Научная статья на тему 'Основные пути повышения конкурентоспособности контейнерных транзитных перевозок по Транссибу'

Основные пути повышения конкурентоспособности контейнерных транзитных перевозок по Транссибу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
654
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессонов Г. И.

В результате реализованных мероприятий технические возможности Транссибирской магистрали уже сейчас дают возможность обеспечить трансконтинентальный транзит до 300 тыс. контейнеров в год. Стратегическим ориентиром является увеличение объемов транзитных перевозок по Транссибирской магистрали, обеспечивающих торговые связи между Европой и Азией, до 1 млн. контейнеров в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные пути повышения конкурентоспособности контейнерных транзитных перевозок по Транссибу»

Основные пути повышения

конкурентоспособности контейнерных транзитных перевозок по Транссибу

В результате реализованных мероприятий технические возможности Транссибирской магистрали уже сейчас дают возможность обеспечить трансконтинентальный транзит до 300 тыс. контейнеров в год. Стратегическим ориентиром является увеличение объемов транзитных перево-Н Дн зок по Транссибирской магистрали, обеспечивающих торговые связи между Европой и Азией, до 1 млн. контейнеров в год.

Однако, несмотря на очевидный рост востребованности Транссиба, по крайней мере, в части экспортно-импортных перевозок, значительный резерв его возможностей еще не использован.

Транссибирская магистраль играет важную роль в обеспечении транспортных связей между Европой и Азией. Этот сухопутный маршрут имеет наименьшее количество пограничных переходов, что значительно упрощает продвижение грузов от дальневосточных портов в страны Евросоюза.

В настоящее время на всем протяжении Транссиба имеется резерв пропускной способности в 30%, что позволяет перевозить грузы со скоростью до 1000 км в сутки.

В последние годы на Транссибе значительно повышены качество транспортного обслуживания и сохранность перевозимых грузов. Упрощены процедуры таможенного оформления грузов и осуществлен ряд других мероприятий, облегчающих процедуру пересечения границы. Введен упрощенный порядок декларирования перевозимых грузов в контейнерах, что позволило сократить простой контейнеров на границе с 3—5 суток до нескольких часов.

Текущее состояние рынка обуславливается целым рядом благоприятных для Транссиба факторов: ежегодное увеличение объема товарооборота между странами АТР и Европы на 25—30 % и ускорение процесса контейнеризации грузов предопределяют рост контейне-ропотока по ТСМ. Согласно прогнозам различных международных экономи-

Г.И. БЕССОНОВ, Генеральный секретарь КСТП

ческих организаций — ВТО, ЮНКТАД, Организации экономического сотрудничества и развития — на ближайшую перспективу среднесрочные темпы экономического развития в Европе и Японии составят 2—3%, в странах с переходной экономикой и в большинстве развивающихся — 5%, в Китае, Иране и странах низкого уровня экономического развития — 5-7%. Темпы роста экспортно-импортных операций по сумме всех товаров будут на 2—3% выше динамики общего экономического развития.

Общий объём перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах по Транссибирской магистрали в 2006 г. составил 424 021 контейнер ДФЭ (+8% к 2005 г.), из них: импортных — 207 994 конт. ДФЭ (+46% к 2005г.), транзитных — 40 003 конт. ДФЭ (—68% к 2005 г.), экспортных — 176 024 конт. ДФЭ (+41% к 2005 г.).

За 10 месяцев 2007 г. всего по ТСМ перевезено 494 253 конт. ДФЭ (+50% к аналогичному периоду 2006 г.), из них: импортных — 251 768 конт. ДФЭ (+54%), транзитных — 30 863 ДФЭ (—4%), экспортных — 211 622 ДФЭ (+59%).

Производимая в настоящее время глубокая модернизация железных дорог Восточной Сибири и Забайкалья позволит обеспечить значительный прирост объемов грузоперевозок в сообщении с Китаем.

В настоящее время господствующие позиции в обеспечении евроазиатских перевозок занимает морской транспорт, на долю которого приходится 98% общего объема перевозок между странами Европы и Азии.

На состоявшемся 1-2 ноября в г. Санкт-Галлене (Швейцария) 16 пле-

нарном заседании КСТП отмечены факторы, сдерживающие привлечение грузов на Транссибирский маршрут.

Можно выделить три основных категории сдерживающих факторов: экономические, технические и организационные.

Экономические:

• Неконкурентоспособность сквозной ставки в сравнении со ставками, используемыми на DeepSea. Несмотря на то, что транзитное время перевозки грузов по ТСМ короче черноморского маршрута на неделю и балтийского маршрута — на две недели, сквозная ставка Транссиба выше. Краткий сравнительный анализ стоимости стивидорного обслуживания и захода судов в российские и иностранные порты показывает, что на сегодняшний день расходы в российских портах являются наибольшими по сравнению с портами Ю.Кореи, Китая, Японии.

• Тарифы в российских морских портах в 2-3 раза превышают по однотипным судам тарифы в Республике Корея и Китае. Тарифы для линейных контейнерных линий должны стимулировать увеличение линий. Скидки для линейных судов должны быть увеличены.

• Несбалансированность и разнородность грузопотока по ТСМ.

• Неравномерный объем инвестиций в развитие Транссибирского сервиса по разным участкам транспортной цепи.

Технические:

• Нехватка портовых контейнерных терминалов.

• Нехватка фитинговых платформ, устаревший парк.

• Отсутствие или нехватка перегрузочного оборудования для обработки КТК на большинстве ж/д станций Сибири и Дальнего Востока, необходимость погрузки-выгрузки непосред-

ПЕРЕВОЗКИ •

ственно на платформах или отказ от контейнеризации.

• Пропускная способность Транссиба обуславливается ограниченным количеством ниток графика для контейнерных поездов.

• Отсутствие на Транссибе единой информационной системы, позволяющей обеспечить быстрый и экономичный обмен информацией о местоположении и статусе контейнеров.

Организационные:

• Длительные сроки и процедура таможенного оформления грузов на ст. Забайкальск и ст. Наушки, в портах Восточный и Владивосток.

Учитывая, что грузовая база для развития транссибирских перевозок достаточно велика, её освоение возможно лишь путём дальнейшего совершенствования организации перевозок грузов в контейнерах, ускорения их переработки в транспортных узлах на стыках железнодорожного и морского транспорта и в пунктах перехода в сопредельные страны за счёт:

• широкого внедрения современных информационных технологий и логистических принципов управления перевозочным процессом в рамках единого транспортного конвейера;

• совершенствования технологии погрузочно-разгрузочных работ в портах и формирования маршрутных кон-

тейнерных поездов на припортовых жд. станциях;

• совершенствования технологического и управленческого взаимодействия всех участников процесса;

• наращивания перегрузочных мощностей портов и развития инфраструктуры на подходах к портам;

• совершенствования нормативно-правового обеспечения взаимоотношений портов, железных дорог и грузоотправителей (в т.ч. — осуществления мониторинга изменений в транспортном законодательстве);

• ориентации на сегмент рынка, который требует высокой скорости доставки грузов, и на грузовладельцев, заинтересованных в развитии сотрудничества с железной дорогой;

• развития инфраструктуры и повышения уровня обустроенности и оборудования железнодорожных пунктов пропуска.

Для решения стратегической задачи

— увеличения объемов грузов из стран АТР через порт Восточный в 2—3 раза

— необходимо:

• дальнейшее инвестирование в развитие портовой инфраструктуры и железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам;

• сокращение эксплуатационных расходов на перевозки грузов за счет гармонизации графика движения, распределения грузопотоков, транспортной логистики;

• создание единой технологии работы железнодорожных и морских перевозчиков и единого перевозочного документа для перевозки контейнерных грузов по железной дороге и по морю;

• формирование на базе единого перевозочного документа сквозной тарифной ставки;

• обеспечение сквозного сервиса на всем протяжении перевозок от морских портов отправления до железнодорожных станций назначения и склада грузополучателя (реализация принципа «door to door»).

Одна из главных целей, которые ставит перед собой Координационный совет как международная транспортная ассоциация — сделать перевозки по Транссибу конкурентоспособными по сравнению с альтернативными маршрутами, в том числе за счет:

• предоставления клиентам комплексной транспортно-логистической услуги, покрывающей весь маршрут наиболее оптимальным и экономичным образом;

• снижения транспортной составляющей себестоимости товаров.

Большое внимание в этой связи уделяется организации перевозок грузов маршрутными контейнерными поездами. Это передовая перевозочная технология, отвечающая современным требованиям международного транспортного рынка и позволяющая зна-

чительно повысить эффективность перевозок. Организовано курсирование новых контейнерных поездов на основных транзитных направлениях грузопотоков между странами АТР и Европой, через порт Восточный, ст. За-байкальск, ст. Наушки в Финляндию, Польшу, Германию.

Из наиболее значимых международных проектов в области контейнерных перевозок, реализуемых членами КСТП, выделяются следующие:

ЗАО «Русская Тройка» обеспечивает поставку комплектующих для сборки автомобилей Hyundai Motors из Республики Корея в адрес Таганрогского автомобильного завода. Подписание Меморандума о взаимопонимании между ОАО «РЖД», японской корпорацией «Мицуи» и ЗАО «Русская Тройка», в соответствии с которым стороны выразили готовность установить на взаимовыгодной основе сотрудничество в области организации контейнерных перевозок грузов из Японии и стран Азиатско-Тихоокеанского региона по Транссибирской магистрали назначением в Российскую Федерацию, страны СНГ и Европы.

ОАО «Трансконтейнер» перевозит со ст. Находка-Восточная автокомп-лектующие компании DAEWOO в Узбекистан (ст. Ассаке) и «KIA Motors» на завод в г. Ижевск (ст. Вожжой). В начале января компанией были отправлены 2 контейнерных поезда по маршруту Новороссийск — Набережные Челны, которые доставили комплектующие для сборки автомобилей FIAT. В начале мая с.г. была осуществлена перевозка из порта Пусан на ст. Шушары (Санкт-Петербург) автокомплектующих для

завода компании «Дженерал Моторс Авто». 15 мая с.г. в Сеуле подписан договор между ОАО «Трансконтейнер» и компанией LG Electronics на перевозку комплектующих для сборки телевизионного, холодильного и морозильного оборудования, а также радиодеталей. Подписан договор с компанией «Фольксваген Рус» на перевозку комплектующих для сборки автомобилей VW Passat, VW Jetta, VW Tuareg и Aoda из городов Кошице (Словакия) и Млада-Болеслав (Чехия) на завод Volkswagen в Калуге.

ООО «Ф.Е.Транс» перевозит комплекты грузового автомобиля японской компании Isuzu из Архангельского порта на ст. Ульяновск-3. В планах компании намечено отправлять 2-3 полносоставных поезда в неделю по кольцевому маршруту.

ЗАО «Евросиб-ТБ» перевозит комплектующие для внедорожников из Пекина на автозавод в Ульяновске. Объем перевозок — до 200х40' контейнеров в месяц.

ОАО «ДВТГ» обеспечивает перевозки контейнерных грузов поездом ст. Находка-Восточная — Алматы. Компания рассматривает возможность организации перевозок из Китая на Финляндию.

Огромное значение Координационный Совет по Транссибирским перевозкам придает и формированию единого информационного пространства, в котором будет комфортно работать и грузоотправителям, и перевозчикам. Сегодня есть общее понимание, что без этого транспортный рынок как единый организм функционировать не может. Серьезную работу по формированию единого информационного поля на

транспорте ведет компания «ТрансТелеком» — постоянный член Координационного Совета.

В целом, создание условий для наращивания транзитных грузопотоков по Транссибирской магистрали даже в условиях динамичного увеличения спроса необходимо рассматривать как задачу комплексную — с позиций технологий, и как глобальную — с учетом заинтересованности участников этого рынка.

Необходимо разрабатывать и, самое главное, внедрять новые формы и способы управления перевозками и координации деятельности всех участников перевозочного процесса на Транссибирском маршруте. Это будет способствовать принятию эффективных управленческих решений и значительно увеличит конкурентоспособность Транссиба на мировом рынке.

В целях организации бесперебойного транспортного процесса мультимо-дальных перевозок по Транссибирскому маршруту, обеспечения безопасности движения и высокого качества сервисных услуг, эффективного использования современной техники, логистических и мониторинговых информационных технологий должна быть создана единая система управления перевозками транзитных грузов в рамках управляющей компании, имеющей реальную государственную поддержку.

Эксплуатация такого важнейшего и протяженнейшего маршрута, являющегося, по своей сути, международным транспортным коридором, должна, и это очевидно, представлять собой интернациональную программу, проект, в котором наиболее оптимальным образом сопрягались бы интересы всех участников.

Основные задачи по развитию интермодального и интернационального бизнеса в коридоре Восток—Запад — это координация действий и согласование экономических интересов всех участников перевозочного бизнеса, а также формирование сквозной услуги, повышение ее качества, ликвидация «узких мест» перевозочного процесса, обеспечение прозрачного прохождения грузов на всех участках логистической цепочки.

От практического развития этого важнейшего вопроса зависит повышение качества сервиса транссибирских перевозок и признание Транссиба как магистрали международного класса.

На рынке железнодорожных перевозок — с 1997 года

M О СКвА ^ff

Основные направления деятельности:

• перевозки в изотермическом подвижном составе;

• перевозки в универсальных крытых вагонах;

• предоставление услуг по погрузке/выгрузке на подъездном пути, примыкающем к станции Люблино-Сортировочное.

Парк собственных железнодорожных грузовых вагонов, эксплуатируемых компанией, составляет:

• 500 универсальных крытых вагонов (преимущественно модели 11-280 с объемом кузова 138 м3 постройки 2006-2007 гг.)

• 700 ИВ-термосов и вагонов-термосов

• 5 рефрижераторных секций в пятивагонном исполнении

Центральный офис (г. Москва)

(495) 262-68-68, 262-04-33, 933-54-94, 261-81-36 e-mail: avirtuseyandex.ru www.avirtus.ru

Офис в Санкт-Петербурге моб. тел. 8-911-943-71-40 e-mail: zhlobinskii_sergemail.ru

Дальневосточный филиал -ООО ТК «Авиртус-Восток» (4232) 46-20-23, 46-20-25 e-mail: dv-avirtuseyandex.ru

Представительство на острове Сахалин тел. (4242)-779-708, 779-709 факс (4242)-779-712 моб. тел. 8-4242-400-123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.