Научная статья на тему 'ПАРАДИГМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕАЭС'

ПАРАДИГМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / EURASIAN ECONOMIC UNION / FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL COOPERATION / REGIONAL INTEGRATION / INNOVATION / ECONOMIC COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

В статье рассматриваются парадигмальные аспекты развития повестки научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС в условиях Четвертой промышленной революции. Автор статьи приводит определение феномена интеграционной парадигмы научнотехнологического сотрудничества государств - членов ЕАЭС. На этой основе определяются основные направления совершенствования интеграционной политики по конвергенции научно-технологических комплексов государств - членов. Специальное внимание уделено связи между экономической, научно-технологической интеграцией и интеграцией в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шугуров Марк Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADIGM OF THE SCIENTIFIC, TECHNOLOGICAL AND INNOVATION INTEGRATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EAEU

The paper deals with paradigm aspects of developing the scientific, technological and innovation agenda of integration within the framework of the EAEU under the conditions of the Fourth industrial revolution. The paper provides a definition of phenomenon of integrative paradigm of scientific and technological cooperation between EAEU’s member states. On this base, main directions of improving the integrative policy on convergence of member states’ scientific and technologic complexes are indicated. Particular attention is paid to the interconnection of economic, technological and educational areas.

Текст научной работы на тему «ПАРАДИГМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕАЭС»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Парадигма научно-технической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС*

Шугуров

Марк Владимирович

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии

Mark V. Shugurov

Doctor of Philosophical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of International Law of Saratov State Academy of Law

e-mail: shugurovs@mail.ru УДК 341.176

Paradigm of the scientific, technological and innovation integration within the framework of the EAEU

В статье рассматриваются парадигмальные аспекты развития повестки научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС в условиях Четвертой промышленной революции. Автор статьи приводит определение феномена интеграционной парадигмы научно-технологического сотрудничества государств - членов ЕАЭС. На этой основе определяются основные направления совершенствования интеграционной политики по конвергенции научно-технологических комплексов государств - членов. Специальное внимание уделено связи между экономической, научно-технологической интеграцией и интеграцией в сфере образования.

Ключевые слова и словосочетания: Евразийский экономический союз, Четвертая промышленная революция, научно-технологическое сотрудничество, региональная интеграция, инновации, экономическая конкурентоспособность

The paper deals with paradigm aspects of developing the scientific, technological and innovation agenda of integration within the framework of the EAEU under the conditions of the Fourth industrial revolution. The paper provides a definition of phenomenon of integrative paradigm of scientific and technological cooperation between EAEU's member states. On this base, main directions of improving the integrative policy on convergence of member states' scientific and technologic complexes are indicated. Particular attention is paid to the interconnection of economic, technological and educational areas.

Keywords: Eurasian Economic Union, Fourth industrial revolution, scientific and technological cooperation, regional integration, innovation, economic competitiveness.

*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00780 («Модель правового регулирования научно-технологической и инновационной интеграции в рамках ЕАЭС и вызовы Четвертой промышленной революции»).

Как известно, одним из факторов развития глобализации современного мира является научно-технологический прогресс, задающий инновационный вектор изменений в экономике и обществе. При этом надо учитывать, что процессы глобализации уравновешиваются процессами интеграции на региональном уровне, для описания которых У. Бек в свое время предложил термин «глокализация». Все это наглядно выражается в возникновении большого разнообразия межгосударственных объединений, часть из которых достигли существенных успехов в отношении объема и глубины интеграции, что позволяет их государствам - членам осуществлять сложение потенциала и реагировать на многочисленные глобальные, или т.н. Большие вызовы.

Общей закономерностью межгосударственных объединений является то, что к числу интеграционных направлений взаимодействия на межгосударственном и негосударственном уровнях относятся наука, технологии и инновации (далее - НТИ). В особенности это характерно для международных организаций региональной экономической интеграции. В числе последних хотелось бы выделить прежде всего ЕС, АСЕАН и, конечно же, такое сравнительно молодое региональной объедение, как Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС). При этом заметим, что интеграция, в том числе научно-технологическая, как системное явление в условиях глобализации представлена интеграцией на двухстороннем, многостороннем, регионально-интеграционном, межрегиональном («интеграция интеграцию») и глобальном уровнях.

Посредством объединения усилий возникают общие научно-технологические пространства, структурированность которых сегодня во многом обеспечивается функционированием элементов региональных инновационных систем, и формируются предпосылки для повышения экономической конкурентоспособности государств - членов. Одновременно с этим усиливается и конкурентоспособность региональных образований в целом, что позволяет адекватно реагировать на глобальные вызовы, связанные в условиях Четвертой промышленной революции с переходом к шестому технологическому укладу и ускорением цифровизации экономических процессов.

Данного рода новые условия оказывают непосредственное воздействие на содержание парадигмы развития научно-технологического сектора различных стран, а также их интеграционных объединений. В последнем случае научно-технологическая интеграция на региональном уровне, а также ее правовое и программно-стратегическое обеспечение учитывает не только содержательные трансформации экономических, с одной стороны, и научно-технологических и инновационных процессов, с другой, но и саму логику, динамику и перспективы развития интеграционных процессов.

Как таковая, региональная интеграция порождает сегодня новые вопросы практического и теоретического характера. В научной литературе имеется комплекс разработок, в которых осуществляется анализ как разных моделей интеграции и их правовых аспектов [1, с. 132-145; 2, с. 114-126], так и анализ различных сфер международного взаимодействия [3; 4]. Весьма перспективным является преломление сущности происходящих в мире интеграционных процессов, их методов и форм в отношении понимания научно-технической интеграции государств как наиболее тесного уровня их сотрудничества, проявляющегося, например, в интеграции в рамках традиционно сложившихся форм международного научно-технологического сотрудничества (далее - МНТС), таких, как исследования и разработки, обмен научной информацией и данными, передача технологий, техническая помощь и др.

Одновременно остановимся на одном весьма значимом обстоятельстве. Оно связано с конвергенцией научно-технологической и экономической интеграции, их взаимном влиянии друг на друга, что с удвоенной силой начинает осуществляться в условиях Четвертой промышленной революции. Последняя, как известно, предполагает новую технологическую базу экономики, а также стирание граней между материальными и виртуальным. Дополнительные, но очень существенные вызовы исходят от характерных для нее процессов цифровых трансформаций, т.е. общесистемных преобразований экономики на основе «цифровых технологий», разработка и масштабное внедрение которых инициировано развитыми странами.

Вследствие этого для понимания научно-технологической интеграции больше значение могут иметь концептуальные выводы о природе современной экономической интеграции. Так, в экономической литературе отмечается, что «в общенаучном понимании понятие «интеграция» отражает процесс сближения и последующего сращивания экономических систем с целью построения и функционирования единого экономического, политического, социокультурного, воспроизводственного процесса в рамках общего рынка товаров, услуг и факторов производства, координируемых специальными органами управления. Среди экономических эффектов региональной интеграции важнейшими являются аглорамерационный, выражающийся в нарастании количественных изменений в качественные (экономия на масштабе), и

эмерджентный, связанный с наличием обратных связей» [5, с. 32]. Сквозь призму нашей статьи все это сопровождается конвергенцией академического и производственного сектора [6]. Причем, в основе данной конвергенции находится интеграция фундаментальной и прикладной науки в контексте интеграции научной, научно-технической деятельности, с одной стороны, и инновационной, с другой.

Несмотря на общие закономерности интеграции в сфере НТИ, для объединений государств характерны специфические особенности в данной сфере, обусловленные как экономическими, так и иными причинами неэкономического характера. Это можно аргументировать тем, что, во-первых, государства - члены интеграционных объединений располагают тем или иным уровнем научно-технологического потенциала, что обусловлено историческими обстоятельствами; во-вторых, они развивают сотрудничество в тех или иных областях науки, технологий и инноваций; в-третьих, их объединения, функционирующие на базе той или иной правовой модели, ставят перед собой конкретные цели; в-четвертых, государства и их объединения сталкиваются с конкретными вызовами, на которые они призваны отвечать посредством дальнейшего развития интеграционных процессов и осуществления выбора направлений повышения своей конкурентоспособности.

Таким образом различные интеграционные объединения государств функционируют в специфических условиях и располагают разными стартовыми возможностями в сфере НТИ. Подобно разнообразным моделям организации инновационного развития на уровне государств существует также разнообразие моделей интеграции и их правового обеспечения на уровне межгосударственных объединений. Это вполне нормальное явление в условиях глобальной конкуренции, в том числе в сфере организационно-управленческих инноваций.

Вполне очевидно, что одного понятия «модель» недостаточно для объяснения интеграционных процессов в рассматриваемой сфере. Отсюда представляется вполне обоснованным введение в научный оборот понятия «парадигма интеграции в сфере науки, технологий и инноваций». Она представляет собой систему ценностных, целевых, идейных, концептуальных и стратегических ориентиров, задающих направления интеграции в рассматриваемой сфере. В практическом аспекте она отражается в модели его правового регулирования. Парадигма отражает логику современного НТП в единстве его экономических, политических, правовых и культурно-цивилизационных аспектов.

Разумеется, предметный комплекс парадигмы гораздо шире, на чем мы остановимся в дальнейшем изложении. Но ясно одно, что парадигма как феномен целеполагания отлична от такого указанного нами явления, как модель научно-технологической интеграции. Последняя представляет собой структурное сочетание используемых правовых, экономических, стратегических и организационных инструментов и средств. Разумеется, данное сочетание имеет свое основание в вышеуказанной парадигме. Сверх того, модель интеграции как таковая «произрастает» из парадигмы интеграции, но при этом делает ее реализацию возможной. Одновременно парадигма может рассматриваться в качестве методологической основы познания и конструирования модели интеграции и механизма ее правового и стратегического регулирования. Как таковые, модели региональной интеграции в рассматриваемой сфере могут быть весьма разнообразными, подобно тому, как разнообразными являются национальные и региональные инновационные системы.

На наш взгляд, рассматриваемая парадигма является динамическим явлением. Это определяется тем, что по мере развития глобализационных и собственно регионально-интеграционных процессов под воздействием изменений в экономике и научно-технологической сфере цели и стратегии научно-технологической интеграции подвергаются корректировке. Но не только. Дальнейшей трансформации подвергаются организационные формы научно-технологического взаимодействия, а также инфраструктура последнего. В настоящее время главный фактор корректировки интеграционной парадигмы в целом и парадигмы в сфере научно-технологической интеграции - это необходимость реагирования на вызовы, связанные с вхождением в фазу Четвертой промышленной революции при одновременном использовании возможностей модернизации, которые она с собой несет.

Региональная интеграция в сфере НТИ - это мегатренд, которому стремятся следовать межгосударственные объединения. Если говорить о ЕАЭС, то соответствующая парадигма самым непосредственным образом исходит из смысла и целей функционирования Союза. Так, достижение целей Союза, предусмотренных в ст. 4 Договора о ЕАЭС [7], в особенности таких, как структурная и технологическая модернизация экономики и наращивание конкурентных преимуществ, непосредственным образом зависит от успехов интеграции в сфере НТИ, что позволяет аккумулировать человеческие и финансовые ресурсы. Сотрудничество в сфере модернизации экономик государств - членов на основе генерирования и

коммерциализации инноваций было и остается важнейшим аспектом интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, а также интеграции его государств - членов в мировую экономику.

Другими словами, повышение экономической конкурентоспособности Союза сегодня достижимо только на основе модернизации технологической базы производства. В свою очередь, содержание парадигмы составляет не только данная общая цель, но и более конкретные цели сотрудничества применительно к различным предметным областям, например, в сфере промышленности, АПК, космоса, ИКТ и др. Помимо этого в силу связи между парадигмой и моделью интеграции в содержание первой также входит комплекс представлений о наиболее эффективных организационных формах и инфраструктурном обеспечении рассматриваемого сотрудничества.

Анализируемая интеграционная парадигма - это результат формирования и согласования общего подхода государств - членов ЕАЭС к содержанию научно-технологической интеграции. Здесь мы имеем в виду установление баланса между направлениями и приоритетами международной научно-технической политики, проводимой государствами - членами, которая перерастает в политику региональной научно-технологической интеграции.

Как известно, до учреждения ЕАЭС на евразийском пространстве развивалась кооперация в сфере НТИ [8]. Но на современном этапе более значима другая, более продвинутая форма сотрудничества, а именно интеграция. В наиболее общей форме последняя представляет собой «срастание» научно-технологических комплексов государств - членов в единое целое, что позволяет обеспечить сложение потенциалов и настроиться на режим взаимодополнительности.

В итоге интеграция как объективное явление - это качественно новый уровень кооперации, заключающийся в эффективном, т.е. исключающем дублирование, объединении в единое целое научно-технологических комплексов и на этой основе развитие и использование научно-технических потенциалов государств, их регионов и негосударственных субъектов МНТС, в частности, в виде «погружения» в соответствующую совместную институциональную инфраструктуру, представленную системой различных объектов инновационной системы - кластерами, технопарками, научно-техническими центрами и т.д.

Государства - члены ЕАЭС идут по этому пути, осознавая, что в настоящее время наиболее перспективной и конкурентоспособной является модель «горизонтальной интеграции», которая предполагает теснейшую кооперацию во всех звеньях инновационной цепочки (совместные НИОКР - передача технологий, распространение знаний, передовой практики и опыта - совместные программы и проекты по освоению, адаптации и использованию технологий, знаний и т.д.). Данная модель в полном масштабе востребована на уровне ЕАЭС в рамках формирующейся региональной инновационной системы, что не уменьшает значимость правового обеспечения менее глубоких форм интеграционных процессов в данной области. В результате происходит кумуляция, т.е. установление наиболее тесной связи всех существующих на сегодняшний день форм МНТС, а также смежных форм - финансирования и содействия формированию потенциала.

Несмотря на небольшой срок функционирования ЕАЭС, в его рамках на сегодняшний день так или иначе сформировалось системное научно-технологическое сотрудничество. Особо впечатляют достижения в сфере инфраструктуры интеграции, а именно конкретные механизмы поддержки и осуществления сотрудничества. Координация научно-технологической деятельности в рамках государств - членов ЕАЭС может эффективно осуществляться на основе формирования механизма интегрированного управления в формате управляющих органов научно-технических кластеров в рамках научно-технических комплексов государств - членов. Одновременно процессы интеграции приводят к созданию не только общих научно-технологических пространств, но и общей наднациональной инфраструктуры, объекты которой являются «каркасами» формирования региональной инновационной системы. Здесь следует упомянуть Евразийские технологические платформы и Евразийский инжиниринговый центр, а также Евразийский сетевой университет. В апреле 2019 г. была запущена Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтракции и трансфера технологий. Все данные инфраструктурные объекты инновационной системы предполагают углубление научно-технологического и инновационного сотрудничества в рамках существующих направлений интеграции.

Конечно, ЕАЭС за первые пять лет своего существования успешно справился с испытанием временем и продемонстрировал свою жизнеспособность. Однако ряд задач остался пока еще не решенным. Мы имеем ввиду осуществление технологического прорыва, являющегося основой для нового прорыва уже в условиях Четвертой промышленной революции. Вне всякого сомнения это не позволяет Союзу в полной мере адекватно и качественно отвечать на глобальные экономические вызовы. Как отмечается в докладе

Евразийской экономической комиссии, на Союз с нарастающей силой воздействуют глобальные вызовы и факторы, такие, как изменение условий мировой торговли и масштабная цифровизация экономики. В частности, «на экономику государств-членов воздействуют глобальные экономические тенденции, требования мирового рынка становятся все более высокими; производимая продукция должна быть не только конкурентоспособной по стоимости, но и высокотехнологичной, а лучше - экологичной; все большая роль отводится возможностям цифровой экономики, торговле услугами с использованием онлайн-сервисов» [9, с. 5].

Несмотря на достигнутые результаты, новые вызовы, стоящие перед ЕАЭС, означают необходимость перехода к качественно новому уровню интеграции, которая позволит усилить научно-технологический потенциал. В условиях современной трансформации экономики на основе использования новейших технологий в русле вхождения в Четвертую промышленную революцию, коррелятивную четвертой технологической революции, не только конкурентоспособность отдельных государств, но и их объединений зависит от развития научно-технологической базы, а также от прогрессирующей эволюции интеграционной научно-технологической и инновационной повестки и ее приоритетов. Это предполагает новые меры и инициативы, которые позволяют максимально использовать и усилить технологический потенциал, а также вписаться в технологические цепочки производства добавленной стоимости.

В современных условиях будущее Союза зависит от темпов, глубины и охвата технологического перевооружения в процессе вхождения в Четвертую промышленную революцию в целях получения возможных дивидендов, что предполагает сокращение технологического и инновационного разрыва, т.е. отставания от государств-лидеров. Поэтому ускорение научно-технологической интеграции ЕАЭС представляет жизненную потребность на фоне ускорения НТП, меняющего структуру производства и потребления. Новые вызовы также исходят и от трансформации содержания и организации международного научно-технологического и инновационного сотрудничества в контексте Больших вызовов.

Но, тем не менее, можно обнаружить один немаловажный парадигмальный нюанс. В силу переплетения экономического и научно-технологических комплексов возникает тенденция дериватности, т.е. производности/вторичности интеграции в сфере науки и технологий по сравнению с интеграцией торгово-экономической. Но интеграция в научно-технической сфере определяется не только логикой экономической интеграции, но и логикой сотрудничества государств в сфере науки, культуры и образования. Подобного рода видение позволяет выявить пределы сугубо экономико-центристского подхода к научно-технической интеграции и рассмотреть научные знания и технологические достижения в качестве феноменов культуры, имеющих мировоззренческое значение. Отсюда общие научно-технологические пространства не совпадают с общими экономическими пространствами и, следовательно, не выступают всего лишь их аспектами, но пересекаются с ними, как и с общим пространством образования и академической мобильности, сохраняя при этом определенную автономность. Поэтому их вполне можно осмыслить в качестве пространства реализации прав человека, таких, как, например, право на свободу научных исследований и права на науку.

Данное обстоятельство понимают государства - члены интеграционных объединений, стремящихся дополнить экономическую интеграцию общими усилиями в сфере образования, науки и культуры. Данное понимание характерно также для ЕС. Это означает, что потребности в дальнейшей экономической интеграции порождают потребность в усилении научно-технологического взаимодействия через разработку повестки интеграции в сфере образования и культуры.

Обоснованием такого подхода выступает положение ст. 15.2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которому в целях реализации права человека на культуру и науку, включая право на свободу научных исследований, государства должны принимать меры по развитию и распространению достижений науки и культуры. Ясно, что здесь речь идет об обязательстве сотрудничать в сфере науки и культуры, в более ясной форме закрепленного в ст. 15.4. Конечно, в Пакте речь идет о международном сотрудничестве государств. Однако региональная интеграция - это форма наиболее тесного международного сотрудничества. Поэтому, как мы полагаем, указанные положения Пакта составляют круг специальных обязательств, которые должны выполнять интеграционные объединения государств в целом и их государства - члены в частности.

И последнее. Как известно, особенностью интеграционной модели ЕАЭС является доминирование международно-правового начала. Соответственно, парадигма научно-технологической интеграции моделирует последнюю именно в соответствии с данным принципиальным началом. Это означает необходимость осуществления усилий по достижению баланса между суверенным научно-технологическим развитием

государств - членов ЕАЭС и их общими целями в сфере НТИ в рамках данного интеграционного объединения.

В итоге это может означать направленность на сотрудничество, а не на конкуренцию, что призвано поднять общую конкурентоспособность ЕАЭС. Однако это возможно лишь в случае дополнения директивного начала, находящегося в основе «вертикальной» интеграции, реализацией программно-проектного регулирования, позволяющего состыковать усилия конкретных субъектов научно-технологической и инновационной деятельности из государств - членов ЕАЭС. Данное понимание воплощается в постановке вопроса о необходимости принятия программы, аналогичной программе ЕС «Горизонт - 2020», что означает расширение содержания парадигмы научно-технологической интеграции.

В практическом плане важным подкреплением такой парадигмальной трансформации служит подход к реализации Цифровой повестки ЕАЭС, заключающийся в проработке инициатив и дальнейшей реализации проектов в сферах, обладающих интеграционным потенциалом. Формирование и развитие Цифровой повестки Союза - это один из способов адаптации к условиям Четвертой промышленной революции, являющейся фактором перехода к новому уровню интеграции государств - членов в сфере НТИ.

В заключение отметим, что перспективы проекта региональной интеграции государств ЕАЭС в сфере НТИ зависят от достойного ответа на новые вызовы. Все это потребует перехода к качественно новому уровню интеграции, в том в числе посредством постановки и решения новых вопросов интеграции, осуществляющейся на «вертикальном» и «горизонтальном» уровнях. В первом случае - это формирование совместными усилиями, в том числе в формате государственно-частного партнерства инструментов и механизмов осуществления интеграции. Во втором случае - это развитие интегрированного партнерства между организациями и предприятиями государств - членов в рамках совместных проектов и совместных предприятий. Таким образом, налицо развитие парадигмы научно-технологической и инновационной интеграции ЕАЭС, что выступает важнейшим условием достойного ответа данного регионального объединения государств не только на технологические вызовы Четвертой промышленной революции, но и на новые требования к организации регионального взаимодействия в данной сфере сотрудничества.

Библиографический список

1. Правовое обеспечение интеграционных процессов в рамках ЕАЭС: монография / под общ. ред. проф. А.И. Чучаева. - М.: Проспект, 2017. - 385 с.

2. Безбородов Ю.С. Международно-правовые методы и формы правовой конвергенции. - М.: Проспект, 2018. - 240 с.

3.Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Международная образовательная интеграция. Содержание и правовое регулирование. - М.: Проспект, 2018. - 293.

4. Доронина Н.Г. Правовая модель экономической интеграции в странах Латинской Америки. - М.: ИНФРА-М., 2017. - 168 с.

5. Овчаренко Н.Е. Модели современных интеграционных процессов. М.: Проспект, 2003. 451 с.

6. Миронова Д.Ю., Семенова Ю.А. Международный проект Demola как инструмент интеграции науки и бизнеса // Инновации. 2015. № 10. С. 53-58.

7. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29.05.2014). (ред. от 01.10.2015). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420205962

8. Технологическая кооперация и повышение конкурентоспособности в ЕЭП. - СПб.: ЦИИ ЕБР, 2013.92 с.

9. ЕЭК. Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза. - М: ЕЭК, 2018. - 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.