Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы развития ускоренных контейнерных поездов в доставке грузов до конечного получателя'

Тенденции и перспективы развития ускоренных контейнерных поездов в доставке грузов до конечного получателя Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
188
27
Поделиться
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / УСКОРЕННЫЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ПОЕЗД / "ТРАНССИБ" / RAILWAY TRANSPORT / CONTAINERIZATION / INCREASE OF COMPETITIVENESS / ACCELERATED CONTAINER TRAIN / "TRANSSIB"

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Затолокина М.Ю., Русинов И.А.

В статье рассмотрены способы повешения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в России. Значительное место в статье отводится на объяснение необходимости использования ускоренных контейнерных поездов в транспортном бизнесе.

TRENDS AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF ACCELERATED CONTAINER TRAINS IN TRANSPORTATION OF CARGOES TO THE FINAL RECIPIENT

The article considers ways of increasing the competitiveness of railway transport in Russia. A significant place in the article is given to explaining the need to use accelerated container trains in the transport business.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы развития ускоренных контейнерных поездов в доставке грузов до конечного получателя»

УДК656.025.4

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УСКОРЕННЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПОЕЗДОВ В ДОСТАВКЕ ГРУЗОВ ДО КОНЕЧНОГО ПОЛУЧАТЕЛЯ

Затолокина М.Ю., курсант, ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»,

e-mail: Marina.zatolokina7@gmail.com Русинов И.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Коммерческая эксплуатация водного транспорта», ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», e-mail:RusinovIA@gumrf.ru

В статье рассмотрены способы повешения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в России. Значительное место в статье отводится на объяснение необходимости использования ускоренных контейнерных поездов в транспортном бизнесе.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, контейнеризация, повышение конкурентоспособности, ускоренный контейнерный поезд, «Транссиб».

TRENDS AND PERSPECTIVES OF THE DEVELOPMENT OF ACCELERATED CONTAINER TRAINS IN TRANSPORTATION OF CARGOES TO THE FINAL RECIPIENT

Zatolokina M., student, FSEIHE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: Marina.zatolokina7@gmail.

com

Rusinov I., Doctor of Technical science, professor, head of the Commercial operation of water transport chair, FSEI HE «Admiral Makarov State

University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: RusinovIA@gumrf.ru

The article considers ways of increasing the competitiveness of railway transport in Russia. A significant place in the article is given to explaining the need to use accelerated container trains in the transport business.

Keywords: railway transport, containerization, increase of competitiveness, accelerated container train, «Transsib».

Введение

Специфика транспортной системы России обуславливает ведущую роль железных дорог в обеспечении внешнеторговых перевозок. Самая протяженная транспортная система в мире входит в евразийскую железнодорожную сеть, которая в свою очередь образует связь с транспортными системами Европы и Восточной Азии. В настоящее время на долю железнодорожного транспорта приходится 18% от всего объема в стране грузов. Из этих 18% часть груза контейнерезировна и контейнер продолжает оставаться одной из самых универсальных транспортных единиц.

Задачей данной статьи является оценка возможности повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок с использованием ускоренных контейнерных поездов. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что объемы железнодорожных контейнерных перевозок в России растут. Так, например, в 2010 г. объем перевозок по железным дорогам России крупнотоннажных контейнеров составлял 2 306 ДФЭ1, а в 2014 г. данный показатель уже приравнялся к 3 215 ДФЭ.

Использование ускоренных контейнерных поездов в сфере ж/д перевозок

Сложившийся рынок российских железнодорожных перевозок не может удовлетворять потребностям линейных перевозчиков и грузовладельцев. Контейнер с грузом приходя в порт попадает в зону неопределенности. Никто не может назвать точную дату доставки контейнера клиенту. Именно из-за подобных проблем значительные объемы контейнеропригодных грузов продолжают перевозиться морским транспортом.

Но несмотря на это есть ряд факторов, которые повышают конкурентоспособность железнодорожного транспорта в сфере грузоперевозок. Одним из таких факторов является рост товарообмена между странами азиатско-тихоокеанского региона и странами Европы. Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном транспорте повышает качество и эффективность работы всей отрасли в целом, тем самым обеспечивая ее конкурентоспособность. Рост грузопотоков по всем направлениям и благоприятные условия для развития контейнерной индустрии стимулируют необходимость вложения инвестиций и наращивание транспортной инфраструктуры с целью удовлетворения потребностей рынка.

Ускоренный контейнерный поезд продолжает являться одним из самых оптимальных видов транспортировки грузов до портов, гарантирующий высокую скорость доставки, сохранность перевозки и экономическую целесообразность. Особенностью доставки грузов с помощью ускоренного контейнерного поезда является разработка самого короткого маршрута, также такие поезда следуют к месту назначения без переформирования. Следовательно, все остановки

поезда сводятся к минимуму. Отсутствие разрыва и сортировки поездов позволяет добиться максимальной скорости доставки и уменьшению транзитного времени. Таким образом, использование ускоренного контейнерного поезда является единственным правильным решением для экономии времени грузоперевозки.

Однако недостаток сервиса и инфраструктуры не позволяет повышать рост перевозок железнодорожным транспортом. Дефицит логистических центров в России тоже продолжает препятствовать развитию контейнерных перевозок. Транспортно-логистический центр координирует транспортное и складское обслуживание, предоставляет информационное обеспечение и контролирует движение грузов. Остается очевидной необходимость модернизации имеющихся и строительство новых контейнерных терминалов с повышенной пропускной способностью. Данные контейнерные терминалы смогли бы обеспечить быструю и эффективную обработку ускоренных поездов. Также сокращение транзитного времени позволило бы повысить конкурентоспособность использования ускоренных контейнерных поездов. Установление тарифов на контейнерные перевозки на среднесрочный период, обеспечение возможности замены сопровождения и охраны грузов страхованием грузов сможет обеспечить рост спроса на контейнерные перевозки железнодорожным транспортом. Таким образом, минусами использования ускоренных контейнерных поездов являются низкий уровень развития логистической и терминальной инфраструктуры, а также неготовность грузоотправителей к изменению хорошо отлаженных логистических схем перевозки с участием морского транспорта [1]. Но все же максимальная скорость доставки, а, следовательно, и экономия времени, облегчение документооборота, регулярность самого сервиса, отсутствие влияния сезонных ограничений и климатических условий на перевозку и возможность формирования комбинированных поездов, включающих разные модели платформ делают свое дело. Грузоотправители все больше обращают внимание на такую услугу, как перевозка грузов ускоренными контейнерными поездами.

Для развития контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали ОАО «Российские Железные Дороги» разработало в 2009 г. программу «Транссиб за 7 суток» [2]. В рамках данной программы первый ускоренный маршрутный контейнерный поезд был отправлен из порта Находка-Восточная 11 ноября 2011 г. в 11 часов и прибыл в Шушары 18 ноября 2011 г., то есть через 6 суток 16 часов - быстрее, чем предусмотрено в программе «Транссиб за 7 суток» [3]. Необходимо отметить, что данный проект позволил повысить конкурентоспособность железных дорог по сравнению с морскими перевозками грузов в контейнерах. Более быстрая доставка грузов из Азии в Европу через Транссиб на данный момент

является одним из ключевых конкурентных преимуществ России в организации международных перевозок. В настоящее время азработаны специальные планы и графики движения ускоренных контейнерных поездов, целью которых является повысить конкурентоспособность Транссибирской магистрали по сравнению с доставкой морем. Государственным таможенным комитетом введен упрощенный порядок декларирования для грузов в контейнерах, которые перевозятся через Транссиб.

Железнодорожные сервисы с использованием ускоренных поездов рассматриваются как самый быстрый способ доставки российской продукции на экспорт в КНР, особенно для продовольствия. Оптимальным решением для организации регулярных перевозок и эффективной загрузки поездов станет создание транспортно-логистических хабов, где будут консолидироваться товары от разных российских грузоотправителей. Открытым остается вопрос возможности создания нового грузопотока, нового бизнеса. В связи с этим, весной этого года ОАО «Российские железные дороги» и АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) организовали первую экспортную контейнерную отправку с продуктами из логистического центра «Ворсино» (Калужская область) в Китай. Контейнеры с продуктами питания и оборудованием проследовали через пограничный переход в Забайкальске до порта Далянь и провинции Гуанчжоу. Стоимость доставки универсального сорокафутового контейнера до Даляня, проработанная специалистами «РЖД Логистики», - $2600, а время в пути составило 14 суток. Отправка в рамках проекта РЭЦ делает возможной доставку в КНР в 2-3 раза быстрее, чем морским путем, при сопоставимой стоимости. За год до этого начал работу регулярный контейнерный сервис по доставке товаров из КНР, сейчас же начались работы в обратном направлении.

Заключение

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено повышение конкурентоспособности железных дорог России, однако

повышение конкурентоспособности железного транспорта в целом невозможно без применения передовых технологий перевозок, а также невозможно без предоставления принципиально новых

транспортных услуг, которые бы оставались конкурентоспособными. Также необходимо продлить линейный сервис до конечного получателя, подобные перевозки должны быть организованы на принципах построения международных линейных контейнерных перевозок: доставка в срок, отправление по расписанию, заблаговременное резервирование (букинг) мест в контейнерном поезде на конкретную дату. По сути это продление существующих контейнерных линий до грузополучателя. Основой для формирования устойчивой грузовой базы станет привлечение в качестве партнеров лидеров морских контейнерных перевозок, таких как Maersk, MSC, CMA CGM и другие.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что эффективность контейнерных перевозок в России сможет значительно повыситься с использованием ускоренных контейнерных поездов. Данный способ перевозки грузов в контейнерах позволяет существенно сократить время доставки груза, осуществляет регулярную доставку фиксированных партий груза в соответствии с расписанием.

Литература:

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р.

2. Программа действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 г.//ОАО «РЖД». - Москва,2009. - 51 с.

3. http://portnews.ru/digest/2974/?backurl=%2Fdigest%2F200 7-09-27%2Fs1%2Fp1%2F. Закатаев В. Море продлят до Шушар. Национальная контейнерная компания строит тыловой терминал// Container. ru. - 2011.

4. Marc Levinson. The box. How the shipping container made the world smaller and the world economy bigger. PrincetonUniversityPress. PrincetonandOxford. 2006.

5. Москвичев О.В., Москвичева Е.Е. Проблемы, пути решения и перспективы развития контейнерных перевозок в России // Вестник Самарской государственной академии путей сообщения. 2007. - № 7. - С. 9-11.