ПРАВО
УДК 343
Е.С. Пойда*
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РФ
В статье рассмотрены направления деятельности прокурорского надзора в РФ. Проанализированы основные нормативно-правовые акты о прокуратуре, а также их влияние на развитие и становление правового регулирования прокурорского надзора в России. Сделаны предложения для дальнейшего развития органов прокуратуры.
Ключевые слова: прокурорский надзор, правовое регулирование, прокурор, закон, законопроект.
Прокурорский надзор сегодня — это осуществляемая прокурорами от имени РФ деятельность за исполнением действующих на ее территории законов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства [1].
Правовое регулирование прокурорского надзора осуществляется: Конституцией РФ, которая регламентирует деятельность прокуратуры за исполнением и соблюдением законов, ФЗ «О прокуратуре РФ», закрепляет общие положения о прокуратуре, организацию деятельности и полномочия органов прокуратуры, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации [1].
К основным направлениям деятельности прокурорского надзора в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» относится надзор за исполнением законов (глава 1 ст. 21—25); надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 ст. 26—28); надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (глава 3 ст. 29—31); надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (глава 4 ст. 32—34).
Каждое направление в отдельности определяет специфику прокурорского надзора, ФЗ «О прокуратуре РФ» конкретизирует полномочия прокуроров по устранения правонарушений, их проверке и принятию мер воздействия.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами относится к самостоятельной функции деятельности прокуратуры. Сейчас прокурор не осуществляет надзор за судом, как это было раньше, а выступает как равноправная сторона. Суды при отправлении правосудия стали независимы и подчиняются только закону.
Прокурор, являясь равноправной стороной судебного процесса, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В Законе перечислены основные полномочия прокурора, реализуемые в процессе участия в рассмотрении судом уголовных, гражданских, арбитражных дел, осуществлением надзора за законностью судебных решений, приговоров, определений и постановлений. В действующем законодательстве закреплены основные положения деятельности прокуроров в рассмотрении дел судами, а именно ст. 45 ГПК РФ и ст. 52 АПК РФ предоставляют прокурору право обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан лишь по узкому кругу дел. Таким образом, прокурор не вправе участвовать во всех без исключения делах, рассматриваемых гражданским
* © Пойда Е.С., 2014
Пойда Елена Сергеевна ([email protected]), кафедра гражданского и арбитражного процесса Самарского государственного экономического университета, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, 141.
а4
Основы экономики, управления и права № 3 (1S)
и арбитражным судами. Участие его допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом.
С принятием Закона № 87-ФЗ от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» был образован Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, что привело к ослаблению прокурорского надзора за следствием. Прокурор лишился полномочий по возбуждению уголовных дел, введению расследования, а также права передавать дела другому следователю [3].
В последнее время государство и общество в целом заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры РФ стала максимально эффективной, что привело бы к реальному укреплению и достижению порядка в стране. Прокурорский надзор оказывает сдерживающее воздействие на нарушения законов в стране, число которых в последнее время возросло. В связи с этим надзор за исполнением законодательства, предупреждение правонарушений стали приоритетными направлениями деятельности российской прокуратуры.
В центре прокурорского надзора была и остается правозащитная деятельность. Основные усилия направлены на то, чтобы утвердился правовой порядок в социальной сфере [5].
Принятый более 20 лет назад Закон о прокуратуре РФ сыграл немаловажную роль в режиме обеспечения законности в государстве. Однако при издании данного акта были выявлены недостатки, касающиеся деятельности прокуратуры. Во-первых, прокуратура оказалась единственной структурой, функции которой никак не были обозначены в Конституции РФ. Во-вторых, ст. 129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре РФ, помещена законодателем в гл. 7, которая называлась «Судебная власть».
Согласно законопроекту «О Верховном суде РФ и прокуратуре РФ»4, гл. 7 стала называться «Судебная власть и прокуратура», в ст. 129 п. 1 добавлено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Реализация данного выделения, несомненно, имеет положительные моменты, особенно в свете реформы и преобразований, и, возможно, поставит точку в дискуссии по вопросу, к какой ветви власти необходимо отнести прокуратуру. Однако
хотелось бы, чтобы в принятом законопроекте более обстоятельно была изложена структура деятельности прокуратуры, так как сегодня не совсем понятно, как принятый законопроект «О Верховном суде РФ и прокуратуре РФ» скажется на самой деятельности прокуратуры. Приведет ли это к ее усилению или ослаблению, будут ли приняты и внесены в дальнейшем какие-то еще поправки. Этот вопрос остается на сегодняшний день открытым.
По этому вопросу для более успешного функционирования правового регулирования прокуратуры хотелось бы предложить внести следующие изменения:
1) полномочия и порядок деятельности прокуратуры должны регулироваться федерально-конституционным законом (п. 1 ст. 129), а не просто федеральным;
2) статус прокуратуры РФ должен сохраниться «как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим». Поскольку он является основополагающим в деятельности прокуратуры;
3) вернуть Генеральному прокурору РФ право на законодательную инициативу, право на обращение в Конституционный суд РФ;
4) Генпрокуратуре могли быть возвращены функции возбуждения и расследования уголовных дел;
5) вернуть право обращения в суды с ходатайствами, в том числе об арестах и освобождениях фигурантов дел.
Более успешному функционированию прокурорского надзора, как и всей многогранной деятельности прокуратуры, может способствовать совершенствование законодательства, регулирующего организацию и деятельность прокуратуры. Поэтому главной задачей должно стать дальнейшее развитие и модернизация органов прокуратуры применительно к динамично развивающемуся обществу.
Библиографический список
1. Савюк Л.К. Правоохранительные и судебные органы: учебник. М.: Юристь, 2004. С. 359.
2. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 445.
3. СЗ. 2007. № 24. Ст. 2830.
4. СЗ. 2014. № 11. Ст. 1094.
5. Генеральная прокуратура. URL: http:// genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-82414.
E.S. Poyda* TENDENCIES AND PERSPECTIVES OF LEGAL REGULATION OF PUBLIC PROSECUTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
In the article the basic directions of activity of prosecutor’s supervision in the Russian Federation are viewed. Basic normative legal acts about prosecutor’s office, and also its influence on development and establishment of legal regulation of prosecution’s supervision in Russia are analyzed. Proposals for further development of prosecution authorities are made.
Key words: public prosecution, legal regulation, public prosecutor, law, bill.
* Poyda Elena Sergeevna ([email protected]), the Dept. of Civil and Arbitration Proceeding, Samara State University of Economics, Samara, 443090, Russian Federation.