Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
СЕРГЕЕВА Наталия Митрофановна ТЕНДЕНЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯ КАДРОВОГО ...
УДК 378.1:001
DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0056
ТЕНДЕНЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СТРАНЫ
© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 433643 SPIN: 2472-6269
СЕРГЕЕВА Наталия Митрофановна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305033, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. Российская Федерация находится в стадии осуществления перехода национальной экономики на инновационный тип развития. К сожалению, данный процесс осложняется множеством негативных факторов, в виде обострения структурных проблем, череды экономических кризисов, пандемии, возникшей на фоне распространения коронавирусной инфекции и многих других. Высшие учебные заведения являются элементами инновационной инфраструктуры, с одной стороны, и субъектами, способствующими ее формированию. С реформированием российской системы высшего образования, а конкретно с ее переходом на Болонскую модель, возникла ситуация, при которой началось прогрессивное развитие негативных тенденций в отрасли. Одной из важнейших проблем, обострившихся с началом реформ, стало формирование кадрового потенциала для высшей школы страны. Многие авторы подчеркивают, что с проникновением в образовательную систему элементов сферы услуг, оно потеряло свою статусность, что впоследствии стало одним из условий девальвации ценности профессии преподавателя в обществе. В стране наблюдается сокращение количества студентов и вузов, что обуславливает сокращение потребности в научно-педагогических работниках. В то же время и внутри кадрового состава на фоне этих сокращений происходят необратимые изменения, главным образом, в виде безвозвратного убытия кадров из системы высшего образования и отсутствия эффективных механизмов их восполнения. В перспективе это негативно скажется на формировании кадрового потенциала страны, и, как следствие, может спровоцировать серьезные проблемы при переходе национальной экономики к инновационному типу развития.
Ключевые слова: система высшего образования, высшая школа, аспирантура, социальный статус, Болонская система, девальвация профессии, наука.
TRENDS AND CHANGES IN THE PERSONNEL POTENTIAL OF HIGHER EDUCATION IN THE COUNTRY
© The Author(s) 2021
SERGEEVA Natalia Mitrofanovna, candidate of pharmaceutical sciences, associate professor of department «Economics and management» Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marksa St., 3, e-mail: [email protected]) Abstract. The Russian Federation is in the process of transition of the national economy to an innovative type of development. Unfortunately, this process is complicated by many negative factors, such as the aggravation of structural problems, a series of economic crises, a pandemic that occurred against the background of the spread of coronavirus infection, and many others. Higher education institutions are elements of the innovation infrastructure, on the one hand, and the subjects that contribute to its formation. With the reform of the Russian higher education system, and specifically with its transition to the Bologna model, there was a situation in which the progressive development of negative trends in the industry began. One of the most important problems that became more acute with the beginning of the reforms was the formation of human resources for higher education in the country. Many authors emphasize that with the penetration of service sector elements into the educational system, it lost its status, which later became one of the conditions for devaluing the value of the teaching profession in society. There is a reduction in the number of students and universities in the country, which leads to a reduction in the need for research and teaching staff. At the same time, there are irreversible changes within the personnel structure against the background of these reductions, mainly in the form of irrevocable loss of personnel from the higher education system and the lack of effective mechanisms for their replenishment. In the future, this will have a negative impact on the formation of the country's human resources potential, and as a result, may provoke serious problems in the transition of the national economy to an innovative type of development.
Keywords: higher education system, higher school, postgraduate studies, social status, educational system, profession devaluation, science.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном обществе, несмотря на тенденции к проникновению цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека и расширение автоматизации процессов в производстве, высокую актуальность имеет вопрос подготовки кадров. Запросы национальной экономики имеют особенности изменяться, что особенно стало ощутимо в условиях распространения коронавирусной инфекции в начале этого года. Пандемия выступила дополнительным и весьма результативным стимулом для развития цифровой экономики [1], поскольку народное хозяйство на данном этапе функционирования уже предполагало течение фазы активного внедрения информационных технологий и инноваций, способствующих цифровой трансформации российских компаний. Пандемия, вынудившая множество людей перейти на удаленную работу, спровоцировала рост спроса на программное обеспече-
ние, на обеспечение и поддержку процессов совместной удаленной работы, тем самым стимулируя развитие цифровизации. Стоит отметить, что оцифровка данных и автоматизация принятия управленческих решений уже признавались цифровизацией [2]. Цифровизация же, в свою очередь, расширяет возможности финансового анализа, для проведения которого необходимы сбор и систематизация экономической информации, что вручную достигается довольно сложно.
В разгар ограничительных мер большинство сфер экономики пришли в упадок, но некоторые из них показали положительную динамику. Помимо производителей программного обеспечения увеличили свою деятельность предприятия розничной торговли, развивая направления электронной коммерции и доставки, и коммуникационные компании [3]. До пандемии все эти процессы развивались довольно медленно, но теперь механизм цифровой трансформации получил мощный катализатор в виде коронавирусной инфекции и теперь
SERGEEVA Natalia Mitrofanovna
TRENDS AND CHANGES IN THE PERSONNEL ..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
вряд ли остановится.
С развитием цифровых технологий произойдут безвозвратные изменения на рынке труда, так как часть профессий будет вытеснена с рынка или значительно преобразована под требования новой экономики [4]. Изменения коснутся и системы высшего образования Российской Федерации, которая уже несколько лет находится в состоянии преобразования. Сейчас диплом о высшем образовании является своеобразным минимумом, доказывающим способность его обладателя выполнять определенную работу, но это вовсе не означает, что он обладает глубокими знаниями и получил качественную подготовку [5].
Массовизация и формализация высшего образования привела к его обесцениванию в обществе, а наряду с тенденциями по фиктивному исполнению требований системы высшего образования, ежегодно увеличивающими нагрузку на профессорско-преподавательский состав и приводящими к искажению истинной сущности профессии преподавателя высшей школы, к девальвации профессии [6].
Негативные изменения в системе высшего образования Российской Федерации были спровоцированы ее переходом на Болонскую модель в 2007 г. [7], поскольку адаптировать ее под российские реалии не хватило ресурсов, времени, квалификации, впрочем, и само общество было не готово к подобным изменениям. В этой связи высокую актуальность приобретает вопрос развития кадрового потенциала в системе высшего образования страны, поскольку трансформация экономической среды будет требовать подготовки соответствующих кадров для национальной экономики, что является зоной ответственности, в том числе, системы высшего образования страны.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Переход системы российского высшего образования на Болонскую модель, к сожалению, нельзя назвать удавшимся. Российская система высшего образования, основывающаяся на принципах советской модели, сильнейшими сторонами которой были доступность, универсальность и бесплатность образования, пришла к моменту реформирования в состояние упадка, поскольку в постперестроечный период испытывала недофинансирование, что уже тогда повлекло развитие предпосылок к ухудшению качества кадрового состава отрасли наряду с потерей ресурсной базы [8].
Западная система, изначально строившаяся на иных условиях, не вполне подошла для примера адаптации российской системы к условиям меняющегося мира с его глобализацией и универсализацией процессов [9]. Во-первых, при ее внедрении не были учтены запросы и возможности населения на получение высшего образования, а также российский менталитет, который крайне тяжело принимает любые изменения. Во-вторых, значительно ускорились изменения рыночной среды, которые на фоне череды экономических кризисов изменили логический порядок изменений требований отечественного рынка труда. И в-третьих, отечественные научно-педагогические кадры оказались просто не готовы к столь динамичным изменениям, которые по требованиям контролирующей системы должны были внедряться очень быстро, от чего пострадало и качество их внедрения и качество выдаваемых знаний [10].
Российское общество оказалось не подготовлено к внедрению Болонской модели, до самих граждан, как и до предприятий, не была донесена сущность этой модели, что так и не привело к формированию мотивацион-ной составляющей для получения магистерской степени и окончания аспирантуры. Теперь, получив диплом бакалавра, редко кто двигается дальше [11].
В новых условиях обострилась и проблема подготов-248
ки кадров для системы высшего образования, поскольку престиж профессии преподавателя высшей школы в обществе снизился. Причин этого явления масса, важнейшими из которых являются уровень заработной платы, снижение социального статуса преподавателя в обществе, бюрократизация процесса обучения, искоренение истинной сущности преподавательской деятельности из профессии - начиная от ограничения возможности непосредственно заниматься наукой и заканчивая утратой возможности реализовывать свой интеллектуальный и педагогический потенциал [12].
Одной из весомых причин для этого послужило проникновение рыночных механизмов в образовательную и научную среду, что сделало классические университеты учреждениями, торгующими образованием или оказывающими образовательные услуги, а это в соответствии с условиями рынка, имеет определенную цену, а тот, кто платит, тот и диктует свои условия [13]. В таких условиях усугубилась проблема профессионального выгорания научно-педагогических работников, которые по воле вышестоящей системы вынуждены стали приспосабливаться к новым реалиям, как вынуждены приспосабливаться стали и сами вузы. Процесс оказался довольно сложным, отягощенным ухудшением экономических условий внутри страны, старением профессорско-преподавательского состава, внедрением системы эффективного контракта и различных рейтингов, ранжирующих положение вуза в образовательной среде страны, от чего в перспективе зависит уровень дохода конкретного образовательного учреждения [14-19].
Во многом из-за проблем с финансированием вузов и стандартизации и унификации процесса подготовки преподавательских кадров связано ухудшение обновления кадрового состава в вузах. Отсутствие квалифицированных, способных и энергичных кадров не позволяет вузам полноценно развивать инновационную среду, что является одним из важнейших условий перехода национальной экономики на инновационный путь развития. Излишняя коммерциализация образовательной деятельности и риск избыточного административного управления, наряду с отсутствием реальных стимулов для обновления кадрового потенциала вузов, особенно остро затрагивает региональные университеты [20]. Все это порождает опасность сокращения кадрового потенциала страны, и, как следствие, несет угрозу снижения возможностей страны в ее инновационном развитии [21].
В связи с этим актуальным будет проанализировать основные тенденции в развитии системы высшего образования в Российской Федерации и изменения, коснувшиеся кадрового потенциала российских вузов.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Рассмотреть динамику основных показателей развития системы высшего образования в Российской Федерации и оценить динамику развития кадрового потенциала организаций высшего образования внутри страны.
Постановка задания. Проанализировать динамику количества вузов, филиалов самостоятельных образовательных организаций, численности студентов, профессорско-преподавательского состава в разрезе ученых степеней и званий в период 2015-2019 гг.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В работе использовались общенаучные инструменты анализа, обобщение и интеллектуальный анализ данных и статистические методы анализа [22]. Статистической базой для анализа стали данные Министерства науки и высшего образования Российской Федерации [23].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Преобразования в системе высшего образования Российской Федерации, происходящие, в мягко говоря, не вполне благоприятных условиях, прежде всего де-
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA
Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
СЕРГЕЕВА Наталия Митрофановна ТЕНДЕНЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯ КАДРОВОГО ...
мографических и социально-экономических, привели к развитию негативных тенденций в отрасли (рисунок 1).
6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
1 4590,2
2015 г. | 2019г. Количество вузов
Количество филиалов самостоятельных образовательных организаций
Численность студентов в вузах и филиалах, тыс. чел.
Рисунок 1 - Динамика основных показателей развития системы высшего образования в Российской Федерации
Количество вузов в стране сократилось на 19,2%, количество их филиалов уменьшилось почти наполовину, а количество студентов за пять лет уменьшилось более чем на миллион человек или на 18,3%. Одно условие порождает другое - уменьшение спроса на образовательные услуги в силу объективных демографических причин и изменения требований рынка (рост спроса на рабочие профессии) привело к снижению потребности в вузах и их филиалах. Следовательно, это должно было найти отражение и в развитии кадрового потенциала образовательной системы (рисунок 2).
Рисунок 2 - Динамика численности профессорско-преподавательского состава в федеральных округах
Российской Федерации, чел.
Численность профессорско-преподавательских кадров в динамике уменьшилась на 50,4 тыс. чел. или на 18,0%. Наибольшие сокращения коснулись категории кандидатов наук, количество которых сократилось на 27 тыс. чел. или на 16,9%. Количество докторов наук изначально было в 3,8 раза ниже и в динамике соотношение практически сохранилось, сокращение по этой категории составило 14,3%. В относительных показателях наибольшее сокращение произошло среди профессоров, количество которых в динамике уменьшилось на 22,0%, в то время как количество доцентов уменьшилось на 12,9%, но в номинальном выражении численность доцентов снизилась на 12,9 тыс. чел., а профессоров на 6,7 тыс. чел. Таким образом, следует предположить, что во-первых, одной из причин этого стало сокращение количества рабочих мест, а во-вторых, старение кадров. И то и другое предполагает, что потерянные кадры с высокой вероятностью даже при возникновении необходимости уже не вернутся в вузовскую среду, а восполнения за счет подготовки новых не происходит.
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Как отмечает Waring M. [24], переход современных университетов к модели корпоративных университетов породил конфликт со старыми нормами академической свободы, ставя под угрозу профессиональную идентичность преподавателя высшей школы, и мы с этим согласны.
На фоне прочих проблем происходит не только девальвация ценности профессии преподавателя высшей
школы, но и усугубляются тенденции профессионального выгорания научно-педагогических работников из-за возросшей нагрузки и формализации образовательного процесса [25, 26], что мы также считаем серьезной проблемой современного российского общества.
Мы согласны с Бочковой Е.В. [27] во мнении о том, что достижение формального результата по прохождению программы обучения, установленной стандартами ФГОС, по принципу организации обучения студентов на двух предыдущих ступенях образования негативно влияет на стимул проведения научных исследований и провоцирует уход науки из системы высшего образования, что в перспективе вместо способствования формированию инновационной среды вузов, являющихся элементами инновационной системы страны, будет приводить к обратному эффекту.
Также мы согласны с мнением Пономаревой И.К. и Акифьева И.В. [28], что для сохранения научных традиций и широкого спектра исследований необходимо формирование кадрового потенциала в системе высшего образования страны в виде аспирантского корпуса, но обязательным условием для этого должно быть увеличение финансирования со стороны государства.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Еще в советское время считалось, что преподавание - это удовлетворение собственного научного интереса за счет средств государства, и это для многих талантливых ученых служило хорошим стимулом, наряду с получением престижного статуса преподавателя высшей школы, пользующегося уважением в обществе и получающим хороший доход на фоне остальных профессий. Сейчас ситуация изменилась не в лучшую сторону для высшей школы, о чем свидетельствует снижение количества студентов, вузов и численности научно-педагогических работников. К сожалению, во многом это обусловлено ситуацией с финансированием социальной сферы внутри государства и с поиском способов реформирования российской системы высшего образования в кратчайшие сроки, поскольку процесс глобальных изменений в мировой экономике ускорился и требует немедленных решений. В ходе практического перехода российской системы высшего образования на Болонскую модель стало очевидным, что сам процесс проработан недостаточно детально и требует срочной адаптации к российским условиям, особенно в части решения проблемы подготовки кадрового потенциала для высшей школы. В связи с этим необходимо обратить больше внимания на проблему повышения социального статуса преподавателя высшей школы в обществе и на расширение возможностей подготовки будущих преподавателей за счет государства, причем с максимальным возвращением традиций старой школы, когда преподаватель имел больше возможностей для реализации собственного интеллектуального потенциала и проявления индивидуального подхода к своему роду деятельности.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Вопрос перехода страны на инновационный путь развития на текущем этапе развития экономики стоит довольно остро, как и проблема, порождающая торможение данного вопроса - формирование инновационной среды. Высшие образовательные учреждения по определению выступают элементами инновационной среды и в то же время способствуют ее формированию. И здесь высокую актуальность приобретает вопрос кадрового обеспечения как национальной хозяйствующей системы, так и системы, которая непосредственно занимается подготовкой этих кадров - системы высшего образования. Следовательно, с возникновением все большего количества проблем, касающихся подготовки кадров для национальной экономики, все большую актуальность приобретает поиск решения проблем восполнения кадрового потенциала высшей школы, что определяет высокую актуальность изысканий в данном направлении._
SERGEEVA Natalia Mitrofanovna
TRENDS AND CHANGES IN THE PERSONNEL ..
Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)
ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конягина М.Н., Есаян С.К. Пандемия как стимул для развития цифровой экономики //Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. Т. 11. № 2 (44). С. 76-84.
2. Турко Л. В. Сущность феномена цифровой экономики, анализ определения понятия «цифровая экономика» //Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 2. С. 88.
3. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Вероятные социальные и экономические последствия пандемии коронавируса COVID19 // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020. № 2 (79). С. 60-71.
4. Соловьева Т.Н., Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Активизация инновационных процессов в российской экономике на примере отдельных отраслей //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 317-321.
5. Кузьминов Я. И. Вызовы и перспективы развития университетов в России // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 5-8.
6. Бадалов Л.А. Обеспечение кадровых связей между научно-педагогической деятельностью и практикой // Федерализм. 2017. № 2 (86). С. 35-46.
7. Ширинкина Е.В. Тенденции и проблемы развития системы высшего образования в России // Современная научная мысль. 2016. № 3. С. 148-154.
8. Леканова Е.Е., Хохлова Е.В. Конвергенция болонской модели образования и российской системы образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. С. 113.
9. Крючкова С.Е., Меликов И.М., Храпов С.А. Глобализация высшего образования: социокультурный аспект //Logos et Praxis. 2018. Т. 17. № 1. С. 40-48.
10. Морозова Г.В., Гаврилов А.Р. Модернизация системы образования в России глазами студентов // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2017. № 3 (26). С. 43-47.
11. Тавхитова Е.Р. Актуальные проблемы развития современной системы высшего образования в России // Доклады Башкирского университета. 2020. Т. 5. № 4. С. 261-265.
12. Копылова О.Ю., Молокостова А.М. Профессиональное выгорание преподавателей высшей школы и самореализация // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 322-326.
13. Сорос, Дж. Открытое общество. Реформируя Глобальный капитализм/ Дж.Сорос; пер с англ. О. Алякринский [и др.]; науч. ред. С.Афонцев. — М.: Некоммерческий фонд «Поддержки культуры, образования и новых информационных технологий», 2001. — 464с.
14. Скляр Е.С. Конкурентоспособность преподавателя вуза как одно из условий повышения качества образовательных услуг // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 5 (38). С. 14.
15. Петрук Г.В. Методические аспекты оценки качества профессорско-преподавательского состава университета // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 289-291.
16. Смирнов Д.В. Система сбора и обработки актуальных требований к квалификации специалистов для формирования рекомендаций по изменению образовательных программ //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 6 (34). С. 177-183.
17. Meniailo V.I. Professionalization and projectification of the doctoral education in the world // Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 53-54.
18. Меняйло В.И. Содержательно-операционный компонент готовности будущего доктора философии к исследовательско-иннова-ционной деятельности //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 30-32.
19. Меняйло В.1. Професшний розвиток майбутнього доктора фiлософu //Revista ¡tiinfificá progresiva. 2020. Т. 3. № 1 (3). С. 18-20.
20. Дегтярев А.К., Воденко К.В. Вуз как социально-экономическая система инновационного типа // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 2. С. 109-121.
21. Эзрох Ю.С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 7. С. 9-40.
22. Применение методов статистики: теория и практика: учебное пособие / Д.А. Зюкин, О.В. Святова, С.А. Беляев и др. — Курск: КГМУ, 2017. -164 с.
23. Статистическая информация в сфере научных исследований и разработок в сфере высшего образования. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index. php (Дата обращения: 20.11.2020 г.).
24. Waring M. Management and leadership in UK universities: exploring the possibilities of change // Journal of Higher Education Policy and Management. 2017. Vol. 39, Issue 5. P. 540-558. DOI: https://doi.org/101 080/1360080X.2017.1354754.
25. Сенашенко В.С. О престиже профессии «преподаватель высшей школы», ученых степеней и ученых званий //Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 36-44.
26. Кудрявцева М.В. Профессиональное выгорание преподавателей высшей школы // Вестник современных исследований. 2019. № 3.16 (30). С. 51-53.
27. Бочкова Е.В., Авдеева Е.А., Назаренко В.А. Аспирантура в системе высшего образования России: новые правила и новые проблемы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 17-23.
28. Пономарева И.К., Акифьев И.В. Система непрерывного обра-
зования: формирование аспирантского корпуса в условиях российской действительности // European Social Science Journal. 2018. № 6. С. 203-206.
Статья поступила в редакцию 30.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021
250
OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA