основа позиционирования Украины на международных энергетических рынках, должна обеспечить превращение Украины во влиятельного и активного участника международных отношений в сфере энергетики, в частности, через участие в международных и межгосударственных образованиях и энергетических проектах. Для этого правительство должно создавать условия для деятельности соответствующих субъектов по следующим направлениям: импорт-экспорт энергопродуктов; реализация и развитие транзитного потенциала; участие в разработке энергетических ресурсов и сооружении энергетических объектов за пределами Украины и т. п.

В условиях глобальной экономики, Украина может позиционировать себя, как поставщик продовольствия на мировой рынок. Причем продовольствия, которое отвечает наивысшим экологическим стандартам.

Так, в 2011 г. были видны высокие темпы роста производства. Прирост составляет почти 17%. При этом, наращивание производства состоялось, в первую очередь, за счет значительного увеличения валового сбора зерновых культур, подсолнуха, сои, сахарной свеклы, картофеля, овощей, плодов и ягод: в 2011 году был собран рекордный за всю историю урожай зерновых - производство зерна ожидается более 56 млн т. По сравнению с 2010 г. это на 17 млн т больше (44%) [11].

Кроме того, в 2011 г. Украина вошла в тройку наибольших экспортеров зерна в мире: по ячменю - 1 место, пшеницы - 6 место. Занимает третье место в мире по производству семян подсолнуха, второе - по производству подсолнечного масла, и первое - по экспорту этой продукции. Экспорт продукции АПК вырос на 30%. Он составляет более $10 млрд. Внешнеторговое сальдо позитивное и равняется почти $4,8 млрд [11].

По оценкам отечественных ученых и экспертов, при условии эффективного использования в Украине имеющегося естественно ресурсного потенциала (в первую очередь, мощного земельного ресурса), повышение урожайности основных культур и производительности скота до уровня соответствующих показателей стран ЕС, государство сможет ежегодно производить до 100 млн т зерна, до 15 млн т масличных культур, до 4 млн т мяса, до 18 млн т молока, более 20 млрд шт. яиц и т. д. [11].

ЕКОНОМІКА міжнародні економічні відносини

ЕКОНОМІКА міжнародні економічні відносини

О больших потенциальных возможностях Украины в сфере экспортной деятельности наглядно свидетельствует тот факт, что в 2011 г. она осуществляла внешнеторговые операции с партнерами из 167 стран мира, и объемы внешней торговли товарами составляли 100 млрд 217,2 млн дол. США, хотя, к сожалению, сохранилось негативное сальдо во внешней торговле товарами - 7,958 млрд. дол. США [1].

Самые тесные экономические связи существуют с Венгрией, Польшей, поставляется донецкий уголь в Италию, Францию, Египет. Железная руда вывозится в Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию. В Великобританию из Украины поступает прокат черных металлов, в Германию экспортируются ферросплавы, черные металлы, оконное стекло, масло. Украинские машиностроители изготовили для США уникальный трансформатор на 500 тыс. кВт, для Финляндии - комплекс оборудования для атомной электростанции. Ускоренными темпами росли экспортные поставки продукции животноводства (33,6%) и пищевой промышленности (30,9%) [7, 250].

Увеличению экспортных поставок способствовала внешнеэкономическая конъюнктура, особенно из России, в торговле с которой экспорт украинских товаров вырос на 46,7% и обеспечил 24,1% от всех экспортных поставок. Позитивной является динамика торговых отношений с Азербайджаном, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Существенно увеличился экспорт товаров в страны Евросоюза, прежде всего Испанию (37,9%), Италию (39,1%), Нидерланды (в 1,7 раза), Германию (32,4%), Финляндию (32,4%), Францию (31,4%), Швецию (в 1,7 раза), а также в государства-кандидаты на членство в этой организации: Латвию (в 3,4 разав), Болгарию (29,9%), Польшу (38,7%), Румынию (в 2,2 раза), Чехию (33,5%). В 1,7 раза вырос экспорт в США и Канаду [3].

Улучшилась товарная структура экспорта за счет роста поставок продукции фармацевтической промышленности (37%), пластмасс и изделий из них (1,6 раза), машин и оборудования (47,5%), электрических машин (49,5%), средств наземного транспорта (48,5%) [3].

Украина должна уделять большее внимание международному туризму (принимает лишь 250 тыс. иностранных туристов). Резервом для поступления валюты в Украину является плата за транзитные железнодорожные, автомобильные, воздушные перевозки, транспортировки нефти и газа (ежегодно 6 млрд дол.) [3, 197].

Неблагоприятные тенденции, которые сложились во внешней торговле Украины товарами (усиление сырьевого перекоса в структуре экспорта, увеличение разрыва между экспортом и импортом), не оставляют сомнений в том, что необходимым условием относительно интенсификации внешнеторговой деятельности страны на современном этапе экономической депрессии становится, прежде всего, повышение эффективности использования ее экспортного потенциала. По экономическому потенциалу Украина входит в первую пятерку стран Европы, а по эффективности его использования - замыкает первую сотню стран мира [6, 97].

Но, невзирая на депрессивные процессы, экспортный потенциал лишь промышленной продукции и услуг Украины в целом оценивается приблизительно в 12 млрд дол. США, причем преобладает продукция металлургии (5 млрд долл.), машин и оборудования (3-4 млрд долл.), химическая продукция (около 700 млн долл.), услуги (1,5 млрд долл.) [2, 45].

Торговые ограничения, с которыми в последнее время стали иметь дело украинские предприятия-производители, с одной стороны, указывают на определенные опасения импортеров получить в лице украинских производителей весомых конкурентов, а с другой - свидетельствуют о неумении украинских предприятий защищать свои конкурентные позиции, оформлять их, согласно требованиям мировых рынков.

События, которые в последнее время разворачиваются на большинстве мировых рынков по отношению к украинской продукции, свидетельствуют о том, что отечественные товаропроизводители не используют в оформлении своей внешнеторговой позиции конкурентных стратегий, их поведение мало чем отличается от поведения на внутреннем рынке. Из-за этого компании несут убытки, связанные с потерей одних рынков сбыта и поиском новых. Умение закрепиться на рынке и расширять свое влияние на новые ниши без уменьшения ранее завоеванной доли рынка пока что не свойственно нашим производителям. Этот факт можно объяснить двумя вещами: во-первых, фирмы не владеют современным арсеналом научно обоснованных методов ведения конкурентной борьбы, во-вторых, отечественная наука по международной торговле до этого времени не обеспечила их соответствующими рекомендациями [8, 153].

И все же, самой главной причиной, которая сдерживает в настоящее время вхождение Украины в мировое хозяйство, как полноправного партнера, есть недостаточная конкурентоспособность ее продукции на международных рынках. Главными причинами такого состояния являются:

1. Практически все отечественные товары, даже высокого качества, не отвечают международным стандартам. В странах социалистического лагеря использовалась своя система стандартизации, которая значительно отличалась от принятой во всем мире. Переход к такой системе сейчас требует немало времени и средств. Вот почему единицы украинских товаров сегодня имеют международные сертификаты и допускаются на мировой рынок. Кроме того, характерными чертами украинской продукции являются ее низкое качество и материалоемкость, поскольку оборудование, на котором она изготовляется, морально устаревшее. Цена отечественных товаров более высокая по сравнению с заграничными аналогами.

2. Преобладание в экспорте Украины сырьевых товаров и практически полное отсутствие высокотехнологичного оборудования, патентов, лицензий, «ноу-хау», которые имеют на рынках огромный спрос.

3. Острый недостаток высокопрофессиональных кадров, которые могут работать на внешних рынках, способствовать сбыту продукции. Несовершенной является система управления внешнеэкономической дея-

тельностью. Часто даже прекрасная по своим качествам продукция не попадает на международные рынки из-за нераспорядительности чиновников.

4. Низкая заинтересованность отечественных предпринимателей в производстве продукции на экспорт. В ведущих странах мира государство всеми возможными способами стимулирует такое производство: предоставляет налоговые льготы, вводит ограничение на ввоз импортных товаров и др. В Украине, к сожалению, это пока что не сделано [7, 280].

В связи с таким тяжелым положением возникает вопрос о возможности становления Украины как одного из ведущих государств мирового экономического пространства. В контексте этого вопроса необходимо реализовать комплекс мероприятий относительно модернизации и повышения международной конкурентоспособности экспортного производства, оптимизации существующих систем правовой, организационноэкономической, научно-технической, инфраструктурной и других систем обеспечения экспортно-импортной деятельности Украины. Для совершенствования экспортной составляющей торговой политики Украины в условиях углубления внешнеэкономической интеграции, в частности через инструментарий ВТО, надо реализовать на практике следующие мероприятия:

1. Развитие институционной инфраструктуры содействия экспорту и активизация применения механизмов ВТО для защиты национальных экономических интересов. Создание маркетинговых и сервисных сетей на приоритетных заграничных рынках, а также формирование сети поддержки национальных производителей, прежде всего малых и средних предприятий, в сфере международной торговли. Создание региональных центров содействия экспорту, которые бы оказывали консультационные услуги местным производителям, распространяли информацию относительно состояния соответствующих рынков и требований к качеству продуктов и услуг, помогали искать потенциальных партнеров и т. д.

2. Углубление торгово-экономической интеграции с отдельными странами-партнерами, таможенными и интеграционными союзами и другими экономическими образованиями.

3. Усовершенствование таможенных процедур.

4. Завершение реформирования систем технического регулирования и стандартизации.

5. Модернизация и нормирование системы государственной помощи.

6. Совершенствование финансовых механизмов регулирования и поддержки деятельности экспортеров.

7. Обеспечение прозрачности механизма возмещения НДС и предупреждения злоупотреблений в этой сфере.

8. Информатизация внешних экономических связей Украины.

9. Идентификация приоритетных отраслей, которые требуют государственной поддержки развития экспортной деятельности.

10. Разработка плана превентивных мероприятий для предотвращения вытеснения украинских товаров с рынков стран-партнеров [9, 50 - 54].

Необходимо также оптимизировать развитие импортной составляющей в Украине следующим образом:

1. Ограничение импорта. Целесообразно исследовать возможности для инициирования пересмотра условий импорта продукции, которая отвечает стратегическим принципам модернизации экономики и имеет потенциал для следующего расширения экспортного предложения. Например, такой пересмотр мог бы касаться рынка мясной продукции, определенных отраслей машиностроения и т. п.

2. Либерализация импорта как средство содействия экспорту и усилению конкурентоспособности. Актуальной для конкурентоспособности украинских производителей является оптимизация импорта сырья и комплектующих, которые применяются для производства готовой продукции.

3. Внедрение мероприятий относительно диверсификации географической структуры энергетического импорта с целью повышения уровня безопасности внутреннего рынка и обеспечения стабильности и предсказуемости функционирования основных экспорториен-тированных энергоемких отраслей.

4. Повышение уровня прозрачности и конкуренции в сфере государственных закупок. Привлечение к участию в тендерах иностранных компаний на получение государственных контрактов приведет к улучшению качества и снижению стоимости государственных услуг [9, 55 - 56].

Следует заметить, что определяющими факторами развития мирового хозяйства являются международное разделение труда, специализация и интернационализация производства, свободное перемещение товаров и рабочей силы. В этом выражаются взаимосвязь и взаимозависимость всех стран и народов, регулируемые системой международных экономических отношений и межнациональных механизмов, которые определяют формы хозяйственного обмена между странами. ■

ЛІТЕРАТУРА

1. Державний комітет статистики України.

2. Журнал «Економіка України».- 2010.- № З.

3. Заблоцька Р. О. Світовий ринок послуг : Підручник.- К.: Знання України, 2009.- 2З0 с.

4. Зовнішня торгівля України (200З - 2010). Державна підтримка українського експорту. Міністерство економіки України // [Електронний ресурс].- Режим доступу : http:// ukrexport.gov.ua/ukr/economica/ukr/4126.html

5. Зовнішня торгівля України. Громадська Рада при Державній митній службі України. // [Електронний ресурс].-Режим доступу : http://myto.org.ua/taxonomy/term/125.

6. Мазаракі А. А. та ін. Світовий ринок товарів та послуг: регіональна структура: Навч. посібник.- К. : Видавн. центр КДТЕУ, 2009.- 220 с.

7. Сметана В. Конкурентна перевага і формування конкурентної позиції фірми на світовому ринку // Вчені записки. Збірник наукових праць.- К.: Ін-т економіки та права «КРОК», 2008.- З50 с.

ЕКОНОМІКА міжнародні економічні відносини

ЕКОНОМІКА міжнародні економічні відносини

8. Сметана В. Сектор послуг у зовнішній торгівлі товарами //Збірник наукових праць.- К. : Інститут світової економіки і міжнародних відносин НАН України, 2001.-Вип. 30.- С. 145 - 153.

9. Федірко О. А., Клименко І. В. Три роки членства у СОТ : тенденції зовнішньої торгівлі України у посткризовий період.- К. : НІСД, 2011.- 72 с.

10. Разработана стратегия позиционирования Украины за рубежом // [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://vashigroshi.com/component/content/article/

11. Украина может позиционировать себя как поставщик продовольствия на мировой рынок // [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://www.marketing-ua.com/ marketingnews

12. Восточное партнерство: Украина оказалась крупнейшим импортером и экспортером в торговле с ЕС // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://korrespondent.net/ business/economics/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.