Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ: НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ: НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшина Надежда Игоревна, Пешнин Тимофей Сергеевич, Глухов Максим Андреевич, Норейко Влас Викторович, Норейко Никита Викторович

Статья посвящена выявлению тенденций и особенностей формирования региональных бюджетов на примере Нижегородской области. Целью статьи является выявление устойчивых направлений в формировании региональных бюджетов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в рамках исследования проведен анализ структуры региональных бюджетов в динамике. Оценка проводилась на основании планов бюджетов Нижегородской области за период времени с 2019 по 2022 годы. Объектом и предметом исследования стал областной бюджет Нижегородской области. Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных результатов при планировании будущих проектов региональных бюджетов Нижегородской области; применения регионального опыта при формировании бюджетов иных регионов и для более детальной проработки местных бюджетов, а также выявлением направлений для улучшения методов формирования бюджетов всех уровней, в особенности региональных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшина Надежда Игоревна, Пешнин Тимофей Сергеевич, Глухов Максим Андреевич, Норейко Влас Викторович, Норейко Никита Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND FORMATION FEATURES OF REGIONAL BUDGETS ON THE EXAMPLE OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

The article is devoted to identifying trends and formation features of regional budgets on the example of the Nizhny Novgorod region. The purpose of the article is to identify sustainable trends in the formation of the Russian Federation’s regional budgets. In order to achieve this goal, within the framework of the study, an analysis of the structure of regional budgets in dynamics was carried out. The assessment was carried out on the basis of the budget plans of the Nizhny Novgorod Region for the period from 2019 to 2022. The object and subject of the study was the regional budget of the Nizhny Novgorod region. The practical significance of the work is related to the possibility of using the results obtained in planning future projects budgets of the Nizhny Novgorod region; applying regional experience in the formation of budgets of other regions and for a more detailed study of local budgets, as well as identifying areas for improving the methods of forming budgets at all levels, especially regional ones.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ: НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Тенденции и особенности формирования региональных бюджетов: на примере Нижегородской области

Яшина Надежда Игоревна,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) E-mail: sitnicof@mail.ru

Пешнин Тимофей Сергеевич,

бакалавр экономики, кафедра финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) E-mail: timofeu09@icloud.com

Глухов Максим Андреевич,

бакалавр экономики, кафедра финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) E-mail: max.glukhov13@gmail.com

Норейко Влас Викторович,

бакалавр экономики, кафедра финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) E-mail: vlanik.nn@mail.ru

Норейко Никита Викторович,

бакалавр экономики, кафедра финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) E-mail: liner.747@yandex.ru

Статья посвящена выявлению тенденций и особенностей формирования региональных бюджетов на примере Нижегородской области. Целью статьи является выявление устойчивых направлений в формировании региональных бюджетов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в рамках исследования проведен анализ структуры региональных бюджетов в динамике. Оценка проводилась на основании планов бюджетов Нижегородской области за период времени с 2019 по 2022 годы. Объектом и предметом исследования стал областной бюджет Нижегородской области. Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных результатов при планировании будущих проектов региональных бюджетов Нижегородской области; применения регионального опыта при формировании бюджетов иных регионов и для более детальной проработки местных бюджетов, а также выявлением направлений для улучшения методов формирования бюджетов всех уровней, в особенности региональных.

Ключевые слова: формирование бюджета, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетная политика, дефицит бюджета, профицит бюджета.

Введение

В нынешних реалиях областные бюджеты играют колоссальную экономическую, социальную и политическую роль в жизни государства и общества. Благодаря бюджетам формируются денежные фонды и, тем самым, обеспечивается финансирование ряда национальных программ. Из этого следует немаловажный процесс - выравнивание бюджетов.

Актуальность данной темы заключается в важности корректного составления бюджетов и изучения их эффективности и адресности для повышения стабильности бюджета субъекта Российской Федерации.

В настоящее время формирование региональных бюджетов реализовывается в сложных социальных и экономических реалиях.

Существует ряд проблем, которые сильно тяготят развитие формирования региональных бюджетов, такие как: сильная зависимость от федерального бюджета, большой отток населения в другие города и страны, низкий инвестиционный климат. Все эти проблемы ведут к тому, что регион зачастую неустойчив к получению доходной части бюджета.

Таким образом необходимо развивать систему формирования региональных бюджетов. Нужно делать акцент не только на увеличение доходов, но и на эффективном распределении расходов. Одним из ключевых шагов на пути к решению такой важной задачи можно считать выявление устойчивых тенденций в формировании бюджетов, поскольку лишь координация действий в соответствии с действующими трендами позволит адаптировать финансовый план региона под новые вызовы времени, а также использовать ресурсы более рационально.

Цель исследования

Ключевой целью данной работы ставилось выявление основных тенденций и особенностей в формировании регионального бюджета Нижегородской области на основе анализа структуры его доходной и расходной частей на исследуемом временном промежутке 2019-2022 годов, а также определение возможных вариантов теоретического и практического использования полученных результатов в будущем.

в

Анализируемый материал и методы исследования

В данной статье проанализированы плановые показатели областного бюджета Нижегородской области за период с 2019 по 2022 год. В работе использо-

вались следующие методы исследования: сравнительный и структурный анализы, статистические группировки, экспертная оценка и моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Нижегородская область является крупным региональным центром России и имеет свой бюджет, который формируется на основе доходов и расходов за определенный период времени.

Формирование бюджета Нижегородской области осуществляется органами исполнительной власти региона - правительством Нижегородской области.

Рассмотрим подробнее процесс формирования бюджета Нижегородской области.

1. Источники доходов: налоговые и неналоговые поступления, фонды государственного имущества, прибыль предприятий с государственной долей участия, субсидии и трансферты от федерального бюджета.

2. Расходы: затраты на решение социально-экономических задач, обеспечивающих развитие

инфраструктуры, благосостояние населения, поддержку экономики и прочее. Расходы бюджета постоянно растут, причем особенно заметен рост на социальную сферу, образование, здравоохранение, культуру и другие.

3. Принятие бюджета: проект бюджета Нижегородской области составляется на год и на два следующих плановых года и оформляется соответствующим документом. Проект бюджета обсуждается на разных уровнях - от муниципального до областного. После чего представляется на голосование в областной думе. Там обсуждаются и утверждаются статьи расходов и доходов бюджета.

4. Оценка эффективности: каждый год планируется снижение дефицита бюджета. Проводится анализ результатов, оценивается эффективность использования бюджетных средств и определяются пути снижения расходов. [6]

Рассмотрим таблицу 1, в которой указаны размеры доходов и расходов, а также дефицита/профицита бюджета за период с 2019 по 2022 год. [1-4]

Таблица 1. Основные бюджетные показатели Нижегородской области за исследуемый период

Показатели План

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Доходы (млрд руб.) 177,396 208,731695 225,217978 257,3443751

Расходы (млрд руб.) 187,674 231,92856427569 250,29062730775 308,6763181727

Дефицит/Профицит (млрд руб.) -10,278 -23,19686927569 -25,07264930775 -51,3319430727

Рис. 1. Динамика планируемых итоговых доходов Отметим, что рост доходов сопровождается пропорциональным ростом расходов, что создает дефицит в бюджете Нижегородской области. Это требует балансирования потребностей в различных секторах и программах с ограниченными ресурсами. Для преодоления дефицита в бюджете возможны различные стратегии, включая увеличение доходов путем развития экономики и привлечения инвестиций, а также оптимизацию расходов путем эффективного управления средствами. В то же время такая бюджетная политика может характеризовать регион как развивающийся и перспективный, поскольку происходит вложение средств в проекты, реализация которых приведёт

в будущем к росту благосостояния населения области, а также улучшению условий жизни в регионе.

Далее на рисунке 1 представлены плановые данные, характеризующие доходную часть формируемого регионального бюджета за исследуемый период.

На их основании можно утверждать, что с каждым годом доходы планируется увеличивать в среднем на сумму 20-25 млрд рублей.

На рисунке 2 проанализирована динамика планируемых налоговых поступлений за исследуемый период.

Рис. 2. Динамика планируемых налоговых поступлений за исследуемый период

На рисунке видно, что пиковое значение налоговых доходов было в 2022 году. В 2020 году был небольшой спад планируемых налоговых посту-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

о. в

плений из-за того, что во время COVID-19 многие люди и предприятия потеряли трудоспособность и не смогли в этом же году выйти на свои производственные мощности. В 2021 году ситуация стабилизировалась и доходы увеличились на 21 млрд

руб.

На рисунке 3 изображена подробная структура планируемых налоговых поступлений за исследуемый период.

в плане суммарных поступлений в доходную часть бюджета.

Рис. 3. Подробная структура планируемых налоговых поступлений за исследуемый период

Исходя из данных, налог на прибыль и доходы растёт планомерно из года в год и своего максимума достиг в 2022 году.

Также можно и сказать о налоге на товары, который также на этом отрезке времени показывает рост.

Налоги на совокупный доход имели место к сокращению в 2020 году, но есть объективная причина, которая кроется в коронакризисе. Многие люди, которые работали по УСН (важнейшая составляющая данного налога) закрылись или просто прекращали свою деятельность. Отсюда и недоимка в 2020 году по этому виду налога.

Налог на имущество стабильно вносит свой вклад в планируемые доходные бюджетные показатели. Также в кризисном 2020 году он показал свои наименьшие показатели и доли. Это связано с тем, что половина строительных процессов была заморожена из-за коронавирусной инфекции для того, чтобы подрядчики не понесли высоких человеческих потерь. В 2021 году этот вид налога вернулся на путь роста.

На рисунке 4 изображена динамика планируемых неналоговых доходов за исследуемый период.

Видим, что эта группа доходов достигла своего максимального значения в 2022 году, как и налоговые поступления.

Минимум неналоговых доходов за исследуемый период был в 2020 году. Это связано с уменьшением такой составляющей, как штрафы, санкции и возмещение ущерба. Из-за введенных ограничений в 2020 году в бюджет пришло меньше доходов, чем годом ранее.

Видна тенденция, как штрафы и санкции со временем уступают лидирующие позиции (начинается в 2022 году) доходам от использования имущества

Рис. 4. Динамика планируемых неналоговых доходов за исследуемый период

В рисунке 5 представлен подробный анализ составляющих неналоговых поступлений за весь исследуемый период.

Рис. 5. Динамика неналоговых составляющих доходной части бюджета субъекта

Уменьшение такой составляющей, как штрафы, санкции и возмещение ущерба связано с введением ограничений в 2020 году и, вследствие этого, недополучением в бюджет доходов от этого источника поступлений, чем годом ранее.

Платежи при пользовании природными ресурсами находятся примерно на одной величине за весь исследуемый период. То же самое касается доходов от оказания платных услуг.

На рисунке 6 представлена динамика планируемых безвозмездных поступлений в доходную часть областного бюджета Нижегородской области за весь исследуемый период.

На данном рисунке видно, что в 2020 году планируемое значение безвозмездных поступлений достигло своего пика. Это связано с тем, что была потребность для того, чтобы выровнять бюджеты. Также в 2020 году не все бюджетные элементы смогли справиться с нахлынувшей коронавирусной инфекцией и всеми вытекающими последствиями из неё.

Рис. 6. Динамика планируемых безвозмездных поступлений

Самый низкий уровень безвозмездных поступлений был в 2019 году. В 2021 и 2022 году продолжилась тенденция крупных безвозмездных траншей. Из-за кризиса 2020 года Министерство финансов решило перестраховаться и сохранить этот кризисный уровень.

На рисунке 7 видна динамика структурных составляющих безвозмездных поступлений в бюджет субъекта РФ за период с 2019 года по 2022 год.

Рис. 7. Динамика структурных составляющих безвозмездных поступлений в бюджет субъекта РФ за период с 2019 года по 2022 год

Итак, максимальный уровень дотаций и иных межбюджетных трансфертов был в 2020 году.

Динамика общих планируемых расходов

300,000000 250,000000

200,000000

150,000000

100,000000

0,000000

JU8,0S

г 250,29 ^ИН

231,9285643

lili

млрд. руб. План 2019 г.

млрд. руб. План 2020 г.

млрд. руб. План 2021 г.

млрд. руб. План 2022 г.

Рис. 8. Планируемые расходные показатели бюджета субъекта РФ за всё время исследования

Планируемый уровень субсидий повышается из года в год.

Субвенции же имеют тенденцию с 2020 года к уменьшению.

Перейдем к анализу динамики расходной части бюджета. В рисунке 8 представлены значения планируемых расходных показателей бюджета Нижегородской области за период исследования.

Как и планируемые доходы, так и планируемые расходы имеют склонность к ежегодному росту. Самый большой рост расходов произошел в 2022 году и в сравнении с 2021 годом этот показатель вырос на около 58 млрд руб.

Ниже на рисунке 9 будет подробно проанализированы все расходные показатели за период исследования.

Рис. 9. Анализ составляющих расходных показателей бюджета Нижегородской области за период исследования

Общегосударственные расходы увеличивались в течении исследуемого периода.

Расходы на национальную оборону резко выросли в 2022 году из-за объективных обстоятельств, связанных с СВО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальная экономика и ЖКХ также показывали увеличение расходов из года в год.

Расходы на охрану окружающей среды сократились в 2021 году, но вернулись на прежний уровень в 2022 году.

Расходы на образование росли каждый год и достигли максимального значения в 2022 году.

Расходы на культуру и кинематограф значительно возросли в 2020 году и держались на примерно одном уровне со времени этого скачка.

Расходы на здравоохранение были сильно увеличены в период пандемии.

Расходы на социальную политику также продолжали увеличиваться каждый год.

Расходы на физическую культуру и спорт увеличивались из года в год, чтобы максимально поддержать людей в занятии спортом.

Расходы на СМИ, обслуживание государственного и муниципального долга, а также межбюджетные трансферты оставались стабильными на протяжении всего исследуемого периода.

Заключение

Анализ формирования регионального бюджета Нижегородской области показал, что в последние годы регион столкнулся с рядом финансовых сложностей. Несмотря на увеличение доходной части бюджета, расходная часть все еще остается высокой, что приводит финансовый план региона к состоянию дефицита.

В ходе данной работы определено, что доходы и расходы бюджета Нижегородской области прямо пропорционально растут из года в год. Такой тренд роста доходов и расходов в бюджете Нижегородской области говорит о положительных тенденциях в экономике региона, которые приводят к увеличению объема финансовых потоков.

Однако, необходимо также учитывать возможные колебания в экономических условиях и другие факторы, влияющие на финансовую стабильность региона, в целях своевременного прогноза возможных изменений в расходах и адаптации доходной части бюджета.

Также стоит учитывать, что радикальное сокращение поступлений в бюджет региона негативно повлияет на развитие инфраструктуры, социальных программ и других приоритетных направлений. Поэтому, для достижения стабильности и устойчивого экономического роста, необходимо балансировать между получением надлежащих доходов и эффективным использованием средств на инвестиции в приоритетные проекты. [5]

Из данного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Стабильный рост доходов регионального бюджета свидетельствует о положительной динамике экономического развития и улучшении благосостояния населения в регионе.

2. Формирование бюджета с учетом социально-экономических приоритетов позволяет региону стратегически распределить средства на основные сферы, такие как образование, здравоохранение, культуру и социальную политику, улучшая качество жизни населения.

3. Планируемые показатели растут из года в год, что свидетельствует о реализации долгосрочных стратегических целей регионального развития. Повышение финансирования модернизации инфраструктуры, поддержки малого и среднего бизнеса, инноваций и других приоритетных направлений способствует достижению устойчивого развития.

4. Бюджетный дефицит в определенных сферах, таких как национальная оборона и охрана окружа-

„ ющей среды, указывает на необходимость дальня нейшего увеличения финансирования в этих обла-® стях для обеспечения национальной безопасности Я и экологической устойчивости. ~ 5. Сбалансированный подход к планированию ^ расходов, прозрачность и контроль использования

бюджетных средств, а также поиск дополнительных источников доходов и оптимизация расходов играют ключевую роль в достижении финансовой устойчивости и эффективного управления бюджетом.

Таким образом, анализ формирования регионального бюджета Нижегородской области показывает, что регион успешно справляется с задачами по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и повышению качества жизни населения.

Литература

1. Проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

2. Проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

3. Проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

4. Проект закона Нижегородской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

5. Рябова, Е.В. Бюджетное устройство Российской Федерации: учебное пособие для вузов / Е.В. Рябова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 248 с. - (Высшее образование). - IS-BN978-5-534-12312-8. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/518832 (дата обращения: 23.07.2023).

6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н.Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н.Г. Ивановой, М.И. Кан-куловой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 398 с. - (Высшее образование). - ISBN978-5-534-15625-6. -Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/ bcode/511460 (дата обращения: 23.07.2023).

TRENDS AND FORMATION FEATURES OF REGIONAL BUDGETS ON THE EXAMPLE OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

Yashina N.I., Peshnin T.S., Glukhov M.A., Noreyko V.V., Noreyko N.V.

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (UNN) - National Research University Finance and Credit Department

The article is devoted to identifying trends and formation features of regional budgets on the example of the Nizhny Novgorod region. The purpose of the article is to identify sustainable trends in the formation of the Russian Federation's regional budgets. In order to achieve this goal, within the framework of the study, an analysis of the structure of regional budgets in dynamics was carried out. The assessment was carried out on the basis of the budget plans of the Nizhny Novgorod Region for the period from 2019 to 2022. The object and subject of the study was the regional budget of the Nizhny Novgorod region. The practical significance of the work is related to the possibility of using the results obtained in planning future projects budgets of the Nizhny Novgorod region; applying regional experience in the formation of budgets of other regions and for a more detailed study of local budgets, as well as identifying areas for

improving the methods of forming budgets at all levels, especially regional ones.

Keywords: budgeting, budget revenues, budget expenditures, budgetary policy, budget deficit, budget surplus.

References

1. Draft law of the Nizhny Novgorod Region "On the regional budget for 2019 and for the planning period 2020 and 2021"

2. Draft law of the Nizhny Novgorod Region "On the regional budget for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022"

3. Draft law of the Nizhny Novgorod Region "On the regional budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023"

4. Draft law of the Nizhny Novgorod Region "On the regional budget for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024"

5. Ryabova, E.V. Budgetary structure of the Russian Federation: a textbook for universities / E.V. Ryabova. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 248 p. - (Higher education). - IS-BN978-5-534-12312-8. - Text: electronic // Yurayt Educational Platform [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/518832 (accessed: 07/23/2023).

6. The budget system of the Russian Federation: textbook and workshop for universities / N.G. Ivanova [et al.]; edited by N.G. Ivanova, M.I. Kankulova. - 3rd ed., reprint. and add. -Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 398 p. - (Higher education). - ISBN978-5-534-15625-6. - Text: electronic // Yurayt Educational Platform [website]. - URL: https://urait.ru/ bcode/511460 (accessed: 07/23/2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.