Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ КЫРГЫЗСКОГО ЭТНОСА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ КЫРГЫЗСКОГО ЭТНОСА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / НАУКА / ТЕХНИКА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / ТРАЙБАЛИЗМ / ETHNOS / GLOBALIZATION / ACTIVITY / CULTURE / CIVILIZATION / SCIENCE / TECHNOLOGY / INDUSTRY / IDEOLOGY / TRIBALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смутко Алексей Николаевич, Асанов Жаныш Канатович, Эргешова Тазагультургунбаевна

В данной статье рассматриваются тенденции и особенности изменений кыргызского этноса в эпоху глобализации, также в ней говорится о том, что какими бы социальными, экономическими и политическими изъянами ни обладала советская система, очевидно, что ее культурная и социальная политика оказались для кыргызов гораздо более приемлемой, чем политика царизма. Новая - интернационалистическая - идеология, которая была положена в основу советской политико-экономической системы, безусловно, сыграла позитивную роль в истории кыргызского народа, который отличался и отличается высокой степенью толерантности к культуре и верованиям других народов. Государство, используя мощный репрессивный аппарат, жестко пресекало любую возможность конфликтов, возникавших на этнической почве. Система образования, которая обеспечивала не только относительно быстрое развитие науки и техники в СССР, была призвана воспитывать людей в духе интернационализма, который не был на деле фикцией, хотя, несомненно, способствовал в условиях советского государства более быстрому распространению и эффективному закреплению русской в своей основе культуры на иных культурных почвах. Следует отметить, что на тот момент в русской этнической идеологии и культуре в достаточно ощутимой мере присутствовал общинный дух, что также положительным образом сказалось на характере адаптации кыргызов к новым для них социальным и политико-экономическим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND FEATURES OF CHANGES IN THE KYRGYZ ETHNIC GROUP IN THE ERA OF GLOBALIZATION

This article examines the tendencies and peculiarities of changes in the Kyrgyz ethnos in the era of globalization, it also says that no matter how social, economic and political flaws the Soviet system possessed, it is obvious that its cultural and social policy turned out to be much more acceptable for the Kyrgyz. than the policy of tsarism. The new - internationalist - ideology, which was the basis of the Soviet political and economic system, undoubtedly played a positive role in the history of the Kyrgyz people, which was distinguished and is distinguished by a high degree of tolerance towards the culture and beliefs of other peoples. The state, using a powerful repressive apparatus, harshly suppressed any possibility of conflicts arising on ethnic grounds. The education system, which ensured not only the relatively rapid development of science and technology in the USSR, was called upon to educate people in the spirit of internationalism, which was not really a fiction, although, undoubtedly, under the conditions of the Soviet state, it contributed to the more rapid spread and effective consolidation of Russian in its foundation. crops on other cultural soils. It should be noted that at that time in the Russian ethnic ideology and culture there was a rather tangible community spirit, which also had a positive effect on the nature of the adaptation of the Kyrgyz to new social and political and economic conditions for them.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ КЫРГЫЗСКОГО ЭТНОСА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ КЫРГЫЗСКОГО ЭТНОСА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Смутко А.Н.1, Асанов Ж.К.2, Эргешова Т.Т.3 Email: Smutko 1173@scientifictext.ru

1Смутко Алексей Николаевич - кандидат философских наук, заведующий отделом; 2Асанов Жаныш Канатович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник; 3Эргешова ТазагульТургунбаевна - младший научный сотрудник, отдел философии и методологии науки им. А.И. Нарынбаева Институт философии, права и социально-политических исследований им. А.А. Алтмышбаева

Национальная академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматриваются тенденции и особенности изменений кыргызского этноса в эпоху глобализации, также в ней говорится о том, что какими бы социальными, экономическими и политическими изъянами ни обладала советская система, очевидно, что ее культурная и социальная политика оказались для кыргызов гораздо более приемлемой, чем политика царизма.

Новая - интернационалистическая - идеология, которая была положена в основу советской политико-экономической системы, безусловно, сыграла позитивную роль в истории кыргызского народа, который отличался и отличается высокой степенью толерантности к культуре и верованиям других народов. Государство, используя мощный репрессивный аппарат, жестко пресекало любую возможность конфликтов, возникавших на этнической почве. Система образования, которая обеспечивала не только относительно быстрое развитие науки и техники в СССР, была призвана воспитывать людей в духе интернационализма, который не был на деле фикцией, хотя, несомненно, способствовал в условиях советского государства более быстрому распространению и эффективному закреплению русской в своей основе культуры на иных культурных почвах. Следует отметить, что на тот момент в русской этнической идеологии и культуре в достаточно ощутимой мере присутствовал общинный дух, что также положительным образом сказалось на характере адаптации кыргызов к новым для них социальным и политико-экономическим условиям.

Ключевые слова: этнос, глобализация, деятельность, культура, цивилизация, наука, техника, промышленность, идеология, трайбализм.

TRENDS AND FEATURES OF CHANGES IN THE KYRGYZ ETHNIC GROUP IN THE ERA OF GLOBALIZATION Smutko A.N.1, Asanov Zh.K2, Ergeshova T.^3

1Smutko Alexey Nikolaevich - Candidate ofPhilosophy, Head of the Department; 2Asanov Zhanysh Kanatovich — Candidate of Philosophy, Senior Researcher; 3Ergeshova Tazagul Turgunbayevna - Junior Researcher, DEPARTMENT OF PHILOSOPHY AND METHODOLOGY OF SCIENCE NAMED AFTER A.I. NARYNBAYEV ALTMYSHBAYEV INSTITUTE OF PHILOSOPHY, LAW AND SOCIO-POLITICAL RESEARCH NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES, BISHKEK, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: this article examines the tendencies and peculiarities of changes in the Kyrgyz ethnos in the era of globalization, it also says that no matter how social, economic and political flaws the

Soviet system possessed, it is obvious that its cultural and social policy turned out to be much more acceptable for the Kyrgyz. than the policy of tsarism.

The new - internationalist - ideology, which was the basis of the Soviet political and economic system, undoubtedly played a positive role in the history of the Kyrgyz people, which was distinguished and is distinguished by a high degree of tolerance towards the culture and beliefs of other peoples. The state, using a powerful repressive apparatus, harshly suppressed any possibility of conflicts arising on ethnic grounds. The education system, which ensured not only the relatively rapid development of science and technology in the USSR, was called upon to educate people in the spirit of internationalism, which was not really a fiction, although, undoubtedly, under the conditions of the Soviet state, it contributed to the more rapid spread and effective consolidation of Russian in its foundation. crops on other cultural soils. It should be noted that at that time in the Russian ethnic ideology and culture there was a rather tangible community spirit, which also had a positive effect on the nature of the adaptation of the Kyrgyz to new social and political and economic conditions for them.

Keywords: ethnos, globalization, activity, culture, civilization, science, technology, industry, ideology, tribalism.

УДК 316(575.2) DOI: 10.24411/2312-8267-2020-10904

Убежденность многих специалистов в том, что глобализация является непосредственным результатом деятельности технически и экономически наиболее развитых государств планеты в ХХ веке опирается на оценку масштабов их экономической деятельности, которые значительно превосходят все предшествующие периоды. Однако такой подход к глобализации, когда, по сути, целиком игнорируются периоды, связанные с созданием материально-технической базы глобализационного процесса, а с ними и определенные принципы, на которых базируется данный процесс. Начало реального процесса глобализации следует связывать, как минимум, с двумя моментами. Во-первых, с созданием промышленного, машинного производства, которое позволило ряду европейских государств эффективно распространить собственное военное, политическое экономическое и, в конечном счете, культурное влияние на многие государства и народы, значительно отдаленных от исконного ареала обитания европейских народов, инициировавших первоначальный этап глобализации. Во вторых, с внедрением и закреплением некоторых существенных элементов европейской культуры (связанных главным образом с техникой и промышленным производством, однако далеко не ограничивающиеся ими) на иных культурных почвах. Для данного процесса были характерны его постоянное ускорение и расширение масштабов, которые в конце концов привели к настоящему положению вещей. А кроме того, закрепление некоторых собственных культурных элементов на иных культурных почвах в силу ряда обстоятельств носило (и носит по сей день) неравномерный характер. Отметим попутно, что, будучи инициированным европейскими государствами, процесс глобализации первоначально носил, так сказать, европейский облик. В настоящее время в нем преобладают англо-американские элементы, но из этого не следует, что так будет всегда. Современное бурное техническое и технологическое развитие ряда государств Юго-восточной Азии придают глобализации азиатские черты. Глобализация чрезвычайно динамичный процесс.

Имея в виду все вышесказанное, мы вправе рассматривать присоединение Кыргызстана к Российской империи, которая на тот момент была одной из европейских держав, как начало вовлечение кыргызского этноса в глобализационный процесс. Разумеется, тогда данный процесс с формальной точки зрения во многом отличался от современного его этапа. И тем не менее в сущностном отношении он мало изменился. Россия и тогда широко используя свое экономическое и техническое превосходство, вторглась на чужие территории, а вместе и иное культурное и духовное пространство и чтобы окончательно и бесповоротно завладеть им, стала активно преобразовывать его, уподобляя его собственному. В политических терминах данный процесс обозначается обычно словом «колонизация».

Следует сказать также, что даже если мы будем придерживаться того взгляда, что глобализация - это явление нескольких последних десятилетий, то все равно должны будем - для более полного и точного представления о характере и сущности трансформации кыргызского этноса - рассмотреть советский период истории кыргызского народа, когда произошли, по сути, наиболее существенные изменения в его культуре и психологии за всю его многовековую и многотрудную историю.

Низвергнув царский режим и осуществив радикальные социально-экономические и политические реформы, Советская Россия, тем не менее, не отказалась от своих стратегических задач, связанных с полным закреплением на территориях, некогда присоединенных к Российской империи. Таким образом, изменились только средства и формы воздействия, и взаимодействия с другими народами империи, но не сам ассимилятивный принцип. Идея Третьего Рима, о которой писал, в частности, Н.А. Бердяев [1], с его мессианским предназначением сохранило для русского народа не только свою привлекательность, но и, по сути, свой императивный характер. На деле это означало, в частности, что кыргызский этнос, как и другие народы империи, должен был - в ближайшей или отдаленной исторической перспективе, в зависимости от конкретных обстоятельств и возможностей - трансформирован в новое состояние и ассимилироваться, если и не целиком, то в значительной мере в русской культурной среде. В связи с данным обстоятельством можно, конечно, выносить морально-этические оценки и предъявлять определенные претензии к русскому народу. Однако при более спокойном, глубоком и взвешенном подходе, подобающем философии, мы, по крайней мере, не сможем не признать естественности поведения русских. Для большей убедительности здесь следует сослаться на ставшее уже хрестоматийным суждение одного из основателей современной геополитической теории Р. Челлена, писавшего: «Государство - не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является сам человек. Одним словом, оно представляет собой биологическое образование или живое существо», которое следует закону роста, при этом «... сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания» [2].

Если мы признаем данное суждение за истинное - а длительный и многообразный опыт человечества свидетельствует в пользу этого - то принципиальным уже становятся не естественные устремления народов и государств, поскольку они практически одинаковы у всех, а конкретные формы и конкретные последствия воздействия и взаимодействия народов и государств, поскольку они практически одинаковы у всех, а конкретные формы и конкретные последствия воздействия и взаимодействия народов и государств. Имея в виду данное обстоятельство, отметим, что в царское время данные формы и последствия были для кыргызского народа во многих отношениях трагические. Мы подразумеваем, в частности, события 1916 года и

Осуществив первый свой шаг, а именно присоединив к себе чужие территории, Россия приступила ко второй фазе - их «освоению», которое на деле могло означать культурное поглощение, происходившее существенно различным образом в досоветский и советский периоды истории Кыргызстана.

«Просветительная» политика царизма, - пишет современный историк Д. Будянский по поводу ассимиляторской политики России того периода, - заключалась в том, что она препятствовала развитию национальной культуры, просвещения, проводилась насильственная русификация нерусских национальностей. Население Кыргызстана оставалось сплошь неграмотным. А если и были какие-то малейшие сдвиги в развитии культуры в крае, то они происходили вопреки государственной политике царизма» [3].

Ю. Абдрахманов в связи с причинами восстания 1916г. писал следующее: «Итоги колонизации Киргизии можно подвести в словах деградация хозяйства, культурный застой,

71

безудержная эксплуатация, доходящая до физического уничтожения трудящихся масс. И этих фактов было достаточно, чтобы поднять восстание» [3].

По подсчетам туркестанских чиновников, коренное население Северного Кыргызстана уменьшилось на 42% [4].

Какими бы социальными, экономическими и политическими изъянами не обладала советская система, очевидно, что ее культурная и социальная политика оказались для кыргызов гораздо более приемлемой, чем политика царизма. Однако следует отметить, что даже в этом случае она изменила своей стратегической долговременной задачи - создание единого для государства культурного пространства, в котором все существовавшие его элементы должны были быть, в конечном счете, унифицированы под основную - русскую. Несомненно, данное утверждение находится в некотором формальном противоречии с реальной политикой метрополии, проводимой ею в советское время. Как известно, в советский период в Кыргызстане были созданы многие элементы национальной культуры, в том числе национальная профессиональная литература, национальная школа, наука, пресса и т.д. Одним из важных результатов государственной политики стало возникновение кыргызской национальной интеллигенции. Однако если иметь в виду конечные цели метрополии по отношению к периферии, предполагающие ту или иную длительность, то все станет на свое место и указанное выше формальное противоречие исчерпает себя.

Для того чтобы создать единое культурное пространство, необходимо было народы, входящие в состав огромной империи, вывести их на приблизительно один уровень жизни, создать единую, жестко централизованную экономику. Ориентация государства на создание мощной промышленной базы, без которой оно не могло решить своей глобальной задачи - победы в соревновании с развитыми капиталистическими государствами, привела к тому, что государство форсировало процесс создания промышленности. Последнее обстоятельство очень важно для нашего исследования, так как между процессом глобализации и промышленным ростом существует прямая связь. Глобализация невозможна без развитой промышленности. Таким образом, Кыргызстан, став частью промышленной империи, был невольно вовлечен, как мы считаем, именно в процесс глобализации. Поясним данную мысль. Под глобализацией, по нашему мнению, следует понимать не только современные ее формы, но и предшествующие им, в частности, осуществлявшиеся в виде жесткого соревнования между двумя мировыми системами - капиталистической и социалистической. Последняя, как известно, потерпела поражение. Тем не менее, именно противостояние этих двух систем существенно стимулировало развитие науки и техники, а с ними неизбежно и процесс глобализации. Хорошо известно. Что полупроводниковые, лазерные, атомные, космические и прочие новации и технологии были результатом военного, экономического и политического противостояния мировых систем.

Форсированное развитие промышленности, науки и техники при установлении тоталитарной политической системы для кыргызов означало на практике их стремительный переход к новым формам жизни и деятельности. В исторически короткий срок советское государство, нередко используя и насильственные, принудительные меры, ликвидировало кочевые формы жизни, изъяло из обращения систему обычного права, заменив его формальной - советской, которая, несмотря на все свои изъяны и противоречия, безусловна, была более прогрессивной и эффективной по сравнению с обычной. Таким образом, из-под традиционного кыргызского общества была изъято ее основа - кочевые формы жизни и хозяйствования. Правда, это не привело к уничтожению общинной культуры и психологии, которые формировались и помогали выживать кыргызам в течение нескольких тысячелетий. Для этого, как показал опыт, в том числе современный, нужен больший срок. Мы рассмотрим несколько ниже более подробным образом данную проблему, в связи с возрождением трайбалистских тенденций в кыргызской среде и их влиянием на политическую и экономическую жизнь государства и общества. Что же касается адаптации кыргызского этноса к новым - советским - условиям, то она была значительно упрощена несколькими важными обстоятельствами, и в первую очередь относительно высокой

72

степенью толерантности в традиционной кыргызской среде и низким уровнем его социальной стратификации.

Список литературы /References

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 9-12.

2. Поздняков Э.А. Геополитика. М., 1995. С. 14.

3. Будянский Д. История беженцев-кыргызов 91916-1927 годы. Бишкек, 2006. С. 37.

4. История кыргызов и Кыргызстана. Учебник для вузов. Бишкек, 2003. С. 189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.