Право и политика
Правильная ссылка на статью:
Шугуров М.В. — Тенденции и перспективы развития региональной научно-технологической интеграции в контексте Цифровой повестки ЕАЭС: политико-правовое измерение // Право и политика. - 2020. - № 9. DOI: 10.7256/2454-0706.2020.9.33516 URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=33516
Тенденции и перспективы развития региональной научно-технологической интеграции в контексте Цифровой повестки ЕАЭС: политико-правовое измерение
Шугуров Марк Владимирович
доктор философских наук
профессор кафедры международного права, Саратовская государственная юридическая академия
410056, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1, оф. 621
И shugurovs@mail.ru
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.7256/2454-0706.2020.9.33516
Дата направления статьи в редакцию:
22-07-2020
tm
Аннотация.
Предметом статьи являются тенденции, а также возможные перспективы цифровой трансформации научно-технологического и инновационного сотрудничества государств -членов ЕАЭС.Автор проводит системное исследование изменений в его содержании в рамках политико-правового измерения реализации Цифровой повестки Союза. Последовательным образом раскрываются новые задачи политики ЕАЭС в сфере науки, технологий и инноваций, а также экосистемные вопросы научно-технологической интеграции в условиях перехода к Индустрии 4.0. В качестве ключевых инструментов цифровизации научно-технологической интеграции рассматриваются цифровые платформы, коммуникация в рамках которых призвана сформировать общее цифровое научно-технологическое пространство ЕАЭС. Основным выводом исследования является то, что формирование «цифрового» Союза и его вхождение в эпоху Индустрии 4.0. во многом зависит от степени цифровой трансформации научно-технологической интеграции. Основной научный вклад автора заключается в установлении того, что решение масштабной задачи по формированию экосистемы цифрового научно-технологического и инновационного пространства на основе функционирования соответствующих институтов и цифровых инфраструктурных объектов представляет собой новый аспект сотрудничества, что предполагает дальнейшее развитие не только стратегических, но и правовых основ рассматриваемой секторальной цифровой
трансформации. Затронутый в данной статьи ракурс развития научно-технологической интеграции может стать методологической основой для сопряжения комплекса мер, предусмотренных Разделом «Территория инноваций» Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза 2018 г., с основными направлениями реализации Цифровой повестки ЕАЭС.
Ключевые слова: Четвертая промышленная революция, цифровые трансформации, научно-технологическая интеграция, цифровая повестка, цифровые платформы, глобальные мегатренды, интеграционные процессы, право ЕАЭС,Евразийская экономическая комиссия, инновации
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00780 («Модель правового регулирования научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС и вызовы Четвертой промышленной революции»).
Введение
Одним из важнейших направлений интеграционных процессов в рамках международных организаций региональной экономической интеграции выступает сфера науки, технологий и инноваций. Региональная политика в данной сфере направлена на обеспечение синергетического взаимодействия по модернизации технологической базы производственного сектора. Это создает возможности для повышения конкурентоспособности государств - членов и предоставляет шанс достойного ответа на разнообразные глобальные вызовы. В настоящее время одним из таких вызовов является Индустрия 4.0, основанная на принципиально новом технологическом укладе и предполагающая новые структурные и организационные параметры экономических процессов.
Соответственно, политика интеграционных межгосударственных союзов и их государств -членов, направленная на включение в новую фазу глобального экономического развития в качестве активных игроков, должна предполагать серьезные меры по адаптации интеграции в сфере науки, технологий и инноваций (далее - НТИ) к новым велениям времени. Это означает, во-первых, необходимость интенсификации в интеграционном ключе совместных исследований и разработок в сфере новых и новейших технологий с их последующим внедрением, а, во-вторых, осуществление организационной и инфраструктурной модернизации самой научно-технологической интеграции, как, впрочем, и модернизации всего научно-технологического комплекса в целом.
Сегодня наступление эпохи Индустрии 4.0, бросающей вызов не только национальным научно-технологическим и инновационным комплексам, но и детерминирующей переход к качественно новому уровню научно-технологической интеграции в рамках межгосударственных объединений, совпадает с политикой по реализации региональных цифровых повесток. Об этом свидетельствует не только опыт Европейского союза (далее - ЕС), но и Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Во многом это объясняется тем, что в рамках Индустрии 4.0 к ключевым технологическим драйверам
экономического роста относятся «сквозные» цифровые технологии 2], что позволяет говорить о новой индустриализации именно как о цифровой индустриализации [3, с- 1321. Как представляется, перед региональными союзами государств встает не только задача по углублению и расширению интеграционного взаимодействия по их разработке и
дальнейшему использованию в различных секторах экономики и общества, но и по реализации их потенциала в деле совершенствования интеграционного научно-технологического и инновационного взаимодействия.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что задача по переходу ЕАЭС к Индустрии 4.0 предполагает одновременно качественно новый уровень научно-технологической и инновационной интеграции в виде формирования общего научно-технологического комплекса и региональной инновационной системы посредством «бесшовной» состыковки соответствующих национальных научно-технологических комплексов и национальных инновационных систем. Весьма востребованным является также формирование конкурентоспособной модели интеграции в данной сфере в условиях выхода глобальной гиперконкуренции на новый уровень.
Целью данной статьи является системный анализ перспектив развития интеграции государств - членов ЕАЭС в сфере НТИ в условиях цифровых трансформаций в рамках политико-правового измерения реализации региональной Цифровой повестки. Несмотря на объективную сопряженность вопросов развития научно-технологической интеграции с тематикой реализации Цифровой повестки ЕАЭС, в научной литературе, посвященной правовому регулированию научно-технологического сотрудничества государств - членов ЕАЭС, данные вопросы не затрагиваются [4-6]. В свою очередь автор статьи исходит из того, что Цифровая повестка ЕАЭС, предполагающая сочетание стратегического и правового регулирования согласования действий государств - членов, предусматривает меры, реализация которых может послужить толчком для фазового перехода к цифровой трансформации научно-технологической интеграции и выработки ее тематической стратегии.
Цифровые трансформации региональной научно-технологической интеграции ЕАЭС в условиях Индустрии 4.0: концептуальный анализ
По замечанию Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), несмотря на отсутствие темы цифровой повестки в учредительном Договоре, Союз своевременно включил ее в интеграционные процессы, что может позволить ему развиваться в рамка
мировых тенденций и обеспечить в будущем сильные позиции в мировой архитектуре с. 76-77]. Таким образом основанием общей уверенности в возможностях своевременного ответа ЕАЭС на глобальные вызовы является политическая воля к соответствию глобальным мегатрендам, без чего проект данного интеграционного объединения может оказать устаревшим, а сам Союз - нежизнеспособным. Именно стремление к данному соответствию задает такую фундаментальную характеристику интеграции в рамках ЕАЭС как динамичное расширение и углубление интеграционных процессов и, безусловно, включение в них новых направлений.
Как известно, сотрудничество в сфере НТИ не выделено в Договоре о ЕАЭСв качестве одного из основных направлений, однако положения о научно-технологическом и инновационном сотрудничестве, призванного содействовать достижению целей Союза,
содержатся в целом ряде статей Договора (ст. 86, 89, 92, 95) иных международных договоров в составе права Союза (например, в ст. 4 Соглашения о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственным
животными в рамках ЕАЭС) а также актах его институциональных органов [10; 11].
Несмотря на то, что формально научно-технологическое и инновационное сотрудничество в рамках ЕАЭС в 2015-2017 гг. не рассматривалось как направление интеграции, на практике оно является традиционным вектором сотрудничества
государств - членов, хотя, конечно, степень интеграции здесь еще не столь высока. В частности, это проявляется в отсутствии сформированной Региональной инновационной системы, а также общего научно-технологического пространства. Это затрудняет достижение целей Союза и его способность давать ответ на научно-технологический вызов в условиях перехода к Индустрии 4.0. В этих условиях весьма востребованным оказывается формирование повестки научно-технологической и инновационной интеграции ЕАЭС, предполагающей ее переход в новую фазу функционирования, связанную с всеобщим характером цифровых преобразований. Данная потребность актуализирует проведение концептуального анализа происходящих изменений.
Фундаментальный вектор изменений в данной сфере определяется тем, что Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза 2018 г. включила взаимодействие государств - членов ЕАЭС в сфере науки, технологий и инноваций в перечень самостоятельных тематических интеграционных направлений (раздел 2 «Формирование "территории инноваций" и
стимулирование научно-технических прорывов») II2!. Проблематика осуществления технологических прорывов связывается в этом документе стратегического характера с акцентированием подготовки и реализации совместных проектов, что означает импульс для развития не только правового, но и программно-целевого регулирования. В программе председательства Беларуси в ЕАЭС в 2020 г. подчеркнута необходимость вовлечения в интеграционную орбиту дополнительных сфер сотрудничества, в том числе взаимодействия в научно-технологической сфере, направленного на обеспечение
инновационного прорыва экономики государств - членов -Ш1.
Вполне очевидно, что наилучший способ реализации намеченного усиления научно-технологической интеграции предполагает использование разнообразных цифровых решений. Одновременно это может означать актуализацию новых вопросов данного рода сотрудничества, побуждающих задуматься над характером взаимоотношений между смежными интеграционными направлениями, к которым безусловно относятся научно-техническое сотрудничество, с одной стороны, и цифровые трансформации - с другой, в рамках новой фазы экономического и технологического развития, именуемой Индустрия 4.0.
Все это означает необходимость сопряжения необходимости перехода к новому технологическому укладу и включению государств - членов в процессы цифровых трансформаций I14!, что является важным условием роста конкурентоспособности на мировой арене. Точкой сопряжения данных направлений как раз и являются цифровые трансформации научно-технологической и связанной с ней инновационной интеграции, что выступает ключевым драйвером повышения конкурентоспособности. В концептуальном плане это может быть обосновано тем, что данного рода трансформации представляют собой «сквозное» интеграционное направление, которое пронизывает все остальные направления, при этом являясь системным эффектом своих конкретных траекторий.
Следует исходить из того, что Индустрия 4.0, предполагающая использование новых технологий и способов организации производства, требует содержательных и инфраструктурных изменений в научно-технологическом комплексе, в том числе его более интенсивное сближение с материальным производством. Перспективы Индустрии 4.0 задают векторы углубление уже имеющихся и включение новых направлений НТИ-интеграции, а также определяют новое качество ее инфраструктуры. В практическом плане это означает необходимость ускоренного освоения новых направлений
исследований и разработок, а также переход к их новым организационным формам.
В настоящее время много говорится о процессах цифровых преобразований и трансформаций различных секторов экономики и сфер общественной жизни. Данные процессы являются близкими, но не тождественными друг другу. В первом случае это активная деятельность, а во втором - ее результат, т.е. достигнутое изменение. Представляется, что суть рассматриваемых процессов вполне выражается в понятии «цифровизация», если его брать в широком смысле слова как использование достаточно разнообразного на сегодняшний день перечня цифровых технологий (облачные вычисления, искусственный интеллект, интеллектуальный анализа текста и данных, блокчейн и др.), в том числе для производства разнообразной высокотехнологичной продукции, что позволяет на новой основе стимулировать экономический рост и повышать эффективность использования факторов производства. Во многом все это становится возможным благодаря использованию сетей для передачи данных и информации, создающих условия для реализации новых возможностей для повышения конкурентоспособности национальных экономик в целом и их отраслей в частности. Разумеется, это всего лишь один из спектров содержания понятия «цифровизация», которое, как показывается в литературе, имеет бифункциональный характер и включает также сугубо технические процессы «цифризации», т.е. перевода в цифровую форму
Ввиду многозначности и наслоения содержания указанных терминов в своем исследовании мы будем использовать понятие «цифровые трансформации», под которыми следует понимать изменения, вызываемые использованием цифровых технологий.
Так как формирование единого экономического пространства на региональном уровне происходит сегодня в рамках цифровых трансформаций, то интеграция ЕАЭС в научно-технологической сфере не может не учитывать данную тенденцию, как и общую тенденцию цифровых трансформаций иных сфер общественной жизни. Подобного рода процессы несут с собой дивиденды для повышения эффективности научно-технологического комплекса не только в рамках отдельных государств, но и их интеграционных объединений. В итоге обеспечение перехода на новый технологический уклад, связанный с формирование т.н. «отраслей будущего», создающих каркас Индустрии 4.0, предполагает запуск инновационного механизма региональной научно-технологической интеграции, для которого должен быть характерен цифровой формат. Это означает переход к новым технологическим решениям в организации и управлении процессами генерирования (производства), распространения, а также использования знаний, технологий и инноваций. В конечном счете все это дополняется изменением соответствующей коммуникации и возникновением ее новой организационной основы, в частности, платформенной инфраструктуры научно-технологического пространства не только на национальном, но и региональном уровне .
Как отмечается в литературе, «совместное внедрение принципов цифровой экономики может помочь не отставать в технологическом плане от западных стран» [16, Сш 88]. В прикладном аспекте данный тезис можно развивать в направлении выработки понимания необходимости выработки мер по сокращению отставания государств ЕАЭС в уровне развития цифровой среды экономики, но и в том числе цифровой трансформации связанного с ней научно-технологического и инновационного сотрудничества. Думается, что «оцифровка» НТИ-интеграции, модернизирующая логику объединения научно-технологических потенциалов, может рассматриваться как тесно связанная с
соответствующими изменениями в организации научной и научно-технической деятельности, вызванных расширенным использованием цифровых технологий. Примером здесь может стать интеллектуальный анализ текстов и данных (text and data mining/TDM), в процессе которого используются цифровые технологии, в том числе искусственный интеллект. Одновременно с этим суть цифровых трансформаций научно-технологической интеграции состоит в реализации кооперационных проектов с опорой на использование цифровых технологий. Это создается условия для повышения эффективности генерирования научного знания и разработок, а также их коммерциализации в трансграничном аспекте.
Как нам представляется, «цифровизация» является инструментом не только для ускорения экономического развития на его новой технологической и организационной базе, но и основой новой модели научно-технологического и инновационного развития за счет новых форм генерирования и обмена интеллектуальными ресурсами. Данного рода модель теснейшим образом сопряжена с моделью региональной научно-технологической интеграции, представляющей собой сочетание организационных механизмов и используемых регулятивных инструментов.
Цифровая трансформация различных сфер общественной жизни и создание конкурентной цифровой экономики решается государствами ЕАЭС в интеграционном формате. В свою очередь сегодня это предполагает новый вектор развития научно-технологического сотрудничества, являющегося в ЕАЭС при всех обстоятельствах, как это прямо проистекает из Договора, составной частью и более того источником технологической модернизации производства. Поэтому цифровые трансформации в экономке, направленные на поиск и реализацию ее конкурентоспособной модели, предполагает одновременно цифровую трансформацию научно-технологической интеграции. Данный тезис - практическое преломление высказываемого в аналитической литературе подхода об ускорении использования цифровых технологий
для развития интеграции и управления интеграционными процессами J17!. Не менее важное здесь - поиск и реализация именно конкурентоспособной цифровой модели.
Действительно, трудно себе представить, чтобы цифровая трансформация экономики и ее отраслей, осуществляемая в интеграционном формате, проводилась бы вне цифровой трансформации сопряжения национальных НТИ-секторов и инновационных систем. Такое представление позволяет конкретизировать вполне обоснованный тезис о том, что научно-технологическое сотрудничество является фактором региональной интеграции
i18!. В условия цифровых трансформаций в качестве такого фактора может выступить только «оцифрованное» научно-техническое сотрудничество, представляющее собой основу для изменения технологической базы экономики.
Цифровая повестка ЕАЭС как политико-правовая основа развития научно-технологической интеграции
То, что Цифровая повестка Союза является основой динамичного и более решительного развития научно-технологической интеграции ЕАЭС и предполагает его качественно
новый уровень следует из Заявления глав - государств о Цифровой повестке ЕАЭС^19!. В данном документе была отмечена необходимость перехода экономики к новому технологическому укладу с учетом национальных интересов государств - членов. Если идти далее, то в «Основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025
г.» (далее - «Основные направления») t20! можно видеть воспроизведение данного фундаментального подхода. В частности, в разделе «Определения» подчеркивается, что
результатом цифровой трансформации является переход на новый технологический уклад, что также сопровождается созданием новых отраслей экономики.
Далее в разделе «Цифровая трансформация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация» отмечается, что цифровые активы (совокупность информации в цифровой форме и средства ее обработки) строятся, помимо новых бизнес-моделей, также и на основе технологий (технологии обработки «больших данных», искусственный интеллект и др.), что предполагает их дальнейшее развитие. В качестве одной из разновидностей цифровых активов выделены цифровые платформы, которые рассматриваются в качестве основного элемента развития технологической деятельности в рамках всесторонней кооперации хозяйствующих субъектов государств - членов на основе «сквозных» процессов. Несмотря на то, что в «Основных направлениях» детальным образом не затрагиваются вопросы развития научно-технологической интеграции, в том числе в цифровом формате, необходимость последней прямо следует из только что приведенных положений, а равным образом из самой Цифровой повестки в целом.
Цифровая повестка включает в себя перечень актуальных вопросов цифровой трансформации в рамках развития процессов интеграции, углубления сотрудничества государств - членов в области цифровых трансформаций в целом и цифровой экономики в частности. Как таковая, она стала возможна возможной благодаря выработке согласованного подхода государств - членов к цифровому измерению интеграции и представляет собой систему ориентиров по цифровой трансформации в рамках развития интеграции, укрепления единого экономического пространства в цифровом формате, углубления сотрудничества государств в области цифровой экономики в интеграционном ключе. В самом общем Цифровая повестка включает вопросы формирования единой цифровой инфраструктуры, единых баз данных и информационных каналов, позволяющих государственным органами, бизнес-структурами, гражданами и иным заинтересованным сторонам эффективным образом взаимодействовать между собой во имя обеспечения сопряжения экономических процессов внутри ЕАЭС.
Цифровая повестка предполагает расширение применения ИКТ и, как следствие, использование цифровых моделей бизнеса, создание цифровых активов и т.д. В качестве результатов ожидается переход к более открытому и широкому сотрудничеству государств - членов, а именно их хозяйствующих субъектов, граждан, рост эффективности и объемов экономик и, конечно же, переход к новому технологическому укладу и, как следствие, новому уровню экономического и социального развития.
Разумеется, осью интеграции в рамках ЕАЭС является экономическая интеграция. Но Цифровая повестка ЕАЭС не сводится только к цифровой трансформации экономики, а предполагает более широкий аспект цифровой трансформации общества в целом. К основной цели Повестки относится обеспечение устойчивого и качественно нового экономического роста на основе ускоренного перехода на новый технологический уклад, что должно найти свое отражение в формировании новых индустрий и рынков.
Как отмечается аналитиками, в Цифровой повестке ЕАЭС цифровая трансформация позиционируется как главный фактор развития [21, Сш 3]. Подобного рода положение характерны и для ЕС, в рамках которого несколько раньше были приняты содержательно связанные друг с другом документы программно-стратегического характера, в том числе
Стратегия Единого цифрового рынка представляющая собой программу по
обеспечению свободы движения товаров и услуг на внутреннем цифровом рынке ЕС, что должно усилить конкурентоспособность ЕС в условиях развития Интернета и цифровых
технологий. При этом ИКТ рассматриваются здесь не просто как специфический сектор, а как основа для всех современных инновационных экономических систем, которая повышает степень интегрированности всех секторов экономики и общества, причем в трансграничном аспекте.
Поскольку расширение использования цифровых технологий влечет за собой новые возможности для институционального развития экономики на интеграционной основе и, как следствие, для достижения нового качества экономического роста, то интеграция вне рамок Цифровой повестки ЕАЭС, как, нам представляется, означала бы отход от проекта расширения и углубления интеграции. В свою очередь «цифровизация» интеграции - мощный стимул к новому, в том числе ускоренному, качеству интеграционных процессов и достижению их целей.
В дополнение к этому реализацию Цифровой повестки вполне можно обозначить как средствоинтеграции ЕАЭС и его государств - членов в глобальную цифровую экономику, создания нового имиджа Союза и повышения его конкурентоспособности на основе сквозных цифровых технологий и цифровых платформ. Для государств ЕАЭС в целом характерно, что цифровая трансформация экономики представляет собой путь повышения конкурентоспособности, что может привести к перспективам более широкого их участия в формировании глобальной повестки дня. Данный лейтмотив в той или иной вариации находит свое отражение в специальных национальных программных документах.
Выскажем мысль о том, что интеграционное взаимодействие в сфере НТИ не только имеет самое непосредственное отношение к реализации Цифровой повестки, но и во многом определяет успех тех направлений взаимодействия, которые в ней предусмотрены. В свою очередь сама Цифровая повестка придает импульс для развития интеграции в сфере НТИ, одновременно ставя перед ней новые задачи. Как верно отмечается в литературе, в связи с тем, что цифровая трансформация экономики ЕАЭС и государств - участников предполагает свое осуществление на основе современных передовых технологий, то «существенное знание для реализации цифровой повестки
ЕАЭС имеют инноватизация и технологическая интеграция» [23, Сш 69].
Одновременно с этим подчеркнем, что развитие нового формата научно-технологической интеграции не может не определяться региональной моделью цифровых трансформаций, задающей формальные и содержательные контуры данных процессов как одного из наиболее заметных пунктов интеграционной повестки в целом. Как можно видеть, ЕАЭС, который начал функционировать в период глобальных цифровых перемен, стремится разработать и внедрить собственную региональную модель цифровых трансформаций
[24!. Данная модель представляет собой систему, представляющую собой средства формирования и развития региональной цифровой повестки и соответствующие организационные механизмы. Специфической чертой модели ЕАЭС является выделение направлений и приоритетных инициатив как основы проработки проектов с кооперационной составляющей в форме государственно-частного партнерства. Аспектом данной модели является политико-правоваямодель интеграции, закрепленная в соответствующих программно-стратегических и нормативно-правовых инструментах, регулирующих рассматриваемый вектор интеграции.
Интеграционные процессы в рамках ЕАЭС в сфере цифровых трансформаций предусматривают решение комплексных вопросов экономического роста в русле реализации «Основных направлений». Мы не будем перечислять данные направления в
силу их общеизвестности, но подчеркнем, что они предполагают актуализацию сложившихся и формирование принципиально новых механизмов интеграционного сотрудничества в рамках ЕАЭС, которые должны учитывать вызовы, исходящие от глобальной цифровой трансформации в целях достижения качественного экономического роста и обеспечения его устойчивости. Все это требует ускоренного и причем синхронизированного перехода экономик государств - членов ЕАЭС на новый технологический уклад, сопровождающийся формированием новых индустрий и рынков, а также развитием трудовых ресурсов.
Цифровая повестка, предусматривая достаточно общие направления и контуры взаимодействия, тем не менее очерчивает достаточно широкий круг инициатив по их реализации. В данном случае под инициативами понимаются предложения о реализации взаимосвязанных проектов и мероприятий, которые нацелены на реализацию Цифровой повестки ЕАЭС и соответствуют закрепленным в «Основных направлениях» подходам, принципам и критериям, а также соответствуют национальным интересам. В перечень инициатив входят: цифровая торговля, цифровые транспортные коридоры, цифровая промышленная кооперация, соглашение об обороте данных, система регулятивных песочниц. Координирующую роль в проработке инициатив, их дальнейшей синхронизации и реализации соответствующих проектов играет Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК). Основной момент стратегический момент заключается в том, что в результате реализации инициатив Комиссия планирует к 2025 г. увеличение доли цифровой экономики в ВВП до 20%.Специально созданныйЦифровой проектный офис призван продвигать предлагаемые интеграционные проекты ЕАЭС в области цифровой экономики, а Евразийский институт стандартизации по приоритетным направлениям цифровой трансформации экономики призван служить инструментом реализации программы по разработке и мониторингу внедрения обязательных стандартов и рекомендаций, являющихся основой согласованной цифровой трансформации стран ЕАЭС.
В свете региональной Цифровой повестки важнейшим аспектом «цифровизации» НТИ-интеграции выступает создание инновационной инфраструктуры внутрирегионального научно-технического сотрудничества, развивающегося сейчас в ЕАЭС по многим направлениям. Думается, что в каждом из его поднаправлений актуализируется вопрос не только о расширении использования цифровых технологий в процессе разработки собственно отраслевых технологий (сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, природоохранных, космических и т.д.), но и вопрос о формировании цифровой инфраструктуры такого сотрудничества. Ясно, что отмеченная «цифровизация» самым непосредственным образом предполагает динамичное развитие научно-технологического сотрудничества именно в сфере ИКТ с точки зрения предложения перспективных и инновационных организационно-инфраструктурных решений.
Задачи научно-технологической политики ЕАЭС в условиях цифровых трансформаций
В связи с тем, что понятие цифровой трансформации, а также понятия-двойники -«цифровизация», «оцифровка» и т.д. - применяются к различным сферам интеграционного взаимодействия, таким как торговля, транспортная система, таможенное сотрудничество, то их использование в отношении к научно-технологическому сотрудничеству имеет достаточно эвристический характер. Поэтому выделим задачи, которые стоят перед политикой ЕАЭС и его государствами - членами в сфере интеграционных процессов в сфере НТИ в контексте реализации Цифровой повестки.
Во-первых, это необходимость сосредоточения регионального научно-технологического и инновационного сотрудничества, осуществляющегося в интеграционном формате, на разработку и внедрение цифровых технологий и инноваций, обеспечивающих экономический рост.
Поскольку в условиях Четвертой промышленной революции ключевое значение приобретают цифровые технологии, а именно их разработка, передача и внедрение, то формируется соответствующий запрос, на который должно отвечать научно-технологическое и инновационное сотрудничество государств - членов ЕАЭС в отношении ускоренного развития ИКТ-индустрии, что определяется значимостью использования цифровых технологий для производства высокотехнологической продукции в ЕАЭС
Между тем продолжает сохраняться недостаточная эффективность исследований, связанных с созданием перспективных ИКТ, и низкий уровень внедрения собственных разработок, а также недостаточный уровень кадрового обеспечения в области информационной безопасности. По этой причине развитие ИКТ-отрасли находится в поле устойчивого внимания государств - членов ЕАЭС, а именно их национальных программ в сфере цифровых трансформаций. Однако несмотря на заявление в качестве приоритета опережающего развития сектора ИКТ, в настоящее время данная отрасль пока что не показывает существенных темпов прироста объемов производства, объемов экспорта в третьи страны, а также объемов кооперационных поставок между государствами -членами. Вместе с тем ни одна страна в мире не может в одиночку дать ответ на современные вызовы в сфере высоких цифровых технологий. Ввиду важности «сквозных» цифровых технологий одним из ключевых направлений становится сотрудничество в сфере их разработки и внедрения. Отсюда большие надежды возлагаются на Евразийскую технологическую платформу «Информационно-коммуникативные технологии».
В качестве сравнения отметим, что ключевое значение разработке и последующему использованию цифровых технологий придается в Цифровой повестке ЕС, а рамочная программа Горизонт-2020 на уровне Рабочей программы на 2018-2020 гг. включила такой приоритет, как обеспечение цифровой трансформации европейской
промышленности и сектора услуг с одновременным вниманием к развитию И КТ [26, Сш 245; 27———114-145].Не будет ошибкой утверждать, что взаимодействие в рамках общего европейского научно-технологического пространства не только работает на «цифровизацию», но и функционирует на основе использования цифровых технологий. Достаточно указать на европейскую «Облачную инициативу» в сфере науки [28].
Во-вторых, речь должна идти о формировании новой инфраструктуры кооперации на основе использования цифровых технологий. Кстати говоря, на уровне СНГ вполне заметны инновационные шаги по адаптации к Индустрии 4.0, проявившиеся в запуске
Цифровой платформы инновационного сотрудничества СНГ129!. В рамках ЕАЭС также можно видеть реализацию цифрового подхода к инновационному сотрудничеству на уровне объектов инновационной инфраструктуры - технопарков, бизнес-инкубаторов, инжиниринговых центров, центров трансфера технологий. Все это можно рассматривать как ключевые факторы, содействующие формированию интегрированных механизмов научно-технического сотрудничества в рамках ЕАЭС, о важности которых говорится в специальных исследованиях -ОШ.
В настоящее время в условиях превращения цифровых технологий в главный драйвер
инновационного процесса происходит дальнейшее развитие теории инноваций применительно к цифровой экономике, «фонтанирующей» производственными и
организационно-управленческими инновациями ¿¿П. В подтверждение этого на Втором Международного форуме Евразийского партнерства (Ереван, 6 октября 2017 г.) было отмечено, что внедрение цифровых технологий идет в связке с производственными
инновациями I32!. В свою очередь в рамках ежегодного форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации 2.0. Инновационная экосистема Евразии» (Алматы, 1 февраля 2019 г.) на специальной панельной сессии в практическом аспект рассматривалась проблематика интеграции технопарков государств - членов ЕАЭС и был подписан соответствующий Меморандум I33!.
Ответ на научно-технологические вызовы Индустрии 4.0 предполагает решение следующих вопросов: 1) расширение интеграции за счет концентрации усилий применительно к технологической базе новых отраслей экономики; 2) осуществление резкого скачка в развитии сектора ИКТ и их применения; 3) активизацию использования цифровых технологий не только для разработки других новейших технологических инноваций, но и их использование в самом процессе научно-технологической и инновационной интеграции в сфере НТИ, что позволит перейти на качественно новую ступень организации данного взаимодействия на волне процессов цифровой трансформации. В основе формулировки указанных вопросов являются положения Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, так как здесь предусматривается, что государства - члены предполагают не только ускоренное внедрение инновационных и цифровых технологий, но и использование потенциала ведущих 1Т-парков государств - членов для формирования цифровых инфраструктур и экосистем.
Представляется, что цифровая трансформация научно-технологической интеграции ЕАЭС является не самоцелью, а средством для решения такой задачи,как объединение научно-технологических потенциалов, ресурсов и компетенций в целях их планомерного наращивания, что позволит дать достойный ответ на технологические и организационные вызовы Индустрии 4.0. Сказанное позволяет понять, что сфера совместных исследований, разработок и инноваций, «оцифрованная» в предложенном нами смысле данного термина, является составной частью формирующейся региональной цифровой экономики, а также компонентом более широких цифровых трансформаций. Все это подводит к постановке и решению вопроса о концептуальном и далее практическом сопряжении «оцифровки» научно-технологической интеграции с Цифровой повесткой ЕАЭС в целом и ключевыми направлениями ее реализации.
Цифровые платформы как новые инфраструктурные объекты региональной научно-технологической интеграции: к постановке вопроса
Для цифровой экономики как таковой характерно новое качество развития информационной инфраструктуры, предполагающей создание и функционирование цифровых платформ. Данные платформы, создаваемые, например, на основе такой перспективной технологии, как блокчейн, выступают фундаментальной организационно-технологической базой функционирования цифровой экономики. Как отмечает С.А. Дятлов, «цифровые платформы обеспечивают новые уровни сотрудничества между компаниями из разных отраслей промышленности и сфер экономики, что ведет к созданию новых продуктов и услуг, новых сетевых связей, а также новых глобальных цепочек добавленной стоимости и получения сетевых эффектов» ———18]. Платформизация - ключевой аспект формирования общего пространства цифровой
экономики и цифровой экосистемы, позволяющий наиболее эффективно реализовать инте г ра цио нный по те нциал .
Создание интегративно-распределительных сетевых платформ, характерных для нового
нейро-сетевого технологического уклада [35! - специальное поле приложения усилий не только отдельных государств, но и их интеграционных объединений. В частности, особое внимание развитию цифровых платформ уделяет Европейский союз, стремясь создать условия для их инновационного развития, а также одновременно обеспечить их транспарентность и одновременно ответственность. С целью мониторинга данных платформ создана специальнаяОбсерватория.
В рамках ЕАЭС в настоящее время функционируют цифровые платформенные экосистемы - «Работа без границ», «Цифровые транспортные коридоры» и т.д., представляющие собой набор сервисов, оказывающих важные услуги. Основной тренд - это осуществление платформизации на собственной проектной основе, а не подключение к зарубежным платформам. Большое внимание этому вопросу уделяет ЕЭК, под эгидой
которой проводится ежегодный конкурс «Евразийские цифровые платформы» [36!. Выстраивание собственных платформенных экосистем является залогом поддержания цифрового суверенитета ЕАЭС и его экономической безопасности. Особо хотелось бы выделить запуск в 2019 г. пилотной версии евразийской цифровой платформы промышленности, а именноЕвразийской сети промышленной кооперации,
субконтрактации и трансфера технологий [37], являющейся важнейшим механизмом для цифровой трансформации промышленности и одновременно созвучной обосновываемой в литературе идее перехода к глобальной сетевой структуре производства [38, Сш 33].
В п. 3 Концепции создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС и цифровой трансформации промышленности государств -
членов [39! содержатся весьма значимые для предмета нашей статьи определения, которые могут стать основой для выработки понятий, позволяющих описать процессы в сфере цифровых трансформаций научно-технологической интеграции. Причем это не только определение понятия «евразийская цифровая платформа», но и определение понятий «цифровая трансформация промышленного сотрудничества» и «цифровая трансформация промышленности». На наш взгляд, определение цифровой трансформации промышленного сотрудничества как процесса перехода от традиционных форм взаимодействия хозяйствующих субъектов по вопросам разработки, производства и сервисного обслуживания промышленной продукции и оказания услуг к взаимодействию с использованием цифровых платформ вполне релевантно для понимания сути цифровой трансформации научно-технологического сотрудничества в рамках ЕАЭС. Думается, что цифровая платформизация - фактор интеграции, прямым и обратным образом соотносящийся с «цифровизацией» научно-технологических комплексов государств-членов в направлении их «бесшовной» состыковки.
Последнее обстоятельств актуализирует вопрос о соотношении национального и регионального уровней. Разумеется, организационные решения, связанные с платформизацией научно-технологической интеграции в широком смысле этого слова, означающего учреждение широких партнерств, могут быть различны. Здесь следует выделить сценарий «подключения» участников из других государств - членов. Он был реализован при запуске Евразийских технологических платформ, в основе которых находились российские технологические платформы, а также при запуске Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий, в основе которой находилась Российская сеть трансфера технологий.
Генерация интересующей нас разновидности платформ на национальном уровне предусмотрена Цифровой повесткой России. Так, к одной из характеристик цифровой экономики России к 2025 г., как это следует из соответствующей национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», относится формирование эффективной системы управления исследованиями и разработками, обеспечивающей координацию усилий ключевых игроков, формирование сетевого взаимодействия между ними, мониторинг реализации исследований и разработок, учет региональной специфики и др., создание механизмов поддержки экспорта научно-технической продукции за рубеж и механизм стимулирования зарубежного патентования. Предполагается создание цифровых платформ для исследований и разработок в сфере «сквозных» цифровых технологий, которые демонстрируют стабильный рост числа участников, а также
снижение стоимости их подключения к взаимодействию —с—52]. Одновременно цифровые платформы становятся центрами формирования необходимых компетенций. Мы полагаем, что в контексте региональной интеграции данные платформы, равно как платформы, создаваемые в других государствах - членах, должны быть открытыми для всех заинтересованных участников независимо от их государственной принадлежности.
Возможен и сценарий создания изначально региональных платформ, в том числе цифровых, в сфере НИОКР и инноваций. Несмотря на различия в алгоритмах платформизации, важно то, что переход к инновационной инфраструктуре научно-технологического интеграционного взаимодействия ЕАЭС должен отвечать новой модели экономики, являющейся, как отмечается в экономической литературе, инновационной
платформенной экономикой [41, Сш 207].
Если говорить о реалиях цифровизации НТИ, то можно констатировать некое запаздывание формирования в ЕАЭС системообразующих специальных научно-технологических цифровых платформ и связанных с ними цифровых экосистем. Здесь надо учитывать то, что научно-технологическая интеграция осуществляется в составе цифровой платформизации промышленности, транспорта, АПК. Разумеется, все это должно быть дополнено цифровизацией Евразийских технологических платформ-партнерств, имеющих отраслевой характер.
К сожалению, как можно видеть из отчета о деятельности ЕЭК[42], данная проблематика пока что еще сформулирована достаточно определенным образом на официальном уровне. Но оптимизм внушает положение одной из рекомендаций ЕЭК о целесообразности использования в рамках Союза практики применения Платформы инновационной политики ОЭСР и Всемирного банка при осуществлении деятельности по развитию единого информационно-аналитического ресурса в сфере науки, технологий и инноваций И21.
Идея цифровой платформизации НТИ-интеграции высказывается в аналитических и академических кругах ЕАЭС. В частности, если обратиться к анализу такого содержания деятельности АНО «Научный центр евразийской интеграции», как «Наука и образование», то в качестве одной из задач выдвигается создание условий для прорывного научно-технологического развития России и стран-членов ЕАЭС за счет запуска евразийского сетевого междисциплинарного взаимодействия в единой информационной цифровой среде, облегчающей процесс: от проведения совместных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок для
индустриализации (коммерциализации - М.Ш.) научно-прикладных идей [44]. Но надо понимать, что научно-технологическое сотрудничество для того, чтобы быть успешным, должно базироваться на исследованиях перспективных технологических трендов, их
влияния на экономику и тенденциях развития организационных форм проведения исследований и разработок.
В связи с этим следует высоко оценить предложения С.И. Рекорда не только по созданию распределенной сети научных форсайт-центров, занимающихся долгосрочным предвидением тенденций экономического развития, но и по формированию евразийской форсайт-платформы по аналогии с европейской форсайт-платформой (European Foresight Platform) на базе Евразийских технологических платформ для прогнозирования
технологического и социально-экономического развития ЕАЭС [38, Ci 35]. Все сказанное -весьма перспективное направление приложение усилий ЕЭК, являющейся архитектором цифрового пространства, как, впрочем, и пространства НТИ.
Думается, что после окончательного системного оформления повестки цифровой платформизации евразийской научно-технологической и инновационной интеграции возможен старт для очень важных и перспективных концептуальных разработок. Одна из них - это проработка вопросов относительно определения понятий «научно-технологическая цифровая платформа», «инновационно-технологическая платформа» и т.д., а также вопросов относительно их классификации и типизации. Это достаточно серьезный участок работы, поскольку как показывает специальное исследование компании «Ростелеком», одобренное 25 апреля 2018 г. на заседании подкомиссии по цифровой экономке Правительственной комиссии по использованию ИКТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, несмотря на то, что цифровые платформы являются одним из инструментов цифровой трансформации отраслей экономики, однако само определение данного инфраструктурного объекта еще не устоялось. В данном докладе цифровая платформа была определена как система алгротимизированных взаимовыгодных взаимоотношений значительного количества независимых участников отрасли экономики или же сферы деятельности, которые осуществляются в единой информационные среде, что позволяет приводить к снижению транзакционных издержек посредством применения пакета цифровых технологий
В связи с этим применительно к теме нашей статьи достаточно перспективным является моделирование цифровых платформ в сфере научно-технологического сотрудничества, а также разработка каталоговпо аналогии с планируемыми к разработке национальными
каталогами типовых цифровых решений в секторах экономики 1461. в последнем случае под национальными каталогами имеется в ввиду набор наилучших практик по цифровым трансформациям, которые могут рассматриваться как готовые решения. Все это вполне соответствует технологическим решениям, рассматриваемым экспертами Всемирного экономического форума в качестве «маяков» I4Z1.
Таким образом в настоящее время ключевым трендом на национальном и региональном уровнях выступает, во-первых, «цифровизация» платформ-партнерств, а во-вторых, запуск собственно цифровых платформ как совокупности используемых технологий. В региональном аспекте интеграция на уровне цифровых платформ позволяет осуществить состыковку НТИ-комплексов государств - членов. Качественным результатом такой цифровой платформизации может стать формирование общего цифрового регионального научно-технологического пространства как пространства трансграничной отраслевой и кросс-отраслевой сетевой коммуникации, а также обмена научной и научно-технической информацией, опирающейся на инновационную платформенную инфраструктуру.
На пути к общему цифровому научно-технологическому и инновационному пространству ЕАЭС
С нашей точки зрения, цифровая платформизация научно-технологических комплексов государств - членов и их состыковка может означать формирование общего цифрового научно-технологического пространства.В сущности, это информационно-коммуникационная среда, в которой будет происходить не только развитие сектора исследований и разработок, но и развитие инновационных кластеров государств -членов, а также достигаться синхронизация жизненных циклов инноваций. Данного рода пространство - основа региональной «территории инноваций», о формировании которой идет речь в Декларации 2018 г., и что наиболее важно - основа для формирования Р е гиона льно й инно в а цио нно й с ис те мы.
Указанное пространство следует рассматривать как составную часть общего цифрового пространства ЕАЭС, формирование которого является предметом приложения усилий
государств - членов -ИИ. Предложения по формированию единого цифрового пространства, подготовленные специальной Рабочей группой, в состав которой вошли представители государств - членов и представители ЕЭК, нашли свое отражение в согласованном его понимании в качестве пространства, которое базируется на едином экономическом пространстве Союза и включает цифровые процессы, средства цифрового взаимодействия, цифровые ресурсы, а также совокупность цифровых
инфраструктур, норм регулирования, механизмов организации [49, с- 2].
В настоящее время формирование данного пространства рассматривается как обязательное условие экономического развития стран ЕАЭС в контексте адекватного ответа на глобальные вызовы технологического инновационного развития и цифровой трансформации экономики. Общее цифровое пространство является результатом интеграции объектов цифровой инфраструктурыстран ЕАЭС. Согласно Стратегии развития
интегрированной информационной системы ЕАЭС на период до 2025 г.[50]подобного рода интеграция предполагает введение единых стандартов и общее управление инфраструктурой цифровых транспортных коридоров. Помимо состыковки цифровое пространство возникает на основе общих платформенных инфраструктурных объектов. Это проявляется, например, в формировании полноценных цифровых транспортных коридоров. Общее цифровое пространство предполагает инфраструктурныйкаркас, в качестве которого может выступить единая цифровая платформа ЕАЭС,вопрос о формировании которой поднимается в ЕЭК и научно-аналитических кругах.
В свою очередь важнейшей задачей интеграции государств - членов ЕАЭС является формирование общего пространства науки, технологий и инноваций, или «территории инноваций». Например, в ЕС эта задача уже решена. Но, как в случае ЕС, так и в случае ЕАЭС, сегодня возникают сходные задачи по его цифровому преобразованию, в результате чего оно предстает в форме пространства взаимодействия, опосредованного цифровыми решениями. Если рассуждать по аналогии, то коль скоро создание общих цифровых платформ и интеграция национальных платформ позволяет преодолевать барьеры в движении товаров услуг и капитала и может привести к возникновению новых секторов экономической активности, то общее цифровое научно-технологическое пространство в свою очередь может открыть новые возможности для всеобъемлющего сотрудничества на базе единой сетевой инфраструктуры, которое как раз и формирует данное пространство. А это может содействовать усилению интеграции в сфере НТИ, что будет способствовать росту цифровой экономики и достижению целей Союза.
Цифровая платформизация научно-технологической интеграции и ее инфраструктурных объектов позволит решить несколько задач - за счет введения в действие сервисов, связанных с поиском контрагентов, создать и укрепить научные связей, обеспечить
синергию научно-технологического потенциала государств - членов, обеспечить цифровой формат научной, научно-технологической и инновационной деятельности.Так как перспективой является осуществление кооперации через сети и платформы, то со временем возникнет вопрос об эффективности их функционирования, а также о правовой основе их деятельности.
Конечно, у данной платформизации в ЕАЭС есть некоторые трудности. Они связаны, например, с тем, что государства - члены находятся на разной стадии цифровых
преобразований Своим продолжением это имеет разную степень цифровых
трансформаций их научно-технологических комплексов, что в настоящее время позволяет говорить о новом аспекте, казалось бы, достаточно хорошо проработанной проблематики цифрового неравенства. Отсюда смысл сосредоточения на создании общего платформенно обоснованного цифрового пространства как раз и заключается в выравнивании и конвергенции цифровых преобразований в сфере НТИ, что должно быть дополнено балансом партнерства и гибкой конкуренции по отдельным технологическим нишам.
В этом контексте весьма перспективным представляется также постановка вопроса о формировании общей интегрированной информационной системы ЕАЭС в сфере НТИ, представляющей собой общую структуру с интегрированными элементами, создающими общее информационного пространство. Ее цель - создание благоприятных условий для перехода к новому технологическому укладу. В самом общем плане ее можно было бы обозначить как совокупность территориально распределенных государственных информационных систем и коммуникационных структур, информационных баз, позволяющих обмениваться информацией о состоянии и перспективах развития науки, технологий и инноваций, в том числе информацией о правовом регулировании данного с е кто ра .
Применительно к общему пространству НТИ весьма перспективными выглядят предложения по конструированию интегрированной системы управления научно-
технологическим развитием ЕАЭС с использованием облачных технологий152!. Нам, представляется, что достаточно перспективным объектом цифровой инфраструктуры НТИ-сотрудничества ЕАЭС могла бы стать научно-технологическая цифровая платформа ЕАЭС, имеющая сетевой распределенный характер и выступающей осью единой цифровой архитектуры НТИ-интеграции, что вполне соответствует принципу выстраивания цифровых инфраструктур в ЕАЭС на основе принципа национального цифрового суверенитета, т.е. без поглощения всех субъектов одной платформой, а посредством создания распределенной сети.Также в перспективе мог бы быть поставлен вопрос о характере ее взаимодействия с уже имеющимися инфраструктурными объектами научно-технологической интеграции. Как бы то ни было, ее функционирование должно быть основано на правилах трансграничного пространства доверия и положениях концепции трансграничного информационного взаимодействия -153!.
Цифровая трансформация научно-технологической интеграции ЕАЭС: экосистемные вопросы
На наш взгляд, все сказанное выше представляет собой некое концептуальное моделирование весьма значимой тенденции развития НТИ-интеграции ЕАЭС в свете реализации региональной Цифровой повестки. Вполне понятно, что подобного рода вопросы должны затрагиваться в специальных концептуальных и стратегических документах, конкретизирующихся в сопутствующих «дорожных картах», относящихся к
сфере региональной научно-технологической интеграции. Однако они на сегодняшний день отсутствуют. Во многом это можно объяснить тем, что концепции должны формироваться относительно уже возникающих, а не всего лишь проектируемых феноменов.
Тем не менее научно-исследовательские и концептуальные разработки могут стать основой для проведения работы по выявлению устранению барьеров на пути «оцифровки» НТИ-интеграции ЕАЭС в сфере науки, технологий и инноваций, а также экспликации факторов ускорения перехода к цифровому формату рассматриваемой нами интеграции. Но не меньшее значение будет иметь, конечно же, аналитическая работа по определению наилучших моделей данного рода цифровых преобразований, что должно учитывать имеющуюся практику моделей создания и функционирования отраслевых
цифровых платформ в целом в том числе с учетом осмысления предлагаемых
моделей цифровой трансформации промышленности в ЕАЭС (процессный, отраслевой, технологический подходы) [55, Сш 32-34].
Вполне очевидно, что составной частью возможного лидерства ЕАЭС в условиях новой фазы международной экономической конкуренции, базирующейся на новейших технологиях и предполагающей конкуренцию научно-технологических комплексов и моделей инновационных систем, является функционирование инновационной архитектуры цифрового пространства НТИ и соответствующей экосистемы, которые в целом тесно связаны с тенденцией усиления научно-технологической специализации в современном мире. Подобного рода трансформация способна усилить научно-технологическую конкурентоспособность ЕАЭС. В свою очередь все это потребует продуманной стратегии развития научно-технологической интеграции применительно к новым условиям. Отсутствие же стратегического ориентирования не позволяет повышать уровень эффективности инфраструктурных и институциональных инноваций. Поэтому объективная включенность научно-технологической интеграции в контекст реализации Цифровой повестки Союза формирует потребность в разработке собственно цифровой повестки научно-технологической интеграции. Данная повестка, представляющая собой ни что иное, как предметное преломление и более того расширение общей Цифровой повестки, должна предусматривать пути и способы развития НТИ, а также пути и способы интеграции в данной сфере в условиях цифровых трансформаций. Она, безусловно, должна занять свое место в планируемой к разработке Стратегии научно-технологического и инновационного развития ЕАЭС.
Представляется, что существуют и другие факторы, необходимые для успешной цифровизации научно-технологической интеграции. Сюда можно отнести, например, информационно-статистическое обеспечение. Оно позволит определить следующие аспекты: какова степень достигнутой цифровой трансформации НТИ-интеграции и каковы ее темпы; насколько она приводит к повышению уровня эффективности последней; как часто участники регионального научно-технологического и инновационного сотрудничества в рамках ЕАЭС выбирают цифровые организационные решения и прибегают к электронному документообороту; какова доля традиционных механизмов сотрудничества; каково содержание «банка» цифровых решений в осуществлении научно-технологической интеграции и связанной с ней академической мобильности. Все это предполагает разработку специальной методологии прогнозирования и конструирования цифровых управленческо-организационных инноваций в рассматриваемой сфере. Кроме этого потребуется принятие мер, позволяющих вовлечь в выработку цифровых организационных решение различные ИКТ-компаний.
В связи с тем, что суть модели цифровых трансформаций в ЕАЭС заключается в выдвижении и проработке инициатив с последующей подготовкой и реализацией проектов, ко времени запуска которых должна быть сформирована регуляторная среда,то именно таковым представляется и сам путь по формированию цифрового пространства ЕАЭС в рассматриваемой сфере. В принципе, в утвержденный перечень инициативных приоритетов вполне могла бы быть включена инициатива по модернизации научно-технологической интеграции в цифровом формате, так как реализация цифровой повестки изначально предполагает переход не только на новый уровень экономического, социального, но и технологического развития. Здесь можно сослаться на то, что первоначальный перечень первоочередных инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС включал 10 пунктов, среди которых, например, значилась проработка инициативы по трансферу цифровых технологий [56].
Инфраструктура общего цифрового пространства как результат цифровых преобразований на инициативно-проектной основе - важное условие для повышения эффективности реализации вполне привычных совместных научно-исследовательских проектов академического типа, а также важное дополнение для отраслевых и межотраслевых цифровых платформ, предусматривающих исследования и разработки. В последнем случае предстоят усилия по формированию наиболее оптимальных механизмов координации платформенной «цифровизации» академического и отраслевого секторов исследований и разработок не только на уровне научно-технологических комплексов государств - членов, но и в рамках общего цифрового пространства научно-технологической интеграции. Формирование отраслевых и межотраслевых цифровых научно-технологических платформ в рамках ЕАЭС - это важнейшее средство обеспечения научно-технологической безопасности и цифрового суверенитета в данной области.
Представляется, что в прогностическом плане цифровая трансформация НТИ-интеграции ЕАЭС будет предполагать развитие структур и институтов функционирования и управления научно-технологическим сотрудничеством. Одновременно с этим вопросы стратегического планирования не могут уменьшить актуальность нормативных правовых аспектов:цифровая трансформация НТИ-интеграции в форме создания цифровой инфраструктуры (платформ и сетей) предполагает развитие нормативной правовой базы для регулирования отношений между пользователями этой инфраструктуры, что неминуемо дополняется вопросом о необходимой мере соотношения нормативного правового регулирования и саморегулирования.
Заключение
Подводя итоги проведенного исследования, следует сделать ряд выводов.
Во-первых, рассмотрение евразийской интеграции в сфере НТИ в свете Цифровой повестки позволяет увидеть перспективу ее цифровой трансформации: от степени «оцифровки» научно-технологической интеграции ЕАЭС во многом зависит реализация начинаний по формированию «цифрового» Союза.
Во-вторых, ответом ЕАЭС на вызовы Индустрии 4.0 может стать постановка и решение масштабной задачи по формированию экосистемы цифрового научно-технологического и инновационного пространства, представляющей собой сложную систему субъектов, осуществляющих взаимодействие по обмену и трансформации ресурсов на основе функционирования соответствующих институтов и цифровых инфраструктурных объектов. Это определяется тем, что цифровая «трансформация» национальных научно-
технологических комплексовсоздает условия для их более эффективной состыковки и возникновению новой точки кооперационных усилий - цифровой платформизации интеграции в рассматриваемой сфере.
В-третьих, все это предполагает дальнейшее развитие не только стратегических, но и правовых основ рассматриваемой секторальной цифровой трансформации, которые должны соответствовать модели интеграции ЕАЭС, а также должны быть нацелены на повышение ее конкурентоспособности.
В-четвертых, затронутый в данной статьи ракурс развития научно-технологической интеграции может стать методологической основой для сопряжения комплекса мер, предусмотренных Разделом «Территория инноваций» Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза 2018 г., с основными направлениями реализации Цифровой повестки ЕАЭС.
Библиография
1. Авдеева И.Л., Полянин А.В., Головина Т.А. Цифровизация промышленных экономических систем: проблемы и последствия современных технологий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. Вып. 3. С. 238-245.
2. Понькина А.А., Боркова Е.А. Обзор digital-технологии в контексте Индустрии 4.0 // Журнал экономики и бизнеса. 2019. Т. 10-2 (56). С. 61-63.
3. Байниев В.Ф. Цифровая индустриализация ЕАЭС как технико-технологический фундамент экономического суверенитета // Проблемы современной экономики. 2019. № 3. С. 132-136.
4. Салиева Р.Н. Правовые основы научно-технического сотрудничества государств Евразийского экономического союза // Вестник экономики, права и социологии. 2019. Т. 2. № 3. С. 144-147.
5. Дьяконова А.А., Рахматуллина О.В. Правовое регулирование научно-технического сотрудничества в условиях современной региональной интеграции: опыт Республики Казахстан // Право и государство: теория и практика. 2019. № 10. С. 134-136.
6. Андреева Л.В. Формирование нормативной правовой основы для создания единого инновационного пространства в Евразийском экономическом союзе // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 3. С. 52-64.
7. Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках ЕАЭС. 2018. М.: ЕЭК, 154 с.
8. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (ред. от 15.03.2018 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 20.05.2020).
9. Соглашение о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках Евразийского экономического союза (Москва, 25 октября 2019 г.) URL:
https ://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01423638/itia_29102019 (дата обращения: 21.05.2020).
10. Рекомендация Коллегии ЕЭК от 28 февраля 2017 № 5 «Перечень приоритетных направлений сотрудничества государств-членов ЕАЭС в целях ускорения технологической модернизации и повышения инновационной активности организаций государств - членов с учетом прикладных и фундаментальных
исследований, проводимых государствами-членами URL:
https ://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01417291/clcr_02032017_5 (дата обращения: 14.06.2020).
11. Рекомендация ЕЭК № 28 от 13 декабря 2016 г. «О реализации совместных проектов по освоению и применению государствами-членами ЕАЭС новых технологий в легкой промышленности». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01414486/clcr_15122016_28 (дата обращения: 14.06.2020).
12. Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза 2018 г. (Санкт-Петербург, 6 декабря 2018 г.). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01420213/ (дата обращения: 10.07.2020).
13. Обращение Президента Республики Беларусь, Председателя ВЕЭС Александра Лукашенко к главам государств - членов Евразийского экономического союза (18.09.2019). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/09-01-2020-1.aspx (дата обращения: 14.07.2020).
14. Министр ЕЭК Сергей Глазьев: «Конкурентоспособность ЕАЭС в большей степени зависит от того, смогут ли наши страны перейти к новому технологическому укладу» (18.11.2019). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/18-12-19-1.aspx (дата об-ращения: 05.07.2020).
15. Карпова Д.Н., Проскурина А.С. Социотехнический поворот в исследовании цифровизации общества // Власть. 2010. № 1. С. 97-104.
16. Селезнев И.А., Карепова С.Г. Перспективы, вызовы и риски развития цифровой повестки ЕАЭС // Проект «Социально-политическое измерение реализации процессов евразийской интеграции». Вып. 4 «Евразийская интеграция: масштабы, особенности, эффективность» / под общ. ред. С.В. Рязанце-ва, Г.И. Осадчей). М.: ИСПИ РАН, 2019. С. 87-91.
17. Кофнер Ю. Стратегии будущего ЕАЭС (06.10. 2019). URL: http://eurasian-studies.org/archives/12359 (дата обращения: 05.05.2020).
18. Захарова Е.В., Горохова Е.Ю. 2016. Россия и страны СНГ: научно-техническое сотрудничество и кооперация как фактор региональной экономической интеграции // Инновационная экономика. 2019. № 4. С. 11.
19. Заявление о Цифровой повестке ЕАЭС (Санкт-Петербург, 26 декабря 2016 г.). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/Documents/Проек т%20Заявления_на %20подписании.pdf (дата обращения: 10.07.2020).
20. Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 г. (утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 № 12). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71708158 (дата обращения: 19.05.2020).
21. Гуров О. Цифровая трансформация как главный фактор развития ЕАЭС (2019). 3 с. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-/comments/columns/postsoviet/tsifrovaya-transformatsiya-kak-glavnyy-faktor-razvitiya-eaes/ (дата обращения: 18.04.2020).
22. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. "A Digital Single Market Strategy for Europe" // COM (2015) 192 final (Brussels, 6.5.2015). URL: http://ec.europa.eu/priorities/digital-single-market/docs/dsm-communication_en.pdf (дата обращения: 15.05.2020).
23. Калиш Я.В. Информационная политика ЕАЭС - цифровое настоящее и будущее // Власть. 2017. № 10. С. 67-71.
24. Цифровая повестка ЕАЭС: 2016-2019-2025. Сборник. 2019. М.: ЕЭК, 103 с.
25. Логинов Е.Л., Чиналиев В.У., Шкута А.А. Формирование цепочек добавленной стоимости в рамках евразийско-союзного научно-технического пространства на основе использования цифровых технологий // Искусственные общества. 2017. Т. 12. Вып. 1-2. С. 7.
26. Словяненко Н.И. Роль цифровых технологий в создании правовых основ экономики знаний в ЕС и ЕАЭС // Modern Science. 2019. № 3. С. 244-248.
27. Абдикеев Н.М., Богачев Ю.С., Морева Е.Л. Региональная интеграция как фактор стимулирования социально-экономического развития (опыт ЕС) // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 4. С. 111-118.
28. Запущено Европейское облако открытой науки (26.11.2018). URL:
https ://www.openrepository.ru/news/225-zapushcheno-evropejskoe-oblako-otkrytoj-nauki (дата обращения: 16.05.2020).
29. Брычев А.В. Цифровая платформа инновационного сотрудничества в СНГ. 2019 // Одиннадцатый международный форум «Инновационное развитие через рынок ИС». Сборник докладов, документов и материалов (под общ. ред. доктора юрид. наук, проф. Лопатина В.Н.). М.: РГНИИС, 2019. С. 275-277.
30. Байдурин М.С., Борталевич С.И., Логинов Е.Л. Формирование интегрированных механизмов научно-технического сотрудничества в рамках ЕАЭС // Вестник Казахского национального университета. 2016. Серия экономическая. № 6. С. 1015.
31. Дятлов С.А., Гильманов Д.В., Марьяненко В.П. Теория инноваций. Инновации в условиях цифровой экономики. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. 286 с.
32. Т. Саркисян: «Внедрение цифровых технологий должно идти в тесной связи с произ в о дс тв е нными инно в а ция ми. Б е з э того не в оз мож ны ро с т конкурентоспособности бизнеса и модернизация реального сектора экономики». URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/6-10-2017-4.aspx (дата обращения: 04.05.2020).
33. Странам ЕАЭС предстоит принять «дорожную карту» практической реализации цифровой повестки (01.02.2019). URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/04-02-2019-2.aspx (дата обращения: 24.05.2020).
34. Дятлов С.А. Цифровая трансформация экономики стран ЕАЭС: приоритеты и институты развития // Проблемы современной экономики. 2018. № 3. С. 18-21.
35. Дятлов С.А. Энейро-сетевая гиперконкурентная экономика. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 133 с.
36. Подведены итоги Международного конкурса инновационных проектов «Евразийские цифровые платформы» в 2019 году (26.09.2019). URL:
http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-09-2019-3.aspx) (дата обращения: 25.05.2020).
37. Решение Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2019 г. № 2 «О реализации проекта "Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий"». URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01423683/icd_06052019 (дата обращения: 14.07.2020).
38. Рекорд С.И. Развитие евразийской экономической интеграции в условиях ускорения глобальных изменений: новые матрицы сетевой экономики // Проблемы современной экономики. 2017. № 4. С. 33-35.
39. Рекомендация Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г № 1 «О Концепции создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС и цифровой трансформации промышленности государств - членов Союза». URL: http://docs.cntd.ru/document/551911031 (дата обращения: 13.06.2020).
40. Паспорт Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
URL: http://government.ru/info/35568/ (дата обращения: 14.06.2020).
41. Логинов Е.Л., Шкута А.А., Логинова В.Е., Сорокин Д.Д. Формирование системных механизмов научно-технической кооперации в рамках ЕАЭС с учетом стратегических трендов Четвертой промышленной революции // Вестник экономической безопасности. 2017. С. 205-211.
42. Распоряжение Высшего Евразийского экономического совета от 2 декабря 2019 г. № 10 «Об основных результатах деятельности Евразийской экономической комиссии». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19rv0010/ (дата об-ращения: 13.05.2020).
43. Рекомендация Коллегии ЕЭК от 13 декабря 2017 г. № 32 «О целесообразности имплементации использования в рамках ЕАЭС наилучших практик ОЭСР». URL: https ://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71735942/ (дата обращения: 14.05.2020).
44. АНО «Научный центр евразийской интеграции». URL: https://eaisc.org/ (дата обращения: 01.07.2020).
45. Ростелеком. Цифровые платформы. Подходы к определению и типизации. URL: https://files.data-economy.ru/digital_platforms.pdf (дата обращения: 02.07.2020).
46. ЕЭК предлагает сформировать национальные каталоги типовых технологических решений по цифровизации секторов экономики (18.09.2019). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/18-09-2019-3.aspx (дата обращения: 14.06.2020).
47. Четвертая промышленная революция. Целевые ориентиры развития промышленных технологий и инноваций. Женева: Всемирный экономический форум, 2019. 46 с.
48. ЕЭК. Общие подходы к формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза в перспективе до 2030 г. С. 5-9. URL: https://eurasiancommission.org (дата обращения: 15.05.2020).
49. Предложения по формированию цифрового пространства (проект, 2016). URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/Documents/Forms /DispForm.aspx?ID = 2 (дата обращения: 20.05.2020).
50. Стратегия развития интегрированной информационной системы ЕАЭС на период до 2025 г // Совет ЕЭК. Решение № 100 «Об утверждении Стратегии развития интегрированной информационной системы ЕАЭС на период до 2025 г.» (22 августа 2017 г.). URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415724/cncd_26122017_100 (дата обращения: 20.05.2020).
51. Дятлов С.А., Селищева Т.А. Информационное неравенство стран евразийского экономического пространства в условия гиперконкуренции // Ин-новации. 2016. № 10. С. 50-56.
52. Логинов Е.Л., Борталевич С.И. Стратегическая интеграция в научно-технической сфере Евразийского экономического союза // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 1. С. 139-150.
53. Концепция трансграничного информационного взаимодействия (утв. Решением Евразийского Межправительственного совета от 9 августа 2019 г. № 7). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_331379/ (дата обращения: 20.05.2020).
54. Грибанов Ю.И. 2018. Основные модели создания отраслевых цифровых платформ // Вопросы инновационной экономики. 2018. Т. 8. № 2. С. 223-234.
55. Информационно-аналитический отчет. Анализ мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышленности государств - членов ЕАЭС. М.: Департамент промышленной политики ЕЭК, 2017. 116 с.
56. Перечень первоочередных инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС (проект). URL: https://docs.eaeunion.org/pd/ru-ru/0121981/pd_28072017_att.pdf (дата обращения: 20.05.2020).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом статьи являются юридические аспекты взаимодействия государств-членов ЕАЭС в области развития науки, технологий и инноваций. Актуальность исследования подтверждается обоснованием необходимости технологизации экономических процессов в условиях глобальных вызовов и перехода к Индустрии 4.0. Во введении обозначена цель исследования, предполагающая правовой анализ цифровой повестки ЕАЭС в региональном измерении. Структура статьи релевантна обозначенным задачам, имеет подразделение на большие разделы, посвященные концептуальному анализу цифровых трансформаций региональной научно-технологической интеграции ЕАЭС, Цифровой повестке ЕАЭС, задачам научно-технологической политики ЕАЭС и ее цифровым платформам как новейшей научной инфраструктуры. Библиография исследования в целом представлена современными нормативными источниками, научной литературой, информационными ресурсами в достаточном количестве и отражает ключевые моменты проведенного исследования. Научная новизна представленного исследования не вызывает сомнения, поскольку автору удалось детально проработать как юридические аспекты цифровизации научно-технологической повестки регионального взаимодействия в рамках ЕАЭС, так и концептуальные основы экономического и стратегического развития этой международной организации. Однако, несмотря на качественную проработку темы, использование значительного количества источников и информационных ресурсов, статья не лишена недостатков. Во-первых, в ней нет подробного обоснования концепции Индустрии 4.0., в рамках которой осуществляется цифровая научная повестка ЕАЭС. Автор не ссылается на работы зарубежных исследователей, которые описывают ключевые экономические и юридические аспекты в этой сфере (например, Vaidya, Saurabh, Prashant Ambad, and Santosh Bhosle. "Industry 4.0-a glimpse." Procedia Manufacturing 20 (2018): 233-238; Lasi, Heiner, et al. "Industry 4.0." Business & information systems engineering 6.4 (2014): 239-242; Rojko, Andreja. "Industry 4.0 concept: background and overview." International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM) 11.5 (2017): 77-90 и т.д.). Во-вторых, в статье явно отсутствует полемика с другими исследователями в отношении вопроса развития и перспектив сотрудничества государств в рамках ЕАЭС. Также несмотря на то, что автор анализирует ключевые политико-правовые документы исследуемого экономического союза, им не была в должной мере артикулирована сама методология исследования. В статье также не используются материалы публичных выступлений лидеров стран ЕАЭС, которые можно рассматривать в качестве исходных программных документов, которые в дальнейшем
приобретают нормативное оформление и закрепление. Несмотря на обозначенные недостатки формального плана, статья полностью соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в издании «Право и политика» и может быть рекомендована к публикации. Она написана на строгом научном языке, имеет сильную логическую структуру и ряд выводов, которые представляют интерес для широкой аудитории читателей.