Научная статья на тему 'Тенденции, формирующие систему образования доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. Главы 4, 5 (пер. С англ. )'

Тенденции, формирующие систему образования доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. Главы 4, 5 (пер. С англ. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
516
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Мы продолжаем публикацию доклада «Тенденции, формирующие систему образования», подготовленного специалистами ОЭСР. Сегодня вашему вниманию представлены четвертая и пятая главы. Содержание Глава 1. Старение общества в странах ОЭСР 1.1. Сокращение численности детей 1.2. Увеличение продолжительности жизни 1.3. Изменение структуры возрастных групп населения Глава 2. Глобальные вызовы 2.1. Наша перенаселенная планета 2.2. Разрыв между благосостоянием и бедностью во всем мире 2.3. Мобильность населения 2.4. Глобальные вызовы в сфере экологии Глава 3. На пути создания нового экономического пространства 3.1. Глобальная экономика 3.2. Наукоемкая экономика услуг Глава 4. Изменяющийся мир занятости и профессий 4.1. Стала ли работа меньше доминировать в жизни людей? 4.2. Становятся ли связи с рынком занятости менее надежными и прочными? 4.3. Женщины на рынке занятости Глава 5. Учащееся общество 5.1. Образовательные достижения 5.2. Увеличение инвестиций в образование 5.3. Глобальные модели образования неравенство и потоки учащихся Глава 6. ИКТ: Следующее поколение 6.1. Цифровая революция 6.2. Расширение всемирной информационной паутины 6.3. Что впереди? web 2.0? Глава 7. Граждане и государство 7.1. Изменение форм участия в политической жизни 7.2. Роль государства всеобщего благосостояния. Сокращение государственного аппарата? Глава 8. Социальные связи и ценности 8.1. Изменение структуры семьи 8.2. Происходит ли ослабление социальных взаимосвязей? 8.3. Эволюция ценностей Глава 9. Устойчивое благополучие? 9.1. Повышения уровня благосостояния и энергопотребления 9.2. Усиление неравенства 9.3. Образ жизни с риском для здоровья Текст «Тенденции, формирующие систему образования. Выпуск 2008» впервые был опубликован ОЭСР на английском и французском языках под названием: Trends Shaping Education 2008 Edition. Les grandes mutations qui transforment l'education Edition 2008. © 2008 OECD Все права защищены. © 2009 Государственный университет Высшая школа экономики для российского издания. Публикуется с разрешения ОЭСР, Париж. Государственный университет Высшая школа экономики несет ответственность за качество перевода на русский язык и его соответствие оригиналу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции, формирующие систему образования доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. Главы 4, 5 (пер. С англ. )»

От редакции

Мы продолжаем публикацию доклада «Тенденции, формирующие систему образования», подготовленного специалистами ОЭСР. Сегодня вашему вниманию представлены четвертая и пятая главы.

Содержание

Глава 1. Старение общества в странах ОЭСР

1.1. Сокращение численности детей

1.2. Увеличение продолжительности жизни

1.3. Изменение структуры возрастных групп населения Глава 2. Глобальные вызовы

2.1. Наша перенаселенная планета

2.2. Разрыв между благосостоянием и бедностью во всем мире

2.3. Мобильность населения

2.4. Глобальные вызовы в сфере экологии

Глава 3. На пути создания нового экономического пространства

3.1. Глобальная экономика

3.2. Наукоемкая экономика услуг

Глава 4. Изменяющийся мир занятости и профессий

4.1. Стала ли работа меньше доминировать в жизни людей?

4.2. Становятся ли связи с рынком занятости менее надежными и прочными?

4.3. Женщины на рынке занятости Глава 5. Учащееся общество

5.1. Образовательные достижения

5.2. Увеличение инвестиций в образование

5.3. Глобальные модели образования — неравенство и потоки учащихся

Глава 6. ИКТ: Следующее поколение

6.1. Цифровая революция

6.2. Расширение всемирной информационной паутины

6.3. Что впереди? web 2.0?

Глава 7. Граждане и государство

7.1. Изменение форм участия в политической жизни

7.2. Роль государства всеобщего благосостояния. Сокращение государственного аппарата?

Глава 8. Социальные связи и ценности

8.1. Изменение структуры семьи

8.2. Происходит ли ослабление социальных взаимосвязей?

8.3. Эволюция ценностей Глава 9. Устойчивое благополучие?

9.1. Повышения уровня благосостояния и энергопотребления

9.2. Усиление неравенства

9.3. Образ жизни с риском для здоровья

18

Текст «Тенденции, формирующие систему образования. Выпуск 2008» впервые был опубликован ОЭСР на английском и французском языках под названием:

Trends Shaping Education — 2008 Edition.

Les grandes mutations qui transformed l’education — Edition 2008.

© 2008 OECD

Все права защищены.

© 2009 Государственный университет — Высшая школа экономики для российского издания. Публикуется с разрешения ОЭСР, Париж. Государственный университет — Высшая школа экономики несет ответственность за качество перевода на русский язык и его соответствие оригиналу.

ТЕНДЕНЦИИ,

ФОРМИРУЮЩИЕ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ1

Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. 2008. Глава 4

Стала ли работа меньше доминировать в жизни людей? Становятся ли связи с рынком занятости менее надежными и прочными?Женщины на рынке занятости

Одной из важных задач образования является подготовка к жизни в мире занятости. Система образования должна осуществлять эту подготовку, учитывая тот факт, что на рынке занятости происходят важные изменения. В то же время процессы, протекающие в мире занятости и профессий, оказывают влияние на положение семей и местных сообществ, а следовательно, отражаются и на молодых людях — на их перспективах, мировоззрении и личных целях. Мы сосредоточим внимание на трех важных проблемах:

• изменение продолжительности рабочего времени: в течение года и в течение всей жизни — чтобы ответить на вопрос, стала ли работа меньше доминировать в нашей жизни;

• динамика показателей временной и неполной занятости — чтобы выяснить, становятся ли наши связи с рынком труда менее надежными и прочными, чем были раньше;

Глава 4. Изменяющийся мир занятости и профессий

1 Trends Shaping Education. 2008. Edition. Center for Educational Research and Innovation (CERI). OECD. Пер. с англ.

19

Образовательная политика

• продолжающийся рост занятости женщин наряду с существованием разрыва в размерах заработной платы у мужчин и женщин.

4.1. Стала ли работа меньше доминировать в нашей жизни?

Тенденция к сокращению продолжительности рабочего времени наблюдается в Японии, Соединенных Штатах и Европе, причем в Европе количество рабочих часов стало значительно меньше. Срок служебной карьеры также становится короче, по меньшей мере у мужчин, хотя мы стали жить дольше и продолжительность обучения в раннем возрасте увеличилась. В карьере женщин происходят изменения в противоположную сторону. С точки зрения образования это значимые изменения: увеличение продолжительности времени, в течение которого родители свободны от работы, несомненно, влияет на домашнюю обстановку учащегося. При таком сокращении количества рабочих часов жизнь, к которой готовит молодых людей система образования, существенно отличается от условий предшествующих лет, хотя значение и место трудовой деятельности в жизни человека, конечно, не определяется просто количеством рабочих часов.

Рис. 1. Люди стали работать меньше

Количество рабочих часов за год в Японии, Соединенных Штатах и Западной Европе, 1987-2006 гг.

Япония

США

ЕС-15

Источник: OECD (2007), Labour Force Statistics Database.

Рисунок 1 свидетельствует о сокращении количества рабочих часов на душу населения в течение рассматриваемого периода в некоторых регионах, входящих в ОЭСР. Приведены данные по всем группам занятого населения, в том числе имеющим полную и неполную занятость. Таким образом, рост числа работников с неполной занятостью приводит к снижению средних показателей, даже если он означает увеличение общего количества рабочих часов в сфере экономики. Рисунок 1 отражает разные модели, суще-

20

Тенденции, формирующие систему образования

ствующие в странах ОЭСР: значительное сокращение количества рабочих часов на душу населения происходит в Японии и Европе, в то время как в Соединенных Штатах наблюдается незначительное увеличение соответствующих показателей в 1990-е годы, совпавшее с сильным экономическим ростом.

Рисунок 2 показывает, что в большинстве стран ОЭСР срок карьерной службы для мужчин становится короче. Мужчины старшего возраста (от 50 до 64 лет) теперь прекращают работать раньше, чем это было в начале 1970-х годов, причем самые существенные изменения происходили в 1970-х и 1980-х годах (в 1990-х годах отмечается незначительная тенденция к обратным изменениям).

В представленной на рис. 2 динамике показателей продолжительности трудовой карьеры мужчин отразились такие факторы, как возраст ухода в отставку или на пенсию, устаревание профессиональных навыков, изменение условий на рынке профессий и компенсация занятости партнеров. Для женщин ситуация на рынке занятости коренным образом отличается: доля работающих женщин старшего возраста продолжает увеличиваться практически во всех странах ОЭСР (за исключением Польши, Турции и, в незначительной степени, Греции). Самое большое число работающих женщин старшего возраста отмечается в северных странах и Новой Зеландии.

Рис. 2. Сокращение срока служебной карьеры в связи с тем, что меньше людей,

по крайней мере мужчин, работает после 50 лет

Участие на рынке занятости мужчин и женщин в возрасте 50-64 лет:

1970 и 2004 г.

ш Мужчины в 2004 г. I I Мужчины в 1970 г. !■ Женщины в 2004 г. I I Женщины в 1970 г.

100

Источник: OECD (2007), Society at a Glance.

Судя по всему, работа стала играть менее важную роль в нашей жизни, чем раньше, — это проявляется как в сокращении количества рабочих часов в году и продолжительности служебной карье-

21

Образовательная политика

ры, так и в увеличении сроков обучения и уходе на пенсию в более раннем возрасте. Это означает, что у нас появляется больше свободного времени для досуга и отдыха. Часть этого времени можно потратить на обучение по формальным образовательным программам или по различным неформальным курсам. Те, кто работает, могут не воспринимать уменьшение количества рабочих часов как сокращение времени, потраченного на работу, из-за таких факторов, как увеличение времени на дорогу на работу и обратно, повышение интенсивности труда и нарастание стрессов, а также размывание границ между жизнью на работе и дома. В то же время вероятность, что тенденция к сокращению срока трудовой карьеры может быть неустойчивой, будет оказывать непосредственное влияние на образование.

Как это влияет на образование?

• Увеличение количества свободного времени может способствовать повышению спроса на образование, особенно на краткосрочные информационные курсы обучения и информационно-развлекательные программы. Должны ли школы удовлетворять этот спрос?

• Могут ли молодые люди тратить еще больше времени на образование, особенно если тенденция к сохранению рабочих мест за людьми старшего возраста исчезнет в ближайшее время? Должны ли школы предпринимать какие-либо шаги для решения этой проблемы или она относится исключительно к компетенции системы третичного образования и образования для взрослых?

• Приводит ли сокращение количества рабочих часов у мужчин к тому, что отцы могут более активно участвовать в школьной жизни? Приводит ли увеличение числа работающих женщин к тому, что у матерей и у родителей в целом становится меньше времени для участия в школьной жизни?

4.2. Становятся ли связи с рынком занятости менее надежными и гарантированными?

Мы можем проанализировать не только данные о занятости населения и количестве рабочего времени в течение года или в течение жизни, но и то, какого рода работу люди выполняют. Важным аспектом анализа является изучение вопроса о том, увеличилось или уменьшилось количество людей, получающих гарантированные контракты, возможности для карьерного роста и нематериальные выгоды, в том числе доступ к повышению профессиональной подготовки. В этот раздел включены два показателя: доля временных рабочих мест и рабочих мест с неполной занятостью. Рост числа временных контрактов более растянут по времени, чем рост числа контрактов с неполной занятостью: устойчивый рост числа временных рабочих мест продолжается с начала 1980-х годов. Таким образом, необходимо, чтобы люди, получившие образование, имели базовые знания, профессиональные навыки и квалификацию, которые обеспечивали бы им гарантированные позиции на

22

Тенденции, формирующие систему образования

рынке занятости, в том числе возможность справиться с изменениями и нестабильностью.

Рис. 3.

Увеличение количества временных рабочих мест

Распространенность временной занятости (в процентах от общей занятости)

Нидерланды

Среднее по странам ОЭСР-11

Ирландия

16

ю

14

12

8

6

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

1983 1985 1987 1989 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005

Примечание. Для анализа были отобраны 11 стран, по которым имелись данные с начала 1980-х годов: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Япония, Люксембург, Нидерланды и Великобритания; представлены средние показатели и данные по странам с самой высокой и самой низкой временной занятостью.

Источник: OECD (2007), Labour Force Statistics Database.

Представленные на рис. 3 данные по 11 странам свидетельствуют о существующей в течение 20 лет тенденции к распространению временной занятости. Не все страны идут по одному и тому же пути, но в среднем по странам ОЭСР отмечается четкая тенденция: с 1983 г. доля временных рабочих мест увеличилась с 6 до 10% общей численности рабочих мест. В некоторых странах, например в Нидерландах, этот показатель стал значительно выше и составил около 15%. Имеющихся данных явно недостаточно для того, чтобы говорить о «выводе рабочих мест за штатное расписание», но временные контракты стали реальностью на рынках занятости, независимо от того, были они заключены по выбору работника или стали для него единственным возможным вариантом трудоустройства.

Изучение структуры рынка занятости также свидетельствует о том, что она включает группу населения, работающего неполный рабочий день, — по определению, данному ОЭСР, это означает «менее 30 часов в неделю». Традиционно эта модель была характерна для структуры занятости женщин, в связи с чем возникает вопрос: считают ли женщины неполную занятость предпочтительным вариантом трудоустройства или это свидетельствует о невыгодных условиях занятости, предоставляемых женщинам? Мы видим, что по сравнению с мужчинами женщины гораздо чаще продолжают работать неполный рабочий день: свыше 25% женщин и менее 10% работающих мужчин (рис. 4). Доля мужчин и женщин, занятых

23

Образовательная политика

неполный рабочий день, увеличилась крайне незначительно (для стран ОЭСР этот показатель составил в среднем 25,7% в 1994 г. и 26,4% в 2006 г. для женщин; 7,2% в 1994 г. и 8,1% в 2006 г. для мужчин). Вместе с тем ситуация в разных странах крайне неоднородна. В Нидерландах все больше женщин (60%) и значительная доля мужчин (16%) работают неполный рабочий день; в Словацкой Республике, где зафиксирован самый низкий уровень неполной занятости среди стран ОЭСР, эти показатели крайне незначительны и составляют менее 5% даже для женщин.

Тенденции, обсуждаемые в этом разделе, идут вразрез с картиной увеличивающегося досуга, представленной в предыдущем параграфе. Временная и неполная занятость порождают специфические стрессы: поиск работы становится постоянной задачей наряду с профессиональной деятельностью, возникает необходимость постоянно выбирать между требованиями, которые выдвигают роли работника и родителя, временная занятость означает частую смену места работы.

Рис. 4. Незначительное повышение уровня неполной занятости за период с 1994 г.

Доля (в процентах) населения, занятого неполный рабочий день (т.е. менее 30 часов в неделю), в отдельных странах ОЭСР (страны «Большой шестерки», страны с самыми высокими и самыми низкими показателями), отдельно для мужчин и женщин

1994 Ш 2006

Источник: OECD (2007), Labour Force Statistics Database.

Как это влияет на образование?

• Насколько эффективно школы справляются с подготовкой молодых людей к решению проблем и обеспечению своего благополучия в условиях нестабильности? Получают ли они навыки и знания, которых требует рынок труда, или

24

Тенденции, формирующие систему образования

какие-то другие, которые необходимы в социальной и личной жизни?

• Трудности получения надежной позиции на рынке труда и ее удержания предполагают, что основной ответственностью образовательных систем является обеспечение перехода в рабочую жизнь. Существуют ли отдельные случаи или общая тенденция к тому, что школы и преподаватели относятся к экономике как к «грязному слову», пятнающему репутацию образования как источника «чистых» знаний?

• Как должна проводиться профилизация в средней и старшей школе, чтобы расширить выбор и возможности учащихся с точки зрения их подготовки и к дальнейшему образованию, и к будущей профессиональной деятельности? Насколько эффективна эта деятельность в настоящее время?

В настоящее время все больше женщин устраиваются на оплачиваемую работу. В предыдущих разделах уже говорилось о том, что сейчас ситуация сильно изменилась по сравнению с периодом 30-летней давности: все больше женщин старшего возраста в отличие от мужчин продолжают работать. 25% всех работающих женщин в странах ОЭСР — т.е. гораздо больше, чем мужчин, — работают неполный рабочий день, тем не менее уровень занятости женщин неуклонно растет и приближается к уровню занятости мужчин. В то же время разрыв в заработной плате мужчин и женщин, несмотря на некоторое его сокращение, сохраняется. Образование является неотъемлемой частью этих процессов и служит как их причиной, так и следствием. В последние десятилетия одной из самых ярко выраженных тенденций в сфере образования стал рост достижений девушек и женщин; это является результатом как более активного выхода женщин на рынок труда, так и изменений профессиональных амбиций женщин.

Все больше женщин во всех возрастных группах взрослого населения после получения образования заняты на оплачиваемой работе. За период с 1994 по 2005 г. в странах ОЭСР в целом занятость женщин увеличилась в среднем на 3%, а более чем в половине стран рост доли работающих женщин превысил 5%. В Испании и Ирландии этот рост оказался наиболее высоким и составил около 20%. Рисунок 5 свидетельствует и об исключениях в тенденции к увеличению занятости женщин в рассматриваемый период — в тех странах, в которых исторически это уровень был высоким (Чешская Республика) или низким (Турция). Тем не менее за период с 1994 г. в 26 из 30 стран ОЭСР уровень занятости женщин повысился.

Разрыв в заработной плате мужчин и женщин является совокупным результатом воздействия ряда факторов, среди которых: типы рабочих мест, которые склонны занимать женщины; большая вероятность того, что они будут работать неполный рабочий день (хотя разрыв в заработной плате определяется на основе сопоставления данных о работниках, занятых в течение полного рабо-

4.3. Женщины на рынке занятости

25

Образовательная политика

чего дня, неполная занятость может иметь долгосрочные последствия с точки зрения перспектив карьерного роста), и обычная дискриминация. В течение последних 25 лет этот разрыв сокращается: медиана разницы в среднем уровне доходов в странах ОЭСР, составлявшая в 1980 г. 28%, к 2004 г. сократилась до 18%. Вполне естественно, что в некоторых странах эти показатели выше или ниже среднего уровня. Так, в Швеции, где разрыв в заработной плате мужчин и женщин значительно ниже, чем в среднем по странам ОЭСР, за период с 1980 г. наблюдался его незначительный рост (рис. 6). Что невозможно было включить в этот раздел, но что также является частью картины разницы в доходах, так это тенденции к конкретной занятости, превалирующие у женщин и у мужчин, и величина, на которую это неравенство изменилось за последние десятилетия.

Рис. 5.

Увеличение численности работающих женщин

Доля работающих женщин (в процентах) в 1994 и 2005 гг.

# к# Л## #4# 0^4#^ к#,# #

* о0

Источник: OECD (2007), OECD Factbook.

Увеличение численности работающих женщин, несомненно, оказывает решающее влияние на образ жизни и домашние условия в семьях учащихся школ. Неуклонное повышение образовательного уровня и амбиций женщин неразрывно связано с этим явлением и в тоже время служит его причиной. Результаты других исследований, проведенных в странах ОЭСР, свидетельствуют о том, что в секторе рынка занятости, наиболее тесно связанном со школьным образованием, т.е. в сфере преподавательской деятельности, в целом наблюдается рост занятости женщин; это привело к феминизации дошкольных учреждений и начальной школы, к выравниванию соотношения между мужчинами и женщинами в сфере преподавания в средней школе и к увеличению числа женщин, ставших руководителями учебных заведений.

26

Тенденции, формирующие систему образования

Рис. 6. Разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами сокращается,

но остается по-прежнему значительным: 1980-2004 гг.

Разница (в процентах) между средними доходами мужчин и женщин, работающих полный рабочий день, в отдельных странах ОЭСР

Примечание. Страны, которые представили данные за весь период. Источник: OECD (2006), Society at a Glance.

Как это влияет на образование?

• Какую роль — прямо или косвенно — играют школы в определении карьерных и профессиональных (а также и образовательных) выборов детей младшего возраста — девочек и мальчиков? Какие выбраны приоритетные направления дальнейших изменений в этой области?

• Какое влияние оказывает на школьное образование небывало высокая численность матерей, делающих профессиональную карьеру? Привело ли это к изменению распределения обязанностей по воспитанию детей между школой и семьей, вне зависимости от того, к лучшему или к худшему? Привело ли это к изменению отношений между отцами и школами?

• Как влияет на школы и преподавателей тенденция к растущей феминизации учительского корпуса? Необходимо ли проводить политику, направленную на изменение этой тенденции, и если да, то каким образом?

ПОЛУЧИТЕ БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Публикации ОЭСР

• OECD (2003) The World Economy: Historical Statistics. OECD Publishing, Paris.

• OECD (2004) Employment Outlook 2004. OECD Publishing, Paris.

27

Образовательная политика

• OECD (2006) Live Longer, Work Longer. OECD Publishing, Paris.

• OECD (2006) Society at a Glance. 2006 Edition. OECD Publishing, Paris.

• OECD (2007) OECD Factbook 2007. OECD Publishing, Paris.

• OECD (2007) Society at a Glance. 2007 Edition. OECD Publishing, Paris.

• OECD (2007) Labour Force Statistics Database 1986-2006: 2007 Edition. OECD Publishing, Paris.

Дополнительная литература

• OECD (2001) The Creative Society of the 21st Century. OECD Publishing, Paris.

• OECD (2005) Definition and Selection of Key Competencies: Executive Summary. OECD Publishing, Paris.

Определения используемых понятий

• Неполная занятость. Как правило, речь идет о занятости, которая составляет менее 30 часов в неделю на основном месте работы. Работать неполный день могут как наемные работники, так и самостоятельно занятое население. Уровень занятости определяется на основании данных опросов работающих членов домашних хозяйств. Согласно инструктивным материалам МОТ, работающими считаются лица в возрасте от 15 лет и старше, которые были заняты на оплачиваемой работе не менее одного часа в течение предыдущей недели.

• Временная занятость. Формы занятости по найму, которые не обеспечивают работнику долгосрочных трудовых отношений: в трудовом договоре указывается определенный ограниченный срок его действия или работника нанимают для выполнения конкретных, ограниченных по времени задач. Все другие варианты временной занятости менее четко определены, и каждая страна составляет и использует для определения типа занятости — постоянной или временной — свой список видов трудовой деятельности, которые считаются временными.

Текст «Тенденции, формирующие систему образования. Выпуск 2008» впервые был опубликован ОЭСР на английском и французском языках под названием:

Trends Shaping Education — 2008 Edition.

Les grandes mutations qui transformed l’education — Edition 2008.

© 2008 OECD

Все права защищены.

© 2009 Государственный университет — Высшая школа экономики для российского издания. Публикуется с разрешения ОЭСР, Париж. Государственный университет — Высшая школа экономики несет ответственность за качество перевода на русский язык и его соответствие оригиналу.

Образовательные достижения. Увеличение инвестиций в об- Глава 5 Уча разование. Глобальные модели образования — неравенство и потоки учащихся щееся

общество

Экономику и общество в странах ОЭСР теперь часто называют ____________

«экономикой, основанной на знаниях» и «обществом, основанным на знаниях». Эти широкие понятия охватывают такие показатели, как огромный объем информации, которая доступна частным лицам и компаниям, и легкость ее получения; растущий уровень квалификаций, достигнутых в результате получения образования; ключевая роль знаний в повседневной жизни и трудовой деятельности.

Несомненно, в таком богатом информацией и сильно зависящем от знаний мире ведущую роль играет образовательный процесс. Но мы не можем утверждать, что более высокие уровни достижений в обучении и увеличение инвестиций в образование автоматически приводят к повышению эффективности образовательного процесса или что они не ведут к росту затрат наряду с увеличением преимуществ. Результаты, к которым ведут основные тенденции и изменения в сфере образования, являются такими же комплексными, как и проблемы в других областях, рассматриваемых в этом исследовании.

В этой главе мы опишем некоторые тенденции развития образования, в которых на основании международных данных можно выявить актуальные изменения и вызовы. (Мы не использовали статистические данные, связанные с подробной характеристикой систем образования.) Мы рассмотрим следующие три центральные темы:

• повышение уровня образовательных достижений;

• увеличение ресурсов, выделяемых на образование;

• глобальные модели образования — неравенство между регионами и международные потоки учащихся. 1

1 Trends Shaping Education. 2008. Edition. Center for Educational Research and Innovation (CERI). OECD. Пер. с англ.

29

Образовательная политика

5.1. Образовательные достижения

Одной из наиболее заметных тенденций в сфере образования является неуклонное повышение достигаемого уровня подготовки. Учитывая то, что среднее образование стало практически всеобщим, о расширении участия в образовании целесообразно говорить исходя из доли населения, получившего высшее образование. Эти тенденции, которые во всем мире больше затрагивают женщин, чем мужчин, очень важны для образования, причем не только как индикатор того, что происходит внутри системы. Так, например, они свидетельствуют о том, что родители в целом стали высокообразованными и изменилось их отношение к школам. Также рост социальной значимости, который сопровождал получение профессии учителя, стал менее выраженным.

Рис. 1. Значительное увеличение количества людей с высшим образованием

Доля населения (в процентах) с высшим образованием в возрастных группах от 25 до 34 и от 55 до 64 лет

Источник: OECD (2007), Education at a Glance.

В течение последних 50 лет во многих странах ОЭСР наблюдалось значительное расширение сферы образования. Повысился минимальный возраст окончания обучения (и профессиональной подготовки, в которой период обучения является частью обязательных требований), и все больше людей продолжали обучение после наступления этого минимального возраста. Старшая школа стала практически всеобщей, тогда как высшее образование превратилось из элитного достижения счастливого меньшинства в массовые системы во многих странах.

Для того чтобы показать масштабы изменений, можно сопоставить доли получивших высшее образование (общий термин,

30

Тенденции, формирующие систему образования

охватывающий все третичные уровни образования после получения полного среднего) в группах взрослого населения более молодого и более старшего возраста (рис. 1). В странах ОЭСР в целом менее одного из каждых пяти человек в возрасте от 55 до 64 лет имеют высшее образование, что сильно отличается от показателя в 32% для группы населения в возрасте от 25 до 34 лет. Разрыв между показателями доли лиц с высшим образованием среди взрослого населения более молодого и более старшего возраста составил более 20% в Японии, Южной Корее,

Ирландии, Испании и Франции (в Южной Корее эти показатели соотносятся как 51:10). В других странах взрослое население более молодого возраста имеет более высокую квалификацию, чем население более старшего возраста, но по-прежнему менее одного из пяти человек получают высшее образование (Австрия,

Венгрия, Португалия, Мексика, Словацкая Республика, Италия,

Чешская Республика и Турция).

Рисунок 2 показывает, что в целом в странах ОЭСР женщины медленно, но неуклонно обгоняют мужчин по показателям окончания старшей школы и получения высшего образования. Среди населения в возрасте от 55 до 64 лет закончили старшую школу менее половины женщин и 60% мужчин, а число женщин более молодого возраста, окончивших старшую школу, возросло до 80% и превышает этот показатель у мужчин, среди которых лиц, закончивших старшую школу, стало больше всего на 17%. Численность женщин с высшим образованием более чем удвоилась — с 16 до 35% — и также превышает показатели мужчин, где прирост составил всего 8% (до 29%).

Рис. 2. Женщины обгоняют мужчин по показателям окончания

старшей школы и получения высшего образования

Доля (в процентах) мужчин и женщин, окончивших старшую школу, и лиц с высшим образованием в различных возрастных группах в странах ОЭСР

Мужчины, окончившие старшую школу — — — Женщины, окончившие старшую школу Мужчины с высшим образованием ..Женщины с высшим образованием

31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательная политика

Как это влияет на образование?

• Приводит ли повышение уровня образовательных достижений к пропорциональному повышению уровня знаний, профессиональной квалификации и понимания культурного контекста?

• Являются ли более образованные родители неоценимым образовательным ресурсом, дополняющим деятельность школ? Или они, наоборот, не принимают участия в жизни школ: меняют социальное окружение или выбирают частные услуги, тем самым лишая школы своей поддержки?

• Более высокий уровень образовательных достижений у женщин, чем у мужчин, стал нормой жизни и не имеет прецедентов в истории. Почему это происходит и будет ли эта тенденция сохраняться? К каким долгосрочным социальноэкономическим последствиям это приведет?

5.2. Увеличение инвестиций в образование

В большинстве стран ОЭСР, представивших соответствующие данные, за последнее десятилетие расходы на образование выросли как в абсолютном выражении, так и из расчета на одного учащегося. Увеличению инвестиций способствовали высокие темпы экономического роста во многих странах, особенно во второй половине 1990-х годов. Увеличение расходов на одного учащегося школы явилось также результатом сокращения численности учащихся в некоторых странах ОЭСР. Но благодаря ли повышению роли образования в современном мире, зависящем от знаний, или просто сокращению числа детей, поступающих в школы, — представленные на рисунках данные свидетельствуют об увеличении расходов на образование, по крайней мере вплоть до середины 2000-х годов.

Инвестиции в школьное образование, отраженные на рис. 3 в расчете на одного учащегося в год, увеличились за период с середины 1990-х годов до 2004 г. во всех странах, которые представили эти данные. Швейцария тратит на учащихся школ больше всех, хотя за последнее десятилетие здесь наблюдался лишь незначительный рост этих расходов. Указанная часть расходов на образование резко — на 50% и более — увеличилась в Греции, Венгрии, Ирландии, Польше, Португалии, Словацкой Республике и Турции. Эти суммы, представленные в долларах и скорректированные с учетом инфляции, позволяют провести непосредственное сопоставление данных в различные периоды времени и в разных странах.

В большинстве стран увеличение расходов на одного учащегося явилось результатом того, что инвестиции в систему образования увеличивались быстрее, чем число учащихся. Несмотря на то что увеличение ресурсов в расчете на одного учащегося отчасти объясняется сокращением численности учащихся школ — это является основной причиной роста ресурсов в Чешской Республике, Греции, Венгрии, Японии, Польше, Португалии и Испании, — снижение демографических показателей не служит основной причи-

32

Тенденции, формирующие систему образования

ной проявления «щедрости» по отношению к школьному образованию где бы то ни было. Учитывая то, что расходы включают разные статьи (заработная плата учителей и директоров школ, административные расходы, затраты на здания и инфраструктуру, специальные проекты), это общее увеличение расходов не всегда означает, что те, кто работает в школах, получили более высокое вознаграждение.

Рис. 3. Рост инвестиций в школьное образование

Расходы на одного учащегося в год на все образовательные услуги в сфере дошкольного, полного среднего и начального профессионального (не третичного) образования (в долларах США, конвертированных в соответствии с ППС на основе эквивалентов полной занятости) Ш 1995 Ш 2004

12000

Источник: OECD (2007), Education at a Glance: OECD Indicators.

В сфере высшего образования наблюдалось более быстрое увеличение численности учащихся, чем в школах. Инвестиции в высшее образование также увеличивались, но в расчете на одного студента рост расходов не выглядит существенным: они увеличились с $10 145 до $11 100 в странах ОЭСР в целом. В некоторых странах — Чешской Республике, Венгрии, Польше, Португалии, Швеции и Великобритании — расходы на высшее образование в расчете на одного студента фактически сократились за период с 1995 по 2004 г., хотя и незначительно, главным образом из-за быстрого увеличения числа студентов. На рис. 4 представлены данные об увеличении (слева) и сокращении (справа) расходов на высшее образование в расчете на одного студента.

33

Образовательная политика

Рис. 4. Изменение инвестиций в высшее образование

Расходы на одного студента в год на все образовательные услуги в сфере высшего образования (в долларах США, конвертированных в соответствии с ППС на основе эквивалентов полной занятости)

Ш 1995 Ш 2004

25 000 20000 15000 10000 5000 0

Источник: OECD (2007), Education at a Glance: OECD Indicators.

Как это влияет на образование?

• Во всех странах ОЭСР расходы на одного учащегося школы в среднем увеличились. Как наиболее эффективно потратить эти средства? У каких инвестиций самый высокий коэффициент отдачи?

• Очевидно, что увеличение ресурсов, выделяемых на образование, является приоритетной задачей общества. Велика ли вероятность того, что эта тенденция будет сохраняться? Что произойдет, если ситуация изменится?

• Увеличение расходов на школьное образование не означает автоматически, что улучшились результаты: в Финляндии сохраняется средний уровень расходов, но достигнуты высокие результаты, а в Норвегии, Италии и Соединенных Штатах, которые больше тратят на образование, результаты гораздо ниже (на основании данных Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, проводимой ОЭСР). Что можно сделать для того, чтобы эффективнее расходовать средства?

5.3. Глобальные модели образования — неравенство и потоки учащихся

В данном разделе рассматриваются тенденции в двух очень разных областях развития образования. Что касается начального образования, то численность учащихся увеличивается во всем мире, но сохраняются существенные различия между богатыми и бедными странами. В то время как в странах ОЭСР существует всеобщее начальное школьное образование (и растет охват дошкольным образованием), а также расширяется система среднего и высшего

34

Тенденции, формирующие систему образования

образования, в развивающихся и особенно в наименее развитых странах значительная доля населения по-прежнему не имеет доступа даже к начальному образованию. О глобальном неравенстве также свидетельствует тенденция к переезду студентов, зачастую из развивающихся стран, в страны ОЭСР для получения высшего образования. За последние 30 лет международный рынок высшего образования вырос в 4 раза.

Рис. 5

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Примечание. В системе ООН отсутствует четкое определение развитых и развивающихся стран или регионов. Принято считать, что большинство стран ОЭСР относятся к развитым регионам. Более четко определено понятие «наименее развитые страны»: это список, включающий 50 стран, которые отобраны в соответствии с конкретными критериями.

Источник: Статистическое подразделение ООН.

Практически во всех странах повышается доля населения, получающего образование. В развивающихся регионах доля учащихся начальной школы увеличилась с 80 до 88%, а в наименее развитых странах эта доля возрастала еще более быстрыми темпами — с 53 до 74% (рис. 5). Но существенное неравенство в этой области сохраняется. По оценкам ООН, основанным на данных о численности учащихся, в 2005 г. в школе не учились 72 млн детей младшего школьного возраста; 57% из них составляли девочки. Эти данные, возможно, слишком оптимистичны, поскольку дети могут быть зачислены в школы, но нерегулярно посещать занятия. Как правило, также отсутствуют данные о численности учащихся в странах, находящихся в состоянии конфликта или выходящих из состояния конфликта. Таким образом, общая картина положения в мире свидетельствует о том, что во многих странах не достигнуто даже всеобщее начальное образование.

При рассмотрении другого полюса образовательного спектра можно заметить, что в сфере высшего образования наблюдается

Увеличение численности учащихся в начальной школе, особенно в наименее развитых странах

Доля детей младшего школьного возраста (в процентах), которые получают начальное образование

Развитые регионы Развивающиеся регионы Наименее развитые страны

35

Образовательная политика

совершенно другая глобальная тенденция (рис. 6). За последние три десятилетия резко возросла численность студентов, получающих высшее образование за пределами своих стран, — с 600 тыс. человек во всем мире в 1975 г. до 2,7 млн в 2005 г., т.е. более чем в 4 раза. Рост интернационализации высшего образования ускорился в течение последнего десятилетия, что является следствием глобализации в сфере экономики и общественной жизни.

Анализ данных о странах происхождения и странах пребывания иностранных студентов во всем мире свидетельствует о том, что они перемещаются только в одном направлении: в страны ОЭСР из всех остальных стран мира. В 2005 г. абсолютное большинство из 2,73 млн зачисленных студентов, получающих высшее образования за пределами своих стран, учились в странах ОЭСР (2,3 млн учащихся, или 84%), и более 2/3 из них приходилось на студентов, приехавших из стран, не входящих в ОЭСР. Студенты из азиатских стран (не считая студентов из таких стран — членов ОЭСР, как Япония и Южная Корея) составляют самую большую группу иностранных студентов, получающих образование в странах ОЭСР: это 40% всех иностранных студентов. Студенты из Китая образуют самую большую подгруппу (на них приходится 16,7% общей численности иностранных студентов в ОЭСР). На студентов из стран Африки приходится 11 %, а на студентов из стран Южной Америки — всего 5,7%.

Рис. 6. Увеличение численности иностранных студентов

в высших учебных заведениях

Численность студентов во всем мире, которые получают высшее образование

Как это влияет на образование?

• В наименее развитых странах в целом наблюдается положительная тенденция к увеличению численности учащихся в начальной школе, хотя при этом сохраняются серьезные проблемы и неравенство между странами мира. Что еще можно было бы предпринять, особенно более богатым странам ОЭСР?

36

Тенденции, формирующие систему образования

Щ

• Все больше студентов получают образование за пределами страны проживания. Следует ли это считать здоровой тенденцией к интернационализации образования, стирающей границы между странами? Или это свидетельствует о том, что более богатые страны и организации создают новые рынки и источники доходов в собственных интересах?

• Является ли давно существующее понятие «утечка мозгов» релевантным в условиях глобализации мира? Происходит ли «утечка мозгов» в процессе интернационализации высшего образования? Или интернационализация является способом быстрого освоения возросшего объема знаний и профессиональных навыков в странах, которые не могут самостоятельно создать достаточно эффективную систему высшего образования?

ПОЛУЧИТЕ БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Публикации ОЭСР

• OECD (2007) Education at a Glance: OECD Indicators 2007. OECD Publishing, Paris.

Другие публикации

• United Nations (2007) Millennium Development Goals 2007. United Nations, New York.

Тематические веб-сайты

• UN Millennium Development Goals: http://unstats.un.org/ unsd/mdg/default.aspx.

Другие проекты Центра исследований и инноваций в области образования (CERI)

• Schooling for Tomorrow: www.oecd.org/edu/future/sft.

• University Futures: www.oecd.org/edu /universityfutures.

Определения используемых понятий

• Образовательные достижения. Состояние достижений определяется на основании данных о доле (в процентном выражении) определенной возрастной группы в общей численности населения, получившей образование на конкретном уровне.

• Образовательные уровни. Для определения образовательного уровня используется Международная стандартная классификация образования — МСКО-97 (см.: www.oecd. org/edu/eag2007).

• Расходы на образование в расчете на одного учащегося. Расходы на образование в расчете на одного учащегося на конкретном уровне образования рассчитываются путем деления общей суммы расходов учебных заведений на этом уровне образования на количество студентов этих учебных заведений, рассчитанное в эквиваленте полной заня-

37

Образовательная политика

тости. Во внимание принимаются только те образовательные учреждения и программы, по которым имеются данные о численности учащихся и расходах.

• Эквивалент полной занятости (учащегося). Эквивалент полной занятости — это единица измерения, которая используется для определения фактической учебной нагрузки учащегося, вместо того чтобы исходить из того, что все учащиеся, занятые полную рабочую неделю, имеют номинальную учебную нагрузку. В тех странах, где существуют значительные различия между фактической учебной нагрузкой и номинальной учебной нагрузкой, при расчете, например, расходов на обучение одного учащегося, могут быть получены разные результаты. В случае отсутствия информации о фактической учебной нагрузке считается, что один учащийся, занятый полную рабочую неделю, равен одному эквиваленту полной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.